Главная    Академия     Функции модели мира

Размещено на сайте 13.11.2007.



Рада Михайловна Грановская
Рада Михайловна Грановская
доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (факультет повышения квалификации), академик Международной балтийской педагогической академии. Окончила Ленинградский электротехнический институт и Ленинградский государственный университет (кафедра физиологии).

В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном университете (факультет психологии) и в 1972 г. — докторскую диссертацию в ЛГУ. Основные публикации: «Восприятие и модели памяти» (1974), «Восприятие и признаки формы» (1981), «Элементы практической психологии» (1984, 1988, 1997, 2003), «Perception of form and form of perception» (NY., London, 1987),«Психология в примерах» (СПб.: Речь, 2002), «Психология веры» (СПб.: Речь, 2004). В соавторстве: «Узнавание и запоминание фигур» (1974), «Интуиция и искусственный интеллект» (1991), «Творчество и преодоление стереотипов» (1995), «Защита личности — психологические аспекты» (1999), «Психологическая защита у детей» (СПб.: Речь, 2006).

ФУНКЦИИ МОДЕЛИ МИРА

Рада Михайловна Грановская

Из книги "Психологическая защита", Санкт-Петербург 2007, Р.М. Грановская

Слова и понятия так же относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет. Мы живем по воспринимаемой «карте», которая никогда не есть сама реальность.

К. Роджерс


Психика как система управления поведением человека содержит виртуальный образ окружающей среды — Модель Мира. Эта модель формируется на основе информации, поступающей как извне (из внешнего контекста), так и из собственного опыта (из внутреннего контекста). Она вбирает в себя и интегрирует все следствия приспособления личности к требованиям окружающей среды при ее взаимодействии с внешним миром и результаты процесса социализации под влиянием культуры общества. Информационные образования Модели Мира функционируют по особым законам, не всегда соответствующим известным нам законам внешней среды, однако этот виртуальный мир в жизни человека играет фундаментальную роль, определяя качество жизни [157, с. 180—181].

Модель Мира — целостное отражение окружающей человека среды. Она направляет, организует (ограничивает) восприятие и формирует комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе. Ее целостность позволяет человеку воспринимать предметы, объекты и события среды не как независимые изолированные единицы, а как части значимого целого, целого, которое уже не является простой суммой его составляющих. За счет своей целостности Модель Мира позволяет понимать мир, интегрируя внутри нее представления о событиях, разделенных во внешнем пространстве и времени, но объективно связанных между собой [2, с. 156]. Именно в Модели Мира берут свое начало гипотезы, которые человек выдвигает, предвидя какое-то событие и планируя свое поведение. Как представление об окружающем мире и месте человека в нем Модель Мира составляет центральную часть психической жизни индивидуума. Синтезируя личный опыт и исторические традиции среды, Модель Мира интегрирует человека как личность и служит ему универсальным персональным компьютером, незаменимым при решении всех жизненных задач. Обращаясь к ней, он может определить, где находится в настоящее время, предвосхитить развитие событий и подготовиться действовать адекватно ситуации. В этом смысле Модель Мира можно рассматривать и как внутренний полигон, где отрабатываются проблемные ситуации, и как навигатор дальнейшего поведения.

В процессе накопления опыта человек воспринимает нечто в реальной внешней среде. Но что именно? От чего зависит содержание восприятия конкретного человека? Прежде всего, от возраста и развития. Кроме того, оно зависит от эпохи, от парадигм исторического периода его жизни, которые также законсервированы в Модели Мира. Подобная двойная обусловленность восприятия позволяет понять, почему люди, объективно живущие в одном мире и в одну эпоху, действуют так, как будто живут в различных. Такие отличия — следствие того, что психика каждого человека, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, вырывает из единого континуума мира свою часть, образуя различные субъективные миры. Эти субъективные миры, в свою очередь, обусловливают обратную связь, благодаря которой проживание в разных мирах формирует различные Модели Мира, определяющие дальнейшие поступки.

Субъективный мир человека направляет его поступки не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под давлением субъективного представления о ситуации, которое учитывает личную ценность события. При восприятии ощущение говорит нам, что нечто реально существует, а чувство — о том, какова ценность этой вещи лично для нас. Именно ценности, включаясь в Модель Мира, в дальнейшем определяют избирательность восприятия. Под ее руководством человек накапливает опыт не пассивно, а активно. В дальнейшем избирательность все в большей мере управляется ранее усвоенными ценностями, что и позволяет все легче воспринять нечто знакомое — в отличие от чего-то нового, поскольку усвоение нового требует больших усилий. Возникающая экономия сил определяет готовность человека легко, без внутреннего протеста воспринимать то, что хоть в какой-то степени уже организовано по законам его Модели Мира. То есть, повторимся, поступки человека определяет скорее Модель Мира, нежели сама действительность.

Возникающие под влиянием накопленных ценностей схемы восприятия и переработки информации Модели Мира становятся все более инерционными и даже в некотором смысле агрессивными к тому, что им не соответствует. Недаром термин «правильно» относят обычно к хорошо знакомому, а незнакомое именуют абсурдным. (Интересно, что по-латыни само слово «абсурд» означает «полностью глухой». Так что, если человек считает нечто абсурдным, он просто к этому полностью глух.) Что может вернуть человека к адекватному восприятию? Сомнения. Они тормозят агрессию, но еще не обеспечивают критическую переоценку ситуации и ее иное восприятие. И только при появлении новых обстоятельств, усиливающих сомнение, убеждение в абсурдности нового сменяется уверенностью в том, что в новых фактах есть нечто правильное и полезное. Тогда человек полностью «разувает» уши и воспринимает. Процесс усвоения новаций упрощен, когда новые представления появляются в социальной среде. В этом случае их вес суммируется с личными колебаниями и новое легче включается в Модель Мира. Известно, что до тех пор, пока в культуре не появились такие понятия, как «атом», «вирус» или «ДНК», соответствующие этим понятиям свойства действительности не могли оказывать влияния на поступки людей.

В связи с инерционностью объективность восприятия относительна, так как под влиянием Модели Мира она имеет тенденцию направляться вспоминанием предыдущих восприятий. Когда ситуация человеку непонятна и активное руководство будущими поступками становится невозможным, человек пугается, ему даже может показаться, что весь прошлый опыт ненадежен. В этот момент любой существенный шаг, ведущий за границы привычного, требует от человека решимости. Ведь он чувствует себя как на топком болоте. Хочется отступить или продвигаться осторожно, не разрушая накопленных представлений, на каждом шаге опираться на фундамент старых знаний. Можно сказать, что, предоставляя человеку определенную степень предвидения событий и позволяя планировать свою деятельность, Модель Мира способна выполнять эти функции до определенного порога. За границами известного и привычного она становится несостоятельной, и тогда возникает ощущение страха и беспомощности. Это следствие нарушения способности Модели Мира синтезировать и усваивать существенно новую информацию.

Закон экономии усилий приводит к тому, что вне допустимых границ основная функция Модели Мира сводится к подтверждению верности ранее накопленных схем. Поэтому в ситуации неопределенности причины новых явлений трактуются в пользу известного. В результате информация усекается, и воспринимаемый мир упрощается в ущерб точности отражения. Однако этот упрощенный вариант имеет и положительный смысл: поскольку в этом случае человек хоть частично, но информирован о том, с чем может столкнуться, то он сохраняет возможность целенаправленно планировать свою деятельность. Вместе с тем важно подчеркнуть, что, поскольку сформированные критерии выступают как фильтр, пропуская только нечто соответствующее перечню категорий, включенных в Модель Мира, то поступающие сигналы усекаются или искажаются до узнаваемости.

Из сказанного понятно, что новые сведения не всегда побуждают к дополнению и преобразованию Модели Мира. Ключевую роль в этом процессе играет мера совместимости нового опыта с уже существующим на данный момент. Эта мера определяется инерцией Модели Мира, которая обнаруживает тенденцию к стабилизации состояний, накопившихся в предыдущие периоды развития. С годами человек оказывается все менее готов расставаться не только с прошлыми представлениями о внешнем мире, но и со своим образом, позволяющим ему уважать себя. Живя в соответствии со своими схемами, он может ориентироваться в ситуациях, а при их радикальном изменении теряет эту ориентировку, успешность действий и, как следствие, уважение к себе — и ощущает опасность разрушения своего внутреннего мира.

Поскольку стабильность Модели Мира — условие устойчивости психики, то происходит все большее игнорирование тех частей поля восприятия, которые в эту систему не вписываются. Так и получается, что если нет особых обстоятельств, заставляющих преодолеть старые нормы, то всякий новый вводимый в систему элемент ведет к усечению определенной области восприятия до рамок с заранее обусловленным содержанием. Ведь чем проще мир — тем легче в нем ориентироваться и тем более безопасным он представляется. Можно сказать, что каждый следующий шаг формирования Модели Мира делает ее все более инерционной и тем самым обедняет переживание и ограничивает опыт. Поэтому зрелые люди нормально себя чувствуют и успешно функционируют лишь в ареале близких миров. Выход из этого ареала, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются специальные усилия и особо побуждающие ситуации. С годами нарастающая инерционность все больше обусловлена необходимостью сбережения энергии, так как чем сложнее Модель Мира, тем больше энергии требует как ее поддержание, так и ее изменение. И то и другое связано с дополнительными энергетическими затратами, которым организм противится всеми доступными силами. Такое сопротивление может приводить к разрушению психического здоровья и даже к соматическим заболеваниям.

Действительно, обнаружено, что, когда человек часто сталкивается с чем-то непредсказуемым и потому пугающим, у него накапливается состояние хронической тревоги. Если воспринимаемое невозможно ассимилировать без усиливающегося внутреннего беспокойства, то автоматически включается охрана Модели Мира — психологическая защита, которая преобразует тревожащую информацию — отодвигает, прячет, позволяет видеть картину лишь частично или вообще отключает процессы восприятия, — после чего эта исходно тревожная информация уже не может причинить беспокойства [17, с. 394]. Самое радикальное — игнорировать причины, требующие изменения Модели Мира выше порога ее устойчивости (отрицание). Если отрицание невозможно, то следует потратить некоторое количество энергии и достроить наше представление так, чтобы включить в него новый подход с минимальными потерями для всей остальной конструкции Модели Мира. В этом случае ранее полностью блокированный (подавленный) опыт может быть вызван из глубин памяти и пережит еще раз, частично правильно, в связи с проведенной переоценкой воспоминаний в желательном ключе (рационализацией). Нужно отметить, что разные формы психологической защиты требуют различного объема энергетических затрат.

Мы уже упоминали, что, когда человек расценивает нечто как новое и неожиданное, он становится по отношению к нему слепым и глухим, приходя к заключению, что это нечто неприемлемое (отрицание, подавление). В этом случае то, что выпадает из привычного контекста и не имеет возможности встроиться в наличную Модель Мира, пропускается мимо ушей, мимо глаз и забывается. Приоткрыть глаза и уши человеку помогают сомнения (может быть, это нечто — не совершенно новое или не совсем неприемлемое?). Некая доля неопределенности снижает тормозящую агрессию схем Модели Мира, частично или полностью пропуская новую информацию к переработке («Ладно, надо посмотреть»). Однако это «попустительство» еще не предполагает перестраивания старых схем (вытеснение, рационализация). И только при возникновении новых обстоятельств, усиливающих или преодолевающих сомнение, включается критический анализ, и убеждение в абсурдности нового сменяется уверенностью в том, что в этих фактах есть нечто настолько правильное, что требует некоторой коррекции схем (отчуждение, сублимация) или полной их перестройки (катарсис). Вот тогда человек становится способным полностью открыть глаза и уши и воспринять новое.

Чем определяется устойчивость Модели Мира? Она связана с личной переносимостью страха и определяет для каждого личный порог терпимости к неопределенности, за которым нарастают тревога, растерянность и беспомощность. Чувство тревоги связано с подозрением, что если допустить новое в мир, то он уже не будет прежним, в нем станет невозможно ориентироваться, трудно к нему приспосабливаться. Это чувство тревоги подобно переживанию, когда заглядываешь в пропасть. Именно для сглаживания травмирующих ситуаций, порождающих страх и тревогу, защита провоцирует интерпретацию новых ситуаций как части, или как грани ранее известного, или как следствия уже знакомой закономерности, трактованной на новый лад. Все это приводит к частичному восприятию, только с приемлемой или знакомой стороны.

В результате под воздействием психологической защиты информация усекается, воспринимаемый мир упрощается в ущерб точности отражения. Не только часть информации утрачивается, но и та, что сохраняется, претерпевает изменения, поскольку отсутствующие после усекновения компоненты заменяются достроенными так, чтобы сохранялись целостность и внутренняя непротиворечивость Модели Мира. В результате человек не столько мыслит о воспринимаемом, сколько воспринимает мыслимое. Зачем все это? Затем, что упрощенный и искаженный вариант позволяет человеку не нарушая душевного равновесия, продолжать планировать свою деятельность, обеспечивая ему определенную степень предвидения. Только при «обвале» радикально новой информации может наступить слом Модели Мира и дезинтеграция личности, связанная с потерей управляющей роли высшего уровня психики в регуляции деятельности.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Академия     Функции модели мира