Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ-педагогике

Материалы 3 конференции «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Построение цели и контроль ее достижения в ТРИЗ-педагогике

Паклина Елена Петровна, учитель информатики и ТРИЗ,
Лицей-интернат №7 г. Бердска Новосибирской области.

 «При создании новой модели мне приходится учитывать все: особые свойства ткани и ее структуру, линии кроя и закон всемирного яготения
 (Christian Dior)

Основу любой профессии составляет материаловедение. В разных сферах деятельности  этот термин может наполняться разным смыслом, но совершенно особое значение он приобретает в педагогике. Считается, что учителю для работы достаточно знаний возрастной и конфликтной психологии, знания психологических особенностей отдельных  учащихся.
Учитель, который стремится  развивать  потенциал ученика (общепредметный или творческий), начинает с вопроса: что я собираюсь развивать в детях? Затем появляется следующий вопрос: как я планирую достигать этого, какими средствами? Какие задания, упражнения будут работать на  достижение этой цели? И когда ответы на эти вопросы  найдены, учителю становится понятно, как можно дополнить или переработать содержание учебника, задачника, какие дополнительно нужны упражнения (задачи), как выстроить цепочку в комплексе задач? Материаловедение для учителя – это общая психология (ОП), психология обучения (ПО), психология творчества (ПТ). Заключительным этапом работы учителя (учителя ТРИЗ в том числе) является педмониторинг, т.е. процесс контроля запланированных результатов обучения и развития.
Представляем схему проектирования учебного процесса (синие стрелки) и его реализации (красные стрелки).

Работаю учителем ТРИЗ с 2009/10 уч.года. Обучаю детей 5-8 классов. Для меня построение цели обучения, подбор дидактического материала, анализ достигаемых результатов имеют очень важное значение.  Этот процесс помогает мне глубже понять, что я делаю и как именно;  позволяет увидеть результативность моей работы;  исправлять мои педагогические ошибки; строить перспективы дальнейшей работы.
Рассмотрим процесс проектирования по этой схеме на конкретных примерах.
Пример 1. Цель: развивать творческое воображение.
1.    Изучаем Т.Рибо «Творческое воображение». Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» и др.литературу
2.    Появляется промежуточная цель: развивать ассоциации по сходству.
3.    Вновь обращаемся к литературе по ОП, ПТ, ПО. Изучаем Т.Рибо «Творческое воображение», Лук А.Н. «Психология творчества», Пономарев А.Я. «Психология творчества», http://jlproj.org  А.А. Неретниекс «Методика развития ассоциативного мышления» и др.
4.    Подбираем задания, упражнения, разнообразя их содержание:
•    Работа с эмоциями (Что вы ощущаете? Фото-слайды);
•    Работа со зрительными образами. На что это похоже? (фото, кляксы, друдлы,…);
•    Работа со звуковыми образами. Звуковая клякса (подсознательные звуковые ассоциации. Крамп, курлембарута, радоферт,…);
•    Дорисовать контур;
•    Упражнение «Построй себе извилину» (С. Фаер);
•    Сочини рассказ по заданным первому и последнему предложениям. «Скворец сел на забор…… Охранника назначили директором магазина».
•    «Елочка ассоциаций» (Меерович, Шрагина);
•    Придумать новый предмет. Метод фокальных объектов.
•    Фантазирование (много приемов);
•    Сочинить сказку;
•    Сочинить рассказ по картинке;
•    Написать сочинение по сюжету;
•    Составить предложение, используя тройки очень разных слов: ветер-пуговица-дерево; камень-звезда-книга.

Пример2. Цель: развивать дивергентное мышление.
Изучаем работы Дж.Гилфорда, Е. П. Торранса, А.Н. Лук и др.
Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
1) способность к обнаружению и постановке проблем;
2) способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
 «Шесть типов способностей - зоркость в поисках проблем, беглость речи, легкость генерирования идей, гибкость, отдаленность и оригинальность ассоциаций - дают дивергентный тип мышления, которое уходит от известного, от привычного, от ожидаемого. Дивергентное мышление связано с генерированием большого числа неожиданных альтернатив».
 «…Американский психолог С. Медник указывал на важность «отдаленного ассоциирования» как составляющей творческого потенциала. Характер ассоциативных связей обусловливает, ограничивает и предопределяет ход мыслительного процесса…»

1.    Определяем промежуточные цели: развивать далекие ассоциации; развивать способность видеть обычное в необычном и необычное в обычном; развивать способность к поиску множества вариантов ответов; развивать способность отобразить движение, процесс в рисунке или схеме; развивать умение выделять основные связи; развивать анализ и синтез при постоянно меняющихся условиях задачи.
2.    Подбираем задания, упражнения, разнообразим их.
•    «Необычное в обычном».
Найти 10 способов нестандартного применения листка бумаги (пуговицы, кирпича, ведра, носового платка,…);
Придумать необычные дорожные знаки;
•    «Перепутанные слова». Какое знакомое слово можно собрать из этих букв? (аракшуб, тепчарак, внукиш, …);
•    Нарисовать часы, используя только квадраты. Нарисовать домик, используя только треугольники и круги.
•    Разгадывание и сочинение аббревиатур:
ЦДШ (циркуль для школы, цыгане воруют шмотки), ВГСЧ (Ваша гражданская совесть чиста? Возьми гитару, сыграй честно. Веселые гномы считали черепах.);
•    Специальные упражнения:
Как нарисовать кошку в мышке?
Как нарисовать кота, не рисуя кота?
            Как сказать о любви, не говоря о ней? (Стихи А. Фета. Вот тема для урока).
•    Изобразить в виде схемы-рисунка:
«Дай списать домашнее задание»;
«Позвони мне сегодня вечером»;
«Я удивлен вашим решением»;
«Он украл мое счастье»;
          «Пропала собака. Помогите найти!»
•    Задачи типа «Как это может быть?» (Обычное в необычном):
Задача1. Собака была привязана к веревке длиной 10м и прошла 300м. Как это может быть?
Задача 2. По пустыне одна за другой ползут три черепахи. Первая говорит: Я ползу, за мной две черепахи. Вторая говорит: Я ползу, передо мной одна и за мной ещё одна. А третья говорит: я ползу, и за мной две ползёт. Как такое может быть?
Задача3. Голова есть, головы нет, голова есть, головы нет. Как такое может быть?
Задача4. Человек преодолел расстояние от Кремля до Зоопарка. День был яркий, солнечный. Он никого не видел, и его никто не видел. Как это могло быть?
Задача5. Кругом вода, а посередине закон. Как это может быть?

•    Задания «Найти причину события»:
Задание1. Водитель автомобиля ехал в маске аквалангиста. Почему?
Задание2. Мистер Джексон подъехал к дому, вышел из машины, вошел в дом. Через 5 минут он вышел, держа в руке ведро с водой. Затем вылил воду на асфальт. Почему он это сделал?

•    Особенные «дивергентные» задачи:
Задача1. Расстояние между двумя муравейниками 20 метров. Из этих муравейников одновременно вылезли 2 муравья и побежали в противоположных направлениях со скоростью 5 м в минуту. На каком расстоянии они окажутся через 1 мин?
Задача2. На книжной полке рядом стоят два тома энциклопедии: первый и второй. Страницы каждого тома имеют вместе толщину 4 см, а обложка -- каждая -- 2 мм. Червь прогрыз (перпендикулярно страницам) от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Какой путь он прогрыз?
Задача3. Из точки А вышел путник, прошел 10 км на юг, потом 10км на запад, потом 10 км на север и вернулся в точку А. Возможно ли это? Если да, то сколько таких точек может быть?
•    Ассоциативно-вариативные цепочки:
1.    Продолжить последовательность: любовь, дыхание, глаз, измерение, колонна, …
2.    Р, Д, Т, Ч, П,…
3.    Утка-3, собака-3, петух-8, кукушка-4, ослик-?
•    Многосмысловые слова и фразы:
1.    На ветке (дерева, железнодорожной, генеалогического древа,…)
2.    Птица (обычная с перьями, Жар-Птица, Что он за птица?,…)

•    Задачи типа «Что будет, если»
1.    Все люди станут вегетарианцами;
2.    Каждый взрослый человек купит себе автомобиль;
3.    Все школы закроются;

Как проверять достигаемые результаты обучения и развития? Мы применили тест образной креативности Торренса (5кл) и тест вербальной креативности Медника (7кл). Тестирование и обработку результатов проводил  психолог лицея-интерната, в октябре 2010г и в мае 2011г. В качестве контрольной группы был взят класс, в котором занятия по ТРИЗ не проводились.
Представляем результаты учащихся 5 классов в 2010/2011 уч.году


Приведем таблицу динамики уровней креативности в экспериментальной и контрольной группах учащихся.
    Рост  креативн. в %
от общ. числа учеников    Креативность не изменилась, в % от общ. числа учеников    Снижение  креативн. в %, от общего числа учеников
Эксперимент. группа    83,5%    3,3%    13,2%
Контрольная группа    65%    5%    30%
Пояснения к терминам теста Медника:
Индекс оригинальности (ИО) - основной показатель. Характеризует уровень вербальной креативности.  0<=ИО<=1.

Приведем результаты теста Медника для учеников 7 классов


Приведем еще один показатель теста Медника в 7а и 7б классах.
Индекс уникальности показывает, сколько новых решений способен предложить ученик в общей массе выполненных заданий.


Представленные диаграммы говорят о хороших достигнутых результатах по развитию творческого воображения (5 кл) и вербальной креативности (7кл).  Возникает очень важный вопрос: Что же дальше?
1.    Тест Медника позволил выявить учащихся со скрытой ранее креативностью. Таких учеников по 2-4 в каждом классе. Как правило, по многим предметам у них отметка «3» или «3/4». Именно для этих детей можно и нужно строить индивидуальную образовательную траекторию, чтобы не растерять их креативность и укрепить их знания по остальным предметам. В нашей образовательной системе нет методик, технологий и приемов работы подобного рода. Но дорогу осилит идущий.
2.    В процессе обучения необходимо развивать разные виды креативности: образную, вербальную, ассоциативную. Считаем необходимым формировать креативность не только как форму мышления, но и как образ жизни. (элементы ТРТЛ, обсуждение и решение жизненных задач, готовность и открытость к проблемам).
3.    В 9-10 классах планируем решать открытые задачи (предметные, естественнонаучные, технические) по АРИЗ, с использованием технических противоречий и приемов их разрешения. Подобный опыт в настоящий момент нарабатывается. Готовится к изданию методическое пособие.

Литература:
1. Айзенк Г. Проверьте свои способности.М, Мир, 1972г – 176с.
2. Альтов Г.  И тут появился изобретатель. М, Детская литература, 1989. – 142с.
3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Петрозаводск, Скандинавия, 2004. – 203 с.
4.    Амнуэль П. РТВ - это очень просто!
Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих.
5. Блонский П.П.  Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 т. т.2. «Развитие мышления школьника». -312с.
6. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1980.
7. Боно де Э. Рождение новой идеи. — М., 1976.
8. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М, Просвещение, 1993.-95с.
9. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. Основы ТРИЗ в примерах и задачах. – Новосибирск, 1992. – 104 с.
10.    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, Просвещение, 1991г.-123с.
11.    Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления, М, Прогресс, 1965г.
12.  Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита-пресс, 2002. – 80 с.
13. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М, Вита-Пресс, 2006. – 112с.
14. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы. М, Народное образование, 2007. – 234с.     
15. Дерзкие формулы творчества//сост. А.Б. Селюцкий.Петрозаводск, Карелия, 1987г., 268с.
16. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – 255 с.
17. Камин А.Л., Камин Д.А., Ильченко В.И. Интеллектуальное айкидо. Луганск, Учебная книга, 2009. – 248с.
18.    Литвин С.С. Развитие творческого воображения.
19. Лук А.Н.. Психология творчества. М., Наука, 1978г. -218с.
20.    Лук А.Н. Творчество./ "Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.
21. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
22. Меерович М, Шрагина Л. Технология творческого мышления.М, Альпина Бокс, 2008, 494с.
23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. 632с.
24. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М, Владос, 2002г. – 687с.
25.    http://jlproj.org  А.А. Неретниекс «Методика развития ассоциативного мышления» и др.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества.  М., Наука, 1976. -303с.
27.    Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества.
28. Развитие творческой активности школьников. //Под ред. А.М. Матюшкина. М, Педагогика, 1991. -157с.
29. Рибо Т. Творческое воображение. С-Петербург, 1901г. -329с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. М, Педагогика, 1989г.-806с.
31. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М, Народное образование, 1998. – 256с.
32. Славская К. А. Мысль в действии. М., ИПЛ, 1968. – 208с.
33.    Тамберг Б.Г. Развитие творческого мышления ребенка, СПб, Речь, 2002г.
34.    Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство, 1998г, 170с.
35.    Шрагина Л.А. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе.// Журнал «Педагогика», №6, 1999г. с. 43-52.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ-педагогике"