Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    ТРИЗ в 21 веке
ТРИЗ В БЫСТРОМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Одной из своих задач редколлегия считает формирование возможно-более объективной самооценки тризного движения - без самоуничижения по отношению к официально-признанным научным направлениям, но и без шапкозакидательства, без чувства превосходства над непосвященными.

Мы открываем рубрику "ТРИЗ в быстроменяющемся мире", чтобы с разных сторон осветить проблемы нашего движения, привести мнения противников, попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие.

Материалы, публикуемые в этом разделе отражают мнения авторов, которое не всегда совпадает с мнением редколлегии.

Для того, чтобы планировать будущее, нужно его спрогнозировать. Сегодня свое представление о будущем ТРИЗ излагают представители Кишиневской школы ТРИЗ. Приглашаем всех читателей к участию в обсуждении нашего с вами будущего.

Разыскиваются по обвинению в хищении юбилейной статьи:

Гриншпун Вадим Александрович, муж., 1966, Кишинев, да, из служащих, нет, нет, высшее. Особые приметы: рост почти 2 метра. Руководитель группы программистов МНТЦ "Прогресс".

Злотин Борис Львович, муж., 1946, Ленинград, да, из служащих, нет, нет, высшее. Особые приметы: лысоват, но всегда растрепан. Консультант МНТЦ "Прогресс".

Зусман Алла Вениаминовна, жен., 19.., Кишинев, да, из служащих, нет, нет, высшее. Особые приметы: поет в камерном хоре. Консультант МНТЦ "Прогресс".

Каплан Леонид Абрамович, муж., 1955, Каховка, да, из учителей, нет, нет, высшее. Особые приметы: рыжий. Главный инженер проектов МНТЦ "Прогресс".

Просяник Владимир Николаевич, муж., 1954, Сахалин, нет, из военнослужащих, состоял, нет, высшее. Особые приметы: экстрасенс. Директор МНТЦ "Прогресс".

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В 21 ВЕКЕ

Прогноз развития ТРИЗ, отличающийся тем, что с целью достижения максимальной достоверности украдена редакционная статья из юбилейного выпуска журнала "World TRIZ Magazin".

НАУКА ВЕКА

1. ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ТРИЗ

Наш век называют веком ТРИЗ, но, отмечая юбилей Ассоциации ТРИЗ, мы должны вспомнить, как непросто было прийти к сегодняшнему положению, когда творческая грамотность является таким же обязательным элементом человеческой культуры, как умение читать и общаться с компьютером; когда с основами ТРИЗ дети знакомятся, начиная говорить, и нет ни одной области деятельности, в которой мы бы не сталкивались с элементами этой теории.

Человек не выбирает места рождения. Генрих Саулович Альтшуллер и созданная им наука родились в тоталитарной стране и испытали все "прелести" тоталитаризма, известные нам, к счастью, только из истории. В стране, ориентированной на застой, технология творчества была не нужна. Сегодня это кажется невероятным, но от начала работы Г.Альтшуллера до начала широкого внедрения ТРИЗ прошло более 40 лет!

Конечно, признание пришло не случайно. Оно было бы принципиально невозможным, если бы не началась перестройка, в результате которой было построено правовое государство, полностью реализованы принципы демократии, создана многоукладная экономика с конкуренцией, эффективным антимонополистическим законодательством и экономическими механизмами саморегуляции. В стране, вынужденной догонять далеко ушедших вперед партнеров, появилась и начала быстро возрастать потребность в ТРИЗ как в инструменте ускорения развития.

И, конечно, всемирное распространение ТРИЗ стало возможным только потому, что СССР (старое название Евразийской конфедерации) полностью интегрировался в мировые экономическую и политическую системы, были устранены все препятствия для международного сотрудничества в любой области и т.д. Усилившиеся международные связи помогли ТРИЗ перешагнуть национальные границы, создался огромный, практически ненасытимый рынок. Это обеспечило быстрое развитие ТРИЗ без внешних препятствий и ограничений с опорой в основном на собственные силы, а не на добрую волю и милостыню власть имущих, хотя сотрудничество с обновленными перестройкой государственными органами и общественными организациями, в том числе международными, конечно, не исключалось и в некоторых областях оказалось весьма плодотворным.

Успех определился также успешной работой Ассоциации ТРИЗ, не выполняющей никаких директивных функций, а работающей как консультативный, организующий и рекомендующий орган, построенный на добровольном и свободном участии как коллективных, так и индивидуальных членов.

2. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Когда в сороковые годы прошлого века двадцатилетний Генрих Альтшуллер начал свою титаническую работу, он не ставил целью создание новой науки, изменившей в конце концов все развитие человечества. Задумывалась только методика, помогающая решать изобретательские задачи в технике. Но, родившись, эта методика как бы зажила своей жизнью - она непрерывно совершенствовалась, расширялась, включала новые инструменты, информационные материалы, элементы психологии и педагогики и т.п. Она находила применение в различных областях техники, а потом и науки, искусства, экономики и т.п. и со временем превратилась в науку, изучающую все, что как-то связано с решением творческих задач и проблем в любых областях человеческой деятельности. К моменту создания Ассоциации ТРИЗ в конце восьмидесятых годов прошлого века были сформулированы основные принципы ТРИЗ, не устаревшие и сегодня:

- Развитие есть повышение степени идеальности системы, то есть отношения суммы выполняемых ею полезных функций к сумме факторов расплаты за их выполнение.

- Существуют объективные и принципи ально познаваемые законы развития, выявление их возможно путем анализа истории развития и соответствующих информационных фондов. Их использование позволяет прогнозировать и сознательно, целенаправленно (а не на базе метода проб и ошибок, то есть без перебора множества вариантов) совершенствовать системы различной природы.

- Законы развития различных систем (в том числе и не технических, таких как общество, искусство, наука и т.п.) близки друг к другу (хотя имеются и определенные отличия). Это позволяет применять ТРИЗ в разных областях путем преобразования задач этой области для решения к типовым, принятым в ТРИЗ формулировкам.

- Первично развитие систем, а не решение задач (любая система может развиваться, но не любая задача решаема). Получение нужного результата возможно путем решения различных задач. ТРИЗ обеспечивает анализ системы, преобразование поставленных ранее и выявление новых задач, выбор среди них таких, решение которых может дать наилучший результат.

- Для решения задач используются специальные алгоритмы, (например, Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ), обеспечивающие снижение сложности задач путем анализа и выявления их глубокой сути - противоречий - и решение путем разрешения или устранения сформулированных противоречий с помощью специальных поисковых инструментов - операторов (типовые приемы и принципы устранения и разрешения противоречий, стандарты на решение изобретательских задач).

- Для поиска эффективных путей преобразования систем применяются специфические приемы моделирования структуры и функционирования (вепольный анализ).

- Используются также специально подобранные и организованные высокоэффективные информационные фонды: фонды применения физических, химических, геометрических, психологических, социальных и других эффектов; фонд примеров к приемам разрешения и устранения противоречий и к стандартам (фонд задач - аналогов).

- Для повышения эффективности поисковой работы человека применяются специальные приемы снятия психологической инерции, методики формирования творческой мотивации и творческого мышления.

- Для обеспечения эффективности применения ТРИЗ используется комплексный подход к решению задач и развитию систем - от поиска принципиально новых идей до мелкого совершенствования отдельных узлов, деталей, элементов, от формирования замысла до окончательной его отделки, совершенствования системы на всех этапах ее жизненного цикла.

- ТРИЗ впервые позволила выделить поиск новых решений в особую специальность - "поисковик" - со своим комплексом знаний, навыков, умений. Основной метод работы поисковика - решение задач в режиме диалога со специалистами в области, в которой задача сформулирована. Поисковик, опираясь на ТРИЗ, направляет поиск решений, специалисты дают нужную информацию, "привязывают" найденные идеи к своей системе.

- Комплексное изучение и использование ТРИЗ в конечном итоге формирует у человека так называемое "ТРИЗовское мышление", суть которого в том, что перечисленные выше принципы переходят постепенно на подсознательный уровень, то есть нацеленность на идеальное решение, выявление и разрешение противоречий, выявление и использование закономерностей развития, системный подход и другие элементы становятся неотъемлемой частью мышления, проявляются при решении любых задач и проблем спонтанно, без сознательных усилий.

- ТРИЗ сама есть развивающаяся система, ее развитие подчинено изучаемым ею же закономерностям. Поэтому возможно развитие ТРИЗ при помощи инструментов и методов самой ТРИЗ. Именно поэтому невозможен в ее развитии застой: постоянно происходит обновление теории, создание новых ее элементов, экспансия в новые области применения и т.п.

- ТРИЗ обладает потенциальной опасностью как инструмент, повышающий могущество того, кто им владеет, и поэтому очень важно использование при обучении психологической подготовки (на базе Теории развития творческой личности и элементов теории развития коллективов), снижающей вероятность негуманного использования ТРИЗ.

3. ТРИЗ И ТЕХНИКА

Развитие ТРИЗ начиналось с создания методов решения уже поставленных технических задач, которые продолжают совершенствоваться и в наше время. Однако практика показала, что в большинстве случаев задачи не решаются или решаются неэффективно из-за того, что задача дана в случайной, часто тупиковой постановке. В процессе развития ТРИЗ были созданы методы комплексного анализа технической системы с переформулировкой известных и выявлением новых перспективных задач, направленных на изменение системы в соответствии с рекомендациями законов развития. Выявление и. решение перспективных задач означает по сути дела проведение прогноза развития системы.

В отличие от других методов прогноза, описывающих изменение тех или иных параметров, но не определяющих, каким образом это изменение достигается, прогноз по ТРИЗ дает "дерево возможностей" дальнейшего развития, основанное на конкретных технических решениях, позволяет сформулировать концепции изделия или технологии нового поколения. При этом оказывается возможным выявить и запатентовать все перспективные решения в данной конкретной области, создав так называемый "патентный зонтик", обеспечивающий лидерство в данной области для владельца патентов и возможность торговли патентами, лицензиями, know-how.

Первые прогнозы с помощью ТРИЗ были проведены еще в шестидесятые годы Г.С.Альтшуллером, но широкое распространение ТРИЗ-прогноз получил только в девяностые годы, после создания Интеллектуальных систем творческой поддержки (ИСТП) прогнозирования на базе персональных ЭВМ.

4. ТРИЗ И НАУКА

Универсальность законов развития и поисковых процедур позволила применять ТРИЗ в науке для решения конкретных задач и построения новых концепций. Первые такие работы были предприняты также Г.С.Альтшуллером в шестидесятых годах. В семидесятые годы с помощью ТРИЗ были сделаны серьезные открытия в биологии, астрофизике, физике твердого тела (Г.Г.Головченко, В.М.Цуриков, В.В.Митрофанов). В восьмидесятых годах была разработана методология решения научных (исследовательских) задач путем превращения их в изобретательские, позволившая перейти к широкому использованию ТРИЗ в науке.

Построение новых научных теорий и концепций отличается от решения конкретных научных задач так же, как проектирование новых технических систем от решения отдельной изобретательской задачи. В обоих случаях применим ТРИЗ. Разработанная в девяностые годы методология построения новых научных концепций с помощью ТРИЗ позволила создать новые концепции в эволюционной биологии, педагогике, социологии и т.п. Не случайно курс ТРИЗ в университетской программе длится в течение 8 семестров!

5. НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ

В восьмидесятые годы было начато использование ТРИЗ для прогнозирования и предотвращения всевозможных нежелательных ситуаций и явлений, в том числе: преступлений, ошибок, производственного брака, нарушений функционирования технических систем, аварий, катастроф (в том числе экологических) и т.п. Методология, получившая название "диверсионный анализ", предусматривает на первом этапе "изобретение" с помощью ТРИЗ возможно большего числа различных нежелательных ситуаций и явлений (фактически речь идет об изобретении диверсий - отсюда и название метода), а на втором - решение задач, обеспечивающих предотвращение этих "диверсий". Сегодня диверсионный анализ (прогноз) "принят на вооружение" всеми службами обеспечения безопасности, начиная с Комитета Глобальной Безопасности ООН и Интерпола и кончая ассоциациями защиты потребителей. Во всяком случае, ни один закон не будет сегодня принят, ни один проект не начнет осуществляться и ни один товар не поступит в продажу, если по нему не проведен диверсионный прогноз.

Службы диверсионного прогноза снизили число опасностей, подстерегающих людей, но изредка нежелательные происшествия, стихийные бедствия и аварии все-таки происходят. И здесь ТРИЗ позволяет в условиях дефицита времени и ресурсов быстро и эффективно решать творческие задачи, направленные на локализацию аварии, спасение людей и т.п. Обучение по ТРИЗ проходят все работники аварийных служб и подразделений. Наручная ПЭВМ "ТРИЗ-спасатель" является обязательным элементом снаряжения каждого аварийщика.

6. ТРИЗ И ЛЮДИ

Любой инструмент изменяет того, кто им пользуется, и с самого начала обучения ТРИЗ было ясно, что пренебрегать влиянием ТРИЗ на человека нельзя. Очевидна была также и опасность попадания такого сильного инструмента решения различных задач в грязные руки. Эти и другие причины побудили Г.С.Альтшуллера совместно с И.М.Верткиным начать разработку совершенно нового направления в ТРИЗ - жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). С середины восьмидесятых годов элементы ЖСТЛ, превратившейся со временем в теорию развития творческой личности (ТРТЛ), преподавались во всех школах ТРИЗ, особенно широко использовались при работе с детьми.

Анализ возникающих в различных коллективах проблем с позиций ТРИЗ выявил специфические закономерности развития коллективов. Это позволило прогнозировать жизнь коллективов и управлять процессами их развития, не допуская возникновения застоя и других негативных явлений, "лечить" "больные" коллективы. Особенно важное значение это направление применения ТРИЗ приобрело в разгар перестройки, когда в стране создавались и преобразовывались миллионы различных больших и малых коллективов. Став орудием менеджеров, экономистов, социологов и политиков, ТРИЗ помог построить динамичный и гуманный мир, в котором мы сегодня живем.

7. ОБУЧЕНИЕ ТРИЗ

Обучение творчеству существовало и до появления ТРИЗ - на интуитивном уровне, путем передачи опыта от учителя к ученику, медленное и зачастую малоэффективное. Только ТРИЗ благодаря вербализации и систематизации процесса творчества, позволила сделать обучение массовым, доступным для самых разных категорий слушателей.

Первые семинары по ТРИЗ Г.С.Апьтшуллер начал проводить еще в пятидесятых годах, с начала семидесятых школы и семинары ТРИЗ возникли во многих городах страны, а в девяностых годах, после создания при Ассоциации ТРИЗ Всесоюзного (вскоре ставшего Всемирным) Института ТРИЗ, объединившего разрозненные до того учебные центры в единую систему, началось лавинообразное развитие ТРИЗ-образования.

Хотя ТРИЗ создавалась как инженерная дисциплина, оказалось, что основы ее логики и поисковые инструменты прекрасно осваивают педагоги, врачи, люди искусства, даже дети. Более того, они многое воспринимают лучше, чем "технари". К началу девяностых годов научились обучать творчеству на базе ТРИЗ дошкольников. Тогда и выявилась главная проблема - творчеству невозможно учить в отрыве от других школьных дисциплин. Преподавание ТРИЗ неизбежно входило в противоречие с существовавшей тогда педагогической теорией и системой образования, направленной в целом на производство "стандартных винтиков общества". Одной из первых коллективных разработок Ассоциации ТРИЗ стала созданная в середине девяностых годов общая концепция творческой педагогики, доказавшая реальную возможность воспитания в каждом "homo creatoris" (человека творящего) и наметившая конкретные приемы и методы этой работы. Но потребовалось еще много лет напряженного труда, чтобы ТРИЗ-педагогика стала спутницей каждого со дня рождения и на всю жизнь.

Творческая педагогика органично включила в себя лучшие достижения мировой педагогической мысли. Например, элементы Вальдорфской педагогики, развивающие игры, предложенные Б.П.Никитиным, с применением ТРИЗ для их решения и многое другое. С ТРИЗ (еще и не зная этого слова) ребенок встречается в своих первых книжках и компьютерных играх, "болея" за "супермыслителя" и "поисковика-прогрессора" - любимых видеогероев, в программах яслей, детского сада и школы, где он не просто изучает, скажем, физику поля или топоквантовые преобразования, а заново создает их, решая творческие задачи. В старших классах школы и в курсах общего высшего образования ТРИЗ появляется как отдельная дисциплина. Те, кто решил посвятить себя поиску нового в любой области, изучают соответствующие спецкурсы. Да и на курсах высшей переподготовки в основном знакомят с новыми творческими процессами, элементами ТРИЗ и т.п.

Без хорошо подготовленного поисковика сегодня нельзя представить себе не только экипаж звездолета, конструкторское бюро или труппу воздушного балета, но и обычную ферму или биржу. И хотя "поисковик" сегодня одна из самых массовых профессий, а требования к абитуриентам все ужесточаются, конкурсы в Высшие Академии ТРИЗ продолжают расти.

8. ТРИЗ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ЭВМ

Примерно в то же время, когда была создана Ассоциация, развитие ТРИЗ привело к серьезному противоречию: очень быстрое увеличение объема теории стало затруднять практическое применение методов ТРИЗ, подготовку специалистов и даже теоретические разработки. Эффективно разрешить это противоречие оказалось возможным за счет широкого использования персональных компьютеров. Применение ПЭВМ не только резко улучшило и упростило обучение ТРИЗ и решение практических задач, но и повысило эффективность теоретической работы, создало возможности быстрого и надежного обмена информацией между разработчиками и, в конечном итоге, изменило саму теорию.

ТРИЗ с самого начала своего существования являлась, по сути дела, содержательной частью экспертной системы, предназначенной для решения задач в любой области - еще тогда, когда само понятие "экспертная система" не было известно. Симбиоз ТРИЗ с ПЭВМ был неизбежен. Первое поколение экспертных систем основывалось на "классической" ТРИЗ, ориентированной на человека, и оказалось эффективным в основном благодаря обеспечению хорошего сервиса для пользователя, решающего задачу. Последующие разработки были ориентированы уже непосредственно на машинное использование. Машина "научилась" совместной работе со специалистом-задачедателем в режиме "поисковика".

К основным принципам ТРИЗ добавился "принцип дополнительности человеческого и машинного": человек закладывает в машину вербализованные элементы творческого процесса, а машина формирует у человека творческое мышление.

Система интеллектуальной поддержки изобретателя "Изобретающая машина", проект которой начал разрабатываться в Минске в 1988 году, упростила доступ широких масс пользователей к инструментарию ТРИЗ и стала "первой ласточкой" среди множества интеллектуальных систем творческой поддержки (ИСТП), которыми сегодня может воспользоваться каждый с помощью своего карманного компьютера. Именно эти программы, созданные на базе языка программирования "Турбо-ТРИЗ" (разработанного и постоянно развивающегося с помощью ТРИЗ) и объединенные в единую систему с возможностью взаимодействия друг с другом, позволили ввести ТРИЗ во все области человеческой деятельности. Разумеется, каждая программа дополняется соответствующими методиками обучения и профессионализации специалистов, созданием учебных центров, подготовкой учителей, воспитателей и т.п. Напомним те программы, с которыми приходится встречаться чаще всего:

1. ИСТП "ТРИЗ-техника" со следующими подпрограммами:

"Прогнозист" - система проведения прогноза развития технических систем;

"Поисковик" - система проведения функционально-стоимостного анализа, поиска изобретательских решений;

"Конструктор-технопог-эксплуатационник" - система принятия взаимоувязанных эффективных решений на каждом этапе "жизни" технической системы, связанная с системами автоматического проектирования, разработки технологий, управления производством (САПР, АСУ, АСУТП и т.п.);

"Эксперт" - система построения с помощью ТРИЗ баз данных и новых ИСТП в конкретных отраслях техники.

2. ИСТП "ТРИЗ-безопасность" со следующими подпрограммами:

"Эколог" - система проведения экологического прогноза, экспертизы возможных экологических неприятностей и поиска мер их недопущения;

"Опасности" - система проведения прогноза и ранней диагностики возможных аварий, катастроф, крупных неприятностей как техногенного, так и стихийного характера;

"Детектив" - система расследования нежелательных ситуаций и явлений, поиска их причин, возможностей профилактики и предупреждения;

"Спасатель" - система поиска эффективных творческих решений в условиях произошедшей аварии, стихийных бедствий и т.п.

3. ИСТП "ТРИЗ-наука" со следующими подпрограммами:

"Экспериментатор" - система решения задач проведения экспериментов;

"Открыватель" - система поиска новых эффектов, явлений;

"Теоретик" - система построения новых концепций, теорий, гипотез и их верификации.

4. ИСТП "Бизнес-ТРИЗ" со следующими подпрограммами:

"Менеджер" - система решения управленческих задач и проблем в разных областях человеческой деятельности;

"Коммерсант" - система решения задач и проблем маркетинга, рекламы, конъюнктурного прогноза и т.п.

5. ИСТП "ТРИЗ-общество" со следующими подпрограммами:

"Политик" - система решения политических задач и проблем;

"Социолог" - система решения социологических задач - от проблем общечеловеческого плана до обеспечения деятельности небольших коллективов;

"Юрист" - система решения задач эффективного функционирования правового общества.

6. ИСТП "ТРИЗ-человек" со следующими подпрограммами:

"Психолог" - система решения психологических задач человека, в том числе задач обеспечения межличностного общения;

"Воспитатель" - система воспитания Творческой Личности высокого уровня, обеспечения выбора Большой Достойной Цели, выработки техники творческой работы, творческого стиля мышления и т.п.;

"Учитель" - система повышения с помощью ТРИЗ эффективности обучения в любых областях, в том числе отбора материалов для обучения, выработки техники эффективной учебной работы, создания мотивации обучения и т.п.;

"Быт" - система творческого решения житейских задач, встающих на разных этапах жизни перед каждым человеком;

"Жизнь" - система решения задач обеспечения эффективной жизнедеятельности человека, включающая медицинские, психологические, интеллектуальные и т.п. аспекты.

7. ИСТП "Искусство" - со своими подпрограммами, соответствующими разным жанрам, обеспечивающими втягивание человека в увлечение искусством, улучшение его понимания, решение творческих задач.

8. ИСТП "ТРИЗ-ТРИЗ" со следующими подпрограммами:

"Разработчик ТРИЗ" - система обеспечения дальнейшего развития теории, ее инструментов, информационных фондов и приложений;

"Обучение ТРИЗ" - серия учебных систем разного уровня с разными адресатами, от детских учебных программ-игр до учебных программ высшего уровня, направленных на подготовку разработчиков и исследователей ТРИЗ;

"Публикации ТРИЗ" - программа системной координации и подготовки публикаций в области ТРИЗ - начиная с детских книг, сказок, популярных изданий, учебников и методических пособий и кончая журналами по направлениям, выпусками трудов конференций, научными монографиями, дискуссионными публикациями и т.п.

9. ТРИЗ КАК ТОВАР

Как уже упоминалось, решающим фактором в развитии ТРИЗ стал переход к рыночной экономике, породивший постоянно растущий спрос на новые решения со стороны предприятий, заинтересованных в повышении конкурентоспособности своей продукции, проведении конверсии, поиске новых объектов для производства и т.п. Появление крупных заказов, в особенности госзаказов, госфинансирования по инновационным проектам, позволило накопить опыт совместной работы различных тризовских фирм и малых предприятий, создать единую динамичную коммерческую структуру.

Массовый "наплыв" западных бизнесменов, начавшийся после перехода страны к рынку, позволил многим из них познакомиться с ТРИЗ и понять, что эта теория, опыт ее применения, методики обучения и люди, ею владеющие - может быть, самый ценный из товаров, которыми Россия может расплачиваться за полученные кредиты. Важную роль сыграл и выезд многих прошедших обучение по ТРИЗ специалистов, преподавателей и разработчиков ТРИЗ в другие страны - насовсем или, в более поздний период, на время, по контрактам. Именно они (и программные продукты на базе ТРИЗ) смогли донести ТРИЗ до массового потребителя за рубежом.

Большую роль в распространении ТРИЗ сыграло создание коммерческой фирмы "МАРКЕТТРИЗ", взявшей на себя координацию распространения за рубежом услуг и товаров на базе ТРИЗ (программных продуктов, лицензий на изобретения, know-how, консультаций, семинаров и т.п.). Первая конференция по маркетингу ТРИЗ, определила на много лет вперед коммерческое развитие ТРИЗ. До сих пор в основных чертах мы придерживаемся выработанной тогда стратегии, основанной на функционировании всемирной системы коммерческих центров по ТРИЗ, конкурирующих между собой для предотвращения монополизации, но придерживающихся общей стратегии и опирающихся в своей деятельности на организационные, методические и теоретические разработки Ассоциации.

Коммерческие центры ведут по заказам различных клиентов или в инициативном порядке решение практических задач (исключая, согласно пацифистской политике Ассоциации, задачи, связанные с развитием военной техники, которые, впрочем, после всеобщего разоружения перестали быть актуальными). Проводятся также комплексные прогнозы развития различных технических систем и технологий, в результате которых создаются "патентные зонтики" над целыми отраслями промышленности, ведется торговля лицензиями и know-how, создаются дочерние фирмы для реализации новых идей и т.п.

Программное обеспечение, ИСТП, обучающие программы и творческие игры - еще один сектор рынка, основанный на ТРИЗ.

Широко представлено коммерческое обучение ТРИЗ, дополняющее полученные в школе и высших учебных заведениях знания навыками практического решения задач непосредственно в производственных условиях. Эта форма обучения особенно привлекает небольшие фирмы тем, что за относительно небольшую цену они получают не только творческую активизацию своих сотрудников, но и большое количество новых эффективных решений, найденных в процессе обучения.

Суммарная стоимость рынка, основанного на ТРИЗ, составляет сегодня сотни миллиардов долларов в год и продолжает стремительно возрастать.

10. АССОЦИАЦИЯ ТРИЗ СЕГОДНЯ

Книга рекордов Гиннеса утверждает, что эмблема Ассоциации ТРИЗ - "Крылья для Икара" - сегодня встречается чаще любого другого товарного знака. Здание Международного центра Ассоциации в Петрозаводске лишь немного меньше, но благодаря изобретательскому подходу куда вместительнее здания ООН. Ассоциация, способствуя развитию человечества, и сама постоянно изменяется, но главный ее принцип остается неизменным:

Каждый человек имеет право на творчество! и на поддержку Ассоциации в реализации этого права.

Ассоциация является добровольным объединением, не имеющим права и желания кого-либо к чему-либо принуждать, выполняющим функции координации и консультирования и, тем не менее, осуществляющим через свои региональные и отраслевые отделения общее руководство всей работой по распространению ТРИЗ.

Получая финансирование за счет коммерческих предприятий ТРИЗ, Ассоциация через специальные фирмы-разработчики, систему грантов и свои учебные центры организует и направляет исследовательскую работу в области ТРИЗ с открытой публикацией всех разработок в изданиях Ассоциации. Огромные доходы Ассоциации и ее высокое политическое влияние всегда обращены только на реализацию Больших Достойных Целей.

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С самого начала развития ТРИЗ многократно менялось ее восприятие как окружающими, так и самими тризовцами. Вначале (еще до появления названия ТРИЗ) говорили лишь о методике изобретательства, которую рассматривали как некоторое дополнение к комплексу инженерных наук, потом - как некоторую научную теорию, как метод творческого мышления... По сути же дела, ТРИЗ изменила все развитие человечества - оно стало предсказуемым и направленным на благо всех людей. Исчез, наконец, страх: "что еще новенькое, ужасненькое придумают эти ученые?" - терзавший человечество почти сто пет.

Много лет назад было модным сравнивать цивилизацию с локомотивом, мчащимся со все возрастающей скоростью в неизвестном направлении, с замазанными краской стеклами, кабиной, набитой неизвестного назначения рычагами и кнопками, и стадом мартышек, резвящихся в этой кабине. Выбор целей и направления движения, очистка стекол, выяснение назначения каждого из рычагов и, самое главное, изгнание мартышек - огромная работа всего человечества, без которой оно бы не выжило... И на всех этапах этой работы ТРИЗ играла важнейшую роль.


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    ТРИЗ в 21 веке