Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 3`92 2`90    Опыт применения оператора РВС, или "Вам дана одна секунда"

Опыт применения оператора РВС, или "Вам дана одна секунда"

Г.И.Иванов

Ангарск

Создание новых идей - операция, доступная всем и довольно несложная: достаточно знать, в каких концентрациях мешать очевидное и невозможное.

Пит Хэйн

Всматривайтесь в привычное - и увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое,
Всматривайтесь в малое - и увидите великое,
Всматривайтесь в простое - и увидите сложное.

Из японской поэзии

Наш мозг рационален. Он не допускает бесхозяйственного расходования своей энергии. Однажды разрешив задачу и выработав программу действий, мозг работает по ней и дальше, выдавая при необходимости только корректирующие сигналы. Такой метод работы освобождает мозг от излишней нагрузки, дает ему возможность заниматься другими проблемами. Встретив похожую задачу, мы уже не анализируем ее полностью, а стараемся воспользоваться имеющейся программой действий. Но этот же механизм "подталкивает" нас на уже пройденные пути, не давая возможности прийти к оригинальным решениям. Нужно научиться хотя бы на время заглушать вредную в изобретательстве инерцию мышления.

В настоящей работе описаны примеры использования оператора "Размер-Время-Стоимость" (РВС).

Оператор РВС включает в себя следующие мысленные операции:

- увеличивать размеры исследуемого объекта до бесконечности;

- уменьшать размеры объекта до нуля;

- увеличивать время действия на объект до бесконечности;

- уменьшать время действия на объект до нуля;

- увеличивать стоимость объекта до бесконечности;

- уменьшать стоимость объекта до нуля.

Изменение нужно доводить до самых крайних пределов, раскачивая воображение и вырывая его из пут инерции мышления.

Рассмотрим реальную производственную задачу.

В трубе длиной в 200 метров со многими поворотами, уложенной под полом цеха, нужно проложить электрический провод. Как быть?

Сейчас делают так: трубу разрезают на короткие участки, пропускают в них по очереди проволоку, которой протягивают провод. Затем отрезки труб свинчивают между собой или сваривают. Это долго, дорого, ненадежно.

Мысленно увеличим существующий диаметр трубы до десяти и более метров. В этом случае проблем нет. Наша труба превратилась в тоннель или метро, и мы можем смело войти или даже въехать туда на автомобиле, протягивая за собой провод. Нельзя ли этот метод применить к трубе диаметром пять - десять сантиметров? Можно попытаться изготовить маленький автомобиль и запустить его в трубу. Конечно, весь провод он не протащит, но заведет в нее хотя бы бечевку. Говорят, что в арсенале электриков есть и такой прием: в трубу запускают мышь, а уж следом за ней пускают кота с привязанной к нему бечевкой (шутка). Теперь будем уменьшать диаметр трубы до диаметра протягиваемого в него провода. Протянуть провод в такую трубу становится невозможным, но вы приходите к мысли, что при изготовлении провод нужно снабжать защитной оболочкой. Действительно, есть такие кабели с гибкой броневой защитой, но они дефицитны.

Рассмотрим временной фактор. Вам дается сто или даже тысяча лет, чтобы уложить провод в существующую трубу. Спешить некуда, и, возможно, вы придете к мысли, чтобы провод сам рос, как кристалл, и входил внутрь трубы медленно, но надежно. Или решите залить в трубу какой-то раствор, из которого медленно испарится влага, а остаток образует электропровод. У нас появилась новая исследовательская задача, которая, возможно, будет решена. А может воспользоваться жидким проводником?

А если времени для прокладки провода в трубу нам отпущено всего одна секунда? Вы мысленно представляете, как провод со страшной скоростью сам влетает в трубу. Как это можно сделать? Берем обычную сигнальную ракету, привязывает ее к тонкому стальному проводку и выстреливаем в трубу. Ракета, пройдя все повороты и изгибы трубы, вылетает из ее противоположного конца и выносит наружу поводок, за которым мы вытягиваем весь электропровод. Эта идея вполне реальна. Именно так летят противотанковые снаряды - ПТУРСы. Запущенные в цель, они тащат за собой провод, по которому подаются управляющие сигналы.

Нам остается проанализировать задачу еще с одной позиции - стоимостной. Стоимость работы по прокладке кабеля приближается к нулю и к бесконечности ...

Теперь попробуем применить оператор РВС к выключателю электрической цепи. Его "болезнь" в том, что при соединении контактов возникает разрушающая их дуга.

Будем менять размеры контактов от нуля до бесконечности. Сначала контакты становятся величиной с пятак, далее превышают размеры книги, газеты, стола - дуга дробится, превращаясь в тысячи маленьких искр. Поверхность повреждается значительно меньше. Этот путь приводит к перерасходу материалов и большим габаритным размерам. Теперь будем уменьшать размеры контактов. Вот контакты становятся с горошину, еще меньше - с тоненькую иголочку, и, наконец, они стали легкой пылинкой. Плотность тока при той же мощности резко возрастает, и сосредоточенная дуга, бушуя между контактами, превращает их в пепел. Уменьшение контактов уменьшает их стойкость, но значительно облегчает всю конструкцию. Маленький контакт - это малая площадь, но большая дуга. Из обоих случаев выбираем только нужные качества: при самом маленьком контакте должна быть исчезающая маленькая дуга, а это значит, что должно очень много маленьких контактов. Как это сделать, пока не будем задумываться. Проанализируем задачу с позиции времени. Контакты размыкаются очень медленно - минуту, две ... десять. Что происходит? Сколько же времени дуга горит между контактами, разрушая их. Еще медленнее размыкаются контакты - год, два ... десять лет. Контакты ржавеют и, превратившись в окись металлов, становятся непроводниками ... При медленном разъеме мы можем поставить самый простой механизм или даже совсем обойтись без него, но при этом контакты полностью выходят из строя. Пусть теперь скорость разъединения контактов возрастает - тысячная доля секунды, миллионная доля, еще быстрее, наконец, достигает скорости света. Контакты за кратчайший отрезок времени действия дуги не разрушаются. В принципе, газовый промежуток между контактами не успевает ионизироваться, и дуга не возникает, но плохо то, что, имея самый маленький контакт, мы не сумеем его перемещать со скоростью света. Объединим положительные моменты. Без какого-либо механизма контакты должны перемещаться со скоростью света.

Следующий шаг - меняем стоимость. Нам не жалко затратить на одно размыкание тысячу или даже миллион рублей. Пусть контакты выходят из строя каждый раз - мы имеем в запасе еще десятки и тысячи таких же контактов. Теперь контакт резко подешевел. Он стал стоить одну копейку, а затем вообще потерял стоимость, превратившись в самый провод, из которого состоит электрическая цепь. Итак, мы должны иметь тысячи контактов, которые ничего не стоят, т.к. уже изготовлены из самого материала провода.

Сгруппируем все выбранные нами признаки контакта. Должны быть тысячи, миллионы маленьких контактов, которые срабатывают со скоростью света и ничего не стоят, т.к. изготовлены из частей самого провода. Мы вышли на самый предельный вариант. Нужно искать эти контакты в материале провода. Что это может быть? Конечно, это молекулы или даже электроны в материале провода. Именно они в максимальной степени удовлетворяют выявленным требованиям. Итак, размыкание цепи (работа контактов) должна происходить на молекулярном уровне под воздействием какого-то быстрого легкоуправляемого поля, например, вспышкой света. При этом контакт, не имея никаких подвижных частей, должен представлять собой просто один участок провода или шины, который мгновенно становится то проводником, то диэлектриком.

Собственно, решения нет, мы только получили новую задачу. Но обратите внимание - задача определилась, и теперь требуются только специальные знания. Для этого случая подошел бы проводник со свойством внутреннего фотоэффекта, подобный известным фотодиодам. Таким образом, оператор РВС не решает задач, но может помочь в получении очень плодотворной идеи.


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 3`92 2`90    Опыт применения оператора РВС, или "Вам дана одна секунда"