Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    Профессиональное консультирование - особенности и рекомендации

Профессиональное консультирование - особенности и рекомендации (тезисы)

С.С. Литвин, В.М. Герасимов

1. Консультирование - новый для ТРИЗ вид профессиональной деятельности, включающий поиск заказчика, подготовку и проведение консультации и выдачу результатов, отличающиеся тем, что обладает специфичными типовыми ситуациями, приемами работы, правилами.

2. Консультирование по п. 1, отличающееся тем, что с целью повышения эффективности проводится по единой методике ТРИЗ - ФСА.

3. Консультирование за рубежом, отличающееся от консультирования в стране по пп. 1 и 2 степенью ответственности.

4. Консультирование по пп. 1-3, отличающееся тем, что результаты выдаются не в виде "идеи", а в виде "вещи".

1. Общие замечания

1.1. В данных тезисах речь идет о консультировании на базе ТРИЗ и ФСА. При этом под консультированием понимается совершенствование какой-либо реальной технической системы (ТС) - изделия и/или технологического процесса - по заказу конкретного предприятия (фирмы).

1.2. Консультирование рассматривается как профессия, подразумевающая типовые ситуации, приемы работы, правила, которые в этой профессии эффективно используются.

1.3. В США, Западной Европе, Японии и других странах существует множество консультативных фирм, работающих достаточно эффективно. Однако, главным образом, это - узкоспециализированные фирмы, консультирующие только по ограниченному кругу проблем в конкретной области науки и техники. Принципиальное отличие тризовского консультирования - универсальность поля деятельности.

1.4. Консультирование - тяжелый и кропотливый труд, включающий отнюдь не только творчество, но и 90% черновой работы.

1.5. С точки зрения методики, организации и психологии нет принципиальных отличий консультирования в СССР и за рубежом. Существенная разница, пожалуй, только в степени ответственности за выполняемую работу и технической оснащенности консультанта. Независимо от страны, области техники и масштаба предприятия-заказчика профессиональный консультант должен "держать планку высоко", т.к. от этого зависит не только его личная репутация, но и репутация его фирмы и ТРИЗ как методики.

2. Организационные особенности консультирования

2.1. Поиск заказчиков, заключение договоров (контрактов) - эти работы должен выполнять профессионал по менеджменту и маркетингу (свой или посредник), обладающий достаточными юридическими и экономическими знаниями. В Финляндии, например, эти функции выполняет фирма TRIS OY.

2.2. Тщательная подготовка консультации заказчиком и консультантом. От заказчика требуются: проспекты, данные о патентах, графики, расчеты, демонстрация фото- и видеодокументов в цехе и др. Сама консультация по времени длится недолго. Для ее эффективности нужна мощная подготовка.

Ответственность заказчика по предоставлению консультанту необходимой информации предусматривается в контракте. От консультанта требуется стать "псевдоспециалистом" в данной области, чтобы хотя бы понимать заказчика. Необходимо знакомство с литературой по данной области, первичный патентный поиск, привлечение консультантов - специалистов по конкретным темам.

2.3. Темы консультаций могут быть очень разными. Только за последние два года объектами консультирования в практике авторов были: уборка торфа, очистка турбинных газов, отделение коры от древесины, швартовка судов к пирсу, крупные электрические машины, велосипеды и др.

2.4. Конфиденциальность. В самом начале консультирования консультант и заказчик подписывают соглашение о конфиденциальности, охраняющее коммерческие интересы и интеллектуальные права сторон. Консультант обязуется не разглашать информацию, получаемую от заказчика. Так, например, запрещается упоминать в одной публикации название фирмы-заказчика и тему консультации. Заказчик же гарантирует сохранение конфиденциальности по предложенным консультантом техническим решениям, даже если они не будут приняты к реализации. "Запретной" темой является также сумма оплаты по договору.

2.5. Оперативность. При консультировании, особенно выездном - в других городах и странах, очень жесткие сроки работы. Это, в свою очередь, требует:

а) максимум заготовок дома ("лучший экспромт - тот, который заранее лежит в кармане");

б) быть готовым, если надо работать "с листа", "на глазах у изумленной публики". Для такой работы необходим достаточный опыт.

2.6. Надежность, гарантированность результатов.

Если не удалась первая консультация, то второго раза уже в этой фирме не будет, как у сапера. А если несколько неудач у разных заказчиков, информация о вашей "компетентности" расползается, и это - конец вашей консультативной фирмы. И наоборот, удача тянет следующую удачу (как в институте на отличника работает зачетка с "пятерками"). Отсюда - повышенные требования к консультантам даже по сравнению с преподавателями и исследователями ТРИЗ. ТРИЗовский снобизм ("где тут задача - я ее сейчас решу") очень быстро сбивается.

2.7. Этапы консультирования - аналогичны этапам ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрение.

2.8. Сама консультация, встреча с заказчиком, - только верхушка айсберга, а огромная работа ведется дома, причем с привлечением всех сотрудников, а не только тех, кто проводит выездные консультации.

2.9. Лучше консультировать не одному, а вдвоем или даже втроем. При этом отслеживаются разные стороны проблемы, появляется возможность "взгляда со стороны". Одному консультанту просто не управиться с огромным объемом работы. Поскольку каждая консультация - это экспресс ФСА, то и работа, как в ФСА, ведется специально по добранной небольшой исследовательской рабочей группой. Основные принципы подбора совместно работающих консультантов - дополнительность по выполняемым функциям, равноправие, абсолютное доверие, личная симпатия.

2.10. Практическое консультирование заканчивается не идеями, а "вещью". Выполняются необходимые расчеты, конструирование - чертежи, спецификации, изготовление образцов. Желательно иметь свой внедренческий центр либо проверенные группы расчетчиков, конструкторов, изготовителей.

2.11. Патентно - лицензионное обеспечение. Привлечение юристов и патентоведов. При профессиональном консультировании вопросы охраны интеллектуальной собственности приобретают особое значение, поскольку на выходе консультации уже не просто идея, а коммерчески ценный продукт.

2.12. Обязательное ознакомление консультируемых с основами ТРИЗ. Типовой вариант: микросеминар перед консультацией, знакомство с лучшими разработками ТРИЗ. Для экспресс-лекции по ТРИЗ можно использовать принятую на Западе систему представления фирм перед началом консультации. Вывод: консультант должен быть и хорошим преподавателем.

2.13. При работе на консультации с ведущими специалистами по ТС не забывать, что решения принимает начальник, - работать и с ним тоже. Более того, при заключении контракта желательно оговорить состав экспертов, которым будет сдаваться работа, включив в этот состав руководителя. Желательно также не допускать замену экспертов по ходу консультации.

2.14. Учитывая, что сама консультация сравнительно невелика по времени (4-8 часов работы со специалистами), необходимо за короткое время получить максимум информации. Для этого нужно подготовить подробный перечень вопросов, план консультации, перечень пожеланий заказчика и др.

2.15. Виды оплаты.

а) Оплата за сами консультации.

б) Оплата испытаний, образцов и т.п.

в) Процент от реализации продукции, в которой реализованы решения консультанта.

г) Процент от экономического эффекта, получаемого заказчиком в результате реализации решений консультанта.

3. Методические особенности

3.1. Из инструментов ТРИЗ и ФСА на консультациях наиболее мощно работают:

- функциональный анализ;

- законы развития ТС (и для постановки, и для решения задач);

- задачи-аналоги;

- банк технических эффектов;

- функциональное свертывание.

3.2. Практически всегда при консультировании происходит смена первоначальной задачи (той, которая кажется главной заказчику). Нужно поставить и решить новую, скрытую задачу, т.к., во-первых, исходная постановка задачи почти всегда неправильна и, во-вторых, такую задачу уже решали сами специалисты.

3.3. Консультация - это всегда (даже если не просит заказчик) не решение одной задачи, а серьезный анализ ТС, синтез решений, их проверка, разработка технического проекта, прогнозирование и др.

3.4. Для подготовки и проведения консультаций с целью получения максимальной информации от заказчиков и субконсультантов за ограниченное время применяются подходы и приемы, разработанные в инженерии знаний.

4. Психологические особенности

4.1. Проблема знаний по данной области:

на информационном этапе надо показать себя классным специалистом по ТРИЗ, а в области конкретной ТС "валенком" (это выгодная позиция). Для демонстрации возможностей консультирования желательно иметь несколько ярких, убедительных примеров своих консультаций в различных областях техники.

4.2. Уважение к заказчику, но при этом твердость в отстаивании своих позиций. Бывают случаи, когда требования заказчика противоречат законам развития ТС или накладываются слишком жесткие ограничения на изменение исходной ТС. В крайнем случае можно параллельно вести работу по двум направлениям: так, как требует заказчик, и в соответствии с требованиями ТРИЗ. При этом убедить заказчика должен полученный вторым путем эффективный результат.

4.3. На каждом этапе консультирования нужно выдавать результат существенно больший, чем ожидает заказчик. Заказчик ожидает на выходе творческого этапа "голую" идею, а консультант-тризовец представляет теоретическое обоснование эффекта, расчеты, особенно с программой, позволяющей проверить, повторить. На исследовательском этапе заказчик предполагает эскизирование конструкции, а получает комплект чертежей, макет установки, образцы продукции. Такие постоянные "приятные сюрпризы" существенно повышают авторитет консультантов.

4.4. Проблема "наведения мостов" - в начале консультирования нас никто не знает, а потому не доверяет. Кроме деловых отношений, нужно сразу же пытаться устанавливать и человеческие отношения: вопросы о родной стране, городе, предприятии заказчика; анекдоты (к месту); рассказ о людях, занимающихся ТРИЗ; история жизни Г.С.Альтшуллера и др. Надо помнить, что консультация начинается до того, как все сели за рабочий стол, продолжается во время обеда и после официального завершения работы.

4.5. Нельзя расслабляться в конце явно удачно складывающейся консультации. "Подводные лодки тонут чаще у берега".

4.6. Очень важным психологическим фактором является форма отчета и доклада: переплетенный отчет в корочках, качественные рисунки и чертежи, демонстрация на пленках и плакатах, эстетичный внешний вид образцов и макетов.

4.7. Технический консерватизм, боязнь нового на Западе ничуть не меньше, чем у нас (это легенда, что там бросаются с распростертыми объятиями к новым идеям). Однако, как и в Союзе, они идут на реализацию новых технических идей, если:

а) это сулит существенные экономические выгоды;

б) поджимают конкуренты;

в) решение не требует больших затрат и существенных переделок ТС;

г) предложена не просто идея, а "вещь", т.е. убедительно показана реализуемость предлагаемой идеи. Причем вся ответственность за доказательство жизнеспособности идеи ложится на консультанта (расчеты, проектирование и изготовление опытных образцов и др.).

Выводы: ориентация на решение мини-задач, отслеживание максимального эффекта от полученных решений (всем должно быть выгодно внедрять новую идею), доведение консультации до опытных образцов и экспериментальной проверки.

4.8. Нужно учитывать изменение внимания, усталость консультируемых по ходу консультаций. Наиболее важные вопросы и предложения должны быть рассмотрены в начале консультации. На конец можно оставить организационные и финансовые проблемы, обмен информацией.

4.9. Не рекомендуется предлагать какие-либо свои или чьи-то технические решения, даже самые выдающиеся, если достоверно не известно, что они позволяют решить конкретные проблемы данного заказчика.

4.10. Особое внимание нужно обращать на достоверность представляемой заказчику информации - точность цифр, надежность данных о работе конкретных ТС. Нужно учитывать, что на Западе советские фирмы, к сожалению, пользуются репутацией ненадежных партнеров.

5. Выводы

5.1. Консультант (эксперт) по ТРИЗ - новая профессия, принципиально отличающаяся от широко известной в мире профессии консультанта по конкретной, узкой, области знания.

5.2. ТРИЗ и ФСА дают возможность проводить эффективное консультирование в разных странах, в различных областях техники, для разных типов предприятий.

5.3. Консультирование - весьма эффективный способ внедрения ТРИЗ в широкую инженерную практику, поскольку оно убедительно доказывает преимущества ТРИЗ и затрагивает именно тех специалистов - разработчиков новой техники, ведущих специалистов производства, - которые обладают на предприятии - заказчике наибольшим авторитетом.

5.4. Практическое консультирование оказывает также неоценимую помощь и обучению ТРИЗ, поставляя реальные примеры применения методики для совершенствования конкретных ТС.

5.5. Практика консультирования позволяет выявить узкие места методики ТРИЗ и ФСА, проекта "Изобретающая машина", а также отработать новые методические разработки.

5.6. Практическое консультирование предъявляет повышенные требования к организационной, методической, педагогической и психологической подготовке консультантов.

5.7. Для перехода ко второму этапу развития ТРИЗ - массовому практическому применению - необходимо в рамках Ассоциации ТРИЗ наладить систему подготовки профессиональных консультантов - экспертов. За последнее время авторами рекомендаций были проведены с этой целью два экспериментальных семинара (Зеленогорск, ноябрь-декабрь 1990 г., Минск, март 1991 г.).


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    Профессиональное консультирование - особенности и рекомендации