Использование Направленной Генерации Идей для работы кросфункциональных команд

IV конференция "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

Использование Направленной Генерации Идей для работы кросфункциональных команд

Глеб Никитин, студент НГТУ, биомедицинская инженерия.

Sergey Malkin, Vice-President, Guided Brainstorming LLC.

Виссарион Сибиряков, к.т.н.,  Мастер ТРИЗ.

Введение

Данная статья посвящена использованию метода «Направленной генерации идей», разработанного компанией Guided Brainstorming LLC, (Детройт, США) для оперативного решения изобретательских инновационных задач в условиях резко ограниченного времени (1-2 недели) и использования людьми, не знакомыми с ТРИЗ. Неотъемлемой частью метода является ПО «Генератор Идей», позволяющее людям, ускоренно осваивать метод, самостоятельно эффективно решать хорошо поставленные задачи или под руководством опытного фасилитатора работать над комплексными проблемами в составе кросфункциональной команды.

Сегодня мы плавно переходим из эры Маркетинга в эру Инноваций, когда успех той или иной фирмы будет определяться степенью новизны (идеальности) их продуктов. Те фирмы, которые не способны оперативно внедрить новые идеи и принципы в свои продукты, уже через 2-3 года уходят с рынка. И не имеет значения, большая это компания или маленькая, рынок изменился и требует новых идей.

Вот здесь и встаёт главная проблема инноваций: 3000 идей на 1 коммерческий успех [1]. Прежние интуитивные методы слишком неэффективны для создания концепций новых продуктов. В связи с этим среди инвесторов ходит фраза: «Идеи ничего не стоят, дайте мне работающий пилотный проект!». Более того, рынок требует мгновенного отклика, быстрого изобретательства, а зачастую концепции нового товара уже через неделю-две. Сотрудники же, хоть и обладают глубочайшими знаниями, зачастую не могут мыслить творчески в стрессовой ситуации. Для генерации решений в условиях ограниченного времени требуется:

  1. Быстрое обучение персонала навыкам решения изобретательских задач;
  2. Метод быстрого выявления скрытых ресурсов для генерации сильных идей.
  3. Метод стимуляции и управления процессами инновацй.

В ответ на данные требования был создан метод «Направленной Генерации Идей», объединивший в себе элементы технологий: Системный Анализ (автор Ludwig von Bertalanffy, 1937), Функциональный Анализ (Function Analysis System Technique (FAST) – автор Charles Bytheway 1965) и Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) (автор Генрих Альтшуллер, 1946).


рис. 1. Недостатки интуитивного процесса решения проблем
и как их решает Метод «Направленной Генерации Идей».

Из этих методов мы взяли не всё, что можно, а то без чего нельзя решать задачи. Это позволило резко сократить объем знаний, умений и навыков, необходимых для участия в сессиях генерации идей под руководством опытного фасилитатора. [2]

Метод предусматривает выполнение 4-х шагов:

рис. 2. Этапы процесса «Направленной Генерации Идей».

В качестве примера рассматривается задача, которая была поставлена Глебу Никитину в качестве пилотного проекта при обучении Методу.

Владелец небольшой компании часто ездит в длительные командировки. Он   обратился с просьбой создать программу, позволяющую отслеживать товары, выданные на руки распространителям, и удалённо из любой точки мира наблюдать за состоянием дел в компании.

Шаг 1. Цель.

На 1 этапе рабочей группе задаются специальные вопросы, позволяющие определить проблемосодержащую систему, выявить задачу для решения. Если необходимо, привлекаются дополнительные специалисты. В результате командой вырабатывается единое понимацие проблемы и формулируются конкретные цели в соответствии с критерием идеальности.

  1. Что вы хотите получить? (Желаемый результат)
  2. Как это получается известным способом? (Известный способ)
  3. Что мешает вам это сделать известным способом? (Нежелательный эффект)

Цель формулируется в виде короткого предложения по следующему образцу:

Необходимо обеспечить (опишите желаемый результат), но если использовать (опишите известный способ), то возникает (опишите нежелательный эффект).

В ходе опроса заказчика выяснилось: что имеется складская программа для обработки заказов, однако данные о товарах, выданных на реализацию, туда вводить невозможно. Эти данные записываются на бумагу и хранятся в разбросанном виде. Также выяснилось, что основную работу по привлечению клиентов выполняет директор, а сотрудники выполняют роль «пассивного кассира» в точках продажи товара. При отъезде директора в командировку на открытие новых рынков, продажи начинают падать. Вариант нанять других сотрудников был отвергнут.

Стало ясно, что реальной задачей является построение системы по работе с клиентами, которая бы позволяла без смены сотрудников обеспечить рост продаж, иметь в удобном виде информацию о продажах, деятельности сотрудников и товарах, выданных на реализацию, контролировать состояние компании и деятельность сотрудников из любой точки мира.

Было принято решение сохранить идею создания ПО, однако не зацикливаться на ней, по возможности наделить программу перечисленными свойствами.

Цель: Необходимо обеспечить полноценную работу компании при отъезде директора в командировку, но если директор будет использовать «управление по телефону», возникают потери времени и падение прибыли.

Шаг 2. Направления.

Чтобы сконцентрировать мыслительные возможности человека на поле сильных решений, при выборе направлений для генерации идей используется Закон повышения Идеальности [3].


Рис. 3. Формула степени идеальности системы.

Из соотношения следует, что существует только 3 направления увеличения идеальности системы:

  1. Какие функции вы бы хотели увеличить?

Направление: Улучшить функцию

  1. Какую функцию вы бы хотели уменьшить?

Направление: Устранить функцию.

  1. Какое противоречие вы бы хотели разрешить?

Направление: Разрешить противоречие: Функция должна обеспечивать полезный результат и не должна вызывать вредный результат.

Исходя из понимания проблемосодержащей системы, специалисты записывают все возможные направления. Особое внимание уделяется формулированию функций: действие + объект + контекст.

Представлены наиболее интересные направления (всего их было 26)

  • Улучшить функцию «директор имеет наглядную информацию, какие товары, в каком количестве, у кого и как долго находятся на реализации».
  • Устранить функцию «сотрудники не используют электронную систему».
  • Сотрудники получают список задач по работе с клиентами на день, что обеспечивает повышение количества обслуженных клиентов, но вызывает большой объём работы по составлению списков задач каждому сотруднику на каждый день.

Шаг 3. Идеи.

В ходе эволюции Метода была сильно переработана таблица изобретательских приёмов [4]. Она впитала в себя изобретательские стандарты, была разбита по разделам, структурирована от простых приёмов к сложным, стала универсальной и применимой не только к технике времён создания таблицы, но и к любым реальным системам.


Рис. 4. Новая таблица изобретательских приёмов.

Метод предлагает единый алгоритм использования приёмов - изменить:

  • Элементы или объекты, с которыми работает система.
  • Действия, взаимодействия и процессы.
  • Окружающую среду и соседние системы.

Одно из главных преимуществ данной таблицы приёмов содержится в ПО «Генератор Идей». В ПО каждый приём проиллюстрирован 9-ю примерами: 3 на «Улучшить функцию», 3 на «Устранить функцию» и 3 на «Разрешить противоречие». Всего ПО «Генератор Идей» содержит более 300 примеров, каждый из которых является микро-кейсом и иллюстрирует, как в данной ситуации был использован 4-х шаговый процесс: как поставлена цель, какое выбрано направление, какие приемы были использованы, к каким идеям это привело и какая концепция плучилась.


Рис. 5. Фотография ПО «Генератор Идей».
Представлен пример применения приёма Матрёшка.

На этапе генерации идей специалисты из рабочей группы разбиваются на пары и каждой из пар предоставляется по своему направлению(ям). Каждая пара записывает для своего направления объекты, действия и состав окружающей среды, а в ходе генерации идей записывает минимум по 1 идее с каждого изобретательского приёма. Если на предыдущем этапе было выявлено 10 направлений (обычно их бывает больше), то на этом этапе группа генерирует около 300 идей. Важно, что эти идеи находятся в области сильных решений, так как выявлены в соответствии с критерием идеальности.

Представлены наиболее интересные идеи (всего их было 117)

После. После выдачи товара на реализацию электронная система формирует для сотрудников серию заданий "позвонить ... и напомнить о сроках возврата денег" через каждые несколько дней.

Инверсия. Компьютер анализирует информацию в базе  по готовым скриптам и выдаёт сотрудникам поручения, направленные на получение денег.

Концентрация и инверсия. Сотрудники вместо программиста наполняют систему базовой необходимой информацией в первые день – два.

Копия. Где возможно, электронная система дублирует уже имеющуюся складскую программу компании.

Заранее. При сохранении клиента в БД сразу создаётся первая задача. Пример: позвонить и рассказать о спецпредложении.

После и инверсия. Когда сотрудник выполнил задачу, программа предлагает выбрать следующую задачу (по заложенным алгоритмам). Сотрудник сам назначает себе задачу.

Шаг 4. Концепция.

На предыдущем шаге мы получили несколько сотен идей. Многие из них непонятны, противорячат друг другу, а некоторые и вовсе противоречат, на первый взгляд, здравому смыслу. Заказчик же ждёт понятные и цельные концепции, которые он сможет передать в другие отделы компании для внедрения и выхода на рынок. Как быть?

На этапе построения концепции каждая пара вносит свои идеи в общий список (ни одна идея не теряется). Далее одна за другой идеи оцениваются по специальным критериям, сортируются и комплиментарные идеи собираются в концепции. На этом этапе могут возникать новые идеи и направления. Белые пятна в концепциях отправляются на 2 цикл генерации идей. В конце концов мозаика складывается и счастливый заказчик получает концепцию нового инновационного продукта.

В ходе сортировки идей выявилось 4 основных концепции решения:

  1. Общие изменения системы по работе с клиентами.
  2. Внешний вид и интерфейс ПО «Помощник».
  3. Внутренняя структура и функции ПО «Помощник».
  4. Стратегия внедрения новой системы по работе с клиентами и ПО «Помощник».

Были предложены рекомендации, как можно переложить часть обязанностей с  директора на сотрудников в считанные дни и без потери качества.

Также был создан проект программы «Помощник», которая позволяет:

  • Быстро и легко вводить информацию по работе с клиентами,
  • Программа сама структурирует информацию и выводит её в таком виде, что понять состояние дел в компании можно за 5-20 минут.
  • Программа сама назначает сотрудникам типовые серии задач по работе с клиентами и вовремя напоминает, когда их следует выполнить.
  • Упрощается контроль сотрудников, так как видно кто, когда и какие задачи выполнил, какие результаты были достигнуты.
  • Программа имеет WEB-интерфейс, директор может получить информацию и назначить задачи сотрудникам из любой точки мира.

На момент написания статьи программа проходит стадию внедрения.

Пару слов об обучении.

Метод «Направленной Генерации Идей» подразумевает немедленное применение знаний, полученных на этапе обучения [4]. Специалисты сразу преступают к генерации идей. И здесь возможны 2 варианта:

  1. В «пожарном» проекте сотрудники просматривают электронный видео-учебник, который содержит около 70-ти слайдов и за 1.5 часа вводит в курс дела участников процесса генерации идей. В нём содержится вся необходимая информация, чтобы участники генерации имели понимание метода. В дальнейшем Генерация идей происходит под чутким руководством ТРИЗ специалиста фасилитатора.
  2. Однако предыдущий подход имеет нежелательный эффект: изобретательские знания есть, а навык решения задач у специалистов ещё не сформирован. Это требует усиленного контроля со стороны ТРИЗ-фасилитатора на процессе генерации идей. Эта проблема решается выполнением 5-ти специальных домашних заданий под руководством ТРИЗ-фасилитатора, при выполнении которых акцентируется внимание специалиста на ключевых моментах Процесса. Специалист приводит примеры из своей практики на каждый изобретательский приём и оформляет их в соответствии с Методом. С каждым ДЗ требования к примерам повышаются. ТРИЗ-фасилитатор корректирует и даёт дополнительные задания. В результате ученик приобретает навык комбинированного применения изобретательских приёмов. После этого группа приступает к работе над проектом под руководством ТРИЗ-фасилитатора.

О программном обеспечении:

Неотделимой частью метода и гарантией его эффективности стало ПО «Генератор Идей» и «Инноватор».

«Генератор Идей» - это инструмент для работы всей группы. Он содержит короткие указания к каждому шагу процесса, систему изобретательских приемов и множество примеров (более 300).

ПО «Инноватор» - это иструмент фасилитатора, котрый совместно с членами группы строит функциональную модель [5], организует генерацию идей, их оценку и построение концепции.

Заключение.

Неоспоримым преимуществом рассмотренного метода «Направленной Генерации Идей» является простота его освоения. Человек, в первый раз услышавший о ТРИЗ, через 2 часа обучения может генерировать идеи под руководством опытного фасилитатора, а  через 1-2 недели обучения (по 1 часу в день) может самостоятельно решать хорошо поставленные задачи. Конечно, это только первый шаг в ТРИЗ, зато благодаря ему этот человек получает первые быстрые результаты, приобретает новую модель мышления. Заказчик получает доказательства эффективности Метода, тем самым увеличивается популярность ТРИЗ как метода в целом.

Для компании-заказчика метод создает условия для менеджирования инновационных процессов, а в последствии и построение инновационной системы.

Так как метод является довольно универсальным, то его легко  можно встраивать в другие методики и процессы. Мы готовы рассмотривать предложения о сотрудничестве. Звоните, пишите: +7-913-905-97-56; gleb-nik@ya.ru.

Ссылки

  1. G. Stevens and J. Burley, “3,000 Raw Ideas = 1 Commercial Success!” Research Technology Management, 40(3): 16-27, May-June, 1997.
  2. Malkin Sergey, Coates Donald, Malkin Galina. “An Improved Method for Teaching the Theory of Inventive Problem Solving to Students”, Conference Proceedings TRIZCON2007, Louisville, KY
  3. Г.С. Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. «Поиск новых идей.», с.21 1989г.
  4. S. Malkin, D. Coates, G. Frenklah, G. Malkin, “Next Steps in Reduction of TRIZ Entry Barrier”, Conference Proceedings TRIZCON2011, Detroit, MI
  5. Zlotin, Boris; Malkin, Sergey; et al, “Patent #5,581663, Automated Problem Formulator and Solver”, Col. 1, ll. 64-67; Col. 2, ll.19-34; ll.48-50; ll.53-54

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Вполне пригодная программа для решения нетолько технических задач, но и организационных (судя по разбору приведенного примера), что делает ее универсальной в поиске новых идей.

Почти уверен, что программа найдет достойное место в арсенале специалистов ТРИЗ и фасилитаторов.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

efremov58 wrote:

Вполне пригодная программа для решения нетолько технических задач, но и организационных (судя по разбору приведенного примера), что делает ее универсальной в поиске новых идей.

Почти уверен, что программа найдет достойное место в арсенале специалистов ТРИЗ и фасилитаторов.

Коллеги, давайте без воды, плиз. Решали что-то с  помощью этой программы? Расскажите, поделитесь. Если нет, копите впечатления. 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

блин, во что превращают "методолог" ? как это ваще сюда попао ?

Теперь чо, если в тексте есть слоово "ТРИЗ" то его автоматом надо сувать туда где есть слово"триз" ?Да еще и тлф рекламировать.

Этто уже какой-то "4-тый!!!" зверь, мать вашу.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

lox_my wrote:

Да еще и тлф рекламировать.

Этто уже какой-то "4-тый!!!" зверь, мать вашу.

Бизнес без рекламы - как дитя без мамы! Без рекламы торговать - только денежки терять! 

Какая же реклама без контактов и тлф?

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр Кудрявцев wrote:

Решали что-то с  помощью этой программы? Расскажите, поделитесь. Если нет, копите впечатления.

У меня решали с помощью англоговорящей "сестры" этой программы реальную проблему связанную с уплотнением высокоскоростного сменного шпинделя обрабатывающего центра. Нашли несколько десятков идей, которые затем объединили в несколько перспективных концепций для дальнейшей конструкторской проработки.
Правда, я не уверен, что эксперимент был чистым, поскольку процесс постановки задачи, выбор направлений, процесс генерации идей и затем их оценки объединения в концепции фасилитировал я сам.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

lox_my wrote:

блин, во что превращают "методолог" ? как это ваще сюда попао ?

Теперь чо, если в тексте есть слоово "ТРИЗ" то его автоматом надо сувать туда где есть слово"триз" ?Да еще и тлф рекламировать.

Этто уже какой-то "4-тый!!!" зверь, мать вашу.

А чем Вам это материал не угодил? Что в нём такого крамольного и "не-тризовского"? У Вас есть Ваш собственный,  лучше? Тогда материал в студию! Пока одни разделяют тризовское и не-тризовское, другие на простеньких продуктах их объезжают, что-то решают и откусывают рынок понемногу... 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Пока выходила эта статья,

Програмное Обеспечение на англйском Guided Btainstorming Companion компания Whirlpool поставила как корпоративную лицензию и использует для своих инновационных проектов. Правда Триз специалисты компании решили по-своему (вопреки нашим рекомендациям) - они не проводят детальное обучение - 2-х часовая презентация основ: Идеальность, Противоречия, Ресурсы, Приемы - и вперед на генерацию идей с использованием софта. Провели ходовые испытания в головном офисе, потом в Китае, затем в Бразилии. Очень довольны. На  процесс Ideation в компании отводится 5 дней на каждый проект. Метод успешно вписался в политику компании. Разумеется сесии фасилитируются профессионально подготовленными ТРИЗ специалистами (не нами) назначенными компанией и прошедшими нашу подготовку.

Так что, вполне валидный тест. Есть о чем подумать. Неужели мы сделали ТРИЗ программу отделимую от нас?

Я стал адьюнкт профессором Кент Стэйт Университета. Пограмму ввели как обязательный курс для получения диплома (после 8 лет испытаний и совершенствования как факкультативной). Курс с имеено этой, последняей версией, начинаеется завтра 13 января 2013. Результаты доложим на очередной ТРИЗ конференции (как и делали это каждый год с профессором Даном Коатцем).

Успехов

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Сергей Малкин wrote:

Разумеется сесии фасилитируются профессионально подготовленными ТРИЗ специалистами (не нами) назначенными компанией и прошедшими нашу подготовку.

Так что, вполне валидный тест. Есть о чем подумать. Неужели мы сделали ТРИЗ программу отделимую от нас?

Поздравляю с серьезным достижением! Не шучу - в самом деле считаю это ОЧЕНЬ серьезным результатом.

На очереди - ТРИЗ программа, с которой можно будет работать без специалиста. А в идеале - без инструкции: plug and play. Тоже не шучу :)

Успехов!

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

priven wrote:

 

На очереди - ТРИЗ программа, с которой можно будет работать без специалиста. 

В любом случае пользователь программы должен разбираться в основных тризовский понятиях - Система, Идеальность, Противоречие, Функция, Оперативная зона, Ресурсы, которые можно включить в программу ввиде тестовых задач, открывающих вход в основное тело программы Генерации Идей.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

По-моему, программа решает основную проблему фасилитатора при проведении однодневной сессии с необученной группой специалистов в той области, в которой сам фасилитатор не специалист и... тем лучше - не будет пытаться решать задачу за клиента.
Объяснил в течение полутора часов (по ходу дела) такие основные понятия, как система, противоречие, идеальносте, ресурс и приём. показывая, как работать с программой и помогая группе сформулировать задачу или несколько задач.
Затем посадил специалистов в пары (не тройки - проверено, что хуже) и дал им ещё полтора часа (по две -три минуты на приём) на самостоятельную генерацию идей с помощью приёмов (фасилитатор в это время может перевести дух).
Потом ещё полтора-два (хотя иногда и чуть побольше) часа на представление  каждой парой своих идей, их первичную оценку и объединение идей в концепции - и однодневная сессия завершена с реальным результатом и без особого напряга для фасилитатора.
А клиент, получив концепции для дальнейшей проработки, забыл по ТРИЗ, как страшный сон и обратится ещё раз тогда, когда понадобится снова решать проблему.
А всё остальное, как то повышение индивидуального творческого уровня тех, кто продолжает и дальше использовать программу в своей повседневной работе - это, конечно, правильно, но таких "двинутых" гораздо меньше, хотя и для них в программе всё есть - от озвученной презентации до более чем трёхсот примеров-миникейсов "с картинками".
Короче, по-моему, в комерческом смысле программа это скорее инструмент для фасилитатора или преподавателя - облегчает их работу. Купил от пяти до десяти "плавающих" лицензий и фасилитируй себе... А если клиент после этого захочет и себе пару лицензий приобрести, или даже у себя инновационное подразделение организовать, обучив своих специалистов - это вроде, как бонус:)

P.S. Тут у нас с Сергеем разное понимание вопроса:)

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Gregory Frenklach wrote:
Короче, по-моему, в комерческом смысле программа это скорее инструмент для фасилитатора или преподавателя - облегчает их работу. Купил от пяти до десяти "плавающих" лицензий и фасилитируй себе... А если клиент после этого захочет и себе пару лицензий приобрести, или даже у себя инновационное подразделение организовать, обучив своих специалистов - это вроде, как бонус:)

P.S. Тут у нас с Сергеем разное понимание вопроса:)

По поводу разного понимания: Мой опыт показывает - есть короткие и длинные последствия.

С короткой позиции, да купил 10 лицензий, а отфасилитировал 100 проектов. Чистая экономия - цена 90 лицензий. "А клиент, получив концепции для дальнейшей проработки, забыл про ТРИЗ, как страшный сон..."

С длинной позиции, ВСЕГДА возникают вторичные задачи, а идти к начальству и просить опять деньги на приглашение фасилитатора или покупку софта ох как нехочется. Поэтому софт нужно им оставить (т.е включить в стоимость проекта), мы его специально для этого сделали максимально дешевым. Часть уастников заинтересовывается ТРИЗ и продолжает использовать софт, потихоньку обретая уверенность (или наглость) и повышают уровень сложности решаемых задач, до тех пор пока не "споткнутся". Вот тут они опять наши клиенты, но на новом уровне. Можно поговорить и о проекте и об обучении/сертификации. (продажный цикл от 6 месяцев до полутора лет). Т.е. продавая софт клиенту - вы как бы оставляете у него вашего агента по продажам, тем самым "удобряете почву" для своего бизнеса. И клиент доволен тем, что у него осталься "огнетушитель проблем". (насколько он его освоил - это уже второй вопрос, над которым мы и работаем).

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вообще-то клиент платит не за софт, а за фасилитацию и фасилитатору. Т.е. для клиента экономия 100 софтов, если он их решил не покупать. За софт платит фасилитатор, как плотник за рубанок. Другое дело если клиент решит у себя такого фасилитатора или группу фасилитаторов обучить, чтобы не платить чужому дяде. Вот тогда он и приобретёт софт. Или кто-нибудь из работников решит, что это (софт) ему надо всегда.
В этом мы и расходимся во взглядах...

P.S. А по поводу последствий - у хорошего фасилитатора и умного клиента будут "последствия", а в остальных случаях "болезнь пройдёт без осложнений":)

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Сергей Малкин.

Gregory Frenklach wrote:
Вообще-то клиент платит не за софт, а за фасилитацию и фасилитатору.

Вообще-то клиент платит за решение проблемы, а ТРИЗ, фасилитация, софт - это скорее плата чем достоинство. Поэтому, если уж пришлось для получения решения разбираться в ТРИЗ, то "рубанок" оставьте, ведь деньги плачены, время потрачено.

Кстати, это вовсе не отменяет модель описанную Вами. Можно и так.

Просто по длинной схеме меньше сумарные затраты на продажу по сумме 3-х проектов. (а после третьего клиент уже сам становится хорошим ТРИЗ фасилитаторм).

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Сергей Малкин wrote:

Просто по длинной схеме меньше сумарные затраты на продажу по сумме 3-х проектов. (а после третьего клиент уже сам становится хорошим ТРИЗ фасилитаторм).

Это как, если группа всякий раз разная и между проектами, скажем, полгода?:) Чтобы стал его (клиента) учить надо, а это дополнительные деньги и (что важнеее) время на то, что может больше и не понадобится. При этом я не отрицаю, что лучше (для нас, а иногда и для клиента) если клиент решит, что понадобится и не только закажет однодневную сессию для решения конкретной задачи, а ещё и курсы разных уровней и закупит софт, чтобы обучить своих фасилитаторов.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Как я понял, Лоху не понравилось применение метода мозгового штурма для решения практических задач? 

Но не будем забывать, что мы применяем НАПРАВЛЕННЫЙ на ИКР мозговой штурм, а не мечемся  на поляне МПиО. Если Лох хотя бы немножко знаком с АРИЗ, то  он должен знать, что 3-я и  4-ая часть АРИЗа посвящены именно перебору вариантов изменения имеющихся  в оперативной зоне ресурсов для достижения ИКР. Но делается это  не ненавистным лохам  МПиО, а именно НАПРАВЛЕННЫМ поиском. Цитата из АРИЗа:

Примечание
24. При решении мини-задачи, в соответствии с примечанием 20 и 21, следует рассматривать используемые ВПР в такой последовательности:

  • ВПР инструмента; 
  • ВПР внешней среды; 
  • побочные ВПР; 
  • ВПР изделия (если нет запрета по примечанию 21).

Наличие разных ВПР обуславливает существование четырех линий дальнейшего анализа. Практически условия задачи обычно сокращают часть линий. При решении мини-задачи достаточно вести анализ до получения идеи ответа; если идея получена, например, на "линии инструмента", можно не проверять другие линии. При решении макси-задачи целесообразно проверить все существующие в данном случае линии, т. е., получив ответ, например, на "линии инструмента", следует проверить также линии внешней среды, побочных ВПР и изделия. 

Чем вам не НАПРАВЛЕННЫЙ мозговой штурм?

В заключение замечу, что с помощью "Генератора идей" Сергея Малкина я лично и мои ученики за два последних месяца решили несколько десятков задач. Технические задачи относились к строительству, производству бетонных опор и свай, машиностроению. Были решены и НЕтехнические задачи из области маркетинга и рекламы, управления проектами.

Подробнее с ПО "Генератор идей" можно познакомиться на сайте triz-tigr.ru

Виссарион Сибиряков, Мастер ТРИЗ, к.т.н.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Сколько нужно времени, чтобы новичок с нуля, в домашних условиях, решил свою первую изобретательскую задачу?

Завершившийся в конце апреля дистанционный коучинг "ТРИЗ-Практик" показал, что достаточно 16 часов. Первые 8 часов – это обучение методологии ТРИЗ и освоение программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (http://www.gbtriz.com/ru). Вторые 8 часов – это самостоятельная генерация идей по своей изобретательской задачи с использованием метода «Guided Brainstorming» под руководством фасилитатора. Из 11 участников коучинга 9 нашли решения и построили концепции коммерциализации по внедрению найденных идей. Результативность более 80%. И это дистанционно через интернет. Более того, большая часть задач были нетехническими. 

Отзыв Александра Руссо, участника коучинга "ТРИЗ-Практик":
"С самого начала и до конца курс «ТРИЗ-Практик» заряжал позитивной энергией. Учебная среда постоянно побуждала мыслить, повышая качество и масштаб мышления. Новые идеи рождались в большом количестве. Очень помогали примеры, заложенные в программном обеспечении «ТРИЗ-Генератор Идей». Практическая полезность курса существенно усилила мою уверенность в преодолении любых нештатных ситуаций.
Девиз обучения – «это реально работает». Методика чрезвычайно проста и в этом ее сила и преимущество. Уже после первого беглого знакомства способность генерировать новые идеи заметно возрастает. Весь материал можно взять и эффективно применить к реальным задачам во всех сферах деятельности.
Хочется от души поблагодарить организаторов курс «ТРИЗ-Практик». Появилась прекрасная возможность познакомить своих коллег с понятным и доходчивым изложением методики направленной генерации идей. Это реальное подспорье для успешного развития в условиях жесткой конкуренции и непредсказуемости бизнес-среды."

2-ой поток коучинга "ТРИЗ-Практик" будет запущен с 25 мая. Следите за рекламой на сайте triz-tigr.ru 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Опубликованы результаты Коучинга «ТРИЗ-Практик» (http://triz-tigr.ru/rezultaty-kouchinga-triz-praktik/) на котором использовался метод «Guided Brainstorming». В обзоре представлены 3 видео ролика, частично раскрывающие методологию поиска идей, и аудизапись отзыва слушателя, решившего свою проблемную ситуацию.
Запись на 2-ой поток коучинга «ТРИЗ-Практик», который стартует 25 мая, будет доступна с 20 по 23 мая. 
На коучинге ожидается мощнейшая прокачка творческого мышления на основе новых алгоритмов и методов поиска идей. 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

efremov58 wrote:

Сколько нужно времени, чтобы новичок с нуля, в домашних условиях, решил свою первую изобретательскую задачу?

Завершившийся в конце апреля дистанционный коучинг "ТРИЗ-Практик" показал, что достаточно 16 часов. Первые 8 часов – это обучение методологии ТРИЗ и освоение программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей»

Вячеслав, я понимаю вашу увлеченность и желание поиметь коммерческий результат, но давайте не забывать о сути дела.

О каком "обучении МЕТОДОЛОГИИ" триз может идти речь на восьмичасовых занятиях? Что вообще в этом случае понимается под методологией? Дать в первом приближении несколько инструментов можно, и здесь не о чем спорить. Но методология здесь при чем? Очень прошу - давайте без профанации.

 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр, за восемь часов можно дать такие понятия, как изобретательская задача, система, противоречие, идеальность ресурс и поупражняться в использовании пяти групп изобретательских приёмов. После этого в течение следующих восьми часов можно дать выбор задачи, формулировку задачи, выбор направления решения задачи, поиск идей решения с помощью пяти групп приёмов, решение вторичных задач и объединение идей в концепции + поупражняться. В течение следующих восьми часов - сессия с реальной задачей. Т.е. ~ 24 часа. Но в моём случае почти не предусматривалась самостоятельная работа дома - все задания выполнялись в классе. Кроме того я дополнительно давал выбор задачи с помощью карты проблемной ситуации. В случае самостоятельной работы дома и без карты проблемной ситуации вполне можно управиться и за  два дня. Тем более, если каждые восемь часов разбиты на шесть восемь интернет встреч с тренером, а самостоятельная работа между этими встречами.

P.S. Считать ли это методологией ТРИЗ или какой ещё? Не знаю. По-моему, без разницы - главное, чтобы результат был.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Gregory Frenklach wrote:
за восемь часов можно дать такие понятия, как изобретательская задача, система, противоречие, идеальность ресурс и поупражняться в использовании пяти групп изобретательских приёмов.

...

P.S. Считать ли это методологией ТРИЗ или какой ещё? Не знаю.

Коллеги, я рад, что вы можете уложить в 16  или в 24 часа достаточно большой материал. Это очень хорошо, но речь вовсе не об этом.

Речь о том, что есть понятие методики ТРИЗ или ее части (как я понимаю, здесь у Вас, Григорий, речь шла о рассказе про методику, про обучение конкретным инструментам). И есть понятие методологии как учения о методах. Методология направлена на разработку методов, на выявление новых подходов.

Quote:
По-моему, без разницы - главное, чтобы результат был.
Подход понятный, но мне представляется, что не очень перспективный, поскольку сила методов как раз во многом состоит в том, что методы - это в том числе и средства для выполнения тонкой дифференцировки, выявления различий и особенностей каких-то ситуаций, и соответственно настройки на них.

Извиняюсь за возможную "назидательность".

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Александр Кудрявцев wrote:

О каком "обучении МЕТОДОЛОГИИ" триз может идти речь на восьмичасовых занятиях? Что вообще в этом случае понимается под методологией? Дать в первом приближении несколько инструментов можно, и здесь не о чем спорить. Но методология здесь при чем? Очень прошу - давайте без профанации.

Для начала напомню. 

ВикипедиЯ гласит, что  «Методоло́гия (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина). Методология — учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Методология науки (прим.автора. ТРИЗ – это наука), в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физикихимиибиологии, информатики и других разделах науки. Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Эта система формируется на основе объективных законов и закономерностей действительности». 

В первые теоритические часы коучинга давались основные понятия ТРИЗ: Что такое изобретательская задача. В чем смысл постановки Противоречия. Главное направление поиска - это Идеальность. Ключ к решению проблемы - это Ресурсы. Путь к поиску Ресурса - изобретательские приемы. ПО "ТРИЗ-Генератор Идей" - это 4 шага к успеху.

Для освоения метода «Guided Brainstorming» от слушателя, по своей задачи, требовалась "генерашка" минимум 1идеи на каждые 30 примемов ПО. В дальнейшем, при построении концепции, в выборе решения акцент делался на системность.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя GIP.

efremov58 wrote:

Александр Кудрявцев wrote:

О каком "обучении МЕТОДОЛОГИИ" триз может идти речь на восьмичасовых занятиях? Что вообще в этом случае понимается под методологией? Дать в первом приближении несколько инструментов можно, и здесь не о чем спорить. Но методология здесь при чем? Очень прошу - давайте без профанации.

Для освоения метода «Guided Brainstorming» от слушателя, по своей задачи, требовалась "генерашка" минимум 1идеи на каждые 30 примемов ПО. В дальнейшем, при построении концепции, в выборе решения акцент делался на системность.

Другими словами, методология на коучинге не давалась?

Впрочем, было бы странно, если бы такое  науке об изменении человека было по плечу за довольно короткое время.  Пробудить - это да, возможно. Но зажечь на долгие годы? ...

На коучинге ожидается мощнейшая прокачка творческого мышления на основе новых алгоритмов и методов поиска идей. .

А зачем его прокачивать? Исторический опыт овладения ТРИЗ говорит о необходимости медленного вхождения в нее. Или, собственно, коучинг не о ТРИЗ?

И напоследок, как мы находили задачу для решения «по зубам»

Я посмотрел видео далее... М-да... Помнится, ТП в ТРИЗ - это связь между качествами одного системного объекта. В связи с чем не вполне понятно, почему функции "пить пиво" и "делать брак" следует соотносить в систему? Иначе не будет противоречия (а его и так нету)? Или иначе мозги обучаемого не свихнутся от "очковтираемой" ПСЦ? :)

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Речь о том, что есть понятие методики ТРИЗ или ее части (как я понимаю, здесь у Вас, Григорий, речь шла о рассказе про методику, про обучение конкретным инструментам). И есть понятие методологии как учения о методах. Методология направлена на разработку методов, на выявление новых подходов.

Александр, Вы просто к слову "методология" прицепились:). Конечно, не методология, а методика решения задач - стоило мне быть поаккуратнее с названиями. Вот при разработке последней версии системы приёмов и при определении как подавать (говорю в данном случае о себе) материал   таки использовалась методология - MUST.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

GIP, с противоречием проблем возникать вообще-то не должно - логика в софте весьма простая:
1. Что желате получить (устранение неж. эффекта или выполнение функции)
2. Каким известным средством можно это получить
3. Какое при этом возникает другой неж. эффект
Далее, по-моему, больше психология, чем технология, но та, что работает.
1. Улучшаем "1" таким образом, чтобы не возникало "3" - первое направление (для тех, кто мыслит позитивно). После этого переход к генерации идей по с помощью принципов.
2. Боремся с "3" - второе направление (для тех, кто мыслит негативно) После этого переход к генерации идей по с помощью принципов.
3. Движемся в сторону выявления и рарешения противоречия т.е. "2" должно обеспечить"1", но при этом не должно возникать "3" - третье направление (для тех 10% у кого так называемое "диалектическое" мышление и тех, кто после курса такие навыки приобретёт) Это направление требует пары дополнительных шагов перед переходом к генерации идей по с помощью принципов.
Разумеется не всегда можно всё так просто выбрать и сформулировать. Для этого есть ещё один курс - два-три дня, где учат как в случае возникновения осложнений анализировать ситуацию, выбирать и формулировать задачи. Я для простейших случаев даю PSM (problem situation mapping), а для более сложных - функциональную модель или CRT (current reality tree). И софт для этого другой - профессиональный и относительно дорогой, который всё это и ещё многое другое поддерживает.
Есть ещё и третий уровень - с этими работают и "пасут" индивидуально (не в группе) и их-то как раз и обучают тому, что Александр называет словом "методология". Продолжается это дело примерно в два раза дольше.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Gregory Frenklach wrote:

Речь о том, что есть понятие методики ТРИЗ или ее части (как я понимаю, здесь у Вас, Григорий, речь шла о рассказе про методику, про обучение конкретным инструментам). И есть понятие методологии как учения о методах. Методология направлена на разработку методов, на выявление новых подходов.

Александр, Вы просто к слову "методология" прицепились:). Конечно, не методология, а методика решения задач - стоило мне быть поаккуратнее с названиями. Вот при разработке последней версии системы приёмов и при определении как подавать (говорю в данном случае о себе) материал   таки использовалась методология - MUST.

Конечно. исключительно и только прицепился к слову. Кстати, не в Вашем тексте, Ваш уже был позже. Все остальное - не мое дело. Если авторы семинара считают , что за 16 часов они обучают так, что слушатели совершают фантастические прорывы, то это их дело (ну, или они так представляют себе фантастические  прорывы). Единственное доступное для ознакомления решение, рассказанное слушателем (про укладку бетонной конструкции), конечно в этом убедить не может, но кто хочет, тот волен верить. Повторю - это дело авторов и их отношений с привлекаемыми на семинар. Но думаю, что откат определенный, по Ньютону, получим в итоге мы все. Впрочем, я к этому уже привык.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Спасибо  Gregory за разъяснения!

Дистанционный коучинг "ТРИЗ-Практик" - это первый уровень по освоению ПО "ТРИЗ-Генератор Идей".

Второй уровень более сложный - "ТРИЗ-Профессионал". Третий уровень еще насыщеннее - "ТРИЗ-Лидер". На этих уровнях осваивается ПО "ТРИЗ-Инноватор" - .профессиональный инструмент для решения и фасилитации комплексных проблем. Всё идет по наростающей - от простого к сложному. На выходе мы формируем специалиста для постановки ТРИЗ на предприятии. Более подробно здесь - http://www.gbtriz.com/ru/Products.htm

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

efremov58 wrote:

Методология науки (прим.автора. ТРИЗ – это наука)...

А можете ли Вы внятно сформулировать объект, предмет и метод ТРИЗ, то есть, те атрибуты, которые есть у любой науки? Можете ли дать внятные определения основных понятий, аксиом, постулатов? Можете ли указать хотя бы основные объективные (не зависящие от личности) и воспроизводимые (получаемые любым и каждым специалистом ВСЕГДА при соблюдении неких формальных требований) факты, которые составляют эмпирическую базу ТРИЗ? Кто и когда описал процедуру, позволяющую воспроизвести эти факты независимо от их автора? Кто реально их воспроизвел по этому описанию и где это описано?

Рассматривать ТРИЗ как область знания, претендующую в некотором обозримом будущем (но никак не сегодня и, тем более, не "вчера") на статус науки, - я только "за". Если же ТРИЗ в ее нынешнем виде - это, на Ваш взгляд, уже наука, то буду признателен за ответы на вышеперечисленные вопросы.

Впрочем, может быть, мы с Вами расходимся в понимании того, что такое наука. Меня вполне удовлетворяет определение из Википедии:

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества[1].

А Вы под наукой что понимаете, если не секрет?

P.S. На всякий случай, вот википедсое (вполне меня устраивающее) определение научного факта:

Принято выделять различные виды научных фактов.

Наблюдаемый факт — это утверждение, состоящее из двух частей:

  1. Описание факта — описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях.
  2. Условия проведения наблюдения — описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения.

Буду весьма признателен за указание хотя бы одного научного факта в ТРИЗ.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

Уважаемый Александр (извините не знаю отчества, т.к. лично не знаком)!

Здесь, на данном ресурсе, так много было веток (внимательно просмотренных с моей стороны) с Вашим участием о полемике ТРИЗ - наука или методология, что мне сложно что-то ответить на Ваш поставленный вопрос. Замечу только, что я ученик -Генриха Сауловича Альтшуллера (прослушал с его уст более 800 уч.часов, являюсь (благодаря ему) соразработчиком Указателя Геометрических эффектов) и для меня (забросившего почти готовую диссертацию, ради УГЭ) по жизни ТРИЗ - это наука. Других доводов предложить не могу.

Спасибо за понимание!

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

priven wrote:
А можете ли Вы внятно сформулировать объект, предмет и метод ТРИЗ, то есть, те атрибуты, которые есть у любой науки?
Александр Ильич, присоединяюсь к предложению о снятии этого вопроса. Полагаю, что в рамках конкретного обсуждения он несколько избыточен. 

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Уважаемый Вячеслав Иванович,

Я вполне понимаю Вас на личном уровне. Но, к сожалению, статус чьего бы то ни было ученика, забросившего диссертацию ради чего-то иного (не буду обсуждать последний факт - просто отмечу, что у меня есть достаточно много знакомых, забросивших свои "почти готовые" диссертации), еще не делает какое-либо искусство, таинство или ремесло наукой. К сожалению, Ваш первоначальный комментарий не содержал никаких оговорок относительно того, что Вы, указав на научный статус ТРИЗ, исходите из каких-то своих, возможно, глубоко личных представлений и пренебрегаете общепринятыми, давно устоявшимися критериями, отличающими науку от иных сфер человеческой деятельности. В результате получается, как в известном анекдоте (про другую область человеческой деятельности, также обладающую своими давно устоявшимися отличительными атрибутами): "Ну, ты или крест сними, или трусы одень". Очень неприятное ощущение, поверьте. Надеюсь и на Ваше понимание тоже.

Приношу извинения авторам статьи за высказывание не по теме ветки и более здесь продолжать эту тему не буду.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Александр Ильич, я предложил не обсуждать здесь этот вопрос, поскольку думаю, что первоначально Вам имеет смысл посмотреть на материалы, которые представляют авторы и сочуствующие этого нового продукта и даже может быть направления. http://srclick.ru/click/c0616M2IOVJ1dZK Послушайте, например десятиминутный рассказ о новом продукте, который ведут его разработчик и один из модераторов.  http://triz-tigr.ru/wp-content/uploads/2013/05/otziv_dskotnikov.mp3

И после этого решите для себя, дискутировать ли интересующий Вас вопрос.

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Изображение пользователя efremov58.

priven wrote:

К сожалению, Ваш первоначальный комментарий не содержал никаких оговорок относительно того, что Вы, указав на научный статус ТРИЗ, исходите из каких-то своих, возможно, глубоко личных представлений и пренебрегаете общепринятыми, давно устоявшимися критериями, отличающими науку от иных сфер человеческой деятельности. 

Приношу извинения авторам статьи за высказывание не по теме ветки и более здесь продолжать эту тему не буду.

Уважаемый Алексанр Ильич!

Я вполне разделяю Вашу точку зрения (о научности ТРИЗ Вы многократно дискутируете на данном ресурсе) и поддерживаю автора данного сайта, что наша полемика о научности не соответствует тематике данной ветки.

Успехов и здоровья! С уважением Вячеслав

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Александр Кудрявцев wrote:

Александр Ильич, я предложил не обсуждать здесь этот вопрос, поскольку думаю, что первоначально Вам имеет смысл посмотреть на материалы, которые представляют авторы и сочуствующие этого нового продукта и даже может быть направления. http://srclick.ru/click/c0616M2IOVJ1dZK Послушайте, например десятиминутный рассказ о новом продукте, который ведут его разработчик и один из модераторов.  http://triz-tigr.ru/wp-content/uploads/2013/05/otziv_dskotnikov.mp3

И после этого решите для себя, дискутировать ли интересующий Вас вопрос.

Александр Владимирович,

Я искренне желаю авторам статьи всяческих успехов в их деятельности, и очень хочу, чтобы примеры успешных проектов стали возможно более массовыми. Как Вы  знаете, я хочу, чтобы инструменты ТРИЗ были по возможности доступны всем, включая начинающих. Авторы статьи, насколько я могу судить, делают это на практике - не они одни, но и они тоже. За это я их могу только благодарить и желать успехов.

Единственное, против чего я возражал и буду возражать, - что практические успехи сами по себе приближают какую бы то ни было область знания к статусу науки. Шаманы всех времен и народов тогда самые лучшие ученые будут, уж точно более лучшие ученые, чем какой-нибудь Майкл Фарадей, ничего практического так и не сделавший, а всего лишь открывший электричество, рассматриваемое им самим не более чем в качестве детской игрушки. Но это не по теме и развивать эту мысль я не буду. Авторам пламенный привет!

Re: Использование Направленной Генерации Идей для работы ...

Quote:

Как я понял, Лоху не понравилось применение метода мозгового штурма для решения практических задач? 

мдя. не "Лоху", а "Lox`у".

Меня терзали смутные сомнения. :-) Ради проверки пошел "работать" в крупную компанию . Ну типа "Газпром"/"РЖД"/"Почта"/etc. Выберите по вкусу. /* потому и пропал на время*/  Сомнения подтвердились.

:-( Gbbbbbgggttttttw. ;;;;;;;jjjjjggggfffff :-(

Простейшие вещи не могут решить !!!! Дэбилоиды кругом и везде. Кииииииииииииборги заполонили всю планету !!!!!  Я в полном ауте.

А-с всё уже прописал: нет смысла помогать человечеству. 

Таким мозгоедам _любой_ "генератор идей" даже "генератор шума" в помощь. Но таки  ..... ТРИЗ ____ТУТ ВАЩЕ НИ ПРИ ЧЕМ______. Тут местами _банальной_ логике учить надо.

Ну каким таким волшебным образом для  задачи  "и удалённо из любой точки мира наблюдать за состоянием дел в компании." и ее решением "Программа имеет WEB-интерфейс, директор может получить информацию и назначить задачи сотрудникам из любой точки мира."  ваще надо было что-то решать и тут  вдруг _как бы_ помогает аналогичная идея " буровая построенная по телескопическому принципу".

Какой-то вынос мозга ввручную.

Subscribe to Comments for "Использование Направленной Генерации Идей для работы кросфункциональных команд"