Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 2`91

Журнал ТРИЗ т.2, N 2`91

Редакционная коллегия:

Главный редактор - К.А.Склобовский. Члены редколлегии: А.Д.Балабуха, И.Л.Викентьев, И.С.Захаров, Б.Л.Злотин, Г.И.Иванов,
А.Л.Любомирский, С.С.Литвин, В.М.Цуриков, А.В.Чистов.
Редактор английского текста: Н.К.Склобовский.
Переводчики: Е.А.Аврамова, Г.Г.Черевань.
Помощник главного редактора: Н.В.Никитина.
Художественный редактор В.В.Киреев,
Корректор М.Х.Халикова.

СОДЕРЖАНИЕ

Информация:

Второй Съезд Ассоциации ТРИЗ

ТРИЗ в быстроменяющемся мире

М.С.Рубин Проблемы развития ТРИЗ - ТРТЛ

Цель - сделать творчество доступным каждому человеку. Три уровня исследования проблем: теория, практика, обучение. В ТРИЗ обучение опережает развитие теории и практики, в ТРТЛ отстает практика и обучение. Необходимо создать систему формирования ТЛ.

Проблемы ТРИЗ-педагогики

Б.Л.Злотин, А.В.Зусман К творческой педагогике

Современная советская педагогика направлена на воспитание стандартных, хорошо управляемых, аморальных "винтиков" системы. ТРИЗ-педагогика обязана разрешить сильное противоречие - овладение взрослым мышлением и сохранение детского творческого подхода. Роль ЖСТЛ, чему и как учить нового человека.

И.Л.Викентьев Психофизиологические основы обучения ТРИЗ

В основу обучений должна быть положена передача деятельности. Изложены основы принципа доминанты Ухтомского, способы коррекции доминанты - ослабление ее, переведение необходимых действий в автоматизм, торможение, создание новой.

ТРИЗ для всех возрастов

Детский сад

А.М.Страунинг "...В начале было детство, когда каждый из нас был гениален"

Инженеры, а не педагоги, первыми поняли, что учить творчеству нужно тогда, когда у ребенка еще не выработались нежелательные стереотипы. ТРИЗ помогает управлять безудержным детским воображением, вносит в него системность. Опыт работы с четырех- и пятилетними изобретателями.

Школа

С.П.Кравцов Факультатив "Развитие творческого мышления"

Очень трудный шаг преподавателя "взрослой" ТРИЗ - с ТРИЗ к первоклассникам. Сверхзадача - научить детей видеть красоту природы. Методика включает тренинг ассоциативного мышления, знакомство с системным оператором, развитие диалектических подходов; эта методика реализована в виде процесса создания учащимися сказки.

Г.Г.Братцева А учиться должно быть интересно! (ТРИЗ для подростков)

Современным старшеклассникам ТРИЗ может быть интересна и сама по себе, и как некий дополнительный шанс: и для поступления в ВУЗ, и для возможности в будущем улучшить свое экономическое положение. Из опыта работы в УПК автор различает "обычных", мало чем интересующихся, подростков и "элитарных" - учащихся языковых и физ-математических школ; для каждой из этих категорий методы подачи ТРИЗ несколько различаются.

От дошколят до педагогов

А.С.Захаров Центр творческой педагогики: вчера, сегодня ...

Центр творческой педагогики, созданный при ПО "Ижорский завод" в 1990 году на базе школы технического творчества, работает с детьми и педагогами. Проведено функционально-идеальное моделирование Школы, сформулирована цель деятельности. Обучение ведется в малых группах в "круге", что позволяет в очень короткие сроки, буквально в течение двух недель, формировать коллективы единомышленников

Методология

И.Л.Викентьев Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы (журнальный вариант)

Обучение в кружке "Юный изобретатель" начинается с курса социальной подготовки, далее следуют подводка к деятельности, освоение канонической, т.е. стандартной, деятельности, этап расширения деятельности и, наконец, реализация деятельности в условиях затруднения и собственная творческая деятельность. Даны рекомендации преподавателю на разных стадиях курса, отмечены типовые трудности.

С.В.Лалин, С.Ю.Модестов Некоторые упражнения, использующиеся при обучении подростков ТРИЗ

Предложен комплекс упражнений для вводного курса обучения ТРИЗ подростков - социальной подготовки. Цель курса - дать подростку навыки общения в группе, создать атмосферу сотрудничества, уважения коллеги-соученика и коллеги-преподавателя.

И.Я. Кайков Об аналогах педагогических комплексов упражнений

Иезуиты 500 лет назад создали комплекс упражнений, который позволил Ордену полностью овладеть личностью ученика, подчинить его целям организации. Упражнения, основанные на самовнушении, необходимо было проделывать по часу в день в течение 40 дней; они системны, методически разработаны, затрагивают и интеллект, и эмоции, и физиологию, управляют памятью и волей.

А.А.Гин Мозговой штурм. Из опыта обучения учителей

Предложен алгоритм освоения мозгового штурма, включающий ознакомление слушателей с историей и разновидностью метода, проведение "игрового штурма" под руководством преподавателя с разбором ошибок, проведение штурма слушателями под наблюдением преподавателя, выбор и предложение тем и сюжетов для собственных занятий

А.А.Нестеренко "Кит и кот" (один прием придумывания сказок)

Прием создания сказки с использованием бинома фантазии -герой известной сказки или бытовой персонаж заменяется персонажем или героем, имя которого очень близко, различается одной-двумя буквами. Методика включает этапы введения "до сказки", развитие предложенного сюжета, выявление надсистемы и объединение парадоксальных сюжетных линий.

Л.П.Шрагина Методика конструирования символической аналогии и оксюмарона и их использованием для развития мышления учащихся

Учащиеся, осваивающие метод синектики, испытывают сложности при создании символической аналогии из-за неразвитости воображения. Предложена методика создания парадоксов, включающая этапы выбора понятия, определения его существенных признаков, подбор антонимов - антипризнаков и нахождение объектов, определяемых парой признак-антипризнак.

М.С Гафитулин, С.В.Сычев Система Л (подвижные игры)

Исследованы подвижные игры - выявлены функции, элементарные составляющие и на основе проведенного анализа предложена система создания игр.

Н.Б.Фейгенсон ТРИЗ и законы Мэрфи (в помощь репетирующим экспромты)

Сборник научно-технического фольклора, предназначен преподавателям, руководителям ВРГ - хорошая шутка необходима при всех контактах с коллегами, учащимися, заказчиками, а самый лучший экспромт - отрепетированный.

Научная фантастика

А.Азимов Четырехмерные киски

А.Будрис Служба превыше всего

А.Д.Балабуха, С.СЛитвин А теперь - поговорим...

В конце номера

Авторский и предметный указатели второго тома "Журнала ТРИЗ".

Анкета для оценки основных материалов второго тома "Журнала ТРИЗ".