Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

 

Только пожалуйста "не учите меня жи... т.е. ТРИЗ":)
То, что мы имеем на данный момент (как полученное "в наследство от классика" так и "дополненное и переработанное" - это скорее практика РТВ. Хотелось бы определиться не с тем что такое психологическая инерция, и как её преодолеть с помощью различных приёмов или методов - меня скорее интересует, что определяет (индивидуальный) набор стереотипов для каждого человека. Тогда можно будет подобрать для каждого "персональный" набор инструментов преодоления "личной" психологической инерции.
Что будет объектом такой теории? Т.е. что надо изменять (переводить из состояния А - задача в состояние Б-решение)?
Для техники таким объектом являлись и являются технические системы (ТС). Но поскольку переводить их (ТС) из состояния А в состояние Б должен был человек - его тоже надо было переводить из состояния А (непрыгучесть мысли) в состояние Б (прыгучесть мысли). Делать это можно разными способами. Например, при мозговом штурме запрещается критика и соответственно обоснования идей на стадии генерации - таким образом один из барьеров (боязнь критики) на пути "прыгучести" убирается.
В ТРИЗ и тут пошли от - объекта (системы), который переводится из состояния А в состояние Б. Типа будет у тебя набор сильных преобразований - будет и "прыгучесть". Альтшуллер даже отмечал это, как тенденцию развития - чисто психологические операторы будут заменяться операторами, связанными с преобразованиями объекта изменения.
Не совсем согласен в этом вопросе с классиком, поскольку мы имеем дело в данном случае с так называемым "сложным" объектом, представляющем собой цепочку человек->объект изменения. Следовательно нам нужны не только набор сильных преобразований (А->Б) для объекта изменения, но и набор сильных преобразований (А->Б) для человека у которого мы собираемся развить творческое воображение.
Но ведь переход из А->Б для человека отличаются и он не связан с физикой, химией, геометрией ..., например, как для ТС. Тут у нас другие науки и другие эффекты...
Не знаю, как другие, а я бы разделил стереотипы, вызывающие психологическую инерцию на внешие и внутренние.
РТВ инструменты ТРИЗ в основном "заточены" на преодоление внешних стереотипов, связанных с объектом изменения. А ведь тот или иной инструмент человек должен сначала пожелать применить и, затем, понять (и принять) измененияэтим инструментом предлагаемые. И тут внутренние стереотипы, связанные со встроенными "мета-программами" могут серьёзно помешать. Т.е. инструментов для преодоления только внешних стереотипов (хотя они и первичны) недостаточно - нужен работающий набор инструментов для преодоления внутренних стереотипов с возможностью "заточки" под конкретного человека.
Я совсем не уверен, что в данном случае есть какой-нибудь информационный фонд, вроде патентного фонда или произведений литературы, искусства, музыки. Кое-что есть в литературе по НЛП и психологии. Но в любом случае инструменты для ломки "внутренних" стереотипов порождающих психологическую инерцию будут НЕ СОВСЕМ ТАКИЕ инструменты, как те, к которым мы привыкли в ТРИЗ.
При построении механизмов для преодоления психологической инерции действительно можно использовать опыт накопленный в НЛП. Точнее в том, что связано с мета-программами:
а. Врата восприятия/сортировки
в. Фокус силы
г. Пассив-Актив
д. Сходство-различие
е. Обобщение/детализация
ж. ...
Т.е. преодоление психологической инерции можно рассматриваеть также и как выход за рамки той или иной мета-программы для конкретного человека.
Если мы рассмотрим некоторые методы и упражнения уже существующие в ТРИЗ - мы увидим, что это реализовано для одних мета-программ и отсутствует для других.
Следовательно необходимо разработать игры и механизмы раскачки для отсутствующих мета-программ.
Если представить ТРИЗ в виде цепочки - получим следующее:
методика->человек->система
Алтшуллер, по-моему уделял основное внимание звену "система" и частично (РТВ) звену "человек".
Частично, поскольку даже при работе со звеном "человек" (преодоление человеком психологической инерции) изменения вносились в систему.
Было бы интересно направленно разрабатывать инструменты РТВ, раскачивающие мета-программы.
О мета-программах можно прочитать тут:
http://trenings.ru/NLP/Modeli_NLP/Model_NLP_Meta-programmyi.html
Например, воспринимает человек мир через врата восприятия: процессы, люди.
Если задача решется через такое восприятие - хорошо, а если нет - ему надо помочь в восприятии мира через действия, время, место, смысл.
Или привык человек идти от проблемы (такая у него мета-программа), и он формулирует задачу в негативе (что устранить), а Вы ему предлагаете сформулировать задачу в позитиве (что сделать)
Или кто-то видит детали, но слаб в виденьи целого, а кто-то наоборот - Вы и предлагаете одному обратить внимание на надсистему, а другому на свойства материала.
Если задача решается заменой свойств материала тот, кто видит детали и так скорей всего её решит - у него проблемы с общей картиной.
Я, например, вижу общее и не очень углубляюсь в детали, иду от проблемы (негатив), мои врата восприятия цели и действия, для меня определяющим является собственное мнение, моя мотивация внешняя и т.д.
Такой вот неполный список моих мета-программ.
Это значит, что при решении задачи чтобы преодолеть психологическую инерцию мне надо:
Ориентироваться на позитив, вдаваться в детали, брать в расчёт время, место, людей и процессы, спрашивать чужое мнение, и да... где-то бороться с собой и самому себя мотивировать - всё остальное при мне.
Согласитесь, что если бы формулировки шагов алгоритма и процедуры по преодолению психологической инерции были специально под меня "заточены" моя эффективность работы с ним значительно бы повысилась (без особого вреда для здоровья:))
И ведь так можно заточить методику практически под каждого, но необходимо знание его мета-программ.
Кстати, я под себя методику таки "заточил".
Думаю, нужно следующее:
1. Решатели, как "ходячие" наборы предварительно выявленных мета-программ. У каждого ведь свой набор - не так ли?
2. Фонд задач, решения которых расклассифицированы по типу этих мета-программ.
3. Набор инструментов тоже расклассифицированный по мета-программам.
Предположим имеется задача решение которой связанно с временными преобразованиями и два "решателя".
Один - у которого такой штуки, как время нет среди его "врат восприятия" (вернее такая мета-программа есть, но "дремлет"), и другой - у которого есть ("бодрствует").
Гипотеза состоит в том, что без инструментов первый задачу (скорей всего) не решит поскольку решение находится "вне его мета-программы", а второй решит.
Если это так - надо проверить решит ли первый задачу если ему дать инструменты предлагающие преобразования во времени?
Тесты проводятся с решателями - носителями различных мета-программ и с соответствующими тем или иным мета-программам задачами.
Если опыты статистически подтвердят гипотезу - значит персоналный набор для разрушения психологической инерции должен включать инструменты позволяющие задействовать для каждого человека его "дремлющие" мета-программы.
Это и будет (по-моему) "настоящая теория" РТВ

 

 

 

Комментарии

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Quote:
Submitted by Gregory Frenklach on чт, 02/08/2012 - 00:39

 Не знаю, как другие, а я бы разделил стереотипы, вызывающие психологическую инерцию на внешие и внутренние.

РТВ инструменты ТРИЗ в основном "заточены" на преодоление внешних стереотипов, связанных с объектом изменения. А ведь тот или иной инструмент человек должен сначала пожелать применить и, затем, понять (и принять) измененияэтим инструментом предлагаемые. И тут внутренние стереотипы, связанные со встроенными "мета-программами" могут серьёзно помешать. Т.е. инструментов для преодоления только внешних стереотипов (хотя они и первичны) недостаточно - нужен работающий набор инструментов для преодоления внутренних стереотипов с возможностью "заточки" под конкретного человека

Мы на семинарах даём простенький алгоритм предварительного анализа проблемы (АПАП), и там четко разделяем внешние помехи, факторы ПИ (псих. инерции), или внешние стереотипы, и внутренние помехи, факторы. Или, для простоты запоминания слушателями, называем так: "Как внешний мир пытается Вас надуть, и как Вы пытаетесь надуть сами себя" :) Сам  АПАП выглядит элементарно просто:

1. Формализация проблемы.

2. Графический или мысленный образ проблемы (ситуацию надо представить мысленно как можно подробнее, единым мыслеобразом, и обратить внимание на самые простые, само собой разумеющиеся элементы).

3. Анализ внешних помех (анализ текста, наведенных стереотипов).

4. Анализ внутренних помех (личных комплексов ПИ). 

Внешние помехи - это психинерция, стереотипы, навязываемые условиями задачи. Фактически при записи проблемы и работе с задачедателем мы вынуждены воспринимать чужую карту мира. Она навязывает нам стереотипы заказчика, и пробуждает в нас внутренние факторы ПИ - те, что связаны с нами, с парадигмой мышления, привычками, обучением, культурой и пр. Ну, собственно, в Вашем сообщении все примерно так и описано.

Для работы с внешними стереотипами мы работаем с текстом проблемы (в широком смысле слова - не только письменным). Выявляем (грубо) три группы факторов, на которые обращаем внимание: Нехватка информации (что-то не договорено или скрыто общми словами); ограничения (категоричные обобщения, предписания, принятие чего-то как единственно верного); "додумывания" (приравнивание двух явлений, опережающая оценка, подразумевание причинно-следственных связей).

Для работы с внутренними помехами, факторами ПИ грубо разбиваем их на 5 групп: объект, информация, время, процесс, внутренний комфорт. Каждая группа раскрывается через комплекс вопросов для рефлексии (кстати, вопросы построены на раскрытии тех самых ловушек мышления, которые обсуждались на одной из веток  форума). Самая коварная и сложно отслеживаемая группа - это внутренний комфорт решателя при работе с проблемой, здесь надо быть кристалльно честным с самис собой, а это часто проблема:)

В комплекте идёт два простых упражнения на интроспекцию, взятых из арсенала религиозных практик и обостряющих восприятие того, что происходит внутри человека. И третье упражнение - своеобразный FAST по тем мыслеобразам, которые возникают при работе с задачей. 

Кроме этого, есть вспомогательный метод объективации происходящих в годове решателя процессов, который был сделан 12 лет назад после предложения Кудрявцева А.В.  придумать что-то вроде "игры в бисер" по Гессу. Оказалось, что он имел в виду совсем другое, но метод оказался полезным, и мы его используем.

Это, повторюсь, ещё не постановка задачи в строго тризовском смысле, а скорее способ разобраться с внешними впечатлениями от проблемы, привести их в осознаваемый порядок. А дальше по классике..

Это, конечно, упрощенный инструмент, сделанный для работы слушателей на небольших семинарах -1-3-5 дневных, и хорошо комплектующийся с рядом базовых тризовских техник, образующих "курс молодого бойца с проблемами", и позволяющий в рамках небольших семинаров все-таки дать некий набор исструментов и навыков.

В рамках большого курса обучения мы используем помимо этого инструмента весь инструментарий классического РТВ, дополненный рядом техник из других жвристических методик, а также комплекс упражнений по работе с мыслеобразами и ряд техник из телесно ориентированной психотерапии. Работает хорошо:)

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

Было бы интересно направленно разрабатывать инструменты РТВ, раскачивающие мета-программы.
 

Было бы интереснее направленно разрабатывать такие мета-программы, которые не надо раскачивать, которые работали бы  на развитие активных систем, а не против него. И давать их ребенку до 6 лет. 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Было бы интереснее направленно разрабатывать такие мета-программы, которые не надо раскачивать, которые работали бы  на развитие активных систем, а не против него. И давать их ребенку до 6 лет. 

Что я против что-ли?:) Но этим Вы занимаетесь, не так ли? А я буду исправлять то, что у Вас не получится (или до чего руки не дошли) - Вы ведь мне хоть немного работы оставите?:)

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Я тоже работаю с "упущенными" и уже выросшими  шестилетками. Приходится работать с теми, кто уже никогда не сможет (по Филу) быть ни творческим, ни талантливым. Да я и сам такой, так что ситуация знакомая.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя bdeas.

По ТРИЗ мы знаем, что любое улучшение системы привносит в нее и определенное ухудшение. Поэтому неплохо было бы не только говорить о том, что развивать творческое воображение - это хорошо, но и рассматривать это с позиций возникающих при этом противоречий.

Т.е. предусматривать возможные негативные последствия (что очень важно с точки зрения принципа "Не навреди!"), формулировать противоречия и пытаться искать способы их разрешения. Мне кажется, что даже такая достойная цель как  "воспитывать творческую личность" - не однозначно всегда хорошо.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Quote:

меня скорее интересует, что определяет (индивидуальный) набор стереотипов для каждого человека.

набор стереотипов - есть религия.

Quote:

Тогда можно будет подобрать для каждого "персональный" набор инструментов преодоления "личной" психологической инерции.

хм. ну попробуйте найти инструмент перевода атеиста в верующего, мусульманина в христианина и тюпю.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

Что я против что-ли?:) Но этим Вы занимаетесь, не так ли? А я буду исправлять то, что у Вас не получится (или до чего руки не дошли) - Вы ведь мне хоть немного работы оставите?:)

Ваша ветка, Вы и распределяете обязанности. Я готов работать на  любых  ролях по этой теме. Мне это интересно. В любом случае, легче ведь делать, чем переделывать. Поэтому надо думать о том как сформировать правильные метапрограммы,  а не о том как переделывать неправильные.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

Т.е. предусматривать возможные негативные последствия (что очень важно с точки зрения принципа "Не навреди!"), формулировать противоречия и пытаться искать способы их разрешения. Мне кажется, что даже такая достойная цель как  "воспитывать творческую личность" - не однозначно всегда хорошо.

Согласен. Давайте попробуем спрогнозировать отрицательные последствия достижения этой цели. Я пока не вижу.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Я не уверен, что превращение всех "дремлющих" мета-программ в "бодрствующие", начиная с грудного возраста - это правильно. Кроме того часть из них противоречива. Например, "движение к" и "движение от" - одна из этих двух мета-программ доминирует, хотя и другая "просыпается" в случае необходимости. Будет ли хорошо, если у человека "бодрствуют" сразу все мета-программы? Может ведь вместо гения шизофреник получиться...

 

P.S. "Неправильных" мета-программ нет - все "правильные", но для определённых условий.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Мне кажется, что даже такая достойная цель как  "воспитывать творческую личность" - не однозначно всегда хорошо.

Согласен. Давайте попробуем спрогнозировать отрицательные последствия достижения этой цели. Я пока не вижу.

Затрону не совсем то, о чем говорил Григорий, а проблему более близкую к реальным последствиям обучения.  Здесь засада может быть в том, что понимается под "творческой личностью". Если то, что задумывалось исполнителями - разносторонне развитый человек с активной творческой позицией, ясно видящий окружающий мир во всем его многообразии, обладающий широким арсеналом средств его мысленного преобразования и умеющий выбирать для применения инструменты соразмерные ситуации и т.д, и т.п., то отрицательных последствий вроде бы и увидеть не в чем. Но жизнь, как говорится, богаче, и на практике порой оказывается, что воспитанник является личностью деформироанной, односторонней, иной раз и с выращенными и закрепленными комплексами. Особенно, если в обучении нет обратной связи с внешним миром (очень хорошо "гармонизирует" общение с технологами и вообще исполнителями или пользователями творческих придумок. Не дают сильно улететь на крыльях самолюбования). Но если этого нет, если творчество абстрактно и ничем не проверяемо,  - тогда беда и проблемы.

Проблемы, как я понимаю, могут возникнуть и в том случае, когда учителя не очень хорошо сами понимают, что реально нужно будет человеку в процессе его твореческой работы. Это может случиться по разным причинам, например потому, что учебная программа не может быть "умнее" своих создателей, а они оказались не умны, или потому что создатели имеют однобокий жизненный опыт... Здесь можно еще сколько-то причин привести, но главное, что такое бывает.

И это проблема искусственного выращенного кривого дерева, за которое нести ответственность тем, кто вырастил. Они, конечно, как правило, не видят своих ошибок, такая уж особенность этого вида проф деформации, но итоги такой работы я встречаю время от времени. 

 

 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя bdeas.

Тема огромная и в двух словах не сказать, поэтому только общие мысли...

Понятие «творческий человек» понимается по-разному не только педагогами, но возможно, и участниками данного форума. Поэтому даже не стремлюсь дать точное определение. Вот вопросы:

1. Творческий человек – это представитель т.н. творческих профессий (художники, музыканты, актеры и т.д.)?

2. Или творческий человек - это просто развитый, думающий и социально активный и т.д.  (как здесь было сказано)?

3. Или все же творческий человек -  в смысле новатор, рационализатор, изобретатель (не только в технике)?

И т.д.   и т.п.

Сразу отброшу пункт первый. как сильно ограничивающий проблему, т.к., например,технических специалистов, как правило к этой группе не относят.

Во втором пункте, как мне представляется, описание очень близко к идеологическому штампу, ранее активно используемому, а именно «гармонически развитая личность».  Тогда здесь стоит говорить  и о здоровье, и об общей культуре, и о развитии именно общих, а не специальных способностей, которые являются основой формирования остальных.  Против этого кто бы спорил, это как бы нужно всем, но теоретически.  Жизнь, производство, то же сельское хозяйство и т.д. требует в подавляющем числе хороших исполнителей, где мастерство и профессионализм, как мне кажется, являются более точными «целевыми» категориями.

Я под  творческой личностью понимаю именно то, на что указано в пункте 3.  И именно в этом смысле такие личности – «штучный товар».  И нет ничего плохого, если мы будем говорить о формировании такого «особого типа»  людей в ограниченном количестве.  Они нужны, и появятся даже не благодаря, а вопреки. Появятся, даже если мы ничего для этого не будем делать. Только будет их на порядок меньше, чем необходимо современному обществу.

Я однажды говорил с руководителем крупного производства, хотел бы он или нет, чтобы у него каждый рабочий был  рационализатором. Он сказал примерно следующее: «Да боже упаси! Был у меня один такой – я его уже уволил!». Причины, полагаю, объяснять не нужно. Есть много примеров вроде того, как талантливый рабочий придумал некое новшество и бегает с ним по всем инстанциям, пытаясь его внедрить, искренне считая, что это принесет пользу. Может, даже не понимая того, что при этом потребуется, возможно, перестроить технологический процесс, сменить поставщиков, породить в уже отлаженном производстве  новые узкие места, и в конечном итоге получить продукт чуть-уть лучше, но значительно дороже.  Поэтому и не идут навстречу Кулибину нашему.  А он нервничает, психует, получает инфаркт на нервной почве и т.д.

Иногда  неуправляемое творчество вредно.  Я сейчас занимаюсь программированием и знаю, что нет предела совершенству подобным продуктам. Но лучшее – враг хорошего. Если я буду постоянно "творить", т.е. совершенствовать, улучшать, оптимизировать, то мы ни одного проекта вообще не сдадим.

Но если мы все же вдолбили себе в голову, что будем формировать только «творческие единицы», нужно позаботится и о том, чтобы формировать и другие психологические  качества, которые позволят человеку обязательно найти свое место в жизни, не разочароваться, не впасть в депрессию, столкнувшись со сложностями и т.д.  Творческая личность должна уметь не только противостоять "внешним обстоятельствам", но также иногда уметь противостоять себе самой.  А ЖСТЛ все-таки в этом плане не дает ответа на все вопросы, которых очень много ...

Вот такие соображения...  

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя blandux.

Теория развития творческого воображения?????

Почему одни дети более развиты, а другие, извините, тупые? Дело в том, что ребёнка формирует среда. Если он воспитывается в среде, где принято высти умные разговоры, с привлечением большого количества ассоциативных связей, если ему приходится много путешествовать, наблюдать жизнь, которая будет к тому же прокоментирована родителями, то он вырастет намного сообразительнее, чем ребёнок, выросший в деревне, где основным развлечением родителей бывает выпивка, где все разговоры более прямолинейны и незатейливы. Хорошо, что есть школа, книги, телевидение и интернет, но основная формирующая среда (семья) у таких детей, очень незатейлива. Если бы Ломоносов не уехал из своей деревни, то у нас не было бы этого гениального учёного.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Конечно, среда накладывает... С другой стороны деревня как среда формирует значительно более высокую самостоятельность и соответственно сообразительность в решении жизнено важных вопросов.

Не думаю, что кто-то будет спорить о том, что если с ребенком возиться и вкладывать в него, то сложность, внутреннее многообразие его реакций повышается. Мне интересно, что делать с теми, кто до шести лет не получил всё положенное и так и останется теперь недоразвитым. То есть с нами со всеми, если я правильно понимаю ситуацию. Жалко все же, считай целая страна, да что там, целая популяция. Есть ли какие то рекомендации на этот счет? 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя bdeas.

Не рекомендация, а совет: "Не заражаться взглядами Фила!" И все будет в порядке! Все население страны получит шанс на развитие, обучение и т.д.  Хотел даже термин типа латинского придумать для этого направления, типа "Дети по Филу", только ругательное что-то получается. :-)    Психологическая инерция, ничего не поделаешь. Может, от этого подсознательное неприятие этих взглядов?

 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя bdeas.

Т.е. предусматривать возможные негативные последствия (что очень важно с точки зрения принципа "Не навреди!"), формулировать противоречия и пытаться искать способы их разрешения. Мне кажется, что даже такая достойная цель как "воспитывать творческую личность" - не однозначно всегда хорошо.

Согласен. Давайте попробуем спрогнозировать отрицательные последствия достижения этой цели. Я пока не вижу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сначала я поясню, о каких возможных негативных последствиях развития воображения я говорил. Эти факты были выявлены именно исследовательским путем.

Они различны, их довольно много.  Приведу лишь один пример:  "Ребенок 8 лет интровернтого типа имеет проблемы в общении, в обучении и т.д".  Мать говорит, что "девочка временами как будто отключается от окружающего ее мира". Ничего не слышит, не реагирует, глаза широко раскрыты, наблюдаются движения зрачков... ребенок постоянно фантазирует, сочиняет, придумывает что-то, порой не различая, что реально, а что выдуманно. Во сне может быть беспокойной и т.д. и т.п.   Все говорит о том, что воображение ребенка и так чрезмерно развито. Оно часто приобретает непроизвольный, неуправляемый характер.  Тут бы подумать, как его "обуздать" (не очень удачное слово),  снизить его влияние...  А не развивать дополнительно вместе с другими детьми специальными приемами и средствами.  Это лишь иллюстрация того, что использование новых методик не должно быть "для всех", должно быть дифференцированно. А значит, нужны проверенные, достоверные и валидные методы диагностики тех качеств, которые мы собираемся развивать с благими намерениями. "Благими намерениями дорога в ад вымощена" - наверное, не случайно народ так говорит.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

P.S. "Неправильных" мета-программ нет - все "правильные", но для определённых условий.

Бывают случаи ложного срабатывания метапрограмм (правильное срабатывание в ложно понятых условиях). Если такое ложное срабатывание становится хроническим, то могут возникнуть серьезные соматические заболевания, например рак, системная красная волчанка, миеломная болезнь.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

1. Творческий человек – это представитель т.н. творческих профессий (художники, музыканты, актеры и т.д.)?

2. Или творческий человек - это просто развитый, думающий и социально активный и т.д.  (как здесь было сказано)?

3. Или все же творческий человек -  в смысле новатор, рационализатор, изобретатель (не только в технике)?

И т.д.   и т.п.

Творческая личность - это человек способный создавать новое. Программа "Бакалибрики" направлена на формирования универсальной творческой личности, способной без особых усилий писать стихи, фантастические или документальные рассказы, сценарии, снимать кино,  рисовать картины, изобретать и т.д. Или не делать ничего из этого, если не хочется.

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

Конечно, среда накладывает... С другой стороны деревня как среда формирует значительно более высокую самостоятельность и соответственно сообразительность в решении жизнено важных вопросов.

Если родители бухают, да еще и в деревне, где нет социальных служб, то роль воспитателя ребенка берет на себя собачка. Так и получаются дети- маугли (феральные дети). Для решения жизненно важных вопросов в этих условиях достаточно самосотятельности и  сообразительности на уровне дворняжки.

 

Не думаю, что кто-то будет спорить о том, что если с ребенком возиться и вкладывать в него, то сложность, внутреннее многообразие его реакций повышается. Мне интересно, что делать с теми, кто до шести лет не получил всё положенное и так и останется теперь недоразвитым. То есть с нами со всеми, если я правильно понимаю ситуацию. Жалко все же, считай целая страна, да что там, целая популяция. Есть ли какие то рекомендации на этот счет? 

С теми, кто до шести не получил положенного по программе "Бакалибрики", надо оргаанизовать многократное (до 38 раз) повторение изучаемых материалов -  38 раз прогнать по АРИЗ 85Б, прорешать по 38 изобратеттельских задач каждого типа, 38 рез применить системный оператор, 38 раз применить МФО и т.д. по программе. На это уйдет в 38 раз больше времени. Так можно спасти популяцию. Но для этого надо убедить правительство пересмотреть программу общего образования и  тратить нефтерубли  не только на футбол и дзюдо, но еще и на освоение программы развиия интеллекта.  

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя Фил.

 bdeas пишет:

"Т.е. предусматривать возможные негативные последствия (что очень важно с точки зрения принципа "Не навреди!"), формулировать противоречия и пытаться искать способы их разрешения. Мне кажется, что даже такая достойная цель как "воспитывать творческую личность" - не однозначно всегда хорошо."

Фил отвечает;

Согласен. Давайте попробуем спрогнозировать отрицательные последствия достижения этой цели. Я пока не вижу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 На что bdeas пишет:

"Сначала я поясню, о каких возможных негативных последствиях развития воображения я говорил. Эти факты были выявлены именно исследовательским путем."

Ответ:

Вопрос о  негативных последствиях отклонений в развитии воображения мы уже поднимали. Но сейчас Вы подняли вопрос именно о "достойной цели "воспитать творческую личность"". Меня беспокоят подводные камни именно на этом маршруте. Можте быть Вы видите здесь какие-то опасности, которых мне не удалось увидеть?

 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

 

Quote:
С теми, кто до шести не получил положенного по программе "Бакалибрики", надо оргаанизовать многократное (до 38 раз) повторение изучаемых материалов -  38 раз прогнать по АРИЗ 85Б, прорешать по 38 изобратеттельских задач каждого типа, 38 рез применить системный оператор, 38 раз применить МФО и т.д. по программе. На это уйдет в 38 раз больше времени. Так можно спасти популяцию. Но для этого надо убедить правительство пересмотреть программу общего образования и  тратить нефтерубли  не только на футбол и дзюдо, но еще и на освоение программы развиия интеллекта 

 

Вот когда при обучении малой и большой циркуляциям в цигун начинают рассказывать, что при завершении упражнения нужно 36 раз прокрутить "ци" вокруг нижнего дяньтяня, а потом в другую сторону 27 раз, а также делать упражнения четное число раз или нечетное в зависимости от того, вы лечитесь или занимаетесь профилактикой - понимаю, ноги растут из китайской нумерологии.

Когда говорят о повторении заучиваемого материала через определеные промежутки времени - понимаю, речь идет о кривой Эббингауза, или кривой забывания.

А вот откуда число 38 у Вас, Фил, появилось, не понимаю.

Или это код ГИБДД Иркутской области.

Или минимальная крепость водки, поступающей к потребителю по установлению правительственного указа Российской империи 1843 года.

Или 38 попугаев из мультфильма.

Или потому что Звездные врата  (в фильме SG-1) открывались только на 38 минут…

Так 38-то откуда?

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя bdeas.

Вопрос:  Но сейчас Вы подняли вопрос именно о "достойной цели "воспитать творческую личность"". Меня беспокоят подводные камни именно на этом маршруте. Можте быть Вы видите здесь какие-то опасности, которых мне не удалось увидеть?

Ответ: для меня основным был вопрос ветки, т.е. о творческом воображении. Что касается воспитания творческойй личности, я привел как минимум три различных подхода к пониманию, что это такое (см.выше).

Если понимать под ТЛ то, что Вы понимаете (это близко и к моему пониманию), то я искренне считаю, что НЕ ВСЕ люди должны быть такими, т.е. новаторами, изобретателями (т.к. нужны просто хорошие исполнители в гораздо большем количестве).  А также полагаю, что пока еще не известны методики формирования не мыслительных, а именно личностных качеств таких людей (уж слишком они различны). И в-третьих (на уровне предположения, т.к. не доказано), считаю поведение таких личностей отчасти девиантным, а характер акцентуированным. Т.е. это психотипы где-то на грани нормы.

Даже стремление к "вундеркиндизации ребенка" относят с типичным педагогическим и воспитательным ошибкам. Я бы к ошибкам отнес и стремление родителей (и педагогов) к излишней недифференциорванной "креативизации".

Не знаю, насколько понятно изложил свою позицию.  С ней можно не соглашаться, она личностная. Я, например, говорю больше о "мотивации достижений"  и  много делал в этом направлении для своих детей. Может, когда-то решусь что-то написать на эту тему. Пока делиться подобным опытом преждевременно, поскольку  кое-что базируется на не доказанных наукой фактах, на вере, определенных "установочных императивах" и т.д. 

 

Тезис Фила:  "... надо убедить правительство пересмотреть программу общего образования и тратить нефтерубли не только на футбол и дзюдо, но еще и на освоение программы развиия интеллекта"

Согласен абсолютно!!!

 

 

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Изображение пользователя GIP.

Любая теория - это остановка на пути развития, провцирующая будущую стереотипность. Нужно ли такое творческому воображению?

Ответ очевиден...

Помогать ему проявиться - это надо, а теоретизировать - нет...

Re: Можно ли построить теорию развития творческого воображения?

Любая теория - это остановка на пути развития, провцирующая будущую стереотипность. Нужно ли такое творческому воображению?

Ответ очевиден...

Геннадий Иванович, не могли бы Вы явным образом сформулировать этот очевидный для Вас ответ, который, скажем, для меня очень не очевиден? И как этот Ваш ответ соотносится с психологической наукой, в которой изучается, в числе прочего, и развитие воображения как одной из высших психических функций человека?

Заранее благодарен,

Александр.

Subscribe to Comments for "Можно ли построить теорию развития творческого воображения?"