нужны задачки для методики

   Ищу и не могу найти подходящие задачки для методики и подумал, что при такой увлеченности разными смеклистыми задачками на форуме обязательно должны помочь!

Нужны задачки (целый ряд однотипных - на манер из исследования Лачинсов с переливанием сосудов на "гибкость мышления" ). Этот тип задачи должен обладать следующим свойством - иметь два способа решения, один из которых очень простой и легкий (очевидный для "неспециалиста" в этой задачной области), а второй достаточно сложный (требующий определенных усилий для освоения). 

Методика предназначена для диагностики учебной направленности и в определенном плане противоположна идее Лачинсов (без учебной направленности тяжелее сохранить установку на изучаемый способ, поскольку легче соскальзываешь не на усвоение способа, а на просто решение конкретной задаче). В любом случае там есть еще тонкости и сложности, но может быть подскажите разные задачки, которые обладают указанным свойством (простым и сложным способом решения)

   Заранее благодарен!

С уважением, Александр

Форумы: 

варианты типов задач

Почему то нельзя изменить пост, поэтому добавляю сюда
Из разных вариантов сейчас рассматриваю задачки связанные с классическим разделением арифметического (более сложного) и алгебраического (более простого, но, к сожалению, это условно) решения задач, а также ловушки на закон Архимеда и давления (где часто интуитивно-жизненные решения преобладают над применением физических законов). Соответственно, буду как благодарен конкретным вариантам из этих типов, так и - тем более! - задачкам других типов. Особенно важно было бы какие-нибудь увлекательно-графические и т.п., но в которых можно задать "учебный" способ решения
С уважением, Александр

Re: нужны задачки для методики

То есть Вас интересуют задачи, в которых надо ИСКУССТВЕННО усложнить метод решения, дающий ТОТ ЖЕ САМЫЙ результат по сравнению с более простым методом? Если так - то возьмите любую задачу из учебника математики для второго класса: ее почти всегда можно решить не только в одно действие, но и, скажем, через систему уравнений. Ломать всегда проще, чем строить, а усложнять решение - проще, чем упрощать :)

Если Вас интересует что-то иное - тогда что именно?

задачи второго класса через систему уравнений

Александр, мне бы подошла такая возможность! Не могли бы Вы привести пример задачи из второго класса, который можно решить через систему уравнение? Мне просто не совсем понятно какую систему уравнений в этом случае можно составить
С уважением, Александр

Re: задачи второго класса через систему уравнений

Ромащук Александр wrote:
Александр, мне бы подошла такая возможность! Не могли бы Вы привести пример задачи из второго класса, который можно решить через систему уравнение? Мне просто не совсем понятно какую систему уравнений в этом случае можно составить
С уважением, Александр

Простейший пример. У Сережи четыре яблока, у Наташи ни одного. Сколько яблок Сережа должен дать Наташе, чтобы у них стало поровну яблок?

Стандартное решение: чтобы у них обоих стало поровну яблок, надо число Сережиных яблок поделить на два и половину отдать Наташе: 4/2=2.

Решение через систему уравнений:

Число яблок, которые Сережа отдаст Наташе, обозначим через Х, число яблок, которые останутся у Сережи - через У, число яблок, которые появятся у Наташи - через Z. Тогда:

Результат для Сережи: 4 - Х = Y яблок;
Результат для Наташи: 0 + Х = Z яблок.

Но эти результаты по условию задачи должны быть одинаковыми. Это дает третье уравнение:

Y = Z.

Таким образом, имеем систему из трех уравнений с тремя неизвестными X, Y, Z:

4 - Х = Y
0 + Х = Z
Y = Z

Решив эту систему и найдя Х, получим правильный ответ.

Никогда так не пробовали? А зря! Оч-чень развивающее упражнение :)

P.S. Заодно даю общий алгоритм построения таких решений:

1. Взять задачу с простым решением.
2. Добавить в эту задачу новый фактор (например, в случае с делением яблок - пусть у Наташи изначально тоже будет некоторое число яблок).
3. Новый фактор рассматривать как переменную величину.
4. Найти решение полученной задачи для общего случая.
5. Положить значение нового фактора равным нулю и записать новое решение для этого частного случая.

P.P.S. Как, кадий с 18-м верблюдом не вспоминается?

задача на деление яблок

Спасибо, Александр, мне в целом нравится этот вариант!
А как Вы думаете, при каких условиях задачи система из трех уравнений становится необходимо осмысленной?
Ведь даже если у Наташи тоже какое-то количество яблок, то для условия конечного равенства система из трех уравнений не обязательно - достаточно сложить яблоки от Сережи и Наташи в общую корзину и потом разделить их пополам.
Просто в методике подразумевается сначала несколько задач, для которых сложный изучаемый способ является необходимым, а потом дать задачу, которую можно решать и более просто. Соответственно, критичным будет то, будет ли эта задача восприниматься сама по себе (т.е. решать более простым способом) или как материал для освоения изучаемого способа (т.е. решаться сложным)
Это примерно как делить в столбик когда рядом лежит калькулятор - с калькулятором проще и надежнее, но никак не помогает изучить способ деления
С уважением, Александр

Re: задача на деление яблок

Ромащук Александр wrote:
Спасибо, Александр, мне в целом нравится этот вариант!
А как Вы думаете, при каких условиях задачи система из трех уравнений становится необходимо осмысленной?

IMHO, в учебных задачах сложный способ при наличии более простого не становится осмысленным никогда, и единственная возможность его обосновать состоит в том, чтобы запретить любые альтернативы. Естественно, о творчестве в этом случае лучше не упоминать - но оно и в жизни не всегда нужно.

В реальной задаче более сложный способ становится осмысленным, когда открывает какие-то новые возможности - например, повышает производительность, снижает затраты, легче справляется с "вторичыми" проблемами, повышает качество, снижает риски и т.д.

Например, есть старый анекдот про то, как разные программисты решали следующую задачу: есть некоторая переменная Х, принимающая значения 1 или 2. Требуется заменить значение, т.е. если Х=2, то присвоить этому иксу значение 1, а если 1 - то значение 2. Но ситуация отнюдь не анекдотическая - пример совершенно реальный.

Простейшее (и красивое) решение: присвоить иксу значение, равное (3-Х).

Лучшее (и более надежное) решение: проверить, действительно ли Х принимает одно из двух этих значений, затем если Х=1, присвоить значение 2, если 2 - присвоить значение 1, а если Х равен чему-то другому - выдать диагностическое сообщение и приостановить работу, а затем присвоить одно из значений 1 или 2 в зависимости от ответа пользователя.

Re: задача на деление яблок

Quote:
IMHO, в учебных задачах сложный способ при наличии более простого не становится осмысленным никогда, и единственная возможность его обосновать состоит в том, чтобы запретить любые альтернативы. Естественно, о творчестве в этом случае лучше не упоминать - но оно и в жизни не всегда нужно.
Александр, принципиально с Вами не согласен (уже приводил пример самого простого способа умножить или поделить - калькулятор или айфон, а то и просто сдуть ответ)). Хотя согласен в том, что для начинающих учиться такое непонимание пренебрежением более простых способов и неважность конкретной задачи является очень трудным - требующим специальных процедур по формированию учебной деятельности. Но поскольку собираюсь на это отдельную тему, то лучше здесь именно о примерах "двойственных" задачек
Лично у меня так и остался вопрос о том, как надо трансформировать яблочную задачу, чтобы метод системы из трех уравнений был адекватен (т.е. нельзя было решить простым способом - "делением на два"). Может быть Вы подскажите какая трансформация задачки нужна?
С уважением, Александр

Re: задача на деление яблок

Ромащук Александр wrote:

Лично у меня так и остался вопрос о том, как надо трансформировать яблочную задачу, чтобы метод системы из трех уравнений был адекватен (т.е. нельзя было решить простым способом - "делением на два"). Может быть Вы подскажите какая трансформация задачки нужна?
С уважением, Александр

Пример 1: У Сережи в два раза больше яблок, чем у Наташи. Если Сережа отдаст Наташе четыре яблока, то у Наташи станет в два раза больше яблок, чем у Сережи. Сколько яблок Сережа должен отдать Наташе, чтобы у них стало поровну яблок?

Пример 2: У Сережи в три раза больше яблок, чем у Наташи. Если Сережа съест одно яблоко, то у них двоих останется в три раза больше яблок, чем у Коли, а у одной Наташи - столько же, сколько у Коли. Сколько яблок Сережа должен отдать Наташе, чтобы у них стало поровну яблок?

система из двух или трех уравнений

Да, Александр, я понял, что значит "рассматривать как переменную величину", но не понял необходимости системы трех уравнений
Вот, например, моей перевод в математическую форму:
У Сережи в два раза больше яблок, чем у Наташи: 2х (яблок у Сережи) и х (яблок у Наташи)
Если Сережа отдаст Наташе четыре яблока, то у Наташи станет в два раза больше яблок, чем у Сережи: 2х -4 = 1/2(х+4)
Сколько яблок Сережа должен отдать Наташе, чтобы у них стало поровну яблок: 2х - y = х + y
У меня получается максимум два
С другой стороны, действительно, такой прием мне кажется одним из подходящих. А может быть Вы еще (для полного моего счастья!) подскажете такие конкретные задачи на это отношение, которое предположительно было бы более зажигательно решать испытуемым?
Но в любом случае - большое спасибо!!!
С уважением, Александр

Re: задача на деление яблок

Изображение пользователя GIP.

Ромащук Александр wrote:

Лично у меня так и остался вопрос о том, как надо трансформировать яблочную задачу, чтобы метод системы из трех уравнений был адекватен (т.е. нельзя было решить простым способом - "делением на два"). Может быть Вы подскажите какая трансформация задачки нужна?

Ее надо перекодировать числом кодов больше одного. Оптимально - двойной код. Можно также использовать инерцию мышления, для чего задачу надо превратить в нерешаемую специалистами. Помнится, ГСА приводил подобный пример решения в книге "Алгоритм изобретения" (1973 г.) на стр. 237

Альтшуллер Г.С wrote:
"На одном из семинаров по теории изобретательства слушателям была предложена такая задача: "Допустим,
300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньшим, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов
больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена". Слушатели - высококвалифицированные инженеры - заявили, что они не берутся решать эту задачу: "Тут квантовая физика, а мы - производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся..."
Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи: "Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус
посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?"
Задача была решена мгновенно... Изобретательская задача почти всегда имеет устрашающую окраску. В любой математической задаче есть более или менее явственный подтекст: "Меня вполне можно решить. Такие
задачи уже неоднократно решались". Если математическая задача "не поддается", ни у кого не возникает мысли, что она вообще не решается. В задаче изобретательской подтекст совсем иной: "Меня уже пытались решать, да не вышло! Не зря умные люди считают, что тут ничего не поделаешь..."

Эта цитата взята из электронной книги, которую Вы можете свободно скачать на сайте ГСА.
В разделе "Инерция мышления" книги есть и другие примеры задач.

Осознание

==ИИ-->

установки мышления или учебная установка

Геннадий Иванович, я не совсем понял как "антуражная" трансформация (перевод в сложную и далекую область) может привести к необходимости использовать систему уравнения?
По поводу инерции мышления - подготавливаемая методика как раз, наоборот, основана на необходимости и часто недостижимости другой инерции (установочности на методе). С инерцией мышления все также не очень просто, но это в отдельной теме
С уважением, Александр

Re: установки мышления или учебная установка

Изображение пользователя GIP.

Ромащук Александр wrote:
Геннадий Иванович, я не совсем понял как "антуражная" трансформация (перевод в сложную и далекую область) может привести к необходимости использовать систему уравнения?

Хм... Я прочитал последний абзац темы

Quote:
.....подскажите разные задачки, которые обладают указанным свойством (простым и сложным способом решения)

И чем задача ГСА не отвечает указанном там Вашему интересу?
Двумя текстами условий?

Сведите ее к одному (специальному), используя двойной код, ибо именно при таком перекодировании теряются специфические нюансы, ориентирующий на более сущностное решение.
Другими словами, следует замаскировать второй уровень решения, тогда одинарное смысловое перекодирование будет выводить только на математическое решение.

Осознание

==ИИ-->

Re: система из двух или трех уравнений

Ромащук Александр wrote:
Да, Александр, я понял, что значит "рассматривать как переменную величину", но не понял необходимости системы трех уравнений
Вот, например, моей перевод в математическую форму:
У Сережи в два раза больше яблок, чем у Наташи: 2х (яблок у Сережи) и х (яблок у Наташи)
Если Сережа отдаст Наташе четыре яблока, то у Наташи станет в два раза больше яблок, чем у Сережи: 2х -4 = 1/2(х+4)
Сколько яблок Сережа должен отдать Наташе, чтобы у них стало поровну яблок: 2х - y = х + y
У меня получается максимум два
С другой стороны, действительно, такой прием мне кажется одним из подходящих. А может быть Вы еще (для полного моего счастья!) подскажете такие конкретные задачи на это отношение, которое предположительно было бы более зажигательно решать испытуемым?
Но в любом случае - большое спасибо!!!
С уважением, Александр

Насчет зажигательности - не подскажу. Садизм бывает полезным (в том числе и при обучении), но редко бывает зажигательным.

Что касается иксов с игреками - то бишь, систем уравнений и решений "по действиям", - то это просто два приема решения математических задач: можно решать в одно-два-три действия (причем во сколько именно - вещь субъективная!), можно при помощи системы уравнений (сколько их составить - тоже вещь субъективная), а можно - комбинированным способом.

Вот Вам и пример того, как Вы не смогли решить задачу на составление системы уравнений. В данном случае - системы из трех уравнений. А Вы попробуйте! А вдруг получится?

Кстати говоря, пример с отдачей четырех яблок имеет и более простое решение - всего в одно действие. Ровно то же самое, что и в исходной задаче (я не зря именно эти числа взял!): 4/2=2. Надо только понять, что здесь "4", а что "2". Без вычислений! Найдете?

для методики или смекалки

Александр, зажигательность я просил не для двух способов, а всего лишь "конкретику" условий (чтобы не яблоки, а что-нибудь более захватывающе - и не делить, а...). Как раз чтобы проявить садизм исследователя - испытуемый зажжется и бросится решать задачку (в том числе простым способом), а я тут строго и садистки зафиксирую, что установка на зажигательность у него есть, вот учебной направленности нет ;)
Насчет возможности составления трех уравнений и одного действия: конечно, возможно (особенно, если составление уравнений дело субъективное). Вы предлагаете мне об этом подумать - зачем? Если это поможет мне решить задачу на способ (на создание методики), то очень готов, если просто порешать интересную задачку, то, к сожалению, мне сложно этим зажечься. Мешает тревожность в связи с недоделанной методикой
С уважением, Александр

Re: для методики или смекалки

Ромащук Александр wrote:
Александр, зажигательность я просил не для двух способов, а всего лишь "конкретику" условий (чтобы не яблоки, а что-нибудь более захватывающе - и не делить, а...).

Прошу прощения, но здесь, пожалуйста, Вы сами. Я никогда не отличался "учебной направленностью" (и никогда не считал оную большим достоинством), так что меня трудно этим заинтересовать...

Re: нужны задачки для методики

Еще одна задача из той же серии (правда, по-моему, из Гарднера):

Рыба весит два килограмма плюс половину собственного веса. Сколько весит рыба?

Re: нужны задачки для методики

Изображение пользователя bdeas.

priven wrote:
Еще одна задача из той же серии (правда, по-моему, из Гарднера):

Рыба весит два килограмма плюс половину собственного веса. Сколько весит рыба?


Уже разбиралась в другой ветке. Фил говорил, правда, кажется о кирпичах.

Re: нужны задачки для методики

Целиком и полностью поддерживаю Григория! Но... мой отец меня "натаскивал" на таких задачках, и кажется мне, что не совсем и зря...

Быть может, всё от конкретного человека зависит? Быть может, такой способ обучения - это "кино не для всех"?..

Re: нужны задачки для методики

Изображение пользователя Leonid.

В Германии в 2009 году резко возросло число новорожденных с весом до 800 грамм.

При этом пик "показателей" в этой группе младенцев оказался на весе в 740 граммов.

Причины этой аномальности неизвестны. Ученые ломают голову.

За решение проблемы предложена премия в 23 тысячи Евро.

А теперь, внимание, Задачка для методики:

Что нужно сделать, чтобы в России в 2013 году резко возросло число новорожденных с весом от 3.800 граммов?

Subscribe to Comments for "нужны задачки для методики"