Главная    Конференция    Навстречу Съезду: ОО "ТРИЗ - Красноярск"
Навстречу съезду. Информация от общественных организаций, входящих в МАТРИЗ

***

ОО "ТРИЗ - Красноярск" - это активная организация, организованная мастером ТРИЗ Ю.П. Саламатовым. Им и его коллегами было обучено значительное количество инженерно-технических работников, студентов и учащихся Краснорского региона. Члены общественной организации активно работают как в промышленности, так и в системе образования. Сегодня мы публикуем присланные Юрием Петровичем Саламатовым информационные материалы, рассказывающие об итогах деятельности ОО "ТРИЗ - Красноярск" за последние годы.

Напоминаю, что по адресу http://www.triz-guide.com можно найти Сайт Красноярского Института инновационного проектирования, фактически являющийся рупором этой общественной организации.

Редактор

ОО "ТРИЗ - Красноярск"

Часть 1

История ФСА на Дивногорском заводе низковольтных автоматов давняя. Когда - то в 80 - ых годах, подразделение ФСА было создано по решению министерства электротехнической промышленности. Основой для функционирования были соответствующие отраслевые руководящие документы РД. В группе были специалисты, они проводили работу согласно РД.

С начала реформ 90 - ых годов и исчезновения министерства, группа распалась. Возрождение ФСА началось в июне 2004 года по инициативе Генерального Директора завода Оля Егора Егоровича. Первым руководителем отдела был Власенко Сергей Иванович. В июле 2004 года в отдел был принят на работу специалист по ТРИЗ и ФСА Дмитриев Сергей Анатольевич.

После проведения цикла лекций среди специалистов завода, была сформирована временная группа из числа самых опытных конструкторов, технологов и началось работа. Первым объектов ФСА был выбрано основное изделие завода - автоматический выключатель ВА 57 - 35. Пятимесячная работа завершилась 200 - страничным отчетом с рекомендациями с ожидаемым экономическим эффектом более 8 млн. руб в год.

Успешный старт ФСА привел к увеличению и разнообразию тем проведения ФСА.

Объектами исследований ФСА становились проблемы по сокращению потребления серебра и цветных металлов, сокращение затрат на производство электротехнических шкафов, сокращение затрат на подготовку производства перспективного автоматического выключателя, сокращение сроков выполнения заказов по производству шкафов по индивидуальным заказам.

За период с 2004 по 2006 гг. было проведено восемь ФСА. Экономический эффект от ФСА составил более 20 рублей на рубль вложений в проведение ФСА.

С 2006 года, отделом руководит Дмитриев Сергей Анатольевич. Отдел расширился до 9 человек и состоит из двух групп. Первая группа - исследовательская состоит из методистов ФСА, каждый из которых "ведет свою тему" совместно с группами ФСА.

Эта группа набрана из специалистов по ТРИЗ, имеющих как практический опыт разработки инновационных проектов, так и педагогические навыки и владение компьютерными технологиями проектирования.

Вторая группа состоит из молодых конструкторов и технологов, владеющих компьютерными технологиями проектирования. Задача этой группы - быстрейшее внедрение рекомендаций ФСА.

Успешный опыт предыдущих лет позволил сформировать план работ отдела на весь 2007 год, в который входят темы, связанные и с производимой продукцией, и с проектированием новой, и с верификацией рекомендаций предыдущих исследований.

На фотографии (слева - направо) представлена группа методистов - исследователей ФСА, специалистов по ТРИЗ:

Руководитель отдела ФСА - Дмитриев Сергей Анатольевич,
Ведущий инженер отдела ФСА - Старовойтов Владимир Павлович;
Ведущий инженер отдела ФСА - Краев Олег Альбертович;
Ведущий инженер отдела ФСА - Мосман Петр Георгиевич.

***

Часть 2

Результаты деятельности Дмитриева Владимира Анатольевича за 2006 год

(докторантура, третий год, Политехнический интститут Сибирского федерального университета, Красноярск)

1.Подготовлена к защите и пройдена предзащита в Томском государственном педагогическом университете докторская диссертация по теме

"Концепция и система подготовки студентов - инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе технологии инновационного проектирования"( общий объем 352 стр, 4 главы, 18 таблиц и 36 рисунков).

3. На основе выполненного диссертационного исследования подготовлена к печати и издана монография "Подготовка инженеров и педагогов профессионального обучения к профессиональной творческой деятельности" (объем 242 стр., 4 главы, 18 таблиц и 36 рисунков).

4. Диссертационное исследование прошло публичную апробацию и получила положительную оценку на расширенном заседании кафедр "Инженерной педагогики" и "Строительно-дорожных машин" Красноярского политехнического института и Факультета повышения квалификации Иркутского государственного технического университета.

5 Получены акты и справки о внедрении результатов диссертационного исследования В Красноярском политехническом институте, Красноярском государственном педагогическом университете им, В.П.Астафьева, Иркутском государственном техническом университете, Лицее №1 города Усолья-Сибирского и его Белореченского филиала.

6. Подготовлено издано в СО РАО учебное пособие "Педагогические методы в профессиональном образовании" с грифом СИБРУМЦ, написанное в соавторстве с д.э.н., профессором А.И.Таюрским.

7. По результатам исследования опубликовано по теме диссертации 56 публикаций. За последние три года статьи в сборниках: Дмитриев В.А.,

Сорокин М.В. Использование технологии ТРИЗ для подготовки физиков-исследователей. Сб. "Физика в системе современного образования (ФЕСО - 05)":, Материалы восьмой международной конференции.- СПб.,Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2006.стр.165-166 - 704с. (Издание в центральной печати)

Дмитриев В.А. О реформировании высшего профессионального образования. Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур", г.Красноярск, 16-17 мая 2006 г. - Красноярск, 2006., с.23-30. 180с.;

Дмитриев В.А., Иванцова В.И. Методика оценки качества педагогических концепций. Классика и современность в образовании: материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Классика и универсум в образовании человека: диалог педагогических культур", г.Красноярск, 16-17 мая 2006 г. - Красноярск, 2006., с.68-71. 180с.;

Общее количество публикаций по теме исследования - 56 статей 18 тезисов, 21 изобретение ( все изобретения сделаны с использованием ТРИЗ). Из них 5 опубликовано в центральной печати (включая патенты и авторские свидетельства на изобретения сделанные совместно со студентами - 18).

Написана и издана коллективная монография "Опережающее обучение" соавторстве с А.И.Таюрским и А.С.Степановой-Быковой, колеективное научно методическое пособие "Диалектика творческой педагогики" в соавторстве с Н.Н.Лукиным и Д.В.Захаржевским, электронное учебное пособие "Основы инновационного проектирования систем" в соавторстве с С.А.Привалихиным и Е.В.Шкиро.

8. Результаты диссертационного исследования были доложены и получили одобрение на Международных и Всероссийских конференциях в городе Красноярске:

Международная конференция 22-24 ноября 2006г. "Функдаментальные основы творческой подготовки инженеров" Международная конференция "Транспорт Сибири".

Проведен региональный учебный семинар для учителей Иркутской области в рамках 3-его полимодального семинара -"Образовательные модели развития одаренности, развития личностных ресурсов" 22-30 июня 2006г..

Проведен учебно-методический семинар в г. Иркутске для учителей и менеджеров системы образования Иркутской области - 13-20 октября 2006г.

9. Подготовлен доклад и компьютерная презентация по основным результатам проведенного диссертационного исследования;

10. Написан автореферат по диссертации;

11. Получены положительные отзывы по диссертационному исследованию 5 докторов наук, являющимися специалистами в области профессиональной педагогики, философии, психологии и техники.

12.За указанный период под моим руководством выполнено в рамках дипломного проектирования 6 инновационных проектов студентов инженерных и педагогических специальностей и 30 студенческих курсовых проектов с выходом на уровень объективно новых концептуальных решений. Все проекты выполнялись в соответствии с рекомендациями, разработанными в диссертационном исследовании.

Проведено 4 учебных семинара по использованию ТРИЗ в образовании в городах Иркутске, Красноярске, Ачинске и Назарово, обучено основам инновационного проектирования 30 учителей и работников системы управления образования. Ими выполнено 20 инновационных проектов по тематике их основной деятельности.

Получен патент на изобретение " Способ очистки рек от сточных вод", выполненный совместно с учениками школы по методике ТРИЗ.

Докторант ТГПУ, к.т.н., доцент В.А.Дмитриев.

***

Часть 3

Выписка из официального документа- "Заявка на участие в конкурсе по отбору в Сибирском федеральном университете исполнителей, внедряющих инновационные образовательные программы"

Раздел 1

Общая характеристика исполнителя и соисполнителя

1.1 Дмитриев Владимир Анатольевич - докторант Томского государственного педагогического университета, к.т.н., доцент СФУ подготовивший к защите докторскую диссертацию, выполненную по теме "Концепция и технология подготовки студентов - будущих инженеров и педагогов профессионального образования к творческой профессиональной деятельности на основе технологии инновационного проектирования систем". Является автором двух монографий по теме диссертационного исследования, двух учебных пособий, 32 изобретений (авторские свидетельства и патенты на изобретения РФ), три изобретения внедрены в промышленность и включены в перспективный план развития предприятий, имеет 56 публикаций в научных сборниках регионального, Российского и международного уровней... Являясь старшим научным сотрудником Красноярского "Института инновационного проектирования систем", имеет опыт работы в качестве руководителя коллектива разработчиков концептуальных и прогнозных проектов, выполненных по заказу ведущих Американских, японских фирм (участвовал в выполнении трех прогнозных проектов). Основной профессиональный интерес - обучение школьников, студентов, учителей, преподавателей вузов, колледжей и техникумов, инженеров и научных сотрудников основам инновационного проектирования систем. Общий стаж преподавания дисциплин творческого блока ("Теория решения изобретательских задач", "Функционально-стоимостной анализ", "Психология творчества", "Поисковые методы проектирования", "Технические основы создания машин", "Проектирование дидактических систем", "Основы ТРИЗ-педагогики") - 25 лет. Дисциплины преподавались студентам и слушателям ФПК В Красноярском государственном техническом университете на факультетах: автотранспортном, инженерно-физическом, теплоэнергетическом, инженерно-педагогическом, Красноярском Государственном университете в качестве дисциплины по выбору на факультетах: физическом, химическом и психолого-педагогическом, Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева в качестве спецкурса "Теория решения изобретательских задач" на факультетах: начального образования, географическом и филологическом. Имеет опыт преподавания этих дисциплин за рубежом (Финляндия, Хельсинский университет).. За весь период подготовлено свыше 800 специалистов инженеров, переподготовлено свыше 500 преподавателей вузов и учителей школ. В данном разделе в текстовой форме приводятся сведения, позволяющие позиционировать исполнителя и соисполнителя в системе других вузов России, реализующих данные направления подготовки бакалавров, специалистов и магистров, выполнения научных исследований и оценить системность их деятельности, направленной на стимулирование инновационной активности, в т.ч.:

1.2. Гришко Григорий Сергеевич, к.т.н., доцент СФУ ведущий сотрудник Красноярского "Института инновационного проектирования систем" имеет опыт выполнения концептуальных и прогнозных проектов по заказу зарубежных фирм, 10 лет профессионально преподает студентам и слушателям ФПК дисциплины творческого блока: "Теория решения изобретательских задач", "Основы инновационного проектирования систем", владеет английским языком.

1.3. Основной миссией исполнителя является профессиональная подготовка инженеров, исследователей и преподавателей с повышенным творческим потенциалом, способных организовывать свою профессиональную деятельность на основе самостоятельно разработанных инновационных проектов, опирающихся на объективно новые концептуальные решения и, направленные на развитие и совершенствование материальной и духовной культуры. Основой стратегии и программы развития является системно организованная, успешная, профессиональная изобретательская деятельность, опирающаяся на апробированную в нашей стране и за рубежом отечественную технологию инновационного проектирования на базе "Функционально стоимостного анализа" и "Теории решения изобретательских задач".

1.4. Творческая подготовка специалистов является неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности, поэтому направления и специальности подготовки будущих специалистов не имеют принципиально значения. В принципе, обучение технологиям инновационного проектирования, должно быть, реализована по всем направлениям и специальностям. Непрерывность творческой подготовки будущих специалистов определяется разработанной концепцией и технологией непрерывной творческой подготовки специалистов в системе школа-колледж, бакалавриат и магистратура.

1.5. Основными направлениями является поиск и разработка новых и эффективных подходов творческой подготовки будущих инженеров, способных осуществлять самостоятельную инновационную деятельность. Наиболее значимыми результатами научной и инновационной деятельности являются реализованная на практике модель открытого образовательной процесса непрерывной творческой подготовки инженеров и педагогов-исследователей (выполнено свыше 350 инновационных проектов в рамках курсового и дипломного проектирования, в которых инженерные решения базировались на объективно новые концептуальные идей самих студентов). Этому в значительной степени способствовала сложившаяся на данный момент ситуация во всем мире и в нашей стране, для которой характерно обращение к ценности технологий инновационного проектирования и важности методик подготовки специалистов, имеющих успешный опыт выполнения концептуальных проектов...В мировой практике все больше требуются профессиональные изобретатели, способные решать частные проблемы производства и предлагать новые и нестандартные решения. Крупнейшие ведущие фирмы Европы, Америки и Японии все больше обращаются к российскому опыту подготовки специалистов в области ФСА и ТРИЗ. Именно в области подготовки профессиональных изобретателей по оценкам зарубежных экспертов Россия занимает ведущее положение в мире. Подтверждением этому служит факт заключения с сотрудниками Красноярского "Института инновационного проектирования" контрактов на выполнение наиболее сложных прогнозных проектов развития технологий производства и повышения качества выпускаемой продукции, сложившаяся в Красноярске научная школа ТРИЗ, возглавляемая к.т.н., доцентом, Мастером ТРИЗ Ю.П.Саламатовым.

1.6. Стратегическими партнерами являются Дивногорский завод Низковольтной аппаратуры и Красноярский завод "Сибтяжмаш", где уже на протяжении уже 3 лет успешно функционирует отдел ФСА, возглавляемая сертифицированным специалистом по ТРИЗ Дмитриевым Сергеем Анатольевичем. Ведущие сотрудники отдела прошли все этапы творческой подготовки в рамках программы их обучения на основе технологии инновационного проектирования. Обучение осуществлялось на базе СФУ и Красноярского "Института инновационного проектирования"

1.7. Имеется в наличие концепция творческой подготовки инженеров и технология этой подготовки, а так же апробированная на студентах автотранспортного факультета СФУ программа подготовки.

1.8. Наиболее талантливые выпускники СФУ, прошедшие комплексную творческую подготовку по технологии инновационного проектирования и трудоустраиваются в отделы ФСА при заводе ДЗНВА и поступают в аспирантуру.

***

Часть 4

ОО "ТРИЗ-Красноярск" выполняет роль представителя интересов действующего в Красноярском крае боле 10 лет научно-педагогического коллектива ТРИЗ-педагогики. Этот коллектив сосредоточен главным образом в Координационном центре Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" по Красноярскому краю, действующем на базе Сибирского Федерального университета (СФУ), ранее - на базе Красноярского государственного технического университета (КГТУ), ныне вошедшего в состав СФУ, а также на базе лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК ПП РО). В состав коллектива на постоянной и временной основе входят учителя, педагоги дополнительного образования, мастера производственного обучения школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, профессиональных училищ г. Красноярска и края. Руководители коллектива: Козлов Анатолий Владимирович - зав. лаб. ТРИЗ КК ИПК ПП РО, исполнительный директор Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю, член Центрального Совета Российской программы "Шаг в будущее", заместитель директора Центра довузовской подготовки Политехнического института СФУ, доцент каф. радиотехнических систем ПИ СФУ, Почетный работник общего образования Российской Федерации, к.т.н.; Погребная Татьяна Владимировна - методист и руководитель курсов обучения лаборатории ТРИЗ КК ИПК ПП РО.

Названный коллектив на постоянной основе занимается новыми разработками в ТРИЗ-педагогике, а также регулярно проводит курсовое обучение педагогов г. Красноярска и края по программе, включающей как классический материал ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики, так и свои разработки.

Новые разработки участника коллектива О.В. Сидоркиной по преподаванию биологии на основе ТРИЗ были удостоены Диплома II Степени Национальной общественной Премии "Серебряный голубь" в области образования за 2005 г.

Подробная информация о работе лаборатории ТРИЗ-педагогики КК ИПК ПП РО приведена в статье "10 лет лаборатории ТРИЗ КК ИПК РО", опубликованной в сборнике докладов 9-й Челябинской научно-практической конференции "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ", июнь 2006 г.

Текст статьи прилагается. В дополнение к нему необходимо отметить, что когда на саммите Глав государств "Большой восьмерки" в г. Санкт-Петербурге (16 июля 2006 г.) был принят документ "Образование для инновационных обществ в XXI веке" - самый авторитетный документ по развитию мирового образования, где прямо указывается, что нужно учить генерации идей и решению проблем, лаборатория провела анализ этого документа и показала, что реально выполнить его требования возможно только на основе ТРИЗ-педагогики. В настоящее время в число официально названных целей лаборатории ТРИЗ-педгогики КК ИПК ПП РО включены разработки педагогических технологий, направленных на выполнение требований этого документа.

На базе Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю названный коллектив ежегодно (с 1988 г.) проводит краевые зимние политехнические школы для старшеклассников продолжительностью 1 неделя. При наличии финансирования проводятся краевые летние политехнические школы (с 1998 по 2003 г. они проводились ежегодно) продолжительностью от 2 до 4 недель. На летних школах участники изучают ТРИЗ методом инновационных проектов, путем выбора и решения интересующих их проблемных задач из различных областей человеческой деятельности, параллельно лекциям-диалогам по ТРИЗ. В конце каждой летней школы проводится итоговая научная конференция. По результатам этих школ учащиеся в дальнейшем, в течение учебного года, представляют свои научные работы на школьные, районные, городские научные конференции, а лучшие работы - на краевые и Всероссийские конференции.

Программа летних политехнических школ регулярно, в течение 1999 - 2006 гг., реализовывалась представителями коллектива Т.В. Погребной и О.В. Сидоркиной, во Всероссийском Детском центре "Орленок".

На зимние политехнические школы, в связи с их кратковременностью, принимаются участники, уже имеющие задел научных работ, в том числе те, кто начали их выполнение на предшествующих летних политехнических школах, а также те, кто выполняли научные работы на основе ТРИЗ в течение учебного года под руководством учителей, прошедших обучение в лаборатории ТРИЗ-педагогики. На них также проводятся итоговые научные конференции. По результатам этих конференций формируются делегации Красноярского края на Всероссийские конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".

Участники названного коллектива имеют десятки научных публикаций в сборниках региональных и Всероссийских научных педагогических конференций, в электронном журнале "Вопросы Интернет Образования" (http://vio.fio.ru, №№ 29 и 30 за 2005 г.). Они выполнили значительную часть работы по разработке Программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи в Российской Федерации (заказчик - Национальный Фонд подготовки кадров, генеральный исполнитель - МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003 - 2004 гг.), а также разработки по гранту Федерального агентства по образованию, ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы", проект "Развитие молодежного изобретательства в образовательном округе университетского комплекса", 2005 г. Результаты их разработок изложены в выпущенной ими совместно со Всероссийским Детским центром "Орленок" книге "Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся". В числе авторов книги - Генеральный директор ВДЦ "Орленок" А.В. Джеус, Первый заместитель Генерального директора ВДЦ "Орленок" И.В. Романец и участники коллектива А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина. Книга во многом продолжает традиции книги Б. Л. Злотина и А. В. Зусман "Месяц под звездами фантазии", но предназначена в первую очередь для педагогов. Книга была подарена Вице-Премьеру РФ Д.А. Медведеву во время его приезда в г. Красноярск по вопросам создания Сибирского Федерального университета, при посещении им одной из базовых школ названного коллектива - Школы № 10.

В настоящее время коллективом ведется работа по организации применения ТРИЗ в созданном Сибирском Федеральном университете для выполнения поставленных перед ним задач существенного повышения качества образования.

Со стороны МАТРИЗ коллективу может требоваться содействие в финансировании и распространении его книги "Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи", а в последующем - и других книг, которые им готовятся.

***

Часть 5 ,

Погребная Татьяна Владимировна

методист лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого

Института повышения квалификации работников образования

Козлов Анатолий Владимирович

зав. лаб. ТРИЗ КК ИПК РО,

зам. директора Центра довузовской подготовки

Красноярского государственного технического университета,

член Центрального Совета Российской научно-социальной

программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее"

г. Красноярск

10 ЛЕТ ЛАБОРАТОРИИ ТРИЗ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ИПК РО

Осенью 2005 г. исполнилось 10 лет со времени создания лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования (КК ИПК РО). С 1995 по 2000 г. эта лаборатория работала в составе Красноярского Центра развития образования (ЦРО), а в 2000 г. ЦРО был присоединен к КК ИПК РО.

Во время начала массового инновационного движения, в особенности в Красноярском крае, который традиционно считается инновационной территорией в отечественном образовании, красноярские ТРИЗовцы приложили усилия к тому, чтобы ТРИЗ-педагогика вошла в число педагогических инноваций, пользующихся государственной поддержкой. В то же время, перед лабораторией ТРИЗ, как структурным подразделением государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, встал ряд задач, которые не являются столь острыми для специалистов по ТРИЗ-педагогике, работающих в частных учреждениях и общественных объединениях, хотя представляют для всех научный интерес. Возникла необходимость "встроиться" в общую систему инновационного педагогического движения (т.е., говоря ТРИЗовским языком, обеспечить выполнение, как минимум, трех законов статики в системе "инновационная педагогика" Красноярского края, включающей в себя ТРИЗ-педагогику).

Для этого необходимо было установить соответствие между терминами ТРИЗ-педагогики и терминами других инновационных педагогических систем и, главное, "найти место" ТРИЗ-педагогики в решении ряда актуальных проблем развития образования, в том виде, как эти проблемы воспринимают не-ТРИЗовские специалисты в области педагогики.

С самого начала своей деятельности лаборатория ТРИЗ осуществляла все виды работы: учебную, научную и методическую. В первые годы лаборатория проводила краткосрочные, однонедельные курсы обучения для сборных и тематических (например, учителя физики) групп. Для чтения курсов, наряду со штатными сотрудниками, привлекались такие известные специалисты, авторы книг по ТРИЗ, как Ю.П. Саламатов (ныне он - старший научный сотрудник лаборатории ТРИЗ), И.М. Кондраков и ряд других специалистов. По мере выполнения собственных научных и методических разработок стали проводиться курсы продолжительностью в несколько недельных этапов. В настоящее время лицензированная образовательная программа лаборатории ТРИЗ КК ИПК РО "ТРИЗ в формировании инновационной образовательной практики" предусматривает полный курс обучения из 6 этапов, обычно по 3 этапа в год. Педагоги, полностью прошедшие такое обучение, становятся разработчиками уроков, тем по различным предметам, внеклассных занятий по различным направлениям, занятий в дошкольных учреждениях, массовых и воспитательных мероприятий. Среди слушателей курсов лаборатории ТРИЗ - педагоги не только системы общего образования, но и профессиональных училищ.

Рефлексивно применяя ТРИЗ к проблемам самой ТРИЗ, можно сказать, что научные и методические разработки лаборатории были направлены на преодоление противоречия между целью ТРИЗ-педагогики, известной, как формирование личностей, способных к стабильному решению проблемных задач в различных областях деятельности /1 и др./, и целями инновационного развития педагогики в понимании не-ТРИЗовских специалистов. Среди таких целей педагогики: успешность в обучении, вовлеченность в учебный процесс, формирование коммуникативных навыков, углубление понимания изучаемого материала, формирование экономического и экологического мышления, гражданских качеств, толерантности и др. Разумеется, все эти цели полностью разделяют и ТРИЗовцы, а противоречие между ними имеет характер технического: "с улучшением одной характеристики системы неизбежно ухудшается другая". Кроме того, со стороны администрации к лаборатории предъявлялось требование, аналогичное требованиям к другим инновационным системам, совпадающее с устремлениями самих сотрудников лаборатории: необходимо обеспечить сквозное применение ТРИЗ на всех этапах учебного процесса. В то время наиболее известные разработки в ТРИЗ-педагогике были посвящены главным образом творческим задачам.

В настоящее время можно сказать, что сотрудникам лаборатории удалось существенно продвинуться в направлении преодоления этих противоречий.

Разработан способ применения ТРИЗ при изучении нового материала /2 и др./. Он предусматривает интеграцию материала различных предметов с ТРИЗ. При этом одновременно решается проблема комплексного применения ТРИЗ в образовательных учреждениях, формирования ТРИЗовских педагогических команд. Пока ТРИЗ является только методом, педагоги, не заинтересованные в инновациях, вправе отказываться от ее применения на основании статьи 55, п. 4 Закона Российской Федерации об образовании, предусматривающей свободу выбора метода обучения. Как только ТРИЗ становится интегрированным содержанием, система ТРИЗ-педагогика может внедряться по инициативе органов управления образовательным учреждением.

Проработана последовательность обучения педагогов самой науке ТРИЗ. Практика показала, что педагоги, в силу специфики их деятельности, наилучшим образом воспринимают понятия ТРИЗ и используют их в своем учебном процессе, когда последовательность изложения и акценты в определенной степени отличаются от изложения ТРИЗ для проектировщиков технических систем. Такая последовательность наиболее хорошо реализуется именно в многоэтапном обучении. Особое внимание уделяется понятию "система" и системному оператору, далее - законам существования (статики) и развития (динамики) систем, затем - приемам устранения технических и физических противоречий, стандартам ТРИЗ. АРИЗ дается обычно тем педагогам, кто руководит проектной деятельностью учащихся.

Поскольку в различных школьных предметах изучаются принципиально различные системы, сотрудниками лаборатории проведен ряд исследований и разработок по сходству и различию свойств, качеств и функций антропогенных и неантропогенных систем, рассмотрены особенности социальных, художественных, научных систем. Специальные разработки сделаны по изучению на основе ТРИЗ тех глубинных закономерностей окружающего мира, у которых науке неизвестны системы-предшественницы (например, что является прошлым и будущим системы "третий закон Ньютона" или равенства 2 х 2 = 4?). Показано, что в этих случаях целесообразно искать прошлое и будущее у научных теорий, описывающих эти закономерности /3/.

Именно поэтому в настоящее время лаборатория ТРИЗ работает главным образом со сборными педагогическими группами слушателей, среди которых есть учителя различных предметов, преподающие на различных параллелях: с 1-й по 11-ю, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования. Теоретический материал им читается всем вместе, на понятных для всех примерах (фонд таких примеров - также разработка лаборатории и пополняется вместе со слушателями), а практикумы проводятся в микрогруппах, где собираются педагоги, близкие по своим профилям. Такой способ работы позволяет формировать ТРИЗовские педагогические команды образовательных учреждений и территорий. Он же позволяет накапливать фонд разработок, которые педагоги выполняют в качестве учебных заданий /4/. Подготовка команд производится и в работе с профессиональными училищами.

Тот факт, что лаборатория находится в составе ИПК РО, обязывает ее оперативно реагировать на нововведения в образовании.

Когда была принята Концепция модернизации российского образования, лаборатория определила свою роль в ее реализации: разработка механизмов осуществления требования формирования созидательных способностей личности. Все разработки лаборатории, включая вышеназванные, соответствуют этой роли. В сентябре 2001 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об университетских комплексах". Лабораторией были выполнены разработки ТРИЗовского образовательного округа в виде многоуровневой системы взаимодействия довузовских образовательных учреждений с базовым вузом и между собой. В связи с принятием Президентом и Правительством Российской Федерации Постановлений, предусматривающих формирование Национальной инновационной системы и подготовку кадров для инновационной сферы, лабораторией разработана классификация различных инновационных педагогических систем по степени инновационности: от низшей ("педагог творит, а ученик в результате лучше зубрит") до высшей ("педагог творит, а в результате творит и ученик"). Эта классификация была детализирована в связи с объявлением конкурсного отбора школ и учителей по Приоритетному Национальному проекту "Образование" /5/.

В связи со все более проявляющимися тенденциями к интеграции педагогических инноваций, лабораторией разработан ряд вопросов взаимодействия ТРИЗ-педагогики с другими инновационными педагогическими системами. ТРИЗ (прикладная диалектика) предложена в качестве универсального языка (метаязыка) сетевого взаимодействия муниципальных методических служб, которое в настоящее время в особенности развивается благодаря быстрому развитию телекоммуникаций.

Выполнены специальные разработки для педагогов тех школ, руководство которых еще не осознало важности развития творческих качеств учащихся. В этих разработках показано, как ТРИЗ-педагогика в комплексе решает целый ряд актуальных и в то же время общеизвестных, понятных всем администраторам, проблем современного образования, которые другие инновационные системы решают по отдельности /6/. Особо показано, что ТРИЗ-педагогика - это механизм реализации "Рабочей концепции одаренности", разработанной отечественными психологами по программе "Одаренные дети", позволяющий раскрывать потенциальную одаренность.

Названные и другие разработки лаборатории включены в программу курсов повышения квалификации, в учебно-методические пособия для слушателей, на основе их материалов готовятся книги.

Одна из сфер применения разработок лаборатории - Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников "Шаг в будущее". Официальным представителем этой программы в Красноярском крае является Красноярский государственный технический университет. Именно КГТУ, его Малая инженерная академия (МИА) ежегодно с 1988 г. организуют краевые политехнические школы для старшеклассников: ежегодно зимние и часто, при наличии финансирования, летние. На этих школах преподается ТРИЗ, в том числе сотрудниками лаборатории. Неоднократно такие политехнические школы становились началом научной карьеры талантливых учащихся. По программе летних школ представители лаборатории неоднократно проводили занятия во Всероссийском Детском Центре "Орленок".

В программе "Шаг в будущее" реализуют себя и лучшие педагоги, наиболее успешно прошедшие повышение квалификации на курсах лаборатории. С 1994 г., когда состоялась первая Всероссийская конференция "Шаг в будущее", практически ежегодно учащиеся из Красноярского края, подготовленные этими педагогами и сотрудниками лаборатории, занимают призовые, а часто и первые, места, на различных секциях, получают рекомендации на ведущие международные молодежные научные форумы. В активе ТРИЗовских учащихся - заявки и патенты на изобретения, Молодежные Премии Красноярского края, а также Золотой Знак "Достояние Сибири" Ассоциации "Сибирское Соглашение" за 2004 г.

Молодая учитель школы № 82 г. Красноярска - одной из базовых школ лаборатории и Координационного центра "Шаг в будущее", сотрудник лаборатории ТРИЗ по совместительству, О.В. Сидоркина за разработку "Дидактика Национальной инновационной системы: Использование принципов прикладной диалектики (ТРИЗ-педагогики) при изучении образовательной области "Естествознание" (на примере биологии)", удостоена Диплома II степени Национальной общественной премии "Серебряный голубь" в области образования за 2005 г.

К настоящему времени обучение в лаборатории в различных формах прошли более 500 педагогов г. Красноярска и края. Проведено обучение педагогических команд на востоке края, там проведены две педагогические конференции. Лаборатория обучала также педагогов Иркутской области и Всероссийского Детского Центра "Орленок".

Лаборатория активно пользуется современными информационными технологиями, в том числе принимала активное участие в Фестивале идей в области образования, организованном Федерацией Интернет Образования осенью 2005 г., разместила ряд материалов в Форуме Фестиваля, опубликовала две статьи в электронном журнале "Вопросы Интернет Образования" /7, 8/.

В настоящее время сотрудники лаборатории включены в состав экспертной группы по экспертизе школ и учителей Красноярского края по Приоритетному Национальному проекту "Образование".

Лаборатория открыта к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в развитии ТРИЗ-педагогики, в расширении ее применения для решения актуальных задач отечественного образования, в получении документов о повышении квалификации государственного образца.

Литература

1 Викентьев, И.Л. ТРИЗ-педагогика / И.Л. Викентьев, А.А. Гин, А.В. Козлов // Модестов, С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя / С.Ю. Модестов. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - С. 162 - 165.

2 Погребная, Т.В. ТРИЗ-педагогика в обучении через науку / Т.В. Погребная, А.В. Козлов // Труды научно-методического семинара "Наука в школе". - М.: НТА "АПФН", 2003. - (Сер. Профессионал), Т.1 - С. 96 - 108.

3 Погребная, Т.В. ТРИЗ для учителя математики / Т.В. Погребная, А.В. Козлов // Технологии творчества. - 1999. - № 1. - С. 15 - 18.

4 Погребная, Т.В. Подготовка учителей - исследователей и разработчиков по системе ТРИЗ-педагогика / Т.В. Погребная // Научно-практическая конференция "Творчество во имя достойной жизни" 16-17 августа 2000 г.: Тез. докл. Петрозаводск, 2000. - С. 24 - 26.

5 Погребная, Т.В. Приоритетный Национальный проект "Образование" и инновационные педагогические технологии / А.В. Козлов, Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием 20-22 апреля 2006 г. / Под науч. ред. С.А. Подлесного. Ч. 2. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С. 73-75.

6 Погребная, Т.В. ТРИЗ-педагогика в комплексном решении проблем допрофессионального образования / Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина, А.В. Козлов // Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики: Межвуз. сб. науч. тр. научно-метод. конф. 30 марта 2004 г. / Под ред. А.Г. Рокаха, В.А.Ширяевой. - Саратов: Научная книга. - 2004.- С. 50 - 57.

7 Погребная, Т.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации / Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_1_5.htm. // Вопросы Интернет Образования. - 2005. - № 29 / Федерация Интернет Образования. - Электрон. журн. - М.: ФИО, 2005. - Режим доступа: http://vio.fio.ru. - Загл. с экрана.

8 Погребная, Т.В. Методы создания информации как новая область информатики / Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_30/cd_site/Articles/art_1_3.htm. // Вопросы Интернет Образования. - 2005. - № 30 / Федерация Интернет Образования. - Электрон. журн. - М.: ФИО, 2005. - Режим доступа: http://vio.fio.ru. - Загл. с экрана.

***

Часть 6

ТРИЗ в Аэрокосмической школе

Рисунок 1. Преподаватели ТРИЗ аэрокосмической школы и их ученики:

Преподаватели: Масалов А. Р., Литвинцева (Акуловская Н.В.), Дмитриев С.А., Студенты и учащиеся: Козырев С.Н., Беломоина Аня, Струговец Андрей, Гурков Даниил.

ТРИЗ в аэрокосмической школе (лицей при Сибирском государственном аэрокосмическом университете) появился в 1995 году с приходом в лицей преподавателя по ТРИЗ Дмитриева Сергея Анатольевича.

Аэрокосмическая школа является школой дополнительного образования, ставящей себе целью реализацию довузовской подготовки школьников 8-11 классов.

Четырехлетняя программа, объемом 252 часа включает разделы как РТВ, так и классической ТРИЗ, завершается в 11 классе курсом ФСА и ТРТЛ.

Наряду с аудиторными занятиями, с 1997 года, начала функционировать ТРИЗ - мастерская, в которой наиболее успешные учащиеся разрабатывают творческие работы под руководством преподавателей по ТРИЗ.

Органичное сочетание двух форм обучения школьников (проектной и аудиторной) позволило обеспечить успешность и устойчивость реализации образовательной программы в АКШ.

Успешность проявляется, прежде всего, в у интересе школьников АКШ к программе ТРИЗ.

Так, несмотря на то, что в АКШ принят свободный выбор школьниками дисциплин, и школьникам предлагаются большой спектр программ, преподавание которых ведется опытнейшими преподавателями ВУЗа, несмотря на то, что в последние годы наблюдается свертывание многих интересных образовательных программ в угоду усиления подготовки школьников к ЕГЭ, посещаемость занятий по ТРИЗ сохраняется достаточно высокой (порядка 25 - 40 % от общей численности учащихся АКШ).

Творческая активность учащихся выражается большим количеством творческих работ, в том числе выполненных и на высоком уровне.

Так список работ школьников достаточно высокого творческого уровня (призеры конференций не ниже районного уровня) характеризуется следующей статистикой (по состоянию на май 2006 года):

Итого:

Количество отмеченных работ - 137 (примерно 25% от общего количества работ)

Количество патентоспособных работ - 116

Количество детей, авторов отмеченных работ - 187

Количество полученных патентов, положительных решений - 15

Количество поданных заявок на патентование - 18

Количество детей - авторов изобретений - 36

Количество работ, - призеров программы "Шаг в будущее" - 29, из них в г. Москва - 4

Количество работ, - призеров программы "Юность науки" - 9, из них в г. Обнинск- 9

Количество работ, - призеров международного конкурса МА ТРИЗ - 27.

Количество авторов работ - лауреатов премии глав районов, города, края - 9

Количество детей, при зачислении в ВУЗы которых, учитывались результаты творческих работ - 34

Количество детей, продолживших обучение ТРИЗ в Вузах - 12

Количество детей, применяющих ТРИЗ после школы (дипломные работы, преподавание, работа в качестве профессиональных изобретателей) - 9.

Примечание: по работам (*) в местной и российской печати публиковались статьи.

по работам (**) авторам присуждены краевые (районные) губернаторские (мэра) премии молодежи за выдающиеся достижения.

по работам )(***) автору присуждена медали им. Гагарина за выдающиеся достижения.

Успешность реализации программы проявляется также в воспитании новых "тризовцев", пополняющих ряды ТРИЗ - движения. Это прежде всего аттестованные МАТРИЗ: Литвинцева (Акуловская) Нина, Мосман Петр, Масалов Андрей, Сергиенко Роман, Козырев Сергей, Фридрих Антон. Некоторые из выпускников успешно продолжают работать в ТРИЗ. Так, Нина Литвинцева (Акуловская), начиная с 1997 года стажировалась сначала в ТРИЗ - мастерской, затем с 1998 года стала преподавать ТРИЗ в АКШ, а с 2005 года работает завучем школы.

В мастерскихстажировались, как научные руководители, и Петр Мосман, и Юрий Антонов, и Масалов Андрей, и Сергиенко Роман, и Козырев Сергей. Работы школьников под их руководством становились победителями конкурсов, в том числе и конкурсов МАТРИЗ.

Петр Мосман сейчас работает ведущим инженером в отделе ФСА на ДЗНВА.

Аэрокосмическая школа стала "центром ТРИЗ" в рамках города, проводя весной ежегодно научную конференцию "Космотех". Секция ТРИЗ является самой многочисленной на этой конференции, собирая лучшие работы и участников школ города. Практически, ежегодно на эту конференцию приезжает и делегация из г.Усолье - Сибирское Иркутской области.

Ежегодно аэрокосмическая школа, направляет на патентование отдельные решения школьников и получает положительные решения. Сергей Козырев, за свои "школьные" изобретения стал автором трех патентов на изобретения, одно из которых занесено в российскую базу перспективных изобретений, подлежащих внедрению.

Успешные школьники - "тризовцы" становятся стипендиатами престижных стипендий глав районов, города, края. Многим вручаются и престижные премии глав администрации.

Периодически, в СМИ появляются статьи или телепередачи с участием школьников - "тризовцев" АКШ.

Знаменательное событие состоялось 11 марта 2002 года, когда состоялась встреча школьников с представителем японской фирмы "SANYO" Mr. Naohide Tanigawa и Ю.П.Саламатовым. Встреча проходила в виде конференции, записывалась местной телевизионной кампанией. (В эфир, кстати, ее и так и не выпустили). На гостя встреча произвела сильное впечатление, об этом он рассказал детям.

АКШ поддерживает мероприятия МАТРИЗ, направляя преподавателей и детей на "Икариады" через всю Россию. Так, в 2001 году в Петрозаводске были Дмитриев С.А. и ученик АКШ Фридрих Антон. В 2006 году на "Икариаде" были Дмитриев С.А. и школьники Руднев Антон и Ясницкий Петр.

На конкурсы МАТРИЗ были направлены около 70 работ, из них 25 стали призерами.

Подводя итог, следует сказать, что, опыт и достижения ТРИЗ в аэрокосмической школе официально признанны органами образования. Так, в 2006 году учащийся АКШ Запятой Даниил и его научный руководитель, и учитель Дмитриев С.А. занесены в российскую энциклопедию "Одаренные дети - будущее России" (http://deti.llr.ru/content/121), а программа элективного курса по ТРИЗ Дмитриева С.А. стала финалистом краевого конкурса элективных программ и получила диплом в 2007 году.

Опыт ТРИЗ в АКШ требует серьезного осмысления и распространения в рамках ТРИЗ - движения.

Рисунок 2. Статья в газете "Комок" популярной журналистки Нелли Раткевич

Дмитриев Сергей Анатольевич.

***

Часть 7

Сведения об общественной организации "ТРИЗ - Красноярск", (членский билет №10)

-Число членов организации, 27

в том числе имеющих аттестацию и сертификаты различного уровня
2 уровень 7

3 уровень 5
4 уровень 4
Мастер ТРИЗ 1

-Проводимые за последнее время курсы и иные формы обучения (где, для кого, объем, кто читал, сколько обучающихся)

Регулярные занятия в школах города:

Аэрокосмическая школа. Учащиеся 8-11 классов, 250 человек. Преподаватели: Аверина В.А., Литвинцева (Акуловская) Н.В., Дмитриев С.А., Масалов А.Р. Курс РТВ-ТРИЗ-ФСА-ТРТЛ. 252 часовая программа+творческие мастерские. Подробнее в прилагаемых материалах.

Общеобразовательная школа №22. Учащиеся 1-4 классов. 280 человек, курс РТВ 72 часа; 5-11 классы 160 человек курс РТВ 72 часа, индивидуально - групповые занятия +творческие мастерские 350 человек, индивидуальная программа ТРИЗ - ФСА - инновационное проектирование. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А., Вершинникова Л.А.

Стажерская площадка "ТРИЗ - педагогика" для учителей района. Один раз в месяц. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А. Выписки из официальных документов прилагаем

Общеобразовательный Лицей №1. Учащиеся 2-11 классов, около 400 человек. Преподаватели: Золотарева Е.П., Игнатьева А.В., Щелупова Т.С., Старовойтова Т.И. (спецкурс патентоведения, зав. кафедрой ТРИЗ) Курс РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ, 180 часов.

Лицей №8 Учащиеся 2-4 классов, около 40 человек. Преподаватели: Привалихин С.А., 3 человека, 10 кл. - индивидуально - групповые занятия.

Школа №19 Учащиеся 5-7 классов, около 50 человек., 72 час. Преп. Журавлев Ю.Ф.

Регулярные занятия в выездных школах края г. Назарово, СЮТ, 72 часа, 50 человек.

Назаровский район, 72 часа,40 человек.

"Экспедиция к успеху. Программа "Шаг в будущее"" Модульное обучение. Введение в ТРИЗ, 72 час., 85 учащиеся и педагоги. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А

Регулярные занятия в выездных школах и школы за пределами края

г. Северобайкальск, летние учебно - оздоровительные лагеря. Введение в ТРИЗ, 40 часов, 20 школьников, 5-11 классы. Дмитриев С.А.

"Лицей №11" "Введение в ТРИЗ" 32 часа. 2,3,5 классы. Факультатив 11 классы. Общий объем часов - 65 часов. Преподаватель - Заец Даниил, выпускник школы, ученик Дмитриева С.А., кандидат на аттестацию.

"Программа "Шаг в будущее - Сибирь"- Евразийский фестиваль. г. Слюдянка, Иркутская обл., Введение в ТРИЗ, 36 час., 90 лучшие учащиеся Восточной Сибири, Бурятии. . Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А

Г. Усолье - Сибирское. Полимодальный семинар для учителей области. Введение в ТРИЗ, 40 час., 80 человек. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А

Г. Иркутск, Лицей №1. Введение в ТРИЗ, 36 час., 100 учащиеся 8-10 кл. Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А

Разовые семинары с учителями города

"Творчество, как основа здоровьесохраняющей среды", 8 часа. Для директоров и завучей. . Преподаватели: Дмитриев В.А., Привалихин С.А

Курсы на предприятиях

Курс "Введение в технологию инновационного проектирования" для молодых специалистов Дивногорского завода НВА. 20 часов. Преподаватели: Дмитриев С.А., Краев О.А.

-Есть ли коллектив, решающий задачи на постоянной основе (кто, сколько) Группа ФСА на Дивногорском Заводе Низковольтных Автоматов, 4 человека. Дмитриев С.А., Краев О.А., Старовойтов В.П., Мосман П.Г. Подробная информация размещена на сайтах; http://www.inventech.ru/pub/qual/fsa/fsadzna/, http://rus.triz-guide.com

-Подготовлены ли печатные работы, издания
Диски "Планета ТРИЗ студентов и школьников", "Планета ТРИЗ в аэрокосмической школе",
Диссертация на соискание степени Д.П.Н. Дмитриева В.А..,
монография В.А.Дмитриева "Концепция и технология подготовки инженеров и педагогов профессионального образования на основе технологии инновационного проектирования"
коллективная монография В.А.Дмитриева и др."Опережающее обучение",
учебное пособие В.А.Дмитриева и А.И.Таюрского "Педагогические методы в профессиональном образовании",
учебно-методическое пособие В.А.Дмитриева и Д.В.Захаржевского "Диалектика творческой педагогики".

-Есть ли публикации о решенных задачах
Отчеты о проведении ФСА на ДЗНВА. Для внутреннего пользования.
Патенты Аэрокосмической школы, лицея №1, школы №22. Общее количество - около 30. Публикация десятков решений учащихся в сборниках научных конференций, дисках "Планета ТРИЗ".

-Что Вы считаете необходимо на данном этапе? Какая помощь Вам необходима

-в сертификации,

Бесплатная аттестация на 2 уровень призеров конкурса МАТРИЗ 2004-2006 гг:

Заец Даниила

Заец Кирилла

Сапронова Артема

Гринева Виктора

-в литературе: Требуется книги, журналы по ТРИЗ в количестве 100 - 200 шт. в год по минимальным ценам.

- в повышении квалификации: Требуется проведение семинара(ов) для менеджеров и высококвалифицированных специалистов ДЗНВА по ФСА, ТРИЗ, рекламе. (Возможно, привлечение других преподавателей). Желательно участие специалистов "Алгоритма", "ТРИЗ - ПРОФИ".

Целевой группой являются также руководители и ведущие преподаватели ВУЗов, руководители образования города и края.

Семинары должны служить подготовкой для принятия ответственных решений в образовании края, города, на уровне ведущих предприятий края.

Требуются средства для проведение семинара, организации частной ТРИЗ - школы.

Справку подготовил Дмитриев С.А.

***

Часть 8

Выписка из официального документа школы №22 г. Красноярска

ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Темы работы научно-методической работы работников учреждения Темы методических объединений: 1. Внедрение инновационной проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий в предметные области.

Количество педагогов, реализующих на регулярной основе технологии
Наименование технологии количество
Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) 20

***

Часть 8

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Формы деятельности ТРИЗ Численность
Творческие мастерские (проектно-исследовательские группы) 1 150

УСПЕШНОСТЬ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ФЕСТИВАЛЯХ, КОНКУРСАХ, СМОТРАХ

Количество учащихся, ставших участниками научно-практических конференций, семинаров, форумов, слетов.
Уровни достижения результатов 2003 - 2004 уч. год 2004 - 2005 уч. год 2005 - 2006 уч. год
международный 2 Конкурс МАТРИЗ 12 Конкурс МАТРИЗ .

Количество учащихся, получивших призы за разработку проектов и представление творческих работ (в том числе и через Интернет).
Уровни достижения результатов 2003 - 2004 уч. год 2004 - 2005 уч. год 2005 - 2006 уч. год
международный . 3- Конкурс МАТРИЗ .

Общественный статус работников учреждения в системе государственно-общественного управления

Член общественного объединения "ТРИЗ-Красноярск" - Привалихин Сергей Александрович, учитель


Главная    Конференция    Навстречу Съезду: ОО "ТРИЗ - Красноярск"