Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     Мое понимание ТРИЗ

Размещено на сайте 21.01.2008.

Мое понимание ТРИЗ

В.В. Митрофанов



«Блажен, кого тешит идея,
И манит огнями дорога;
Талант - сочиняет, потея.
А гений, ворует у бога».

И.Губерман

 

После ухода на пенсию, у меня появилось больше свободного времени, и я написал для себя небольшую работу под таким заголовком. Потом она как-то у меня пропала, и я с ней встретился через много лет, нашел на чьем-то сайте в Интернете. По-видимому, такая проблема стояла перед многими тризовцами.

Сейчас, читая работу Н.Шпаковского, и пройдя эволюционный путь, вместе со своей страной, от непонятного социализма, до еще более непонятного капитализма, я понял, что многое, что мог сказать Г.Альтшуллер, он не говорил, четко формулируя идею ТРИЗ. Однако, вся его деятельность писателя фантаста, знатока живописи, например Н.Чюрлениса, его коллекционирование фантастических идей, его курс развития творческого воображения, и т.д. – это все говорит о том, что вопросу познания и овладение искусством Г.С.А. уделял просто огромное внимание. Он очень хотел рассмотреть возможность решения научных задач с помощью ТРИЗ. Продолжил эту мысль Б.Злотин, применив ТРИЗ для решения научных задач

Итак, что есть общего между искусством и наукой? Мы можем применить метод объединения альтернативных систем. Сделаем только один шаг. Большой плюс в обеих системах, заключается в получении правильного ответа. Как, каким образом, к нам в голову приходят, прилетают, посещают нас, эти мысли? Вспомните слова М.Цветаевой, А.Ахматовой и других поэтов как они писали стихи. Вспомните, как блестящие мысли пришли Д.Менделееву, Т.Эдисону и многим тысячам ученых и изобретателей. И станет понятным, что эти мысли приходили не только после длительных трудов и обдумывания, но иногда и так как стихи, которые Цветаева иногда писала сразу в двух тетрадках.

Я уже писал, что В.Герасимов и еще несколько тризовцев считают, что они получают ответы из подсознания. Таким образом, обобщив часть материалов, можно сказать, что ТРИЗ = элементы (искусства +наук.) Правильно было бы поставить не знак равенства, а двухстороннюю стрелку, что означает не только то обстоятельство, что в ТРИЗ входят эти элементы искусства и наук, но и то, что ТРИЗ может быть использована в этих областях деятельности людей.

Конечно и в искусстве как и в науке есть изобретатели, которые совершенствуют технологию, но все же «мотивчик», для написания музыкального произведения, автор получает не от долгого обдумывания, а от каких-то переживаний, нужды, необходимости, громадного желания, случайностей и т.д. Например, Юрий Яковлев, во сне строит сцены, в которых будет играть. Так как он гениальный актер, то и идеи к нему приходят в любое время.

А если сказать прямо, то мы не знаем, как наше сознание выдает нам правильные идеи и мысли. И поэтому были придуманы многие приемы, которые, по мнению авторов, позволяют, не только получить подсказку при решении задачи, но и как бы ускорить, этот процесс. Эти приемы или методы, назовите их, как хотите, многим помогают, но точно описать, рассказать что привело к рождению идеи, люди, поймавшие идею, не могут.

Эти методы можно условно разделить на два подхода. Первый – это все методы связанные с задаванием себе вопросов, либо беспорядочно, либо в виде алгоритма, то есть беседа с самим собой, или с собеседниками. И второй подход - воздействие непосредственно на психику. Например, пригласите на обсуждение проблемы красивую девушку; найдите способ себя возбудить - выпейте вина, разозлитесь на себя, или на кого - либо из друзей и т.д. Ну, и конечно, возможно объединение обоих подходов.

На днях, я слушал беседу с балеруном Цискаридзе. Я, полагаю, что балет - это тоже творчество. Он говорил, что для него важно перед выступлением привести себя в некое состояния, чтобы на сцену выйти полностью успокоенным. Ведь там придется не просто танцевать, не просто делать физические упражнения по определенному и выученному алгоритму, а творить!

Давать себе задание на ночь, и утром получать и записывать ответ, увиденный во сне. Задавать подсознанию рассматриваемую задачу, сообщить о ней все, что сам знаешь и ждать час, день, месяц.. и получить ответ. «Я не знаю, когда меня осенит!» сказал Леонардо да Винчи в фильме «Встреча с гением». Несомненно, есть еще десятки, если не сотни приемов, о которых мы не знаем, и возможно никогда не узнаем, т.к. их авторы о них не сообщают. Бурное развитие науки, техники, искусства свидетельствует о том, что многие методы работают, а ТРИЗ просто шагает по миру широким шагом. Но проблема получения идей, по–моему, остается нерешенной до конца.

Меня всегда поражает, когда я вижу соборы, дворцы, построенные как до нашей эры, так и в ее начале. Ведь не было особых научных достижений (а может это только я так считаю). А такие как Архимед, который воскликнул «эврика»!, поняв, что происходит в ванне, рождаются редко.

Я просто хочу напомнить, что вся история человечества сопровождается появлением архи талантливых людей, к которым приходили блестящие мысли, или они были архи наблюдательными. Это только те, о которых мы знаем. Но ведь были и безымянные мыслители, философы, инженеры, первооткрыватели, моряки, географы, астрономы, архитекторы, строители, технологи, художники, алхимики, механики, лекари, спортсмены, олимпийцы, тренеры, и т.д.,о которых, мы почти ничего не знаем, но ведь и они не были обделены Природой, и их посещали мудрые мысли, и они двигали науку и технику вперед.

Из определения о том, что ТРИЗ - это наука и искусство, можно сделать некоторые предложения. Конечно, их можно сделать и без такого определения, но все же опыт обучения в веках более достоин для подражания.

- Все могут обучаться основам решения задач.

- Дальнейшее обучение решению задач следует проводить с отобранными людьми, жаждущими научиться этому делу, и способных к такой деятельности.

Цискаридзе рассказал, что в Большом театре у него было много неприятностей. Зависть окружающих доставляла ему много тяжелых минут. Там, где есть конкуренция, там борьба. Он сказал, что это не только в Большом, но в каждом театре. Я подумал, что очень хорошо , что он не работал на заводе, в институте и т.д. и не знает, что там также как в Большом. И если верить господину Гегелю, то это происходит всегда и везде где есть противоположности, такие, например, как удачливый – неудачливый, и т.д.

Мне понравился короткий рассказ Цискаридзе. Его взял в театр Григорович и сразу дал ему роль. Через пару недель на прогоне второго состава Григорович вызвал его на сцену, и он впервые перед первым составом станцевал. После окончания танца вся труппа аплодировала, а дирижер сказал Цискаридзе - «Я впервые вижу , чтобы вся труппа так аплодировала, и я понимаю, сколько у Вас стало врагов!» Каждый из читателей, я полагаю, сам может вспомнить аналогичные ситуации, но уже не с танцами, а с защитой, например проектов, и т.д.

При обучении на решателя, мне представляется, этот закон надо иметь в виду, и научиться его хотя бы частично компенсировать, например, любовью, хотя любовь - тоже борьба. А, может, этот закон Природа специально создала, чтобы побеждал сильнейший, а эволюция протекала бы более успешно.

Не останавливаясь на этом вопросе подробно, все же отмечу, Г.С.Альтшуллеру пришлось узнать этот закон на себе и от ярых противников и от некоторых своих учеников.

Только что прослушал передачу о семье графа Тенешева. Сколько они сделали для мужиков России там, где жили, и как их отблагодарили. Все же закон – есть закон!

В первом номере журнала «В мире науки» опубликована статья Кристоф Коха и Сьюзен Гринфилд «Как рождается сознание». Это два ведущих нейрофизиолога сегодняшнего дня. Они расходятся во мнении о том, какая активность в мозге соответствует субъективным явлениям. «Одной из главных нерешенных проблем в науке остается вопрос о возникновении сознания» У кого есть желание эту статью можно прочесть. Из нее становится ясно, что до понимания, что такое сознание и как оно формируется, путь не близкий.

Почти одновременно с журналом я прочел беседу журналиста Андрея Дмитриева с кандидатом физико-математических наук Владимиром Бодякиным, которую автор представил в статье «Гусеница в третьем измерении». Группа сотрудников Института проблем управления РАН, под руководством В.Бодякина решила осуществить глобальный проект по созданию крупномасштабной информационно-управленческой системы, «а проще говоря - Искусственного разума, к чьим советам действительно надо будет прислушиваться, если мы хотим жить лучше». Обратите внимание - на термин - ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ.

ПАРАДОКС РАССЕЛА.

А.Д. задает вопрос. «Неужели мы столь глупы, что без помощи машины нам никак не обойтись?»

« - Дело здесь не в уме. Хотя по скорости обработки информации и по объему памяти современные компьютеры уже значительно обгоняют человека.» (?) Я ставлю знак вопроса , что бы обратить Ваше внимание на высказанную мысль, и чтобы Вы сами поразмышляли над ответом.

« - Я бы назвал, по крайней мере, две причины, по которым без Искусственного разума нам не обойтись. Во-первых, объем задач, стоящих перед человечеством, столь огромен, что оперативно решить его без помощи техники просто нереально……

Через десяток лет наша цивилизация вступит в область непрогнозируемого неустойчивого развития. Существующие бюрократические структуры просто не способны оперативно реагировать на непредвиденную ситуацию…….. Поэтому, единственным конструктивным выходом из надвигающегося хаоса событий является создание Искусственного разума, способного взять на себя управление миллионами процессов.(?) Я особо подчеркиваю здесь слово «разум» - понятие более широкое, чем интеллект, включающее еще способность к саморазвитию. (?).

- А вторая причина? Если первая причина - чисто технологическая, вторая порождена человеческим фактором. На протяжении всей истории люди не раз пытались построить справедливое и разумное социальное общество. ….Однако при любой попытке практического воплощения идеального социального общества срабатывал та называемый парадокс Рассела в социуме. Суть его в том, что постулируя изначальное социальное равенство всех субъектов, при переходе к специализации труда в обществе формируется социально-управленческая группа. Данная группа, управляя другими, вынуждена управлять и самим собой, а это классический пример «парадокса Рассела», известный как «парадокс брадобрея»

- В чем его суть? я не буду его рассматривать, а сразу перейду к дальнейшему тексту.

… «И чем более иерархична пирамида власти, тем больше отличаются эти функции - для себя и для других. Вплоть до того, что иерархи управления берут на себя статус «другой крови» с требованием соответствующих привилегий. ………..Как ученый, долгое время занимающийся проектом научно-информационных поселении будущего «Информограда», могу сказать, что избежать «парадокса Рассела» можно только с помощью самоорганизующейся информационной среды - Искусственного разума.» (?)

«Прыжок через стену.

- Ну хорошо. Соглашусь, что Искусственный разум лучше, чем коррумпированные чиновники. Но есть ли у нас сейчас технические и финансовые возможности для осуществления такого глобального проекта?

…..- Существуют научно проработанная концепция программы по переводу России к информационному обществу. Точнее сказать – к информационно-прозрачному обществу. Так как любому индивидууму будет доступна любая информация и видна его собственная роль в этом сообществе.

- По какому принципу все это будет работать?

- По принципу механизмов функционирования центральной нервной системы человека (?) Представьте, что мы перенесли эти принципы на электронную элементную базу, работающую в миллионы и миллиарды раз быстрее, чем мозг человека, и имеющую неограниченную память. Самообучающаяся система пройдет весь путь эволюции человека за какие – то полгода - год.(:?) Искусственный разум достигнет уровня человеческого, а еще через полгода сверхчеловеческого.(?) Для познания всей Вселенной ему потребуется 20-30 лет. Но это, так сказать, отдаленная перспектива. Первой же его задачей будет поддержка инноваций. Для повышения эффективности во всех сферах хозяйствования. Ведь система способна всем подсказать, что и как делать. И хлеборобу, и металлургу, и врачу ».(?)

Я не буду дальше продолжать, я думаю, что Вас заинтриговал, и Вы сами посмотрите эту статью о Искусственном разуме. Мне очень понравилась концовка статьи, и я ее приведу.

« - И что дальше? Конец света?

- Должен будет произойти «фазовый переход» высокоорганизованной материи из современной формы «венца ее творения» в новую, пока еще неизведанную форму существования разума. Это аналогично тому, как гусеница превращается в бабочку, открывая для себя новое, третье измерение пространства - возможность полета.

Вполне вероятно, что я несколько сумбурно и противоречиво изложил свое понимание ТРИЗ, и привел мысли некоторых авторов о «Машине открытии», которая будет помогать всем - от хлеборобов до ученых, но я хотел показать какие мысли будоражат меня, знающего ТРИЗ 40 лет.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     Мое понимание ТРИЗ