![]()
1.1. Диалектический метод При попытке формулирования законов развития любого явления, будь то техника или общество, появляется опасение "разрывов" теории и появления диалектических тупиков, что приводит к желанию любыми средствами "заткнуть" эти разрывы. Примером тому могут служить попытки теоретиков "мичуринской биологии" в 30-х и 40-х годах найти промежуточные звенья между отдельными хорошо отличимыми видами растений, между живым и неживым, причем при полном отсутствии экспериментальных и наблюдательных данных. Информацию получали зачастую с помощью прямого подлога, а носителей противоположной точки зрения гноили на каторге.
Причина диалектических спекуляций, возникающих у марксистов в том, что для такой важнейшей системы, как общество, включающей в себя биологическое, социальное, сексуальное, психическое, эволюционное, космическое, географическое, физическое, марксисты пытались сформулировать законы лишь на основе односторонне изученных примеров экономических структур и грубо сформулированных противоречий без учета экономических интересов и национально- этнических страстей внутри социальных слоев. Тогда такие построения не могли не привести к вульгаризации и фальсификации истории: стоит, например, всспомнить идеально выстроенную схему русской истории, которая якобы развивалась по нарастающей сопротивления порабощенного народа своим тиранам, когда столь разные деятели, как декабристы, Герцен, Чернышевский и большевики, были объединены с Разиным и Пугачевым. Точно такие же огрубления могут возникнуть и в ТРИЗ, если рассматривать технику как одномерный процесс, порождаемый только "объективными притязаниями среды", без учета психики, национальных традиций, психологических предпочтений изобретателя и характера экономики. Исследователь ТРИЗ должен быть готов к переходу на многомерную модель вместо спекулятивной подгонки фактов из истории техники под законы. Это и есть разрешение противоречия между требованием диалектической связи технических регшений и отсутствием диалектических звеньев этой связи.
1.2. Закон отрицания. Без преувеличения, этот закон. о который разбилась масса умозрительных гипотез. виновен в экстремизме марксизма и ТРИЗ. Слабость марксистов - в диалектичесом упрощении закона отрицания. Отбрасывались целые социальные институты без детального изучения их функционирования в составе прежней социальной системы. Отрицались с целью "персоздания с нулевого цикла" элементы государственного и экономического управления, что породило массу нежизнеспособных, ни в одном другом государстве не существующих образований. Отрицаться должна лишь вредная функция системы и при этом должно быть ясно сформулировано, какое противоречие ее породило. Изучая работу Ленина о "военном коммунизме", "отрицающем" прежнее рыночное производство, диву даешься, насколько примитивно экономист может представлять работу завода, взятого "вооруженными рабочими", чтобы осуществлять "учет и контроль". Производство представляется чем то вроде "перпетуум-мобиле", исправно поставляещего блага любому владельцу. Вместо отрицания социальных конфликтов на заводе, мешающих работе производства, смаху было перекорежено экономическое управление, отрицанием всего прежнего хозяйственного механизма. Противоречие: Как при обучении ТРИЗ сохранить революционную смелость взгляда на технику и одновременно уберечь слушателей от технического экстремизма, приучая бережно изучать предыдущую технику? Разрешение противоречия. Развернуть широким фронтом работу, начатую Б.Л. Злотиным в исследовании мясорубки, подвергнув разбору на занятиях сотни видов старой техники, показав сумму противоречий, разрешаемых сложившейся конструкцией в течение сотен лет. Анализ технических утопий, когда вместо ориентации на ресурсы системы, предлагалась надуманная схема, поиск технических систем, которым ресурсы позволяют сохраняться без изменений сотни лет (топор, чум, рубленная изба). Смелость поиска, стимулированная ИКР и физэффектами, фантограммами, должна быть уравновешена пониманием уникальности каждого сложившегося вида техники.
2. Объективность анализаКазалось бы, все объективные подходы, т.е. независимые от стиля мышления человека, нужно приветствовать как истинно научные. Необходимо помнить, что использование в социальных и технических исследованиях инструментария, разработанного с помощью статистических методов, может привести к тому, что в конечном продукте не окажется ничего, определяемого индивидуальностью творца. Убеждение в том, что ученого можно вырастить, если обучить правилам познания объективной действительности по марксистскому методу, привело марксизм к недооценке роли интеллектуального слоя общества. Человеческие боли, обиды, пристрастия, слабости были отброшены марксистами как несущественные на фоне глобальных переворотов, и обусловили появление "железных" наркомов, безжалостно выжимавших из людей сипы для глобальных проектов нового.
Еще более коварным оказался тезис, толкующий объективность перемен как независимость от сознания роли социальных трансформаций. Появилась возможность спекуляций "непониманием" трудящимися роли исторических свершений, которая известна лишь проводникам "передовой теории", открывателям объективных законов, а в конечном счете, - отнятие у человека возможности распорядиться своей судьбой. Противоречие: Обучить слушателя ТРИЗ поиску объективных закономерностей для независимого от догм и авторитетов поиска изобретательского решения и одновременно привить уважение к интуиции и опыту. Разрешение противоречия: Демонстрация на примерах интуитивного применения опытными изобретателями принципов ТРИЗ. Подчеркивание превосходства самородного, талантливого решения над простым привнесением в задачу типового приема или стандарта, прослеживание серии выигрышей - "пирожков", достигаемых в тех же условиях. Нужно показать, что мастерство при владении приемами ТРИЗ остается, обретая иное содержание, как остается мастерство в решениях и ходах творческих личностей. Чтобы иметь возможность оценить роль материального и идеального в изобретательском поиске, можно начать анализ изобретений, истоком которых послужили идеалистические теории и религиозные искания. Первая работа на тему о влиянии на естествознание идеи "общего дела" философа Н.Ф.Федорова написана Н.В.Кругловой.
3. Идеальная модель - "коммунизм" - "ИКР"Противоречие: Идеал должен обладать конкретными чертами, чтобы не быть утопией, и не должен обладать конкретными чертами, чтобы не догматизировать конкретные этапы его достижения как конечные. Это противоречие уже было сформулировано автором ранее, при исследовании стратегии Н.И.Пирогова. Способ разрешения, предложенный Пироговым, - ориентация на два идеала - религиозный, как вечный, недостижимый, но имеющий гуманистическую направленность, и научный, вырабатываемый истинными талантами общества. Сходным путем шел Н.Ф.Федоров, отстаивая идею научного синтеза человека, но на религиозной матрице. Недостаток ИКР - техническая направленность идеала. Она может привести к схоластическим, оторванным от жизни прогнозам и схемам, когда любой кровью будут пытаться внедрить технику, якобы предсказанную научно, не обращая внимания на неудобства для человека. В ТРИЗ существуют ресурсы, позволяющие ориентировать изобретательский поиск на гуманистический идеал. Это, во-первых, анализ технических противоречий, возникающий из-за противоречивости людских потребностей, во-вторых, биографии творческих личностей, чей идеал всегда направлялся желанием помочь людям. Важно довести до сознания слушателей, что схемы технических противоречий - не анализ отвлеченных абстракций, в результате которого рождается столь же абстрактно и непостижимо точно предсказанная техника, а постоянный учет потребностей людей. Техника сама показывает, что нельзя забывать интересов ни одного социального слоя. Изобретатель обязан решать в удачной конструкции весь комплекс проблем, как сделать мясорубку режущей, катер высокоскоростным и устойчивым при качке (т.е. защищать интересы потребителей) и, одновременно, как сделать конструкции технологичными, мало трудоемкими (т.е. защищать интересы производителя), думая и о том, как легче перевозить и складировать товар (т.е. защищать интересы продавца-посредника) (Основной целью последних разработок петербургских и кишиневских исследователей является комплексное усовершенствование технических систем на всех стадиях жизненного цикла изделия, а не ранее называемое решение изобретательских задач. Ред.). Забвение интересов какой-либо стороны приводит к тому, что либо техникой тяжело пользоваться, либо адски сложно ее изготавливать и сбывать, в любом случае такая техника маложизнеспособна. Таким образом, технический идеал может быть достигнут только на пути учета интересов людей: виды техники могут быть бесконечно изменчивы в габаритах, потребляемой мощности, по внешнему виду и структурным схемам, по количеству применяемых попей и веществ, физэффектам и т.п. - но все они имеют общую, только гуманистическую направленность к идеалу. Преподаваемая в социальном контексте ТРИЗ может помочь сделать важный шаг в воспитании - от сознания необходимости технического консенсуса к умению выработать гуманистическим изобретательством консенсус социальный. 4. Логический алгоритм
В марксизме существует алгоритм поиска границ классов, революционных сил в классовой структуре и методы обнаружения классовых противоречий и их разрешения. В ТРИЗ разработан сходный алгоритм поиска границ оперативной зоны, ресурсов, технических противоречий и методов их разрешения. Одновременно в марксизме возникает феномен "логического ослепления" (термин Н.И.Пирогова) из-за следующих причин: сведения процесса развития общества только к классовой борьбе, отсутствия границ применимости классовых схем, психологической инерции, возникающей из-за нескольких верных теоретических прогнозов, ведущей к иллюзии всемогущества теории. Классы как социальные группы и классовые интересы несомненно существуют. Те, кто считал, что рабочего класса уже нет и он весь распался на "страты", могли убедиться в противоположном на примере забастовочного движения, охватившего все регионы страны. Упрощение марксизма было в непонимании того, что классовые противоречия и классовые интересы возникают лишь в кризисные моменты истории. Тогда же возникает и само деление общества на отчетливо различимые классы. Марксизм - это теория, применимая в границах кризисных социальных явлений. Но вот спадает накал социальных конфликтов, - и общество уже достаточно однородно, классовые противоречия затушеваны, наступает черед других, неантагонистических противоречий, распада классов на мелкие социальные группы со своими спектрами национальных, экономических, психологических, этнических интересов. Бесструктурного общества в действительности не существует, потому что классовая структура возникает на определенный период в каждой социально-экономической формации - от рабовладельческого строя до социализма, - чтобы затем распасться на более тонкую структуру. Структура общества - это не обусловленная единым мощным противостоянием классов постоянная война между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а самоорганизующаяся среда, одна в дни конфликтов и кризисов и другая в мирные будни. Классовая структура достаточно проста из-за полярности интересов больших масс народа и потому хорошо заметна и легко описывается схемой классовых интересов, особенно обусловленных отношением к собственности. В сотни раз сложнее структура общества в период социального согласия, развитие которой обуславливается целой гаммой интересов, но именно эти периоды наиболее продолжительны и потому наиболее отмечены творческим созиданием.
Этим и объясняется тот парадокс, что марксизм может быть полезен в кризисное время как инструмент прогнозирования, но беспомощен в определении мирной стратегии страны. Его распространение на весь послекризисный период приводит к закономерному выявлению "вредителей", поискам "недобитого" классового врага, лихорадке, кампанейщине, милитаризации страны. Там, где традиционная техника зашла в тупик, смелость анализа технических противоречий позволяет ТРИЗ осуществить верный прогноз и принести пользу. Но вот слушатель курсов ТРИЗ встречается с областью техники, которой далеко до кризиса, пытается применить методику поиска противоречий, обнаруживает будущие революционно-смелые решения, которые, по его мнению, произведут переворот в технике, и начинает биться за внедрение идей. Он встречается со стеной "ретроградов", т.е. людей, не желающих прекращать производство модели, которой еще жить и жить. Вместе с тем, слушатель курсов ТРИЗ часто недооценивает эффективности простых, нереволюционных приемов, позволяющих учесть возрастные, этнические, эстетические вкусы людей. Первые попытки сбыта легковых машин ВАЗа на Ближнем Востоке были неудачны только потому, что название "Жигули" напоминает неприличное арабское выражение. Редко изобретатель, "глядящий в Наполеоны", задумывается о том, что на приборе может работать левша или человек с частично утраченными функциями организма. Как марксизм недооценивает мирной фазы развития общества, так ТРИЗ пока недооценивает эволюционной стадии развития техники, когда изменения направляются учетом не противоречий, а вкусов людей и их мелких предпочтений. Логическое ослепление неизбежно порождает общество, в котором люди лишены возможности сами выбирать себе условия жизни, определять в соответствии со своими потребностями и вкусами характер экономики государства. Вместо этого возникают десятки теорий, "научно" определяющих порядок жизни масс населения. Советский человек не подозревает, по какому количеству теорий он одновременно живет: размеры потолка его квартиры (2м 50см) определены теоретиками немецкого социализма, слияние законодательной и исполнительной власти обосновали теоретики французского социализма, по классическому марксизму он не имеет собственности, по ленинизму ходит на субботники, знаменующие светлые вехи в его будничной жизни. Все теории логичны и объективны одновременно т.е. результаты их недоступны обыденному сознанию. Тем не менее важно не выплеснуть "ребенка", т.е. сохранить в ТРИЗ великолепно отработанный алгоритм поиска технических противоречий, позволяющий не только анализировать технические недостатки, но и проводить быструю классификацию и систематизацию по- лученных технических решений, создавать ассоциативные банки данных. Здесь появляется следующий важный вопрос: надо ли ТРИЗ брать на себя задачу изучения всего эволюционного периода техники, связанного с вопросом моды, рынка, психологии, психики, или, предупредив слушателей о границах применимости ТРИЗ, опираясь на ресурсы, начать исследования кризисных явлений в других науках, в областях техники, находящихся в тупике, в жизни творческих личностей? Автор считает, что это должен решить каждый исследователь в отдельности, осознавая тем не менее границы применимости ТРИЗ.
5. Следствия противоречий ТРИЗ и марксизмаСледствиями сходной структуры теорий с общими противоречиями является похожесть негативных явлений, особенно ярко проявляющаяся в психологическом портрете исследователей, в вопросах полемики с оппонентами, источников обновления, распространения теорий на другие науки, и в воспитании молодежи. Рассмотрим каждое следствие со своими плюсами и минусами. 5.1. Психологический портрет исследователя
Психология марксистов определялась доминантой уверенности в том, что они ведут "могильщика буржуазии" в последний, решительный бой за счастье на Земле. Отсюда возникла психология "революционной избранности", особой "исторической миссии", возложенной на их плечи. Марксисты были убеждены, что в отличие от обычных смертных они, вооруженные теорией, видят движущие силы истории, умеют ими управлять и вести к научно предсказанной цели. Убеждение в знании пути к идеалу техники движет и тризовцами. Стремление к собственному идеалу, который полагается истинным, обуславливает "теоретический центризм", т.е. отношение к миру зависит только от признания или непризнания теории. В масштабах небольшой социальной группы это не опасно, но, когда "теоретический центризм" возникает в обществе, он приводит к катастрофическим социальным деформациям. Опасны ли подобные психологические тенденции в ТРИЗ? Можно сказать, что они закономерно появляются в любом неформальном движении, потому что, создавая в своих недрах нечто новое, движение на время созревания плодотворных идей замыкается от мира и оплодотворяет зародыш идеи различными благоприятствующими его росту течениями.
Такие фазы развития можно наблюдать при рождении рок-групп, новых молодежных театров, строительных студенческих отрядов, природоохранных движений. Пифагорейцы поклонялись формуле квадратов, кибернетика намеревалась создать искусственного человека. Каждое движение ценно не тем, что достигло выбранной цепи, а побочными результатами своего развития. Выдающийся режиссер современности Питер Брук признает необходимость знания марксизма для любого художника, желающего воплотить художественный образ в контексте социальной среды. Так и ТРИЗ, увидев скоро, что технические системы развиваются не только в направленности идеальной машины и вепольных преобразований, найдет тем не менее новые пути решения изобретательских задач в технических и нетехнических областях.
Противоречие между подвижничеством и "теоретическим центризмом" исчезает само со временем, когда исследователи отыскивают новые интересующие их направления, а новое научное направление включается в официальную жизнь, сосуществуя равноправно с прежними науками и специальностями.
5.2. Полемика с оппонентами Противоречие: Как, сохранив убежденность в собственной правоте, уберечь слушателей ТРИЗ от тотальной критики оппонентов и научить их отыскивать ценную непохожесть в других методиках и теориях? Физика Ньютона и Эйнштейна не вытесняют друг друга, а имеют лишь разные границы применимости. Причем та и другая теории отнюдь не закончены. Если выявить границы применимости ТРИЗ, исчезнут научные конфликты. Ведь исследование макро- и микрокризисов в науке, технике, искусстве - большой и очень нужный раздел теории творчества. До сих пор лишь едва намечены такие проблемы как симптомы технического кризиса, формы технического кризиса, оптимальная стратегия переходного периода от одного устойчивого состояния к другому, отражения кризиса техники в психологии научных групп. Вместо этого подчас пытаются ужать всю историю техники в очередную схему, выхватывая из нее технические решения, понравившиеся исследователю, как подтверждающие его точку зрения.
5.3. Источники обновления Для марксизма источниками обновления становятся объективная реальность и труды марксистов, для ТРИЗ - объективная реальность и труды теоретиков ТРИЗ. Серьезнейшее противоречие, обусловившее догматический кризис марксизма: как сохранить целостность исследований, одновременно оставив их открытыми для последующих новаций? Если встать на точку зрения всеобъемлемости марксистской науки, изучающей объективную действительность, то признание другой теории означает слабость марксизма в какой-то области. В этом случае теоретические потуги приводили к репрессиям против носителей "немарксистских* взглядов, схоластическим спекуляциям на новой научной теме. ТРИЗ может развиваться, не утрачивая целостности, так же, как стратегия Пирогова исследуя сразу несколько форм творчества, объединенных едиными закономерностями (а также сходных или отличных по структуре теорий), которые тоже творение изобретательского мышления человека, и, обнаружив тупик в одной области, переходить в другую, распространяя на нее общенаучные принципы. 5.4. Сферы распространения Если марксизм стремится распространить свои взгляды на природу и общество, то ТРИЗ - на природу, науки, искусство, жизненную стратегию творческих личностей. Противоречие: Как распространить единый взгляд ТРИЗ на другие области творчества и не внести новой догматизации? Догматизация связана с какими-то жесткими правилами или последовательностью операций и не мешает человеку, пока не стесняет деятельность. Когда же правила и операции перестают соответствовать реальности, они начинают сковывать человека, лишать его удовольствия от труда, искусства, общения с людьми. Следовательно, критерием несоответствия реальности догмам является забвение гуманистической направленности любой теории в угоду схоластическим схемам. Тогда разрешить противоречие, вызванное распространением единого взгляда ТРИЗ на другие области творчества, можно, исходя из приоритета общегуманистической направленности поиска.
5.5. Молодежное обучение Тризовские и марксистские взгляды как основа мировоззрения легче всего усваиваются в детстве. Но здесь ТРИЗ, как и марксизм, подстерегает серьезная опасность, которую надо постараться предотвратить при обучении школьников. Как и всякое диалектическое противоречие, эти явления возникают одновременно. Характерен разбор Троцким очерка Горького о Ленине, где он вспоминает, как во время похода Юденича на Петроград к нему пришли молодые рабочие с предложением ..."поджечь Петроград, чтобы врагу не достался". "А не жалко вам, товарищи, Петрограда?" - спросил Троцкий. - "Чего жалеть: вернемся - лучше отстроим", - ответили рабочие. "Вот это и есть настоящие революционеры, - заключает Троцкий, - ничего не жалеют, потому что потом лучше построят" (Гудок, № 36, 1924 г.). И это говорили те же рабочие, которые изучали радиодело и овладевали тракторами, спорили о Мейерхольде и Малом театре. И это комментирует тот же Троцкий, который превратил армию в очаг культуры, развернул радиофикацию деревень, и тот же, кто, отстаивая свободу слова для селькоров в обличении местной бюрократии, выгнал из России Мережковского и Гиппиус, расстреливал с бронепоезда деревни, как не осознавшие своей роли в революции. Правительственная поддержка приоритета идеологии перед нравственностью и гуманизмом усугубила противоречия обучения марксизму. Противоречие: Как добиться быстрой усваиваемости прогрессивных взглядов на технику и одновременно избежать раннего догматизма? Автор далек от мысли дать исчерпывающий ответ на столь сложный вопрос педагогики, но хочет предложить несколько контрприемов против негативных явлений при обучении. Во-первых, необходимо воспитать в детях уважение к техносфере, которая, подобно биосфере, представляет собой целый мир техники, неповторимый и уникальный, созданный человечеством. Во-вторых, школьники должны воспринять ТРИЗ не как универсальный заменитель, а как универсальный координатор накопленных знаний, инструмент их добывания и упорядочивания. В-третьих, одновременно с обсуждением достоинств и побед ТРИЗ следовало бы рассказать о недостатках и промахах, для чего полезно начать "историю ошибок ТРИЗ", подобную "истории ошибок", разрабатываемой И.Л.Викентьевым. В-четвертых, наряду со знанием ТРИЗ нужно контролировать нравственные качества учеников: если развиваются негативные явления в самом ученике, - это верный симптом какого-то скрытого противоречия в теории или методе ее преподавания. В-пятых, российская педагогика XIX в. большое внимание уделяла воспитанию искренности как основы личности. Поэтому эмоциональная реакция как ученика, так и преподавателя более верный, чем логический анализ, индикатор противоречий теории. 6. Заключение1. В ТРИЗ и марксизме благодаря сходной структуре возникает ряд общих противоречий, источником которых становятся противоречия элементов-составляющих этих теорий. 2. Ранними симптомами проявляющихся противоречий в теориях являются эмоциональный дискомфорт и ограничение гуманистических потребностей человека, негативные черты характера, возникающие у слушателей. Поздние симптомы: попытки схоластических построений, агрессивная замкнутость теории, догматический кризис. 3. Противоречия психологического восприятия теорий обостряются, когда теории овладевают массами, следовательно, для проявления негативных тенденций необходимо время. 4. Возможно прогнозировать заранее будущие, еще слабо проявившиеся противоречия и негативные явления в теориях сосходной структурой, одна из которых уже массово проверена, а вторая - только на взлете. 5. Теория создается для исследования какого-либо явления и долгое время развивается, исходя из прикладной задачи или будучи обобщением, углублением, контрпостроением прежних теорий, вся сосредотачивается на предмете, не учитывая, что теория одновременно создает и воспитывает человека. Изучая противоречия сложившихся теорий, ТРИЗ может начать оптимальный психологический синтез теорий. 6. Основной причиной противоречий теорий является вопрос о границах. Любая теория стремится расшириться, и, одновременно, любая теория имеет специфику, препятствующую расширению. 7. По мнению автора, противоречия ТРИЗ и марксизма как теорий, основанных на диалектическом анализе противоречий техники и общества, обусловлены спецификой роли противоречий в диалектическом процессе. Противоречия определяют фазу смены идей, теорий, техники, ее элементов, после чего, в зависимости от ритма обновления социально-технических (или иных) структур, следует фаза переходного периода и длительная фаза стабильности, основанная на комплексе сложившихся экономических, культурно-этнических и личностных взаимодействий. Переносить на эту фазу прежние методы обострения противоречий неправомерно. ТРИЗ, как и марксизм, недооценивает фазу стабильности, на которой основано все более или менее продолжительное существование техники и общества, и в этих границах ее прогнозы расходятся с действительностью. 8. Исходя из специфики ТРИЗ, ее применение для прогнозирования собственных кризисов и исследования кризисов других теорий корректно и не противоречит сформулированным выводам. 9. Развитие любой теории, по мнению автора, должно происходить по двум стратегическим направлениям: предотвращение внутреннего кризиса путем введения защитных направлений и элементов в методики преподавания или в сами теории, расширение границ теории с учетом ее специфики. Пока в направлениях работы Ассоциации ТРИЗ учтена лишь вторая стратегическая линия. Автор приглашает к дискуссии о специфике ТРИЗ и найденных противоречиях развития и обучения ТРИЗ. Она особенно важна сегодня, когда ТРИЗ приобретает массовое распространение. Автор благодарит И.Л.Викентьева, И.К.Кайкова, Н.В.Круглову, В.Г.Сибирякова, Н.Я.Червоноса, Н.Н.Матвиенко за критические отзывы на первый вариант статьи. Получено 17.06.91
Главная ![]() ![]() ![]()
| | |||||||||||||||||||||||||||||||