Главная    Конференция     ТРИЗ-образование: кейс 2.0
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ: КЕЙС 2.0

Виктор Иванович Тимохов, Россия

Мастер ТРИЗ, ОО «ТРИЗ-профи», г. Москва. Область интересов: ТРИЗ-образование, использование ТРИЗ в решении бизнес-задач.

Предлагается использовать для обучения ТРИЗ известный в мире метод обучения case-study. Проведен краткий анализ кейсов, используемых в бизнес-школах. Предложен вариант кейса - кейс 2.0.

ТРИЗ, обучение, инновации.

Опыт бизнес-школ

Обратимся к мировому опыту послевузовского обучения. Так, известна успешная система обучения в школах бизнеса: МВА (Master of Business Administration). Школы бизнеса позиционируют МВА как элитное обучение: во многих школах проводится жесткий отбор студентов, которые, как правило, уже имеют высшее образование и опыт работы в бизнесе. Такое обучение сегодня стало достаточно массовым: например, только в США ежегодно более 100 тыс. человек заканчивают бизнес-школы. Многие стремятся получить диплом МВА, ведь качество обучения в школах высокое, и выпускники бизнес-школ претендуют на высокую зарплату.

На наш взгляд, основой для проектирования системы обучения инноваторов может стать метод обучения, имеющий более чем столетний опыт использования в практике обучения в бизнес-школах.

Что такое метод кейс-стади?

Одним из факторов успеха бизнес-школ является метод обучения кейс-стади (case-study). Кратко разберемся, что это такое. Метод кейс-стади (обучение методом ситуаций или прецедентов) появился в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.

Цель метода кейс-стади – научить студентов решать сложные проблемы и дать навыки управления бизнесом. «Кейс» - это описание реальной бизнес-ситуации, для которой студенты предлагают свои решения. Обычно кейсы раздаются для изучения заранее. Далее в аудитории группы студентов ищут решения, оформляют и проводят презентации своих решений. Затем в творческой, конкурентной обстановке проводится дискуссия и «разбор полетов». Бизнес-школы выделяют для кейс-стади значительное время. Так, в Уортоне (США) уделяется до 30% учебного времени на разбор кейсов, а в Гарвардской школе бизнеса - 90%. Студент западной бизнес-школы за время обучения прорабатывает сотни кейсов1.

Достоинства и недостатки метода кейс-стади

Достоинства метода кейс-стади очевидны: он позволяет обучаться на реальных проблемных ситуациях (в т.ч. инновационных), получать навыки решения проблем и управления бизнесом. И это дает нам все основания, чтобы и метод кейс-стади, и кейсы использовать для обучения инноваторов. Однако недостатки классического метода кейс-стади не так очевидны и о них практически не пишут. Отметим некоторые из них.

Дороговизна метода

Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. Это хорошо, так как позволяет развивать навыки коллективной работы, обсуждения, умение выступать и отстаивать свои предложения, позволяет завязать личные контакты (которые так полезны бизнесменам). Но такой «коллективизм» дорог – нужно собрать группу в одной аудитории2. А это – затраты на проезд, проживание, обучение (помещение, высокая оплата профессорам, администрации и обслуживающему персоналу, налоги и прибыль университета).

Конечно, не все эти затраты относятся именно к методу кейс-стади (но он ведь занимает значительную часть обучения). Кроме того, обучение длится до двух лет. Не многие могут позволить себе на такое время выйти из коллектива, из бизнеса… Не потому ли сегодня более половины учатся на вечерних отделениях МВА.

Год обучения в бизнес-школе стоит 30-100 тыс. долларов. В общем, такое образование стоит слишком дорого (как по финансам, так и по затратам времени) и для жителей развитых и, особенно для развивающихся стран.

Отсутствие инструментальных методов решения проблем

В классическом методе кейс-стади, как правило, ставится акцент на исходной проблеме и далее - на предлагаемых студентами решениях. А вот методам постановки задачи и поиска решений уделяется немного времени. Правда, используются мозговой штурм (BrainStorming), в том числе конференция идей и другие его разновидности, а также модели типа «бостонской матрицы», SWOT-анализа…

Но эти методы анализа и решения задач малоэффективны. Отсутствие в кейс-стади инструментальных методик «затушевывается» коллективным методом обсуждения, презентациями и конкурентной дискуссией студентов. Создается иллюзия высокой «творческости» метода кейс-стади (по-сути, это завуалированный устаревший метод «проб и ошибок», малоэффективный при решении серьезных творческих задач). Причем у преподавателей и студентов зреет уверенность, что с помощью типовых решений можно решить многие проблемы. Но бизнес-реальность не вписывается в прокрустово ложе шаблонов вчерашнего дня. Ведь выпускники будут работать в быстроменяющемся настоящем и в малопрогнозируемом будущем.

Важно: этот метод не позволяет в полной мере готовить предпринимателей и инноваторов, а лишь – наемных управленцев-менеджеров (исключение типа бизнес-школы INSEAD, Франция лишь подтверждает это правило)… Как правило, выпускники бизнес-школ работают в среднем звене корпораций. Причем среди крупных топ-менеджеров выпускников престижных бизнес-школ немного. Так, исследование Business Week в 2004 году по пятисот самым высокооплачиваемым управленцам компаний из индекса Standard&Poors’s показало, что только 146 из 500 руководителей имеют степень МВА. В параллельном исследовании университета Пейс (США) показано, что гендиректоры с престижным МВА работали ничуть не эффективнее управленцев с менее престижным образованием3.

* * *

Вот в этих недостатках кейс-стади – тупик, еще не совсем ощущаемый апологетами метода. Хотя кейс-стади и является сегодня мировым стандартом бизнес-образования, этот метод уже не отвечает вызовам времени. Вкупе с динамизацией мира, с развитием интернет-технологий, появлением новых бизнес-моделей очевидно, что жизненный цикл этой обучающей системы завершается.

Где же выход?

В серьезной реорганизации метода кейс-стади. Или - в построении принципиально новой системы. Начнем с кейсов.

Новая версия кейсов

В Силиконовой долине (США) сегодня модно понятие - «Web 2.0». Версия 2.0 – так обозначают новую версию софтверного продукта, в которую внесены принципиальные изменения. По аналогии зададим вопрос: не назрел ли переход от «Кейса 1.0» (классического варианта кейса в бизнес-школах) к «Кейсу 2.0»? И каким должен быть «Кейс 2.0»?

«Кейс 2.0» – что это такое?

Сформулируем требования к «Кейсам 2.0», как к кирпичикам новой системы – с учетом достоинств и ТРИЗ (метода решения проблем), и кейс-стади (метода обучения). Вот требования к новым кейсам:

1. Инновационная тематика.

2. Обучение навыкам решения проблем.

3. Индивидуальность процесса изучения кейса.

4. Встраиваемость в систему дистанционного обучения.

В идеале кейсы 2.0 (и использование их при обучении) должны быть недорогими и должны позволять получить навыки эффективного решения творческих проблем.

Есть одно существенное обстоятельство: большинство покупателей типовых кейсов на Западе – преподаватели. Специалисты «обучающего профиля», которые покупают кейсы, например, в Гарварде, для использования в собственной педагогической практике.

Напротив, «Кейс 2.0» предназначен, в первую очередь, для практиков: инженеров, инноваторов, бизнесменов, предпринимателей.

Инновационная тематика

Мировая тенденция – растет потребность бизнеса в постоянных инновациях. А кейсов, для обучения инноваторов практически нет. Для подготовки менеджеров -  есть, а инноваторов – нет.

Обучение инноваторов - это совершенно другая (в отличие от подготовки менеджеров) игра: с другими правилами, навыками и другим обучающим содержанием. Для «Кейсов 2.0» необходимо использовать реальные инновационные задачи, а не сделанные «задним числом» на основе патентов или книг. И написанные теми, кто сам занимался проблемой и внедрял решения. Это позволит показать в кейсе реальный процесс решения задачи «в полевых условиях» - без натягивания «на правильную методику», работающую только в лабораторных условиях. Причем здесь рассматривается весь «технологический процесс»: от проблемы и постановки задач до поиска и оценки решений и далее – до внедрения полученных решений.

Отметим еще раз: в мире (в том числе, и в бизнес-школах) практически отсутствуют кейсы с подробным описанием технологий решения инновационных (изобретательских) задач.

Обучение навыкам решения проблем

100 лет назад в сельском хозяйстве США работало более половины всех работников, сегодня -  3%. Такая же тенденция среди работающих в промышленности. Прибыль перемещается в сферу торговли информацией. Так, по одному прогнозу «выпускник американской бизнес-школы 2000 года сменит за свою профессиональную карьеру 12 компаний, в то время как его коллега из выпуска 1970 года сменил только 3»4.

Сегодня получить знания не - проблема, их можно бесплатно «нагуглить», а доставка почти ничего не стоит. Но сколько ненужной информации выдают поисковые машины в Интернете? Вспомните о спамерских письмах. А сколько лишней и неверной информации существует в информационных потоках вашей фирмы?

Спасение не только в алгоритмах переработки информации, но и в новых подходах к обучению. Чтобы обучаемый мог действовать в изменяющемся мире, он должен не только запомнить факты (или типовые решения), но и уметь заранее выявлять проблемы и эффективно их решать.

Для решения творческих задач необходимо:

  • заранее выявлять проблемы и искать новые возможности для развития;
  • уметь ставить задачи, то есть превращать расплывчатую проблему в задачи;
  • видеть и выявлять противоречия, выстраивать причинно-следственные и системные связи;
  • видеть скрытые ресурсы систем, иметь настрой на достижение максимального результата при минимальных затратах;
  • анализировать, отбирать решения и видеть последствия предлагаемых решений;
  • не бояться встречи с проблемами, противоречиями, нетривиальными идеями и сопротивлением при внедрении решений;
  • уметь быстро входить в новую предметную область и быстро учиться…

Сегодня в бизнес-школах не используются кейсы на основе ТРИЗ. И мы этот пробел можем восполнить.

Индивидуальный процесс изучения кейса

Творческий процесс - дело непростое. Особенно при встрече со сложной проблемой, когда нужно решить цепочку взаимосвязанных задач. Командное решение проблемы (как в классическом методе кейс-стади) приводит к сумбурным действиям решателей и часто уводит в сторону от эффективного решения. В то же время индивидуальная работа решателя, вооруженного инструментальными методами, позволяет методично, задача за задачей, решить сложную проблему. Мы не отрицаем коллективный способ решения проблем. Но отметим: индивидуальный подход к проблеме и индивидуальное обучение методам решения проблем имеют свои достоинства.

В то же время «индивидуализация» кейсов требует решить проблему мотивации студентов в качественном обучении (в типовом кейс-стади мотивация обеспечивается в группе - конкурентной и эмоциональной средой).

Во-первых, в «Кейсе 2.0» проблема мотивации обучаемого решается за счет увлекательности исходной проблемы. Во-вторых, наличием интриги при описании взаимоотношений с заказчиком, при поиске и внедрении идей. Ведь решение сложной реальной проблемы сродни чтению захватывающего детектива, а это часто стимулирует пользователя к самостоятельному поиску идей. В-третьих, красота и эффективность найденных решений. «Красота идей – страшная сила».

И наконец, мотивация пользователя поддерживается наличием добротного «методического интерфейса». В чем это выражается? Поясним это на сравнении. В классическом кейс-стади существуют понятия «Case» (описание реальной проблемы) и «Guide» (методичка). Мы их объединили на одном «носителе». «Кейс 2.0» в нашем понимании – это, скорее, «Case-Guide», в котором объединена и постановка проблемы, и методика ее решения. Также, в «Кейсе 2.0» уделяется особое внимание внедрению решений.

Мы даем только те теоретические знания, которые нужны при решении данной проблемы и только в «нужных местах» кейса. Это не перегружает учебный процесс. А с изобретательскими методиками можно познакомиться в методических материалах (Guide).

Также в «Кейсе 2.0» полностью показан весь творческий процесс, со всеми креативными зигзагами и применяемыми методиками, четким обоснованием шагов решателя. Обосновывается, почему применяются те или иные изобретательские инструменты, как получены идеи, какие решения принимаются для внедрения и почему. Также пользователю понятно, в каком месте «решательного процесса» он находится - за счет «карт решения», рисунков, схем и методических пояснений. И это позволяет нам наилучшим образом донести инновационные методики до читателя.

Кроме того, пользователь имеет «пространство» для самостоятельного анализа и продумывания проблемы, поиска идей. Для этого предусмотрена смена ритма работы: от «наблюдения со стороны» к попытке самому найти решения и дальше посмотреть, «а как это сделали авторы».

Дистанционный процесс изучения кейса

Конечно же, только «индивидуальностью сыт не будешь». Обучаемому нужна возможность обсудить проблемы, идеи и методики с коллегами, преподавателями. Но в наше время это не проблема: индивидуальные кейсы могут быть представлены и в электронном виде и включены в дистанционные курсы. Причем сегодняшние возможности для коллективного интернет-взаимодействия позволяют обеспечить студентам и лучшее усвоение материала, и получение навыков групповой работы.

В общем, индивидуализация кейсов и дистантный формат позволят без потери качества обучения снизить затраты на получение знаний и навыков, как минимум, на порядок (по сравнению с обучением в школах MBA).

По сути, о «Кейсе 2.0» можно сказать, что это «учебник одной задачи». Сравнение параметров классического кейса и «Кейса 2.0» см. в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение вариантов кейсов
Параметр Кейс 1.0 (классический) Кейс 2.0
Тематика Решение различных проблем (часто типовых) Решение инновационных (изобретательских) проблем
Пользователь Профессорский состав, конечные пользователи Конечные пользователи: бизнес-инноваторы, инженеры-инноваторы; профессорский состав
Формат изучения и работы с кейсом Коллективный, индивидуально-коллективный Индивидуальный, индивидуально-коллективный
Стоимость высокая низкая
Методика Кейс отдельно, методичка отдельно Кейс и методичка на одном «носителе» + развернутая методичка отдельно
     

Индустриализация творчества

История показывает, что страны-лидеры достигшие успеха, уделяли большое внимание созданию новых систем обучения. Вот один пример.

В истории развития мировых стран-лидеров за последние триста лет (Голландия-Англия-США-....?) видна постоянная смена лидеров. Так, мировое лидерство примерно с 1700 по 1785 годы удерживала Голландия. Примерно с 1785 по 1890 годы – лидировала Англия. С конца 1890 года до текущего времени лидерство удерживает США. Страны, занявшие высокое положение, уделяли большое внимание системе образования как в средней, так и в высшей школе. Например, образовательная система в Англии была элитарной, ориентированной на частные школы и университеты, в которых обучались самые одаренные и богатые. Так, в 1913 году в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии 60 тыс. В США уже тогда образование рассматривалось как неотъемлемое право каждого гражданина и как способ вырваться из нищеты. Германия и США перешли к массовой системе образования, а Англия все еще держалась за свою элитную классическую модель. Конечно, это была не единственная, но существенная, причина потери Англией лидирующих позиций5.

Сегодня для серьезного развития нужна послевузовская подготовка изобретательных, инновационных и самообучаемых людей, умеющих самостоятельно принимать решения. Так, по словам генерального директора «Циско системс»(Cisco Systems) Джона Чемберса, «нженер мирового класса с пятью коллегами может сделать больше,чем 200 рядовых инженеров».

Именно наш подход позволит «индустриализировать и демократизировать творчество» и готовить в массовом «фабричном» порядке инноваторов мирового класса. А от инновационности экономики сегодня зависит благополучие любой страны.

* * *

В этой статье мы лишь коснулись одного из элементов системы обучения инноваторов – «Кейс» 2.0. Но возникает закономерный вопрос, а что такое «Кейс-стади 2.0»? И каким должна быть новая версия метода кейс-стади?

Но это уже другая история.

См. также:

Тимохов В.И. Кейс: средство массового обучения ТРИЗ/ Труды Международной конференции «Три поколения ТРИЗ» и Саммита разработчиков ТРИЗ. СПб: РОО «ТРИЗ-Петербург», 2006. с.91-96.


1 Кейсы используются не только для обучения бизнесменов, но и для подготовки дипломатов и других специалистов. Так, в библиотеке Гарварда имеется несколько сотен кейсов по внешней политике. В Школе дипслужбы Джортаунского университета – около 500 кейсов. Среди них: «Из России в Калининград – транзит через Литву», «Английский пациент – Августо Пиночет и международное право», «Туман войны – бомбардировки НАТО китайского правительства в Белграде»… («Мастерство иностранных дел», журнал «Smartmoney», 2006, № 20). [вернуться]
2 В университетах на одного человека приходится от 5 до 100 кв. м. зданий, в зависимости от престижности университета и эффективности его менеджмента. [вернуться]
3 Лавелль Луи. Мифы и реальность МВА. Журнал BusinessWeek Россия, 27 марта 2006. [вернуться]
4 Шекшня Станислав. Kak eto skazat" po-rysski? М., 2003. С. 25 [вернуться]
5 Грейсон Дж. Младший, О`Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. С. 72-86. [вернуться]

Главная    Конференция     ТРИЗ-образование: кейс 2.0