Главная    Академия    Право на творчество

Эвальд Васильевич Ильенков по моему мнению является одним из крупнейших отечественных философов "советских" времен. Вот краткая выдержка из его биографии: родился в Смоленске в 1924 году, в сорок первом поступил на философский факультет МИФЛИ, но вскоре ушел на фронт. Всю войну прошел артиллеристом, в 46 году поступил на философский факультет МГУ, в 53 защититл кандидатсукую диссертацию, а в 68 - докторскую на тему "К вопросу о природе мышления". В этой работе он обосновал роль в развитии личности идеального (понимаемого в несколько ином, в более широком смысле, чем это принято в ТРИЗ). Начиная с шестидесятых годов Эвальд Васильевич работает со слепоглухонемыми детьми. Он продолжает изучать способность человека действовать и развиваться в рамках сформированного внутреннего идеального плана.

Время активной творческой жизни философа Ильенкова - это тяжелое время для отечественной философии, время, когда идеология определяла, к каким выводам должно приходить философу, а к каким нет. В этих условиях не все смогли найти реальный путь следования своему идеальному плану. Ильенков пытался делать это до последнего. Его "Диалектическая логика Очерки истории и теории", вышедшая в 1974 году была прекрасной альтернативой для многих формальных и идеологически засушенных учебников. Но именно поэтому жизнь Ильенкова не была легкой. Он до последнего искал возможность публично высказываться на волнующие и животрепещущие темы. В конце марта 1979 года Ильенкова не стало, он покончил с собой, видимо так и не сумев найти правильный выход.

Интервью с Эвальдом Васильевичем раскрывает его точку зрения на природу творчества. Читайте и думайте.

Редактор

Право на творчество

Э.В. Ильенков

"Огни Алатау", 15 ноября 1977г.
Интервью вела кандидат философских наук Г. СОЛОВЬЕВА

[…] О проблеме творчества, воспитании способностей мы беседуем сегодня с известным советским философом, профессором Эвальдом Васильевичем ИЛЬЕНКОВЫМ.

- Эвальд Васильевич, коммунизм - создание общественных отношений, адекватных творческой, универсальной природе человека, таких социальных обстоятельств, при которых каждый будет самоосуществлять себя как личность в творческом труде. Но творческий труд предполагает наличие таланта. Могут ли все быть талантливыми?

- Есть такие теории, согласно которым только пять-шесть процентов населения на земном шаре "рождены под солнцем", обладают таким богатством, как талант. Остальные - серая, безликая масса, судьба которой автоматическая, столь же серая работа. Нечего тут и роптать. Нетрудно видеть, что вся эта "логика" закрепляет существование социального неравенства, сложившуюся социальную структуру, при которой большинство людей рады и заработку ради куска хлеба и крыше над головой и не пытаются помышлять о каких-то "высоких материях" вроде творчества, самореализации. А те, что имеют досуг поразмыслить о сем, - вот они и входят в тот малый процент "избранных".

Подобная апологетика социального неравенства подкрепляется якобы научными доказательствами статистки, генетики, физиологии высшей нервной деятельности и превращается в наукообразный предрассудок, захватывающий и обыденное сознание, твердо уверовавшее в прирожденность таланта.

- Но ведь имеются определенные задатки…

- Никто не говорит, что нет природных задатков. Но к чему они сводятся? К наличию физического здоровья, нормального мозга, нормального организма. А вот попытки отыскать какие-то особые задатки - один человек предопределен, дескать, устройством своего мозга к тому, чтобы быть музыкантом, другой - чтобы быть философом, а третий - портнихой или домохозяйкой - это, простите, сомнительная и уже архаическая гипотеза, реально мешающая нашей работе по образованию и воспитанию. На природную неспособность чаще всего сваливает свои грехи, свое неумение ленивый педагог. Не умеет человек, которому общество поручило учить людей математике, привить ученикам математическое мышление, и начинает причитать о том, что, де, его подопечные от природы неспособные.

От природы неспособных людей нет. Все могут овладеть математическим мышлением, искусством, философией. Возьмите умение ходить на двух ногах. Такой способ передвижения - неестественный, биологически даже вредный. Если ребенка предоставить самому себе, он никогда на две ноги не встанет. Каждая мать знает, что ребенка надо учить ходить на двух ногах, как потом говорить, читать. Все специально человеческие способности, начиная от прямохождения и кончая самыми вершинами мышления, осваиваются на протяжении жизни, не являясь прирожденными.

- И все-таки трудно согласиться целиком с такой позицией, отказаться от привычного взгляда на врожденность способностей.

- Трудно, потому что процесс формирования личности начинается, можно сказать, с первых же дней появления ребенка на свет. В Ленинграде до войны открыли так называемую лабораторию нормального развития. Брали туда на воспитание малышей, от которых матери отказывались. Так, руководитель лаборатории принимал только новорожденных, считая, что в три недели человек уже сформировался, его переделывать надо, а это в сто раз труднее.

Входящий в жизнь сразу же оказывается точкой, где скрещиваются миллиарды воспитывающих его факторов, что происходит чаще всего стихийно, по сложившимся в данной культуре стереотипам. Воспитание способностей до сих пор было отдано на волю случая и формировались они действительно не у каждого, а по какому-то счастливому стечению обстоятельств. Что это за стечение, мы часто не понимаем, не знаем и не умеем поэтому целенаправленно воспитывать такие способности.

Создайте умно организованную педагогическую систему, и вам не придется оправдывать природной неспособностью собственную нерадивость. В той же ленинградской лаборатории уже в три года была церемония выпуска. Ребятишки показывали, какие они умницы.

- Неужели все-таки мы все одинаково способны, например, к музыке? Выходит, каждый может стать Бетховеном?

- По-моему, нелепо искать причину того, что Бетховен стал Бетховеном в наличии какого-то особого анатомо-физиологического устройства. Потому что сколько ни стараются физиологи обнаружить вот эти самые анатомо-физиологические особенности, которые одного человека превращают в музыканта, а другого в математика, ничего не получается - установлена только небольшая разница в скорости протекания нервных реакций.

Вот абсолютный слух. Для музыканта он особого значения не имеет. Ни Чайковский, ни Вагнер, абсолютным слухом не обладали. У того же Вагнера, музыканта, несомненно, огромного, была довольно плохая, как он сам говорил, музыкальная память. Пассажей из собственных опер не мог вспомнить и воспроизвести. Зато абсолютный слух есть у каждого вьетнамца, где в языке звуковысотное различение играет огромную роль. Если у ребенка не развивают с самого начала умение по высоте звук различать, то он просто не понимает языка родного.

Для большого музыканта гораздо важнее нравственная что ли установка, нравственное отношение к миру и к людям. Это сказывается гораздо больше на результате - станет ли человек большим музыкантом или просто ремесленником от музыки.

Возьмите случай с Алешей Пановым. Да, тот самый московский малыш, который запросто, играючи, может подобрать любое однажды услышанное произведение - симфоническое, эстрадное, вокальное, сам свободно и легко сочиняет, импровизирует. Уникальное явление, граничащее с чудом. Его глубокие музыкальные способности основываются не на особенностях слухового аппарата, а на личностном значении музыки для Алеши. Отцу удалось, понимаете, превратить музыку в самый понятный язык общения с любимыми для него людьми, с ним, прежде всего, с отцом.

Феноменальными Алешкиными способностями заинтересовались в центральной музыкальной школе. Лучшего преподавателя выделили. Он начал обучать тому, чему привык - технике работы с клавиатурой. А мальчишке это неинтересно. Техника для него что-то второстепенное и побочное. Технику он изобретает сам. Ручонка-то маленькая - не то что октаву, терцию взять не может. Так он где локтем ударит, где очень быстро перебросит руку, так что это сливается в восприятии. Педагог бился - бился, но ничего с ним сделать не мог. Техникой Алешку вооружать, пока бессмысленно, он ее потом возьмет. Правда, судьба Алеши на будущее открыта, неизвестна. Если не сумеем понять, чему и как его учить, годам к двенадцати способности могут заглохнуть, и никакого музыканта из него не получится.

- Как вы относитесь к опыту Новосибирской математической школы, куда собирают одаренных ребят?

- На всю эту работу смотрю очень скептически. Тут речь идет о том, чтобы сфокусировать то, что как-то случайно сложилось, а не о том, чтобы формировать способности каждого. И потом нужна ли установка на раннюю специализацию? Новосибирский опыт, насколько мне известно, не удался. Через 5-6 лет эти школы съехали на тот же уровень, на общий.

В том, что способности, талант можно развить у каждого человека меня окончательно убедил Загорский эксперимент, имеющий мировое звучание. Вы, конечно, знаете суть эксперимента, позволяющего как в замедленной киносъемке проследить узловые этапы становления человеческой личности, сознания, самосознания, воли, эмоционального строя и нравственных начал. В Загорске вот уже больше десяти лет воспитываются в интернате слепоглухонемые дети. Нет, это не просто гуманистическое решение узкодефектологической задачи. Эксперимент имеет значение, подчеркиваю еще раз, для понимания формирования человеческой личности вообще. Биологически это те же дети, но их психику сознательно, целенаправленно, основываясь на марксистской концепции человека, формирует, лепит педагог.

Четверо ребят только что защитили дипломы на психологическом факультете МГУ. Они выросли на моих глазах. Я видел, как свершалось педагогами чудо рождения души и становления таланта. Это потрясающие факты. Те, кто были отгорожены от мира непроницаемой стеной слепоглухоты, не имели ни психики, ни самосознания, стали высокообразованными, талантливыми людьми с острой теоретической хваткой, овладели высотами мировой культуры, увидели окружающее глазами человечества. Саша Суворов пишет научные работы по проблеме творческого воображения, сам сочиняет стихи, и неплохие. Сережа Сироткин исследует роль языка и речи в развитии человеческой психики. Наташа Корнеева занята труднейшей темой нравственного формирования личности. Юра Лернер увлекается лепкой. Он создал скульптурный портрет их общего любимого учителя и друга Александра Ивановича Мещерякова, недавно скончавшегося.

- Эвальд Васильевич, а нельзя ли сказать, что процесс становления личности ребят - взаимное обогащение и воспитание таланта, я имею виду педагога?

- Конечно, конечно. Воспитателя тоже нужно воспитывать, как говорил Карл Маркс. И Мещеряков, и я, и многие другие на этом процессе формирования слепоглухих научились очень и очень многому. Я это почитаю за величайшее счастье, потому что мне как философу работа с ребятами дала бесконечно больше, чем я им мог дать. Я другими глазами сумел прочитать многие вещи у Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, у Маркса.

В частности, большущая проблема философская "Что такое мышление, как способность человеческая?". Задайте такой, казалось бы, простой вопрос любому встречному-поперечному, даже академику философии и психологии… И я до знакомства с ними затруднился бы на него ответить. После этой работы - у меня основанное на фактах убеждение: это умение человеческого тела поступать и действовать с телами внешнего мира сообразно их собственной логике. Мыслящим существом каждый ребятенок, а не только слепоглухой, становится там, где он научается умно обращаться с предметами, созданными человеком для человека - ложка, тарелка, игрушка, одеяло и прочее. Когда он в этом мире осваивается и начинает действовать в нем по-человечески, он и обретает то, что мы называем человеческим мышлением, умом.

- Вот вы говорите, рождение таланта. Но ведь у слепоглухих, воспитанных, казалось бы, в одних и тех же условиях, сложился особый склад ума, своя творческая направленность?

- Ни у слепых, ни у зрячих никогда вы не обнаружите одинаковой системы микроусловий, формирующих личность. Часто задают такой вопрос: вот у меня детишки близнецы, в одной семье росли, а такие разные. Но дело в том, что у маленького ребенка, в отличие от нас с вами, нет критерия для отличения важного от неважного. Здесь имеет значение даже, в каком месте комнаты стоят их кроватки по отношению к солнечному свету.

Западногерманские психологи провели недавно такой эксперимент: наблюдение за близнецами, для которых попытались создать максимально тождественные условия. Реакции близнецов на одни и те же вещи до поры до времени были тождественными. А потом вдруг - резкое расхождение. В чем дело? Оказывается, накануне одного ребенка ласково погладили по голове, а другого наградили шлепком.

- Если роль случайностей так велика, то проблема формирования способностей еще больше затрудняется.

- Случайность надо включить в понимание необходимости. Различия, объяснимые за счет случайности, всегда останутся. Но формирование таких общих способностей, как умение мыслить, умение понимать красоту и по-доброму относиться к людям, зависит уже не от случая, а от системы воспитания. Не в том ведь задача, чтобы у колыбели уже определить - какие способности у младенца формировать, музыкальные или философские. Задача в том, чтобы сделать из него умного, доброго, понимающего красоту человека. Проблема всестороннего развития личности в том и состоит: все эти способности, универсальные свойства - ум, чувство красоты и воображение, доброта должны быть у всех.

Коммунистическое преобразование общественных отношений и есть создание таких социальных условий, такой системы воспитания и образования, при которой каждый ребенок вырастет прежде всего человеком, а не слесарем, токарем или философом.

- Значит универсальность, всесторонность развития вы понимаете не как возможность смены форм деятельности, овладения многими специальностями?

- Нет, конечно. Всеми специальностями не овладеешь. Но способности мыслить, понимать красоту, быть добрым - это в каждой личности общество обязано развить. И если человек будет таким всесторонне развитым, то обязательно даст свои побеги талант, расцветет творческая индивидуальность. Талант ведь не отклонение от нормы, а, напротив, высшая фаза развития личности и в этом смысле норма.

- Но мы знаем, что ум и нравственность часто развиваются в ущерб друг другу. Талантливый человек может быть бесчестным, беспринципным. Моральная неразборчивость, нравственное уродство накладывают гримасу и на его талант.

- Да, действительно, примеров можно привести здесь немало. Способность очень ловко ориентироваться в ситуациях, извлекая для себя максимальную выгоду и бесцеремонно попирая интересы других, - страшная вещь. Но такая же печальная картина, когда человек и добрый, и нравственный, но теоретически неграмотный, не умеющий доброту свою отдать на пользу людям. Кто лучше - князь Мышкин у Достоевского, трогающий возвышенной, но беспомощной добротой, или Смердяков, который все делал умно, расчетливо, точно, но дошел до такой степени отвращения к самому себе, что повесился? Оба плохи. Одностороннее развитие человека - будь то трезвый, но безнравственный ум или безрассудная, бездумная доброта - таит в себе опасность. Как же воспитывать людей, чтобы из них не получалось ни жертвенного агнца, доброта коего зачастую используется во имя зла, ни расчетливого, умелого подлеца, для коего нравственность - только звук пустой?

- Но ведь в случае подобной расчетливости результат может быть удачным?

- Вот-вот. Буржуазное общество, буржуазная культура на этом и построены: добейся успеха, во что бы то ни стало, за счет другого, за счет его унижения, подавления. Так было всегда, во всех антагонистических формациях. Именно это мы и преодолеваем.

- Говоря о всестороннем развитии, вы упомянули и формирование способности к красоте, эстетического восприятия мира.

- В воспитании маленького человека с самого начала должен участвовать не только умный, но и понимающий искусство наставник. Искусство формирует не просто способность понимать другие произведения искусства же, а универсальную человеческую чувственность, умение видеть и воспринимать мир развитыми глазами всего человечества, всей культуры. А такая способность имеет значение во всех без исключения сферах деятельности.

- Многие склоняются к тому, что лучше быть в наш век "физиком", чем "лириком".

- Такая установка прямо нацелена на то, что нравственность и искусство - это все болтовня. Надо, де, [растить] расчетливого человека, не теряющего дорогих минут на пустые сантименты. Такая позиция исходит из механистического взгляда на ум, непонимание того, что настоящий большой интеллект связан с одинаково высоким развитием нравственного чувства и с умением воспринимать настоящую красоту. Подлинный разум всегда нравственен, всегда основывается на подлинной человеческой чувственности.

Поэтому наивны и беспомощны претензии иных толкователей достижений кибернетики на создание искусственного интеллекта, неизмеримо превосходящего человеческие способности. Об умении ЭВМ мыслить можно говорить лишь в определенном, условном смысле.

Важно понять, что универсальные способности - мышления, восприятия красоты и добра связаны не просто внешне, а глубоко, внутренне определяют друг друга. Если односторонне вооружить человека мышлением по всем канонам математической логики, но не побудить его задуматься над различием добра и зла, он будет обладать ущербным умом. То же можно сказать о развитии нравственных и эстетических способностей. Только гармония ума, добра и красоты создает всестороннего, целостного человека. Это возможно только при коммунистической организации системы человеческих отношений. И лишь тот, наверное, кто достигнет в своем развитии нормы, т.е. фазы таланта, может быть истинно счастливым. А что такое счастье? Чтобы с каждой минутой, каждым часом, каждым годом расширять и расширять свой кругозор, свое общение с природой, с другими людьми. Чтобы мир становился для тебя все богаче и интереснее...

Мы вступили в эпоху постепенного перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические. Наше завтра начинается сейчас, сегодня. Каждый из нас может и должен осуществить право на выбор профессии, на труд по призванию. Право на самоутверждение, творчество.


Главная    Академия    Право на творчество