Ресурсы

Редакция «Методолога» поздравляет Волюслава Владимировича Митрофанова с днем рождения. Желаем новорожденному здоровья, душевного спокойствия и очень ждем новых текстов и новых встреч с  замечательными «Размышлениями».

Редакция

 

 

Позитивное мышления является тем связным звеном, которое позволяет объединить и использовать все остальные внутренние ресурсы человека.
... Станьте сами для себя самым ценным вложением, получайте доход в виде процентов от своих способностей и внутренних качеств. В случае кризиса, ни один банк не предоставит вам таких гарантий защищенности, какие вы можете создать сами, если ваши внутренние ресурсы обладают реальным весом.  Не прячься за цену своего автомобиля, своей квартиры, своего стиля жизни. Сколько ты стоишь сам по себе?
Д. Балезин (http://www.yourfreedom.ru/?p=174 )
 
 
Я хочу сразу сказать, что- то, о чем я пишу - это мои размышления, это мои представления. Как - то так получилось, что мысль о том, что человек, люди, народ, также представляют собой ресурс, в частности для изобретателя пришла ко мне неожиданно. Я начал вспоминать кто говорил о ресурсах человека, и не вспомнил. Стал вспоминать, что могло меня подвигнуть к этой проблеме и предположил, что причин много- это и последние известия из Интернета, и возможно чтение Рэя Бредбери –«451гр. по Фаренгейту», которую я когда -то не дочитал, а сейчас начал читать снова. Дело в том, что каждый человек представляет ресурс для других людей, и в то же время, эти люди – ресурс для этого человека.
Так, например, у меня появилась мысль написать про ресурсы. Раньше я бы обязательно поговорил об этом, с кем ни будь, и узнал его мнение по этому вопросу. Сейчас я практически так не делаю. Окружающие ресурсы, по такому поводу, почти не использую, чаще смотрю в таком глубоком источнике как Интернет.
Когда проводится совещание, ведущий может сам вещать, а может использовать ресурсы приглашенных , но для этого надо как - то их заинтересовать. А для этого во-первых, ведущий должен быть сам заинтересован в том, чтобы все участники были творческими людьми, и он должен их не только озадачить, но и дать им почувствовать, что их участие важно и от них ждут дельных предложении. Люди помнят - если ты предложил, то тебе и поручают это делать. Поэтому некоторые и не предлагают ничего - зачем лишняя работа. От ведущего сбора, зависит - как не допустить, чтобы такой ресурс не сработал.
Что такое мозговой штурм как не использование группового ресурса. Но его тоже надо готовить. Я неоднократно проводил МШ в цехах производства, причем старался сделать так, чтобы ни мастеров, ни начальника цеха на них не было. Если на совещании с ИТР важно, чтобы руководство знало о своих творческих сотрудниках, то при работе с рабочими по-другому. Они не хотели, чтобы начальство знало о том, что они говорили. И, конечно, очень важно подготовить работников и задавать им вопросы, например, по схеме Исикава. В обоих МШ следует обязательно вести протокол в котором должны быть приведены все рассмотренные вопросы и приведены предложения и сроки их проверки и реализации.
Мое впечатление, что мы не достаточно используем ресурсы людей. Как сделать так, чтобы участники сбора благожелательно отнеслись к ведущему и желали бы высказаться и дать предложения, которые были бы полезными делу? Это зависит от ведущего, его цели, его умения вести беседу, его уверенности, его логики, его юмора и т.д. Мне представляется, что если бы учителя в школе и других учебных заведениях использовали ресурс учеников, то для учеников это было бы незабываемо.
Как - то мне довелось быть в школе, и мне предложили посидеть на уроке в первом классе. Я был потрясен и запомнил этот урок на всю жизнь. Что меня удивило? Безграничная любовь ребятишек к учительнице и ее любовь к ним. В ответ на ее вопросы все дети поднимали руки, желая отвечать. Они так тянули руки, что практически все стояли за партами. Те, кому не дали ответить, садились на место с обиженным видом. Но ни один не остался обиженным – всем дали возможность ответить! Учительница обращалась к детям ласково, приглашая детей слушать и смотреть на ее поднятую ладошку, как на солнечный зайчик. Учительница знала ТРИЗ и применяла некоторые термины из нее. Например, рассказывая о часах, она обращала внимание детей на то, что часы сами показывают время и т.д.
Я потом встречался неоднократно с этой учительницей. Ее класс уже окончил школу, и они все успешно учились.
Как – то А.Селюцкий привез в Москву из Петрозаводска десятиклассников, которые изучали ТРИЗ начиная с первого класса. Александр Борисович привел их к А.Кудрявцеву и попросил провести с ними несколько занятий. Я потом слышал, какое впечатление на них произвели эти занятия. Конечно, их встретили радушно, но одновременно и слегка жестковато, то есть без сюсюкания. Им предложили сформулировать, что плохого было в том, как протекало их путешествие в Москву. А ехали они в плацкартном вагоне, так что минусов нашлось много – и побегать негде, и шум от посторонних велик, и самим пошуметь не дают, и чай разливается, пока его несешь… После этого каждому предложили решить по одной из поставленных задач. Они, как люди знающие ТРИЗ тут же вытащили из сумок тексты алгоритмов, стандартов и начали решать. Появились проекты вагона – спортзала, были нарисованы и удобные купе с абсолютной шумоизоляцией. Но оказалось, что все решения надо будет внедрить по дороге обратно, которая будет через несколько дней. Ребята даже сначала вроде и опешили, но потом, используя свои знания ТРИЗ, увидели задачи совсем в другом ракурсе и начали их решать. И для обратной дороги был подготовлен инвентарь для футбола, в который можно играть сидя на соседних полках, приспособление для того, чтобы чай не проливался при переноске, придуман и сделан компактный тренажер для тех, кто занимался культуризмом. Все это – использование ресурсов и лежащих в окружении, и в первую очередь своих.
Я один раз был на подобных занятиях у Александра Кудрявцева, правда слушатели там были взрослые и они платили за свое обучение. Но и само обучение было богатое! Александр полностью использовал ресурсы слушателей - они – слушатели вдруг сами увидели свои возможности. Они не только решали задачи, но и своими руками собирали оригинальные и неожиданные букеты цветов, думали где и как организовать их продажу, составляли и пробовали коктейли и т.д. Ежедневно выходила стенгазета, в которой были фотографии слушателей и можно было увидеть как они думают, удивляются, веселятся и т.д. Они вдруг увидели себя и поняли, что обладают громадными неиспользованными ресурсами и поверили и в себя и в методы, которые им показали. Мне представляется, что именно такую цель и преследовало это обучение - познай и поверь в свои ресурсы!
Очевидно, очень важно знать ресурсы человека, которого назначают на любую работу. Иногда назначение является дополнительным источником вскрытия ресурсов. Несомненно также, что у каждого преподавателя ТРИЗ свой подход к обучению, но главное - каждый преподаватель должен любить своих слушателей, а уж потом их обучать!
Я, когда приходил на первое занятие, всегда призывал своих слушателей ни в коем случае не бросать учебу - время все равно пройдет, и ничего не приобретете, а окончив наш курс,  будете знать свои ресурсы и поверите в свои творческие возможности!
Необходимо знать не только собственные ресурсы-возможности интеллектуальные и физические, но и ресурсы сотрудников и слушателей. Недавно вышла книга о Петербургской школе Мая, которая была открыта в середине 19 века. Ее окончило много юношей, которые впоследствии стали широко известными людьми. Ее девиз – люби учеников, а потом учи!
Я кончил писать и вдруг пришел сигнал по скайпу - вызывают А.Зусман и Б.Злотин . Они поздравили меня и сообщили, что они звонят из Индии, где проводят занятия по ТРИЗ. А я все равно удивляюсь - у нас – 25, а у них + 35 градусов, на экране видно что обгорели на солнышке! И, конечно, расстояния. Где Питер, а где Индия, а мы общались нос в нос, я видел их на экране, только что рукой не трогал - это же чистейшая фантастика!
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Ресурсы"