Задача о рекламе в метро

ЗАДАЧА «О РЕКЛАМЕ В МЕТРО»

Захаров А.Н.

 

Пояснения:

1. Работа выполнялась совместно с В.М.Герасимовым и при участии А.М.Герасимова.

2. Настоящее описание демонстрирует анализ и решение задачи с помощью методического подхода «Универсальная схема эволюции (УСЭ) + компьютерная программа USESoft».

3. Компьютерная программа USESoft разработана на основе УСЭ, дополненной инструментами ТРИЗ. Т.к. у USESoft английский интерфейс, то ко всем экранам (шагам) анализа даны подробные комментарии по-русски.

Введение

Реклама в метро пользуется неизменным спросом. Через широкий спектр рекламоносителей – стикеры в вагонах, щиты на сводах эскалаторных туннелей, в вестибюлях и переходах между станциями - можно сообщить о товарах и услугах миллионам пассажиров. Так, ежедневно линии московского метро перевозят свыше 9 млн. человек (http://www.infok.ru/v_metro)

Основные рекламные поверхности метро - своды туннелей и внутренняя часть вагонов - часто являются единственным развлечением для, находящегося на эскалаторе или едущего в поезде пассажира: внимание к рекламе оказывается зачастую вынужденным.

Рис. 01. Реклама в эскалаторных туннелях метрополитенов городов разных стран

Рис. 02. Реклама у травелаторов в торговых, выставочных и развлекательных центрах, в аэропортах и вокзалах

Недостатки рекламоносителей описанного типа

Для щитов с рекламой на сводах эскалаторного туннеля или на стенах рядом с травелатором:

- время, в течение которого пассажир видит рекламное изображение, составляет от 10 до 15 секунд;

- сложность смены рекламного изображения, что влечет за собой целую цепочку нежелательных эффектов: увеличение длительности использования одного рекламного изображения à монотонность рекламного изображения à потеря интереса пассажира к рекламному изображению.

Для эскалаторных туннелей с устройством, проецирующим рекламные слайды на свод эскалаторного туннеля:

– высокая затратность установки большого числа проекторов вдоль эскалаторного туннеля.

Дополнительный недостаток – невозможность оперативного показа информации по безопасности, в чрезвычайных ситуациях и т.п.

Направления улучшения рекламоносителей описанного типа

  • электронные мониторы (дисплеи) с видеороликами, т.е. динамизация рекламного изображения

Рис. 03. На платформах метро (Бостон, Массачусеттс, США)

Рис. 04. На стенах эскалаторных туннелей

Рис. 05. В переходах и терминалах аэропортов

  • цифровые проекторы, проецирующие рекламное изображение на стены станций метро

Рис. 06. Рекламное изображение, проецируемое на стены станций

Общий недостаток описанных рекламоносителей – «привязка» динамичного рекламного изображения (видеоролика) к месту, где установлены мониторы и/или проекторы. 

 

Анализ задачи и поиск решения, устраняющего отмеченные недостатки

Проблема (краткое описание): В метро реклама демонстрируется в виде постеров (неподвижное изображение) или в виде видеороликов (динамичное изображение) на мониторах, или проецируется проекторами на стены. Оба метода имеют недостатки. Что следует предпринять для устранения недостатков?

Рис. 07. Экран «Заглавная страница USESoft и описание ситуации»

  1. Ввод краткого описания проблемы.
  2. Выбор из перечисленных в описании проблемы элементов системы, которая будет анализироваться: Advertising Displaying System = Система показа рекламы.
  3. Выбор описания действия, производимого выбранной системой: displays = показывает (демонстрирует).
  4. Выбор Продукта (Изделия), обрабатываемого выбранной системой: Advertisement = Реклама.
  5. Формальный (на соответствие определению функции) и смысловой контроль полученной функции: Advertising Displaying System displays Advertisement = Система показа рекламы показывает (демонстрирует) рекламу.

Выводы

6.1. Наличие проблем означает снижение привлекательности Системы показа рекламы для пользователя. Другими словами, в глазах пользователя Система показа рекламы теряет свою жизнеспособность.

6.2. Снижение жизнеспособности можно оценить снижением полезности (идеальности) Системы показа рекламы; идеальность Системы показа рекламы – это величина отношения полезных функций Системы показа рекламы ко вредным. 

6.3. Основные направления и этапы возможных изменений Системы показа рекламы представлены на Универсальной схеме эволюции 

 

«...главное в изобретении … - это развитие технической системы...» (Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л. Современное состояние ТРИЗ, 1975, http://www.altshuller.ru/triz2.asp), откуда следует, что решение задачи – это перевод системы из «плохого» (нежелательного, с проблемами и т.п.) состояния в состояние «хорошее» (желательное, без проблем), что это рукотворная эволюция системы с помощью Универсальной схемы эволюции (УСЭ), представляющей собой структуру закономерых линий развития и жесткую последовательность прохождения системой этапов эволюции.

Рис. 08. Описание эволюции «Системы показа рекламы» с помощью УСЭ

Блок 1. Выявление проблем, снижающих жизнеспособность Системы показа рекламы. Это выражает неуверенность, что Система показа рекламы выживет в будущем.

Блок 2. Выявление сниженой идеальности Системы показа рекламы, т.е. низкой величины отношения полезных функций Системы показа рекламы к её вредным функциям. 

Блок 3. Система показа рекламы с нужными функциями не существует или существующая Система показа рекламы не имеет ресурсов для улучшения.

Блок 4. Система показа рекламы имеет ресурсы для улучшения

Блок 5. Объединение Систем показа рекламы, когда одна из двух Систем показа рекламы не имеет ресурсов улучшения.

Объединяемые Системы показа рекламы могут быть

  • одинаковыми; или
  • со сдвинутыми характеристиками; или
  • разными системами; или
  • истемой и антисистемой.

Блок 6. Выявление внешних нежелательных эффектов (НЭ) Системы показа рекламы при помощи элементного, структурного, функционального, потокового и др. видов анализа 

Блок 7. Выявление внутренних нежелательных эффектов (НЭ) Системы показа рекламы при помощи элементного, структурного, функционального, потокового и и других видов анализа

Блок 8. Изменение компонентов Системы показа рекламы в соответствии с линиями:

  • Закономерное использование эффектов
  • Закономерное изменение свойств
  • Закономерное изменение по веществу, в пространстве и во времени

Блоки №№ 9-13 показывают «жизнь» Системы показа рекламы после её преобразования (динамизации) согласно рекомендациям Блока № 8.

Рис. 09. Экран «Анализ жизненного цикла по S-образной кривой»

Система показа рекламы находится на 2-м этапе жизненного цикла: число людей (создателей и потребителей), имеющих отношение к рекламе в метро, растет:

- Обзор рынка транзитной рекламы, http://ridcom.ru/publications/125/;

- Метро ждет бурный рост, http://izvestia.ru/news/508473

Задачи 2-го этапа:

  • устранить / снизить нежелательные эффекты, и 
  • выявить пределы роста Системы показа рекламы

Цель на перспективу – начать разработку новой Системы показа рекламы

 

Рис. 10. Экран «Разработка структуры «Система – Надсистема» и построение функциональной модели»

 

На функциональной модели отражены уровни выполнения функций:

  • функция «перемещать пассажира» - адекватный (удовлетворительный), и
  • функция «информировать пассажира» - неадекватный (неудовлетворительный), т.к. пассажир видит рекламу слишком короткое время.

Рис. 11. Экран «Разработка причинно-следственной цепи (ПСЦ) недостатков»

Ключевой нежелательный эффект (КНЭ): неподвижное рекламное изображение приводит к плохому информированию пассажира, т.к. пассажир проезжает мимо рекламного изображения за очень короткое время. Элемент, связанный с КНЭ - неподвижное рекламное изображение. Поэтому система (элемент), которую надо менять - неподвижное рекламное изображение.



Рис. 12. Экран «Изменение Системы»

Направления изменений:

1. Устранение неподвижного рекламного изображения

Вариант – полностью устранить неподвижное рекламное изображение с целью устранить недостатки этого изображения - не рассматривался.

2. Объединение двух (и более) неподвижных рекламных изображений

2.1. Объединение множества одного и того же неподвижного рекламного изображения в виде ряда изображений, мимо которых движется пассажир.

Устраняется исходный НЭ, но возникает новый НЭ – однообразие рекламного изображения.

2.2. Объединение множества немного разных неподвижных рекламных изображений в виде ряда изображений (анимация), мимо которых движется пассажир.

Устраняется исходный НЭ, но возникает новый НЭ – сложность смены изображения.

2.3. Объединение разных неподвижных рекламных изображений - в настоящее время и используется, с присущими ему НЭ.

2.4. Объединение существующего неподвижного рекламного изображения с отсутствующим рекламным изображением, т.е. периодическая смена: изображение есть à изображения нет à изображение есть à изображение нет à ... - в настоящее время и используется, с присущими ему НЭ.

3. Использование закономерного ряда эфектов (МАТХЭМ)

Переход от неподвижного, т.е. статичного рекламного изображения, к рекламному динамичному изображению в световой (ЭМ-поле) форме.

4. Использование закономерного изменения свойств

4.1. Изменение «Вещество à Поле»

Переход от жесткого, т.е. неподвижного (относительно места размещения) и статичного (по сюжету) рекламного изображения к полевому статичному изображению.    

4.2 Изменение «Монофункция à поли-функцция»

Переход от рекламного изображения, выполняющего одну функцию, к изображению, выполняющему много функций. 

5. Невозможность изменения неподвижного рекламного изображения

Ситуация, при которой желательное изменение системы (с целью устранения НЭ) вызывает появление нового НЭ, называется противоречивой. Для поиска приемов разрешения противоречия использована Таблица Альтшуллера.

  

                 Рис. 13. Экран «Таблица Альтшуллера»

Конкретное ТП:

Потери информации нет, если пассажир видит изображение так долго, сколько требуется для нормального восприятия, т.е. на неподвижном транспортере (эскалаторе/травелаторе), но тогда не выполняется функция перемещения пассажира.

Формальное ТП:

Снижение потерь информации (параметр № 24), приводит к снижению скорости (параметр № 09) перемещения пассажира

 

Рекомендуемые приемы разрешения противоречия (с подстановкой в обобщенное описание приема конкретного объекта «Неподвижное рекламное изображение»):

26. Копирование

26.1. Вместо недоступного, затратного или хрупкого неподвижного рекламного изображения использовать его более простые и дешевые копии.

26.2. Заменить неподвижное рекламное изображение его оптической копией.

26.3. Если видимые оптические копиии уже используются, перейти к ИК- или УФ-копиям.

32. Изменение оптических свойств

32.1. Изменить цвет неподвижного рекламного изображения или цвет его окружающей среды

32.2. Изменить степень прозрачности неподвижного рекламного изображения или прозрачность его окружающей среды.

Решение

На стене эскалаторного туннеля по всей длине эскалатора (травелатора) устанавливается электронный экран (монитор, дисплей), по которому со скоростью движения эскалатора движется изображение, на которое смотрит пассажир, находящийся на ступеньке эскалаторе (на секции травелатора).

Рис. 14. Пассажир(ы) на эскалаторе (травелаторе) и электронный экран с движущимся по нему рекламным изображением (изображениями)

Защита решения:

Рис. 15. Патент РФ № 2473136 (выдан 20 января 2013 г.) «Пассажирский конвейер с возможностью представления преимущественно визуальной информации» и заявки на международное патентование

 

1 ноября 2013 г.

Бостон, Массачусеттс, США

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Задача о рекламе в метро"