Главная    Конференция     Оценка уровня развития креативного мышления
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

Оценка уровня развития креативного мышления

А.Б.Юрасов, к.п.н., РФ, Московский государственный индустриальный университет



Аннотация.

В докладе показаны значение и важность оценки уровня креативности мышления человека. Приведены обоснования шкалирования уровня креативного мышления в соответствии с разработками классиков ТРИЗ. Также показан способ оценки уровня креативности мышления на основе использования заданий, созданных методом «Морфологического ящика».


Сегодня, как никогда, обострилась проблема оценки уровня креативности мышления. Это объясняется в первую очередь тем, что в современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности. И хотя существуют самые разнообразные тестовые задания, ориентированные на измерение уровня развития воображения, ассоциативного и критического мышления они не обеспечивают проверку уровня сформированности креативности.

Нужны критерии, на основании которых можно судить об уровне развития мышления, ориентированного на создание новшеств. Обычно таким критерием является результат выполнения тестового задания, определенного уровня сложности. Естественно, что специфика заданий должна соответствовать возрасту и опыту испытуемых. Так, Г.С. Альтшуллер [1] в свое время предложил оценивать изобретательские решения по шкале, каждое деление которой соответствует сложности исходной постановке задачи. Он предложил пять уровней сложности задачи.

К наиболее легким он отнес задачи, в описании которых даны предельно полные и точные данные. Решение таких задач отыскивается простым перебором известных способов и лежит в пределах первых десяти вариантов. Задачи же второго и следующих уровней сложности связаны с разрешением противоречий, при этом условия таких задач не такие конкретные как в задачах первого уровня. Искомые решения находятся, соответственно, в пределах перебора нескольких десятков вариантов. Для задач второго уровня, нескольких сотен вариантов - третьего, нескольких тысяч - четвертого и неограниченное количество вариантов для пятого уровня сложности.

Яркой демонстрацией истинности этого предположения является результат применения метода морфологического ящика [2] для решения задач. Поиск вариантов решений этим методом состоит в поочередном осуществлении операций расчленения и синтеза. Сначала, в соответствии с правилами, расчленяют исходный объект (система типа устройства или процесс), затем для вычлененных компонентов подбирают альтернативы и ранжируют их определенным образом. Далее осуществляют синтез новых вариантов системы. При этом могут быть получены решения любого уровня сложности.

Если испытуемому предложить найти один вариант решения задачи в ограниченный временной отрезок, а результат сравнить с вариантами, полученными при синтезе решений методом «Морфологического ящика», то можно судить об уровне развития креативного мышления испытуемого.

При создании заданий в тестовой форме для измерения уровня креативного мышления необходимо учитывать следующие требования.

Тестовые задания не должны изменяться от испытания к испытанию, так как их способность измерять может быть получена при многократном их использовании и коррекции. Именно неизменность условия тестового задания является серьезной преградой при разработке тестов креативности. Так, если испытуемому известен алгоритм решения аналогичной задачи, то вместо креативного мышления будет применено обыкновенное вспоминание.

При создании задания необходимо помнить, что оценивается не перестановка слов, а образуемое от нее смысловое значение решения.

Для оценки уровня развития креативного мышления необходимы такие задания, в которых решения исходной задачи содержат все уровни сложности, а также известны все возможные решения эталоны.

Из всего сказанного следует, что создать задание, для выполнении которого гарантированно используется креативное мышление, непросто.

Как было отмечено ранее, в наибольшей степени для разработки таких тестовых заданий подходит метод «Морфологического ящика» [2]. Варианты решений, синтезированные этим методом, обеспечивают охват широкого диапазона по уровню сложности - от первого до пятого. Эти варианты ответов испытуемому не предъявляются. Он сам предлагает свои варианты решения в свободной форме изложения. Сравнение решений, предложенных испытуемым и вариантов, полученных методом МЯ, позволит судить об уровне проявления креативного мышления при решении тестовой задачи.

Рассмотрим более детально процесс выполнения тестового задания и оценку уровня креативности мышления.

Испытуемому предлагается тестовая задача. Он осуществляет поиск варианта решения задачи, при этом время на поиск ограничено. Далее осуществляется интерпретация результатов. Предложенное решение сравнивается с теми, которые получены из «морфологической» матрицы. Сначала определяется смысл решения (компоненты и связи между ними). Затем в морфологической матрице ищется аналогичное решение. В зависимости от уровня сложности решения-аналога в матрице, выставляют значение уровня развития креативного мышления испытуемого.

Чтобы спровоцировать применение испытуемым креативного мышления в тест рекомендуется включать задачи, решение которых требует проявления знаний в различных областях деятельности, отличных от профессиональной.

Для валидности результатов испытуемому предлагается несколько заданий, а оценка уровня креативного мышления получается как среднеарифметическая величина.

Как отмечалось ранее, определенную трудность представляет процесс подготовки тестовых заданий и обработки результатов их выполнения. Автором статьи для этого была применена следующая методика.

Студентам выдавались задания в открытой форме, включающие описание проблемных ситуаций. Они должны были предложить различные варианты их разрешения. Ответы формулировались в произвольной форме. Последующий анализ ответов позволил сгруппировать все решения по смысловому единству. В результате 126 испытуемых, выполняющих одно открытое задание, синтезировали варианты ответов, которые удалось распределить по смысловому значению в 15 групп. Решения, сведенные в морфологическую матрицу позволили определить уровень сложности решений. При этом наблюдалась высокая корреляция между результатами выполнения задания и учебными достижениями при освоении курса функционально-стоимостного анализа с элементами теории решения изобретательских задач (ФСА-ТРИЗ).

К сожалению, данная методика пока не применима в условиях массового тестирования, так как обработка ответов требует значительных затрат времени. В тоже время, индивидуальное тестирование, или тестирование небольших групп из 5-10 испытуемых, не представляет особой трудности.

Практическое использование теста показало хорошую дифференцирующую способность данных заданий, что сказалось в более продуктивной организации учебного процесса.

Литература [к началу]

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2- изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 225 с. - (Наука и технический прогресс).

2. Титов В.В. Морфологический подход . Уч.пособие, ВНИИПИ, 1990.


Главная    Конференция     Оценка уровня развития креативного мышления