Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ К РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА СЕМИНАРАХ ПО ТРИЗ.
Виссарион Сибиряков, Мастер ТРИЗ, К.т.н. г.Новосибирск
Обязательным условием участия слушателя в моих семинарах по ТРИЗ является наличие реальной производственной задачи. По окончании семинара каждый слушатель должен решить свою производственную задачу и защитить полученное решение перед группой слушателей и руководителей производственных подразделений. На защиту решений приглашается патентовед, чтобы сразу оценить полученные решения с точки зрения возможности их патентования.
Для того, чтобы сэкономить драгоценное время семинара, я применяю следующий методический приём. За две недели до начала семинара, каждый слушатель получает «Формуляр описания задачи». В формуляре содержатся основные данные о слушателе, его координаты для последующей обратной связи, если таковая понадобится. Основу формуляра составляет алгоритм описания производственной задачи. Образец формуляра приведён ниже.
Заполняя формуляр, слушатели ещё до начала семинара знакомятся с основными положениями и понятиями ТРИЗ. Это позволяет существенно сократить время на обсуждение задач в аудитории. Для того, чтобы снять возможные вопросы и помочь слушателям самостоятельно заполнить формуляр, к нему образец заполненного формуляра учебной задачи. В данной статье приводится описание учебной «Задачи о закалке слитка в масле» Г.И.Иванова.
***********
Предприятие: _________2011
Формуляр описания задачи о
ФИО...................................................................................................................................................
Цех/отдел:.........................................................................................................................................
Должность:........................................................................................................................................
Телефон:......................................................... e-mail:......................................................................
- Опишите последовательность операций.
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
2. Что плохо? Какие нежелательные эффекты (НЭ) возникают в работе?
А) ......................................................................................................................................................
Б) .......................................................................................................................................................
В) ......................................................................................................................................................
3. Перечислите основные узлы, элементы, агрегаты:
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................
4. ГДЕ возникает нежелательный эффект? (Описать словами. Желательно на рисунке или чертеже дать две проекции)
...........................................................................................................................................................
Проекция А Проекция В
- КОГДА возникает нежелательный эффект?
...........................................................................................................................................................
7. ПОЧЕМУ возникает нежелательный эффект?
...........................................................................................................................................................
8. КАК раньше пытались устранить нежелательный эффект?
...........................................................................................................................................................
...........................................................................................................................................................
9. ЧТО получилось?
...........................................................................................................................................................
...........................................................................................................................................................
10. Есть ли другое оборудование, где эти проблемы не возникают или решены конструктивно по - другому?
...........................................................................................................................................................
...........................................................................................................................................................
11. Какова стоимость приобретения нового оборудования и переналадки производства?
...........................................................................................................................................................
12. Сколько времени понадобится на переналадку производства? …………………………………….
13. Оцените, пожалуйста, ожидаемый экономический эффект, если нежелательный эффект будет устранен без кардинального технического перевооружения?.............................................................................
**************
Пример заполнения «Формуляра описания задачи о закалке слитка в масле»
- Опишите последовательность операций.
Необходимо обеспечить закалку слитков непосредственно в литейном цехе. Из нагревательной печи заготовки с помощью кран-балки транспортируются к закалочной ванне. Затем они опускаются в ванну с закалочным маслом. После закалки слитки транспортируются той же кран-балкой на склад готовой продукции.
2. Что плохо? Какие нежелательные эффекты (НЭ) возникают в работе?
А) При закалке слитка в масляной ванне непосредственно в литейном цехе из-за сгорания масла возникает много дыма. Из-за этого резко ухудшаются условия работы.
3. Перечислите основные узлы, элементы, агрегаты:
Нагревательная печь, кран-балка, ёмкость с закалочным маслом, раскалённые слитки металла.
4. ГДЕ возникает нежелательный эффект? (Описать словами. Желательно на рисунке или чертеже дать две проекции)
Пока заготовка находится в воздухе, дыма нет. Когда она полностью погружена в масло дыма тоже нет. Дым возникает только тогда, когда заготовка касается поверхности масла и опускается в него. То есть дым возникает только в зоне контакта масла, заготовки и воздуха.
Проекция А Проекция В
- КОГДА возникает нежелательный эффект?
С момента касания заготовки поверхности масла и до её полного погружения.
7. ПОЧЕМУ возникает нежелательный эффект?
Масло загорается на воздухе при погружении в него раскалённой заготовки.
8. КАК раньше пытались устранить нежелательный эффект? (Средство устранения - СУ):
А) Пробовали подвести вентиляцию.
Б) Пробовали опускать заготовку быстрее.
9. Что получилось?
А) Трубы вентиляции очень мешают работе кран-балки, практически невозможно работать.
Б) При быстром опускании заготовки дыма меньше на 5-7%, но несколько раз пробивали дно ванны. Кроме дыма в цеху появлялась огромная лужа масла.
10. Есть ли другое оборудование, где эти проблемы не возникают или решены конструктивно по-другому?
Обычно в таких ситуациях оснащают специальное место – закалочный участок. Это отдельное помещение в цехе.
11. Какова стоимость приобретения нового оборудования и переналадки производства?
Около 1.5 миллиона рублей
12. Сколько времени понадобится на переналадку производства? 6-8 месяцев.
13. Оцените, пожалуйста, ожидаемый экономический эффект, если нежелательный эффект будет устранен без кардинального технического перевооружения?
Минимум 2 миллиона рублей в год.
*************
Нетрудно увидеть, что такое описание исходной «изобретательской ситуации» позволяет:
- Проанализировать последовательность технологических операций. То есть построить функциональную модель технологического процесса;
- Описать один (или несколько) нежелательных эффектов. (То есть сформулировать половинку будущего технического противоречия, для последующего применения «Таблицы Альтшуллера»);
- Проанализировать вещественно-полевые ресурсы (ВПР);
- Описать и нарисовать оперативную зону и ВПР в ней;
- Выявить оперативное время – когда возникает конфликт?
- Иногда, довольно часто - можно выйти и на формулирование «физического противоречия»;
- Проанализировать ранее предложенные решения (средства устранения) и понять, почему они не сработали или сработали неэффективно;
- Предварительно оценить экономический эффект, который может быть получен при реализации Идеального Конечного Результата (ИКР).
Таким образом, заполняя формуляр, слушатели еще ДО СЕМИНАРА в неявном виде знакомятся с основными понятиями ТРИЗ.
Четырехлетний опыт использования формуляров на разных предприятиях позволяет сделать следующие выводы:
- До 75% процентов производственных задач решаются слушателями ДО начала семинара по ТРИЗ.
- Наиболее продвинутые слушатели решают НЕСКОЛЬКО таких задач. (Рекорд поставил мастер листопрокатного цеха №1 ОАО «Северсталь». До и во время семинара он решил 12 (!) реальных задач своего цеха. Суммарный экономический эффект превысил 100 миллионов рублей. При условии их внедрения, конечно…)
- Существенно экономится время аудиторных занятий. (Стандартная длительность моих семинаров – 32 часа, 4 полных рабочих дня).
- Каждый слушатель к концу третьего дня решает свою реальную производственную задачу. Это придает слушателям уверенность в собственных силах.
- Используя формуляр, слушатели смело берутся решать «чужие» производственные задачи, даже из других отраслей техники..