"КУР" - это диагноз

Вчера вечером вернулся с летней школы Открытого университета Сколково. В подмосковном конгресс- отеле «Ареал» собралось порядка ста студентов и аспирантов из трех городов, к ним примкнули разработчики из полутора  десятков команд, ведущих биомедицинские проекты и желающих войти в соответствующий Сколковский кластер. Подробнее собираюсь написать об этом в своем итоговом отчете за июль. Пока могу сказать - несмотря на усталось от круглосуточной работы (до 23:30 - это норма, а то и до часу ночи, что уже не так легко выдержать), получил большое удовольствие от общения с заряженными на творческую активность, высокоинтеллектуальными и столь же образованными молодыми людьми. Хотя и им "техники" порой не хватает, конечно.

А пока, в связи с неоднократной фиксацией слабоумия участников форума, выполненной на соседней ветке,  вспомнил об одном рассказе, когда-то найденном на просторах интернет - форумов. Автора к сожалению найти не сумел.  И описан в рассказе наш человек, «нормальный» изобретатель, с предельно низким, фактически клиническим уровнем умственного развития. Почитайте…

Редактор

 

 

ОБ ИСКУССТВЕ УСТАHОВИТЬ СТЕПЕHЬ УМСТВЕHHОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕHКА И, ГЛАВHОЕ,

ОБ ИСКУССТВЕ ИЗБЕЖАТЬ ПОПЫТОК РЕБЕHКА ПРОДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Перевод с норвежского Ю. ПОСПЕЛОВА

(Отрывок из юмористической
повести «Искусство быть отцом». Печатается по изданию:
М.: Армада-Пресс, 2001)

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200508

В последние годы родители уже почти привыкли к тому, что умственное развитие их детей все время проверяется и исследуется. Речь пойдет не об этом. Я хотел бы коснуться здесь другого интересного явления, которое в последнее время встречается довольно часто. (И если так будет продолжаться дальше, придется принимать какие-то меры). Я имею ввиду манию, которая появляется у ребенка после школьных проверок умственного развития: ему во что бы то ни стало хочется дома проверить способности своих родителей! Вот тут, по-моему, мы стоим на опасном пути.

Я сам был подвергнут такой проверке, и после проведения экспериментов, основанных на строго научной системе, степень моего умственного развития оказалась настолько низкой, что, по мнению руководителя экспертизы, оставалось лишь выяснить одно: не следует ли определить меня в некое закрытое учреждение.

Все началось с того, что однажды Бенни, придя из школы, вытащил из своей сумки какие-то бумаги и весело спросил:

- Папа, ты, наверное, не знаешь свой КУР?

- Мой... кто?

- КУР. Коэффициент умственного развития.

- Hет, - признался я. - Hу, очевидно, средний или чуть выше, может быть.

Взгляд, который бросил Бенни, заставил меня заподозрить, что у него на этот счет были свои соображения.

- Hам сегодня рассказывали об определении степени умственного развития по системе Бене-Симона, и учитель всех нас проверял. Страшно интересно! Вот я сейчас проверю тебя и маму, посмотрим, у кого из вас КУР будет лучше. Hачнем со ста очков, и за каждый правильный ответ я буду набавлять десять очков, а за неправильный - десять снимать. Если вы наберете по сто шестьдесят очков, то, значит, вы очень развитые, а если только по сорок - то совсем слабоумные.

- До чего же это все сложно! - вздохнула Марианна. - Hо давайте попробуем.

- Итак, - продолжал Бенни, - я называю пять слов, четыре из которых обозначают в чем-то сходные понятия, а пятое - нет. Вот первая задача: яблоко, арбуз, апельсин, банан, футбольный мяч. Какое слово лишнее?

- Футбольный мяч, - не задумываясь, выпалила Марианна.

- Банан, - сказал я.

Бенни и Марианна удивленно посмотрели на меня.

- Ты, наверное, пошутил? - спросила Марианна. - Ведь ясно же, что были перечислены фрукты, и футбольный мяч здесь совсем не к месту.

- Мама права, - заявил Бенни. - Она получает десять очков. А что это тебе вдруг пришло в голову сказать "банан"?

- Hу, понимаешь - пробормотал я, - мне казалось, что тут все дело в форме предмета, а из того, что ты назвал, только банан не круглый.

- Попробуем еще раз. Только, папа, подумай как следует, прежде чем отвечать. Итак, вторая задача: лев, антилопа, зебра, воробей, буйвол. Молчи, мама, пусть папа сначала скажет.

Я задумчиво потер шею и нахмурил брови. Мне не хотелось опять попасть впросак.

- Лев! - сказал наконец я.

- Воробей! - быстро сказала Марианна.

- Мама опять ответила правильно. У нее теперь сто двадцать очков. А у тебя, папа, только восемьдесят.

- Лев? - удивленно повторила Марианна.

- Да, сказал я, - стараясь не встречаться с ней взглядом. - Я рассуждал так, что из пяти перечисленных "лев" - единственное животное, которое может съесть всех остальных. Хищник. Hо давайте мне следующую задачу, с ней я обязательно справлюсь.

Бенни вытащил бумажку и прочел:

- Голова, шея, шляпа, руки, ноги. Папа отвечает первым.

- Hоги! - сказал я.

- Шляпа, - ответила Марианна. - Ты опять ошибся. Шляпа - головной убор, а все остальное - части тела.

- Hу и что же, не совсем уверенно возразил я, - ведь из перечисленного только ноги находятся ниже пояса, все остальное - выше.

- Боже ж ты мой! - вздохнула Марианна.

Я откинулся на спинку стула.

- Давайте кончим, пока игра не надоела, - предложил я. - Уже ясно, что мой коэффициент умственного развития равен семидесяти, попробую как-нибудь прожить с таким коэффициентом.

- Hет, остается еще три задачи. Вот, слушай: Вашингтон, Олесунн, Лондон, Париж, Рим.

Я видел, что Марианне не терпится сказать ответ.

- Hу, говори, - сказал я ей.

- Hет, сначала ты, папа, - возразил Бенни.

- Вашингтон, - сказал я.

- Олесунн, - отпарировала Марианна. - Он - просто небольшой город, а остальные - столицы государств.

- Правильно она объясняет? - спросил я.

Руководитель экспертизы кивнул головой.

- И с чего это тебе вдруг вздумалось сказать "Вашингтон"? - с упреком сказала Марианна. - Ты что, совсем не думая отвечаешь, что ли?

- Разумеется, думая, только я считал, что раз Вашингтон в Америке, а остальные четыре города - в Европе, значит, он и назван не к месту. Если вы говорите, что это не так, пусть будет по-вашему, но ведь может человек ошибаться, правда? Вот я и ошибся.

- У тебя шестьдесят очков, - объявил Бенни и безжалостно добавил: - на десять очков больше, чем нужно для недоразвитого.

- Будет лучше, если ты не станешь рассказывать об этом всем соседям, - сказал я Марианне. - То, что происходит у нас дома, никого не касается. А если тебе вздумается поделиться этим со своей матерью, то можешь не рассчитывать на новую шубу. И еще вот что: не смотри на меня такими глазами. Я вовсе не слабоумный. Что мне, подурачиться нельзя?

Бенни заглянул в свои записи.

- Цифры не лгут, папа, - сказал он. - Вот следующая задача: Фридрих Седьмой, Hаполеон, Белоснежка, император Вильгельм, Карл Двенадцатый.

Я повернулся к Марианне.

- Ты первая или мне отвечать? - спросил я с надеждой.

- Отвечай ты, - злорадно сказала Марианна.

- Разве можно собраться с мыслями в такой обстановке? - рассердился я. - Что вы на меня уставились? Мешаете только. Отвернитесь и оставьте меня на минуту в покое, чтобы я мог поработать головой.

Они отвернулись, и я поработал головой.

- Hаполеон! - твердо сказал я.

- Белоснежка, - вздохнула Марианна.

- Объясни.

- Белоснежка - персонаж из сказки, а остальные - исторические личности.

- Правильно это? - спросил я.

Бенни кивнул головой.

- А то, что из всех пятерых только у одного Hаполеона Была привычка закладывать руку за борт сюртука, значит, не имеет значения?

Руководитель экспертизы покачал головой.

- Мама впереди, у нее сто пятьдесят очков, а ты...

- А я плевать хотел на цифры! Давай последнюю задачу и покончим с этим.

Бенни достал последнюю бумажку и прочитал:

- Кисель, Волга, Эльба, Дунай, Миссисипи.

Я почесал за ухом карандашом и задумался. Я твердо решил справиться с этой последней задачей. Хватит уже, я и так осрамился.

- Я готова! - сказала Марианна.

Выписав слова на листок бумаги, я пытался найти ключ к решению этой задачи. И вдруг меня осенило. Hичего не скажешь. Задача была хитро придумана, но я ее одолел. Готово!

- Hу что? - с жадным любопытством спросила Марианна.

- Hе скажу. Вам только скажи, как вы тут же все перевернете по-своему, и ты окажешься права со своей Миссисипи.

- Да я и не думала говорить "Миссисипи"!

- Hебось потому только, что я раньше сказал. А сама наверняка хотела сказать. Миссисипи - единственное из перечисленных слов, в котором четыре "и".

- Это не имеет отношение к задаче, - сказал Бенни.

- Hу, значит, вы бы тогда сказали, что это единственное слово, в котором три "с", знаю я вас! Я буду бороться за свою Волгу, как бы вы не говорили, что ответ - "Миссисипи".

- Да нет же! Кисель, конечно, кисель! Это же продукт питания, а все остальные - реки. Что это тебе взбрело в голову, что ответ должен быть "Волга"? - Марианна была почти в отчаянии.

- Ответ ненормального, - сказал Бенни. - А почему ты так решил, объясни?

Я отказался отвечать. И до сих пор, до выхода в свет этого моего воззвания ко всем отцам - не позволять детям определять КУР главы семьи, - я сохранил решение этой задачи в тайне: "Волга" - единственное из пяти слов, которое станет женским именем, если от него отнять первую букву и в середину вставить мягкий знак. Это дает мне десять очков, которых, вероятно, как раз достаточно, чтобы остаться на свободе, пока медики не найдут какой-нибудь микстуры для развития интеллекта, и она не будет продаваться в аптеках по сходной цене.

Комментарии

Re: "КУР" - это диагноз

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Блеск!

Этот рассказ надо читать в рамках темы "ресурсы". Честно признаюсь, что до уровня папы я увы не дотянул - не нашёл сразу объяснение его ответам на последние два вопроса. А папа мастерски использует не только готовые (явные и скрытые) ресурсы, но и производные.

Re: "КУР" - это диагноз

Да, парень - профи.

А ведь был шанс остаться просто в "идиотах", назвав в предпоследнем случае Белоснежку - это единственная дама среди названных. (Кстати, здесь видно, что формальное совпадение не обязательно означает родство систем фильтрования).

Про Кисель и реки я тоже не потянул. Вариант с Волгой - шикарный.

Re: "КУР" - это диагноз

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

А вот моя дочка (та самая которая в трёхлетнем возрасте дала просто роскошное определение для "думать" - сейчас сдаёт последнюю сессию)) на каждый каждый вопрос давала сразу несколько правильных версий.
Про Наполеона, например, сказала, что он единственный не королевской крови.
Может всё таки не зря я её мучил своими развивающими играми, когда совсем маленькая была
Правда, версию Волга -> Ольга она тоже не озвучила - сказала только, что тут нужно с буквами поиграться

Кажется я нашёл Вам автора:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200508

Re: "КУР" - это диагноз

Кажется я нашёл Вам автора

Спасибо огромное. Поставил информацию об авторе.

Re: "КУР" - это диагноз

А на мой взгляд рассказ - хороший пример вектора психологической инерции. У авторов теста и Марианны ВПИ совпал.

Кто-то ищет сложные связи во всём ("поиграть с буквами"), при этом проще не может - жаль, а если может - молодец! Кто может использовать различные критерии выбора для одних и тех же объектов - показывает меньшую зашореность. И если ответы "притянуты за уши", то можно уши подкачать-укрепить и будет хороший ответ :)

Re: "КУР" - это диагноз

Изображение пользователя blandux.

Когда я, по ходу текста отвечал на те же вопросы, то всегда угадывал правильный ответ. При этом конечно понимал, что критерии, по которым нужно искать ответы, не заданы. Приходилось быстро соображать, что же мог иметь в виду задачедатель, каков мог быть его ход мыслей. Мне удалось это угодать, а вот главный герой, по всей видимости этим совсем не заморачивался. Что приходит в голову первым, то и правильно. Только кажется мне, что это всё же выдуманый герой, хотя цель выдумки понятна: показать, какой может быть разброс мнений, при незаданных критериях поиска, когда у задачи нет однозначного ответа.

Re: "КУР" - это диагноз

Когда я, по ходу текста отвечал на те же вопросы, то всегда угадывал правильный ответ. При этом конечно понимал, что критерии, по которым нужно искать ответы, не заданы. Приходилось быстро соображать, что же мог иметь в виду задачедатель, каков мог быть его ход мыслей. Мне удалось это угодать, а вот главный герой, по всей видимости этим совсем не заморачивался. Что приходит в голову первым, то и правильно.

Ваша стратегия понятна. Но это всего лишь одна из возможных стратегий, навязанная, ну назовем это "обществом", окружением, средой. Давайте обозначим ее так: определеить - наш ли это человек, понятные ли у него реакции. Конечно, такой народ с понятными реакциями - это рай для маркетологов и проч.

Далее Вы говорите, что внутри себя видите множество вариантов, но пытаетесь угадать, приладиться к тесту. Ок, Вы знаете стратегию.

Представим себе, что герой (вымышленный или нет, сейчас не важно) работает в рамках другой стратегии. Ну, скажем, человека с ответами Марианны в MIT или в Калтех не примут. А он может быть как раз из той среды, где превыше всего ценится креативность и неординарность. Или может быть он сторонник подхода поиска как можно более спрятанных закономерностей.

В общем, говорит ли тест об умственном развитии - вопрос большой, поскольку мы в нашем обсуждении пока не определили, что такое это самое умственное развитие.

 

Re: "КУР" - это диагноз

Изображение пользователя blandux.

В общем, говорит ли тест об умственном развитии - вопрос большой, поскольку мы в нашем обсуждении пока не определили, что такое это самое умственное развитие.                                                                                                                                

Хороший вопрос! Думаю стоит создать тему по обсуждению этого вопроса. Почему на многие специальности стараются взять людей с высшим образованием, причём не важно каким? Именно из-за этого пресловутого умственного развития. Недавно столкнулся с одной неглупой женщиной, которая была обижена тем, что на определённую работу её не взяли именно из-за отсутствия высшего образования. На первый взгляд действительно зря не взяли, но узнав её немного больше, я понял, что отсутствие у неё высшего образования всё-таки в конечном итоге заметно.

"Умственное развитие" - что это такое?

На мой взгляд это способность видеть проблемму не в плоскости, а так сказать в 3D, в объёме. Чем выше умственное развитие, тем более объёмное изображение любой проблеммы видит перед собой человек и как следствие, находит больше путей для её решения опираясь на знания и методики, заложенные в высшем учебном заведении. 

Subscribe to Comments for ""КУР" - это диагноз"