Главная    Академия     Некоторые психологические ошибки стратегии предъявления изобретения.

Размещено на сайте 25.12.2007.

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

Р.М.Грановская.



Думать, что открыл важный факт, томиться
лихорадочной жаждой возвестить о нем
научному сообществу и
заинтересованным
потребителям, при этом сдерживая себя годами,
бороться с самим собой,
стараясь разрушить собственные заключения и
не объявлять об сделанном, пока не исчерпал
всех противоположных гипотез – да это
тяжелая задача.

Луи Пастер

В этой заметке мы будем исходить из того, что в недрах некой фирмы, ее сотрудник получил существенно новый результат или сделал изобретение. Поскольку он не одиночка, а работает в фирме, то она и несет ответственность за стратегию обнародования результатов и оптимальность внедрения. В этом случае и для автора и для фирмы возникает задача как можно удачнее этот результат представить и эффективно его реализовать на внутреннем и на внешнем рынке. Сложность ситуации в том, что, как правило, представления о том, как это надо делать, у автора и у руководства могут радикально различаться.

Нередко руководство настаивает на том, что прежде чем выводить продукт на внешний рынок полезно, если возможно, доработать и оценить результаты внутри фирмы. Тем более что удачное внедрение новшества, да еще если автор член коллектива, благоприятно влияет на психологический климат. Как известно, главный ресурс фирмы - ее персонал и поэтому сохранение у сотрудников стремления к новациям, является одной из забот руководства.

Такое положение требует от руководства особых умений для преодоления инерционности своих сотрудников. С одной стороны, большинству работников (вне группы изобретателей данного новшества) всегда кажется, что его внедрение, таит в себе опасность необходимости дополнительных усилий или угрозу возникновения непригодности старых приемов и методов. Только привыкнув к нему, они начинают удивляться, как обходились без этого раньше. С другой стороны, если в организации долго не случается нововведений, то резко падает ее мобильность, и она теряет способность выдерживать конкуренцию, т.к. падает квалификация ее персонала. Сотрудники слишком приспособлены к прошлым стратегиям и технологиям. Кстати, в этом одна из причин преимуществ новых фирм, не имеющих такого наследства. Вместе с тем, помимо прямых достоинств новшества, руководство должно принять во внимание, что выдвижение и поощрение продуктивной инициативы одного из членов команды помогает аналогичным усилиям остальных. В этом случае все остальные сотрудники фирмы осознают эффективность проявления инициативы, как один из способов создать для себя ПЕРСПЕКТИВУ ПРОДВИЖЕНИЯ.

Кроме заботы руководства о приоритете внутреннего использования изобретения, трудности могут провоцироваться и неумением фирмы успешно представить изобретение, выношенное внутри нее на внешнем рынке. Здесь не редко обнаруживается ПРОТИВОРЕЧИЕ между пониманием менеджеров фирмы, убежденных, что объективная потребность в этом продукте уже назрела, и обществом, которое еще не видит, что товар, эту потребность удовлетворяющий уже имеется в наличии. Тогда ключевым становится вопрос - как разработать программу его предъявления? Отношение к этапам этой программы обычно существенно отличаются у менеджеров и автора. Автор всеми способами манифестирует новизну и оригинальность, а менеджеры знают, что такая подача может загубить интерес рынка. Они понимают, насколько опасно игнорировать дух времени. Если реформы других товаров и услуг, вызванные изобретением, слишком ОПЕРЕЖАЮТ ВРЕМЯ, то мало кто сумеет их понять, и тогда даже прекрасная идея будет неправильно истолкована и вызовет ОТТОРЖЕНИЕ. Поэтому усилия менеджеров направляются на то, чтобы предлагаемые изменения, вначале их появления, казались более консервативными, чем они есть на самом деле. (Что обижает и раздражает автора!)

Будучи профессионалом, менеджер, в отличие от автора, не сомневается, что радикальные перемены полезнее упаковать в привычные одежды прошлого и накрепко привязывать к традициям и истории. Такая упаковка тем более эффективна, что подобные связи придают каждому делу ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЕС. Если весомость и совместимость нового увязать с прошлыми успехами, то предложения воспринимаются менее болезненно. А до тех пор, пока новая идея не будет приведена в гармонию с традициями и усредненным уровнем знаний, который существует в обществе на данный момент, новая идея не сможет найти практического применения, независимо от того, насколько она "блестяща".

Если найден ответ на вопрос – как повысить вероятность принятия новшества данным обществом, то пора решать следующий - какие из его граней смогут и прославить автора и принести выгоду фирме? Как пробить барьер безразличия предполагаемого потребителя? С этой целью результат, должен быть подан так, чтобы рядовой потребитель нашел для себя в них нечто значимое, иначе никакие посулы преимуществ и выгод этот барьер пробить не смогут. Трудности пробивания этого барьера связаны с тем, что АРГУМЕНТЫ МАЛО КОГО УБЕЖДАЮТ, а при многократных повторениях, скорее оскорбляют, приводя к озлоблению. Большинство людей не хочет менять свои позиции и упорно сохраняет свои привычки и идеалы. Их предпочтения опираются главным образом не на аргументы, а на эмоции и они совсем не хотят подвергать ревизии привычный образ мыслей.

Так каким же условиям должна удовлетворять подача результата?

1. Успех в реализации результата и завоевание им признания на рынке зависит от меры сопричастности к течению общественной жизни. Новшество более приемлемо, если оно подано как НЕ слишком новое и чуждое, а как нечто свойское, но представленное в НОВОМ СВЕТЕ.

2. Полезно, если результат буден подан как ОБЛЕГЧАЮЩИЙ УСИЛИЯ других специалистов. Н.Н.Лузин как-то заметил, что молодой мыслитель, выступающий с радикальными концепциями, не будет даже услышан, если его идеи не избавят коллег от тяжелых и безрезультатных поисков, не помогут им в собственных бедах. Чтобы вытащить ученых из постелей, нужно дать им ответ на вопросы, над которыми они мучаются.

3. Преодолению психологических барьеров помогает такое представление нового товара или услуги, которое ВОЗВЫШАЕТ потребителя в собственных глазах, характеризуя его не только как идущего в ногу со временем, но и опережающего его - новатора, снимающего сливки с реализации новинок.

4. Желательно новый метод или товар предъявить для всеобщего обозрения - В ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Никакой успешный новатор в этом плане не может себе позволить быть полностью независимым. Его оригинальность должна быть подана как исключительная концентрированность, с которой он выражает в данное время уже существующие в обществе идеи и образы.

5. Полезно СПРЯТАТЬ ОГРОМНЫЕ УСИЛИЯ, потребовавшиеся для достижения результата. Большинству людей удобнее считать, что интеллект - качество, которого невозможно достичь, если нет природных задатков, а это бывает редко. (Такая точка зрения оправдывает отсутствие их личных успехов.) В.Дорошевич писал: "Публике приятно думать, что ее любимцы не работают совсем. Вышел и поет... Потому, что талант! Неприятно думать, что Шаляпин работал столько часов, сколько не спал".

6. ДОГАДАТЬСЯ КОМУ ЭТО НУЖНО? Основной недостаток начинающих изобретателей, связан с не умением конкретно ответить на вопросы: КТО И ЗАЧЕМ будет производить и использовать предлагаемый продукт или услугу? А пока убедительных ответов на эти вопросы нет, то никто не станет тратить деньги даже на патент.

Многие романы и фантастические фильмы построены на том, что человек, сделавший открытие ведет себя НЕПРАВИЛЬНО. (Например, такая ситуация описана в американском фильме "Прибытие") Обычно герой, открыватель, изобретатель, настолько потрясен и восхищен тем, что он понял, доказал, или изобрел, что совершенно не в силах учитывать, как это воспримут другие люди. Его первейшее стремление БЫСТРО, ВСЕМ И СРАЗУ сообщить о своем изобретении. Внутри у него все поет и гудит, и сил ждать нет. Однако и то и другое и третье прямой дорогой ведет его либо в безвестность либо в психиатрическую клинику. Рассмотрим эти позиции последовательно.

СРАЗУ. Здесь имеется в виду, что идея или открытие будет единовременно сообщено в полном объеме, независимо от его масштаба. Из исследований психологов известно, что человек, (при прочих равных условиях, т.е. при одинаковом возрасте, уровне образования и таланта), способен воспринять нечто новое только в определенных ДОЗАХ, не превышающих его собственный порог. Если, не торопясь его подготовить, постепенно проясняя отдельные грани открытия и помогая ему самостоятельно сложить из отдельных кусков целостную картину, то в оптимальных обстоятельствах, ШАГ - величина его личной усвояемости новизны существенно увеличивается. Когда открытие не слишком масштабно, то растет вероятность, что малыми дозами он сможет его переварить. Это совсем не значит, что он положительно к нему отнесется, но примет, в какой-то мере поймет и сможет конструктивно обсуждать последствия. Тем более что если прорыв в сознание новой идеи все-таки состоится, то он может принести с собой не только избыточную напряженность, но и яркие положительные эмоции. Полезно пояснить, что когда у человека уже есть такой положительный опыт, то в дальнейшем он все легче переносит поступающие порции нового и у него возрастает ГИБКОСТЬ ПСИХИКИ.

Если условия, облегчающие усвоение не выполнены, то новизна способна ОГЛУШИТЬ. Тогда, через некоторое время, отойдя после оглушения, человек постарается предотвратить повторение такого удара и мобилизует психологическую защиту. Ведь ему потребовалось слишком много усилий для усвоения нового факта или свежего взгляда на проблему и он не хочет повторения этих затрат. Мощный прорыв в сознание новых представлений может быть для личности даже разрушительным. Иллюстрируем это положение примером.

В начале 19 века в Европе свирепствовала родильная горячка от которой погибало до трети рожениц. Молодой венгерский врач Зиммельвейс обнаружил, что они погибают в следствии того, что после анатомических вскрытий врачи не отмывали руки и переносили трупную инфекцию на здоровых женщин. Когда он заставлял врачей дезинфиципровать руки, смерти прекращались. Казалось все «и ежу понятно», но целых 30 лет он доказывал свою правоту. Врачи отказывались его слушать, а когда он написал книгу - ее не стали читать. Напрасно он выступал с открытыми письмами к врачам, все было бесполезно, поскольку его предложения существенно расходились с общепринятой точкой зрения и автор умер в психиатрической клинике, все еще пытаясь доказать свою правоту.

Только при оптимальной дозе новации не исключена вероятность, что психологический барьер, высота которого сформирована всей предыдущей жизнью личности - Моделью Мира, можно будет взять. Слишком большая доза новации - как волна накрывает с головой и тогда все, что человек услышал или увидел, представляется ему невероятным, противоречащим его понятиям. В этот момент он может подумать: "Если это так, то весь мой опыт летит в тартарары и представления о мире надо совершенно перестраивать!" Однако ведь этого пока никто другой не говорил? Почему все этого не видят, не понимают? Нет, что-то здесь не так!" И вспыхивает спасительная мысль - "А здоров ли автор?" Тогда снова все становится понятным, и пугаться не следует, а надо предпринять соответствующие действия. "Ура!" Все внутри успокаивается и можно жить дальше, используя привычные представления.

Здесь важно напомнить, что сопротивление психологических барьеров в течение жизни меняется. В детстве оно слабее, а по мере накопления опыта и старения, ИННЕРЦИОННОСТЬ психики растет, т.к. появляется все больше болезненных раздражителей, социальных табу, от которых нужна защита и мощность сопротивления возрастет. Кроме того, сопротивление защиты не равномерное. Можно нащупать ЗОНУ ПРОРЫВА, т.к. имеются и более слабые места, соотносимые с доминирующими интересами личности. Именно в зоне СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ человек оказывает новшеству меньшее сопротивление новациям.

ВСЕМ. УЧЕТ ВОЗРАСТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Не вызывает сомнений, что люди отличаются дозой новизны, которую они способны усвоить. Эти отличия предопределены личностными особенностями, профессией и возрастом. При прочих равных условиях, чем моложе человек, тем больше величина этой дозы. С возрастом даже у мечты меняется масштаб. Имея перед собой всю жизнь, юноша может в мечтах себя не ограничивать. Тогда он мысленно свободно перемещается в пространстве, времени и ресурсах. У него гораздо обширнее пространство, где обитает его дух. Он мечтает побывать на Сириусе, а в фантазиях допускает, что на него влияют пришельцы с Альфа-Центавра. Совсем иначе воспринимая время, чем зрелая личность, он способен пролонгировать свои надежды на 30-40 лет вперед. Ведь и тогда он будет все еще дееспособен и сможет чем-то насладиться, что-то использовать, в чем-то принять участие. Обширные жизненные ресурсы приводят к тому, что его не сдерживают предполагаемые нагрузки и затраты. Он еще физически силен - справится и выдержит, придумает как..., а затраты, ну ничего, время их восполнить еще есть.

Совсем иные возможности у зрелой личности. После 60 лет человек уже отчетливо представляет, что прогнозировать не только на 30, но и на 5 лет - достаточно опрометчиво. Постепенно он приучает себя "не загадывать", так что практически планирует вперед только на несколько месяцев. Соответственно, полет его фантазии или временной РАХМАХ ИДЕЙ существенно ужимается - как "шагреневая кожа". Аналогично и с пространством. Чувствуя себя недостаточно физически сильным, он начинает в реальной жизни ограничивать себя в поездках и передвижениях и поэтому представить себе встречу с пришельцем на Марсе ему уже не так интересно. Ведь он не примет в этом участия. Аналогично и с ресурсами. Они тают и заставляют пересматривать прогнозы в сторону их ограничения и экономии. Указанная возрастная специфика накладывает свои ограничения и на восприятие нового, допустимый масштаб его с возрастом ужимается и поэтому для лиц старшего возраста оптимальная стратегия предъявления открытия состоит из большего числа МЕЛКИХ шагов.

КАК ПОЛУЧЕН РЕЗУЛЬТАТ – ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ ТАЙНОЙ. Автор так горд результатом, что может соблазниться и рассказать, как он его получал! Это обычная ошибка. Поддаваться искушению и демонстрировать процесс творчества не следует. Во-первых то, что доступно пониманию, не вызывает благоговейного чувства уважения и собеседник готов сказать себе, что и сам справился бы не хуже, если бы у него было столько же времени, денег, оборудования, помощников и т.п. Во-вторых, он не сможет оценить трудовых затрат работы, считая что если исполнитель, не способен скрыть, каких титанических усилий стоила ему работа, то это вызывает только сочувствие. (Сочувствие – это не уважение автора, а взгляд на него сверху вниз!) Для неофита пропадает все удовольствие от результата при понимании того, насколько ради него человек выбивался из сил. В третьих, такое представление обычно соотносят с показом нескольких этапов незаконченной работы, а произведение, которое видят в процессе работы над ним, многое теряет – ИСЧЕЗАЕТ МАГИЯ.

БЫСТРО. Необходима стратегия пошагового восприятия новшества не только для отдельного человека, но и постепенность предъявления ее системами массовой информации для общества в целом. Иначе включаются психологические барьеры социальной природы. Именно они формируют специфику восприятия НЛО и т.п. Здесь важно обратить внимание на то, что мера новизны, которую способно переварить данное общество зависит от уровня его экономического и культурного развития и статуса среди других сообществ. При этом неблагоприятная реакция на новшество определяется не столько политикой руководства этого общества, сколько потребностью и способностью граждан к восприятию новых правил жизни и изысканию в них положительных граней.

Например, промышленность Японии в 60 десятые годы остро нуждалась в идеях развития. Поэтому там, экономические идеи Э.Деминга восприняли как прогрессивное направление. Пока в Японии прославляли его как национального героя, в Америки он никого не интересовал, поскольку там этой потребности не было. Поэтому его успехи в Японии очень долго не меняли отношения к нему в США. Только со временем его открыли, да и то через Японию.

Автор может думать: "Я такой способный, что это всем приятно будет узнать!" При такой позиции автор стремительно ВОССТАНОВИТ ПРОТИВ СЕБЯ всех, кто способен оказать ему помощь: специалистов, начальников и т.п. Тем более, что в угаре от собственных достижений он весьма склонен к расширительному, «зонтичному» представлению результата, распространяя его преимущества далеко за границы реальных возможностей. Окружающие это хорошо видят и раздражаются. Наивно думать, что люди будут любить изобретателя за его одаренность, скорее возникнет глубинная неприязнь.

Например, Уолтер Рейли был одним из самых блестящих людей при дворе английской королевы Елизаветы. Он занимался наукой, писал стихи и пьесы, был признанным лидером, инициативным предпринимателем и отважным мореплавателем. В довершении всего - красивым мужчиной, ставшим одним из фаворитов королевы. Однако постепенно на его пути возникало все больше препон и в конце концов он претерпел ужасное падение и не просто вышел из милости, но был заключен в Тауэр и казнен. Имея в виду этот афронт иногда надо умалить свой труд, потребовавшийся для достижения результата и даже показать незначительные, но так необходимые окружающим недочеты. Как писал А.Бирс: "Если вы хотите, чтобы ваши современники признали вас великим, постарайтесь быть ненамного более великим, чем они". Поэтому не вредно несколько замаскировать свой ослепительный блеск, и даже выставить напоказ один - два несущественных дефекта своего открытия, чтобы обезвредить зависть. А если скрыть таланты и превосходство не удается? Тогда полезно попытаться избегать встреч с завистниками, а если и это не удается, то при встрече изобразить наивность, показав, что нуждаетесь в совете и опыте завистника, допустив безобидные ошибки, которые завистник сможет заметить и исправить. Тогда уже можно приписать ему часть своих успехов, причем по - возможности публично, показав, что в ваших достижениях есть отголосок его предложений.

ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ИЛЛЮЗИИ, что талант может пренебречь научным этикетом. Так Ж.Салк считал, что с развитием науки отмирает влияние на нее общественных норм и условности – они уходят в прошлое. Поэтому, работая над вакциной против полиомиелита, он позволил себе нарушить все правила научного этикета – широко оповестил о своем открытии прежде, чем доложил о нем научному миру. Кроме того, он присвоил себе всю честь разработки вакцины, не упомянув с благодарностью тех ученых, которые вымостили ему дорогу к успеху, тем самым, самостоятельно произвел себя в светила. Подобное его поведение, спровоцировало байкот ученых и привело к его полной изоляции. Ему пришлось потратить много лет, чтобы ликвидировать образовавшуюся трещину и поправить отношения с коллегами.

Специалисты знают способ оптимального представления нового достижения, который поможет "переварить" его широкому кругу людей. Почему с таким триумфом по миру проехал Эйнштейн? Что, все хорошо понимали существо его теории? Тем не менее, и крестьяне в Индии почувствовали, что вот теперь и мировая наука начала приближаться к тому, что их традиции и религия провозглашали от века - что нет ничего абсолютного и окончательного, ВСЕ относительно. Это делало их поступки, как и поступки всех других людей в мире менее опасными, с точки зрения их необратимых последствий, т.е. жить становилось спокойнее. В этом и состояло представление результатов его теории для этой общественности.

Обычное заблуждение - считать, что демонстрируя и проявляя свои таланты и способности, человек заслужит одобрение не только общества, но и РУКОВОДИТЕЛЯ. Среди них не мало таких, которые поблагодарят, но при первой возможности заменят этого сотрудника кем-нибудь не таким умным, не таким ярким, не таким привлекательным. Это учел Галилей, когда не бросил вызов интеллектуальным способностям семьи Медичи, не заставил их испытать унижение. Сопоставив их с небесными светилами, он помог им затмить всех других. С этой целью он представил, сделанное им открытие спутников Юпитера как событие космического масштаба, воспевающее величие Медичи. Он сообщил, что спутники объявились в небесах в момент коронации Медичи - Казимо 11. Это было представлено, как указание на то, что само небо отражает восхождение династии Медичи. За это Казимо назначил Галилея придворным математиком и философом на полном жаловании. Причина проста: все власть имущие хотят блистать более других людей, им нет дела до науки - им интересны их собственные имена и их слава.

Обращение к автору за помощью в подыскании удачной формы предъявления изобретения обычно бесполезно. Общеизвестна некая моральная непримиримость многих подлинных новаторов. Изобретательство требует такой независимости и последовательности мысли, честности и смелости выводов, которые, в общем случае НЕСОВМЕСТИМЫ с разнообразными компромиссами. Поэтому автор, как правило, решать задачи оптимального предъявления открытия не способен. Кроме того, изобретатели чаще интравертны, т.е. люди, ориентирующиеся в своей жизни на личные ценности, а не на оценки окружающих людей. Они настолько поглощены созданием своих творений, что мало интересуются оптимальными формами вынесения своих произведений на суд публики. Творчество отнимает у них столько энергии, что они не в состоянии заботиться о том, как представить миру достигнутое, или организовать рекламу. Более того, любой вид такой деятельности, даже после их соответствующего обучения, мало продуктивен, поскольку отравляет им радость творческого процесса. Включение чего-то нового в сознание современников сложная и самостоятельная задача и решать ее должны другие специалисты.

Вместе с протестом общества, в связи психологической не готовностью к новому, и недостаточной потребностью в нем, надо еще учитывать ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ. Его определит та часть общества, на территорию которой вторгается данное изобретение или открытие. Жертвой этой части общества стал например, Л.В.Соболев, который еще в 1900 г., т.е. за 21 год до Бантинга и Маклауда открыл способ лечения диабета инсулином, но руководством Военно-медицинской Академии был лишен возможности продолжить свои исследования. Необходимо всегда иметь в виду, что работает масса организаций, получающих доходы от разработок предыдущих идей, функционируют заводы, выпускающие продукцию, на базе "тех" идей. Кроме того, на этом поле зарабатывает множество распространителей "того" товара и т.п. Какая им всем радость от перспектив перестройки? Кто выиграет и кто проиграет?

ВЕС ПУБЛИКАЦИИ. Кроме всех перечисленных факторов - представление обществу достижений фирмы могут затруднить споры по поводу АВТОРСТВА, которое предполагает возможность широкой публикации результатов. В этом плане чрезвычайно важно, что публикации, как формы распространения и презентации полученных данных - это вербовка союзников, которые необходимы, чтобы факт стал фактом. Вместе с тем, ввиду огромного числа публикаций, нельзя просто опубликовать результат и ждать, когда придет всеобщее признание. При современных рыночных отношениях для этого используются более изощренные информационные каналы и рекламные ходы для того, чтобы плоды труда коллектива не исчезли бесследно. При этом результативность публикации зависит от СТРАНЫ публикации. Считается, что производственный процесс сосредоточен в метрополиях и работы из стран третьего мира постоянно оказываются в тени. Все чаще возникает ситуация, когда первичная, содержательная оценка доступна только избранному кругу - специфической мафии исследователей, работающих в данной области и состоящей в основном из североамериканских, европейских и японских ученых. Претендующие на место в ней исследователи из других стран редко участвуют в конференциях и симпозиумах, научные журналы получают не регулярно и с большим опозданием и не всегда имеют средства на подписку. Не удивительно, что их результаты имеют худшую перспективу и часто обречены на забвение. Поэтому некоторые затраты на подписку профессиональных журналов и командирование сотрудников на международные конференции обычно себя оправдывает.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Академия     Некоторые психологические ошибки стратегии предъявления изобретения.