Творческий плагиат или искусство использования коллективного разума

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Дискуссия на соседней ветке навела меня на мысль обсудить искусство использования коллективного разума для собственных нужд.
На первый взглайд всё просто - попросил у коллег-форумчан поделиться идеями по поводу, обобщил и... статью написал.
Но "в действительности всё совсем не так как на самом деле" ((с) кто-то очень умный) - не не начнут коллеги "кидать" нетривиальные идеи.
И даже не потому, что жалко, а потому, что или нет таких (незастолблённых) идей или лень мозги напрягать.
Как быть?
Как ни странно, серьёзную помощь тут может оказать управляемая "бредо-генерация" в комбинации с утверждением типа "а я уже эту проблему решил" и с предложением коллегам самим "найти уже найденное решение".
Первое взрывает "психологическую инерцию", а второе подавляет осторожность и подогравает азарт.
Глядишь - пара человек что-нибудь неординарное и выскажет, но поскольку "а я уже эту проблему решил" то и приоритет вроде как мой...
А теперь вопросы к почетннейшей публике:
1. Какие методы поддержки управляемой "бредо-генерации" и "а я уже эту проблему решил" были задействованы (сознательно или несознательно) на соседней ветке?
2. Какие нетривиальные идеи были высказаны?
Лично меня больше интересует ответ на первый вопрос.

Форумы: 

Re: Творческий плагиат или искусство использования ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

"Только вымолвить успела..." (с) А.С.Пушкин - это я о соседней ветке:)
Ответ на первый вопрос меня интересует с методической точки зрения.
Представьте себя в роли фасилитатора - группа гораздо легче будет выполнять рекоменадции если думает, что фасилитатор знает решение (чтобы поверить в метод нужно время, которого обычно нет) и просто тянет группу к этому решению "за уши"
Но фасилитатор не знает решения - вот тут-то грамотная методика "надувания щёк" могла бы помочь.
Но такая, чтобы не разоблачили...:)

Re: Творческий плагиат или искусство использования ...

В принципе подойдет движение по любой последовательность операций, этапов. Лучше, если длинной. Здесь для начала подойдет любой список контрольных вопросов. Частенько дело так и ставится. В ряде случаев это помогает, но иногда не очень. Потому что самый важный ресурс - вера группы в фасилитатора или в используемый инструмент.
Помню пометки ГСА на домашних заданиях "здесь можно точнее", "неточно". И ведь уточнял, формулировал и проч.

Еще есть возможность использования группы как генератора любой какой-нибудь информации, начального многообразия сигналов при осмотре ведущим на местности. Так порой происходит при получении информации о задаче в новой предметной области. Но там важно сходу заявить, что не являешься специалистом. Потому что после нескольких неверно заданных вопросов могут съесть или просто уйти. Играть роль специалиста не получается, потому что нужно ведь еще и понятные смыслы генерировать. (Вспомнилось: пытался один мой знакомый нанят актеров, чтобы на важном мероприятии сыграли специалистов по ТРИЗ. Было забавно посмотреть, но от идеи он отказался).

Re: Творческий плагиат или искусство использования ...

Поскольку - ну, так получилось - на этой самой ветке в роли этого самого фасилитатора главным образом выступает ваш скромный слуга (что поделать - у автора соседней ветки это не очень получается, а дело нужное - не бросать же, вот я и "самоназначился" помочь), могу сказать следующее (нумерую не в порядке вопросов, а в порядке ответов):

1. Изначально я не знал никакого конечного результата, но получил их уже много.

2. Много результатов я получил сам, но немало - и с помощью коллективного разума. Помощь Григория была крайне уместная и своевременная - мои собственные предварительные формулировки были близки по смыслу, но не точны. А у Григория - в обоих случаях абсолютное попадание "в десятку" по содержанию понятий. Непопадание - только по форме.

3. Последнее оказалось даже и к лучшему! Ибо теперь, имея таки Гришины подсказки, я в самом деле получил-таки абсолютно строгий, "математический", не допускающий никаких "наверное...", ответ на тот вопрос, который я задал на ветке - про то, что это за параметры, которые реагируют на замену элементов при изменении вида ТС, а не комплектации. Говорю это безо всяких недомолвок, поскольку реальное авторство идеи фактически за Григорием - из его формулировки ("вид - это группа экземпляров ТС, все элементы которых взаимозаменяемы") ответ на мой вопрос вытекает просто математически - собственно, я именно так и поступил. Думаю, многие специалисты с опытом будут малость удивлены и простотой самого ответа. Заранее предвижу реплики типа "Но ведь это же всем давно известно!" Хотя если всем известно - то почему же никто не называет ответа? Я все же хочу, чтобы этот ответ смог получить и кто-то другой тоже, а не только я сам. В любом случае - браво, Григорий!!!

4. Хочу особо поблагодарить Алексанлра Владимировича, чьи редкие, но тоже крайне своевременные и очень точные реплики сильно помогают мне "сглаживать" и даже в какой-то степени предотвращать неприятные последствия сделанных мною ошибок. Прежде всего - ошибок, которые непростительны именно фасилитатору. Спасибо Вам, Александр Владимирович!

5. Очень помогла мне, как ни странно, дискуссия на тему о том, что именно мы делаем, когда "совершенствуем ТС". То есть, ответ на этот вопрос я, конечно, в общем и раньше знал (ну, все же как-никак на психфаке учился, а там такие вещи на первом курсе проходят в курсе общей психологии). Но - кое-что для себя уточнил и кое-какие дополнительные примеры для себя нашел. Спасибо Юрию Лебедеву и Mr. lox за помощь с совершенно неожиданной стороны!

6. Теперь "надувание щек". Этот прием я применил здесь вынужденно. Причина - в том, что я не чувствовал в себе достаточно сил и ресурсов, чтобы повести людей за собой с самого начала. Это - та ситуация, когда некоторая (как мне кажется, достаточная) квалификация и опыт у фасилитатора есть, и, в общем, его наличие группе известно, но - поскольку никто участников группы и их из личных знакомых про это раньше ничего, скорее всего, никогда не слышал (ну, в самом деле, много ли вы знаете примеров, когда в ТАКОМ режиме проводилось бы ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ исследование???) - мало кто верит в получение реального результата "здесь и теперь". Куда уж тут без "надувания щек" денешься? Думаю, если справимся и сдюжим (а тренинг такого рода - с неограниченной группой "вольнослушателей" - для меня первый), то впоследствии можно будет и без "надувания щек" обойтись.

7. А вот теперь про методы "бредогенерации". Я их применил здесь несколько.

(а) "Напускание тени на плетень". Это когда про простые и, в общем, хорошо известные вещи говорится, что они на самом деле очень сложные и в них скрыта некая "изюминка". Мистер blandux и Геннадий Иванович часто используют этот прием на соседних ветках. Правда, по-моему, не слишком успешно, но не суть. Здесь самое главное, по-моему, - чтобы какая-то "изюминка" (не важно, какая именно) таки реально была! То есть - чтобы имел место некий реальный парадокс, который хорошо понятен участникам ситуации. (Здесь Григорий - по-моему, вне конкуренции.) А уж поможет ли это в решении конкретных вопросов, и каких именно - дело другое. Задача тренера - до определенного момента поддерживать по возможности состояние "бредогенерации", но - не передержать. Последнее бывает сложным и для более опытных тренеров, чем я. Прием очень эффективен на начальных этапах работы - чтобы сбросить путы психологической инерции. Замечу, что та или иная "привязка" парадокса к реальной ситуации в итоге всегда находится - это "дело техники", не слишком, кстати говоря, сложной.

(б) "Ложная ошибка". Это когда фасилитатор специально пытается доказать, что данный одним из участников и правильный по сути ответ является "грубой ошибкой". Если фасилитатор заинтересован в том чтобы научить чему-то группу, то такой прием оправдан для того, чтобы пресечь слишком преждевременный ответ на вопрос. Но у меня здесь задача другая, и использование этого приема было непреднамеренным - я в самом деле думал, что это ошибка. А потом понял, что не ошибка. Так тоже бывает. И тогда тренер получает-таки реальную помощь от группы.

(в) "Мистификация". Это когда говорится, что ведущий обладает неким сакральным знанием, которое он получил свыше и которое (с вариантами "всегда" или "порой") помогает ему получать правильные ответы на самые сложные вопросы, вот и здесь не обошлось без мистики. Вообще-то этот прием очень опасен для тренера: если вдруг в ответе обнаружатся ошибки, даже мелкие, это чревато мгновенной и полной потерей его авторитета: богам ошибок не прощают. Этот прием - только на тот случай, когда тренер абсолютно уверен в своей правоте (потому что, например, не раз и не два уже то же самое делал), - или когда больше уже делать все равно нечего: потеря контроля над группой... Это - ситуация, когда, говоря языком преферанса, ты уже влетел в гору по полной, но у тебя на руках спасительный "полумизер-полутотес" - но партнер вдруг девятерную заказал. Если "сработает" - тренер (полностью или частично) восстановит авторитет и получит дополнительные "рейтинговые очки". Если нет - то тренинг фактически на том будет закончен. Или пан - или пропал... Правда, иногда ситуация понятна тренеру настолько, что в правильности ответа сомневаться не приходится, - например, когда ответ выводится из условия задачи просто математически. Если в самом деле так - тогда можно и рискнуть. Но лучше не нужно, ибо...

(г) ... ибо если ситуация в группе не критическая, то тогда есть лучший во всех отношениях вариант: "Иллюзия простоты". Это когда на самом деле точное решение ведущему не известно, или даже известно, что его не существует, или что оно в действительности не очень простое, - но он, тем не менее, настаивает на его простоте. Григорий такой прием использовал, когда говорил "эта задача решается просто с помощью приемов". Здесь важно, чтобы задача В САМОМ ДЕЛЕ имела очень простое, логичное и понятное всем решение. А есть у него "подводные камни" или нет - это уж как получится. Ведущий об этих камнях может заранее знать, а может и не знать. В любом случае въедливый, с подробностями "диверсионный анализ" такого результата группой - гарантирован. Правда, Григорий? Ну, вы сами видите, где я этот прием использовал :). Теперь вот еще и понимаете, зачем. Не скрываю!

Пока хватит, наверное? А то если совсем уж все карты раскрою, то и не интересно будет...

Subscribe to Comments for "Творческий плагиат или искусство использования коллективного разума"