Что делать, чтобы признали

«Бог шел путем простых решений,

и, как мы что ни назови,

все виды наших отношений

- лишь разновидности любви».

Игорь Губерман

(конечно, и ее противоположности. В.М.) .

Каждый, кто занимается творчеством знает, что после того как, что то сделаешь новое, оказывается трудно доказать окружающим, свою правоту. Я много раз сталкивался с такой ситуацией и обычно говорил себе – сам и виноват, не так объяснил, не смог представить и т.д. Потом, анализируя ситуацию, я узнавал, что кому - то это было не выгодно, кто - то удивлялся, почему я, а не он и т.д. Сейчас, когда голова не занята рабочими мыслями, вдруг не с того ни с сего в памяти всплывают воспоминания о моем уходе с одной работы, с другой работы, как писались статьи и т.д. И начинаешь понимать, что было не все так просто - были скрытые причины, недоброжелатели и т.д.

Буквально на днях, после того как было сообщение о создании искусственной ДНК, которая заработала в клетке, я наткнулся в ИНТЕРНЕТЕ на интересную статью против дарвинизма и о многом таком, о чем не знал, но меня поразили слова Ламарка, которыми эта статья заканчивалась. Как говорил Жан Батист Ламарк: «Как бы велики ни были трудности, сопряжённые с открытием новых истин при изучении природы, ещё большие трудности стоят на пути их признания». Я думаю, это относится не только к новым истинам при изучении природы, но и к другим областям деятельности людей.

Вдумайтесь еще раз, что сказал Ламарк – трудно открыть, но еще труднее сделать , чтобы ее признали! Но конечно не всегда так! «Пионер геномики - Крейг Вентер создал "искусственную жизнь" - живую клетку с синтезированным геномом, сообщают СМИ». По - моему, все, даже папа Римский признали, но не все согласились, что надо это делать. Но ведь науку остановить нельзя, даже если ее не финансировать. Пример создания «искусственнуой жизни» показывает, что эту истину приняли. Почему? Мне представляется, что общество давно готово и ожидало это открытие – многим интересно, как из не живого возникает, живое. Несомненно, эта работа не закончена. Несомненно, можно обдумать и наметить ряд противоположных экспериментов, в том числе как происходит деление клетки с ручной ДНК, как влияет окружающая среда на начало деления и т.д.

А теперь посмотрим на работу Г.Альтшуллера, которую кратко можно назвать – каждый человек может и должен быть изобретателем! Независимо от образования - и рабочий, и инженер, и ученый! Посмотрите, сколько появилось отзывов на работу Певзнера «Почему ТРИЗ не получил большого успеха»? Ну, во - первых, по определению Ламарка - так и должно быть. Во-вторых, многие из нас простых людей верили, что нашему социалистическому государству такие люди не просто нужны, но и необходимы. Мы видели, что слова расходятся с делами, но продолжали верить, что кто - то не понимает и поэтому не помогает. На самом деле руководству страны до творчества не было дела, а иногда оно – творчество может даже вредить. Но можно встать и на точку зрения, что мы САМИ виноваты, что ТРИЗ не признана, и не преподается в школе, институте, университете.

Несомненно, есть и скрытые причины, о которых мы не говорим. Давайте посмотрим, например, на работу Крейга Вентера. Он имеет группу, которая с ним работает, и трудно представить, что он сам собирал ДНК. Они все трудились в поте лица и знали, что они делают великое открытие. Первый враг изобретателя – он сам. Г.Альтшуллер создал лабораторию, но не смог по разным причинам заинтересовать, заставить всех сотрудников работать на общую идею. Кроме того - это была общественная лаборатория. А ведь Вентер трудился, имея прекрасную оплату труда. Очень много зависит от сотрудников и их самомнения о себе. Если почти каждый сотрудник хочет работать самостоятельно и делать то, что он хочет –то, конечно, добиться признания трудно.

Я знаю несколько тризовских фирм, которые и разбогатели уже при капитализме, но удержаться на плаву не смогли. Правда есть как минимум одна фирма, которая достигла многого, но ведь ей нельзя разглашать коммерческие тайны, а результаты у них блестящие.

Автор ТРИЗ провел громадную работу по пропаганде этого инструмента. Он изъездил всю страну и был определенный успех, но он оказался кратковременным. На примере южной Кореи мы видим, что если есть заинтересованность у хозяина фирмы, то дело идет. Но как только хозяин уходит, приходят другие люди и все усилия пропадают. А бывает и так, что хозяин понимает для чего ТРИЗ, и дает возможность работать, но громкого открытия, которое сделано с помощью ТРИЗ не получилось.

Другой пример. Один школьный класс изучал ТРИЗ все десять лет учебы, и результаты обязаны быть, но чем дело кончилось, страна не знает. Мы не умеем или не хотим найти пути для показа успехов применения ТРИЗ. Я знаю, и об этом писал, как Марат Гафитулин работал на заводе - провел несколько циклов обучения и получил блистательные результаты - я у него выпытал показать мне документы о результатах работы. А что дальше? Пришел новый директор, и занятия прекратились. А отличные результаты легли в домашний архив.

Конечно, я многого не знаю, но и то, что знаю, позволяет мне сделать выводы о том, что надо было бы сделать:

1. Собрать весь материал об успешном применении ТРИЗ в школах, на заводах и фирмах. Он должен быть таким, чтобы он читался с интересом, но кратким и с реальными предложениями.

2. Издать этот материал и передать его в правительство, в думу, губернаторам.

3. Убедить руководство страны создать лабораторию по совершенствованию и внедрению ТРИЗ на частных и госпредприятиях.

4. Необходимо составить учебник и софт по ТРИЗ, и продавать их в магазинах «Не по карману».

5. Необходимо создать шоу – ТРИЗ. Некоторые тренеры по теннису считают, что корт – это сцена, а теннисисты – это артисты, Почему нам не посчитать, что тризовцы, артисты, которые ведут программу по нахождению задач и их решений.

Естественно я понимаю, что эти предложения –воздушный замок, но все же…. Конечно, можно оставить все как есть и ждать, что будет дальше. Тогда и не стоит задавать вопросы, почему ТРИЗ не имеет успеха! Как мысль Ламарка мы можем применить для принятия обществом ТРИЗ? Не рассчитывая на легкое признание, а зная, что оно будет очень тяжелым следует использовать все доступные Вам методы воздействия - психологический, графический, исторический, художественный и т.д.

Хочу привести пример из собственной практики. Через год, после прихода на работу в СКТБ «Светлана» я вопреки своему желанию, был назначен главным конструктором полупроводникового высокочастотного и мощного германиевого транзистора. Сотрудников, которые за меня болели, было немного. По правилам через некоторое время я должен был защищать эскизный проект, и мне пришлось попыхтеть, чтобы были прекрасные графики, фотографии и т.д. Я был молодой и подготовился так, что сам был доволен. Защита, проходила в присутствии сотрудников лампового ОКБ. Мы же шли на смену радиоламп, и они понимали, что скоро им придется со своими изделиями прощаться, но не думали, что так скоро как оказалось на самом деле. Когда я сделал доклад и ответил на вопросы и поблагодарил присутствующих, ведущий защиту главный конструктор особо подчеркнул, что он услышал настоящую защиту кандидатской диссертации. Я такую похвалу запомнил на всю жизнь. Но я действительно очень старался, чтобы донести смысл разработки.

И вот наступила пятница, для меня это «день политинформации». Ко мне по пятницам заезжает мой хороший собеседник и мы беседуем. В этот раз я его спросил - куда он едет в отпуск? На Борнео - ответил он. Как же ты дошел до жизни такой? - спросил я. И вот, что он рассказал. После службы на флоте он поступил работать на фирму, в которой дела шли прекрасно. Он занимался айкидо и ТРИЗ. Через какое-то время он понял, что у фирмы нет будущего. Он пошел поговорить с хозяином и попытался ему объяснить, что его не устраивает только проблема будущего. Разговор не получился и он уволился. Каждый человек – специалист хотя бы в одной профессии. И он ее знает очень хорошо и видит все достоинства и недостатки, и кроме этого знает, или думает, что знает, что надо потребителю. Я вспомнил, что и Ю.Даниловский был в такой же ситуации, и он создал успешную фирму, производящую новые товары. Мой гость тоже понял, что нужно потребителю и решил создать фирму. Я спросил - А где ты взял деньги? И тут я понял, что не каждый тризовец настолько смел и верит в себя, что сможет решиться на такой шаг. Мой собеседник смог и ему друзья дали в долг, по тем временам крупную сумму, которую он давно уже выплатил. Он применяет ТРИЗ в своей работе и ратует за нее. Но он считает, что тот, кто хочет, что бы ТРИЗ работала, должен создать свою фирму и выпускать продукцию и участвовать в управлении фирмой, в конкурентной борьбе и т.д. Мне было интересно услышать, как он управляет фирмой. Сейчас он фирму разделил на две, но обе выполняют одну главную функцию. Мне представляется, что занятия почти 20 лет айкидо позволило ему выработать целый ряд свойств характера, которые полезны и тризовцам и предпринимателю – это и смелость в мыслях, и в принятии решении и их исполнении, доведение начатого дела до успешного окончания, если можешь помочь - помоги и т.д. Может эта привычка с флота, а может, не разучился, и помнит что не все богатые, но очень хочет, чтобы ТРИЗ помогла тем, кто хочет вырваться из нищеты.

Теперь обратимся ко второй противоположности мысли о признании. Нам представляется, что мы живем в такое время, когда даже ученые могут обмануть как своих коллег, так и общество. Но и в прежне времена такие случаи, были. Когда узнаешь о новом открытии, то закрадывается мысль –это правда? Недавно сознался в своем подлоге южнокорейский ученый. Поэтому открытие Крейга Вентера тоже вызывает у некоторых людей осторожное восприятие. Ну, будем надеяться что это открытие правда!

И последнее. Слушая по программе «Культура» выступление академиков я вдруг обнаружил, что одни лекции я слушаю с интересом, боясь пропустить хоть одно слово, за другие – без интереса. Совершенно случайно я узнаю, что недалеко от меня проживает женщина, которая посвятила последние годы жизни обучению риторики детей и желающих взрослых. Тот, кто слышал их выступление, был приятно удивлен. «Понятие риторика означает науку об ораторском искусстве, возникшую еще в античные времена в школах софистов. В этих школах обучали красноречию, построению выразительной, как письменной, так и устной речи». Так вот академики выступали как обычные люди.

Интересно, что я хорошо вижу чужие, нежелательные эффекты, но как - то не вижу свои. Когда я начал преподавать технологию полупроводников в Радиополитехникуме, то внутренне гордился собой - мне представлялось, что я выступаю хорошо. Поэтому, когда я стал преподавать в школе молодого изобретателя, у меня не было сомнения в своем ораторском искусстве. Однако, в действительности это не так. Ораторское искусство – это все время удаляющийся горизонт, оно может совершенствоваться всю жизнь. Ну, естественно, «если все идет хорошо, очевидно, ты что-то недосмотрел».

И вот если бы на занятиях по ТРИЗ был бы хотя бы небольшой курс «РИТОРИКИ», то это помогло бы нам не только представлять и защищать ТРИЗ, но и достойно ее преподносить людям.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Что делать, чтобы признали

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Ну докажите и решите с помощью АРИЗ-85В следующее
- надо снизить ударный шум шагов по полу для этого надо покрыть пол резиной или силомером
- покрытие пола резиной ухудшает теплопроводность так как это корейская система обогрева дома когда греется пол - называется Ондоль
Сразу же на шаге алгоритма "Усилить то противоречие, которое способствует основному производственному процессу" получите тупик
Кто способен решить? И без всякой риторики будет лучшая реклама ТРИЗ

Re: Что делать, чтобы признали

Андрей Трошин wrote:
Ну докажите и решите с помощью АРИЗ-85В следующее
- надо снизить ударный шум шагов по полу для этого надо покрыть пол резиной или силомером
- покрытие пола резиной ухудшает теплопроводность так как это корейская система обогрева дома когда греется пол - называется Ондоль
Сразу же на шаге алгоритма "Усилить то противоречие, которое способствует основному производственному процессу" получите тупик
Кто способен решить? И без всякой риторики будет лучшая реклама ТРИЗ

А нельзя ли более четко сформулировать задачу? Зачем надо покрывать пол именно резиной? Зачем ему нужна теплопроводность? Нельзя ли сделать покрытие пористым или дырявым, чтобы эту теплопроводность увеличить? (Это даже не АРИЗ - всего лишь приемы...) Пока что мне, например, даже непонятно, как здесь ТП сформулировать и что чему мешает...

Re: Что делать, чтобы признали

priven wrote:
Андрей Трошин wrote:
Ну докажите и решите с помощью АРИЗ-85В следующее
- надо снизить ударный шум шагов по полу для этого надо покрыть пол резиной или силомером
- покрытие пола резиной ухудшает теплопроводность так как это корейская система обогрева дома когда греется пол - называется Ондоль
Сразу же на шаге алгоритма "Усилить то противоречие, которое способствует основному производственному процессу" получите тупик
Кто способен решить? И без всякой риторики будет лучшая реклама ТРИЗ

А нельзя ли более четко сформулировать задачу? Зачем надо покрывать пол именно резиной? Зачем ему нужна теплопроводность? Нельзя ли сделать покрытие пористым или дырявым, чтобы эту теплопроводность увеличить? (Это даже не АРИЗ - всего лишь приемы...) Пока что мне, например, даже непонятно, как здесь ТП сформулировать и что чему мешает...


Александр, ну посмотрите - есть проблема, связанная с шумом при шагании по полу. Всякий, имеющий над головой соседей, знает, как это здорово, когда ребенок сверху регулярно роняет на пол металлические шарики, или просто бегают, или таскают стулья.
Итак, нужно снизить ударные шумы.
У людей есть опыт решения этого вопроса - покрыть пол чем-то резиноподобным, может быть какой то мастикой. Это помогает. Ясное дело, что это не единственны путь решения, но вполне хороший и технологичный.
Но в Корее обогрев квартир идет через пол (не только в Корее, кстати, мое босоногое детство прошло в Баку, там гоняли горячую воду под полом - в ванной зимой было на кафель не наступить - пятки жгло).
Ясно видно противоречие: покрывая пол резиной мы улучшаем звукоизоляцию, но ухудшаем его теплопроводность. Не покрывая пол резиной мы сохраняем хорошую тепропроводность, но ухудшается звукоизоляция. Вполне себе ТП, сформулированное на верхнем уровне описания свойств вещества (резина - не резина).
Если идти по этому пути, то придется разобраться, в том, какие свойства обеспечивают хорошую звукоизоляцию материала (предположим пока, что слабые внутренние связи). И какие свойства вещества обеспечивают хорошую теплопроводность - ну, например хорошие внутренние связи, плотная упаковка, наличие кристаллической или сходной структуры и проч.... На выходе, если идти этим путем, можно было найти ФП НАПРИМЕР (пока шутейное): внутренние связи в веществе должны быть для теплопроводности и их не должно быть для шумоизоляции.
Далее смотрим способы устранения во времени, в пространстве, в отношениях и прочими путями. Если, например, в отношениях, то ищем различие "требований", предъявляемых требуемых для распространения тепловыми и звуковыми волнами. Долго сидим, грызем чубук и находим лазейки и пути.
Андрей, вопреки часто встречающимся рассуждениям, решение задач с помощью алгоритма или иных инструментов - это тяжелая работа. Переброситься вдруг со своих задач на эту, несомненно интересную, можно только в случае, когда считаешь, что сам факт формулировки противоречия, уже достаточен для получения ответа. Но инструменты не уменьшают "страдания", они уменьшают неопределенность и хаотичность пути. А работать - с экспертами, с литературой, с переформулировкой условий и пониманием ее под иными углами - это трудоемко и решиться на это с кондачка я, например, не могу.
Может быть Вы ее порешаете, ну хотя бы прогоните по тому же АРИЗу для постановки не шутейного, как у меня, а приличного противоречия? Глядишь, под точно поставленную задачу общиной и подберем нужный материал или особенность конструкции.

P.S. Александру: а противоречие с пористым или дырявым полом в квартире - это уже будет вполне себе другая задача. :)

Re: Что делать, чтобы признали

Извините, что вмешался,

нельзя ли перенести обсуждение этой задачи в новую тему.

Почему?

1. трудно поспорить с тем, что успешно решенные задачи - это лучшая реклама ТРИЗ. Но одной этой задачи явно не хватит, а решать много других, именно в этой теме, будет не правильным.
2. На форуме для решения задач есть определенный раздел.
3. Ну не найти потом будет этой задачи и ценных мыслей по ней, потеряется она, что лично для меня плохо, т.к. пользуюсь форумом как неким справочником в котором сосредоточены практические примеры применения методики.

Всем творческих успехов.

P/S/ В конце концов, задачу перенесите, а информацию о том, что перенесли и куда перенесли оставьте.

Re: Что делать, чтобы признали

Изображение пользователя Андрей Трошин.

Задача четко сформулирована; Есть как минимум два решения - но за этими решениями стоит
- патент или даже два
- конкретные деньги которые строительные компании готовы заплатить

На решение можно натянуть АРИЗ-85В после получения патента

Проблема в том что с определенного момента менеджеры решили что ТРИЗом можно заменить инженерный опыт эксперта или специалиста
Ан нет - не работает господа
Вот если богатый инженерный опыт + ТРИЗ вот это уже атомное оружие
А допустим скажите мне "вот тебе ТРИЗ иди решай задачи по химии" - и начну я бить в бубен шамана )))

Re: Что делать, чтобы признали

Андрей Трошин wrote:
Проблема в том что с определенного момента менеджеры решили что ТРИЗом можно заменить инженерный опыт эксперта или специалиста
Ан нет - не работает господа
Вот если богатый инженерный опыт + ТРИЗ вот это уже атомное оружие
А допустим скажите мне "вот тебе ТРИЗ иди решай задачи по химии" - и начну я бить в бубен шамана )))
Да. это клиника. Я такого тоже понавидался. Как со стороны менеджмента (этого было поменьше, но было), так и со стороны решателей. "Сержантские курсы" объемом в 40 часов + никакая собственная инженерная подготовка, но человек заявляется на завод с заманчивым предложением - с помощью этой тризы решу все ваши проблемы сей же момент. А дальше... "ферромагнитные частицы и поле" в лучшем случае. Ну, еще материал с памятью формы. :)
А если руководство подсело, ничего не понимая в том, что и как реально происходит, и в чем роль и место методов...
Вам хоть сроки какие-то дали? Или завтра надо?

Subscribe to Comments for "Что делать, чтобы признали"