Предварительная подготовка слушателей к решению практических задач на семинарах по ТРИЗ

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА СЕМИНАРАХ ПО ТРИЗ.

Виссарион Сибиряков, Мастер ТРИЗ, К.т.н. г.Новосибирск

 

Обязательным условием участия слушателя в моих семинарах по ТРИЗ является наличие реальной производственной задачи. По окончании семинара каждый слушатель должен решить свою производственную задачу и защитить полученное  решение перед  группой слушателей и руководителей производственных подразделений. На защиту решений приглашается патентовед, чтобы сразу оценить полученные решения с точки зрения возможности их патентования.

Для того, чтобы сэкономить драгоценное время семинара, я применяю следующий методический приём. За две недели до начала семинара, каждый слушатель получает «Формуляр описания задачи». В формуляре содержатся основные данные о слушателе, его координаты для последующей обратной связи, если таковая понадобится. Основу формуляра составляет алгоритм описания производственной задачи. Образец формуляра приведён ниже.

Заполняя формуляр, слушатели ещё до начала семинара знакомятся с основными положениями и понятиями ТРИЗ. Это позволяет существенно сократить время на обсуждение задач в аудитории. Для того, чтобы снять возможные вопросы и помочь слушателям самостоятельно заполнить формуляр, к нему образец   заполненного формуляра учебной задачи. В данной статье приводится описание учебной «Задачи о закалке слитка в масле»  Г.И.Иванова.

 

***********

Предприятие: _________2011

 

Формуляр описания задачи о

ФИО...................................................................................................................................................

Цех/отдел:.........................................................................................................................................

Должность:........................................................................................................................................

Телефон:......................................................... e-mail:......................................................................

 

  1.   Опишите последовательность операций.

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................         

       2.   Что плохо? Какие нежелательные эффекты  (НЭ) возникают в работе?

А) ......................................................................................................................................................

Б) .......................................................................................................................................................

В) ......................................................................................................................................................

 

       3.  Перечислите основные узлы, элементы, агрегаты:

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 ..........................................................................................................................................................

 

       4.  ГДЕ возникает  нежелательный эффект? (Описать  словами.  Желательно на  рисунке или чертеже дать две  проекции)

...........................................................................................................................................................

                 Проекция А                                                                         Проекция В

 

  1. КОГДА возникает  нежелательный эффект?

...........................................................................................................................................................

7.  ПОЧЕМУ  возникает   нежелательный  эффект?

...........................................................................................................................................................

 

8. КАК раньше пытались устранить  нежелательный эффект? 

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

9.  ЧТО  получилось?

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

10. Есть ли другое оборудование, где эти проблемы не возникают или решены конструктивно по -  другому?

...........................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................

 11. Какова стоимость приобретения нового оборудования и переналадки производства?

...........................................................................................................................................................

12. Сколько времени понадобится на переналадку производства? …………………………………….

 

13. Оцените, пожалуйста, ожидаемый экономический эффект,  если  нежелательный эффект будет устранен  без кардинального технического перевооружения?.............................................................................

 

**************

Пример   заполнения «Формуляра описания задачи о закалке слитка в масле»

 

  1.   Опишите последовательность операций.

 Необходимо обеспечить закалку слитков непосредственно в литейном цехе. Из нагревательной печи заготовки с помощью кран-балки транспортируются к закалочной ванне. Затем они опускаются в ванну с закалочным маслом. После закалки слитки транспортируются той же кран-балкой на склад готовой продукции.

 

       2.  Что плохо? Какие нежелательные эффекты (НЭ) возникают в работе?

А) При закалке слитка в масляной ванне непосредственно в литейном цехе из-за сгорания масла возникает много дыма. Из-за этого резко ухудшаются условия работы.

 

      3.  Перечислите основные узлы, элементы, агрегаты:

 Нагревательная печь, кран-балка, ёмкость с закалочным маслом, раскалённые слитки металла.

 

      4.  ГДЕ возникает  нежелательный эффект? (Описать словами. Желательно на  рисунке или чертеже дать две  проекции)

Пока заготовка находится в воздухе, дыма нет. Когда она полностью погружена в масло дыма тоже нет. Дым возникает только тогда, когда заготовка касается поверхности  масла и опускается в него. То есть дым возникает только  в зоне контакта масла, заготовки и воздуха.

            Проекция А                                         Проекция В

        

 

 

 

  1. КОГДА возникает  нежелательный эффект?

С момента касания заготовки поверхности масла и до её полного погружения.

 

7.  ПОЧЕМУ  возникает   нежелательный  эффект?

Масло загорается  на воздухе при погружении в него раскалённой заготовки.

 

8. КАК раньше пытались устранить  нежелательный эффект?   (Средство устранения -  СУ):

А) Пробовали подвести вентиляцию.

Б)  Пробовали опускать заготовку быстрее.

 

9.  Что получилось?

А) Трубы  вентиляции  очень мешают работе кран-балки, практически невозможно работать.

Б)  При быстром опускании заготовки дыма меньше на 5-7%, но несколько раз пробивали дно ванны. Кроме дыма в цеху появлялась огромная лужа масла.

 

10. Есть ли другое оборудование, где эти проблемы не возникают или решены конструктивно по-другому?

Обычно в таких ситуациях оснащают  специальное место – закалочный участок. Это отдельное  помещение в цехе.

 

 11. Какова стоимость приобретения нового оборудования и переналадки производства?

 Около 1.5 миллиона рублей

 

12. Сколько времени понадобится на переналадку производства?  6-8 месяцев.

13. Оцените, пожалуйста, ожидаемый экономический эффект,  если  нежелательный эффект будет устранен  без кардинального технического перевооружения?

Минимум 2 миллиона рублей в год.

*************

 

Нетрудно увидеть, что такое описание исходной  «изобретательской ситуации» позволяет:

-  Проанализировать последовательность технологических операций.  То есть построить функциональную модель технологического процесса;

-  Описать один (или несколько) нежелательных эффектов.  (То есть сформулировать половинку будущего технического противоречия, для последующего применения «Таблицы Альтшуллера»);

-  Проанализировать вещественно-полевые ресурсы (ВПР);

-  Описать и нарисовать оперативную зону и ВПР в ней;

-  Выявить  оперативное время – когда возникает конфликт?

-  Иногда, довольно часто  - можно выйти и на формулирование  «физического противоречия»;

-  Проанализировать ранее предложенные решения (средства устранения) и понять, почему они не сработали или сработали неэффективно;

-  Предварительно оценить экономический эффект, который может быть получен при реализации Идеального Конечного Результата (ИКР).

 

Таким образом, заполняя формуляр, слушатели еще ДО СЕМИНАРА в неявном виде знакомятся с основными понятиями ТРИЗ.

Четырехлетний опыт использования формуляров на разных предприятиях позволяет сделать следующие выводы:

- До 75% процентов производственных задач решаются слушателями ДО начала семинара по ТРИЗ.     

-  Наиболее продвинутые слушатели решают НЕСКОЛЬКО таких задач.  (Рекорд поставил мастер листопрокатного цеха №1 ОАО «Северсталь».  До и во  время семинара он решил 12 (!) реальных задач своего цеха. Суммарный экономический эффект превысил 100 миллионов рублей. При условии их внедрения, конечно…)

         - Существенно экономится время аудиторных занятий. (Стандартная длительность моих семинаров – 32 часа, 4 полных рабочих дня).

         - Каждый слушатель к концу третьего дня решает свою реальную производственную задачу. Это придает слушателям уверенность в собственных силах. 

        - Используя формуляр, слушатели смело берутся решать «чужие» производственные задачи, даже из других отраслей техники..

  

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Предварительная подготовка слушателей к решению практических задач на семинарах по ТРИЗ"