Американский инженер

В адрес редакции пришло любопытное эссе - яркое, частично парадоксальное, местами утрированное, в чем-то однобоко восторженное бытописание образа жизни американского инженера. И именно поэтому  материал "играет" -  в нем рукой талантливого человека показана ТЕНДЕНЦИЯ, генеральный тренд сегодняшней жизни.

Поскольку известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, то я с удовольствием предлагаю этот материал Вам, дорогой читатель.

Редактор

 

http://www.proza.ru/2010/12/09/1330

Инженером проработал 15 лет в СССР и 30 лет в США и других странах. Интересно  сравнить. Особенно сейчас, когда именно инженеры определят конкурентность стран в глобализованном мире. На поле боя  инноваций, производительности труда, снижения стоимости.
1. Специфика запада в суровой коммерческой деятельности. Никого не интересуют звания, дипломы, награды и даже позиции на службе. Все оценивается в отдаче на пользу. Уменя ни разу не спросили  диплом. Часто простой инженер оплачивается выше не только непосредственного босса, но и вице-президента фирмы.
2. Другая специфика – секретность коммерческой деятельности. За публикацию научной статьи следует увольнение на месте. Наружу выходит только устаревшая информация, известная всем или потерявшая релевантность.
3. Книги профессоров и специалистов - устаревший, известный всем опыт. Они помогают избежать ненужные повторения. Спецы и инженеры фирм держут свежую информацию близко к сердцу. При увольнении дают подписку с угрозой суда, не применять узнанное в фирме ей в ущерб. Я дал такую подписку на 10 лет.
4. Американский инженер многообразен. В больших фирмах его функции ограничены. От него требуют детального знания узкой области, регламентируемой при найме документом «Описание позиции».
5. В маленьких фирмах – функции безграничны. 80% американских компаний – маленькие, с числом работающих до 500, это они двигают прогресс, из них выходит максимальное количество патентов. Они выживают инновациями.
6. Малые компании создали новый тип инженера, принципиально отличного от европейского. Полностью самостоятельные, работающие и руками и головой, сами планирующие и исполняющие все необходимые исследования  без отчетов, утверждений и пр. Великие Эдисон и Тесла – наиболее известные из них.
7. Инженер малой компании обычно работает один и ему помогают при необходимости все. Его задача обеспечить конкурентность фирмы в каждодневных операциях. Во многих случаях он не имеет формального образования. Основатели Микрософта и Эппл компьютер – никаких дипломов не имели, что им помогло. При создании нового накопленные знания часто мешают, связывают руки.
8. Вот несколько примеров великих американских инженеров:
9. Генерала Эйзенхауэра, президента США в начале пятидесятых, весьма беспокоил полностью закрытый СССР.  Самолеты военных лет для разведки больше не годились – их сбивали. Тогда Президент дал задание ЦРУ создать самолет-шпион для безнаказанного пролета над всей территорией СССР.
10. Минобороны США разработало задание и передало его в четыре ведущие авиакомпании США. Задание не попало в малую компанию Локхид, но ее президент узнал о нем от корешей-президентов. Получил копию. Вызвал замечательного инженера Клэренса Джонсона, работавшего у него на спецпроектах. Дал ему.
11. Джонсон возглавил «Сканк-проект» (нечто вроде «Хулиганского проекта»)  с группой из пяти рабочих. Президент финансировал проект из денег компании.
12. Джонсон – один из великих авиационных инженеров создал наиболее эффективные истребители второй мировой, первые реактивные и много планеров. Для решения задачи самолета-шпиона он собрал его из имеющихся у него частей и крыльев планера.
13. Самолет строили почти без чертежей, горелкой и резаком подгоняли по месту. Так был создан знаменитый У-2,  один из лучших в истории авиации, снятый с вооружения несколько лет назад.
14. Сканк-проекты, базируемые на ключевых инженерах, практикуются повсеместно. Их не афишируют,  готовый продукт обычно сюрприз для рынка и конкурентов.
15. Интересна история джипа – тоже инженерный подвиг. Чувствуя неизбежность Второй мировой, американская армия выдала заказ на создание легкого разведывательного автомобиля для армии в 135 американских компаний. На разработку чертежей выделили 49 дней.
16. Две компании приняли заказ. Маленькая обанкротившаяся Бентам не имела инженера. Они наняли инженера-консультанта из Детройта. За два дня он сделал эскизы, а на третий рассчитал стоимость. Сделанные им позже чертежи были приняты, образец изготовлен и прошел испытания.
17. Тогда армия разместила заказ на изготовление 1500 джипов у Форда и Виллиса. Эти модели прошли жесткие испытания и пошли на вооружение. Их изготавливали несколько фирм. А Бентам получил заказ на тысячи прицепов к джипам.
18. После войны потребность в джипе отпала, а выпускавшая его фирма АМС обанкротилась. Очередной инженерный подвиг был проделан Айякокой – президентом обанкротившейся Крайслер корпорации. Для спасения фирмы он выкупил АМС джип и придал ему нынешнюю конфигурацию, сделав бестселлером по сей день.
19. Американский инженер полностью потерял постоянное место работы. Длительность занятости в одной фирме от одного года до пяти-семи лет максимум. Он постоянно учится и готов к смене направления.
20. Один из моих коллег, пожилой инженер, Фред Мойнихан, длительное время работал на НАСА, на программе высадок на луну. Он, в частности, разработал систему запуска с платформ в океане. Когда Апполон закрылся, он нашел работу в фирме стиральных машин. Работая в ней, сумел найти новаторское решение, которое он не захотел отдать фирме.
21. Фред уволился и год не работал, доводя свою идею до состояния продажи. Между делом он занялся разведением дождевых червей на продажу фермерам, чем жил.
22. Через год Фред официально обратился к своим стиральщикам с предложением купить его идею. Фирма отказалась, Фред подал на патент, получил его и затем продал весьма выгодно.
23. На вырученные деньги он приобрел многоквартирный дом и сдавал квартиры.
24. Следующую работу он нашел в фирме нефтяного оборудования, где я работал. Исключительно знающий и агрессивный, через некоторое время Фред нашел способ изготовления одного из массовых изделий фирмы более дешевым методом. Он предложил его нашей фирме, но она отказалась.
25. Фред создал на стороне небольшое производство, куда посадил своего сына. Изделия он продавал нам.
26. Вариант ухода инженера с идеей, не принятой его работодателем – обычен. Успешные фирмы быстро становятся консервативными и осторожничают. Уходом одного или группы инженеров начинается большинство новых бизнессов.
27. Мне пришлось вести несколько сканк-проектов. Базируясь на российском опыте, я пошел чуть дальше, работая при изготовлении с маленькими мастерскими без чертежей – только с набросками, эскизами. Такая практика сократила время на изготовление вдвое. В индустрии знали об этом, и фирмы предлагали мне работу для внедрения метода.
28. Хороший американский инженер весьма ценится и оплачивается не по шкале зарплат, так же как и другие специалисты, известные в индустриях. Они не имеют срока службы. Мне пришлось работать с 85-летним буровым мастером, которого вызывали в разные страны в аварийных ситуациях.
29. В одном из проектов у меня наступил «кризис жанра». Я вынужден был нанять инженера помоложе, высшего класса, с которым когда-то работал. Я ему платил больше, чем себе. Джон был алкоголик, жена его выгнала, он работал, спал и пил в офисе.
30. Ключевые инженеры компаний не имеют регламентированнного рабочего дня – при необходимости работают круглосуточно, спят и кормятся в фирме. Но и отпуска и отгулы они получают весьма либерально.
31. Во всех индустриях существует один или несколько гуру – старых инженеров-практиков, на опыт которых можно положиться при принятии решения. К ним идут за советом, независимо от того кто, и из какой фирмы. Часто такой инженер становится независимым консультантом. Мне пришлось работать с несколькими.
32. Конкуренты внутри индустрии сотрудничают. Дружественно-соревновательное настроение превалирует в регулярных совещаниях инженеров. Так индустрии вырабатывают стандарты согласием всех конкурентов. Переход инженеров из одной компании в другую – нормален.
33. Но, переход в другую промышленность – весьма болезненный. Сейчас автомобилестроение выбросило на улицу тысячи инженеров. К ним относятся подозрительно – они работали на монополистов, следовательно их знания и агрессивность подавлены.
34. Глобализация требует от инженера знания не только своей страны. Два- три языка – огромный плюс. Брайан - мой многолетний партнер, свободно владевший испанским, не имел проблем в поисках работы в США, да и в Южной Америке его хорошо знали.
35. Брайан был вице-президентом огромной международной компании. Когда его уволили, он пошел работать простым геологом на нефтеприиска. Оттуда начал фирму по укладке кислотостойких полов для химических предприятий. Причем, укладывал сначала сам. Бизнес не пошел. Ему предложили президентство небольшой фирмы. Он эту фирму удвоил в течении трех лет внедрением новых продуктов.
36. Европейские инженеры обожают работать в США. Здесь они получают ту самую свободу творчества, о которой каждый мечтает.
Сумеет ли Россия вновь создать своего инженера, конкурентного с западным? А без него призывы к инновациям...

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Американский инженер

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Всё это в прошлом, а вот попробуйте теперь с авторучкой пойти в бой на Гугл-Эпл-Майкрософт
Есть печальный опыт Линуха-Красной Шапочки, который хиппует всё еще уже который год.
Более того может стоит вспомнить своё родимый опыт, чем низкопоклонствовать перед США?
Т-34, Ил-2, Ту-4 (хоть и копия) и т.д. список можно продолжить

Re: Американский инженер

Дмитрий Гончаренко wrote:
"Айякока" из пункта 18 - это, видимо, Ли Якокка.

Да, конечно. Я уж править не стал, чтобы сохранить колорит. "Они так видят".

Subscribe to Comments for "Американский инженер"