Обучение на курсе "ТРИЗ - инструменты создания инноваций на предприятии"

Правительство Москвы, в лице департамента развития науки, промышленности, бизнеса, проводит программу обучения курсу:

«ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия»

Обучение проводится для сотрудников Московских предприятий малого и среднего бизнеса, а также учащейся молодежи - студентов и аспирантов московских ВУЗов. .

Семинар объемом в 32 учебных часа позволяет слушателям узнать о комплексе инструментов поддержки инновационной деятельности, практически освоить ряд из них. На семинаре будут разбираться задачи, поставленные предприятиями г.Москвы, а также собственные задачи слушателей. Семинар проводят тренеры – практики, работающие в НП "Центр практического изобретательства". Слушателям выдаются учебные пособия.  Участие в работе семинара бесплатное.

По завершении обучения слушатели могут пройти отбор на второй тур учебы - восьмидесятичасовой курс, дающий возможность получить углубленные знания и навыки  самостоятельного решения изобретательских задач с привлечением методических инструментов.

Цикл семинаров

Группа

Место проведения занятий

Время проведения занятий

Комплектность группы

1

«Китай-город»

Метро «Китай-город» Солянский тупик, дом 4 стр 2

Субботы, с 10:00 по 18:00

Занятия начались 2 ноября, завершились 30 ноября

2

«Сретенка»

Ул Сретенка, дом 14

Вторник, среда в 18:00 по 21:00

Занятия начались 5 ноября, завершились 5 декабря

3

«Бауманская»

Технический переулок, дом 5, стр 7

Вторник – четверг.

С 18:00 по 21:00

Занятия начались 7 ноября, завершились 5 декабря

4

«Сокол»

Волоколамское шоссе, д. 4,

Суббота, с 13:00 по 19:00

Занятия начались 9 ноября, завершились 1 декабря

5

«Тушинская»

ул Тушинская, улица Вишневая, дом 7

Среда, с 10:00 по 17:30

Занятия начались 13 ноября, завершились 4 декабря

6

"Покровка".

ул Покровка, дом 22.

2-5 декабря, с 10:00 по 17:30

Занятия начались 2 декабря, завершились 5 декабря

В настоящее время формируется группа №7, для тех, кто зарегистрировался на обучение, но по каким-то причинам не смог попасть на курс. Занятия группы начнутся с третьей недели января. Место и точное время занятий уточняются.

 

УЧЕБНАЯ Программа

по курсу:

ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная программа «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия», создана для обеспечения качественной и оперативной подготовки сотрудников и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, начинающих предпринимателей и студентов, занятых поиском перспективных тем для собственного бизнеса. 

Процесс управляемого создания инноваций предполагает возможность управления внутри собственно процесса творческой работы, что в свою очередь требует ее разделение на этапы и понимание того, что именно и как делается на каждом из них. Обучение подобным подходам обычно проводится в рамках длительного освоения инструментария комплексных процедур, таких как GEN3-ID. Этот подход ранее не удавалось реализовать для подготовки персонала малых и средних предприятий в силу того, что их программы обучения не рассчитаны на длительные сроки. В связи с этим из огромного набора инструментов, используемых в рамках методики GEN3-ID, были отобраны и модифицированы инструменты, представляющие набольшую ценность в процессе анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений.

Методика проверена при проведении ряда семинаров, проводимых на промышленных предприятиях.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса

             Развитие у обучаемых умений и навыков инструментальной поддержки процессов анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений поставленных задач, в том числе:

  • проводить анализ внешнего и внутреннего функционирования совершенствуемого объекта, ставить задачи его дальнейшего развития;
  • формулировать задачи в уточненном виде, выявлять и разрешать противоречия в рамках работ по поиску идей совершенствованию системы;
  • планировать применение инструментальных средств и контролировать эффективность процесса их использования.

            Задачами данного курса являются:

- ознакомить со всем комплексом средств инструментальной поддержки процессов поиска нового, основными группами инструментов;

- практически освоить технологию формулирования и разрешения противоречий, технику определения функциональных аналогов и поиска решений на ее основе;

- научить строить функциональные модели и их помощью выявлять задачи дальнейшего развития совершенствуемых систем;

  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения курса

В результате освоения курса «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия»  обучающийся должен:

Знать: этапы эволюции совершенствуемых систем, понимать функции участников творческого процесса, внутреннюю структуру творческого этапа инновационного процесса и возможные варианты путевых карт его проведения;

Уметь: грамотно ставить технические задачи на основании известных рыночных предпочтений, декомпозировать существующие технические объекты и технологии с целью выявления в них слабых мест, зон излишних затрат, уметь использовать это знание для выбора наиболее перспективного направления развития; выявлять альтернативные пути выполнения функций, уметь переносить принципы решения с одного объекта на другой; работать над поиском новых идей в коллективе и организовывать работу этого коллектива.

Владеть: основными инструментами методической поддержки процессов анализа совершенствуемых систем и разработки новых идей; техниками построения функциональных и потоковых схем исследуемых объектов, процедурами выявления зон излишних затрат способами их устранения.

  1. Учебный план курса

п/п №№

 

Наименование темы

 

1

Общая характеристика методических средств поддержки инновационной деятельности и развития креативности

2

Методы интуитивного поиска. Мозговой штурм и синектика.

3

Методы систематического поиска. Метод тотального синтеза и морфологический анализ.

4

Методы логического поиска. Логика и процедуры современной ТРИЗ: Gen3-ID. Общая схема и варианты организации работы в рамках процедуры Gen3-ID

5

Исследование потребностей рынка Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV

6

Жизненный цикл продукта и построение карты стейкхолдеров продукта. Группы стейкхолдеров, выявление их требований и задаваемых ограничений

7

Связь параметров ценности рынка (MPV) и функционально- физических параметров рыночных продуктов. Построение деревьев «причины – следствия»

8

Сопоставительный анализ конкурентных продуктов и определение пределов развития каждого MPV продукта на конкретных технологических платформах

9

Классификация способов внутреннего анализа продукта. Потоковый анализ совершенствуемого продукта

10

Функциональный анализ совершенствуемого продукта

11

Уточнение поставленных задач, поиск ключевых нежелательных эффектов, выявление и постановка ключевых задач.

12

Модель постановки задач через выявление противоречий. Решение задач - схемы устранения противоречий.

13

Модель постановки задач через выявление неоптимальных структурных схем. Решение задач через гармонизацию структурных схем

14

Модель постановки задач через отход от вектора развития. Решение задач через соответствие трендам развития.

15

Модель постановки задач через определение неэффективного функционирования. Функционально-идеальное моделирование. Перенос функций как схема решения задачи.

   

 

Всего 32 часа

 

4. Программа курса

    1. Общая характеристика методических средств поддержки инновационной деятельности и развития креативности

    Конкуренция как один из основных двигателей развития предприятий на современном этапе. Пути повышения эффективности производства, создания новых товаров. Возможности активизации творческого потенциала сотрудников предприятия. Формирование определенной среды, включающею в себя общий для сотрудников язык описания проблем и процедур их анализа и решения.

    Классификация различных инструментов активизации инновационной деятельности, в том числе методов случайного поиска, систематического поиска, инструментов ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

    1. Методы интуитивного поиска. Мозговой штурм и синектика.

    Группа средств поддержки интуитивного поиска. Понятие интуитивного поиска решений, типовые особенности подобных процедур.

    «Механизмы мышления» Эдвара де Боно. Процедуры и режимы мышления, провокативные и креативные технологии.

    Мозговой штурм и его вариации. Предпосылки появления метода, его основные черты и этапы. Правила мозгового штурма. Роли участников и особенности их поведения. Подбор участников. Процедуры управления процессом работы на мозговом штурме. Представление полученных результатов.

    Синектика – основные инструменты метода, его индивидуальные отличия. Алгоритм работы группы в рамках синектики. Подбор участников, их обучение. Виды используемых аналогий.

    1. Методы систематического поиска. Метод тотального синтеза и морфологический анализ.

    Группа средств систематического поиска – основные черты и особенности подхода к решению задач. Комбинаторика как средство полного покрытия поискового поля.

    Схема тотального синтеза. Алгоритм работы, ключевые правила работы на каждом этапе, представление результатов и их анализ.

    Морфологический анализ и синтез. Предпосылки создания методов. Варианты построения морфологии. Опыт применения инструмента.

    Функциональная комбинаторика. Правила оперирования с основными операциями. Алгебра основных операций. Трактовка полученных результатов. Области использования метода.

    1. Методы логического поиска. Логика и процедуры современной ТРИЗ: Gen3-ID. Общая схема и варианты организации работы в рамках процедуры Gen3-ID.

    Типовые черты методов направленного поиска. Область решаемых задач. Понятие цели и конфликта. Этапы эволюции инструментария ТРИЗ и его современные версии - Gen3-ID, Directed Evolution. Структура аналитических и решательных методических инструментов. Типы задач, стоящих перед предприятиями, решение которых поддерживается современными методическими инструментами. Алгоритмы решения задач. Понятие алгоритма как последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Структуры алгоритмов. Возможные типы построения рекомендаций. Особенности работы с эвристическими алгоритмами.

    Алгоритмы в ТРИЗ. Эволюция алгоритмов. Базовая  структура алгоритмов. Основная логика метода – постоянная трансформация решаемой задачи. Ключевые шаги. Задача, ее описание. Модель задачи. Типовые структуры конфликтов.

    1. Исследование потребностей рынка Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV

    Инструменты анализа проблемных ситуаций. Инструментальная поддержка процесса создания инноваций. Понятие инструментальной поддержки. Виды инструментов – методические, информационные, активизирующие. Общая последовательность проведения процедуры поддержки.

    Построение системы ключевых потребительских ценностей продукта (MPV - Main Parameters of Value). Понятие потребительской ценности. Определение рынка через потребительские ценности. Ключевая потребительская ценность как параметр выбора продукта на рынке. Работа с потребителями на рынке, достоинства и недостатки тестирования потребителей. Техника выделения ключевых потребительских ценностей из выявленных совокупностей.

    1. Жизненный цикл продукта и построение карты стейкхолдеров продукта. Группы стейкхолдеров, их требования и задаваемых ограничения

    Этапы жизненного цикла продукта. Понятие развития по S-образной кривой. Ключевые точки развития. Основные проблемы этапов и возможные способы их парирования. Понятие стейкхолдера, основные группы стейкхолдеров. Требования (потребности) и ограничения, выдвигаемые стейкхолдарами, их учет и трактовка

    1. Связь параметров ценности рынка и функционально- физических параметров рыночных продуктов. Построение деревьев «причины – следствия»

    Принципиальные различия в позициях разработчика продукта и его продавца. Работа с разными сущностями. Построение дерева целей- средств как средство связи между ключевыми потребительскими ценностями (MPV) и функционально-физическими параметрами продукта. Особенности построения деревьев «причин-следствий» для процессов, устройств и веществ.

    1. Сопоставительный анализ конкурентных продуктов и определение пределов развития MPV на конкретных технологических платформах

    Выбор объекта для развития. Сравнительная оценка объектов. Бенчмаркинг и технология его проведения. Этапы и особенности выполнения бенчмаркинга в проектах различных типов: в целях увеличения инновационной привлекательности совершенствуемого выбранного объекта, при синтезе нового объекта.

    Учет сравнительного уровня перспективности систем. Альтернативные и конфликтующие системы. Использование полученной информации для формирования задач совершенствования системы. Процедура переноса свойств конкурирующих объектов, принципов действия.

    1. Классификация способов внутреннего анализа продукта. Потоковый анализ совершенствуемого продукта

    Построение потоковых моделей совершенствуемой системы.  Понятие потока в системе. Виды потоков. Правила формирования потоковых схем. Анализ потоковых схем, выявление их недостатков и формирование задач. Выявление «серых зон», «бутылочных горлышек», «петель потоков» в системе. Понятие полезных и вредных потоков. Формирование задач совершенствования объекта.

    1. Функциональный анализ совершенствуемого продукта

    Цели функционального исследования совершенствуемого объекта. Компонентная модель объекта – критерии выделения оптимального уровня описания объекта. Структурные связи в объекте, особенности их выявления и учета. Структурные схемы и матрицы – достоинства и недостатки каждого из способов описания. Особенности формулирования функций. Виды функций и формирование степени их значимости. Оценка степени реализуемости функций. Построение таблиц функциональности элементов системы. Параметрический анализ. 

    1. Уточнение поставленных задач, поиск ключевых нежелательных эффектов, выявление и постановка ключевых задач.

    Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков и постановка альтернативных задач по их снятию. Целевые и ключевые нежелательные эффекты. Цели построения причинно – следственных цепочек: выявление ключевых нежелательных эффектов; определение внутренней взаимосвязи происходящих процессов.

    Техники построения причинно –следственных цепочек. Типовые ошибки при построении цепочек.

    1. Модель постановки задач через выявление противоречий. Решение задач - схемы устранения противоречий.

    Работа с противоречиями. Технические (ситуативные) противоречия. Противоречия – требований – физические противоречия. Оперативная зона и оперативное время. Ресурсы – их выявление и использование. Виды ресурсов. Существующие и созданные ресурсы. Ресурсы среды.

    Понятие приема решения задач. Типы приемов. Составление приемов. Процедуры выбора нужного приема. Работа со списками приемов, работа с таблицей выбора приемов. Принципиальные недостатки приемов, пути их преодоления.

    Типовые решения физических противоречий. Пути развития полученного решения.

    1. Модель постановки задач через выявление неоптимальных структурных схем. Решение задач через гармонизацию структурных схем

    Понятие типовой структурной модели. Типы и классификация структурных моделей. Стандарты на решение изобретательских задач. Работа со стандартами – описание задачи, формирование перехода и трактовка полученных результатов. Стандарты на синтез системы, Стандарты на достройку системы, Стандарты на измерение и обнаружение, Стандарты на получение требуемого ресурса, Стандарты на использование стандартов.

    Виды информационных фондов и работа с ними. Понятие обобщенного решения. Уровни обобщений. Базы приемов устранения противоречий.  Указатели эффектов – физических, химических, геометрических, биологических.

    Работа со специализированными компьютерными программами. Обзор используемых компьютерных программ.

    Формирование локальных информационных фондов

    1. Модель постановки задач через отход от вектора развития. Решение задач через соответствие трендам развития.

    Понятие вектора развития. Закономерности развития техники. Эволюция техники как планомерный процесс. Закономерности существования и развития технических систем.  Проявления закономерностей развития для веществ, технических объектов и технологических процессов. Повышение уровня адаптации объекта и обеспечивающие субтренды. Вытеснение человека из системы. Проявление закономерностей на уровне системы в целом, ее подсистем и используемых материалов. Связь закономерностей развития с рыночными трендами.

    Практическое использование выявленных закономерностей для совершенствования и создания новой техники.

    1. Модель постановки задач через определение неэффективного функционирования. Функционально-идеальное моделирование. Перенос функций как схема решения задачи.

    Функционально-ориентированный поиск решений. Алгоритм работы. Технологии обобщения требуемых функций и конкретизации полученных решений. Техники переноса. Масштабируемость решений. Проблемы трактовки результатов, полученных на объектах - аналогах.

    Технологии функционально идеального моделирования. Построение иерархической функциональной схемы системы. Правила построения схемы. Особенности построения схемы. Проведение процедуры функционально идеального моделирования. Виды задач, выявленных в результате функционально идеального моделирования. Выявление и устранение наиболее конфликтных элементов или процессов - процедура тримминга.

     Обеспечение самостоятельной работы

     

    Основная литература

     

    1. Альтшуллер Г.С.  Найти идею. Введение в ТРИЗ / «Альпина бизнес букс» 2008

    2. Гин А.,  Теория решения изобретательских задач / А.Гин, А.Кудрявцев – М., 2012

    3. Прушинский В., Сценарии эволюции / В. Прушинский – М., 2012

    4. Резчикова Е.В. Теория и практика решения изобретательских задач / Е.В. Резчикова, А.В. Ревенков – М., 2013

    5. Шпаковский Н.А., Анализ технической информации и генерация новых идей / Н.А. Шпаковский  - М., 2010

    Рекомендованная для самостоятельной работы литература

    1. Бирман Л., Стратегия управления инновационными процессами / . Л.Бирман Л., Т.Кочурова – М., 2010

    2. Детмер У., Теория ограничений Голдрата / У.Детмер  - М.,  2007

    3. Кавасаки Г. Революционный продукт /  Г. Кавасаки, М. Морено . -  М., 2013

    4. Ким Ч., Стратегия голубого океана / Ч.Ким, Р. Моборн – М., 2012

    5. С.Литвин, А.Любомирский «Закономерности развития технических систем» Электронный учебник http://metodolog.ru/00767/00767.html 

    6. Мартин Р., Мышление в стиле «И (как мыслят успешные лидеры)  / Р. Мартин – М., 2009

    7. Ульвик Э.  Чего хотят потребители / Э. Ульвик. - Киев Companion Group   2007

    8. Чернозуб О.,  Жизнь после кризиса. Стоимостной подход к управлению частной компанией / О. Чернозуб – М., 2009

     

    Электронные ресурсы

    http://www.matriz.org - Официальный сайт МА ТРИЗ

    http://www.altshuller.ru - Сайт фонда Альтшуллера

    http://www.triz-summit.ru - Официальный Сайт Саммита Разработчиков ТРИЗ

    http://triz.org.ua/ "Энциклопедия ТРИЗ"

    http://www.trizminsk.org - ОТСМ-ТРИЗ сайт материалов по ТРИЗ

     

    В курсе используется сборник задач, созданный на основе запросов предприятий Москвы.

     

     

    Алфавитный указатель: 

    Рубрики: 

    Комментарии

    Re: Обучение на курсе "ТРИЗ - инструменты создания инноваций ...

    Изображение пользователя efremov58.

    Информация подтверждена - http://www.mbm.ru/education/learning/

    Равнение на Москву!

    Очень радостно, что процесс внедрения технологии ТРИЗ для молодых предпринимателей в РФ начался со столицы.

    Успехов команде преподавателей!

    о списке литературы

    Очень интересный список рекомендованной литературы!

    Открыл для себя несколько - как оказалось очень известных - хороших книг. Того же революционного продукта и голубого океана 

    Небольшой только вопрос про смысл сокращения одного из двух авторов следующих книг:

    Бирман Л., Стратегия управления инновационными процессами / . Л.Бирман Л., Т.Кочурова – М., 2010

     Кавасаки Г. Революционный продукт /  Г. Кавасаки, М. Морено . -  М., 2013

    Ким Ч., Стратегия голубого океана / Ч.Ким, Р. Моборн – М., 2012

    Сначала указывается один автор, а потом двое - как будто сначала речь идет о статье в сборнике. Хотя, конечно, это не сильно затрудняет поиск книг в инете

    С уважением, Александр

    Re: о списке литературы

    Ромащук Александр wrote:
    Небольшой только вопрос про смысл сокращения одного из двух авторов следующих книг:...

    Сначала указывается один автор, а потом двое - как будто сначала речь идет о статье в сборнике. Хотя, конечно, это не сильно затрудняет поиск книг в инете

    С уважением, Александр

    ...Последнее время готовил много материалов по внутренним нормам одного из ВУЗов, вот и увлекся.

    Re: о списке литературы

    Это многое поясняет :) 

    В любом случае спасибо за подборку, Александр Владимирович!

    Как раз хорошо, что список небольшой - получается попали лучшие в своем роде. Хотя бы для первичного погружения в тему

    С уважением, Александр

    Subscribe to Comments for "Обучение на курсе "ТРИЗ - инструменты создания инноваций на предприятии""