Навстречу съезду. Информация от общественных организаций, входящих в МАТРИЗ
ОО "Исток" (Саратов)
Часть 1
Саратовская городская общественная благотворительная организация "ИСТОК"
(Интерактивная Система: ТРИЗ + Образование + Креативность)
Адрес, телефон, E-mail:
1. 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 92, к. 72, Институт дополнительного профессио-нального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, кафедра педагогики и психологии профессионального образования (ауд. 50), тел (8452) 223767, тел/факс (8452) 227082.
2. 410015, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 30, к. 14, Ширяева Виктория Александровна, тел/факс (8452) 967767, vicsasha@rol.ru
№ членского билета и дата вступления в МА ТРИЗ: с 2003 года является членом МА ТРИЗ без образования юридического лица, членский билет № 28.
Членские взносы не установлены.
Участие в работе организации - на основе волонтерства.
ФИО руководителя организации: Ширяева Виктория Александровна.
Состав Совета организации:
Ширяева Виктория Александровна;
Акинфиева Наталия Викторовна;
Иванова Зоя Ивановна.
Количество членов:
1. Ширяева Виктория Александровна - председатель СГОБО "ИСТОК", к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов;
2. Акинфиева Наталия Викторовна - член Совета, к.п.н., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ИДПО СГУ им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов,
3. Иванова Зоя Ивановна - член Совета, к.п.н., доцент кафедры физики Саратовско-го Государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова, г. Саратов;
4. Козлова Татьяна Владленовна - член организации, старший воспитатель МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов,
5. Логинова Светлана Васильевна - член организации, учитель русского языка и ли-тературы МОУ "Лицей № 15", г. Саратов,
6. Недлинна Елена Николаевна - член организации, воспитатель МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов,
7. Немцев Олег Николаевич - член организации, преподаватель специальных и тех-нических дисциплин филиала Саратовского государственного профессионально-педагогического колледжа им. Ю. А. Гагарина, г. Красноармейск Саратовской области,
8. Пустовая Оксана Викторовна - член организации, преподаватель русского языка и литературы Техникума железнодорожного транспорта, г. Саратов,
9. Сергеева Марина Владиславовна - член организации, учитель истории МОУ "Лицей № 15", г. Саратов.
Количество Мастеров ТРИЗ в организации: нет.
Количество сертифицированных специалистов по ТРИЗ: нет.
Основная деятельность организации ориентирована на распространение идей творческой педагогики (ТРИЗ-педагогики) в системе непрерывного образования:
ў разработан и апробирован учебный курс "ТРИЗ как теория силь-ного мышления" для старшеклассников Лицея прикладных наук СГУ, составлен учебник (автор В.А.Ширяева) для поддержки учебного про-цесса;
ў разработана и апробирована учебная программа "ТРИЗ-педагогика в системе профессионального образования" (20 часов) в общей обра-зовательной программе повышения квалификации преподавателей ву-зов и ссузов при ИДПО СГУ;
ў разработана и апробирована учебная программа "Основы систем-ного/сильного мышления" (32 часа) для слушателей программы MBA Института бизнеса и делового администрирования Саратовского госу-дарственного технического университета.
Основные направления деятельности организации за последние два года:
1) организация и проведение на волонтерской основе обучающих семинаров/тренингов/мастер-классов:
ў Семинар: "ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образова-ния" (на базе МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов, 19.10.2005, 22 участни-ка);
ў Тренинг: "Решение профессиональных задач средствами ТРИЗ-педагогики" (на базе МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов, 23.11.2005, 20 участников);
ў Семинар "ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образования" (на базе МОУ "Лицей № 15", г. Саратов, март 2006, 9 участников);
ў Мастер-класс "Мышление для завтрашнего дня" (на базе НОУ "Лицей-интернат естественных наук" при Саратовского государствен-ном аграрном университете им. Н. И. Вавилова, г. Саратов, 30.03.2006, 43 участника);
ў Мастер-класс "Технология анализа информации и поиска вопро-сов" (на базе Педагогического колледжа им. Ф. И. Панферова, г. Вольск Саратовской области, 05.04.2006, 33 участника);
ў Мастер-класс "Практическая дидактика: решаем профессиональ-ные задач" (на базе Института повышении квалификации военных специалистов Министерства обороны, г. Саратов, 25.04.2006, 17 уча-стников);
ў Тренинг: "Решение профессиональных задач средствами ТРИЗ-педагогики" (на базе МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов, 19.09.2006, 26 участников);
ў Тренинг: "Поиск ответов на профессиональные задачи как разре-шение противоречий" (на базе МОУ "ДОУ № 20", г. Саратов, 13.03.2007, 16 участников);
2) организация и проведение научно-методических конференций с привлечением специалистов и мастеров ТРИЗ
ў "ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образования" (29 марта 2005 года);
ў "Прикладная диалектика" и педагогика: теоретические и практические аспекты интеграции (28 марта 2006 года);
ў "ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики" (март-апрель 2007 года, материалы будут выставлены на сайте Джонотан Ливингстон Проект // http://www.jlproj.org/index);
ў Дополнительная информация о конференциях в отдельном файле.
3) издание сборников статей по итогам работы конференций:
ў ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образования. Межву-зовский сб. науч. трудов / Под ред. Н.В.Акинфиевой, В.А.Ширяевой. Саратов: Научная книга, 2005. 132 с.;
ў "Прикладная диалектика" и педагогика: теоретические и практи-ческие аспекты интеграции. Межвузовский сб. науч. трудов / Под ред. Н.В.Акинфиевой, В.А.Ширяевой. Саратов: Научная книга, 2006. 120 с.
4) другие публикации:
ў Ширяева В.А. ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика // Новые ценности образо-вания: Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. Вып. 5 (24). М., 2005. С. 144-147. ISSN 1726-5304.
ў Ширяева В.А. К реализации деятельностного подхода: зачем ТРИЗ современному образованию? // Новые ценности образования: Образо-вательная деятельность. Вып. 1-2 (25-26). М., 2006. С. 212-223. ISSN 1726-5304.
ў Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учебно-методическое пособие Саратов: ООО Изд-во "Научная книга", 2006. 72 с.
ў Ширяева В.А. Общая теория сильного мышления как один из ре-сурсов решения глобальных и социально-образовательных проблем // Современный мир: преобразования и трансформация образования. Монография (в соавторстве с З. И. Ивановой, Н. В. Акинфиевой). Са-ратов: ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2006. - 165 с.
Председатель СГОБО "ИСТОК" Ширяева В.А.
***
Часть 2
Дополнительная информация о конференциях, организованных СГОБО "Исток" совместно с Институтом дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Институтом Бизнеса и Делового Администрирования Саратовского государственного технического университета
"ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образования"
Научно-методическая конференция
29 марта 2005 года
г. Саратов
Основной целью конференции стало обсуждение использования возможностей ТРИЗ-педагогики при решении проблем в профессиональном и допрофессиональном образовании. (ТРИЗ-педагогика - это часть педагогики, которая разрабатывает на основе адаптивной тео-рии решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятель-ности практические пути и способы повышения эффективности (результативности) педаго-гических (образовательных) технологий развития и саморазвития личности в образователь-ном процессе). Конференция была рассчитана на широкий обмен мнениями по методологии и научному опыту решения актуальных задач в условиях модернизации отечественного об-разования. Обсуждение методик и технологий ТРИЗ-педагогики в различных сферах образо-вания в России и за рубежом, по нашему мнению, послужила стимулом появления новых идей в этом направлении. Для участия в конференции были приглашены научные работники и преподаватели вузов, докторанты, аспиранты, педагогические работники образовательных учреждений, а также все лица, проявившие интерес к рассматриваемой проблеме.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
" теоретические аспекты структурных составляющих ТРИЗ-педагогики;
" психолого-педагогические исследования возможностей ТРИЗ-педагогики в решении про-блем профессионального и допрофессионального образования;
" возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в реализации основных прин-ципов педагогики Свободы в образовательном процессе;
" методики реализации технологий ТРИЗ-педагогики (в преподавании частных дисциплин) в профессиональном и допрофессиональном образовании.
По итогам работы конференции был опубликован сборник (два экземпляра направлены в ЧОУНБ), в который вошли следующие статьи:
Роках А.Г. / Саратов / Об основаниях ТРИЗ
Нестеренко А.А. / Москва / Построение "картины мира" на базе общей теории сильно-го мышления и теории решения изобретательских задач
Меерович М.И. / Одесса, Украина / О терминологии функционально-системного под-хода
Ширяева В.А. / Саратов / К вопросу о вхождении инженерных методов изобретатель-ства и ТРИЗ в психолого-педагогические исследования
Акинфиева Н.В. / Саратов / Использование ТРИЗ-технологий в образовательном ме-неджменте
Зайцева Л.А. / Ульяновск / О возможностях ТРИЗ в развитии творческой личности
Иванова З.И., Смирнова Т.В. / Саратов / Учет возрастных особенностей обучающихся при разрешении противоречий в глобально-ориентированном образовании
Черемных В.Ю. / Саратов / ТРИЗ-педагогика как инновационная технология развития творческой личности
Шрагина Л.И. / Одесса, Украина / Алгоритм усвоения понятий как средство повыше-ния эффективности изучения психологии
Корзун А.В. / Минск, Беларусь / Инструменты общей теории сильного мышления в дошкольном образовании: чему и для чего учить?
Пустовая О.В. / Саратов / Метод каталога как технология активизации учащихся на уроке литературы
Ахметвалиева М.Г. / Саратов / Технология "заметки на полях" как один из способов активизации творческого мышления участников педагогического процесса
Тиханова Л.Г., Ширяева В.А. / Саратов / К вопросу об исследовании системного мышления на основе системного оператора
Круглый стол:
Инженерная методология изобретательства в образовательном процессе
"Прикладная диалектика" и педагогика: теоретические и практические аспекты интеграции
Научно-методическая конференция
28 марта 2006 года
г. Саратов
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
" теория решения изобретательских задач и прикладная диалектика;
" исторические и теоретические аспекты структурных составляющих ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики;
" психолого-педагогические исследования возможностей ТРИЗ-педагогики в решении проблем профессионального и допрофессионального образования;
" возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в реализации основных принципов педагогики Свободы в образовательном процессе;
" методики реализации технологий ТРИЗ-педагогики (в преподавании частных дисциплин) в профессиональном и допрофессиональном образовании;
" психолого-педагогические исследования возможностей ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики в развитии личности;
" ТРИЗ и креативность.
По итогам работы конференции был опубликован сборник (два экземпляра направлены в ЧОУНБ), в который вошли следующие статьи:
Лысикова Н.П. / Саратов / Современная диалектика: история, альтернативы и подходы
Роках А.Г. / Саратов / Диалектика и ТРИЗ
Ширяева В.А. / Саратов / Дидактика + диалектика +ТРИЗ
Иванова З.И. / Саратов / Методологические вопросы современной педагогики
Громаковский Ю.А. / Саратов / Психологические особенности реализации ТРИЗ в профессиональной деятельности
Кондратьев А.Н. / Санкт-Петербург / О разнообразии законов реакции
Погребная Т.В., Сидоркина О.В., Козлов А.В. / Красноярск / ТРИЗ-педагогика и приоритетный Национальный проект "Образование"
Ищенко Д.А., Серегина О.В. / Саратов / Инструментальные методы создания иннова-ций в современном профессиональном образовании
Фирсова А.А., Гусарова Е.Ю. / Саратов / Вопросы интеграции элементов инновационной деятельности в процесс преподавания в современном образовательном учреждении
Нестеренко А.А. / Москва-Петрозаводск / Проблема диагностики эффективности использования системы моделей для обучения школьников организации мыслительной дея-тельности
Иванова Н.Г., Плаксин М.А., Русакова О.Г. / Пермь / Информатика + ТРИЗ + систе-мология = ТРИЗформатика
Сурова Н.Ю. / Саратов / Применение ТРИЗ в исследовании инновационной деятельно-сти системы образования
Корзун А.В. / Минск, Беларусь / Система противоречий в содержании курса дошкольной педагогики
Мартыненко И.В. / Саратов / Использование элементов ТРИЗ-педагогики на занятиях по методике преподавания биологии
Ланщикова Е.А. / Саратов / Использование инструментария теории решения изобретательских задач в управлении образованием как сложной социальной системой
Евдокимова А.И. / Саратов / Диалектические пути формирования ценностных предпочтений подростков в ТРИЗ-парадигме
Пустовая О.В. / Саратов / Системный оператор как технология анализа художественного произведения
ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики
Интернет-конференция
март-апрель 2007 года
г. Саратов
ГЕОГРАФИЯ УЧАСТНИКОВ:
Алешина Ольга Васильевна - педагог, г. Петрозаводск.
Бирюлина Екатерина Андреевна - ученица 6 "Д" класса МОУ "Средняя школа № 10" г. Красноярск.
Блеес Светлана Петровна - учитель начальных классов МОУ "СОШ № 112", г. Трехгорный Челябинской области.
Бояркина Валентина Ивановна - преподаватель ТРИЗ, руководитель проблемной группы ТРИЗ при городском Управлении образования, г. Усть-Илимск Иркутской об-ласти.
Данилова Марина Александровна - учитель начальных классов МОУ "СОШ № 112", г. Трехгорный Челябинской области.
Забродина Наталья Дмитриевна - учитель начальных классов МОУ "СОШ № 112", г. Трехгорный Челябинской области.
Иванова Наталья Геннадьевна - к.ф-м.н., доцент, член-корр. Академии информатиза-ции образования РФ, доцент кафедры прикладной математики и информатики Пермского государственного университета, г. Пермь.
Козлов Анатолий Владимирович - к.т.н., заместитель директора Центра довузовской подготовки Политехнического института Сибирского Федерального университета, зав. лаб. ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Почетный работник общего образования Российской Федерации, г. Красноярск.
Корзун Анна Валерьевна - аттестованный специалист МАТРИЗ 3-го уровня, методист информационно-образовательного центра "Наставник" при Минском государствен-ном городском институте повышения квалификации и переподготовки кадров образования, г. Минск (Беларусь).
Мартыненко Ирина Владимировна - к.п.н., доцент кафедры методики преподавания биологии и экологии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов.
Немцев Олег Николаевич - преподаватель специальных и технических дисциплин филиала Саратовского государственного профессионально-педагогического колледжа им Ю. А.Гагарина, г. Красноармейск Саратовской области.
Нестеренко Алла Александровна - сертифицированный специалист МАТРИЗ, методист кафедры образовательной технологии АПКиППРО г. Москва.
Плаксин Михаил Александрович - специалист по ТРИЗ 3-го уровня, к.ф-м.н., доцент, член-корр. Академии информатизации образования РФ, доцент кафедры математиче-ского обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета, г. Пермь.
Погребная Татьяна Владимировна - методист лаборатории ТРИЗ Красноярского краевой Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, инженер Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю на базе Сибирского Федерального универ-ситета, г. Красноярск.
Попко Евгения Алиевна - сертифицированный специалист по ТРИЗ, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, г. Норильск.
Русакова Ольга Леонидовна - учитель информатики высшей категории МОУ "Средняя школа № 149", г. Пермь.
Сидоркина Олеся Викторовна - научный сотрудник лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, инженер Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю на базе Сибирского Федерального университета, дипломант Национальной общественной премии "Серебряный голубь" в области образования, г. Красноярск.
Сопкова Виктория Андреевна - ученица 6 "Д" класса МОУ "Средняя школа № 10", г. Красноярск.
Хазинурова Марина Ивановна - учитель начальных классов МОУ "СОШ № 112", г. Трехгорный Челябинской области.
Ширяева Виктория Александровна - к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального об-разования СГУ, председатель городской общественной благотворительной организа-ции ТРИЗ-"ИСТОК", г. Саратов.
Шустерман Михаил Наумович - Мастер ТРИЗ, председатель общественной организа-ции "Норильск-ТРИЗ", инженер отдела энергооборудования Норильск-энерго, г. Норильск.
|