Навстречу съезду. Информация от общественных организаций, входящих в МАТРИЗ
ОО "ТРИЗ - Норильск"
Часть 1
Уважаемые Коллеги!
В ответ на Ваш запрос сообщаем:
1. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) используется в нашей организации Норильская школа ТРИЗ - ОО "ТРИЗ - Норильск":
НТО Норильского комбината с 1979 года до закрытия
ВОИР Норильского комбината с 1982 года до закрытия
СЮТ при ГОРОНО с 1982 года по 1991 год
КЮТ с 1983 года по 1984 год
УДДУ с 1987 года
Школы г. Норильска с 1989 года
Лаборатории "Приходи, сказка!" при Таймырском окружном институте усовершенствования учителей ТОИУУ г. Дудинка с 1995 года и при ОО "ТРИЗ - Норильск" с 1998года
НОУ школа "Благодать" г.Холмск с 1992 года
С 1979 по 2007г.г. проведены серии семинаров см. приложение "Каталог семинаров"
2. Основные направления использования ТРИЗ следующие:
ТРИЗ в инженерной деятельности;
ТРИЗ в школе (Основной курс и практическое использование в программных предметах);
ТРИЗ для дошкольного возраста, в детских садах (Элементы ТРИЗ в основной программе)
3. Научные работы, которые мы создали с использованием ТРИЗ: создано методик, программ по ТРИЗ, издано книг ...(с выходными данными)
Созданы программы по изучению и применению элементов ТРИЗ в детских садах, школах и колледжах.
Публикации в центральной прессе: газетах и журналах
1. "Правда", 28 марта 1988г.
2. "Семья", № 9 1989г.
3. "Известия", №192 1989г.
4. "Экономическая газета", № 46 ноябрь 1989г.
5. "Огонек" № 3 1991г.
6. "Учительская газета" № 7 февраль 1991г.
Список изданий книг и сборников по ТРИЗ
1. Шустерман М.Н Игра-пособие для развития творческого воображения "Маленькие человечки" - М.: МП "Пресня-Полиграф" -1991г. - 38 с.
2. Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 256 с.
3. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. Поваренная книга воспитателя. - Норильск: Филиал Таймыр. Институт усовершенствования учителей, 1994.-52 с
4. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. - Норильск: Филиал Таймырского института усовершенствования учителей, 1995 -52 с.
5. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку - М.: Просвещение: Владос, 1995 г. -160 с.
6. Закалистов П.И. Поваренная книга Колобка - Филиал Таймырского института усовершенствования учителей. - Норильск, 1995. -48 с.
7. Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. Новые похождения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. - М.: Генезис, 2002.- 384 с.
8. Фантастика и реальность. Вып.1. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман.- Норильск: Центр развития образования г. Норильска. - М., 1996. - 52 с.
9. Фантастика и реальность. Вып.2. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман. - Норильск: Центр развития образования г. Норильска. - М., 1997. - 76 с.
10. Фантастика и реальность. Вып.3. /Г.Альтов, А.М.Шустерман, В.Г.Мурашкевич, М.Н.Шустерман, Н.В.Фищенко. - Норильск: Центр развития образования г. Норильска. - М., 1998. - 81 с.
11. Фантастика и реальность. Вып.4. /Г.Альтов, М.Н.Шустерман, Е.А.Попко, И.Е.Каулина. - Норильск: Центр развития образования г. Норильска. - М., 1999. - 85 с.
12. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. - М.: Просвещение. Учеб. лит. - 1996. - 216 с.
13. Шустерман М.Н Материалы авторских и всесоюзных семинаров по развитию мышления и методов решения изобретательских задач. Рукописи. 1985 - 2007 г.г.
14. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.- 140 с.
15. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.- 208 с.
4. За прошедшие годы мы выпустили
1679 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
200 студентов, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
4026 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
944 учителя, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
648 инженеров, освоивших ТРИЗ по программе в 40 часов
24 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
340 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
35 учителей, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
50 инженеров, освоивших ТРИЗ по программе в 80 часов
15 учеников, освоивших ТРИЗ по программе в 120 часов
15 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 120 часов
30 воспитателей, освоивших ТРИЗ по программе в 160 часов
30 учителей, освоивших ТРИЗ по программе в 160 часов
5. Поскольку мы и в дальнейшем намерены использовать ТРИЗ в своей деятельности, то хотели бы сообщить о своих информационных потребностях. Нас в первую очередь интересует:
ТРИЗ для детей
ТРТЛ, ТРТС
И все новое, а так же подлинные материалы автора ТРИЗ
Руководитель организации
Руководитель ОО "ТРИЗ - Норильск", мастер ТРИЗ
Шустерман Михаил Наумович
***
Часть 2
Справка об участии ОО "ТРИЗ-Норильск" в работе МА ТРИЗ
Изучение ТРИЗ в Норильском промышленном районе началось 27 лет назад. Сначала эту работу поддерживал главный механик Норильского комбината А. Данилов, и был создан факультет "АРИЗ".
С самого начала образования МА ТРИЗ члены ОО "ТРИЗ-Норильск" приняли самое активное участие в ее создании. Создание своей общественной организации "ТРИЗ-Норильск" и других тризовских общественных организаций позволило в соответствующих органах оформить регистрацию МА ТРИЗ.
С тех пор мы активно принимаем участие во всех начинаниях МА ТРИЗ:
" Участие в конференциях и съездах МА ТРИЗ. Тезисы выступлений опубликованы в материалах конференций;
" Команда учащихся ОО "ТРИЗ-Норильск" приняла активное участие в работе "ИКАРиады 2001", и ее представитель Костя Кравец был избран Сопрезидентом ИКАРиады, и "ИКАРиады 2007";
" Школьники и детсадовцы Норильского промышленного района являются дипломантами всех конкурсов для школьников и студентов МА ТРИЗ;
" 26 членов ОО "ТРИЗ-Норильск" первыми в 2003г. откликнулись на объявление аттестации в МА ТРИЗ, и на сегодня 18 человек имеют аттестаты 1-го уровня, 6 человек имеют аттестаты 2-го уровня с начальными номерами Аттестационного реестра от 28.09.03г. и 3 человека прошли аттестацию в 2004 году. (В настоящее время часть из них проживает: 2 в С-Петербурге, 2 в Минводах, 1 в Красноярске, 1 в Новосибирске, 1 в Москве)
" Во время своего существования мы поддерживаем тесные связи с различными тризовскими организациями, например: по просьбе Валентины Николаевны Журавлевой часть аттестованных специалистов прислали ей в 2003 году справку о применении ТРИЗ в их организациях на работе.
Руководитель ОО "ТРИЗ-Норильск",
Член президиума МА ТРИЗ,
Мастер ТРИЗ. М. Шустерман
30.03.07г.
***
Часть 3
В региональную комиссию по рассмотрению кандидатуры на Премию Президента Российской Федерации
Письмо-поддержка кандидата на Премию Президента Российской Федерации Хомчановской Людмилы Николаевны, учителя начальных классов МОУ "СОШ № 23"
В 1989 начало формироваться ТРИЗ-движение. В 1991 был создан первый социально-педагогический комплекс "Детский сад - школа" на базе дошкольного учреждения № 71 и школы № 23 г. Норильска. Решением исполкома горсовета № 377 от 15.03.91г. комплексу дан статус экспериментальной площадки. Одним из учителей, участвующих в эксперименте, была Хомчановская Людмила Николаевна.
В Норильске и других городах страны проходили семинары по обучению воспитателей и учителей новым ТРИЗ-технологиям. Уже в те годы Людмила Николаевна являлась активным участником этих семинаров, ее работа "Моделирование маленькими человечками" была роздана слушателям семинара, а один из плакатов к урокам природоведения был выставлен в городе Елгава в качестве наглядного материала к обучающему семинару.
Людмила Николаевна уже много лет является активным деятелем ТРИЗ-движения, ее работы публикуются в сборниках материалов конференций.
Учитель постоянно участвует в экспериментальной и методической работе, например:
" 2003 год - участие в Международной конференции по ТРИЗ г. Петрозаводск
" 2005 год - участие в Международной конференции по ТРИЗ г. С.-Петербург
" 2006 год - участие в VII НПК "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ" по теме: "Исследовательская деятельность в обучении: методика решения проблем и формирование творческой личности"
Людмила Николаевна постоянно делится опытом с коллегами и единомышленниками, публикует свои работы. Например, в 2005 году методическим отделом Управления образования Администрации г. Норильска была издана брошюра "Организация исследовательской деятельности в начальной школе". В этом же году в сборнике трудов международной конференции МА ТРИЗ ФЕСТ "Развитие ТРИЗ: достижения, проблемы, перспективы" г. С.-Петербург опубликована статья "Исследовательская работа в начальной школе". Продолжая работу над проблемами исследовательской деятельности учащихся, национальным региональным компонентом, Людмила Николаевна создала интересные методические разработки для учителей начальных классов - "Исследовательская деятельность в начальной школе", "Региональный компонент в начальной школе", цикл уроков по естествознанию и методическое пособие "Моделирование на уроках чтения". В 2006 году в книге "Планета культуры - Норильск" (издательство "ПолиМедиа" г. Москвы) помещена статья М.Шустермана "ТРИЗ - в образовании Норильска", в которой подробно рассказано о развитии ТРИЗ-движения в Норильске, о людях, внесших вклад в это развитие, в частности, о Хомчановской Людмиле Николаевне.
Для функционирования всей системы ТРИЗ очень существенным является то, насколько успешно проводится обучение. Успех обучения зависит не только из совершенства методики, искусства преподавателя, но и от способности слушателя воспринять и усвоить предлагаемый материал. Эти способности закладывает в своих учащихся Людмила Николаевна с первой встречи со своими воспитанниками, так как опыт и знание своего дела у этого специалиста на высоком уровне.
Ее учащиеся участвуют в различных конкурсах ("Тризформашка", международные конкурсы для школьников и студентов "ТРИЗ"). В 2006 году Людмила Николаевна выставила на конкурс "Тризформашка" две команды, одна из которых заняла 5-е место, а другая - 17-е место по России.
Людмила Николаевна развивает у своих воспитанников интеллектуальные способности, познавательные процессы: восприятие, внимание, память, логическое мышление, закладывает стремление к активной жизненной позиции. Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы.
В 2003 году Международной Ассоциацией ТРИЗ Людмиле Николаевне вручен аттестат 2-го уровня и присвоена квалификация "Преподаватель ТРИЗ".
Не раз мы объявляли благодарность преподавателям и администрации школы № 23 за организацию и проведение Международного конкурса для школьников и студентов "ТРИЗ". Желаем творческих успехов и приглашаем к дальнейшему сотрудничеству!
Президент МА ТРИЗ М.Баркан
"20" февраля 2007 г.
***
Часть 4
Результаты участия в конкурсах Басовой Татьяны Викторовны члена ООО "ТРИЗ - Норильск" 2005 -2006 г.г.
1. Фестиваль исследовательских и творческих работ "Портфолио".
Реферат "Путешествие в Страну Загадок, или Как стать настоящим загадочником"
Автор Лисиченко Валерия, ученица 6 класса, ТМОУ "ДСОШ 3", г. Дудинка
Руководитель: Басова Т.В. Диплом, диск, сборник тезисов.
2. XX ВСероссийская конференция обучающихся "Юность, Наука,Культура -2006".
Реферат "Школьный жаргон"
Авторы:Зорина Зоряна, Ямковая Светлана, ученицы 10 класса ТМОУ"ДСОШ 3", г. Дудинка
Руководитель: Басова Т.В.
Диплом, тезисы докладов.
Реферат "Путешествие в Страну Загадок, или Как стать настоящим загадочником"
Руководитель: Басова Т.В.
Диплом, тезисы докладов.
3. Таймырский интеллектуально - творческий фестиваль - конкурс. Муниципальная научно - практическая конференция "Золотое
перо". I место, номинация "Русский язык"
Зорина Зоряна, Ямковая Светлана, ученицы 10 класса, ТМОУ "ДСОШ 3", г. Дудинки
Реферат "Школьный жаргон"
Руководитель Басова Т.В.
4. Международный конкурс "Добро - без границ"
Реферат "Путешествие в Страну Загадок, или как стать настоящим загадочником"
Автор: Лисиченко Валерия, ученица 6 класс, ТМОУ "ДСОШ 3" г. Дудинки
Руководитель: Басова Т.В.
5. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"-2006.
Педагогический опыт на основе применения технологии ТРИЗ
"У дисграфиков есть право выбора", "Логоритмика в школе".
Автор: Басова Т.В., учитель - логопед ТМОУ "ДСОШ 3" г. Дудинка.
Диплом, диск, тезисы.
6. Ежегодный конкурс "Учитель - учителю", номинация "Портфель учителя".
Творческая работа "Нетрадиционные уроки в начальной школе"
(с применениемэлементов ТРИЗ и РТВ).
Автор: Басова Т.В. Благодарность.
2006 - 2007 г.г.
1. "Смотр педагогического мастерства. Открытый урок - 2006/2007"
в рамках национального проекта "Образование".
Разработка мультимедийных методических пособий на СД
-"медиатека педагогического опыта Басовой Т.В. Логоритмика "Хвойные деревья. Агрегатные состояния воды";
-"Медиатека педагогического опыта Басовой Т.В. Урок здоровья.
Почетный диплом "Лучшие учителя", серификат на авторские права мультимедийного
диска с записью творческих уроков.
2. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".
Реферат "Рациональное питание школьников" .
Автор: Накипелова Владислава, ученица 5 класса, ТМОУ "ДСОШ 3", г. Дудинки.
Руководитель: Басова Т.В.
Диплом,диск, тезисы.
3. Таймырский интеллектуально - творческий фестиваль - конкурс. научно - практическая
конференция "Золотое перо"- 2007.
Реферат "Нетрадиционные подходы к усилению выразительности речи". II место.
Авторы:Зорина Зоряна, Ямковая Светлана, ученицы 11 класс, ТМОУ "ДСОШ 3" г.Дудинки
Руководитель: Басова Т.В.
***
Часть 5
Попко (Капустина) Евгения Алиевна член ООО "Триз-Норильск"
- дети выступали на Празднике Языка, проходившем впервые в нашем городе в картинной галереи в 2005 году,
- дети участвовали и получили дипломы московского фестиваля исследовательских и творческих работ "Портфолио" 2005 году в номинации "Литературное творчество",
- с 2002 года они - участники Международного конкурса МА ТРИЗ среди школьников и студентов, благодаря их активному участию, в конкурс включены задачи для дошкольников, за три года дети награждены дипломами этого конкурса, а в 2004 г. и в 2005 г. - Дипломами первой степени,
В 2002 - 2005 г.г. Попко Е.А. награждена благодарностями МА ТРИЗ за организацию и проведение Международных ТРИЗ - конкурсов для школьников и студентов.
- с 2004 по 2006 год - руководитель интеллектуального центра дошкольного учреждения № 73, работающего по проекту "Думаем, изобретаем, открываем мир"
разработанный Попко Е.А. материал для преподавателей колледжа был отмечен грамотой директора Филиала ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Норильске (2005 г.).
Публикации:
"Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ", - Челябинск, 4,5,7,8, 9 международной научно-практической конференции 2001 г.,2002 г.2004, 2005 г. ("Использование технологии ТРИЗ как основы реализации Программы развития дошкольного образовательного учреждения" "Динамика использования элементов ТРИЗ в развитии мышления детей с 3-х до 7 лет", "Четыре проблемы при обучении дошкольников ТРИЗ", "Только личность воспитывает личность", "Исследовательская деятельность в обучении детей с использованием Теории решения изобретательских задач"; "Использование технологии творчества в обучении дошкольников"; "Организация инновационного процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе Теории решения изобретательских задач"; "ТРИЗ как основа инновационной деятельности ДОУ");
"Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ",- Петрозаводск, - 2000, 2003г, 2005 г.г.("Динамика использования элементов ТРИЗ в развитии мышления детей с 3-х до 6 лет", "Исследовательская деятельность в образовательном процессе по изучению ТРИЗ с 3 до 7 лет", "Развитие умственных способностей дошкольников методами Теории решения изобретательских задач - ТРИЗ и Развития творческого воображения - РТВ, или дошкольная ТРИЗ достигла своего совершеннолетия", "Использование технологии ТРИЗ как основы реализации Программы развития дошкольного образовательного учреждения");
"Проблемы развития и обучения детей от младенчества до школы. Современные авторские методики, пособия и развивающие игры", - Москва, 2004 ("Развитие умственных способностей методами ТРИЗ и РТВ");
в материалах Фестивалей Москвы "Открытый урок" ("Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ и РТВ" -2005 г., "Использование методов ТРИЗ и РТВ на занятиях с дошкольниками" - 2006 г.);
в журнале "Дети, техника, творчество" № 6 (34), 2005 г.("ТРИЗ - для дошкольников");
в книге "Планета культуры - Норильск" - М.: ООО "Поли МЕдиа", 2006 г. ("ТРИЗ в образовании Норильска")
2002 - 2006 - студентка Филиала ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Норильске, выполнены курсовые работы по теме "Этапы развития воображения детей дошкольного возраста", "Развитие творческих способностей методами ТРИЗ и РТВ", ВКР по теме: "Теория решения изобретательских задач как основа инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
2005 - дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе "Психологические основы дошкольного воспитания", выпускная работа по теме "Диагностическое исследование уровня развития воображения дошкольников и актуальность такого исследования";
2006 - дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе "Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам", выпускная работа по теме "Разработка и планирование управленческих мероприятий, ориентированных на результат с использованием ТРИЗ как инновационной деятельности";
2007 - дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по образовательной программе "Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении", выпускная работа по теме "Разработка технологии физического воспитания с использованием методов ТРИЗ и РТВ".
|