Сегментация S- кривых

Предисловие Кафедры Прогнозов
Добрый день, уважаемые читатели журнала «Методолог».
 
Сегодняшняя публикация хорошо известного автора д.т.н. сертифицированного специалиста МАТРИЗ 5ого уровня А.Т. Кынина   с моей точки зрения является пионерской.
Автор   выдвигает одну очень интересную гипотезу и иллюстрирует её многочисленными примерами о том, что развитие техники сопровождается феноменом «ветвления» или «карманов эволюции».
 
Опишу его своими словами.
Любая создаваемая людьми вещь или как мы говорим ТС (Техническая Система) имеет очень много параметров, которые описывают её свойства . Каждый из параметров развивается с разной скоростью , подчиняясь закону нелинейного развития техники, который в наших дисциплинах приято описывать с помощью модели логистической или   кривой (  S –   образной кривой).
Некоторые параметры достигают состояния своего    асимптотического
приближения к естественно научному пределу и формируют   некие зоны, которые можно описать с помощью художественного образа « карман эволюции». ТС достигла состояния «зрелости» по этому параметру   и перешла в разряд ТС – долгожителей.
Развитие   ТС в этом состоянии приостановилось, она стала   распространённой, «признанной» Потребителями.
Борис Злотин  в 2007ом году в письме к Саммиту разработчиков ТРИЗ
предложил название «перфектные системы» для описания   этого феномена.
 
Автор сегодняшней публикации дополнил эти представления гипотезой о том, что   в развитии ТС возникает много ( три или четыре) «ниши» , «полочки», «кармана эволюции» - термина пока нет.. в которых формируются колонии «ТС долгожителей» или перфектных систем.
 
Направление дальнейших исследований в этом направлении очевидно. Необходимо собрать бОльшее количество  описаний этого явления для как можно бОльшего количества ТС, выяснить детально условия существования этого феномена, описать явления – «предвестники» для того, чтобы сформировалась методика практического использования этих знаний в задачах предсказания развития рынков, определения финансовых рисков в инноватике и других практических областях.
 
Александр Кынин давно ведёт проект в рамках которого публикуется сегодняшний материал. « Справочники по эволюции техники» , ( ссылки)
 
ЗРТС* давно стала самостоятельной абсолютно серьёзной и ценной научной дисциплиной, выйдя из оболочки ТРИЗ, как бабочка выходит из кокона. Это предсказывал в 1975 году   автор ТРИЗ - Генрих Альтшуллер в известной статье в соавторстве с Фильковским. Сегодняшняя публикация   подтверждает этот прогноз.
 
С уважением,
Приятного чтения,
Ведущий рубрики КП
Юрий Даниловский
*ЗРТС –   устоявшаяся аббревиатура «закономерности развития технических систем»
 
СЕГМЕНТАЦИЯ S-КРИВЫХ
А.Т. Кынин
Зависимость повышения идеальности от времени создания Технической Системы (ТС) описывается так называемой «линией жизни», которая в ряде случаев имеет вид S-образной кривой [Кынин А.Т., Леняшин В.А., Фейгенсон Н.Б. /Выбор параметров для описания развития технических систем вдоль «линии жизни», Доклады на ТРИЗ-Фест, Материалы международной конференции, С.Петербург, 27-29 июля 2009.]. Эта кривая проходит этапы медленного роста, которым сопровождается выход системы на рынок, быстрого роста, который соответствует значительному увеличению полезных функций системы, замедления роста, который вызван исчерпанием ресурсов развития и остановки в развитии, или исчезновения. Согласно существующим традициям S-образной кривая строится как сглаженная линия, огибающая совокупность точек, отвечающих данным для реальных ТС [Дж. Мартино (JOSEPH P. MARTINO) -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (Перевод с английского Technological Forecasting for Decision-making NEW YORK - 1972)-1977, Robert U. Ayres / Technological Progress: A Proposed Measure / Technological Forecasting and Social Change 59, 213–233 (1998)]. На ось абсцисс при этом обычно наносятся значения не идеальности, а параметра системы, который мы считаем наиболее важным. При этом ориентируются на показатели лучших представителей этих систем. Но всегда ли «лучший» показатель определяет свойства системы?
Дело в том, в процессе общего роста главного параметра системы, некоторые представители этой системы (условно назовем их «популяции») практически останавливаются в росте этого параметра. Действительно, в техносфере встречаются «системы-долгожители», которые, казалось бы, уступают более современным системам по основным параметрам, но благополучно существуют. Примерами таких систем могут служить, например, «Фольксваген-жук» или бессмертный автомат Калашникова. Можно предположить, что такие «долгожители» попадают в определенные «ниши», где их параметры устраивают определенный круг потребителей. Аналог такого явления можно найти в живой природе, когда ровесница динозавров кистеперая рыба, заняв свою нишу, благополучно дожила до наших дней.
В своей предыдущей работе [Кынин А.Т., Леняшин В.А. / СИСТЕМНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ Доклады на ТРИЗ-Фест, Санкт-Петербург, 24-26 июля 2008, C.257-271.] мы отметили, что, несмотря на общий рост «транспортной мощности» самолетов, которая определяется произведением грузоподъемности на их скорость, самолет Дуглас ДС-3, выпущенный в 1935 году, до сих пор используется в мире (См. Figure 1). Дело в том, что он попал в нишу потребностей в авиации малой дальности, занятой на местных линиях (до 1000 км). Гиганты авиастроения Боинг и Аэробус соревнуются в создании все больших самолетов (>3000 км), но это не отменило потребность в самолетах средней (1000-3000 км) и малой дальности. На графике видно, что характеристики выпускаемых самолетов концентрируются именно в этих областях.
Кстати, на представленном графике видно, что заявленные характеристика самолета «Сухой-Суперджет» как раз ложатся в область, из которой «гранды» авиастроения в настоящее время уже вышли. Это позволяет допустить, что данный проект, которому придется соревноваться в данной нише с морально и физически устаревшими Боингами-737 и Бразильскими Эмбрайерами, имеет шансы на успех.
То есть, S- кривая для отдельных параметров реальных систем разделяется (сегментируется) на несколько самостоятельных кривых, отвечающих определенным «нишевым» потребностям. То есть, кроме системы с наибольшим значением главного параметра могут существовать системы со значительно меньшим значением этого параметра. Констатация этого факта нельзя назвать абсолютно новым. Это было сформулировано еще в классической ТРИЗ [Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ Кишинев, "Каpтя Молдовеняскэ" - 1989], отмечалось различными авторами и получило дальнейшее развитие в модели, названной «Гиганты и карлики» [Даниловский Ю.Д. Модели спирального развития техники в прогнозных проектах http://blogs.mail.ru/mail/zrts7/].
 
Figure 1. Зависимость от времени выпуска дальности полета пассажирских авиалайнеров. Для самолетов: 1- Boeing [BOEINGOS AIRPLANE HISTORY http://seattlepi.nwsource.com/boeing/boeingplanes.pdf], 2- ТИПЫ САМОЛЕТОВ [http://www.megadialog.ru/plane.phtml], 3- Авиалайнеры [http://www.mondotours.ru/tourists/tickets/avia-avialiners.asp], 4 - DC-3 [http://www.airwar.ru/enc/cww2/li2.html], 5 - TU-144 [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-144], 6- Sukhoi Superjet 100 [http://ru.wikipedia.org/wiki/Sukhoi_Superjet_100], 7 - Прочие самолеты: Ил-18 [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-18], Ту-134 [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-134], Embraer EMB 120 Brasilia [http://ru.wikipedia.org/wiki/Embraer_EMB_120_Brasilia], Bóeing 737 [http://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_737].
Сходные примеры можно привести из самых различных областей техники. Так, сходным образом произошло «сегментирование» телевизоров на основе Электронно-Лучевой Трубки (ЭЛТ). От общей растущей зависимости размера по диагонали отделился сегмент с показателем 32” (См. Figure 2), в то время как размеры мониторов продолжали расти. То же самое произошло с более молодой системой на основе Жидких Кристаллов (ЖК). Скорее всего, это связано с тем, что телевизоры именно такого формата подходят для просмотра в обычных помещениях.
 
Figure 2. Зависимость от времени разрешения размера по диагонали для телевизоров и мониторов. Сплошная линия – мониторы, пунктирная – телевизоры. Данные по мониторам взяты из работы [ Ashish Sood and Gerard J. Tellis Understanding the Seeds of Growth: Technological Evolution and Product Innovation http://www.marshall.usc.edu/emplibrary/wp04-04.pdf, сведения о размерах экранов телевизоров фирмы Самсунг были собраны и любезно предоставлены О. Хомяковым].
Аналогично развивались и другие системы. Возьмем, например транспортное автомобилестроение. Еще в начале ХХ века первые грузовики могли перевозить не более 0,5 тонны груза. Сейчас обычные грузовики перевозят более 10 т, а автопоезда и карьерные самосвалы – десятки тонн груза. Однако это не привело к «вымиранию» более слабой, и, казалось бы, менее идеальной системы (См. Figure 3).
 
Figure 3. Зависимость от времени выпуска грузоподъемности грузовых автомобилей.
Интересно отметить, что, как и для разделения самолетов по дальности, для классификации грузовиков, а также многих других ТС, применяется трехзвенная градация (большой, средний и малый). Это, видимо, вызвано особенностями человеческого мышления, которое не придумало промежуточных терминов для определения размеров величин. То есть, реальная кривая развития ТС очень часто разделяется именно на 3 сегмента. Конечно, значения параметров не лежат строго в этих сегментах, но значительная часть систем концентрируется именно вокруг них. Естественно, что предложенная классификация является достаточно условной и справедлива только для систем, выполняющих одинаковые функции.
Система, увеличивая значение своего главного параметра, может формировать большое количество ТС, выполняющих различные функции. Например, в процессе роста водоизмещения кораблей и судов происходило их разделение по предназначениям, причем каждая из «популяций» занимала свою «нишу» (См. Figure 4.).
 
Figure 4. Рост размеров судов и плавучих средств в XIX-XXI веках. [Корабли плывут в будущее  http://sudno1.ru/future.shtml].
В каждой из занятых функциональных «ниш» обычно происходили дальнейшие процессы сегментации. Например, крейсера разделились на обычные, легкие и тяжелые, и.т.д.
Рассмотрим границы развития систем более подробно. В ТРИЗ принято считать, что «гигантизм», то есть значительное увеличение размеров ТС, отвечает только последней стадии развития системы [Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ Кишинев, "Каpтя Молдовеняскэ" - 1989]. В качестве примеров «гигантизма» были использованы, например, сверхтяжелые пушки. Однако, это не вполне верно. Рассмотрим этот пример более подробно.
Во время II Мировой войны появились сверхтяжелые пушки и мортиры. Они были более «идеальны», чем орудия меньших калибров. Ведь удельные затраты на «посылку» противнику снаряда весом 4800 кг на 48 км из орудия «Густав» были меньше, чем затраты на 700 выстрелов из 3-х дюймовой пушки! Однако, затраты на создание и обслуживание таких монстров оказались слишком велики, поэтому они исчезли, уступив свои функции ракетному оружию.
Однако система ствольная артиллерия отнюдь не собирается умирать. Действительно, верхняя ветка системы благополучно отмерла, а образцы с худшими параметрами, но более отвечающие требованиям надсистемы, продолжают благополучно развиваться (См. Figure 5).
 
Figure 5. Зависимость от времени калибра артиллерииA: Изменение калибра пушек, мортир и гаубиц: гладкоствольных (1) [АРТИЛЛЕРИЯ: РАЗВИТИЕ АРТИЛЛЕРИИ http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id=905, Последний шанс гладкоствольных орудий http://mega.km.ru/Weaponry/encyclop.asp?TopicNumber=1380] и нарезных (2) [http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_пушка_образца_1900_года, 76-мм автоматическая артустановка OTO Melara http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_автоматическая_артустановка_OTO_Melara, http://ru.wikipedia.org/wiki/Ф-22УСВ, http://ru.wikipedia.org/wiki/Pak_36(r),  http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_полковая_пушка_образца_1943_года,  http://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИС-3,  http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_дивизионная_пушка_образца_1902_года,  76-мм полковая пушка образца 1927 года http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_полковая_пушка_образца_1927_года,  76-мм полковая пушка образца 1927 года http://ru.wikipedia.org/wiki/76-мм_полковая_пушка_образца_1927_года,  ДИВИЗИОНКИ http://fortification.ru/library/artmuseum/231_236.php,  http://ru.wikipedia.org/wiki/122-мм_гаубица_Д-30,  Ствольная артиллерия http://prom1.livejournal.com/203824.html]; B: Изменение калибров нарезных орудий.
Более того, увлечение производством пушек-«гигантов» (гладкоствольных) случалось в истории и раньше в XVI и в середине XIX. Первый всплеск был связан с попыткой повышения эффективности каменных ядер и прекратился с переходом к чугунным ядрам. Одним из памятников этого периода явилась бомбарда, известная нам, как «Царь-пушка» (калибр 910 мм.). А вот второй всплеск действительно произошел на завершающем этапе жизни системы «гладкоствольные орудия» и был вызван появлением разрывных бомб. Кстати, орудия именно этого периода являлись самыми крупными в истории (мортира Маллета, калибр 914 мм.), в то время как калибр самого крупного нарезного орудия «Густав» был лишь 807 мм.
Точно так же не собираются «вымирать» танки, хотя во время II Мировой войны они продемонстрировали целый ряд «гигантов», начиная с крупнейшего серийного пятибашенного танка Т-35 и заканчивая более чем 100 тонным «Мышонком». То есть, появление «гигантов» не обязательно связано с завершение существования системы и может быть вызвано другими причинами.
Следует отметить, что системы, занимающие нижние сегменты распределения, демонстрируют большую выживаемость. Например, появившиеся еще в средние века парусные суда для развлечений превратились в современные яхты. В то же время, стремительные чайные клиппера и огромные пятимачтовые грузовые барки давно исчезли. Аналогом этого явления в живой природе является вымирание гигантских динозавров при изменении внешних условий, в то время, когда мелкие млекопитающие благополучно приспособились к этим изменениям и выжили.
 
Figure 6/ Lbgkjljr [http://mydino.ru/archives/12] и его современник – первое млекопитающее - [http://www.evolbiol.ru/krasilov01.htm].
Более того, зачастую в этих сегментах задерживаются предшествующие системы. Так, в сегменте малой авиации остались винтовые самолеты, давно вытесненные из других сегментов реактивной техникой. Точно так же гребные суда остались не только в спорте, но и в качестве спасательных средств.
 
Figure 7. Зависимость от времени выпуска Зависимость от времени эффективности линейных люминисцентных ламп по данным: 1 – [Дж. Мартино (JOSEPH P. MARTINO) -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ], 2 - [LED TV: Technology Overview and the DLP Advantage www.eetchina.com/ARTICLES/2006AUG/PDF/167_LED_TV_white_paper.pdf?SOURCES..., 3 - [РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА ВО ВРЕМЕНИ http://lighting.com.ua/story/showstory.php?id_stat=140&PHPSESSID=0dd30ca..., 4 - [РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА http://www.energystar.gov/ia/partners/prod_development/new_specs/downloa..., 5 - [IEEE Circuits & Devices Magazine. May/June. pp. 28-37. 2004.], 6 - [РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА http://re.jrc.cec.eu.int/energyefficiency/pdf/LED%20workshop%20May2007/A... и 7 - эффективность компактных люминисцентных ламп по данным - [СВЕТОДИОДНАЯ ПОДСВЕТКА http://www.mtek.ru/backlight/neon ].
Особенно интересны случаи «возрождения» систем, казалось бы уже исчезнувших. Так, после первой в мире успешной торпедной атаки турецкого судна катерами «Чесма» и «Синоп» в 1878 этот класс кораблей стал интенсивно развиваться. Вскоре катера, как таковые, практически исчезли, а им на смену пришли все более крупные миноноски, миноносцы и эсминцы. Попытки вновь применить катера не были особенно успешными вплоть до 40-х годов. Именно тогда, базируясь, в основном, на достижениях авиации, практически во всех флотах были воссозданы торпедные катера, которые показали свою высокую эффективность.
Очень интересны также случаи, когда основные параметры системы сознательно ухудшаются для завоевания новой «ниши». Например, рост эффективности люминисцентных ламп успешно описывается S-образной кривой и, в настоящее время, приближается к своему физическому пределу 120 Лм/Вт. В то же время, цокольные люминисцентные лампы имеют худшие показатели эффективности (60...80 Лм/Вт), но успешно развиваются, вытесняя лампы накаливания имеющие предельную эффективность только 15 Лм/Вт (См. Figure 7.).
Аналогичная картина наблюдалась в 1934 году, когда появившаяся 16 мм фотокамера «Минольта» имела заметно худшее разрешение, чем использовавшиеся тогда фотоаппараты с 35 мм пленкой (например «Лейка»). Но «Минольта», заняв нишу среди домохозяек и шпионов, получила заметное распространение. Одним из крайне важных преимуществ этой камеры было то, что ее размеры были сознательно согласованы изобретателем с размерами кармана пальто. Кстати, похожая ситуация была при производстве маленьких кассетных магнитофонов Walkman, которые производились фирмой SONY с учетом возможности помещения их в карман рубашки.
Представленная статья имеет дискуссионный характер и автор надеется, что ее обсуждение даст толчок к дальнейшему развитию этого раздела Закономерностей Развития Технических Систем (ЗРТС).
ВЫВОДЫ:
· На примере самых различных ТС показано, что «линия жизни» системы, построенная по какому-либо отдельно взятому параметру, разделяется на отдельные сегменты, для которых наблюдается относительная стабильность этого параметра во времени. Часто такое разделение происходит на 3 ветки, что обусловлено психологическими особенностями человека.
· Предположено, что подобное расщепление вызвано попаданием параметра системы в некую «нишу потребностей», для которой его достигнутое значение является достаточным.
· Показано, что повышение требований к системе иногда сопровождается появлением систем «гигантов», причем это появление не всегда соответствует последнему этапу развития системы. Такие «гиганты» являются узкоспециализированными и в скором времени исчезают, при этом развитие более мелких систем продолжается.
· Показано, что системы, занимающие сегменты с низкими значениями главного параметра, имеют высокую приспособляемость. Часто такие системы используют принцип действия, который уже не используется на бОльших системах.
· Отмечено, что в ряде случаев возможно сознательное снижение параметров системы, если это дает выгоду для ее использования, например, позволяет занять дополнительную «нишу».
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Сегментация S- кривых

Может быть ход рассуждений, а, следовательно, и исследований надо откорректировать.
Конспективно.
1. Вроде бы уже сегодня понятно, что строить ЭС-образную кривую по одному параметру чаще всего не продуктивно.
2. Если так,то каждый раз нужен некоторый комплексный параметр. Как его строить и есть один из вопросов методологии.
3. Вот тут-то и место морфологическому подходу. Можно построить матрицу для ряда основных параметров (функций), разбив каждую ось на диапазоны. Такая матрица должна отразить весь диапазон потребностей в выбранном сочетании параметров.
4. ЭС - образная кривая должна строиться для каждой анализируемой многомерной клеточки морфологического ящика, для ее, специфического обобщенного показателя.
Например, для грузового автотранспорта параметрами могут быть грузоподьемность, дальность возки, скорость возки, энергоэффективность и т.д. Повторяю, как их свернуть - вопрос серьезного исследования. Для спортивных авто формулы 1 основными параметрами могут быть скорость, маневренность и что-то еще. Возможно для "бычков" на 500 кг важнее маневренность в московских пробках и низкое энергопотребление.
А вот вопрос, который навеяла эта статья. Как отдельные ячейки морфящика (эти самые ниши) обмениваются идеями. Ведь не секрет, что удачные наработки при создании гоночных автомобилей рано или поздно внедряются в "бытовые" модели. Это может стать новым направлением исследований.
С ув.А.Гасанов.

Re: Сегментация S- кривых

Гасанов wrote:
1. Вроде бы уже сегодня понятно, что строить ЭС-образную кривую по одному параметру чаще всего не продуктивно.
2. Если так,то каждый раз нужен некоторый комплексный параметр. Как его строить и есть один из вопросов методологии.

Александр Искандерович, а мы с удовольствием строим ряд кривых по разным параметрам. и это оказывается довольно информативно.
Вот насчет комплексного параметра, который надо сначала найти в результате серьезного исследования - это вопрос - проект успеет завершиться, пока он будет найден. Так может быть не цепляться за него?
Но, конечно, в рассуждении высокой науки, было бы хорошо найти принципы построения таких комплексных параметров. Это верно. А пока-то как нам быть, практикам?

Re: Сегментация S- кривых

Александр Владимирович!
Вам практикам в каждый момент времени "Как умеете". Это разные аспекты методологии: эффективность и скорость. Раз они входят в противоречие, то надо искать прием, его преодолевающий. Вроде так было всегда в ТРИЗ.
Удач. А.Гасанов.

Re: Сегментация S- кривых

Мне как раз интересно стало, кто и как определил, что работать по локальным критериям не эффективно, а по универсальным эффективно? Например, в чем измерялась эффективность? Во времени? но если сложить время на разработку и проверку адекватности универсального критерия + построение кривой, со временем построения ряда кривых для локальных критериев, то выигрыша нет, наоборот, это значительно более трудоемкий процесс. Тогда в чем выигрыш? И где такие исследования проводились? Посмотреть бы на то, как получен результат.
Кстати, работа по локальным критериям дает замечательную возможность определить, какой из параметров требует улучшения. В интегральном критерии этой возможности нет, там все частные моменты скрыты за общей цифрой, анализировать почти нечего.
Будет интересно обсудить этот вопрос, если Вы не против.

Re: Сегментация S- кривых

Изображение пользователя akyn.

Уважаемые коллеги!

Действительно, как было доложено на прошлом саммите S-образная форма зависимостей для отдельно взятых параметров это скорее редкость, чем правило.
Выбор критерия, который коррелирует с идеальностью достаточно не прост. Так, этому была посвящена статья Саломатова: www.matriz.ru/file.php/id/f3534/ideal-opredel.doc. Мы, в свою очередь, рекомендовали использовать, как минимум, противоположные параметры. Кстати, в работе еще одна статья в справочник, где удалось описать развитие почти всех видов ствольной и реактивной артиллерии с точки зрения транспортного критерия, т.е. кг*км/мин.
Была очень подробная статья о выборе комплексного критерия Marchetti, C. / The Evolution of the Energy Systems and the Aircraft Industry / Chemical Economy and Engineering Review , 1980, May:7—13, но у меня есть только ее печатная копия.

С уважением, Ваш АКын

Re: Сегментация S- кривых

По-моему, здОрово! С фактами и цифрами, а главное - с головой :).

И, замечу, в полном соответствии с тем, что я написал здесь: я назвал это "сценарием пережидания", в данном случае - на восьмых микрофазах. Система ждет надсистемного запроса - и живет до тех пор, пока такой запрос не поступит.

В случае систем-гигантов такой запрос по совершенно понятной причине поступает быстро: гигантизм всегда ведет к издержкам, и как только меньшие по величине системы могут заменить гигантов, это тут же и происходит. Сами по себе гиганты никому ведь не нужны: на них никакой инфраструктуры не напасешься, да и безопасность часто та еще...

Кстати, у Любомирского и Литвина, помнится, есть пример про сверлильный станок и электродркль: они показывают, что "для дома, для семьи" ручная дрель оказывается объективно более идеальной (по соотношению "ТРЕБУЕМЫЙ функционал / факторы расплаты"), чем большой станок. Так что никакого снижения идеальности вроде бы и нет.

Спасибо за статью.

Subscribe to Comments for "Сегментация S- кривых"