Главная    Работа    Из рабочих журналов    Подсказки для импровизации

Смотри "Подсказки для импровизации"

Подсказки для импровизации-2

В.В. Митрофанов

90. "Асимметрия порождает асимметрию"

(П. Кюри)

91. "Я видел знаменитую надпись у входа в институт, выражающую кредо его директора: "Ни знание предмета твоего исследования, ни мощь инструментов, ни обширность знания, ни точность планов, никогда не заменят оригинальности твоей мысли и зоркости наблюдений"

Ганс Селье

92. "Я не имел иной книги - писал он - кроме неба и земли, которая известна каждому и каждый может узнать и прочесть эту книгу"

Палисси

93. "Избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний"

Прянишников

94. Наша неспособность решать многие фундаментальные проблемы зачастую базируется на узости нашего научного мышления. Мы, рассматривая какое-нибудь природное проявление, почти всегда забываем, что оно скрыто на фоне других проявлений, которые однако, являясь "родственниками" (эквивалентами) изучаемого явления, способны помочь нам, в усилиях по познанию окружающего мира.

Поэтому заниматься изучением только одного явления бессмысленно, а нужно изучать взаимодействие в целом, разобраться во всей цепи взаимодействий"

Ю.Г. Белостоцкий

95. "Я думаю, что основной чертой американского характера является такое мироощущение "can do" - это можно сделать. Практически все можно сделать, даже то, что представляется совершенно диковинным, возможно, у соотечественников же это начисто отсутствует"

И. Бродский

96. "Гипотеза - это не обязательно как есть. Но это - воздушная ступенька. Гордись, но знай, пройдет и это"

Олег Крышталь

97. Эйнштейн говорил, что кроме десяти заповедей Моисея исследователь должен руководствоваться еще одной - "Не бойся

98. "Метод науки - это доказательства"

Л.С. Берг

99. "В конце заседания 28 июля 1823 года, когда я занимался укладыванием моих препаратов, ко мне подошел человек из среды Академии и завел со мной беседу. Исключительной любезностью он сумел выпытать у меня тему исследования и все мои планы. Из неопытности и страха я не осмелился спросить, чья благосклонность принимает участие в моей судьбе, мы расстались. Этот разговор стал фундаментом моего будущего, я приобрел для моих научных целей могучего и ласкового покровителя и друга.

"Князь наук" Аристотель ХIХ в., близкий друг Гей-Люссака, Араго, Лапласа, Гаусса, Гете, Шиллера - вот кто взял неопытного студента под свое покровительство. Позднее, посвящая Гумбольдту свое главное сочинение, Либих писал: "Я погиб бы вполне, но благосклонность Гумбольдта предотвратило это. Мне открылись все двери, все институты, все лаборатории, живой интерес, который вы проявили ко мне, добыл мне любовь и искреннюю дружбу вечно дорогих мне учителей Гей-Люссака, Дюлонга и Тенара. Ваше доверие проложило мне путь в сферу действий, в которой я уже шестнадцать лет стараюсь быть достойным"

"Юстус Либих", Красногорский

100. "Мне стало необыкновенно ясно, как мало зависит от прибора и как много от человека, который перед ним сидит"

Вильгельм Освальд

101. "Либиха и Дюма связывали сложные отношения дружбы и вражды, сотрудничества и соперничества.

Либих писал Берцелиусу: "Меня всегда берет досада, что этот парень, несмотря на свою небрежную, невозможную и скверную манеру работы с помощью дьявола, достает из рукава удивительные штуки".

Лекции Гей-Люссака, Тенара, Дюлонга и других имели для меня неизъяснимое очарование. Введение астрономических и математических методов в химию, выражение по возможности, каждой зависимости в виде уравнения, связывание двух последовательных явлений причинной зависимостью в виде теории привело французских химиков и физиков к великим открытиям. Я понял, или правильнее будет сказать, в моем сознании неясно забрезжила мысль, что не только между двумя или тремя, но между всеми химическими явлениями в минеральном, растительном и животном царстве существует зависимость, которая управляется законами. Ни одно из них не происходит само по себе, но связано с каким-то другим, а то и с третьим и так далее.

Он научил их стремлению к истине, а дальше они искали ее сами. Он научил их отстаивать свои убеждения, невзирая ни на какие авторитеты, и поэтому они боролись за них даже против того, в чьей лаборатории научились мастерству химика.

В моей "Сельскохозяйственной химии" я просто попытался внести свет в темную комнату. В ней уже стояла вся мебель, все изделия, необходимые для удовольствия и удобства. Но все эти вещи были видны неясно и неотчетливо обществу, которое пользовалось комнатой для своей пользы и выгоды.

Один на ощупь натыкался на стул, другой - на стол, третий - на кровать, и каждый устраивался там, как мог. Но гармония обстановки и ее взаимосвязь была для большинства глаз скрыта. После того, как на каждый предмет упал, хотя бы и слабый свет, многие закричали, что свет в комнате не изменил ничего существенного, что один уже знал раньше и пользовался тем, другой этим, и что все вместе они уже ощущали и чувствовали все, что было в комнате. Однако химию, этот светоч знания, уже нельзя без ущерба удалить из этого помещения. Моя цель оказалась полностью достигнутой"

"Юстус Либих", Красногорский

102. "Подлинная ценность творческой личности как раз и состоит в том, что она умеет создавать идеи, противоположные всем известным и общепринятым фактам"

В. Матвеев, "Химия и жизнь", 4/1991

103. "Не всякое творчество хорошо, - писал Николай Бердяев - может быть злое творчество. Повсюду человек стоит перед выбором"

"Химия и жизнь", 4/1991

104. "Самый опасный грабитель времени - это нерешительность"

Чарльз Флори

105. Еще Н.В. Тимофеев-Ресовский говорил, что если бы Мендель, не зная своих законов заранее, не имел бы в голове их модель, то никакие наблюдения, никакая их статистическая обработка не помогла бы ему эти законы открыть.

106. "Гвардии лейтенант Головастов предлагал автоматическую систему проверки всех ракет сразу, без подъема их из шахт. Он предлагал иметь на каждом командном пункте "Проверочный эквивалент" - макет ракеты, проверять ежедневно только этот макет, а затем электрические сигналы пропускать одновременно через макет на командном пункте и боевую ракету в шахте. Если прохождение сигналов будет одинаковым, значит, боевая ракета в исправности. Система проверочных эквивалентов могла непрерывно совершенствоваться"

В. Суворов

107. "Господь Бог изощрен, но не злокознен"

А. Эйнштейн

108. "Кто не надеется найти, не найдет, ибо без надежды нельзя выследить и настигнуть"

Гераклит

109. Предложим постулат: если в произвольно расположенных точках, линиях, плоскостях, объемах любых тел - газовых, жидких, твердых, составных, выращенных имеет место разность или сумма зарядов, токов, потенциалов, напряжений, сил, потоков, концентрации и т.д., и условия удовлетворяют их взаимодействию скалярно, векторно, аксиально, то, если значение разности (суммы) значительно (диссимметрия), а расстояние между взаимодействующими элементами достаточно и среда не поглощает (не препятствует) взаимодействию, то эта диссимметрия может совершить некоторую работу. Эту работу можно наблюдать в виде неких эффектов, например, изгиба, осмоса, притяжения, тока, высаживания, растворения и т.д., причем внешние воздействия могут эти эффекты усиливать или ослаблять. Эта диссимметрия может быть мгновенной или растянутой во времени

110. "Когда в каких-либо явлениях обнаруживается определенная диссиммметрия, то эта же диссимметрия должна проявляться и в причинах ее породивших"

Принцип Кюри

"Некоторые элементы симметрии могут сосуществовать с определенными явлениями, но они не необходимы. Необходимо отсутствие некоторых элементов симметрии. Это и есть та диссимметрия, которая творит явление"

П. Кюри

111. "Все теории, объясняющие явления природы, должны быть смелы, как сама природа, - ответил Холмс"

А.К. Дойль, "Этюд в багровых тонах"

112. "Мудрость науки в ее методологии"

С.В. Мейн

113. "Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадаться о том, что происходит повсюду? Конечно - это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, причина в том, что природа проста, а поэтому прекрасна.

Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия. Это как открытие Америки, которую открывают раз и навсегда. Век, в котором мы живем, это век открытий основных законов природы, и это время уже никогда не повторится"

Р. Фейнман

114. "Ученый - это тот, кто всегда готов выслушать мнение других, но никогда не теряет самостоятельности суждений. Он должен избегать тенденциозных оценок, основанных на внешних признаках, он не должен отдавать предпочтение той или иной гипотезе, не должен принадлежать к той или иной школе, не должен преклоняться перед тем или иным авторитетом в науке. Он должен почитать факты, а не людей; основным объектом его стремления должна быть истина. И если ко всем этим качествам еще добавить трудолюбие, то можно надеяться, что тогда он действительно может ступить под своды храма познания, именуемого природой, и приподнять завесу над ее тайнами"

Майкл Фарадей

115. Посмотрите, есть ли в системе обратные связи? Используйте их при выдвижении гипотез.

116. Рассматривая причины компенсации, обратите внимание на сверхэффекты - эффекты, которые Вы в начале работы не видели. Оцените их, можно ли их привлечь к выдвижению гипотезы?

117. При проведении противоположных экспериментов обратите внимание на желательность изменения параметров, как в сторону минимума, так и максимума. Малые добавки и малые токи таят дополнительные открытия

118. Химический язык - общий для всех наук. Везде, где можно, представьте химическое взаимодействие.

119. Видимый мир объясняют невидимыми силами, сопрягая наблюдение и воображение.

120. Исследователь должен адаптироваться к программе решения - теме и импровизациям

121. "Гипотеза должна обладать достаточной мощью, чтобы объяснить различные явления и достаточной гибкостью, чтобы быть примененной в изменяющихся условиях" - говорил о теории Ф. Жакоб

122. "Мозг по определению - поле деятельности для обучения. Эволюция - самодельщик, вновь и вновь переделывая там и тут, где-то укорачивая, удлиняя, хватаясь за любую возможность подправить, изменить, сотворить. Природа постепенно делает один орган из другого. Важно, что всего лишь одно изменение в представлении о мире может повлечь за собой изменение в мире физическом. Разнообразие - это одна из основных движущих сил эволюции

Человеку желаемое необходимо так же, как и действительное. Время страха кончилось, начинается время надежд"

Ф. Жакоб

123. Время страха перед решением научных задач кончилось. Начинается пора их решения

124. Исследователю должна все время поступать энергия и информация. Энергия - это воодушевление на работу и поощрение (запрет), а информация - это ответы, известные ответы на вопросы и, должно быть, сравнение и оценка

125. Рассмотрите возможность объединения альтернативных гипотез.

126. Не упустите возможность открыть обратный эффект. Например, в эффекте Коновалова жидкость в капилляре под действием ультразвукового воздействия поднимается вверх, а может ли опуститься? Эффект Томса: малые добавки в воде делают ее "скользкой", она уменьшает сопротивление. И наоборот, можно ли увеличить сопротивление?

127. "Поначалу, лишь очерчивая границы неизвестного, мы впоследствии можем открывать что-то действительно новое. Нет никаких способов предугадать, к чему могут привести исследования в той или иной области науки, а поэтому нельзя отдавать предпочтение одним областям науки и пренебрегать другими.

Каждый из нас живет в реальном мире, который сформировался в мозге, на основе информации вводимой органами чувств и языка.

У млекопитающих огромное количество информации поступающей извне, фильтруют органы чувств и обрабатывает мозг, в котором формируется упрощенное, но удовлетворяющее потребностям животного представление о внешнем мире. Мозг работает, не записывая полного отображения мира, а строя для себя его внутренний образ. Воспринимать какие-то стороны реальности - биологическая необходимость.

Асимметрия появляется только в явлениях дополнительных друг к другу"

Ф. Жакоб

128. Снять возможные зависимости, связанные с увеличением и уменьшением значений основных параметров

129. Рассмотрите функциональное состояние и выполняемые объектами функции.

130. Проводите сбор картотеки по выбранному эффекту.

131. Проводите мысленные эксперименты и пофантазируйте, что будет, если проблема будет решена.

132. "Одна и та же причина все время приводит к одному и тому же следствию. Обратная трактовка - одно и то же физическое явление во всех случаях должно проявляться только по одной и той же причине. Природа как бы компенсирует изменение одного параметра появлением другого, а изменение этого - появлением опять нового"

Белостоцкий

133. Полученную гипотезу раскритикуйте сами, не щадя себя. Желательно это сделать через несколько дней.

134. Любое исследование - это многошаговая деятельность. Мало задач, которые решаются в один шаг.

135. Следует рассмотреть явление в свете всех законов, которые мы знаем. Это законы:

· энергетической проводимости (Где потери - вещественные, полевые, информационные?),

· полноты частей системы (Учтен ли закон для всех частей сложной системы - одной, двух, трех и т.д.?),

· неравномерности развития элементов системы (Какие элементы более старые, более современные?),

· повышения динамичности системы (Какие элементы статичны, какие динамичны?),

· согласования-рассогласования (Как согласуются элементы системы по материалам, структуре, частоте, регуляции, синхронизации, есть ли положительная, отрицательная обратная связи?),

· перехода количества в качество,

· повышения идеальности,

повышения вепольности (Выявлены ли все вещества и поля, участвующие в явлении, эффекте?).

136. "Как следует испортить, расстроить, изменить технологический процесс, чтобы воспроизвести имеющийся брак-дефект?"

Б. Злотин

137. Фейнман противоречив в своих высказываниях. Он говорил: "Природа и проста, и сложна. (Можно утверждать, что, начиная решать задачу, мы ощущаем сложность задачи, но, получив ответ, убеждаемся, что истина проста. - В.М.) Каждый раз, когда образуется длительный затор, когда накапливается слишком много нерешенных задач, это потому, что мы пользуемся теми же методами, которыми пользовались раньше. Новую же схему, новое открытие нужно искать совсем на другом пути. Так, что от истории науки не следует ждать особой помощи."

138. Рассмотрите возможность использования тенденции деления-объединения вещественных или полевых систем, выражаемой схемой:

деление на m и n неодинаковых частей; деление на n одинаковых частей; деление пополам Ь

моно - би - поли - полиразные.

Вещество, например, можно разделить пополам, на n одинаковых и, наконец, на m и n различных частей.

139. Используйте эталон с известными параметрами, что позволит сравнивать его параметры с параметрами изучаемого объекта.

140. "Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать"

А. Эйнштейн

141. "Уотсон к тому времени уже был уверен, что КЛЮЧ к разгадке тайны гена лежит вовсе не в определении структуры белка, а в выяснении структуры ДНК"

М.Д. Франк-Каменецкий, "Самая главная молекула"

142. Самый первый и самый главный вопрос был поставлен уже в 1954г. известным физиком - теоретиком Гамовым. Как известно, рассуждал Гамов, основными рабочими молекулами в клетке являются белки. Всеми химическими превращениями в клетке ведают белки-ферменты. Почти весь строительный материал клетки также белковой природы. Даже хромосомы лишь наполовину состоят из ДНК, а наполовину из белка. Значит, работа клетки определяется набором белков в ней. "Значит, - провозгласил Гамов, - клетка должна обладать словарем, переводящим четырехбуквенный текст ДНК в двадцати буквенный текст белков!" Так родилась идея генетического кода. Модель Уотсона-Крика была столь конкретна, столь детализирована, что прямо-таки дразнила своей уязвимостью. Достаточно было найти хотя бы один четкий факт, противоречащий ей, чтобы двойная спираль оказалась сброшенной с пьедестала. Это была задача для физиков, и они принялись за работу"

М.Д. Франк-Каменецкий, "Самая главная молекула"

143. "История этого открытия показывает, что если какой-то закон верен, то при его помощи можно открыть другой закон.

Я в этом сомневаюсь, потому что математика - не просто другой язык. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - оружие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей"

Р. Фейнман

144. "Нет ничего невозможного! Если только ты не сам должен сделать"

Р. Вуд

145. "Наука не вотчина академиков, а принадлежит всему человечеству"

146. "В этом и состоит высшая цель науки - не только открыть закономерности окружающего мира, но и понять, почему он такой, а не другой. Иначе говоря, постигнуть замысел Творца"

Л. Каховский

147. "Ходячий довод отрицателей сводится и в этом случае обыкновенно к непониманию, а потому и не могу допустить: Как будто меркой нашего ограниченного понимания исчерпываются бесконечные возможности природы! Оставим в стороне нашу гордую претензию понимать: вспомним, что при здравом изучении природы впереди всего идет констатирование факта наблюдением, потом изучение, при помощи того же наблюдения и при помощи опыта разных условий появления факта. Только лишь после всего этого наступит - и то не скоро, и далеко не всегда - возможность понимания. Тот, кто отвергает не испытывая, не только не заслуживает имени ученого, но даже и названия честного человека"

А.М. Бутлеров, "Антиматериализм в науке"

148. "О каком бы великом человеке мы не читали, будь то Моцарт или Галуа, нас не оставляет впечатление, что эти люди, как бы буквально родились для определенной деятельности и с раннего детства сами понимали это раннее проявление способностей, есть одна из важнейших предпосылок будущей гениальности. Но, другая, может быть не менее важная, - это хорошие учителя, и тоже с детства"

Марк Зальцберг (США), "Три жизни академика Ипатьева"

149. "Наш тезис, совместно с Канторовичем, состоит в том, что ключевую роль в этом мутационном механизме играет роль везение. Именно этот феномен стоит за главными достижениями в науке, будь то в теории или в открытии новых явлений, или в постановке новых проблем, которыми впоследствии начинают заниматься исследователи. Вторая важная модификация состоит в том, что наш тезис надлежит применять, если говорить в самых общих чертах, к революционной стадии науки. Третий тезис нашей версии эволюционной эпистомологии следующий: мутирует не статическая структура науки, а динамический исследовательский механизм. То есть для этого должна существовать постоянно действующая программа поиска "А". Если ученый не будет все время на стороже, с ним никогда не приключится ничего странного - никакой мутации, никаких везений, никаких случайных открытий "В". Главное заключается в том, сумеет ли исследователь распознать "В" когда с ним повстречается (Пошел в Индию, открыл Америку - В.М.)"

Ю. Нееман

150.. "Необходимость - наставник и опекун природы... и узда, и вечный закон"

Леонардо да Винчи

151. "Я давно уже не верю в возможность хоть в чем-то помочь людям... Наука никого не делает счастливыми, кроме самих ученых, хотя и это случается редко"

Олег Охлобыстин

152. "Если не хочешь, чтобы над тобой смеялись потомки, никогда не смейся над предками"

А.А. Любищев

153. "Надо очень много наблюдать и запоминать, очень много анализировать и синтезировать, весьма и весьма внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы получить, в конце концов, хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты"

А.Ф. Лосев, "Диалектика мифа"

154. "В научной карьере Митчела главную роль сыграла его решительность: Ничто не могло остановить полет его мысли"

В.П. Скулачев

155. "Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией"

П.Л. Капица, "Магнит без металла"

156. Вся жизнь всех людей проходит с малыми или значительными отклонениями от нормы (идеала), то есть с браком. Этот брак губит и организм и общество. Это и курение, пьянство, наркотики, нарушение взаимоотношений, воровство, взятки, убийство, растление малолетних, расизм, любовь и ненависть, скандалы, драки, войны, обман, шантаж, насилие, предательство, мщение, жадность, обжорство, конкуренция, борьба за место под солнцем, деньги, наследство, азарт, власть и т.д. Если посмотреть ежедневную, ежеминутную работу скорой медицинской помощи и полиции в разных странах, то можно сделать только один вывод - человек сам создает брак в своей жизни.

157. "Владения физики - вся вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса…

Включая человека и его психическую деятельность в область обычных явлений природы, современная наука тем самым дает основание предполагать некоторую зависимость, существующую между проявлениями интеллектуальной и социальной деятельности человека и рядом мощных явлений окружающей его природы. Жизнь Земли, всей Земли, взятой в целом, с ее атмо-, гидро- и литосферою, а также со всеми растениями, животными и со всем населяющим Землю человечеством, мы должны рассматривать, как жизнь одного общего организма"

А.Л. Чижевский

158. "Неудачных экспериментов не бывает. Важно правильно поставить "диагноз" неудачи, устранить ее причину - тогда неудачный опыт станет ценным и важным. Тем не менее считается, что материалистическая диалектика, не претендуя на решение конкретных естественно научных проблем, подсказывает постановку задач и пути их решение. Но целесообразно ли использовать такие "диалектические подсказки" в качестве руководства к действию в выработке исследовательских программ и разработке экспериментов? История алхимии учит, что это по меньшей мере, рискованно. Точнее говоря, более неудачную исследовательскую программу трудно себе представить. 2000 лет алхимики бились, как муха об стекло, над проблемой превращения элементов, но решение пришло тогда, когда многие поколения ученых уже отчаялись добиться успеха, и пришло на новом, немыслимом ранее уровне. Этот пример наглядно показывает, что диалектика не удовлетворяет прагматическому критерию правильности - именно с практической точки зрения она не всегда полезна. Утверждение же ее апологетов, что "сознательно руководствоваться в познании и в практике диалектикой предпочтительнее и "полезнее" для естествознания и после долгого сопротивления ей подчиняться", скорее выдать желаемое за действительное. Очевидно, в природе существуют процессы, которые с колоссальным запасом прочности являются метафизическими. Они представляют собой не развитие, а просто движение, и прямое применение законов диалектики к ним просто вредно: бессмысленно требовать от предмета, чтобы он развивался, еще время не пришло. Искусственное навязывание диалектики извне в результате господства определенных идеологических воззрений, как было с гонениями на генетику у нас в стране, если в результате весьма специфических потребностей практики, как в случае алхимии, приводит только к весьма печальным последствиям, в первую очередь - к замедлению хода развития науки (Как это оценить? - В.М.). Таким образом, метафизика - отнюдь не "заразная болезнь человеческого мышления", по определению Б. Кедрова, а совершенно необходимый в каждом конкретном случае этап человеческого познания"

П.П. Федоров. "Химия и жизнь", 2, 1993г.

Каждый должен сам для себя решить, что использовать диалектику или метафизику, или их объединение!

159. Теория производит тем большее впечатление, чем проще ее посылки, чем различнее явления, между которыми она устанавливает связь, чем обширнее область ее применения. Отсюда глубокое впечатление, которое произвела на меня термодинамика"

А. Эйнштейн

160. "Так, каждая очередная двигательная реакция организма, происходящая в ходе его развития, приводит не просто к восстановлению исходного состояния, а обязательно к усложнению его структурной организации (кольцо с хвостиком). Такое функционально асимметричное только и отражает его качественное своеобразие, которое отличает живое от неживого"

И.А. Аршавский. "Химия и жизнь", 1-3, 1996

161. "Широко известно разделение ученых на классиков и романтиков. Классики всю жизнь занимаются одним предметом и исследуют его глубоко и всесторонне. Романтики же порхают с одного предмета на другой. Должна существовать третья научная стратегия, соответствующая конкурентной стратегии выносливого. Назовем такую научную стратегию - стратегией экзотической Личности, или, для краткости, стратегией Чудака. Сознательно или бессознательно он выбирает темы, которые никого из коллег не интересуют в обозримом будущем"

С.В. Богоцкий. "Победитель, Временщик и Выносливый - о трех главных теориях конкретных стратегий в природе и обществе". "Химия и жизнь", 3, 1996


Главная    Работа    Из рабочих журналов    Подсказки для импровизации