Физические основания становления разумности человека на Земле

Предисловие для сайта «Методолог»
 
Различные дискуссии, в том числе на «Методологе» постоянно убеждали меня в том, что если не найдены фундаментальные причины проблемы – все попытки найти решение обречены на неуспех.

Всегда казалось верным правило, сформулированное незабвенным Козьмой Прутковым: «Отыщи всему начало – и ты многое поймешь». Это правило заставляло искать основания – те, что порождают не одну проблему, а множество проблем все более и более сложных.

Путь к основаниям известен. Его указывает системный оператор: двигайся к истокам, смотри в надсистему и в подсистему.
Но есть еще одно правило, заставляющее ограничивать поиск: не привлекай лишних сущностей, ищи одну причину, а не множество.
Следуя этим правилам, кажется удалось понять механизм становления разумности человека и причины, ведущие к его разрушению.
Стало понятно, что базисом выживания человека, семьи, организации, народа на Земле являются «верные решения», те, что находились либо методом проб и ошибок, либо с помощью интуиции. Но в современных условиях уже нельзя надеяться на верные решения.
Человечеству нужны «разумные решения». Что это такое – ещё предстоит понять. А как временную меру можно использовать правильные решения – получаемые по определенным правилам и отвечающие определенным нормам.
Единственной технологией получения таких решений является ТРИЗ. В мире не существует другой технологии, задающей процесс получения решения по правилам и нормы оценки правильности решения.
И поскольку решения на всех уровнях должны быть все более правильными необходимо продвижение ТРИЗ на эти уровни. А для этого необходимо правильно позиционировать ТРИЗ в сознании обычного человека, руководителя, политика, предпринимателя, педагога и так далее.
От того, насколько верным будет понимание главной функции ТРИЗ в жизни человечества, зависит его будущее.
 
Валерий Гальетов
 
 
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
РАЗУМНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ
 
доклад на конференции «Człoviek i ego decyzje»
(Человек и его решения, Люблин, ноябрь 2009 года)Валерий Павлович Гальетов, Россия
 
 
 
…полная чудес и противоречий фаза прогресса, принеся человеку множество
щедрых подарков, в то же время глубоко изменила нашу маленькую человеческую
вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи
 и грозит ему неслыханными бедами.
 
А. Печчеи. Человеческиекачества
 
 
Введение
         
В ХХ веке был выявлен сложный комплекс проблем, возникших перед человечеством. Впервые была осознана угроза уничтожения человечества, вследствие его неразумных действий.
В докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В 80‑е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. С середины 1970-х годов широко используется понятие “развитие без разрушения” (development without destruction), а в дальнейшем получило распространение понятие “экоразвитие” (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т.е. развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду.
Главное предположение состоит в том, что для осуществления экоразвития необходим, прежде всего, рост разумности человечества, как способности вырабатывать разумные решения.
Цель данной работы - анализ механизма становления разумности человека и возможных причин его деградации.
Основные вопросы: как и благодаря чему, возникла разумность человека на Земле, гарантирующая выживание в совершенно неблагоприятных условиях, какую роль играет разумность, как отдельного человека, так и человечества в целом, каков механизм порождения глобальных проблем и как можно его преодолеть.
 
Условия существования человека на Земле
 
          Человечество существует в системе «Солнце – Земля – Космос». Об этой системе имеется более или менее целостное представление. Разобравшись с процессами в этой системе мы, быть может, научимся лучше понимать то, что происходит в других системах. 
          Рассмотрим энергетические процессы в системе Солнце – Земля. Самый фундаментальный процесс в системе - передача энергии. Солнце поставляетэнергию, а Земля ее принимает. В результате взаимодействия энергии Солнца и вещества Земли и условий на ее поверхности возникло явление, которое называют «жизнь». Жизнь это совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой, с Землей и зависимых от Солнца.
Введем понятие «Природа», включающее в себя Солнце, Землю и все живое на Земле.
 
Природа и ее функция
 
          Главную функцию Природы можно определить коротко - изменяться, изменять себя. Природа действует сама на себя, на свои подсистемы и их части, изменяя их. Можно сказать, что Природа обладает активностью. Активность есть проявленная энергия. При сокращении энергии от Солнца уменьшается активность всего живого на Земле.
Зададим вопрос: что сохраняется в изменяющейся Природе? Что сохраняется, когда все изменяется?
          Ответ находим только один: сохраняются законы, по крайней мере, в известной нам части Вселенной. Действие законов ограничивает изменения, не допускает произвола. Результатом действия законов является порядок изменений, порядок в Природе. Хаос есть, скорее всего, установление нового порядка, происходящее по определенным законам, переход от одного порядка к другому.
          Функция «сохранять» выполняется Природой через воспроизведение в ином варианте, то есть опять-таки через изменение. Сохранять что-либо материальное в неизменном виде Природа, по-видимому, не умеет.
 
Условия существования человека
 
          Человеку Природа выделила очень узкую нишу, где он может более или менее комфортно существовать.
          Температурная ниша. При температуре более 30 градусов человеку тяжело даже перемещаться, не говоря уже о том, чтобы работать. Другая граница температурного комфорта – +15 градусов Цельсия. Если температура ниже, то человеку необходима одежда. Таким образом, Природа ограничила активность человека, отвела для нее определенный диапазон температур.
          Существует также ниша атмосферного давления и другие. Также можно обнаружить комфортный диапазон давления атмосферы, влажности, парциального давления кислорода, азота и других газов. Существует оптимальный диапазон витаминов – веществ, без которых нормальная жизнь человека невозможна. Как известно избыток витаминов вреден также как и недостаток.
          Другое существенное ограничение – световой день, время, когда человек может использовать свою энергию. И если человек не умеет уложить решение своих жизненных задач в световой день – он может быть наказан Природой. А тот, кто уложился, кто сумел световой день, продуктивный период года использовать для накопления и сохранения благ – тот будет награжден Природой.
          Изменчивость Природы и ограниченность условий существования человека, ограниченность запаса энергии привели к необходимости выработки и принятия решений. Перед человеком ежедневно и многократно вставал вопрос: куда и как направить свою энергию, какие задачи и как решать для выживания.
         
Природа как школа для человека
 
Чтобы получать блага от Природы человеку в изменяющихся условиях надо было изменяться, то есть проявлять активность (двигаться, добывать огонь), следовательно - тратить полученную энергию. Появились различные формы активности человека: работа, труд, занятие, игра, жизнь, деятельность.
У человека с момента его появления существует выбор: изменять или сохранять, изменяться или сохраняться, то есть нужно вырабатывать и принимать решения. Природа поставила человека в условия, когда неверное решение влекло за собой потерю энергии, лишение благ и в пределе уничтожение человека. Верное решение вело к умножению благ, важных для человека.
Под «верным решением» мы будем понимать решение, соответствующее законам Природы, но найденное интуитивно либо методом проб и ошибок. Соответственно неверное решение – это решение не соответствующее или нарушающее законы Природы.
Изменяющаяся Природа изменяла человека, как бы учила его сохранять блага. В изменяющихся и часто неблагоприятных условиях у человека появилась задача – сохраняться: сохранять себя, свой род, свой народ. Тот, кто плохо изменялся или плохо сохранял – уничтожался Природой. Здесь «плохо» означает – не соблюдая законы Природы или недостаточно их соблюдая. Наука называет это - естественный отбор.
Для того, чтобы решения человека были «верными», чтобы затраты энергии и запасенных ресурсов были адекватными изменениям, возникла еще одна задача - понимать Природу, ее законы.
          Можно утверждать, что Земля была Школой для создания человека. Природа учила человека эффективно использовать дарованные ему возможности и блага Природы. Выпускником школы Природы стал человек разумный – homo sapience. Но для этого понадобилось много тысячелетий выработки решений методом проб и ошибок и их проверки на опыте многих поколений людей.
          Итогом постоянного и непрерывного тысячелетнего отбора в процессе обучения у Природы в России стало крестьянство - люди, способные успешно и стабильно выживать в любых условиях, сотрудничая с Природой. Крестьянство обеспечивало себя и поставляло в города не только продукты питания, но и людей, способных принимать верные решения, основанные на понимании законов Природы и общества. Как отмечал известный социолог И.В.Бестужев-Лада в одной из бесед, еще 100 лет назад крестьянство составляло более 80% населения России.
          Основу крестьянства составляли хозяева – люди, полностью ответственные за умножение благ, за выживание своего рода, люди, способные понимать Природу, ее законы и согласованно взаимодействовать между собой для выживания народа.
    
Появление Мира и отчуждение Человека от Природы
 
          Пока человечество жило в Природе, в непосредственном контакте с ней, она могла награждать и наказывать как отдельного человека, так и его род, действовала Школа Природы. Но рост способностей людей привел к появлению новой искусственной природы – Мира. Мир – это преобразованное пространство Природы, где законы Природы действуют в меньшей степени. Мир – пространство, все более и более изолированное от сил Природы. Мир – это одежда и жилище,   пространства, занятые под транспорт, охоту, полеводство, добычу полезных ископаемых и их хранение, под жилища людей.
В пространстве Мира начали действовать законы, устанавливаемые человеком и не всегда соответствующие законам Природы. В Мире человек постепенно перестает следовать Природе, перестает подчиняться ее законам. А значит, перестает быть природным существом. Появление и расширение Мира отчуждает человека от Природы.
          И поскольку Природа и человечество существуют на ограниченном пространстве Земли, то рост Мира приводит к сокращению пространства, занятого Природой. Качественный и количественный рост человечества приводит к уничтожению Природы. А отдаление и отделение от учителя - Природы приводит к разрушению механизма становления разумности человека.
          Крестьянский мир был частично отделен от Природы, но имел с ней неразрывную связь через производство благ, зависимое от Природы и разумности хозяев, от их способности принимать верные решения. Разрушение крестьянского мира, переселение в города приводит к разрушению связи с Природой.
 
Наука и образование как средства преодоления отчуждения
 
Росту разумности человечества в немалой степени способствовало развитие науки как подсистемы, имеющей функцию «выявлять законы Природы» для их использования. Но если первобытный «ученый» поставлял полезные знания всему племени, то по мере отдаления человечества от Природы, происходило отчуждение науки от практики. Дифференциация и специализация науки все дальше уводила от поиска решения насущных проблем производительной части общества и от понимания сути происходящего в Мире. И действительно, Мир становился все более сложным, и для его понимания уже недостаточно было знаний одной или нескольких наук. Возникла необходимость в системном подходе. Но системный подход используется в настоящее время недостаточно широко.
Передача полезного опыта в крестьянском мире происходила через естественное обучение. Как отмечал И.В.Бестужев-Лада, к 10-12 годам в крестьянской семье мальчик умел делать все, что делал отец, а девочка все, что делала мать. Обучение было естественно встроено в ежедневный труд. Учителями для ребенка выступали не только старшие братья и сестры, дядья и тетки, дед и бабка, но и сверстники на улице, и соседи по деревне – весь крестьянский мир.
По мере накопления знаний была создана новая подсистема передачи знаний или обучения: университет, школа, позднее детский сад. Но они развивались в Мире, где решения принимали люди, отчужденные от Природы, а, следовательно, не всегда способные принимать верные решения. И поскольку механизм награждения и наказания от Природы перестал действовать в полной мере, подсистема выявления и передачи знаний становилась все менее эффективной.
          А это привело к появлению поколений людей, имеющих высшее образование, но не подготовленных для выработки верных решений. 
 
Почему нужно быть эффективными
 
Как показывает история человечества, на Земле выживают те существа и те народы, кто сумел «приспособиться», или, говоря на языке экономики, сумел в процессе выживания гарантировать более высокие результаты на единицу затрат энергии и ресурсов. Выживали наиболее эффективные особи и поколения.
Под эффективностью будем понимать отношение получаемых результатов к затратам на их получение (энергии, ресурсов, финансов). Связь результатов и затрат можно отобразить формулой:
 
                                  результаты
Эффективность = --------------------
                                   затраты
 
          Проблема повышения собственной эффективности возникла по причине ограниченности энергии и ресурсов в земных условиях. Повышать эффективность необходимо потому, что неэффективные существа Природой уничтожаются.
          Для того, чтобы быть эффективным человеку нужно все лучше понимать Природу и себя, свои потребности и других людей. А эта задача требует постановки исследовательской работы как предельно эффективной, поскольку она связана с затратами, а непосредственная отдача от ее результатов бывает отдаленной по времени.
 
Эволюция механизма разумности
 
          Под разумностью мы будем понимать способность человека, группы общества вырабатывать верные решения, решения, соответствующие законам Природы.
          Но кроме разумности в обществе существуют такие явления как глупость, безрассудство, недомыслие, неразумие, скудоумие, слабоумие, тупость. Эти качества проявляются у отдельного человека через его решения и последующие действия, ведущие к потере благ, к потере энергии, уничтожению самого человека или других людей.
          Крестьянский мир выработал свои механизмы преодоления глупости отдельных людей. Самым действенным был механизм соблюдения традиций и норм, унаследованных от прошлых поколений. Следование традициям помогало выживанию и отдельной семьи, и целого рода и народа. Люди глупые, нарушавшие традиции подвергались гонениям, а при сопротивлении и уничтожались.
          Но по мере отчуждения, переселения в города, старые традиции переставали действовать, а новые, складывавшиеся при отсутствии наград и наказаний Природы, мало помогали росту эффективности людей. И в городах продолжалось отчуждение человека от человека. А отчужденные друг от друга люди уже не могли вырабатывать согласованные и верные решения.
          В обществе все чаще стали возникать негативные социальные явления, причина которых состоит в том, что неверное решение одного человека или группы людей неблагоприятно действует на большие группы населения или весь народ. Эти явления требуют особого исследования. Они, подобно эпидемии, обладают способностью заражать других людей и тем самым распространяются чрезвычайно быстро.
Если неверные решения одного человека наносили вред прежде всего ему самому и его близким, то в масштабах общества они наносят вред целому народу и в перспективе всему человечеству.
          Драматизм состоит в том, что если прежде неверные решения одного человека затрагивали лишь небольшую часть жителей и они могли бороться с ними, то борьба с принятием неверных решений в масштабах общества требует объединения больших масс людей в масштабах страны и для ее преодоления нужны немалые затраты времени, сил, средств.
 
Поиски путей выработки решений в менеджменте
 
В XX веке большой вклад в понимание природы и особенностей процессов принятия решений в организациях внесли ведущие специалисты в области менеджмента, экономики, социологии, психологии и других научных направлений, повлиявшие на становление современной теории принятия решений. Их работы позволили сформировать представления о том, как происходит принятие управленческих решений и что надо сделать, чтобы наилучшим образом организовать этот сложный процесс
Среди них можно выделить таких представителей западной школы менеджмента, как Герберт Саймон, Джеймс Марч, Чарльз Линдблом, Виктор Врум, Мишель Круазье [3,4], которые в течение долгого времени целенаправленно исследовали процессы принятия решений в организациях и разработали много оригинальных моделей, оказавших значительное влияние на развитие менеджмента и ставших впоследствии «азбукой» теории управления. Хотя эти модели не бесспорны, считается, что их изучение полезно и даже необходимо для профессионального становления менеджера.
Значительный теоретический вклад в науку управления внес Г.Саймон. В 1978 году ему была присуждена Нобелевская премия по экономике. Г.Саймон подверг резкой критике классическую модель «экономического человека», который в любых ситуациях принимает оптимальные решения. Он обнаружил, что эта модель крайне далека от реальности, поскольку на самом деле человеческая рациональность ограничена и в поведении людей очень много иррационального. Эти выводы привели Г. Саймона к разработке концепции ограниченной рациональности, в рамках которой рассматривается так называемый «административный человек», принимающий решения на основе упрощенных представлений о реальности. Исследуя технику принятия управленческих решений, Г. Саймон ввел понятия запрограммированных и незапрограммированных решений и пришел к выводу, что для повышения своей эффективности организации должны стремиться запрограммировать как можно больше решений.
Джеймс Марч выделил четыре особенности принятия решений в организациях: квазиразрешение конфликтов, избегание неопределенности, проблемный поиск, организационное обучение. Изучение этих особенностей привело Дж. Марча к разработке модели «мусорной корзины», которая описывает процесс принятия решений в организациях как хаотичное и беспорядочное взаимодействие разнообразных «элементов» (проблем, решений, участников, альтернатив), которые могут появляться и исчезать случайным образом и независимо друг от друга.
Чарльз Линдблом описал два подхода к принятию управленческих решений — синоптический и стратегию локальных приращений. В рамках синоптического подхода менеджеры стремятся к «рациональному дедуктивному идеалу», используя для принятия решений принцип «цель определяет средства». Стратегия локальных приращений, или способ последовательных ограниченных сравнений, характеризуется тем, что управленческие решения принимаются с целью небольших последовательных изменений, которые вносятся маленькими приращениями. Ч. Линдблом подчеркивал такие характеристики этой стратегии, как ограниченность, ориентация на средства, реконструктивизм, серийность, практичность и фрагментарность.
Виктор Врум детально исследовал процессы принятия управленческих решений и различные варианты участия в них подчиненных. На основе этих исследований он сформулировал возможные стили принятия решений руководителем, обозначаемые как автократический, консультативный и групповой. Эффективность каждого из этих стилей зависит от конкретной ситуации и оценивается с учетом таких факторов, как качество решения, одобрение решения подчиненными и готовность его исполнять, а также время, требуемое на принятие решения. На основе этих выводов В. Врум предложил нормативную модель принятия решений, которая предписывает руководителю выбор определенного стиля в зависимости от сложившейся ситуации.
Изучая процессы принятия решений и организационного поведения, Мишель Круазье разработал конфликтно-игровую концепцию организации. Согласно этой концепции любая организация представляет собой так называемый ансамбль игр. Под игрой здесь понимается особый тип отношений, который складывается между участниками с целью достижения наиболее выгодного положения внутри организации. Под этим понимается стремление игроков сохранить свободу собственных действий и решений. Причем сила игроков и, следовательно, их шансы одержать победу в подобной игре зависят от того, насколько они контролируют основные источники неопределенности внутри организации. Контроль неопределенности позволяет игрокам сохранять свободу в принятии решений и поддерживать баланс власти в организации. Регламентация неопределенности устраняет силу тех, кто ее контролирует.
На основе анализа работ классиков менеджмента можно сделать вывод о том, что в современном мире организаций отсутствует даже представление о том, что возможна выработка не просто рациональных, но разумных решений, основанных на законах Природы. А это приводит к возникновению и расширению не только организационных, но и глобальных проблем.
 
Причины глобальных проблем
 
          Причина глобальных проблем человечества видится в том, что процесс становления разумности в обществе, отчужденном от Природы, идет недостаточно быстро, все быстрее развиваются механизмы, ведущие к деградации разумности и умножению количества неверных решений.
Вторая причина в том, что не действует или слабо действует механизм осознания происходящего в обществе, в городе, в государстве, на Земле в целом. А если отдельные люди или группы людей все же осознают происходящее и пытаются донести свои предложения, то нет эффективного социального механизма реализации таких решений.
 
Пути преодоления глобальных проблем
 
           Для решения всего комплекса проблем человечества на Земле необходимо восстановление механизма выработки и принятия верных решений. Но в связи с обострением глобальной ситуации нужны механизмы выработки не просто верных, но правильных решений. Под «правильными» мы понимаем решения, вырабатываемые по определенным правилам и соответствующие определенным нормам, основанным на законах Природы. Процесс выработки и принятия решений, основанный на определенных правилах, можно постоянно совершенствовать, доводя его до необходимой степени эффективности. А найденные решения должны проверяться на соответствие законам Природы и общества.
          Работа по поиску технологии выработки правильных решений была начата в 1946 году советским инженером Г.С.Альтшуллером, поставившим задачу создания «науки изобретать» и создавшим технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ). В современном виде ТРИЗ представляет собой набор средств, гарантирующих выработку правильных решений, то есть решений экономичных – соответствующих законам ведения хозяйства, экологичных – соответствующих законам взаимодействия с Природой, этичных – решений, соответствующих законам взаимодействия людей.         
В конце ХХ века академиком Т.Ф.Акбашевым был выработан и апробирован социальный механизм коллективной выработки и принятия решений. Он прошел апробацию в социально-педагогическом движении «Образование ради Жизни на Земле». Ближайшая задача в настоящее время состоит в том, чтобы расширить область применения найденных механизмов выработки правильных решений.
 
 
The problem of sustainable development is discussed long ago. But essential global changes did not appear. The question appears - in what the reason?
We assume that the most important reason of the global problems is destruction of the reproduction rationality mechanism. Rationality is founded on the "right decisions". Exactly the "right decisions" have permitted existence a mankind in the Nature.
The people interacted with Nature and were learned to understanding of its laws. Right decisions were rewarded by the Nature and helped the survival of the people. The wrong decisions brought about waste of time, energy; it leads to disease and ruins of the people. As a result on the Earth survived not only strong, but also more and more reasonable and efficient people.
But urbanization process estranged people from the Nature. The mechanism "rewards and punishments by the Nature" ceased to act. A subsystems "science" and "education" were designed for reproducing the new generations capable to act in consent with laws of the Nature. But estranging from the Nature done these subsystems little suitable in urbanization process. The new generations of the people get more and more knowledge, but less understands the Nature at all.
The problem of the sustainable development in our opinion can be solved by the system production "right decisions". Correct decisions must be developed on the strict rules and satisfy laws of the Nature. The first step to the system production right decisions was TRIZ. TRIZ - intellectual technology is founded on laws, which give rules for production of the decisions. "TRIZ" - is an Russian acronym for "Theory of Inventive Problem Solving". G.S. Altshuller and his colleagues have developed TRIZ between 1946 and 1985. TRIZ is founded on study of the best decisions of the mankind, rather then on spontaneous and intuitive creativity of the individuals or groups. More, than three million patents were analyzed to find the laws of the correct decisions. 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Урсул А.Д., Романович А.Л. На пути к устойчивому будущему. “Устойчивое развитие. Наука и Практика”, №1/2002.
2. Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век. - Социологические исследования, №4, 2007
3.Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Исследователи об организациях: Хрестоматия М-ЛИНК IQQ9
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992
5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Петрозаводск, Скандинавия, 2004.
6. Акбашев Т.Ф. Национальные проекты как первый шаг системных преобразований. - http://www.akbashev.ru/articles3.htm
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Физические основания ...

Изображение пользователя GIP.

Гальетов В.П. wrote:

Предисловие для сайта «Методолог»

Человечеству нужны «разумные решения».
Что это такое – ещё предстоит понять. А как временную меру можно использовать правильные решения – получаемые по определенным правилам и отвечающие определенным нормам.

На мой взгляд, нужны не разумные решения, а мудрые.

Их понять очень просто, ибо принимается во внимание лишь одно:
какова цена решений для среды обитания людей и их самих во все время после внедрения этих решений

ДВОЕНИЕ --

путь к единению

Re: Физические основания ...

как закручено! как закручено.

мир устроен не сложно, а мудро.
где те законы "природы", которым следует придерживаться ?
и в чем заключается тот самый "закон природы" согласно которому разумные существа загоняют сами себя в угол самоуничтожения ?

Subscribe to Comments for "Физические основания становления разумности человека на Земле"