Звезды "мыльных пузырей от изобретательства"

Материалы III конференции "ТРИЗ. Практика использования методических инструментов"

Звезды «мыльных пузырей от изобретательства »

Дмитриев С.А., сертифицированный специалист по ТРИЗ 4 уровня.

Педагог дополнительного образования, Красноярская аэрокосмическая школа

 

Поводом для написания настоящей статьи послужил фрагмент интервью Д. И. Зезюлина, заместителя председателя Центрального Совета и председателя Московского городского Совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), организатора и президента Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед» и президента Международного инновационного клуба «Архимед», действующего под флагом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) журналу «Наука и жизнь» №9 за 2011 год.

«Вопрос:

Михаил
Дмитрий Иванович! Что Вы думаете о ТРИЗ? Не кажется ли Вам, что это "мыльный пузырь" от изобретательства? Вернее, даже не от него, потому что настоящий изобретатель не может не творить, его не надо "натаскивать". По-моему, после нашествия "тризовцев" появляются всякие вечные двигатели технического прогресса...

Ответ:

Дмитрий Иванович Зезюлин

Согласен с Вами. Думаю, что изобретатель должен иметь навыки составления патентных заявок, бизнес-предложений. А изобретать по заказу нельзя. Изобретательство – это талант: либо он есть, либо его нет. Конечно, к таланту ещё нужны: труд плюс образование плюс стойкость.»

 

Для меня, инженера, более четверти века распространяющего и применяющего ТРИЗ, ни сам вопрос корреспондента, ни ответ высокопоставленного чиновника не несут никакой новой информации. Людей, поверхностно с ТРИЗ знакомых, но позволяющих себе судить о ней – пруд пруди.

Но у меня есть желание разобраться, самому себе ответить  на главный вопрос – а что ты, инженер Сергей Анатольевич, создал, чем ты можешь гордиться? Помогло ли тебе  ««тризное» сильное мышление»? Ведь твои друзья, бывшие коллеги, стали вполне успешными учеными, предпринимателями, авторитетными специалистами, руководителями, а ты – все в школе деточек развлекаешь-развиваешь?

Можно дать три уровня ответа на этот вопрос.

Первый уровень - эмоциональный.  Мне очень интересно использовать ТРИЗ и в инженерной деятельности и, особенно, в образовании. ТРИЗ в умелых руках всегда приводит к появлению красивых, и перспективных идей. Идеи, осознаваемые людьми, активизируют их эмоциональную и познавательную сферы  поэтому, в коллективе носителей идей возникает творческая атмосфера, складываются открытые товарищеские взаимоотношения. В школе педагогика  ТРИЗ-творчества превращает неразумных детей в личности, и при этом не требует затрат на дорогостоящее оборудование, учебные пособия. ТРИЗ реализует все наиболее прогрессивные педагогические идеи. Творческие работы обученных детей, охватывают самые разные сферы человеческой деятельности, патентуются, получают признание научной общественности, а авторы работ – награждаются престижными премиями, стипендиями, грамотами и дипломами.

То, что в  образовании сегодня начинают внедрять официально:  творческий «портфолио», собственный проект выпускника – все это в нашей системе реализовано уже более двух десятков лет. Пока еще не воплощена главная идея «тризовских» детских школ – «подхват» идей детей реальным общественным производством и наукой. Но отдельные признаки такого «подхвата», проявление интереса взрослых к проектам детей уже есть. В последние годы на конкурсах инновационных проектов, проекты старшеклассников участвуют на равных с проектами аспирантов, студентов. Были эпизоды, когда в аэрокосмическую школу приходили ученые аэрокосмического университета и приглашали именно «тризовских» детей к работе над научными темами.  Разработка тем школьниками всегда приводила к неожиданными  результатам. Так, работа «Тунгусский феномен – черный ящик цивилизации» стал призером конкурса МАТРИЗ в 2003 году, а я, как руководитель работы, получил от Председателя правления СОИК почетный знак общественного признания «Осколок Тунгусского метеорита».

 

Второй уровень – статистика. Мой личный «портфолио» творческих работ школьников, отмеченных на конференциях не ниже городского уровня насчитывает около 150 тем. Большинство тем содержат патентоспособные идеи. Из этого спектра работ получено 18 патентов, 43 школьника стали авторами изобретений. Количество подготовленных детей, аттестованных Международной ассоциацией ТРИЗ на звание «Специалист по ТРИЗ»:

2 уровня – 15 человек, 3 уровня – 1 (См. http://www.matriz.org/start.php?mlang=1&p=-1&t=-1#).

 В  «социалистический» период нас, инженеров заставляли принимать творческие обязательства – ежегодно подавать заявки на изобретения. Подавал и я с крайней неохотой, но только в «школьные годы» к процессу патентования стал относиться как к чему-то важному – патенты нужны и много (!!!) - детям.

Ныне в стране в промышленности, в отраслевой науке частота патентования резко сократилось, а в школе – резко возросла!  

Третий уровень ответа – реализация идей.

Часто слышится упрек в наш адрес, что мы придумываем нереализуемые, хоть и патентуемые идеи. Дескать, красивые изобретения, но - ради изобретений. Действительно, несмотря на то, что часть «детских»  изобретений решает реальные производственные проблемы, и с этими проблемами дети знакомились, исследуя конкретные предприятия, внедренных идей пока нет.

Упрекающим прекрасно известно, что путь от идеи до внедрения и долог и тернист. «Довести» проекты от идей до конкретных конструкторских и технологических проектов в рамках школы и усилиями школы практически невозможно. А реальной поддержки от разросшихся в последнее время центров ТТМ, технопарков, бизнес-инкубаторов и аналогичных структур пока нет. И все же идеи школьников воплощаются в жизнь, даже спустя  полтора десятка лет!

Приведу примеры[1]:

  1. «Черная зубная паста». В 1994 г  в школе 142 Красноярска была получена идея зубной пасты на активированном угле. Позже, в аэрокосмической школе, эта идея была развита, и получен патент на состав и технологию изготовления пасты (пат. 2184524 от  2001 г). Лишь в 2008 году на российском рынке появились пасты производства Японии и Кореи с активированным углем. А в 2009 году такую пасту стала производить московская фирма «СПЛАТ»[2].
  2. «Замораживание полыньи Енисея». В 1993 году на проходившей общероссийской научно – практической конференции, ученые официально признали, что многолетние поиски решения проблемы незамерзающей полыньи Енисея оказались безрезультатными и сделали вывод о невозможности решения этой проблемы.[3]  В 1996 году  школьниками АКШ был предложен новый способ нанесения льда на полынью с одновременном обогревом теплом города Дивногорска. В 1998 (пат 2151975) и 2005 (пат 55945) были получены патенты на способ и устройство его реализующее. В 2009 году в сети «Интернет» появилось информация о разработке ОАО "ВНИИхолодмаш-Холдинг" (Новосибирск) проекта теплонасосной установки охлаждения сбрасываемой с плотины ГЭС воды и обогрева Дивногорска отнятым у воды теплом[4].
  3. «Летающий пожарный». В 1997 году в аэрокосмической школе была получена идея доставки пожарного на верхние этажи высотных зданий за счет реактивной водяной струи. (пат. № 2182833 от 2001 г. ). А в 2007 году появилась информация об аттракционе – полете человека над поверхностью водоема за счет водяного реактивного движителя изобретателя  Реймондо Ли[5].
  4. «Фонарик для туристов». В 1998 году выпускниками   АКШ был проведен функционально – стоимостный анализ конструкции отечественного фонарика для спелеологов. В результате была предложена конструкция головного светильника – полупроводниковой светодиодной матрицы – таблетки с встроенной схемой и аккумулятором. Светодиодные головные фонари на сверхмощных светодиодах появились в магазинах примерно пятью годами позже.
  5. «Лазерная расческа» В 1999 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад «лазерная расческа» - о приборе для воздействия на кожу головы лазерным лучом, конструктивно совмещенным с расческой. [6] В 2011 году на ТВ-канале был показан сюжет о японской «лазерной расческе» - новой технологии лечения.[7]
  6. В 1999 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад, в котором предложен способ предотвращения переломов конечностей начинающих парашютистов путем напряжения требуемых мышц тела непосредственно перед приземлением импульсами тока. Было продемонстрировано действие прибора на мышцах кисти рук, а также озвучены другие области применения найденного решения.[8]  В 2011 году на ТВ-канале был показан сюжет о новой японской технологии, позволяющей необученным людям играть на струнных музыкальных инструментах.[9]
  7. «ТРИЗ для мам» В 2002 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад, в котором предложено обучать ТРИЗ беременных  женщин. В наши дни пренатальное воспитание, или обучение стало модным направлением работы с беременными женщинами. [10]
  8. «Экраноплан для рек».  В 2003 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад, и получен патент 2 266 836 на экраноплан для перемещения вдоль рек, в котором, двигатели находятся в воде. В настоящее время, Енисейская речная компания рассматривает проект использования экранолетов для доставки грузов по северным рекам края.
  9.  «Тунгусский феномен».  В 2003 году В АКШ было проведено исследование гипотез, объясняющих «Тунгусский феномен», с использованием АРИЗ – 85В была разработана методика исследования этой научной проблемы и предложена собственная гипотеза.  В 2004 году гипотеза школьников была размещена в сети «Интернет» и вызвала дискуссию.[11] В 2008 году телеканал «Культура» создал фильм «Тунгусская соната», где автор фильма озвучил гипотезу «№101», слово в слово совпадающую с текстом работы школьников. Без ссылок на авторов, впрочем.[12]
  10. «Тушение паром». В 2004 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад, в котором предложена идея тушения пожаров паром, в том числе и лесных, доставляемом в теплоизолированных емкостях под высоким давлением различными транспортными средствами, были произведены оценочные расчеты.  В 2010  году  на ТВ-канале был показан новый пожарный автомобиль, в котором вместо воды для пожаротушения используется пар.[13]
  11. «Утилизация золы ТЭЦ» В 2004 году школьниками АКШ на краевой конференции был озвучен доклад, где была предложена идея смешивания сильнощелочной золы ТЭЦ и кислотного лигнина – отходов ЦБК для их взаимной нейтрализации. В 2010 году был погашен самовоспламенившийся и горевший годами отвал отходов лигнина под г.  Канск путем смешения с золой от ТЭЦ по рекомендациям НИИ.[14]

 

Приведенные примеры, (далеко не все), обозначили роль и место в общем потоке изобретений молодых людей от ТРИЗ– формировать перспективные ориентиры в развитии технических систем. И эти изобретения - не «мыльные пузыри от изобретательства», а путеводные звезды!

Спасибо за внимание.

 



[1] Большинство упомянутых работ были представлены на конкурсе Международной ассоциации ТРИЗ

[3] Можно ли заморозить Енисей. Сборник материалов научно-технической конференции. Дивногорск 27 апреля 1993 г. Изд-во Красноярского университета, 1994 г.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Звезды "мыльных пузырей от изобретательства"

А как вы думаете, многоуважаемые коллеги, можно ли делать на заказ научные открытия? Я не говорю "силами любой доярки" - а говорю "на заказ". Можно или нет, как вы полагаете?

P.S. Огромная благодарность автору статьи.

Subscribe to Comments for "Звезды "мыльных пузырей от изобретательства""