Главная    Академия    Секрет изобретателя. Глава 6
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая. Глава пятая

Секрет изобретателя

Владимир Орлов

Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия"
1946

Глава шестая ИЗОБРЕТЕНИЯ-ОБОРОТНИ

КОЛЕСО ВЗБЕСИЛОСЬ

Раз Ходжа Насреддин с приятелем попал в город Конию.

Очень поразили путников высокие, тонкие минареты, которых много в этом городе. Приятель спрашивает:

- Никак не могу понять, как их строят?

- Проще простого, - отвечает лукавый Ходжа. - Роют глубокий колодец и выворачивают его наизнанку.

Хотел человек пошутить, сказал чепуху и сам не знал, что вышла правда. Из колодцев, конечно, башен не делают. Но бывали такие примеры в истории больших изобретений, что невольно приходят на ум минарет и колодец Ходжи.

Имеется привычная, давно всем известная вещь. Поглядят на нее с необычной стороны, вывернут наизнанку, и нежданно является могучее изобретение.

В южных краях, где жили культурные люди в древние времена, воды для посевов не хватало, так что приходилось орошать поля искусственно, подавая воду из речек. Для этого издавна применяли водоподъемные колеса.

Ставили в речку большое деревянное колесо с ковшами по ободу. Колесо вертели волы и люди, и ковши один за другим зачерпывали воду, подымались кверху и один за другим опрокидывались в жолоб, укрепленный наверху. А из жолоба вода самотеком растекалась по оросительным канавам.

Денно и нощно трудились люди, в поте лица крутя водоподъемные колеса. На одной реке оказалось на редкость упрямое колесо. Река была быстрая и бурная, под водой ковши шли против течения, и вода, ударяя в ковши, тащила их назад. Тужась из последних сил, человек проворачивал рукоятку, загребая ковшами наперекор течению. Обессилев, он выпустил рукоятку. И тут колесо взбесилось. Оно завертелось само. Тщетно человек ловил руками, пытаясь ухватить рукоятку.

Чорта с два! Колесо отбрасывало его прочь. Колесо вертелось, как бешеное, но не подымало больше воды. Оно шло в обратную сторону, и ковши вверх дном подымались кверху.

И, наверное, человек молил водяных богов, чтобы они урезонили колесо, прибрали его к рукам, снова заставили работать. А быть может, он и не молил своих богов.

Именно этот человек и был, быть может, великим изобретателем, который первый увидел двигатель во взбесившемся водоподъемном колесе.

"Колесо вертится само, - сверкнуло у него в голове, - Тем лучше! Приделаю к нему еще несколько ковшиков. Да гак, чтобы они зачерпывали воду и тащили ее кверху, при вращении колеса. Тогда колесо само будет подымать воду!"

Он так и сделал. ; И колесо за иего стало делать его тяжелую работу.

Не надо было ни волов, ни ослов, не надо было крутить тугую рукоятку. Речка работала сама, она сама подымала всю воду, и вода журчала, плескалась и булькала в жолобе.

МАШИНЫ ОБОРОТНИ

Нередко конструкторы нарочно применяли навыворот водоподъемные машины, чтобы получить разнообразные водяные двигатели. Удачно получилось с архимедовым винтом. Эту водоподъемную машину придумал величайший механик древности Архимед. Она походит слегка на теперешнюю мясорубку, одним концом погруженную в воду. В трубе вертится спиральный винт и гонит воду вверх, точно так как гонится мясо в мясорубке.

Впоследствии архимедов винт превратили в водяную турбину. Стали, наоборот, прогонять воду через трубу, и винт завертелся, словно крылья мельницы под напором ветра. Получилась отличная водяная турбина, которая неплохо работает даже при небольшом напоре воды.|

На заре электротехники динамомашины и электромоторры совершенствовали отдельно. Считалось, что это совсем различные машины и к каждой нужен свой особый подход. Но вот на Всемирной выставке в Париже один рабочий случайно подключил провода от работающей динамомашины к другой, которая не работала. И та динамо, что не работала, вдруг завертелась.

С тех пор поняли, что динамомашина и электромотор - это одно и то же, что динамо можно заставить вертеться, если пустить в нее ток, а электромотор давать ток, если его вертеть. Кое-кто оспаривает случайность этого открытия. Говорят, что это открыли ученые путем опытов и теоретических рассуждений.

Как бы там ни было, факт остается фактом. С тех пор, как обнаружили, что динамо и электромотор - это машины оборотни и одна из них легко превращается в другую, совершенствовать их стали вместе, словно одну машину.

Нас с детства учат: парта ~ это парта, дом - это дом, тетрадь - это тетрадь. Но не так все просто оказывается в мире. Водоподъемное колесо - это одновременно двигатель, архимедов винт - это одновременно турбина, динамо - это одновременно электромотор. Словно две души живут в машине. И счастлив тот изобретатель, кто разгадает в машине оборотня и заставит его работать людям на пользу.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. СОЛОМИНКА

Удивительны превращения воздушного насоса!

Картинка из старинной книжки: двое насосом выкачивают воздух из бочки. Работа трудная. Поршень упирается и не лезет из цилиндра. Воздух в бочке сильно разрежен, и наружное давление вгоняет поршень внутрь. Если отпустить веревку, поршень, сорвавшись, ударится цилиндру в дно.

В конце XVII века одновременно нескольким ученым, жившим в различных странах, запала в головы мысль приспособить упрямый поршень воздушного насоса в качестве двигателя. Видно, крепко поприжала людей потребность в посторокней силе, если сразу в несколько голов за сотни километров друг от друга приходит одна и та же, такая необычная мысль. Да и мысль-то, на первый взгляд, неважная.

Много ли сможет сделать поршень за короткий единственный ход от верха до дна цилиндра. Да и что за толк от этого хода! Перед этим приходится с силой оттягивать поршень назад, все равно что заводить и спускать пружину. Видно многое передумали, многое перепробовали и отбросили люди, прежде чем сойтись на поршне воздушного насоса. Ничего другого, видимо, людям не оставалось.

В те времена для дальних странствий строились большие корабли, на полях сражения громыхали пушки. Широчайшее применение получило огнестрельное оружие. Для всего требовался металл. Надо себе представить, что значило для средневекового человека - ремесленника - получать, например, такие приказы. В марте-апреле 1652 года английское правительство приказало немедленно изготовить 335 пушек, а в декабре того же года объявило, что ему необходимо еще 1 500 железных пушек, общим весом в 2 230 тонн, 117 тысяч снарядов артиллерийских, 5 тысяч ручных гранат. Немедленно!

И агенты ездили по всей стране, стучали в двери всех мастеров. Но невозможно было удовлетворить столь неожиданный и столь колоссальный спрос. Легко сказать, добудь да отдай 2 230 тонн железа, если все годовое производство железа в Англии в те времена едва достигало 20 000 тонн! Для выплавки железа нужен был уголь. Его добывали в шахтах. Шахты заливало водой. Воду откачивали насосы.

Хорошо, если тут же, у шахты, протекала река. Тогда насосы приводили в движение от водяных колес. Ну, а если не было реки? Не обязательно уголь там, где река! Тогда работали лошади. Бывало, по пятьсот лошадей работают в шахте на откачке, и все-таки мощности нехватает.

Крайне нужна была дешевая сила. В первую очередь для откачки воды. Потому и хватались ученые за соломинку, за упрямый поршень воздушного насоса, сразу в несколько рук, в разных краях.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. УЛИТКА

Обратить воздушный насос, превратить его в двигатель взялся француз Дени Папен. Вначале Папен поступил, на теперешний взгляд, по-смешному. С превеликим трудом откачал из бочки воздух, оттянул до предела поршень и заставил его при обратном ходе тащить за веревку поршень водяного насоса. Получилась нелепица: все равно что хватать самого себя через голову за ухо. Много легче было прямо тащить поршень водяного насоса.

Надо было ухитриться получить в цилиндре пустоту без затраты человеческих сил. Написал письмо коллеге, попросил совета. Был коллега иностранцем, но и ему упрямый поршень не давал покоя. Получает Папен письменный совет:

Зарядить цилиндр, как пушку, порохом. Пристроить к нему фитиль. Вдвинуть поршень до самого дна, как снаряд. А затем фитиль запалить и глядеть, что получится.

Папен взял заряд как можно меньше. Поршень даже не вылетел из цилиндра, задержался у самого верха. Папен сел и стал ждать.

Цилиндр остывал. Раскаленные газы охлаждались, сжимались, уменьшались в объеме. Внутри цилиндра получалась пустота.

Поршень медленно полез внутрь. Его гнал туда наружный воздух.

Поршень лез внутрь, и если бы привязать к нему веревку, перекинутую через блок, он бы потянул за собой в груз и другой поршень водяного насоса, откачивающего воду. Получился двигатель. Но какой!

После каждого выстрела и охлаждения, после каждого хода поршня цилиндр надо было перезаряжать: вкладывать заряд, поджигать фитиль. Когда надо работать, приставляй к машине артиллерийский расчет: "Заряжай! Поджигай! Пли!"

И живи Папен в наши время, обязательно придумал бы что-нибудь вроде пулемета. Но тогда до пулеметов было далеко. Папен и сам понимал,-что его машина не пойдет слишком дорого стоил порох.

Все-таки первый шаг был сделан: без затраты человеческих сил в цилиндре получена пустота. Как бы только избавиться от перезарядки? Как бы выдумать такой неистребимый порох, который бы после взрыва сам собою в том же цилиндре опять превращался в порох, и так без конца? Блеснула мысль: "Вода!"

Нагреешь воду - пар! Остудишь пар - опять вода! Вода, конечно, не порох - не горит и сама собой превратиться в пар не может, надо ее для этого подогреть.

Не беда! Папен взял цилиндр, похожий на кухонную кастрюлю, налил в нее воды и поставил кипеть на плиту. В цилиндр был вставлен поршень. В поршне была маленькая дырка. Вода закипела, и пар вытеснил воздух через дырку из цилиндра.

Папен заткнул дырку палочкой и снял цилиндр с плиты. Пар охлаждался и оседал водяными каплями на стенках цилиндра. Внутри получалась пустота. Поршень лез внутрь под давлением наружного воздуха, как и в пороховой машине.

Когда цилиндр охладился, внутри снова получилась вода. Можно было снова нагревать цилиндр. Никакой перезарядки!

Только и забот, что подноси и убирай огонь. Папен был рад несказанно. Вот он - двигатель! Огненная машина. Ставь к насосам - будет качать. Ни реки, ни лошадей, ни ветра, одна тут движущая сила - огонь. Хоть сейчас тащи на шахту, разводи костер. Уголь кучами лежит кругом.

Про машину Папена рассказывают небылицы. Говорят, что Папен построил пароход и плавал на нем по реке Фульде. И что злобные судовладельцы из зависти разбили его судно.

А на самом деле никакого парохода у Папена не было. Да и быть, конечно, не могло.

Машина Папена была медлительна, как улитка.

Папен шел на все- разжигал огромный костер, раздувал мехами гудящее жаркое пламя. Ничто не могло расшевелить ленивую машину. Все, чего мог добиться Папен в своей маленькой модели, это заставить двигаться поршень со скоростью один ход в одну минуту.

И если бы сделать большую мощную машину, способную осилить шахтный насос, то часами, быть может, пришлось бы греть и остуживать цилиндр, чтобы один-единственный раз качнуть поршень шахтного насоса.

Так работать не годилось. Поэтому машина Папена никогда и нигде на практике не работала.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. ОГНЕННЫЙ ЖУРАВЛЬ

Многие изобретатели совершенствовали машину Папена, но наибольших успехов достиг лет пятнадцать спустя английский кузнец Ньюкомен.

Ньюкомен стал докапываться до причин медлительности машины, и многое из того, что казалось вчера разумным и целесообразным, показалось ему сегодня неразумным и бессмысленным.

Что может быть несуразнее?

Воду кипятить, чтобы тут же остуживать, остуживать, чтобы тут же снова кипятить.

Словно комический пешеход: два шага вперед, шаг назад!

Ньюкомену стало ясно: воду надо раз навсегда нагреть и потом уж не охлаждгть. Нужно где-то в особом сосуде постоянно кипятить воду и оттуда брать пар для цилиндра. Он так и сделал.

Воду кипятят в особом котле. Через узкую трубку с краном пар напускают в цилиндр. Когда пар вытесняет воздух,-впрыскивают в цилиндр фонтанчик холодной воды. Пар быстро охлаждается, оседает на стенках. В цилиндре образуется пустота, и наружное давление вгоняет поршень вглубь.

Фонтанчик появился в машине от одной неполадки. В те времена не умели как следует пригонять поршень к цилиндру, и пар свистал через зазор. Чтобы прекратить утечку napa. Ньюкомен налил поверх поршня слой воды. И машина неожиданно оживилась. Поршень резвее стал лезть в цилиндр. Холодная вода просачивалась к пару, пар сгущался быстрее, и в цллиндре быстрее образовывалась пустота. Это мигом подметил Ньюкомен, который цеплялся за каждую возможность ускорить ход машины. Он стал нарочно впрыскивать в машину водяной фонтанчик, и струя воды, хлеставшая в цилиндре, подхлестывала машину, как хлыстом.

От поршня машины Ньюкомена подымается цепь к качающейся перекладине, похожей на колодезный журавль. С другого конца журавля свисает цепь к поршню водяного насоса. Журавль вытягивает поршень, как бадью из колодца.

Машина работает так. Машинист становится к кранам и впускает в цилиндр попеременно то пар, то фонтанчик холодной воды. Работа детская, а машина работает, как слон. Одна машина Ньюкомена заменила собой пятьдесят лошадей, работавших на откачке.Ньюкомен оказал огромную услугу углепромышленникам.

Жаркое пламя пылало в топках, день и ночь тяжелые коромысла медленно раскачивались над насосами. И один углепромышленник уверял домашних, что не может заснуть спокойно, если не слышит лязга цепей и сопения огненных журавлей, работающих на шахтах.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. ПРИТЧА О ГЕМФРИ ПОТТЕРЕ

Детская работа - крутить в паровой машине краны. Вот ее и поручали детям. Рассказывают, как один мальчуган нечаянно усовершенствовал паровую машину. Называют даже имя этого малй чика- Гемфри Поттер. Ему надоело стоять целые часы у машины, не смея оторваться от кранов ни на минуту. Рядом резвятся товарищи. Завидно. Хочется и самому пошалить с ними.

Взял Поттер шнурочки и привязал их одним концом к рукояткам кранов, а другим к коромыслу. Когда коромысло опускалось, один шнурочек натягивался и закрывал кран. Когда коромысло поднималось, натягивался другой шнурочек, и кран открывался.

Приделал шнурочки и побежал шалить, а машина в его отсутствие стала работать сама. До тех пор человек служил составной необходимой частью машины. А с тех пор машина стала обходиться без человека. Так, мол, нечаянно и была усовершенствована машина Ньюкомена. Вот, мол, какой курьез - лентяй-мальчишка, а сделал важное изобретение! Об изобретении Гемфри Поттера написаны целые книги.

Но новейшие исследователи с недоверием относятся к этой истории. Утверждают, что автоматическое управление кранами придумал Бейтон, отменный специалист, серьезный изобретатель. А историю о Гемфри Поттере сочинили враги Бейтона, чтобы помешать ему взять патент. Им понадобилось доказать, что устройство это не ново и применялось уже до Бейтона. Вот они и сочинили притчу о мальчике, усовершенствовавшем паровую машину.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. МОДЕЛЬ

Машина Ньюкомена шестьдесят лет подряд верой и правдой служила на шахтах, прилежно откачивая воду. Так продолжалось до тех пор, пока учебная модель, этой машины не попала в починку механику глазговского университета англичанину Джемсу Уатту. И Уатт так увлекся маленькой моделькой, что всю жизнь посвятил совершенствованию паровых машин и прославился в этом деле как великий изобретатель. Увлечение Уатта зародилось неспроста. В те времена начинали ругать машину Ньюкомена, и чем дальше, тем крепче ее ругали.

- Помилуйте! - возмущались заводчики. - Это прорва, а не машина - столько жрет топлива!

Сами посудите, пятьдесят лошадей приходилось держать при иной машине, и они едва успевали подвозить дрова. Из тысячи полен, исчезавших в топке, от силы шесть щли впрок. Тепло от шести полен превращалось в полезную работу. Остальное тепло расходовалось зря.

А размеры! Для машины в каких-нибудь тридцать сил нужен целый дом! Скорость? Тут заводчики окончательно махали рукой. Десять подъемов насоса в минуту - разве это работа?!

В те времена появилось и начало распространяться по свету множество самых разнообразных быстроходных станков. Они требовали двигателя. Чем тут могла помочь машина Ньюкомена с парой цепей, мотающихся вверх и вниз? Все это Уатт знал и слышал давно. С жадным интересом рассматривал он модель. И с каждой минутой росла в нем уверенность: именно он и никто другой, сможет усовершенствовать машину. Откуда пришла такая уверенность? Уатт был не чета кабинетным белоручкам - большинству ученых того времени. Он был отличный механик - золотые руки. У него имелось и большее - золотая голова.

Но мало ли в мире умелых рук и ясных голов? Было у Уатта еще кое-что, чего нехватало в те времена другим механикам мира. Он был другом и верным помощником в опытах знаменитого исследователя теплоты Блека. Уатт досконально знал свойства пара и теплоты, знал, как немногие знали в его время. Он прощупал здесь все своими руками. Поэтому Уатт взялся за машину Ньюкомена уверенной рукой мастера. Он приступил к ней во всеоружии научных приборов: термометров, манометров, силометров. Когда нехватало приборов для измерений, он изобретал их сам и продолжал исследования.

Уатт совершенно перекроил машину. Уатт понял, что большая потеря тепла-раз за разом охлаждать водой цилиндр и тут же снова его нагревать. Уатт выбросил водяной фонтанчик. Цилиндр был теперь нагрет постоянно. А холодильником служил отдельный сосуд, постоянно остужаемый холодной водой. Он соединялся с цилиндром трубкой с краном. Перед рабочим ходом поршня открывался кран, пар уходил в холодильник и там оседал водяными каплями. В холодильнике и в цилиндре получалась пустота.

Теперь машина имела все части современных паровых машин. Первая "пороховая" машина Папена напоминала простейшее животное - маленький комок живой слизи - амебу. Тело амебы, ее слизь, было одновременно и ртом, чтобы питаться, и ножками, чтобы передвигаться, и щупальцами, чтобы хватать.

Цилиндр пороховой машины был одновременно и цилиндром, и котлом, и топкой, и холодильником.

Папен отделил топку от котла.

Ньюкомен - котел от цилиндра.

Уатт - отделил от цилиндра холодильник.

Машина перестала быть похожей на амебу, и если уж напоминала что-нибудь живое, то скорее всего высшее животное с его специально приспособленными частями тела: ногами, чтобы ходить, руками, чтобы хватать, ртом, чтобы питаться.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. БАБОЧКА

Машина Ньюкомена не была паровой машиной.

Это была воздушная машина. Поршень в ней двигался силой давления внешнего воздуха, а пар служил только для того, чтобы получить пустоту в цилиндре. Давление внешнего воздуха от людей не зависело. Чтобы увеличить силу машины, был единственный путь - увеличивать размеры поршня. Машина получалась большой и слабой. Какая обида! Бурлит вода в котле, из трубы хлещет пар, и пар этот в машине почти не используется. Уатт был потрясен до глубины души. Люди держат в руках сокровище и не замечают этого.

Подумать только! Неукротимая сила давления пара, бешеная сила, которая рвала нередко котлы в опытах Блека, эта сила не использовалась в машине. Уатт решил прибрать пар к рукам. И в этом первая величайшая заслуга Уатта. Уатт закрыл цилиндр крышкой с дыркой, в которой впритирку ходил шток поршня. От парового котла в дно цилиндра и крышку провел трубы с кранами.

Зажигает огонь в топке, поднимает давление в котле. Начинает орудовать кранами.

Открывает нижнюю трубу. Врывается пар в цилиндр,- поддает поршень снизу. Поршень стремительно взлетает вверх.

Стоп! Закрыта нижняя труба. Открывает верхнюю. Жмет nap сверху, гонит поршень вниз.

Вверх - вниз, вверх - вниз! Пошла машина.

Конечно, Уатт догадался: объединил все краны в один золотник, чтобы им управляла сама машина. И пошла машина сама с невиданной скоростью. Небольшая, быстрая, мощная.

Ходит поршень вверх и вниз, качается коромысло. Kaчается коромысло, да не так, не во всю силу. В чем дело? Виновата цепь. Когда поршень идет вверх, гибкая цепь не передает движения. Пришлось заменить цепи жесткими стержнями и придумать от них передачу к коромыслу.

А от коромысла...

Но тут о таких серьезных вещах пойдет речь", что придется начать особый разговор.

ПРЕВРАЩЕНИЯ НАСОСА. ДУША МАШИН

Года за два до того, как машина Ньюкомена попала к англичанину Уатту, в Барнаульском заводе, на Урале, русский механик Иван Иванович Ползунов сделал гениальное открытие. Он увидел в машине Ньюкомена двигатель.

- Позвольте, - скажут, - да ведь это любому мальчугану видно!

Это нам теперь, с нашей колокольни, далеко видать. В старину же было меньше открытых дверей, чем сейчас. Многие двери были заперты, и на самый прочный замок. Считалось, что есть два двигателя-ветряная мельница и водяное колесо. А машина Ньюкомена - зто насос, пусть самодвижущийся, но насос.

И когда хотели привести в движение какое-нибудь устройство, например доменные мехи, поступали так. Машину Ньюкомена заставляли накачивать воду в высокую водокачку. Из водокачки гнали воду на водяное колесо. А от водяного колеса привычным способом приводили в движение доменные мехи.

А о том, что машина Ньюкомена сама могла бы двигать мехи, об этом долго никто не мог догадаться. Родившись из насоса, машина продолжала казаться насосом.

Люди попрежнему видели куколку там, где уже развивалась и созрела бабочка и сейчас разорвет иссохшую оболочку и выползет на свет, расправив пестрые крылья.

Только гениальный человек мог разглядеть в машине Ньюкомена двигатель, пригодный для движения не только одних насосов. Ползунов начал строить машину, чтобы двигать меха плавильных печей.

Насос и мехи-вещи разные. И машина, специально для мехов, выходила необычной, не похожей на Ньюкоменскую: два цилиндра, своеобразная передача. Но тогда времена были тугие, и тогдашней отсталой русской промышленности машины не слишком были нужны. Ползунов умер, кашляя кровью, так и не дождавшись пуска.

Машину пустили без него в вскоре сломали. И долго валялись в камышах, на берегу пруда, позеленевшие медные цилиндры. Шумит высокая трава, шумит в народе слава о машине и сейчас еще старожилы-старики показывают пальцами на лужайку - ползуновское пепелище.

Дело Ползунова довел до конца Джемс Уатт в Англии. Машина Ползунова годилась не всюду. Она годилась для мехов, но не годилась, скажем, для прялки.

И если бы делать так, как делал Ползунов, то пришлось бы для каждой работы придумывать свой специальный паровой двигатель: для мехов - один, для мельницы - другой, для молота - третий.

Уатт пошел дальше Ползунова. Не об одних насосах и мехах была его забота. Позаботился он обо всех машинах, и в этом еще одна величайшая заслуга Уатта. Он сумел разглядеть то общее, что роднит между "собой почти все машины.

Одни машины гудели, другие "стрекотали, третьи ухали, но во всех них жила одна бесшумная душа - вращение. Вертелись колеса: зубчатые, конические, всякие; поворачивались на осях рычаги, словно спицы колес без ободьев. Вращение было душой машин, и это понял Джемс Уатт.

Он не стал тянуть от коромысла неуклюжую цепь, а устроил от него передачу к колесу. Машина работала, колесо вертелось, и Уатт сказал промышленникам:

- Вот вам вращающееся колесо. Оно вращается само и не требует ни ветра, ни потока воды. Оно будет вертеться везде, где это нужно, только подавай топливо. А вы уж сами приводите от него в движение какие хотите машины! Так закончилось еще одно удивительное превращение. Превращение насоса в паровую машину.

Мы привыкли к стремительному ходу техники.

Вчера не было авиации - сегодня самолеты гудят над головой. Вчера не было радио - сегодня громкоговорители вещают на площадях. И даже странным кажется, что так медленно делались в старину изобретения. Все было у людей: и котел, и цилиндр, и поршень - и не порознь, а вместе, в одной машине.

Но шестьдесят лет прошло, пока додумались люди, что пар из котла может двигать поршень. И нужен был гений Уатта, чтобы открыть это.

Счастлив тот. кто сумеет разглядеть в привычной машине черты не родившейся еще вещи.

Но для этого надо знать свою машину, видеть все в ней насквозь, быть специалистом своего дела.


Главная    Академия    Секрет изобретателя. Глава 6