Приставка – как источник инноваций для малого и среднего бизнеса
НониашвилиА.И. Сооснователь проекта «Фабрика идеальных проектов», Генеральный директор ООО «Аинтрис»
В практике нашей компании очень часто есть запросы от владельцев малых и средних бизнесов на создание в их нише инновационного продукта. И в ходе нашей практики мы выявили, что подходы ТРИЗ используемые крупными компаниями производителями продуктов применимы и здесь, но с небольшим смещением акцентов.
Как правило, для малых и средних бизнесов особенно непроизводственных компаний нецелесообразно рассматривать в качестве инновации создание лучшего технически сложного объекта, например, кондиционера или холодильника, особенно без смены принципа действия. Связано это с тем, что как правило, выигрыш по какому либо потребительскому свойству не гарантирует приемлемого уровня реализации остальных важных для потребителя свойств.
И на это есть свои причины:
- патенты крупных компаний, технологические барьеры;
- инерционность спроса и нечувствительность потребителя к незначительным улучшениям;
- невозможность конкурировать по цене из-за небольших объемов производства и отсутствие эффективных собственных производственных площадок;
- существенно ограниченные рекламные бюджеты по сравнению с конкурентами.
Но повысить идеальность продукта можно и не изменяя его целиком. Так родилась концепция приставки – как источника инноваций.
Приставка – это
- отдельное устройство в виде самостоятельного продукта;
- устройство стыкуется с другим продуктом без нарушения условий его гарантийного обслуживания ;
- устройство выполняет улучшающую, обслуживающую, исправляющую функцию по отношению к самому продукту или к другим объектам;
Плюсы приставки
- нет явных конкурентов
- как правило не требует сертификации
- потенциально большой сформировавшийся рынок и готовая база клиентов
- упрощенная процедура запуска продаж и производства
- небольшие расходы времени и денег на разработку
- высокая маржинальность
Исходя из определения приставки можно сформулировать методику придумывания приставок
- Выбрать продукт. Сформулировать его главную полезную функцию
- Провести функциональный и потоковый анализ продукта
- Провести функциональный и потоковый анализ продукта вместе с окружающими объектами, на которые данный продукт оказывает какое-либо воздействие
- Выявленные во время данных видов анализа задачи попытаться решить за счет приставки и ресурсов самого продукта и окружающих объектов.
При проведении анализа важно фиксировать полезные и вредные взаимодействия между исходным продуктом и окружающей средой.
А при анализе внутри продукта фиксировать элементы, на которые можно влиять без нарушения гарантийных обязательств.
- Выявить операции, которые нужно периодически делать над продуктом вручную и сделать приставку, позволяющую делать данные операции в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
- Выявить характеристики продукта, информация о которых ценна для потребителя или для других стейкхолдеров и сделать приставку, которая будет данные характеристики замерять, передавать напрямую человеку или на другое устройство, анализировать и передавать управляющие сигналы или выполнять роль исполнительного органа
- Выявить какие дополнительные функции мог бы выполнять продукт и сделать приставку , которая используя ресурсы продукта, реализует данные функции
- Существенно улучшить имеющиеся на рынке приставки
Приведу два примера из нашей практики.
В первом примере речь пойдет о заказе на создание инновационного продукта для компании, торгующей самопромывными фильтрами для воды. Заказчик продавал данные фильтры для частных домов и квартир. Основное достоинство данных фильтров заключается в том, что они не требуют сменных катриджей. Но их необходимо промывать через определенное время. Для этого нужно повернуть кран на фильтре и открыть на короткое время клапан. Данная операция может выполняться либо вручную, либо с использованием специальной автоматики (приставка). Данная автоматика имеет функции установки промежутка времени, через который нужно открывать клапан и самого исполнительного механизма, открывающего и закрывающего клапан.
На российском рынке была представлена одна компания, но ее решение было универсальным (не только для данных фильтров) и поэтому дорогим, из-за этого в данном сегменте рынка данная автоматика не пользовалась большим спросом.
Нами была разработана автоматика только для данного сегмента рынка (для промывки самопромывных фильтров). В результате продукт получился в 3 раза дешевле и в 2 раза компактнее. Продукт активно продается заказчиком.
Рисунок №1. Приставка для самопромывного фильтра
Второй пример из области кондиционеров. Заказчиком является компания, продающая и обслуживающая кондиционеры. Из анализа кондиционеров и окружающих объектов была выявлена проблема.
Конденсат от внешнего блока вредит фасадам, доставляет неудобство соседям по дому и проходящим под домом людям.
Была разработана приставка, накапливающая конденсат и распыляющая его на вентилятор, радиатор или в окружающее пространство. С внешнего блока кондиционера конденсат больше не капает. Продукт положительно был принят продавцами кондиционеров, т.к. продажа данного устройства не требует больших затрат на рекламу. Устройство продается наравне с зимним комплектом для внешнего блока при установке кондиционера.
Рисунок № 2. Приставка для кондиционера- распылителя
Таким образом, описанный выше инструментарий позволяет без больших затрат создавать инновационные продукты владельцам малых и средних бизнесов. Приставка, конечно же, не единственный источник инноваций. В нашей практике мы часто используем также понятие насадки, используем такие ориентиры как многоразовость и одноразовость и т.д.