Модель производственного цикла компании

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ

Марат © Гафитулин

ООО «Инновации. Технологии. Решения»

mgafitulin@gmail.com

 

 

О законе полноты частей системы

В книге Альтшуллера Г.С. «Творчество как точная наука» [1] приведены законы развития технических систем (ЗРТС), которые делятся на три группы «статика», «кинематика» и «динамика». Законы группы «статика» определяют «необходимые условия жизнеспособности технической (как и биологической!) системы». Первым законом данной группы является «Закон полноты частей системы», требующий «наличие и хотя бы минимальную работоспособность ее основных частей». В этой же книге приводятся название частей: «…каждая техническая система должна включать четыре основные части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления».

Схема минимальной работоспособной системы представлена Fig 1. Где:

ТС – техническая система, Дв – двигатель, Тр – трансмиссия, РО – рабочий орган, ОУ – орган управления

 

В сборнике «Шанс на приключение» в статье «Система развития законов техники» (автор Ю.Саламатов) [2, С.64-65] приводится дополненная схема технической системы (далее ТС), в которой к классической схеме добавлены еще две позиции: 1 - источник энергии (ИЭ), 2 – изделие (Изд.) (см. Fig 2).

Автор данного материала согласен с дополненной схемой, но заменяет слово «изделие», обозначающее результат (итог) производственного процесса, на «целевой объект» (ЦО), являющийся предметом труда ТС до достижения поставленной ею цели, т.е. до получения изделия.

Об источнике энергии. Любой двигатель перестает быть работоспособным при отсутствии источника энергии. Например, не будут работать двигатель внутреннего сгорания без горючего, электродвигатель - без электрического тока, пневмодвигатель - без сжатого воздуха и т.д.

О целевом объекте (предмете труда). Любая ТС начинает работать вхолостую (не производя полезной работы) в следующих случаях: 1 - при отсутствии целевого объекта (предмета труда), ради которого она применяется, 2 - когда цель достигнута, т.е уже получен заданный результат, 3 -  изменились условия, при которых исчезла необходимость в ТС. Например, нет необходимости в работе телевизора без зрителей, пылесоса – после завершения уборки, дорожного фонаря – в светлое время суток.

Схема дополненного закона полноты частей системы представлена Fig 3.

 

Модель производственного цикла Компании

Где:

ИЭ – источник энергии, ЦО – целевой объект, Звезда – цель, конечный результат

 

Практика решения реальных проблем в компаниях показала, что проблемы специфичны, т.к. возникают в разных подразделениях компании: производстве, КБ, отделе продаж, техотделе и др. Успешное решение поставленных в подразделении проблем создавало возможность дальнейшего развития и подразделения, и компании. Поставив перед собой задачу, определить условия, при которых будет происходить непрерывное внутренне развитие компании, необходимо было выявить основные компоненты, составляющие последовательную структуру некой абстрактной Компании и определить их существенные признаки. Первым был поставлен вопрос: «Без чего не может существовать Компания?». Поиск ответа выявил шесть основополагающих производственных компонентов Компании, без чего она не может существовать:

1 - без Продукции (товара/услуги), 2 - без Потребителя (клиента), 3 - без Технологии, 4 - без Идеи (концепции), 5 - без Заказа, 6 - без Управления. Графическая модель оперативного производственного цикла Компании представлена Fig 4.

Заказ, поступивший в Компанию, определяет необходимость анализа и поиска Идеи реализации Заказа, затем составляется Технология реализации Идеи, далее на основании Технологии происходит выпуск Продукции, готовая Продукция приобретается и/или оценивается Потребителем. Очередной Заказ повторяет оперативный цикл работы, находящейся под Управлением.

Следующим был вопрос: «Каким существенным признаком не зависимым от времени должен обладать каждый основополагающий компонент Компании?». Найденные ответы показали:

Заказ должен быть перспективным, Идея (концепция) – новаторская, Технология – эффективная, Продукция (т/у) – качественная, Потребитель (клиент) – мотивированный, Управление – результативное.  Дополненная графическая модель производственного цикла  представлена Fig. 5.

Для полноты понимания модели производственного цикла Компании был задан очередной вопрос: «Кто отвечает за преобразование одного компонента в другой?». Например, кто преобразует Заказ в Идею (концепцию)?

Ответы по каждому компоненту производственного цикла приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Преобразование

Подразделение

Специалисты

1.

Заказ Þ новаторская Идея

Отдел разработок.

КБ

Разработчики. Конструктора.

2.

Идея Þ эффективная Технология

Технологический отдел.

Технологи

3.

Технология Þ качественная Продукция

Производственный отдел.

Производственники

4.

Продукция Þ мотивированный Потребитель

Отдел продаж.

Служба PR, рекламы.

Продавцы. Рекламисты.

5.

Потребитель Þ перспективный Заказ

Отдел маркетинга.

Служба R&D.

Маркетологи. Исследователи.

 

 

 

 

6.

Управление Þ Результативное Управление

Отдел управления

Управленцы.

 

Анализ графической модели производственного цикла (Fig 5) и таблицы 1 позволяет определить ориентиры для успешной деятельности специалистов соответствующих подразделений. Так специалист по продажам может (должен) требовать от предыдущих служб получение для реализации качественной, недорогой, инновационной и перспективной Продукции. Имея такие признаки в Продукции, продавцу гораздо легче мотивировать Потребителя (клиента) на приобретение Продукции. В таблице 2 приведены рекомендуемые требования специалистов к предыдущим службам и требования к результату их деятельности.

Таблица 2.

Специалисты

Рекомендуемые требования

Результат деятельности

1.

Разработчики, конструктора

Наличие перспективного, мотивированного Заказа.

Новаторская Идея, создающая основы эффективной Технологии.

2.

Технологи

Наличие новаторской, перспективной Идеи.

Эффективная Технология, создающая основы качественной Продукции.

3.

Производственники

Наличие эффективной, новаторской, перспективной Технологии.

Качественная Продукция, создающая основы мотивации Потребителя

4.

Продавцы, рекламисты

Наличие качественной, недорогой, инновационной, перспективной Продукции.

Удовлетворенный Потребитель, создающий основы перспективного Заказа.

5.

Маркетологи. Исследователи.

Наличие Потребителя, мотивированного на удовлетворение текущих и перспективных потребностей.

Перспективный Заказ, создающий основы новаторских Идей.

 

 

 

 

6.

Управленцы.

Наличие информации о целях, условиях, состоянии, ресурсах, связях, языка взаимодействия, формы воздействия.

Результативное Управление, сохраняющее и развивающее Компанию.

 

Модель - отражение закона полноты частей ТС

Сравнив модель производственного цикла Компании с дополненной схемой закона полноты частей системы (Fig 3) увидим их соответствие. Модель производственного цикла Компании в дополненной схеме закона полноты частей ТС выглядит так (Fig 6):

Перспективный цикл управления Компанией

Современные рыночные условия требуют от компаний выпуска продукции высокого качества. Поэтому в компаниях, стремящихся к длительному пребыванию на рынке, актуален вопрос о создании внутренней производственной среды, обеспечивающей высокое качество продукции. Для таких компаний является нормой внедрение систем по организации и соблюдению качества выпускаемой продукции. Например, стандарты «ISO». Акцент на качество продукции – мировая тенденция.

Кроме требований потребителей к качеству продукции есть еще одно требование – это цена продукции. Чтобы не терять своего потребителя и привлекать новых, компании вынуждены искать пути сохранения высокого качества продукции без повышения цены на нее. Одно из направлений решения – это снизить себестоимость выпускаемой продукции. В компаниях начинают внедряться методы, направленные на повышение эффективности технологии через снижение себестоимости продукции. Например, «Функционально-стоимостный анализ» (ФСА), «Кайдзен», «Бережливое производство (lean production)» и др. Со временем появятся стандарты на эффективность технологии, что станет еще одной мировой тенденцией.

Взглянув на модель производственного цикла Компании, виден тренд перспективного управления Компанией – это появление конкретных производственных стандартов (Fig 7).

Текущие и перспективные производственные стандарты:

1 – стандарты обеспечения качества Продукции, 2 – стандарты обеспечения эффективности Технологии, 3 – стандарты обеспечения новаторства Идеи, 4 – стандарты обеспечения перспективности Заказа, 5 – стандарты обеспечения мотивации Потребителя, 6 – стандарты обеспечения результативности Управления.

Таким образом, есть перспективные направления развития для ТРИЗ.

 

Выводы

1. Предложенная модель производственного цикла Компании соответствует закону полноты частей системы.

2. Модель производственного цикла Компании дает представление об основополагающих производственных компонентах Компании и их существенных признаках.

3. Выявленные признаки позволяют определить основные требования для успешной организации производственного цикла в Компании.

4. Управленческой стратегией Компании является ее перспективный цикл.

 

Литература

 

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М.: «Советское радио», 1979. — С.122–127.

2. Шанс на приключение /Составитель А.Б. Селюцкий — Петрозаводск: Карелия, 1991. — С.64–65

 

Перечень проектов с участием Марата © Гафитулина

за период октябрь 2011 - октябрь 2012

  • Область «Проектирование». Проектирование и создание стенда исследования мебельной фурнитуры («СИМФ»). Стенд имеет несколько функций: позволяет проводить исследования различных типов и видов мебельной фурнитуры: может применяться в учебных целях, служить демонстрационным объектом на выставках. Кроме того, М©Г предложил конкретные технические решения по совершенствованию отдельных видов мебельной фурнитуры.
  • Область «Технология». Повышение эффективности техпроцессов, связанных с оцифровыванием бумажных носителей информации. Задачи: уменьшить ошибки при исполнении отдельных операций; повысить точность распределения производственных заданий; добиться своевременного исполнение договорных обязательств; снизить уровень заполнения сервера «сиротскими» файлами др.
  • Область «Образование». Проект «Педагогический квартет». Цель проекта определить принципы взаимодействия основных участников формирования Личности. В ходе проекта были определен состав и роли каждого участника. Кроме того, по каждому участнику были определены цели, способы и формы реализации, критерии оценки результата, этапы развития ключевых качеств.
  • Область «Домоводство». Потолочное сверление без попадания падающих частиц в глаза и на пол. Нахождение нужного кабеля в пучке одинаковых кабелей. Недопустимость разбрызгивания сока овощей и фруктов на выходе из электромясорубкы. Извлечение насадки садового шланга из водонапорного гнезда без больших усилий и порыва шланга. Раскручивание (без поломки) заклинившей хрупкой металлической гайки блокирующей доступ к внутренним деталям узла.
  • Область «Прогнозы». Тема «Искусственное тело». Ответы на вопросы представителя проекта «Россия2045» - http://www.2045.ru/experts/28848.html

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Модель производственного цикла компании"