Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    Творческая личность в фокусе науки

Творческая личность в фокусе науки

Н.В. Круглова

Творческая личность - объект сложный, многогранный и, как нам кажется, не может быть достаточно полно описан в терминах одной теории. Поэтому тем, кто изучает теорию развития творческой личности, разработанную Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным, вероятно, будет интересно познакомиться с другим подходом, представленным нашей публикацией.

В 1923 году В Петрограде от туберкулеза умер молодой профессор Николай Яковлевич Пэрне, физиолог высшей нервной деятельности и эндокринолог, а через два года была издана его небольшая книга "Ритм жизни и творчества", которая заложила основы современной биоритмологии - учения о ритмах физиологических функций, роста и созревания организма и становления личности.

Широко известен дневник самоконтроля расхода личного времени, который много лет вел А.А.Любищев. Не менее интересны дневники, которые вел Н.Я.Пэрне; в течение 18 лет, изо дня в день, он фиксировал проявление своего организма в интеллектуальной, эмоциональной и сексуальной сферах.

В книге, идея которой родилась при анализе самонаблюдений, исследованы волнообразность функционирования организма, влияние физиологической составляющей на характер творчества, неравномерность творческой активности и качественное изменение ее с возрастом. В начале работы Н.Я.Пэрне рассматривает проявление цикличности, "волнообразности" в течение человеческой жизни, в разных ее проявлениях, на разных уровнях, как на уровне физиологических подсистем - сокращения отдельных мышечных волокон, возбуждения и торможения нервов, так и целых органов и систем - пищеварительной, дыхательной, кровеносной, половой. Биологический ритм присущ и всему организму в целом: суточное колебание температуры тела, смена фаз сна и бодрствования, изменения репродуктивной способности женщины в течение месяца.

Анализ "физиологического" дневника ученого

При изучении сексуальной сферы Пэрне регистрировал как периоды просто повышенной восприимчивости в половой сфере, так и сопровождающие их физиологические эффекты. "Сексуальные кривые" Пэрне выявили недельную периодичность для отдельных видов переживаний. Эта периодичность была ярче выражена в добрачный период, а также во время войны.

"Интеллектуальный ритм" исследовался путем регистрации дней со спонтанным появлением мыслей, идей, когда какой-нибудь вопрос делается особенно ясным или когда вообще отмечалась повышенная наклонность к обдумыванию, созерцанию или "сочинительству". Было установлено, что в интеллектуальной сфере основные циклы - недельные. Одновременно могут протекать несколько таких процессов. Конечно, отмечает ученый, мысль можно нарочно вызвать, если сесть за письменный стол (иными словами, сформировать условный рефлекс на рабочее место, обстановку - прим. сост.), но это, по мнению Пэрне, вспомогательный механизм.

"Недельные и кратные им периоды имеют общее происхождение, они не представляют собой характеристики того или иного органа, а являются функциями всего тела, только разряды этих функций происходят через тот или иной орган, окрашивая ее (функцию периодичности) в свою специфику".

Исследуя далее свой "физиологический" дневник, ученый обнаружил такую же периодичность в сновидениях (ритмы в 7 и 28 дней), периодичность в возникновении болезней, например в появлении приступов мигрени. "Ведь болезнь не что иное, как одностороннее развитие нормального жизненного процесса".

В "дневнике мыслей" ученый отмечал факт появления новых мыслей, их новизну. По дневнику и по воспоминаниям детства Пэрне установил, что в его жизни было несколько "удачных" лет, причем эти пики интеллектуальной и эмоциональной активности отличались между собою и по характеру деятельности: в 7 лет появилось увлечение "художественным рисованием", промелькнуло первое неосознанное сексуальное впечатление; в 13 лет изменился характер рисования: вместо воображаемых ландшафтов четкие рисунки объектов природы; в это время он начал коллекционировать жуков, бабочек, марки, появилось уже дифференцированное сексуальное впечатление; дневниковые записи 19-летнего юноши имели романтический характер, их тематика - самоанализ; в 26-летнем возрасте основным настроением, отраженным в дневнике, было религиозно-мистическое, интерес - к метафизике; записи 32-летнего мужчины приобрели конкретность, они посвящены научным проблемам.

Анализируя развитие ребенка, Пэрне отмечает, что дети развиваются неравномерно: неравномерен физический рост по годам - максимумы приходятся на 1 год, между 7-9 и между 13-17 годами; неравномерно психологическое развитие - максимально оно развертывается именно в годы задержки роста; существуют три цикла в развитии зубов и три цикла в развитии полового аппарата, причем процессы полового развития носят конкурирующий характер по отношению к психологическому развитию ребенка.

Теперь мы переходим к наиболее интересному разделу исследования - к изучению биографий великих людей, творческих личностей, а также к анализу ритма душевной жизни.

"Исследовал свыше 20 биографий: Бетховен, Р.Вагнер, Моцарт, Глинка, Шуберт, Шуман, Пушкин, Гете, Шиллер, Байрон, Гоголь, Гейне, Кант, Рембрандт, Гельмгольц, Р.Май-ер, Жерар, Дэви, Либих, Ньютон".

Для исследования биографий Н.Я.Пэрне использовал своеобразный графический метод: на "оси жизни", от рождения до смерти, он отмечал поперечной линией годы создания всех произведений, причем длина линии оценивалась "на глаз". В результате появляется график творческой активности человека. Этим методом обнаружены следующие интересные факты: во-первых, выявилось, что порыв к творчеству не всегда проявляется с одинаковой силой (есть годы особенно плодотворные и годы ослабления), во-вторых, оказалось, что эти подъемы творчества наступают через определенные, почти правильные промежутки времени, в большинстве случаев довольно хорошо совпадающие с теми "узловыми точками", которые были установлены на основании изучения физиологии человека; в-третьих, подтвердилось, что каждая "узловая точка" есть не только время повышения душевной жизни, но и повторный пункт, переход к новому характеру творчества, время выдвигания новых идей.

Эти периодические колебания с 3-5-летним циклом обнаруживаются не у всех одинаково, более четко - у музыкантов и поэтов, менее - у ученых - исследователей. Приведем только два примера, подтверждающие существование ритма душевной жизни.

Бетховен. Творчество Бетховена необычайно богато. За все время своей деятельности он почти непрерывно сочинял, так что на первый взгляд нельзя уловить каких-либо резких колебаний его творчества. Тем не менее, тщательный анализ показывает, что такие колебания были. Они проявлялись не столько в ослаблениях и усилений творческой силы, сколько в периодических изменениях характера его творчества.

Бетховен родился в декабре 1770 года.

Первые сочинения - три фортепьянные сонатины - были написаны в 12 лет. Хотя они, по-видимому, отделаны его учителем Нефе, в них уже можно уловить искры яркой индивидуальности. После этого идет ряд сочинений, которые показывают постепенное развитие таланта, но все же не представляют ничего выдающегося по сравнению с общим, довольно высоким уровнем музыки того времени.

Почти все биографы выделяют конец 1794 года, когда, казалось бы, внезапно началось пробуждение гения. В это время он написал свои первые трио (ор. 1), а в следующем году - первые фортепьянные сонаты (ор. 2). В первом трио и 1-й сонате, а также в написанном через год (1796 г.) романсе "Аделаида" молодой Бетховен оторвался от среднего уровня тогдашней музыки. Эти произведения характерны тем, что музыка из средства увеселения и отдыха превратилась в средство самопознания, передачи глубоких переживаний. Впервые прозвучало истинное индивидуально-бетховенское настроение, которое в полный голос зазвучало в следующий период творчества (1795-99), который может быть назван "периодом Патетической сонаты". За эти пять лет написаны 11 форте-лианных, 3 скрипичные, 2 виолончельные сонаты, 4 трио, 2 концерта, 3 струнных ансамбля, много пьес, вариаций, песен.

Годы 1799-1801 также довольно богаты: написаны крупные произведения - 1-я симфония, пять квартетов, фортепианный концерт, - но в этих вещах уже в полной мере нет того истинно бетховенского характера, который так ярко блеснул в предыдущем периоде. Они напоминают творения Гайдна и Моцарта, в них - обилие музыки, много страсти, радости, мощи, но нет вопросов и волнений ищущего духа. Биографы отмечают наступление качественно нового периода в конце 1801 и начале 1802 годов, в 32-летнем возрасте. Вновь поднимается бетховенский вопрошающий дух, снова - поразительная глубина и задушевность. Но настроение - совсем другое. Раньше замкнутое и сосредоточенное, здесь оно как будто раскрылось во что-то широкое и сияющее, но все еще полное тайн. Это настроение передано в фортепьянных сонатах - Cis-moll - op. 27 (1801-1802), D-moll op. 31 (1802) - и скрипичной A-dur, op. 47 (1803), а особенно в финале сонаты "Аппассионата" (ор. 57), написанной в 1804 году. Этот период резко выделяется еще и по совершенной новизне форм. Все предыдущие произведения исполнены в строго классических формах. С конца же 1801 года (соната Cis-moll) формы расширяются, подчиняются идее. Это проявилось и в Третьей симфонии, которая создавалась именно в это время (в 1802 году - первые наброски ее, весной 1804 года она окончена). В симфонии Бетховен порвал с классическими традициями и выступил как основатель новой музыки. Современники, например, К.М.Вебер, были в ужасе от нее.

После этого (с 1804 года) сила творчества немного ослабевает. В 1804 и 1805 годы Бетховен усердно работает над операми "Леонора" и "Фиделио", они стоили ему много усилий, он отдавал им много времени и сил, но эти оперы считаются не лучшими его вещами, они не проникнуты типично-бетховен-ским духом. Кроме опер, он написал за это время еще две сонаты и одно трио - все три вещи не выдаются особенно над средним уровнем.

- С 1806 года начинается новое пробуждение творческого гения, который, постепенно разрастаясь, достигает своей вершины в 1808 году, когда были написаны две величайшие симфонии - 5-я и 6-я, - а также два трио (ор. 70) и виолончельная соната (ор. 69). Этот период высокого творческого напряжения продолжался до конца 1811 года. Кроме упомянутых, написаны: музыка к "Эгмонту" (1809), 5-й фортепианный концерт (1809), квартет - ор. 95 (1810) и 7-я симфония (1811-1812); все это - создания величайшие. Всякий, кто немного знаком с музыкой, понимает, что здесь мы имеем громадную вспышку творческой силы: 5-я, 6-я и 7-я симфонии останутся вечными, недосягаемыми образцами музыкального творчества, музыка к "Эгмонту" поразительна по силе, глубине и говорящей понятности, квартет (ор. 95) знатоками считается "венцом творчества этого периода", в сонате (ор. 69) переданы мотивы глубокозахватывающие и словно "вещие".

От предыдущего этот период отличается характером идей, иными колоритами. В симфониях этого времени, в музыке к "Эгмонту" и других вещах среди глубочайшей сосредоточенности мысли звучит что-то властное и могучее, какая-то железная упругость и мощность тем. Словно время исканий, удивлений и туманных загадок второго периода прошло, и уже слышно твердое и сознательное слово. Кроме того, эти произведения отличаются особым, широким охватом и всечеловечно-стью своих идей. Это - целые поэмы человечества. Словно дух, созревший в сосредоточенности, развернулся и разделился по всему миру.

В 1812 году гигантский порыв начинает утихать. В этом году Бетховен пишет еще 8-ю симфонию, но она уже много ниже предыдущих. В следующем, 1813 году, кроме нескольких песен, написана "Победа Веллингтона", вещь малозначительная.

Итак, мы видим ясно очерченный третий подъем творческого гения Бетховена, характерный не только по нарастающей и снова убывающей силе, но и по совершенно новому своему колориту. Своею вершиной этот период падает на 1808 год, т.е. на 38-й год жизни Бетховена.

После сравнительного затишья новое оживление творчества наступает в 1814 году, когда написаны две фортепианные сонаты большой задушевности (ор. 90 и ор. 101), три увертюры, две виолончельные сонаты с туманным самоуглублением, много песен и пьес. В это же время (1814) сделаны наброски новой, 9-й симфонии. Этот четвертый период творчества отличается ясно выраженным особым характером, задушевностью и грустным самоуглублением. По силе своей он хотя невелик, особенно если сравнивать его с гигантской мощью предыдущего периода, но тем не менее он ясно очерчен между сравнительно бесплодными 1813 и 1817 годами и имеет свой, специфический колорит.

Зимой 1818-19 года Бетховен по заказу приступил к сочинению "Торжественной Мессы". Эа эту работу он принялся с большим рвением, посвящая ей все свое внимание, но, несмотря на громадное напряжение, доходившее до исступления, до страдания, работа продвигалась медленно - к назначенному сроку (1820 г.) она не была готова. Только с 1820 года он снова постепенно начинает оживать. В 1820, 1821 и 1822 годах написано по сонате - ор. 109, 110 и 111, - которые относятся к лучшим и серьезнейшим его произведениям, особенно две последние. В сонате (ор. 111) слышатся глубокие рокоты и странные призывы словно из иного мира, а в последней части ее льются бесконечные плетения, уносящие все выше, в экстаз и созерцание. В 1822 году Бетховен наконец окончил и "Торжественную Мессу", и с этого времени все его творчество вообще приобретает особый, мистический, просветленно-духовный оттенок. Сейчас же после сонаты ор. 111 и "Торжественной Мессы" он приступает к 9-й симфонии, и здесь его новое созерцательно-мистическое направление развертывается необыкновенно глубоко. В этой симфонии передан совершенно новый мир, одновременно торжественно-могучий и печальный, устремление к вечности и к человеческим страданиям. За симфонией последовал ряд струнных квартетов (1824-26), где он, подчас в судорожных метаниях, подчас в жгучей мольбе и нежных жалобах, пытался передать свои новые откровения, свои порывы души, свое томительное устремление в вечное и рыдание над человеческими страданиями. В этих квартетах он совершенно не считается с существующими музыкальными формами, из-за чего многим современникам они казались бредом сумасшедшего. Только теперь оценена их глубина и необычайная духовность.

Совершенно ясно, что мы имеем здесь новый, совершенно особого оттенка подъем творческой мощи. Словно новая личность выглянула из него. С этим согласны, между прочим, и все биографы, считая 1820 год началом "нового периода творчества". Эта творческая вспышка длится долго; она не угасает резко, но как-то изживает себя, содержание приходит в резкий разлад с формой, и на этом она должна была угаснуть.

Перед смертью Бетховен был полон новых идей (1827). Он говорил окружающим, что ему рисуется 10-я симфония, которая будет нечто совершенно новое, до сих пор неслыханное, что он в ней, наконец, выскажет то, что наполняет его, что растет в нем и что до сих пор ему не удалось выразить. Кроме того, он носился еще с идеями музыки к "Фаусту". Биографы считают, что в этих произведениях он хотел передать трагическую действительность жизни - ее восторг и ее печаль, ее неистовую легкость и ее глубочайшую серьезность. Но этот всплеск творчества не состоялся: композитор умер на 57-м году жизни.

Кант. Родился в апреле 1724 года, о молодости его известно немного, но заслуживает внимания указание, относящееся к восемнадцатилетнему возрасту о том, что он "хотел стать медиком, но из любознательности стал изучать теологию".

Данные о его творчестве делаются точными после 30-летнего возраста. С 1754 по 1758 год Кант находился в непрерывной работе: создается ряд натурфилософских сочинений о возрасте Земли, о землетрясениях, об огне, о метафизическом знании, о теории ветров, о движении и покое и др. В 1759 г. он пишет работу "Об оптимизме", но она, по свидетельству Куно Фишера, не имеет большой цены. Следующий 1760 г. был бесплодный. В ранних сочинениях Кант - рационалист, он полностью стоит на позициях философии Христиана Вольфа, формальная логика для него является критерием истины.

После затишья 1760 г., начинается новый ряд сочинений: о силлогизмах, об отрицательных величинах, о бытии бога, - в которых он в духе эмпиризма Юма скептически относится к "школьной" логике.

В конце 1768 года вновь изменилось направление мышления. Еще в начале этого года Кант заканчивает работу "Определение сторон в пространстве", где трактует пространство эмпирически-реально, по Ньютону; а уже в 1769 г. начинается работа над диссертацией, в которой пространство понимается идеально, не как нечто действительно существующее, а как форма нашего понимания мира. Вскоре после диссертации Кант приступает к работе над сочинением "Критика чистого разума", над которым трудится с 1770 по 1772 годы; в эти же годы он работает над трансцендентальной логикой. В 1773-1775 годах ничего не пишет.

Творчество Канта и дальше протекало с периодическими подъемами и угасаниями, но после 50 лет периоды становятся менее правильными. 1775-1777 годы - работа над "Критикой чистого разума" и "Логикой", 1778 г. - перерыв, 1779-1781 годы - время усиленной работы, "Критика" пишется в окончательном виде для печати. После этого (1781-1782 гг.) - "Пролегмоны", а также работа над "Метафизикой нравов", 1783-1784 гг. - пауза, 1785 г. - завершение "Метафизики нравов"; 1786-1788 гг. - "Критика практического разума", далее опять пауза, затем 1790 г. - "Критика способов суждения", в 1791-1793 гг. - ряд более мелких сочинений по этике и религии. Наконец в 1797-1798 гг. - последняя творческая волна, во время которой написаны "Метафизические основы морали" и "Спор факультетов". После этого Кант уже ничего больше не создал.

Мы видим, что периоды и характерные узловые точки, ведущие к перелицовке личности, проявляются и у философа точно так же, как у музыканта. У каждого человека в этом отношении, конечно, существуют индивидуальные особенности: можно указать на то, что у Канта волны более длинные, так что узловые точки все время сдвигаются. Что касается направленности периодов в старости, то их можно объяснить тем, что существует параллельное течение нескольких волн с разным периодом, которые вначале довольно хорошо совпадают, но чем дальше, тем более расходятся.

Переходя к анализу проявления узловых точек в творчестве естествоиспытателей, мы должны заметить, что научных исследователей нельзя отнести к типу людей с преимущественно внутренней жизнью, или типу "мечтателей", но в то же время они и не относятся к типу "внешних" деятелей, они относятся к смешанному типу. Научный исследователь не может замкнуться в себе, он должен быть способен теснейшим образом слиться с явлениями окружающего мира - в этом он примыкает к деятелям. Такое слияние, однако, должно носить исключительно идеалистический характер, характер связей. Уловить же последние может только тот, кто способен отвратиться от практической жизни и уйти в глубину своего духа, - в этой способности углубиться в себя научные исследователи схожи с типом "мечтателей".

На основании этого рассуждения можно ожидать, что периодичность в творчестве должна быть до некоторой степени выражена также и у научных исследователей, но не так четко, как у чистых представителей типа "мечтателей": у музыкантов, поэтов, философов.

Яснее всего проявляется "узел 25 лет" - время первых крупных исследований и открытий, в которых впервые ясно обнаруживается гений. У многих ученых этот момент жизни остается и наивысшим в их творчестве. Гельмгольц в возрасте 24-25 лет выявил и развил принцип сохранения энергии. Дэви в возрасте 25 лет начал свои знаменитые исследования над щелочными металлами, а между 25 и 27 годами жизни лежит кульминационный пункт всего его научного творчества. Роберт Майер в 25 пет был внезапно озарен идеей сохранения энерции и два последующие года он разрабатывал этот принцип, причем эта работа оказалась единственной. Ньютон в 24 года усвоил идею всемирного тяготения. Галилей в 25 лет отделал свою механику, легшую в основу всемирной науки. Луи Пастер на 26-м году жизни сделал свое первое открытие - стереоизо-мерию винной кислоты.

Что касается других "узловых точек", то более поздние узлы не столь ясно выражены. Но и здесь можно найти отдельные указания: например, известно, что Либих на своем 38-м году сменил направление исследований; Пастер на 33-м году перешел от исследований в химии к биологии. Эти факты, конечно, случайны и отрывочны, но в связи с предыдущим они приобретают некоторое значение.

Еще одним источником информации о цикличности развития пичности стали для Пэрне опубликованные психиатрами истории болезней "душевнобольных". Это исследование показало, что первые проявления душевных расстройств, а также обострения этих заболеваний с большой долей достоверности падают на выявленные ранее "узловые точки" в развитии личности. Этот материал интересен в том отношении, что среди больных много женщин. И мы видим, что "узловые" (или критические) точки жизни у них те же самые, что были установлены для мужчин, следовательно, нет разницы в ходе развития личности мужчин и женщин.

Анализ ритма душевной жизни "Исследование фактов из четырех совершенно разных источников: дневника самонаблюдений, физиологии развития детей, биографий великих людей и периодичности в возникновении психических заболеваний - привело к выводу о том, что у значительного числа людей можно обнаружить ступенчатость хода жизни, которая проявляется в существовании особых "узловых точек", совпадающих ОБЫЧНО (возможны индивидуальные отклонения) с годами жизни 6-7 лет; 12-13 пет; 18-19 лет; 25-26 лет; 31-32 года; 37-38; 43-44; 50 пет, 56-57 и т.д.

Эти узловые точки характеризуются тремя главными признаками:

1. Прояснением и усилением душевной жизни.

2. Наличием качественных особенностей по сравнению с другими "узловыми точками".

3. Особой чувствительностью организма: повышенной наклонностью к заболеваниям у детей в узловые годы, повышенной частотой проявлений душевных заболеваний.

Первый узел - 6-7 лет

Созревает человек как узнавшее свое существование существо. Он весь обращен на себя, на свои ощущения и функции. Он себя узнал среди мира, но окружающего мира, по-настоящему, еще нет для него.

Второй узел - 12-13 лет

Созревает человек как часть окружающего. Пробуждается интерес к объектам внешнего мира, проявляется стремление захватить их в своем сознании, расчленить и подчинить их себе.

Третий узел - 18-19 лет

Созревает человек как член общества. Поворот от внешних объектов к внутреннему, душевному, но не только на себя, а и на других людей. Здесь расцветают побуждения и идеи социально-этические, закладываются душевные привязанности, проявляется понятие о долге.

Четвертый узел - 25-26 лет

Созревает человек как явление мира. Он чувствует себя причастным к мировому целому. Формируется мировоззрение. В то же время этот узел есть вершина душевного расцвета и созревание индивидуальности и личности.

На характеристике 4-го узла стоит остановиться несколько подробнее. Предыдущий, третий узел в 19 лет, является пунктом достижения общественной зрелости человека; человек с этого момента уже может стать равноправным членом общества ("социально-этическая" зрелость). Но в смысле творческой, в смысле самостоятельного представителя эволюции он еще не созрел. Он может работать наравне с другими, как хороший сотрудник, но он еще не вносит своего личного, нового. Это последнее достигается лишь ко времени 4-го узла, 25-го года жизни.

При разборе биографий мы констатировали, что третий узел (18-19 лет) является по преимуществу узлом подражательного творчества. Четвертый же узел есть момент расцвета данной личности - здесь человек впервые проявляет свое особое лицо, вносит свои новые идеи.

В 25 лет человек становится в авангард эволюции и прогресса. Все, что он творит в это время, - это ново, это - последнее слово жизни: в лице людей 25 пет жизнь идет вперед своими самыми передовыми отрядами. Дальше человек не творит уже ничего существенно нового. Он дальше может развить еще очень энергичное и сильное творчество, но это уже будет только дальнейшее развитие идей, зачатых на 4-м узле. Может быть и так (и это, вероятно, часто бывает), что в свои 25 лет он не успевает даже ничего высказать, лишь гораздо позже он фактически проявит свою индивидуальность; но эта индивидуальность есть та, которая зародилась в 25 лет, и она соответствует идеалам жизни, в то время стоявшим на первой очереди.

Пятый узел - 32-33 года

Созрел человек как деятель. Это - вершина сил и вершина творческого размаха. Многие исследователи указывают на возраст 33 года как на кульминационный пункт творческой и вообще духовной жизни. Здесь человек дает наиболее зрелые плоды того, что заложилось в нем в предыдущем периоде.

Шестой узел - 37-38 лет

Это вторая вершина. По силе и мощи она может не уступать предыдущей, но по качеству она обычно менее нежна, более твердая и сухая. Время 37-38 лет вообще - самое плодоносное время жизни. Свежесть еще не потеряна, и зрелость уже достаточно высоко поднялась

Седьмой узел - 43-44 года.

Этот узел критический по преимуществу. Деятельность человека еще обычно продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта и навыка, и творчество еще может быть плодотворным, так как оно продолжает черпать из ранее зарожденного запаса. Но в душе уже нет спонтанного источника. Кризис и перелом проявляется в разном, в том числе в некоторых физиологических процессах. Так, у женщин, например, в это время теряется способность к деторождению.

В некоторых же случаях кризис этот может вылиться в перелом духовный. Именно здесь может начаться как бы новое духовное зарождение. Вследствие этого, кризис может вести не к уклону, а как бы к новой юности духа, который с этого момента начинает зреть в другой плоскости.

Восьмой узел - 50 лет.

Это вторая зрелость у тех, у кого предыдущий узел привел не к уклону, а к перерождению. Тогда в восьмом узле в этом случае испытывается новый творческий подъем, подобный тому, что был в 32-33 года, но в виде нового человека, с новым мировоззрением.

Прожив первый цикл, каждый из нас к 50 годам должен вступить в другой, более возвышенный, духовный. Мы видим это теперь на исключительных, сильных людях; на прочих мы этого обычно не видим, потому что современная жизнь, судорожная погоня за материальными успехами у одних, непосильная борьба с нуждою у других очень быстро изнашивает людей средней силы и их уже не хватает на "второй цикл". Совершив с грехом пополам первый цикл, они, уже усталые и истрепанные, доживают вторую половину жизни в качестве так называемых "стариков". В норме этого не должно быть.

Есть и физиологические данные о том, что к 45-50 годам заканчивается определенный цикл жизни. Существуют две железы внутренней секреции, которые как бы дают окраску этому циклу жизни: щитовидная железа (она начинает усиленно функционировать около 18 лет), и половая, которая созревает к 18-19 годам, а к 45 ее функция начинает ослабевать. Обыкновенно люди стараются искусственным возбуждением продлить свою половую жизнь и дальше этого предела, что с точки зрения естественной эволюции, понимаемой широко, в виде духовной эволюции, так же нежелательно, как и слишком раннее взбудораживание этого инстинкта, до 18 лет.

Итак, цикл жизни от 18 до 50 лет протекает под диктатурой 2-х желез, и его можно охарактеризовать как период жизненной мощи. Позднее, когда же сила этих желез угасает, дается возможность проявиться и созреть другим сторонам жизни, заторможенным ранее, и человек вступает в новый цикл, новую фазу - созерцания и мудрости. В это время человеку начинает открываться то, что раньше было скрыто, заволочено, чего он раньше не мог видеть или понять, причем только теперь стал он духовно зрел для таких открытий.

Из этого, между прочим, следует один вывод, что борьба со старостью должна заключаться не в том, чтобы вновь оживить половые железы, и даже не в том, чтобы вообще вернуть молодость, а в том, чтобы предохранить организм от ненормального, преждевременного изнашивания и тем дать ему возможность вступить во "второй цикл жизни", не менее важный и не менее полный, чем "первый, который служит для него подготовкой". Все эти соображения - приблизительная схема.

Возникает вопрос: насколько вышеизложенное волнообразное течение жизни есть явление общераспространенное?

Волнообразность скорее выражена у людей, которые более сосредоточены на своей внутренней духовной жизни, которые из нее одной черпают импульсы для своей деятельности. Это те лица, которых можно охарактеризовать как "мечтателей", в отличие от "деятелей", т.е. писатели, философы, поэты, художники и т.д. У людей практической деятельности волиообразность открыть не удалось, быть может, потому, что проявление деятельности этих людей (администраторов, полководцев и т.д.) не столько зависит от внутренних импульсов, сколько от внешних обстоятельств, так что, изучая их работу, мы узнаем вовсе не их душевную жизнь, а ее колебания в зависимости от случайных внешних обстоятельств. Тут, скорее, открывается поле деятельности для влияния космической периодичности на активность масс (см. А.Л.Чижевский "Физические факторы исторического процесса". Калуга, 1924 г.). А может быть, у этих людей периодичность и в самом деле не выражена, они принадлежат к "апериодическому" типу людей. Что касается людей науки, то они как бы занимают промежуточное положение между теми и другими. Научная деятельность, конечно, есть деятельность духа, но в то же время она несколько приближается к деятельности практической не только по своей заметной зависимости от внешних условий, но и по внутреннему смыслу: внешний, окружающий мир с научной точки зрения рассматривается как объект, т.е. как нечто расчленяемое и подчиненное сознанию человека, а это именно и есть взгляд практической жизни.

Практическая периодичность мешает деятельности человека, поэтому, быть может, организм выработал особые приемы, чтобы нейтрализовать эти - по существу своему - естественные колебания, выработать тип "апериодический", к каковому и относится большинство людей, занятых практической деятельностью.

Итак, в результате проведенного анализа различного информационного материала Н.Я.Пэрне установил наличие волнообразного процесса реализации личности. Жизненные волны неоднородны и состоят, по меньшей мере, из трех волн: эмоциональной, духовной и интеллектуальной, - которые протекают одновременно и параллельно. Пики волн могут не совпадать, и поэтому узловые точки могут не ощущаться, может быть, в этом и состоит "прием" организма в достижении "апериодичности". Далее волны могут быть разной длины, так что если они вначале и совпадают вершинами и дают картину общей волнообразности, то в дальнейшем течении они могут разойтись, сглаживаясь.


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 1`91 2`90    Творческая личность в фокусе науки