Как из производственной задачи сделать увлекательную учебную задачу

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

КАК ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ СДЕЛАТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ?

В.Г.Сибиряков, Мастер ТРИЗ, к.т.н.

В.В.Осадько, специалист по ТРИЗ.

    Обязательным условием успешной работы профессионального преподавателя ТРИЗ  является наличие картотеки учебных задач. Анализ тризовской литературы показывает, что общедоступный фонд этих задач устарел и ограничен, многие из них, вместе с решениями давно опубликованы в интернете. Поэтому слушатели семинаров и тренингов, особенно – школьники, хорошо владеющие интернетом,  запросто находят там уже известные решения в обход тризовских методик, которые мы им преподаём.

 Как быть? Что надо сделать, чтобы условие задачи вовлекало слушателей в творческий процесс, чтобы у них возникло желание решать  новую учебную задачу?

Нужна интрига. Нужен «детективный сюжет», чтобы вовлечь людей в творческий процесс…

Такой сюжет можно сделать из любой реальной производственной задачи! Причем, чисто психологически слушателям важно, чтобы условие задачи: что хорошо, что плохо, что надо сделать -  рассказывал бы реальный производственник - задачедатель. При этом важно, чтобы он уже был сам обучен ТРИЗ, пользовался тризовскими терминами и «не растекался мыслью по древу»…

Мы используем такую методику: По окончании каждого из наших семинаров каждый слушатель должен решить свою производственную задачу и защитить полученное  решение перед  своей группой слушателей и руководителей производственных подразделений.

 

В ПРОЦЕССЕ ЗАЩИТЫ  применяются следующие методические приёмы:

  • Все условия задач кратко излагаются по схеме «Формуляра описания задачи», описанного в статье «Предварительная подготовка слушателей к решению практических задач на семинарах по ТРИЗ». Это позволяет снять лишние  вопросы и существенно экономит время.
  • Все доклады слушателей снимаются на видеокамеру или, как минимум фотографируются.
  • Защита  решений проводится по жёсткому алгоритму:
  1. ФИО, должность.
  2. Условие производственной задачи (по формуляру)
  3. Как решал?  (Таблица приёмов разрешения технических противоречий, вепольный анализ, стандарты, мобилизация ресурсов в оперативной зоне…)
  4. Решение.
  5. Ожидаемый экономический эффект.
  6. Вопросы от аудитории, обсуждение, развитие решений.
  • Время на защиту одного слушателя – не более 5 минут.
  •  Для экономии времени каждый слушатель готовит к защите два листа флип-чата или ватмана. На первом указывает свое ФИО, кратко описывает условие своей задачи, рисует оперативную зону и ВПР в ней. Часто используются чертежи узлов, механизмов, агрегатов, на которых ярким фломастером выделяется оперативная зона. (Завязывается  та самая детективная интрига, аудитория пытается решить задачу, пока автор не перевернул страницу….)
  • На втором листе указывается  способ решения, например, номера приемов из таблицы Альтшуллера,  полученные автором решения и ожидаемый экономический эффект.
  • Можно повесить два листа рядом и  продуктивно обсуждать решения с точки зрения БЫЛО – СТАЛО.
  • Во время обсуждения полученного решения часто вносятся изменения в картинки на «твердом носителе». Это тоже фиксируется видеокамерой.

 

ПОСЛЕ  защиты  мы применяем следующие методические приёмы:

  • Фото или (лучше) вырезанный из видеозаписи «видеоклип» первого листа защиты становятся условием для других слушателей. Чисто психологически смотреть видеоклип в «авторском исполнении»  гораздо интереснее, чем читать сухое условие задачи или слушать голос лектора... Это ведь интрига, почти тот самый детектив!
  •  Таким образом, решенная где-то ранее реальная производственная задача «Слушателя - Автора» становится «учебной» для новых групп  слушателей.

 

  • Это могут быть другие группы с того же предприятия, слушатели в других городах на совершенно других предприятиях или даже школьники (проверено!).
  • Слушатели новой группы решают поставленную задачу, используя освоенные ими инструменты ТРИЗ. В интернете этой задачи просто нет. Пока нет!
  • Понятно, что в зависимости от условий задачи и метода ее решения, она используется в том или ином блоке  программы обучения.
  • Поскольку на втором листе защиты (фото или видеоклип решения) представлен «контрольный ответ», группа имеет возможность сравнить как свой  ход решения задачи с «контрольным», так и полученные решения с  уже имеющимися решениями «Слушателя - Автора» из ранее обученных групп.

         Такой подход мы впервые совсем недавно использовали в ходе «Школьной интерры-2011» в сентябре 2011 года для постановки задач школьникам 6-11 классов.  Сначала им были показаны клипы  постановки    4 реальных производственных задач реальными инженерами-производствнниками.  Ребятам была дана возможность пользоваться методической ТРИЗ-литературой и интернетом.  У школьников было всего 8 часов, чтобы попытаться решить эти задачи. Заметим, что предложенные задачи не решались на производстве много лет….

         Школьники решили ВСЕ задачи!

         Этот результат  позволяет сделать вывод об эффективности предложенной методики при обучении ТРИЗ различных категорий слушателей.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Как из производственной задачи сделать увлекательную ...

Гасанов wrote:
Целесообразно просить автора(ов)продолжить тему и привести примеры рекомендованной трансформации производственных задач в учебные.
Гасанов

Да, примеры были бы весьма кстати.

Subscribe to Comments for "Как из производственной задачи сделать увлекательную учебную задачу"