Учебная программа МОИТТ на 2013-2014 год

Объявление о наборе на курс 2013-2014

МОИТТ Московский общественный институт техник творчества

Программа курса «Современные инструменты выявления и решения задач»

2013-2014

Разработчик курса Александр Кудрявцев

Общие положения Настоящая программа определяет содержание и организационно-методические требования к проведению семинара тренинга для специалистов, отвечающих за разработку новой техники, совершенствование производственного оборудования и технологических процессов, а также организаторов инновационной деятельности на предприятии.

Целью курса является подготовка специалистов в области решения задач творческого характера с применением методических инструментов, ознакомление обучаемых с основными идеями и инструментами, на которых строится процесс управляемого поиска новых технических решений, формирование у них навыков и умений по использованию основных инструментов управления процессом создания новых идей и предложений. Описываемые инструменты используются в практике работы фирм – лидеров инновационной деятельности.

Обучаемые по завершении обучения могут быть сертифицированы на 2…3 уровни по классификации МАТРИЗ.

 

 Категория участников:

Курс рассчитан на широкий спектр обучаемых, специалистов, как в технике, так и в организации и управлении производством, то есть: конструкторов, технологов, ведущих разработку новой техники или совершенствование закрепленных за ними объектов, сотрудников корпоративных центров R&D, отделов автоматизации и механизации производства, организаторов инновационной деятельности заводских и территориальных центров, бизнесменов, управляющих производством, бизнес-тренеров и  сотрудников команд, создающих стартапы. Обязательным условием приема на обучение являются:

- заинтересованность в получении знаний и умений по изучаемому предмету

- готовность решать задачи в рамках своей профессиональной деятельности и организовывать работу по методическому решению проблем,

- готовность и желание передавать знания, полученные во время обучения.

 

Цели обучения.

Развитие у участников умений и навыков инструментальной поддержки процессов анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений поставленных задач:

использовать для активизации творческих процессов, основные методы интуитивного, систематического и направленного поиска;

проводить анализ внутреннего функционирования совершенствуемой системы, выявлять задачи дальнейшего развития с применением комплекса аналитических инструментов;

формулировать задачи в уточненном виде, выявлять и разрешать противоречия в рамках работ по поиску идей совершенствованию системы;

решать поставленные задачи, в том числе по прогнозированию с использованием типовых структурных моделей, методик переноса функций, использования базовых закономерностей развития систем.

проводить анализ внешнего функционирования совершенствуемых систем, определять совокупность реализуемых потребительских ценностей и ее сравнение с конкурирующими системами;

организовывать процесс разрешения проблемных ситуаций, планировать применение инструментальных средств и контролировать эффективность процесса их использования.

 

По окончании обучения участники семинара:

- ознакомятся со всем комплексом средств инструментальной поддержки процессов поиска нового, основными группами инструментов;

- пройдут тренинг в применении инструментов интуитивного и систематического поиска новых идей;

- практически освоят технологию формулирования и разрешения противоречий, технику определения функциональных аналогов и поиска решений на ее основе.

- научатся строить функциональные и потоковые модели и их помощью выявлять задачи дальнейшего развития совершенствуемых систем;

- научатся строить прогнозы развития систем на основе закономерностей их развития.

- получат практические навыки участия в выполнении отдельных процедур инновационных проектов.

 

Итоговый контроль знаний и умений

В процессе учебы слушатели выбирают задачи творческого характера из своей профессиональной деятельности. Задачи утверждаются руководителем обучения. Выполнение курсового проекта, это процедура выбора требуемых для решения инструментов и их использования для проведения анализа исходно заданной проблемной ситуации и нахождения решений на поставленные задачи. Курсовой проект должен быть защищен слушателем.

 

Курс обучения проводится бесплатно

 

Учебная программа тренинга включает следующие взаимосвязанные модули (основные темы):

1 Модуль. Вводный

Обзор типов проблем, связанных с инновационной деятельностью

Понятие инновационной деятельности

Методы анализа проблемной ситуации

Обзор существующих методов решения задач

Этапы процесса создания новых технических решений

Классификация методов проектирования. Особенности методов.

Практика применения методов. Примеры решенных задач.

 

2 Модуль. Методы выявления новых направлений решения проблемы (расширение поля возможностей )

Выявление общего плана действий.

МФО метод фокусирования на объекте

МОК – метод отрицания и конструирования

Списки контрольных вопросов

МШ. Мозговой штурм. Функции участников. Работа ведущего.

Обратный МШ. Иные варианты МШ.

 

3 Модуль Синектика  - предельное развитие подхода

Недостатки МШ и предложенный способ их устранения. Структура синектики как метода.

Предварительная работа с поставленной задачей. Снятие первых стереотипов.

. Постановка вопроса, вызывающего аналогию

Аналогии, используемые в синектике

Возврат с поля образов на поле идей. Получение итоговой продукции.

 

4 Модуль Предмет исследования и изменения при создании нового.

Технический объект и его окружение.

Системный оператор

Понятие технической системы, ее составные части (обязательно актор и обеспечивающие его объекты)

Полезная и вредная машина

 

5 Модуль. Анализ проблемы и постановка цели

Рынок как пакет связанных ключевых потребностей.

Понятие нового продукта. Ловушки для новаторов.

Создание предварительного портрета продукта

Анализ потребительских параметров продукта.

Стратегическая канва бизнеса как описание продукта и потребителя

Связь MPV продукта и KPI предприятия

Жизненный цикл продукта и требования стейкхолдеров

Цели совершенствования продукта

 

6 модуль Benchmarking продуктов

Основные этапы метода

Основные погрешности метода

Виды и особенности процедур сравнения. Технология G3-ID

Синтез продукта – чемпиона

Перенос свойств

 

7 модуль Уточнение выявленных недостатков

Причинно-следственные цепочки событий

Технология «5 Почему» фирмы Toyota

Метод «FAST» Пример построения

 

8 Модуль Постановка целей развития

Понятие идеальной машины

Удельная идеальность

Локальная идеальность

Многофакторная идеальность. Классы технических систем.

Оператор ИКР (идеального конечного результата)

Практика применения в проектах.

 

9 Модуль. Анализ объекта. Потоки.

Потоковый анализ как средство для актуализации задач.

Виды потоков. Вредные и полезные потоки. Примеры применения.

Закономерности развития «потоковых» технических систем.

Понятие о «вредной машине» и его использование

Потоки на производстве. Описание и выявление задач.

 

10 Модуль. Анализ объекта. Работа с функциями.

Функциональный анализ

Определение функции, формулировка функции

Типы функций.

Выявление недостатков системы через функции, выполняемые ее компонентами

 

11 Модуль Функционально- идеальное моделирование совершенствуемой системы

Определение носителей вредных функций

Устранение ключевого носителя вредных функций. Правила «тримминга».

Радикальный «тримминг»

Функционально – идеальное моделирование

Пример совершенствования системы

Работа над собственными проектами слушателей.

 

12 Модуль. Постановка ключевых задач

Конфликты. Примеры конфликтов в развивающихся технических системах, их типология

Противоречия.

Типы противоречий административные, технические, физические

Цепочки нежелательных эффектов как средство для формирования технических противоречий

Диверсионный анализ

Тренинг в выявлении и построении ТП и ФП.

 

13 Модуль. Структуры.

Задачи структурного анализа системы

Вепольный анализ – основные положения, принципы, примеры применения

Приемы устранения технических противоречий. Матрица Альтшуллера

 

14 Модуль Стандартные решения изобретательских задач.

Пути и способы достройки структуры.

Пути разрушения устойчивых структур

Объединение структур в надсистему

Переход на микроуровень

 Примеры и практика применения инструментов

 

15 Модуль. Ресурсы.

Понятие ресурсов, виды ресурсов.

Выявление требуемых ресурсов в системе (использование оператора ИКР)

Преобразование ресурсов в требуемый вид (стандарты пятой группы)

 

16 Модуль АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач

АРИЗ-85В  - метод, основанный на использовании ресурсов системы.

Структура метода АРИЗ-85В, типы шагов, их основные функции, основная логика инструмента

Примеры применения метода

Практика применения метода для решения задач производства.

Типовые ошибки при использовании АРИЗ

 

17 модуль Специализированные информационные фонды,

Виды и особенности использования спец инф фондов в концептуальном проектировании.

Физические эффекты

Химические эффекты,

Геометрические эффекты

Организационно-управленческие эффекты

Задачи сбора эффектов, проблемы и технологии их преодоления

 

18 модуль Этапы жизни технических систем.

S -образные кривые.

Особенности функционирования объекта на первом этапе.

Точка перехода на рынок.

Второй этап развития технического объекта (типовые слабости и способы их парирования)

Третий этап развития объекта (типовые слабости и способы их парирования)

Четвертый этап развития объекта (типовые слабости и способы их парирования)

 

19 Модуль. Законы развития технических систем

Закономерности и тенденции в развитии технических систем (ЗРТС). Общие положения

Система ЗРТС

Применение ЗРТС для анализа задач производства.

ЗРТС и рыночные тренды – совместное использование для прогнозирования и планирования развития технической системы

 

20 Модуль. Работа с аналогиями

Объектно ориентированный поиск

Функционально ориентированный поиск. (ФОП)

Понятие передовой отрасли техники и основанные на нем инструменты.

Инверсный ФОП

Задачи-аналоги

Перенос свойств (Feature Transfer)

Метод параллельных линий эволюции

 

21 Модуль. Морфологический анализ

Надсистема. Общее понятие об уровнях описания технических систем

Морфология объектов. Метод Морфологического ящика (МЯ)

План работы в рамках МЯ

Пример реализации МЯ для выявления новых вариантов объекта

Типовые ошибки при использовании МЯ

Тотальный синтез П. Беренса

Метод систематического покрытия поля

Морфология Р. Луллия

Применение классификационного подхода при представлении проекта

 

22 Модуль. Стереотипы и борьба с ними

Что такое стереотипы, как они проявляются?

Виды стереотипов, рамки и якоря

Средства борьбы со стереотипами.

Раскачка системы координат – техника развития творческого воображения

Системный оператор

оператор РВС 

Оператор ММЧ

Переопределение задачи - уход от спецтерминов

Ужесточение условий

 

23 Модуль. Организационные инструменты.

Планирование и организация работ по поиску новых технических решений

Виды проектов и особенности их выполнения

Организация коллективной деятельности – типичные ошибки и способы их преодоления.

Организация взаимодействия различных инструментов поддержки инновационной деятельности (Lean, 6S, G3-ID…)

Опыт и типовые ошибки при активизации трудового коллектива на решение инновационных задач.

 

24 Модуль Разработка Бизнес-моделей

Типы инноваций и области их применения и проявления в бизнесе

Творчество в создании бизнес- моделей. Основные задачи.

Успешный выход на рынок как предельная задача в развитии бизнеса

Примеры лидеров: знание - сила

 

25 Модуль Способы защиты интеллектуальной собственности.

Виды охранных документов и особенности их применения

Стратегии защиты

Обход патента – общие принципы

 

26 Модуль Экспертиза проектов.

Структура проекта

Что оценивают эксперты

Риски проекта, их выявление и оценка

 

27 Модуль Представление достоинств проекта при его продвижения

Через устранение важного противоречия

Через подъем общего уровня объекта по сравнению с конкурентами и прототипом (бенчмаркинг)

 Через выявление и удовлетворение новой потребности

Через предъявление нового принципа действия, имеющего рекордный потолок развития ключевых потребительских ценностей

Планирование работ 

 

28 Модуль Система сертификации МА ТРИЗ.

Уровни сертификации и предъявляемые требования

Виды тестовых заданий.

 

29 Перспективы развития методических инструментов. Пространство творчества и пространство методов.

 

30 Защита курсового проекта

 

Продолжительность тренинга по каждому модулю – 3…8 учебных часов. Общая продолжительность семинара-тренинга – 120 учебных часов.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ  

В учебном процессе используются следующие формы обучения:

Интерактивные мини-лекции с применением медиа-средств (электронная презентация).

Демонстрация и обсуждение кейсов, фрагментов реальных проектов.

Групповые дискуссии – обмен опытом участников.

Задания в составе малых групп и индивидуальные задания на отработку навыков владения изучаемыми инструментами.

Работа в малых группах над элементами реальных задач, стоящих перед участниками группы.

Разбор выполненных заданий, анализ ошибок, допущенных при их выполнении.

Интеллектуальные разминки, опрос и беглый опрос.

Индивидуальные домашние задания

 

Требуемые материально-технические средства обучения:

- персональный компьютер тренера (ноутбук) с установленным Microsoft Office PowerPoint

- LCD-проектор,

- экран для проектора,

пульт для дистанционного управления презентациями,

- два флипчарта, блокноты к флипчартам,

- скотч бумажный,

- комплекты цветных маркеров для флипчарта (6 комплектов),

 

Методические материалы:

Участники получат следующие методические материалы:

пособие по основным изучаемым инструментам,

материалы по изучаемым темам в электронном виде,

Для изучения мнения участников семинара-тренинга Исполнителем проводится анкетирование.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ И КУРСОВ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Г.Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ» 2008 «Альпина бизнес букс»

А.Гин, А.Кудрявцев и др. «Теория решения изобретательских задач» 2012 «Народное образование»

Л.Бирман, Т.Кочурова «Стратегия управления инновационными процессами» 2010 «Дело»

У. Детмер «Теория ограничений Голдрата» 2007 «Альпина бизнес букс»

О. Чернозуб «Жизнь после кризиса. Стоимостной подход к управлению частной компанией» Москва, «Альпина Паблишерз» 2009

В.Прушинский «Сценарии эволюции» Москва, Форум 2012

Н.Шпаковский Анализ технической информации и генерация новых идей Москва Форум 2010

С.Литвин, А.Любомирский «Закономерности развития технических систем» Электронный учебник http://metodolog.ru/00767/00767.html  

Р. Мартин «Мышление в стиле «И» (как мыслят успешные лидеры)» Москва, «Юрайт» 2009

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Учебная программа МОИТТ на 2013-2014 год"