Конференция в Запорожье. "Уровни педагогического мастерства"

Аннотация

Какова функция педагога? Что является главным критерием оценки деятельности педагога? Каковы уровни педагогического мастерства? Ответы на эти вопросы предложены автором данного материала.

 

 
Актуальность.
Педагогика как наука продолжает развиваться. Молодые и опытные ученые-педагоги продолжают расширять границы педагогического познания, обозначая новые вопросы и ожидая на них объективные ответы. Часть исследовательских вопросов возникают впервые, а часть вопросов ранее уже ставились. Чем же интересны ученому известные вопросы? Как правило, исследователь попадает в новые условия, где существующие ответы на известные вопросы его не удовлетворяют, но актуальность вопросов все же остается. Тогда исследователь хочет найти ответ, согласующийся с новыми условиями. Приведенные ниже вопросы известны и являются, по мнению автора, одними из ключевых вопросов педагогики:
1.    Какова функция педагога?
2.    Что является главным критерием оценки деятельности педагога?
3.    Каковы уровни мастерства педагога?
Вопросы известны, ответы различны. Проведите эксперимент: предложите педагогам письменно ответить на поставленные выше вопросы и сравните полученные ответы: они будут разные. Добавим в «копилку» ответов и свою версию, не забывая при этом, что любая авторская позиция субъективна, пока не пройдет проверку на объективность во внешней среде.
 
Какова функция педагога?
С точки зрения автора:
·       Функция педагога – передача деятельности с целью развития личности способной сохранять и развивать предметную область передаваемой деятельности.
Деятельность — это активное воздействие субъекта на объект с целью удовлетворения его актуальной потребности[1] .
Личность– это человек, способный самостоятельно ставить и достигать цели, изменяя себя и окружающий мир[2].
 
Из приведенной формулировки функции педагога видно, что передача деятельности является только средством, а целью - развитие личности с конкретным ее содержанием: наличием способности сохранять и развивать предметную область, из которой передается деятельность. Если же педагогической целью будет только передача деятельности обучающимся и воспитанникам (далее ученикам), то такой подход создаст большие риски для существования предметной области.
Пример. Педагог (-математик, -литератор, -географ, -химик и т.д.) получил специальное образование и стал подвижником соответствующей предметной области (математики, литературы, географии, химии и т.д.). Высшее педагогическое образование, предусматривает усвоение будущим педагогом как прошлых, так и современных достижений предметной области (математики, литературы, географии, химии и т.д.). Затем молодой педагог уже сам передает своим ученикам усвоенную им в вузе предметную деятельность.
Если компетентность педагога относительно продвигаемой им области остаётся неизменной, то его ученики в лучшем случае смогут повторить только то, что им дал педагог, в худшем - ничего не повторят. В первом случае предметная область (математика, литература, география, химия и т.д.) приобрела некоторый человеческий ресурс для своего дальнейшего существования. Во втором случае этот ресурс для предметной области практически потерян. И еще одно обстоятельство, если переданная педагогом деятельность перестает быть актуальной, то для предметной области (математики, литературы, географии, химии и т.д.) возрастет вероятность потери даже самых лучших учеников. Как же быть?
Когда педагог ставит перед собой и своими учениками конкретную цель - сохранить и развить предметную область (математику, литературу, географию, химию и т.д.), т.е. актуализирует цели и проблемы предметной области, то передаваемая педагогом деятельность будет только частью совместных усилий по достижению обозначенных целей. В ходе познавательно-творческого процесса неизбежно будут возникать новые виды деятельности, способствующие развитию личности учеников и обогащению рассматриваемой области (математики, литературы, географии, химии и т.д.). Практическим примером такого подхода является методика «Пчелка», разработанная и проверенная группой педагогов из города Жуковский (Россия).
 
Что является главным критерием оценки деятельности педагога?
С точки зрения автора:
·       Главный критерий оценки деятельности педагога – это успешность его учеников в применении переданной им деятельности.
Успешность— это характеристика субъекта/объекта, достигшего конкретной цели в определенных условиях[3].
Например, «Ученик успешно сдал вступительные экзамены», «Спускаемый аппарат успешно приземлился на поверхность Луны».
 
«Успешность» - достаточно высокий критерий, но необходимый, по мнению автора, для оценки любой деятельности в различных областях.
Пример А.
1. Ученик успешно сдал вступительные экзамены, то это заслуга не только ученика, но и педагогов, сумевших передать ему деятельность, которую он применил.
2. Ученик не сдал вступительные экзамены, то это вина не только ученика, но и педагогов, не сумевших передать ему деятельность, необходимую во время экзамена.
Пример Б.
1. Спускаемый аппарат успешно достиг поверхности Луны, то это заслуга не только аппарата, обладающего определенным набором заложенных в него свойств, но, прежде всего тех, кто принимал участие в реализации данного проекта.
2. Спускаемый аппарат не сумел достичь поверхности Луны, то это не вина аппарата, а кого-то из тех, кто принимал участие в реализации данного проекта.
 
Если каждый педагог при подготовке к встрече со своими учениками, будет осознанно, а не формально ставить перед собой личную цель: «Моя успешность – это успешность каждого моего ученика», то качество образования возрастет, т.к. педагогом обязательно будут разработаны новые педагогические подходы и новые дидактические инструменты. Достигнутая педагогом успешность - это очередная ступень его профессионального роста.
 
Как определить уровень педагогического мастерства?
С точки зрения автора:
·       Уровень педагогического мастерстваопределяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности.
 
Рассмотрим педагогический процесс как технологический. Для этого в педагогическом процессе должны быть обозначены последовательные технологические этапы, предусматривающие получение на каждом из них конкретных результатов, и как итог - достижение поставленной цели. Переход на следующий технологический этап должен происходить только после того, как на предыдущем этапе объективно получены заданные результаты. Если же на предыдущем технологическом этапе не получены необходимые результаты, то возникает брак, а это резко снижает эффективность всего педагогического процесса.
С позиции автора педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапа. Ниже приведена таблица, отражающая эти этапы и ожидаемые результаты по каждому из них.
 
Таблица 1.
Этап
Функция педагогического этапа
Результат этапа
Этап 1.
Понимание учениками деятельности.
Знания о предметной области.
Этап 2.
Усвоение учениками деятельности.
Умения в предметной области.
Этап 3.
Применение учениками деятельности.
Навыки в предметной области.
Этап 4.
Улучшение учениками известной деятельности.
Новации в предметной области.
Этап 5.
Создание учениками новой деятельности.
Открытия в предметной области.
 
Объединив в одну систему обозначенные выше «функция педагога», «главный критерий оценки педагогической деятельности» и «педагогические технологические этапы», получим уровни педагогического мастерства по отношению к ученикам.
Таблица 2.
Уровень мастерства
Характеристика педагогического мастерства
по отношению к ученикам
I
Успешность ПОНИМАНИЯ учениками деятельности.
II
Успешность УСВОЕНИЯ учениками деятельности.
III
Успешность ПРИМЕНЕНИЯ учениками деятельности.
IV
Успешность УЛУЧШЕНИЯ деятельности.
V
Успешность СОЗДАНИЯ учениками НОВОЙ деятельности.
 
Случайно или закономерно, но получившаяся пятиуровневая модель педагогического мастерства близка к пятибалльной системе оценки результатов образования обучающихся в России.
 
Заключение.
Цель материала «Уровни педагогического мастерства» - достичь «успешности ПОНИМАНИЯ» педагогами предлагаемого направления в педагогике.
Автор отдает себе отчет в том, что обозначенные уровни педагогического мастерства пока отражают единичные случаи в педагогической практике, но это пока:
·       педагог не осознает свою функцию,
·       не установит для себя главный критерий оценки педагогической деятельности,
·       не определит себе основные педагогические технологические этапы.
И для того, чтобы двигаться дальше у современного педагога имеются необходимые ресурсы. Превращая внешние ресурсы в свои возможности и свои возможности во внешние ресурсы, педагог будет успешно продвигаться к вершинам своего мастерства.
 
 
 
Выводы
1. Автором предложены пять уровней педагогического мастерства.
2. Состав и содержание уровней педагогического мастерства выявлен на основе определений «функций педагога», «главного критерия оценки педагогической деятельности», «педагогических технологических этапов».
3. Ориентир педагога на успешность учеников в сохранении и развитии предметной области, развивает как личностные качества учеников, так профессионализм педагога.
 
Интернет источники.
Материалы автора:
 


[1] Определение М.Гафитулина, 2009
[2] Определение М.Гафитулина, 1991
[3] Определение М.Гафитулина, 2009

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Конференция в Запорожье. "Уровни педагогического мастерства""