Искусственный загиб компании Ч.1

04/10/12

 

                                                                             Л. ПЕВЗНЕР

                                                             (Ньютон, США; директор по

                                                              производству «Группа Техмаш»)

 

     ИСКУССТВЕННЫЙ ЗАГИБ КОМПАНИИ

                                                                    Л. ПЕВЗНЕР

                                                             (Ньютон, США; директор по

                                                              производству «Группа Техмаш»)

 

     ИСКУССТВЕННЫЙ ЗАГИБ КОМПАНИИ

 

Аннотация

 

        Не раз автор сталкивался с интересной ситуацией – успешно стартовавшая и быстро развивающаяся компания, после выхода на середину второго этапа, в какой-то момент начинает резко тормозить в своем развитии и умирает, или просто останавливается в развитии, хотя вполне очевидно, что и сам продукт и рынки для него имеют большой потенциал в развитии. Что происходит? На этот вопрос и попытался ответить автор в данной статье. 

Введение

     Различные части Дела, в соответствие законом неравномерного развития частей системы, развиваются не одновременно. При небольших отклонениях, это мало влияет на развитие бизнеса, но существенное опережение каких-либо частей, или сильное отставание (или возврат к старому) может оказывать существенное влияние на развитие Дела. Особенно большие отклонения в неравномерности развития разных частей системы возможны на середине второго этапа, когда идет быстрый рост Дела.  На этом этапе существуют две традиционные опасности в развитии – опережение в построении структуры управления (в виде наложения структуры 3-го этапа на неокрепшее Дело) и отставание (в виде постоянного возврата в управлении к первому этапу путем запуска новых и новых продуктов, на фоне не освоенного рынка основного продукта). Именно эти два варианта развития и описаны в данной работе.

 

     Определения и термины

      Под термином Дело понимается совокупность – техническая система (продукт), технология производства технической системы (продукта), компания производящая и продающая техническую систему, коллектив компании.

       ТС – техническая система.

        Первый, второй и третий этап развития компании или Дела – общепринятое в ТРИЗ временное деление в развитии, по S-образной кривой. Такое деление всей S-кривой развития на этапы широко принято в бизнесе, но иногда количество этапов разными авторами определяется от 5 до 12, хотя принципиального значения степень дробления не имеет.

 

      Что такое успешная компания в глазах обывателя?

 

                                                   Эх, хорошо на третьем этапе жить,

                                                    и в бюрократии служить….

                                                    / почти И.Дунаевский, но….нет рифмы/  

     Мало кто назовет успешной компании начинающий старт-ап и начнет его пиарить, как идеальную компанию. Прибыли нет, компания нестабильна, продукт «сырой», рынки не сформированы. Какой уж тут успех?!

    Большая часть старт-апов погибнет, но часть из них все-таки преодолеет барьер и выйдет на рынок. Какими мы увидим их в начале пути? Продукция - не очень надежная и качественная, постоянно совершенствуется и меняется конструкция и технология, что требует постоянных денежных вливаний, и та небольшая прибыль, которая появляется, тут же реинвестируется в развитие. Коллектив без денег в постоянных нервотрепках, а регулярные рекламации и отказы отравляют жизнь. Постоянная нехватка денег вносит нервозность в коллектив. Можно ли назвать такую компанию (а это компания начала второго этапа) успешной? Да тоже вряд ли.

      Небольшая часть компаний находится в середине второго этапа. Все еще есть нестабильность, но уже есть доходы и перспективы. Однако, быстрые изменения требуют напряженной работы. Тут уже есть надежды на успех, но гарантий нет, а работать приходится много. Это еще не успех. И этот вид компаний мало кого привлекает.

       Большинство существующих и процветающих компаний, деятельности которых завидует большинство людей – компании третьего этапа.  Стройная структура, строго регламентированная работа, стабильные доходы – все это обеспечивает:

- стабильную и не очень напряженную работу компании,

- стабильный и профессиональный коллектив,

- надежные сформированные рынки,

- надежная конструкция изделий и стабильная технология производства, обеспечивающие высокое качество продукции (все ошибки уже пройдены и устранены).

- устойчивую прибыль компании и ее владельцам.

 

Для большинства людей это и есть синоним успеха!

      Естественно, что это устраивает и владельцев предприятия и менеджмент. Такие компании могут годами находиться на рынке, быть успешными и становятся эталонами для подражания.

      Аналитики объясняют все успехи компании - хорошей организацией в компании, надежной структурой, наличием большого количества вспомогательных подразделений (отделы маркетинга, качества, стандартизации и др.), которые вписываются в успешную управленческую структуру.

      Опыт таких компаний изучается аналитиками и всячески рекламируется, а лучшие менеджеры этих компаний делятся своим опытом по их управлению. Многочисленные консультанты по заказу компаний готовы обеспечить построение эффективных структур по аналогии с такой компании:  систему менеджмента качества, системы эффективного управления, системы маркетинга и многое, многое другое.

     Казалось бы все просто и понятно. Но почему же, не у всех компаний это получается. Почему часто попытки «навести порядок», правильно выстроить управленческую структуру или диверсифицировать  рынки, запуская все новые и новые продукты, то есть «вполне правильные шаги» нередко приводят к краху успешно развивающейся компании?

 

Истоки успеха роста компании

      К сожалению, многие аналитики не понимают, что фундамент успеха компании создается на втором этапе ее развития, когда быстрое и эффективное развитие конструкции и технологии позволяет создать конкурентные преимущества на рынке (или создать новые рынки), быстро развивать и осваивать рынки для вновь созданного продукта.  Именно после середины второго этапа, эти преимущества обеспечивают быстро нарастающий финансовый поток, все большую прибыль.      

      Эффективное реинвестирование этой прибыль на протяжении второй половине второго этапа, создает положительную образную связь, позволяющую быстро наращивать потенциал компании на рынке.

       И хотя успех закладывается на втором этапе, когда в конструкции и технологии создается основной потенциал для развития и формирования рынков и прибыльности, на нем возникают и большие опасности. Избыточный финансовый поток, возникающий в середине и конце второго этапа, который уже невозможно полностью реинвестировать, может быстро разбалансировать любую систему и привести к конфликтам между акционерами, к кризису и развалу.  В значительной степени «спасает» положение создание бюрократического аппарата (который принимает на себя управление, вместо владельцев), тормозящего избыточно быстрое развитие и проедающего избыточную   часть потока.   При этом оставшаяся часть потока разбирается на дивиденды.  Это оказывает стабилизирующее влияние. В этом случае, создается  сбалансированная система, в которой доходы распределяются на:

- дивиденды акционерам,

- сытное существование управленческого аппарата,

- и вполне приличное, но аскетическое существование производственных подразделений, которое поддерживает работоспособность системы (под производственными подразделениями понимаются все подразделения, обеспечивающие основной процесс компании). 

       Более того, в конце второго этапа и начале третьего этапа, вновь создаваемый бюрократический управленческий аппарат первое время даже повышает эффективность Дела, создавая ощущение необходимости их существования.  Более, на этапе организации аппарата, он реально помогает развитию компании, повышая ее эффективность.    

Замечание: наиболее часто успех компании связывается с объемом продаж, рынков, прибыли. Но это лишь составляющая часть успеха компании. Для понимания причин искусственного загиба надо понимать, что существуют и другие критерии успеха –  см. Приложение 1.

 

          Почему успех приписывается бюрократии 3-го этапа

                                                  И вот, наконец, наступил счастливый

                                                 момент  наказания невиновных, и

                                                 награждения непричастных.

                                                                  (народная мудрость)

         На   третьем этапа завершается и окончательное формирование рынков, когда реализуется полностью потенциал, созданный на втором этапе. За счет развития рынков, и за счет сокращения затрат на развитие конструкции нарастает материальные поток и прибыль предприятия.

       Если во второй половине второго этапа значительная часть прибыли реинвестируется и необходимость удаления избыточной части потока не столь очевидна, то на третьем эта выведение прибыли в виде дивидендов – настоятельная необходимость, которая дополнительно подчеркивает эффективность работы компании.

           При этом, надо понимать, что избыточный поток начинает формироваться только в середине и конце второго этапа, одновременно с формированием бюрократического аппарата, упрощающего жизнь акционеров (или высшего менеджмента), и на первом этапе повышающего прозрачность и управляемость компании. И мало кто задумывается о реальных истоках успеха, а все заслуги по созданию прибыльного и эффективного Дела, а также сытого и ненапряженного существования приписываются «четкой организации работы», «правильно разработанным» регламентам работы и другим  атрибутам формы, свойственным бюрократическому аппарату третьего этапа и ассоциируются с работой аппарата.

        Так развитие и формирование рынка приписываются эффективной работе маркетинговой службы. Высокое качество – отделам качества, внедрению системы менеджмента качества, стандартизации, метрологии. Чтобы усилить эффект, в них и начинаются значительные денежные вливания. Они налаживают эффективную отчетность и прочие атрибуты демонстрации работы, свойственные бюрократическому аппарату, хотя отдача от них снижается по мере развития аппарата.  Работа отдела персонала сводится к обучению сотрудников и повышению их квалификации, причем  большая часть обучений – не очень эффективная, но позволяет повышать рейтинг сотрудников.

 

Замечание: парадоксальность ситуация состоит в том, что в начале деятельности все административные структуры действую достаточно эффективно, но спустя некоторое время (обычно несколько месяцев) эффективность работы начинает снижаться, и наконец вред от деятельности структуры перекрывает приносимую ею пользу. Но в соответствие с «эффектом сваренной лягушки» (см.Приложение 2) это мало кто замечает. Причиной этого является хорошо налаженная отчетность и постоянные обещания будущих успехов.

     Нельзя не сказать, что все элементы организации, управления, структуры на третьем этапе хорошо изучены и имеют достаточно хорошее описание в разных источниках. Связано это с рядом следующих факторов:

  1. Стабильный финансовый поток указывает на благополучие ситуации, и это выдается за признак правильности организационной структуры.
  2. Стабильное положение на рынке, достаточно стабильная конструкции и технология, стабильный коллектив, также выдаются за признаки успешности работы аппарата.
  3. Бюрократия третьего этапа придает большое значение пиару, как компании, так и личному. Поэтому такие компании и их лидеры всегда сильно рекламируются.  В результате создается ощущение успешности компании и руководящих лиц организационных институтов третьего этапа.
  4. На третьем этапе достаточно большое финансирование, что позволяет приглашать большое количество консультантов, которые «оптимизируют» работу структур третьего этапа и, естественно, тщательно изучают и описывают их. Таким образом, оказываются разработанными масса методик, как «правильно организовать структуру компании и регламенты ее работы». За основу «правильных» структур и регламентов выдаются бюрократические структуры 3-го этапа.

     Итак,  структура и принципы работы 3-го этапа, которые принимаются всеми как эталон успеха, как то, что обеспечивает эффективную работу предприятия.

Что же остается за кадром?

            А за кадром остается то, что к успеху компании ее привела команда

второго этапа, которая работала по совершенно другим принципам!

         За кадром остается то, что все эти эталонные структуры и регламенты применимы только в ограниченной области третьего этапа, и только тогда, когда компания уже доросла до него.

     Не понимая это, наиболее нетерпеливые акционеры и руководители стремятся ускорить развитие и внедрить принципы управления третьего этапа, на более ранних этапах, когда это противопоказано.      

      Психологические основы такой ситуация очень хорошо описана в книге Адизеса И. «Управление жизненным циклом корпорации».  Вот тогда и возникает ситуация искусственного загиба компании, которая реально еще не реализовала все возможности второго этапа.

Продолжение следует

 

    

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Искусственный загиб компании Ч.1"