Чистосердечные признания или попытки воспроизвести историю создания, существования и гибели "Журнала ТРИЗ" Ч.3

http://www.metodolog.ru/node/948

http://www.metodolog.ru/node/950

 

Часть 4. Выход на плато

 

“Громада двинулась и рассекает волны.

Плывёт. Куда ж нам плыть?..”

А.Пушкин, Осень

 

С выходом в свет второго номера я оказался в новой, незнакомой ситуации. Существование уже двух выпусков «Журнала ТРИЗ» означало то, что журнал не только появился, но и начал, уже не как новорожденный, а как грудничок,  делать первые осмысленные телодвижения. К третьему номеру я избавился, по крайней мере, от двух неприятностей: ерофеевских обложек и ручной выклейки оригинал-макета. 

 

По объявлению в «Книжном обозрении» связался с кооперативом «Макет», организованным сотрудниками кафедры информатики МИФИ в Долгопрудном. Они делали набор и компьютерную  вёрстку с третьего по шестой выпусков, но, к сожалению, за это время у них появилось много крупных заказов, и они отказались от меня. К моменту расставания с Дологопрудным обнинская типография ВНИИГМИ-МЦД стала осваивать компьютерную вёрстку, но качество работы наших операторов было существенно хуже, приходилось подолгу растолковывать девицам, что именно хочу получить.

 

«Для того шкипера, который не знает, куда ему плыть, нет попутного ветра»

Сенека

 

1991 и 92 годы были годами массового возникновения новых печатных органов. Как правило, это были однодневки, «бабочки-подёнки», век которых один –два выпуска. Я  же почувствовал, что у журнала появились и читатели, которые ждут очередного выпуска, и авторы, которые смогут обеспечить журнал материалами ещё на какое-то время.

 

Разглядывая Журнал взором критически настроенного читателя, я не мог не признать, что, даже преодолев «шок первого номера», и начав структурироваться, Журнал пока представляет собой полу-аморфную массу. Предоставив небольшому кругу пишущих возможность печататься, он пока игнорирует желания читателей получать полезную информацию. Мои возможности влиять на содержательность публикуемых материалов, несмотря на переписку с авторами, была ограничена. Журнал не мог быть умнее и прагматичнее той массы (общности) читателей и авторов, внутри которой он существовал.  

 

«У меня нет для вас других писателей!»

И. Сталин

 

«Победим,

         но мы

               пойдем путём другим!»  

В. Маяковский 

 

Поскольку я не имел возможности заказать  материалы, необходимого мне направления, мне оставалось использовать наличные ресурсы.

 

«Месторождения»
Первым ресурсом стал Цуриковский «Проект ИМ» [1]. В те годы в ТРИЗ только эта организация обладала признаками современной структуры: они имели банковский кредит, директора, руководителей групп, исполнителей, зарплату, компьютеры – целых четыре! – и помещение. Я  пробыл у них несколько дней, говорил с ребятами, они обещали писать…

 

Могу поверить, что статью сотрудников Цурикова из Института языкознания БелАН об универсальном семантическом коде, используемом для программирования ИМ [2] за пределами минской лаборатории  понял от силы пяток самых головастых читателей (редактор без особого сожаления не относит себя к их числу), но для полноты картины и такая публикация была нужной.

 

При публикации третьего, «Цуриковского» номера произошла одна относительно безобидная хохма, без которых не обходится ни одно издание. После передачи оригинал-макета в Гомель мне позвонил один из сотрудников Рафата и сказал, что они потеряли фотографию одного из авторов – Валеры Сушкова, и не знают, что делать. Я  посоветовал срочно связаться с минской лабораторией ИМ и дал подробный адрес. «Хорошо, я скоро должен быть в Минске по своим делам, и зайду в Лабораторию». Через несколько дней этот сотрудник снова позвонил мне и сказал, что всё ОК.

 

Представляете моё негодование, а позже и смех, когда в номере над статьёй Сушкова оказалась фотография Цурикова, уже вторая в этом номере.

 

«Ленинградские самородки»

 

 

Другим «самородком» стала серия публикаций ТРИЗ-ФСА, организованные Семёном Литвиным и Володей Герасимовым из Питера [3]. С моей точки зрения, эта серия стала самой полезной из всего, что опубликовано в журнале.

 

Волюслав Владимирович Митрофанов, основатель и ректор Ленинградской школы [4], на базе собственных исследований механизмов электрофизических явлений, которые, в свою очередь возникли из проблем предотвращения брака полупроводникового производства, создал своеобразную методологию «научного открывательства» - целенаправленного выхода на научные открытия, аналогично тому, как ГСА целенаправленно выходил на изобретения

 [5-10]. К сожалению, я не видел, как использовали эти методики другие

исследователи.

 

О «месторождениях» ангарской, кишинёвской и питерской школ ТРИЗ  – смотри ниже [11-13]. 

 

“Промывка россыпей”

 

ТРИЗ-Педагогика

Педагогическая тема сама возникла в Журнале уже со второго номера и сохранилась, без моих усилий, до прекращения издания Журнала. Кое-где я структурировал этот постоянный поток, придумывал какие-то заголовки, но, честно говоря, эти редакционные штучки никак не влияли на содержательность раздела. Поток педагогического материала был так велик, с что пришлось выпустить два специальных номера, посвящённых ТРИЗ-педагогике [14, 15] и, если бы Журнал продолжался, то пятнадцатым или шестнадцатым номером могла бы стать Педагогика-3.  Судя по запросам читателей, педагогические материалы оказались самыми востребованными из всего, что было опубликовано.

 

С педагогикой смыкаются ещё два «не инженерных» раздела: ТРТЛ и ТРИЗ в нетехнических областях.

 

ТРТЛ

Первое из этих направлений определялось тем, что Генрих Саулович уже в 96-97 годах, завершив разработки АРИЗ-85В, перешёл к проблеме целенаправленного создания Творческой Личности. На Совете Ассоциации в конце октября 90 года он говорил: «В ТРИЗ уже всё выбрано. Будущая проблема - в человеке. Поэтому уже пять лет я занимаюсь ТРТЛ» [18].  Результаты этих исследований суммированы в [19], а в Журнал свои материалы он, как я уже писал, не давал.

 

Исходными материалами для создания стратегии ГСА считал биографические описания творческих личностей, к созданию которых(описаний, а не личностей), он и призывал. Результатами были публикации Н.В. Кругловой на страницах Журнала о Н. Фёдорове и Н. Пэрне [20], а также автобиографический очерк В Волкова [21] и два моих очерка о «живых людях» – магнитогорском изобретателе М.И. Шарапове и о Г. И. Иванове, главе ангарской школы [22]; моё отношение к ЖСТЛ  - смотри [23].

 

Как бы ни оценивалась ценность публикаций этой рубрики, не могу усомниться в ценности публикаций, относящихся к теории развития коллективов (ТРК). Это направление плодотворно развивали Борис Злотин и Алла Зусман [24]. Можно только пожалеть о том, что дальнейшие разработки этой темы ведутся в США, и авторы не заинтересованы в их публикации по-русски.

 

ТРИЗ в нетехнических областях (ТРИЗ +…)

Поскольку все закономерности ТРИЗ были отработаны ГСА на базе техники, в основном на «механических» изобретениях, возникли попытки переноса этих закономерностей в другие области техники -  радиоэлектронику [25], химию[26], а потом и за границы техники – в области науки [27- 29], бизнеса и организации [30, 31], управления социальной сферой [32], дизайна [33], риторики [34], изобразительного искусства [35] и музыки [36]. Особое место принадлежит двум публикациям «со стороны» [37, 38].

 

Работа с авторами при подготовке к печати статей этой рубрики позволила мне сделать основополагающий вывод:

-          Результаты всех исследований утверждают, что закономерности ТРИЗ проявляются во всех исследованных областях человеческой деятельности.

-          Есть основания распространять методы ТРИЗ и в неисследованные области, применив соответствующие операторы перевода.

-          Есть основания предполагать, что ТРИЗ является универсальной технологией анализа и усовершенствования систем любой природы.

 

Литература к части 4

 

1.       Проект «Изобретающая машина», всего 8 публикаций;

«Журнал ТРИЗ» 2.1.91 (№ 3), сс.17-46; ibid 3.1.92 (№ 5), сс.24-37; ibid 95,1 (№ 10), сс.60-76

2.       Бойко И.М., Гуминский А.П., Мартынов В.В., Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач, «Журнал ТРИЗ» 2.1.91 (№ 3), сс 43-46.

3. Система ТРИЗ+ФСА, всего 7 публикаций; «Журнал ТРИЗ» 1.2.90 (№ 2), с.53; ibid 3.1.92 (№ 5), сс.52-55; ibid 3.2.92 (№ 6), сс.7-50; ibid 95/1 (№ 10), сс.66-76; ibid 96,1 (№ 11), сс.56-59.

4.       Митрофанов В.В., К истории Ленинградского народного университета научно-технического творчества, «Журнал ТРИЗ» 95,1 (№10), сс.6-94

5.       Митрофанов В.В., Канер В.Ф., Противоположный эксперимент, «Журнал ТРИЗ» 3.3.92 (№7), сс. 40-44;

6.        МитрофановВ.В. тамже, Холодныйядерныйсинтез, тамже3.3.92 (№7), сс. 44-45;

7.       МитрофановВ.В., КопыловА.З. Диссиметрия– этооткрытие! тамже95.1. (№10), сс. 79-84; 

8.   МитрофановВ.В. Механизмыреализациинекоторыхфизическихэффектов, тамже95.1. (№10), сс. 85-87. 

9.   Он же,  Семь «нот» в информационном поле,там же 96.3. (№13), сс. 25-2.

10.  Митрофанов В. В., Лебедев Н.И., Новый взгляд на природу перенапряжения водорода на катоде,там же 96.3. (№13), сс. 28-40. 

11.  Ангарская школа ТРИЗ, компьютерный вариант «Журнал ТРИЗ» 3.3.92 (№ 7)

12 . Кишинёвская школа, «Журнал ТРИЗ» 93/1 (№ 9).

13 . Санкт-Петербургская школа, «Журнал ТРИЗ» 95/1 (№ 10).

14. Педагогика «Журнал ТРИЗ» 2.2.91 (№ 4)

15. Педагогика-2 «Журнал ТРИЗ» 3.4.92 (№ 8)

16. Склобовский К.А., Письмо из редакции (приложение к статье Уральской В.Л., Письмо начинающему преподавателю),«Журнал ТРИЗ» 96.1 (№ 11), с.98.

17. Паршукова Т.Г. Развитие системных представлений у учащихся с помощью девятиэкранной схемы, «Журнал ТРИЗ» 96.1 (№ 11), сс.107-109..

11. Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ (запись выступления на третьем Совете Ассоциации ТРИЗ), «Журнал ТРИЗ» 1,2,90 (№ 2), сс.4-5.

19. Альтшуллер Г., Вёрткин И., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, Беларусь, 1994, 479 с.7

20. Круглова Н.В., К вопросу о достойной цели человечества; «Журнал ТРИЗ» 1,1,90 (№ 1) сс. 65-73; она же, Творческая личность в фокусе науки,  там же, ,2.1.91 (№3), сс. 73-78.

21. Волков В.И., Как рождаются изобретения,«Журнал ТРИЗ» 3.1.92 (№ 5), сс74-80.    

22. Склобовский К.А. Человек и его домна «Журнал ТРИЗ» 3.2.92 (№ 6) сс. 84-88; Он же, «Репортёр покинул редакцию», там же, 3.3.92 (№7), сс. 8-12

23. Склобовский К.А., О двух подходах к модели творческой личности, «Журнал ТРИЗ» 9461 (№ 11), сс. 81-85.

24. Злотин Б.Л., Зусман А.В., Механизмы развития коллективов и общества, «Журнал ТРИЗ» 94.1 (№ 9), сс73-83; они же, Модели для творца, там же, 94.1. (№9), сс 84-9.

25. Пиняев А.М., Примеры радиотехнических задач, решенных с помощью ТРИЗ – «Журнал ТРИЗ» 96.1 (№11), сс. 42-46.

26. Суминов С.И., Склобовский К.А., Почему в словеМАТХЭМ нет буквы Р?, «Журнал ТРИЗ» 1.2.90 (№ 2) сс. 69-71.

27. Злотин Б.Л., Зусман А.В., К вопросу о применимости ТРИЗ в науке, «Журнал ТРИЗ» 1.1.90 (№ ) сс. 44-54.

28. Сибиряков В.Г. ТРИЗ и синергетика,«Журнал ТРИЗ» 97. 1 (№ 14) сс. 42-43;

29. Громыко А.И. Разработка алгоритма поиска средств съёма информации…, «Журнал ТРИЗ» 97. 1 (№ 14) сс. 46-50;

30.      Стратегическое планирование на основе ТРИЗ «Журнал ТРИЗ» 97.1 (№ 14) сс.51-54.

31.      Рубин М.С., Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле – 11.8.3.«Журнал ТРИЗ» 96.1(№ 11) сс. 76-79.

32.      Сибиряков В.Г., Программа обеспечения социальной защиты инвалидов, «Журнал ТРИЗ» 97.1(№ 14) сс. 55-66.

33.      Якуничев Н.Г. ТРИЗ и дизайн: перспективы отношений, «Журнал ТРИЗ»95.1(№10), сс. 100-103.

34.      Шебеко Л.О. Эвристические методы в риторике… «Журнал ТРИЗ» 97.1(№14), сс. 67-71.

35.      Флореску Р.С. Приёмы фантазирования в изобразительном искусстве «Журнал ТРИЗ» 3.2.92.(№ 6), сс. 69-77.

Он же, Творческие задачи в изобразительном искусстве с точки зрения ТРИЗ, там же 3.4.92.(№ 8), сс. 64-66.

36.      Мурашковска И., Мурашковский Ю.М., «Искусство» от слова «Техника», «Журнал ТРИЗ» 1.1,90 (№ 1), сс.55-64. 

37.  Радшун Р.В.,  Почему оправдано распространение ЗРТС на системы любой природы, 

38. Корогодин В.И., Корогодина В.Л., Информация – что это такое? «Журнал ТРИЗ» 96.1(№11), сс. 62-72.

Чистосердечное признание …

 

Часть 5. В финансовую яму можно падать всю жизнь…

 

«Ходит птичка весело

По тропинке бедствий,

Не предвидя из сего

Никаких последствий»
Детская песенка

 

«Откуда пыль берётся, и куда деньги деваются – науке неизвестно...» Народная мудрость

 

В предыдущих частях этой работы я описывал всё, чего я не знал и не умел, начиная работу в Журнале: технологии издательской деятельности, редактирования, поисков авторов, отношений  с сотрудниками и читателями и много другого. Но, как впоследствии оказалась, это были детские игрушки, по всем вопросам можно было получить совет от бывалых, набить шишек самому и, в конце концов, обладая определённым нахальством (по Раушенбаху), научиться. То, что журнал просуществовал семь лет и четырнадцать выпусков говорит о том, что чему-то я научился за это время. Не осилил одного – самофинансирования.

 

Мы закладывали журнал ещё во времена распределительной экономики, но, проснувшись в один из недобрых дней, оказались в «никакой-экономике».

 

Средств у журнала изначально не было совсем.

 

В первый год существаования исполнительный директор Ассоциации Витя Ладошкин подбрасывал из Новосибирска неопределённые суммы, которые давали мне возможность как-то существовать, а с его уходом из Совета, деньги Ассоциации практически прекратились.

 

Рафат Хамитов взял на себя издательские траты на первые номера (бумага, обложки, печать). Но оставались траты на зарплату Наташе Никитиной и мне, выплаты художнику, корректору, набор и вёрстку. В принципе, эти затраты должны были покрываться деньгами, возвращаемыми в качестве платы за приобретение журнала подписчиками. Но 93 – 96 годы были годами такой высокой инфляции, что она съедала больше половины фактической выручки. Каждый последующий выпуск журнала был практически вдвое дороже предыдущего. Кроме того, чтобы иметь возможность легально тратить и получать деньги, пришлось  оформить своё предприятие и ежемесячно платить налоги.

 

Мне хватило ума не организовывать годовую подписку, иначе: полученные деньги инфляция съела всего бы за  полтора-два месяца. Распространение по предварительным заказам и наложенный платёж требовали большой учётно-бухгалтерской работы. 

 

 

Нокдаун ещё не конец – встать на счёт восемь!

«Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?»

С. Есенин

 

Я столько раз рассказывал эту хохму, что сам уже не уверен, была ли она вообще, а если и была, то в каком виде. Якобы, мы с ИРовским  редактором Игорем Крыловым шли по Москве, и я жаловался на ужасное финансовое положение Журнала.

Игорь меня спросил, который номер я готовлю,

- «Шестой», - ответил я.

 - «Знаете, Кирилл, на профессиональном ринге новичков обычно убивают во втором раунде. Если уж Вы сумели продержаться пять раундов, значит выдержите все двенадцать!»

 

Однако в седьмом раунде я оказался «на полу». С кончиной Рафата я оказался на краю пропасти, – печатать было не на что. Тут-то родилась мысль делать тематические «школьные» выпуски за счёт «школовладельцев». Минский номер «Проект ИМ» была первой, ещё «не вербализованной» попыткой заставить платить руководителей школ ТРИЗ, которые уже вели какую-то коммерческую деятельность   

 

Следующим таким выпуском должен был стать № 7 «Ангарская школа».

Я прилетел в Ангарск к Геннадию Ивановичу Иванову. Это была очень приятная командировка. С самим Геннадием сразу же установились доверительные и дружеские отношения. Меня возили на Байкал и фотографировали на том же камне, что и Генриха Сауловича, когда тот вёл семинар в Иркутске.

 

Материалы на номер «сработали» довольно быстро и качественно; так же  быстро я обработал в Обнинске оригинал-макет, но... ангарчане денег на издание не нашли, номер "повис" и, чтобы хоть как-нибудь спасти его, я объявил о распространении его в компьютерном варианте.    

 

Дальше последовали выпуски о кишинёвской и петербургской школах. Я приезжал в гости к Борису Злотину в Кишинёв, а позже к Семёну Литвину в Питер. Вечером я «отлавливал» хозяина и получал нужную мне информацию из длительного трёпа с ним. Это были прекрасные вечера прямого общения. 

 

Последний из опубликованных выпусков, четырнадцатый, с работами сибиряков от Урала (Л.Певзнер, Екатеринбург), через Новосибирск (В. Сибиряков, Козловы, В. Иловайский), до Норильска (Л. Шебеко) и Владивостока (А. Лимаренко) публиковался на деньги, заработанные новосибирской фирмой «Кольцовское предприятие «ДИОЛ»  (В.Г.Сибиряков и Л.Н. Семёнова).

 

На спонсорские деньги

«Блаженна рука дающая» Библия

 

Выступая на третьей конференции Ассоциации,  я рассказал о благородном поступке покойного Рафата Хамитова и неопределённости дальнейшего финансирования выпуска журнала, вернее полной бесперспективности издания. После того, как я сошёл с трибуны и сел в зале, мне передали записку такого содержания: «А сколько стоит производство одного выпуска Журнала ТРИЗ?». Я начал разглядывать зал в поисках автора записки, и увидел машущего мне нашего французского тризовца Виктор Сорокина.

 

«$800»- ответил я. Виктор покопался в своём портфеле и тут же передал эту сумму. Я был настолько ошарашен, что только через несколько минут сумел найти слова благодарности. На эти деньги выпущен восьмой номер «Педагогика-2».

 

 В конце 95 года в Петрозаводск к ГСА приехал из Америки Лев Шуляк. Он был немного знаком с первыми альтшуллеровскими работами ещё до отъезда в эмиграцию, в Америке сумел реализовать простое изобретение (разъёмный каркас для рулона скоча, позволяющий легко отрывать нужный кусочек ленты) и основал небольшую инновационную фирму Lev Shulak Technical Innovation. У Льва была идея, позже им реализованная, - создать в Америке для пропоганды  ТРИЗ «Институт Альтшуллера». За разрешением на присвоение институту имени Генриха Сауловича и за «благословением» на это дело Лев и приехал в Петрозаводск. Позже, когда Институт Альтшуллера был создан, я стал Членом Института.

 

С разрешения ГСА Саша Селюцкий вызвал меня в Петрозаводск, и мы со Львом много говорили о планах издании тризовской литературы. Лев финансировал одиннадцатый, сборный выпуск журнала «Портфель редакции». К несчастью, нелепая смерть оборвала деятельность Льва Шуляка: в 98 году он разбился на своём самолёте (такое вот у него было хобби).

 

Юбилейный выпуск, посвящённый 75-летию Альтшуллера, оплатила фирма Валерия Цурикова Inventiv Mashine Corp.    

 

Эпилог.  Конец Журнала – « Корабль утонул…»

 

«Как верёвочке не виться, а конца не миновать»

Пословица

Хотя инфляцию середины 90-х годов нам удалось кое-как пережить, Журнал не смог оправиться от кризиса конца 90-х, он даже не пережил  предкризисного состояния 97 года. С выходом каждого очередного номера я, как Жюльен Соррель у Бальзака смотрел на шагреневую кожу, с ужасом смотрел на процесс сокращения числа подписчиков. Люди пообщительнее посылали письма о том, что де Журнал и очень хороший и нужный, но денег катастрофически не хватает; люди более замкнутые просто отказывались от получения Журнала на почте. Я физически ощущал умирание  Журнала.

 

Катастрофа разразилась на четырнадцатом номере. Он рассылался бесплатно читателям, оплатившим тринадцатый номер, с просьбой оплатить только почтовые расходы. Но и почтовые расходы оказались для нашей среды «неподъемными» - практически две трети уже разосланных экземпляров  вернулся обратно и за получение их с почты пришлось взять из банка те последние  тысчонки, которые оставались на счету.

 

Нужно ли что-нибудь добавить? В редакционном портфеле остались ещё достаточно интересные материалы, но, как говориться,  «померла, так померла». Больше прикасаться к издательской деятельности я не могу,  – эта рана ещё болит.

 

«Новые песни придумала жизнь,

Не надо, ребята, о песне тужить,

Не надо, не надо, не надо, друзья,

Гренада, Гренада, Гренада моя…»

М. Светлов

 

На этом я кончаю свои воспоминания: «Да ведают потомки православных…»

 

У меня начался новый этап жизни с новыми заботами, ясными поражениями и не очень отчётливыми победами. Казалось об эпопее с «Журналом ТРИЗ»  можно забыть… Но не тут-то было. Где-то в подкорке шевелились неотчётливые мысли, скорее ощущения того, что я чего-то не доделал, что нужно сделать ещё что-то.

 

Эти ощущения оформились сначала в отчётливое понимание, а потом в осознанную необходимость написать историю Журнала. «Ненаписанной», как непохороненая, она мешала мне жить. По редакторской привычке, как-то автоматически продумывались куски текста, что-то выскакивало из памяти («Обязательно надо бы записать, а то забуду…»)  Записных книжек и черновиков я не вёл. По счастливой случайности конец весны и начало лета 2001 у меня оказались не слишком загруженными основной работой, и я смог сесть за компьютер.  Кстати, после того, как эта работа была написана в первой редакции (сейчас вы её получаете в третьей, слава Богу, я не Лев Толстой, но всё-таки), «подкорка успокоилась» и только тогда я понял, что эпопею с «Журналом ТРИЗ» можно считать окончательно законченной

 

Покойся с миром…

Август 2002, Обнинск

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Чистосердечные признания или попытки воспроизвести  историю создания, существования и гибели "Журнала ТРИЗ" Ч.3"