Школьная ИНТЕРРА 2011

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

 

ШКОЛЬНАЯ  «ИНТЕРРА -2011»

Г.И.Теребило, к.т.н, Директор Института Рекламы и связей с общественностью (ИРСО),

Н.Ю.Григорьева, Зав отделом инновационных проектов  ИРСО;

И.В.Архипова, зам Директора ИРСО;

В.Г. Сибиряков, к.т.н, Мастер ТРИЗ, доцент ИРСО;

В.В.Осадько, специалист ТРИЗ, преподаватель ИРСО. Все -  Новосибирск.

 

«Российская газета», 22.09.2011г. : В Новосибирске открылся международный молодежный инновационный форум "Интерра-2011". Церемония открытия прошла в большом зале Новосибирского театра оперы и балета.  Тема третьего по счету форума в Новосибирске обозначена как  "Инновационный человек и инновационное государство". По данным оргкомитета, экспертами на форуме выступят более полутысячи специалистов, а всего в Новосибирск прибыло более тысячи официальных участников из 34 стран мира и практически всех регионов России. Среди экспертов - известные люди: Иван Бортник, Виталий Третьяков, Александр Гордон, Андрей Звягинцев.  Ожидается, что в целом гостями "Интерры-2011" станут более 40 тысяч человек. В трехдневной программе форума более 290 мероприятий!

 Обозначенная тема «Инновационный человек и инновационное государство». явно указывает на то, что успешность развития инновационного государства определяется, прежде всего, успешностью решения задачи по формированию инновационного человека. Инновационный человек – это человек, способный, во-первых, к профессиональному самоопределению; во-вторых, обладающий не только определенной суммой знаний, но и способностью использовать их при решении нестандартных задач из разных сфер деятельности;  в-третьих, умеющий анализировать проблемы, переводить их в задачи и получать удовольствие от их решения;  в-четвертых, обладающий комплексом личностных качеств, свойственных творческим личностям. Жизненный принцип таких личностей  соответствует девизу: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть этот мир прогнется под нас!». 

Три года назад для учителей г.Бердска, это город-спутник Новосибирска, авторы статьи организовали 72-часовой семинар по ТРИЗ. В результате обсуждения итогов семинара родилась инновационная идея – в рамках ежегодной  «взрослой интерры» проводить  «Школьную интерру».

В первом форуме участвовало всего несколько десятков школьников из школ Бердска и Новосибирска.  Второй форум  был гораздо представительнее. При подготовке третьей «Школьной интерры-2011» был проведен еще один семинар по ТРИЗ для учителей-естественников  Новосибирской области. Важным событием для них стал семинар Мастера ТРИЗ Анатолия Гина по «открытым задачам».

«Школьная Интерра-2011»  должна была решить следующие актуальные в контексте  главной темы форума Интерра задачи:

  1. Показать школьникам, что способность к творчеству, проявляющаяся как умение решать реальные творческие задачи,  не удел избранных, а реально формируемое качество  любого нормального человека.
  2. Обучить школьников современным технологиям творчества.
  3. Повысить интерес школьников к изучению таких дисциплин как физика, математика, химия, биология, лежащих в основе инженерных специальностей. 
  4. Показать творческую сущность инженерных специальностей и поднять их  престижность в глазах школьников. 

Решение этих задач приблизит общество к достижению основной воспитательной цели: «Формирование у сегодняшних школьников чувства сопричастности и ответственности за инновационное будущее России».

Общая схема  этапов организации и проведения Школьной Интерры на площадке:

В каждом районе области формируется одна или несколько команд для участия в Школьной Интерре. Предварительно участники  команд (школьники 8 -11 классов) изучают современные технологии творчества. Обучение школьников этим технологиям проходит под руководством руководителей команд от районов, которые сами предварительно прошли обучение на базе Новосибирского Государственного Педагогического Университета (НГПУ).  Как правило, это учителя физики, химии, биологии, математики. Период обучения руководителей команд и самих участников команд – 16 мая - 15 сентября 2011 года.

В результате обучения школьники овладевают основами Теории Решения Изобретательских Задач, некоторыми эвристическими приемами, осваивают алгоритм решения любых творческих задач (в первую очередь, технических). В начале июня 2011 года всем потенциальным командам-участникам были высланы 20 учебных задач по ТРИЗ. Школьники должны были приготовить  презентации по найденным ими решениям для участия в первом очном туре «Школьной интерры-2011».

В период с 20 по 24 сентября на базе НГПУ проходили два очных тура Школьной Интерры. Вместо ожидавшихся 150 человек (более 20 команд), на тризовский «творческий турнир» приехало 250 школьников – 36 команд!  Было много ребят даже из сельской местности.

На первом этапе жюри оценивало результаты решения разосланных ранее учебных задач. Команды соревновались в умении решать тризовские задачи. Очень важно было ещё и  красиво подать свои результаты!

На втором этапе школьникам были предложены 4 реальные производственные  задачи, взятые с семинаров Мастера ТРИЗ В.Сибирякова на ОАО «СеверСталь». Победителей определяло жюри, включающее в себя  ТРИЗ-специалистов, преподавателей технических дисциплин новосибирских ВУЗов, успешных инноваторов, представителей производства.  Следует отметить, что почти все команды меньше, чем за сутки,  решили реальные производственные задачи!

          Все усилия организаторов Школьной Интерры - 2011 были направлены на решение следующих актуальных в контексте  главной темы форума “Интерра-2011»  задач:

  Задача 1. Показать школьникам, что способность к творчеству, проявляющаяся как умение решать реальные творческие задачи,  не удел избранных, а реально формируемое качество  любого нормального человека.

Все конкурсные задачи заочного тура, а особенно реальные производственные задачи очного тура, удовлетворяют всем критериям творческих задач.  И тот факт, что практически все участники всех команд вышли на их контрольные решения свидетельствует об эффективности использования ТРИЗ-технологий при обучения детей творчеству.

            Задача 2. Обучить школьников современным технологиям творчества.

Для оценки эффективности решения этой задачи были использованы разработанные нами критерии оценки творческих задач. Эти критерии (точнее, их количественные значения) косвенно свидетельствуют о степени освоения школьниками инструментов ТРИЗ. Анализ решения школьниками творческих задач по вышеуказанным критериям показал хорошее  усвоение ими основ ТРИЗ.

          Задача 3. Повысить интерес школьников к изучению таких дисциплин как физика, математика, химия, биология, лежащих в основе инженерных специальностей. 

Все творческие задачи были подобраны таким образом, что в основе ресурса для их решения лежал тот или иной эффект (физический, химический, биологический, технический и т.п.). Например, по ходу решения задачи школьнику надо было получить микроперемешения объекта. Но каким образом это сделать с наилучшим для данной задачи эффектом он не знает. И тогда он САМ начинает искать нужную информацию. И оказывается, что необходимые для данной задачи микроперемещения можно получить используя эффект расширения тел при нагревании, за счет пьезоффекта, за счет магнитострикции и т.д.

          Задача 4. Показать творческую сущность инженерных специальностей и поднять их  престижность в глазах школьников. 

Особенно убедительной в этом отношении была реальная производственная задача об уменьшении диаметра пламени горелки  при резке металла. Оказалось, что уменьшение размера пламени всего на 1 мм дает с учетом масштаба производства экономический эффект десятки миллионов рублей. Именно такое решение, направленное на уменьшение размера пламени горелки, предложили  участники «Школьной Интерры – 2011».

          Задача 5. Мотивировка учителей к овладению современными технологиями творчества, обучение этим технологиям детей и использование этих технологий при изучении обычных школьных дисциплин (физика, химия, биология, технология и т.п.).

Показателями достижения этой цели служат многочисленные отзывы о «Школьной Интерре – 2011»  руководителей команд, учителей, директоров школ. (См.ниже).

Таким образом, по нашему мнению, постановка и решение задач «Школьной Интерры – 2011»  внесло весомый  вклад в решение такой     актуальной на сегодняшний день задачи, как «Формирование у  школьников чувства сопричастности и ответственности за инновационное будущее России».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ «ШКОЛЬНОЙ ИНТЕРРЫ – 2012»

  1. Учитывая результаты «Школьной Интерры-2011», тот резонанс, который она вызвала среди школьников, родителей, учителей и общественности, в 2012 году  выделить ее в рамках «Взрослой Интерры»  в  отдельное самостоятельное направление.
  2. Основной базовой площадкой «Школьной Интерры -2012» в НСО  официально утвердить НГПУ. Это позволит существенно повысить эффективность решения следующих задач:
    1. Четко определить общие цели и задачи.  Определить единые критерии эффективности достижения этих целей и задач.
    2. Скоординировать работу учителей по подготовке школьников к участию в «Школьной Интерре-2012».
    3. При подготовке к Интерре проводить целенаправленную  методическую работу среди учителей и школьников.
  3. Поднять престиж учительской профессии.
  4. На базе тех школ области, которые подготовили и выставили команды для участия в «Школьной Интерре – 2011», организовать районные центры по обучению учителей и школьников современным технологиям творчества. Руководителями этих центров назначить учителей, которые прошли обучение  в НГПУ и получили соответствующее удостоверение.
  5. Упомянутые  районные центры готовят и проводят районные Школьные Интерры в период, предшествующий проведению основной «Школьной Интерры -2012». По результатам районной Интерры формируется команда района на основную Интерру.  Общее и методическое руководство районными центрами творчества целесообразно поручить НГПУ (ИРСО).
  6. Привлечь к участию в новосибирской  «Школьной интерре-2012» команды школьников, подготовленные ТРИЗ - специалистами из других городов России: Ангарск, Братск, Красноярск, Норильск, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ульяновск  и др.
  7. Подготовить краткое методическое руководство для энтузиастов – учителей по проведению подобных мероприятий среди школьников России и СНГ.

 

Ниже мы приводим некоторые отзывы участников «Школьной интерры-2011».

 

           МОУ «СОШ с. Тальменка»

           Мероприятия, проходившие в рамках «Школьной Интерры - 2011», вызвали большой интерес у учащихся. До сих пор вспоминаются интересные моменты, поучительные ситуации, появилось очень много новых друзей. А главное, - желание решать творческие задачи только усилилось.

У себя в школе мы уже запланировали ряд  мероприятий для учащихся по развитию творческого мышления. Инициатива исходила от детей.  Надо обязательно проводить мероприятия такого уровня для школьников области и освещать их по областному телевидению, так как  многие жители нашего села: родители, педагоги, одноклассники, - следили за новостями «Интерры». Спасибо.

С уважением, руководитель команды МОУ «СОШ с. Тальменка», Светлана Петрова.

 

        Краснозерский р-н, МБОУ Садовская СОШ

Добрый день, уважаемые Коллеги!
До сих пор в нас "кипят"чувства восторга и радости от ПРАЗДНИКА "Школьной Интерры-2011" . Для наших детей это было поистине грандиозным праздником.  Похоже, что у вас в
ближайшие три года будет хороший набор абитуриентов: мои ученики  штудируют книгу по рекламе, мечтают пойти учиться только к вам. Ждём  приглашения на "Школьную Интерру-2012".

С уважением и признательностью Кронцева Елена Юрьевна

         МОУ СОШ №47 Барабинского района

Школьная интерра - это здорово!!! Большое спасибо организаторам "Школьной Интерры - 2011": институту рекламы и связи с общественностью,  они проделали огромную работу для проведения форума. И не зря, "Интерра" - это возможность узнать много нового в области физики и химии, набраться опыта, раскрыть свои способности, найти новых друзей. Подобные мероприятия очень нужны молодому поколению.

Ученица 10 класса Васильева Олеся

           Доволенский р-н, МОУ  СОШ № 2

"Школьная Интерра'11" - это заряд бодрости, вдохновения и новое мышление. Доволенцы остались очень довольны. Жилищные условия хорошие в прекрасной живописной зоне. Очень понравились  занимательные опыты по физике и химии. Доброжелательное жюри. Все возникающие вопросы организационного плана решались своевременно. Огромное спасибо за такое грандиозное мероприятие Геннадию Исааковичу и Наталье Юрьевне, и всем, кто к нему
причастен...
С  Уважением,  Мазко Вера Валентиновна.

        

 

МОУ "СОШ №4 р.п. Линево"

Наша школа благодарит Вас за предоставленную возможность, участвовать в школьной Интерре. Принимаем участие второй год и,  конечно же,  организация и содержание форума различаются. В этом году все прошло ярче, продуктивнее. Масштаб растет, на следующий год, думаю, будет еще больше. Очень интересны и продуманы были все этапы конкурса. Особенно запомнились: решение творческих задач и подготовка к проекту. Мне кажется, на следующий год, нужно защиту проектов строить на ТРИЗе,  следовательно подготовка команд будет вестись весь год. Особенное спасибо, организаторам, которые сделали так, что все прошло на одном дыхании, все было на высоком уровне.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
С уважением, Василенко Евгения.

        Болотнинский р-н, МОУ СОШ № 4

        Хочется поблагодарить Вас за представленную возможность участвовать в таком конкурсе. Все дни конкурса прошли с большой пользой, дети раскрыли  свои способности, а также получили  полезную информацию, которая пригодится для дальнейшего выбора профессии. Удовольствий море. Результатом конкурса стало то, что участники команды проявляют желание участвовать  в дальнейших соревнованиях. Спасибо огромное!

 Носкова Валентина Евгеньевна

        МОУ "СОШ п. Чернореченский"                                                                                                                       

        Хочется начать отзыв нашей команды "BLACK RIVER" (МОУ "СОШ п. Чернореченский") с благодарности за праздник ума и творчества, который вы подарили нашим ученикам! Это событие оставило незабываемые впечатления в душе каждого из членов нашей команды, которыми мы делились с друзьями и одноклассниками. А те, в свою очередь, жалели, что не они решали взрослые изобретательские задачи…. Мы  познакомились со множеством творческих и эрудированных мальчишек и девчонок из других районов нашей области, увидели интересные опыты по физике и химии.  Мы жили три дня по-настоящему насыщенной жизнью, где каждую минуту происходило что-то необычное, новое и очень интересное! Ребята даже написали заметки о своих впечатлениях для сайта нашей школы. И уже мечтают о новых творческих задачах!
Мы не заняли никакого места и сначала ребята удивились и расстроились (ведь их много хвалили и их решения задач часто совпадали с реальными решениями), но все другие положительные эмоции, полученные за три дня на Интерре от совместного творчества, быстро преобразовали расстройство в огромное желание добиться победы в следующий раз!
Я, как руководитель команды, могу только добавить, что "Школьная Интерра" - безусловно нужное и полезное мероприятие, которое помогает подросткам раскрыться и проявить свои способности в решении реальных задач, расширяя их кругозор и раздвигая границы возможного. Это делает их более уверенными в себе и в своем будущем. Что особенно важно для учеников сельских школ. Еще раз спасибо!
Екатерина Борисовна Барсукова

МОУ Первомайская СОШ

«Интерра» – одно из самых значимых мероприятий, проводимых за последние  три года в              г. Новосибирске, наблюдая за которым поистине испытываешь гордость за свою область. «Школьная Интерра» - это новая волна в развитии образования, амплитуда которой будет нарастать год от года за счет привлечения школьников других регионов.   Надо сказать, что и уровень организации мероприятия и гостеприимство хозяев «Школьной Интерры -2011» были на высоте. Детям была предоставлена уникальная возможность общения в формальной и неформальной обстановке, попробовать свои силы, применить свои знания, повысить самооценку, сделать для себя определенные выводы в плане отношения к учебе.

Ребята остались довольны и самим мероприятием, и собой, и своими результатами.

Спасибо авторам данного проекта, творческих успехов!!! Надеемся, что пучеглазый совёнок – символ  «Школьной интерры  -2011»  пригласит нас к себе в следующем году.

Пожелание. Если будет такая возможность, то хотелось бы чтобы хоть несколько часов с ребятами из команд поработали профессионалы ТРИЗ. Спасибо

Руководитель команды Татарского района Шутяева Людмила Николаевна.

Судя по объективным оценкам и отзывам участников, «Школьная интерра» Новосибирской области  явно «доросла» до Всероссийского уровня.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ!

Дополнительная информация:   interras@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RSS-материал