Метод императивного свертывания для развития творческого воображения

Метод императивного свертывания для развития творческого воображения

Нечунаев Г.В.

 

Развитие творческого воображения (РТВ) – важная часть Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ),  предназначенная для снижения психологических барьеров, возникающих при решении задач, выработки способности преодолевать психологическую инерцию, большего раскрепощения мышления (1,2).

Фрицем Цвикки в числе других морфологических методов был предложен  «Метод отрицания и конструирования» (4), который, если очень кратко, заключается в следующем: рассматривается система любой природы, выбирается один из ее главных элементов, свойств, признаков, атрибутов и  заменяется на некий принципиально иной. Затем рассматривается полученная новая система, при этом остальные свойства, не связанные с измененным, остаются прежними.

Предлагаемый здесь метод развития творческого воображения  назван методом императивного (безусловного) свертывания и является, как и некоторые другие методы РТВ, по сути производным от Системного оператора (2, стр.5),  и сходен с Методом отрицания и конструирования Ф. Цвикки.  Однако, предлагаемый метод, по мнению автора,  является более простым, алгоритмичным и игровым и имеет право на существование.  Думается, что метод императивного свертывания может быть использован на занятиях по РТВ как для взрослых, так и для детей.

 

Техника работы по методу:

  1. Рассмотрим систему  и ее главные подсистемы. При этом  не требуется подробного функционального и элементного анализа системы, как в случае функционально – идеального моделирования (3), наша задача - не анализ или усовершенствование данной системы, а развитие творческого воображения.
  2. Удалим одну из этих подсистем, не думая о последствиях.
  3. Как теперь система может функционировать? При каких условиях она может функционировать? Предложить идеи.

Следует иметь в виду:

Функции удаленной подсистемы может выполнять другая подсистема рассматриваемой системы.

Функции удаленной подсистемы может выполнять надсистема.

Иногда приходится делать шаг назад, удаленная подсистема заменяется другой, новой подсистемой, но это допустимо как исключение, при условии, что эта новая подсистема намного проще, либо это ведет нас к новой идее, выходящей за рамки рассматриваемой системы.

Рассмотрим примеры:

Пример 1: Струйный принтер

Он содержит такие главные подсистемы:

  1. Сменяемый сложный картридж (Печатающая головка с емкостью для чернил)
  2. Транспортная система – для перемещения бумаги
  3. Корпус

1. Ликвидируем картридж. Что теперь может оставлять след на бумаге?

Идея: используем термобумагу и термопечатающую голову. Такая головка – новая подсистема, но все таки она проще и не требует замены. С термобумагой сложнее. Можно представить себе цветную термобумагу, состоящую из четырех слоев, каждый из которых содержит красящий пигмент одного из четырех базовых цветов для печати (5) , и этот пигмент активируется, «проявляется» излучением определенной длины. Тогда головка содержит в себе светодиоды и оптику с нужными параметрами.

2.Свернем  транспортную систему. Бумага неподвижна. Как перенести текст/изображение на лист?

Идея 1: используем принцип фотопечати, изображение переносится на весь лист одновременно с помощью объектива и яркой матрицы - излучателя. При этом требуется фотобумага. Для обычных принтеров это явно неудобно, но может использоваться в специализированных принтерах малых форматов, для печати визиток например. Система стала сложнее – не очень хорошая идея.

Идея 2: Бумага неподвижна, а картридж, снабженный системой перемещения,  двигается по ней.  Для обычного принтера это выглядит сомнительно, но представим себе принтер, рисующий огромный рекламный щит прямо на улице. Робот, имеющий печатающую головку с соплами, емкости для краски, систему передвижения и систему управления, передвигается по вертикальной поверхности щита или здания и рисует на ней то, что запрограммировано.  Если речь идет о здании, можно загрузить в память и схему стены и тогда робот-принтер будет, например, обходить окна и выступающие детали. Разработки устройств передвижения по вертикальным поверхностям известны (6)

3. Ликвидируем корпус.

Идея: используем надсистему, корпус из надсистемы.  Мы можем, например, разместить принтер в корпусе монитора.

Рис.1

 

Пример 2: Цифровая фотокамера

Она содержит главные подсистемы:

  1. Объектив
  2. Матрица
  3. Блок электроники
  4. Датчик освещенности
  5. Экран
  6. Аккумулятор

1. Ликвидируем объектив. Роль объектива может выполнять отверстие малого диаметра в стенке камеры (т.н. камера – обскура, известная в 19 веке), но такой «объектив» не способен настраиваться на резкость. Сделаем шаг назад от камеры-обскуры. Пусть роль объектива выполняет одна линза, являющаяся частью корпуса. Настройку на резкость будем производить путем изменения расстояния между линзой и матрицей, двигая либо линзу, либо матрицу. Все недостатки и искажения, созданные таким примитивным объективом будем исправлять путем электронной обработки снимка процессором.

2. Удалим матрицу. Идей не получено.

3. Свернем электронику. Идея 1: Вся электроника в матрице, т.е. матрица и процессор выполнены в виде одного чипа.

Идея 2: Цифровой снимок прямо из матрицы по радиоканалу (blue tooth) передается в другой гаджет, специальный или обычный планшет. Затем обработанный готовый снимок передается опять же по радиоканалу на экран камеры.

4. Ликвидируем датчик освещенности. Идея: функцию датчика, (замер освещенности) может выполнять и матрица во время наведения камеры на объект.

5. Ликвидируем экран.

Идея 1: мы можем избавиться от экрана на камере, если будем использовать другой экран (из надсистемы). Если снимок передается по радиоканалу на планшет, можно использовать экран планшета, хотя это и неудобно. 

Идея 2: Если использовать гаджет, подобный очкам с дополненной реальностью от Google, то снимок может передаваться по радиоканалу на эти очки и там же проецироваться. Как и меню настроек и пр.

6. Ликвидируем аккумулятор.

Используем питание из надсистемы. Идея: Камера получает питание от, например, ноутбука через кабель и USB. Получаем более интересную идею: в случае разряда аккумулятора предусмотреть возможность питания/ зарядки  камеры от другого гаджета через USB –порт.

По совокупности полученных идей мы можем представить «одноразовую» дешевую цифровую камеру: объектив – пластиковая линза, матрица и процессор в одном чипе, питание через USB – кабель от, например, ноутбука,  по тому же кабелю происходит передача изображения на экран ноутбука, снимки сохраняются также в память ноутбука.

 

Пример 3: Электромясорубка

Она содержит главные подсистемы:

  1. Толкатель
  2. Приемный бункер
  3. Корпус
  4. Шнек
  5. Нож
  6. Решетка
  7. Электромотор с редуктором
  8. Провод питания

Рис.2

 

1. Уберем толкатель.

Толкатель обеспечивает безопасное проталкивание продукта через приемный бункер.

Идея 1: Если мы выполним приемный бункер с обратным наклоном (см. рис.3), то куски продукта будут сами проваливаться внутрь мясорубки. Кроме того, наклонная фронтальная поверхность витков шнека выдавливает продукт вверх  в бункер (см. рис.4), что вызывает необходимость вталкивать куски продукта между витками.

Идея 2: Если выполнить витки шнека  с вертикальной фронтальной поверхностью (не ясно, возможно ли это),  то продукт не будет выдавливаться вверх и толкатель будет не нужен. Функцию толкателя выполняют приемный бункер и шнек.

 

Рис.3   

 

  

 Рис.4  Шнек в разрезе

 

2. Ликвидируем приемный бункер. Безопасных идей не получено.

3. Ликвидируем корпус. Идей не получено.

4. Ликвидируем шнек.

Функцию шнека – перемещать продукт к решетке, выполняет корпус. Идея: если выполнить корпус из гибкого материала, то такой корпус может обеспечить перемещение продукта к решетке, скручиваясь вокруг оси и уменьшаясь в объеме (см. рис. 5). Неясно, как поместить продукт в корпус.

Возникает побочная идея, не связанная с мясорубкой: контейнер для пастообразного продукта, например для косметического крема,  в виде тюбика, который освобождается не путем его сжимания, а путем скручивания его оболочки (см. рис.5).

Рис.5

 

5. Уберем нож.

Функцию ножа  - измельчать продукт, возможно, способен выполнить шнек, если его изменить. Идея: сделать шнек с резцом на оконечности витка у решетки (см. рис. 6). Необходимо обеспечить прижим резца к решетке.

Рис.6

 

Примечание: чтобы это работало,  вероятно следует уменьшить шаг и толщину витков и следовательно увеличить скорость вращения..

6. Ликвидируем решетку.

Формально мы можем объединить решетку с корпусом, но потребительские свойства мясорубки явно ухудшатся. Решетка и корпус должны изготовляться из разных сплавов. Кроме того, такую мясорубку сложно будет мыть. Мы можем выполнить в виде одной детали решетку и гайку, которая удерживает решетку и шнек. (в нашем перечне подсистем эта гайка отсутствует) Трудно сказать, насколько это целесообразно.

7. Избавимся от электромотора с редуктором.

Мы можем убрать электромотор с редуктором, если будем использовать электропривод из надсистемы. Идея: выполнить электропривод в виде отдельного блока, даже с 2-мя осями. (см. рис. 7) Горизонтальная ось с высоким моментом и низкой скоростью будет использоваться для привода мясорубки, а вертикальная с низким моментом и высокой скоростью для привода, например, миксера.

Рис.7

 

8. Ликвидируем провод питания.

Аналогично мы можем свернуть электропровод, если будем использовать электропровод из надсистемы. Пусть это будет общий электропровод для различного кухонного оборудования. Идея: Комплект кухонной техники, содержащий общую базу питания, блок электропривода и серию «периферийных»  устройств (см. рис.8).

Рис.8

 

Литература

1. Г.С. Альтшуллер. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. В сборнике  «Шанс на приключение», сост. А.Б. Селюцкий. –Петрозаводск: Карелия. 1991

2. С. Литвин. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для изобретателей и рационализаторов. Ленинград. 1981

3.  Литвин С.С., Герасимов В.М. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа. Методические рекомендации части 4 и 5. Журнал ТРИЗ,1992, №3.2.92, С.7 - 45.

4. Титов В.В.  Системно-морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. http://www.metodolog.ru/00039/00039.html#1.1

5. Цветовая модель CMYK.  http://hronofag.ru/2010/11/cmyk/

6. Самоклеющийся робот ползает по стенам.   http://www.prorobot.ru/22/robot_samokleeush_steni.php

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Метод императивного свертывания для развития творческого ...

Изображение пользователя Фил.

Нечунаев Г.В. wrote:

Рассмотрим примеры:

Пример 1: Струйный принтер

Он содержит такие главные подсистемы:

  1. Сменяемый сложный картридж (Печатающая головка с емкостью для чернил)
  2. Транспортная система – для перемещения бумаги
  3. Корпус

1. Ликвидируем картридж. Что теперь может оставлять след на бумаге?

 

 

Интересно было бы рассмотреть пункт:

4. Ликвидируем бумагу.

На чем будет оставлять след картридж? На корпусе или на транспортной системе.

Или бумага не является подсистемой принтера? Тогда чьей подсистемой она является?

Re: Метод императивного свертывания для развития творческого ...

Бумага это система отображения изображения (транспорт), ликвидировав бумагу получим монитор.....лазером на столе (в очки...)

но исходная задача "принтер" т.е. устройство для печати, т.е. цель получить печатное изображение, поэтому бумага как бы "неисключима", но может быть заменена на что угодно, тут уже путь развития подсистемы - бумага (термобумага уже упоминалась),

В частности вижу серьезный потенциал у многоразовой бумаги, т.к. не все любят читать с монитора, особенно руководство, вычитывание сверх ответственных документов верхнего уровня исполнителем всегда идет с бумаги с многочисленным перепечатыванием...(даже если брать черновики, то все равно это полу - мера в прямом смысле), думаю уже где - то над этим работают, но я яндексу этот вопрос не задавал... по ходу мысль пришла.

 

с уважением андрей петросян http://trouble-shooter.su

 

Subscribe to Comments for "Метод императивного свертывания для развития творческого воображения"