Главная    Конференция    Перспективы развития ТРИЗ. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА  

Перспективы развития ТРИЗ

В.М. Петров

Аннотация

Проведен анализ ТРИЗ с точки зрения теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Выявлены недостатки каждого из направлений и показаны пути их устранения. Основное внимание уделено развитию теории.

Введение

Развитие ТРИЗ, на наш взгляд, следует рассматривать по следующим направлениям:

- Развитие теории.

- Развитие методики преподавания.

- Подготовка преподавателей.

- Создание научной школы.

- Развитие ТРИЗ - движения.

Гениальность Альтшуллера была не только в разработке самой теории, но и в стратегии продвижения ее на "рынок" по всем направлениям.

Прежде чем говорить о перспективах развития ТРИЗ необходимо выявить ее недостатки. Недостатки будем рассматривать по указанным направлениям.

Недостатки ТРИЗ

1. Недостатки теории

Г.С. Альтшуллер неоднократно проводил работы по анализу развития ТРИЗ, его отдельных инструментов и описывал будущее ТРИЗ [1 - 3]. Из последних работ по анализу развития теории ТРИЗ, известных автору, наиболее детально анализ проведен, в работах [5 - 8].

Недостатки теории автор разделил на общие и недостатки конкретных частей. Кратко опишем их.

1.1. Общие недостатки

    1.1.1. Не определена область применения ТРИЗ.

    1.1.2. Отсутствует общая концепция построения и развития ТРИЗ.

    1.1.3. Нет точных определений элементов и терминов ТРИЗ.

    1.1.4. Отсутствует методика формирования творческого, системного и логического мышления.

    1.1.5. Нет однозначности и точности инструментов.

    1.1.6. Не определены количественная и качественная стороны инструментов.

    1.1.7. Повторяемость (избыточность) инструментов (многие инструменты повторяют друг друга).

    1.1.8. Инструменты ТРИЗ не представляют собой единую систему, а разбиты на независимые части (приемы, эффекты, стандарты) и непонятно когда и как их использовать. При решении задач приходится перебирать все инструменты.

    1.1.9. Нет четкой связи законов развития систем и инструментов ТРИЗ.

    1.1.10. Отсутствие общих методик:

      1.1.10.1. выбора и точного использования инструментов ТРИЗ в зависимости от решаемых задач, поставленной цели и выполнения других функций ТРИЗ;

      1.1.10.2. выявления проблем и постановки задачи;

      1.1.10.3. точного использования инструментов при разрешении противоречий;

      1.1.10.4. выявления всех возможных направлений решения задачи;

      1.1.10.5. развития систем.

1.2. Недостатки частей ТРИЗ

    1.2.1. Недостатки законов развития систем [1]

      1.2.1.1. Нет теоретического обоснования системы законов.

      1.2.1.2. Нет единой общепризнанной системы законов.

      1.2.1.3. Система законов требует большей полноты и формализации.

      1.2.1.4. Нет законов развития потребностей и функций.[2]

      1.2.1.5. Существующие системы законов не всегда логичны.

      1.2.1.6. Нет общей модели процесса эволюции систем. [3]

      1.2.1.7. Отсутствует методика определения этапа развития конкретной системы.

    1.2.2. Недостатки АРИЗ

    Анализ недостатков АРИЗ проводился неоднократно разными авторами и, прежде всего, Г.С.Альтшуллером [3]. Кроме того, автору известны работы Б.Злотина, Э.Злотиной, С.Литвина и В.Петрова.[4]

    Опишем недостатки АРИЗ.

      1.2.2.1. Нет части АРИЗ, точно определяющей исходную (изобретательскую) ситуацию.

      1.2.2.2. Нет части АРИЗ, определяющей все возможные направления решения задачи и выбор направления решения задачи.

      1.2.2.3. Способы разрешения физического противоречия (ФП) недостаточны и не детализированы.

      1.2.2.4. Отсутствует система определения способа разрешения ФП в зависимости от вида ФП.

      1.2.2.5. В АРИЗ-85-В имеется разрыв в логике включением 4 части.

      1.2.2.6. Части 6-8 АРИЗ-85-В не используются при решении задач. Их необходимо развить и структурировать.

    1.2.3. Недостатки вепольного анализа [5]

      1.2.3.1. Нет строгих определений, что считать веществом и полем.

      1.2.3.2. Не приведено все многообразие веществ и полей.

      1.2.3.3. Не описаны все тенденции изменения и использования веществ и полей.

      1.2.3.4. Закон увеличения степени вепольности описан только частично.

      1.2.3.5. Не описано все многообразие вепольных структур и не сформулированы закономерности их изменения.

    1.2.4. Недостатки стандартов на решение изобретательских задач [6]

      1.2.4.1. Необходима формализация и структуризация системы стандартов и каждого из них в отдельности.

      1.2.4.2. Структура стандартов, состоящая из 5 классов, усложняет ее использование и менее логична, чем система, состоящая из 3 классов, которая к тому же более проста в употреблении.

      1.2.4.3. Система стандартов не является следствием всех известных законов и закономерностей развития техники.

      1.2.4.4. Структура класса стандартов на измерение и обнаружение не идентична структуре класса стандартов на изменение.

      1.2.4.5. В системе стандартов не применены все поля и известные физические, химические, биологические и геометрические эффекты.

    1.2.5. Недостатки эффектов

      1.2.5.1. Нет единой системы и структуры эффектов.

      1.2.5.2. Не описаны закономерности развития и использования эффектов.[7]

      1.2.5.3. Не охвачены все направления эффектов. Существуют только физические, химические, биологические и геометрические. Отсутствуют как минимум: математические (не только геометрические), социальные и психологические эффекты.

      1.2.5.4. Существующие системы физических, химических, биологических и геометрических эффектов не охватывают все многообразие знаний в этих областях.

      1.2.5.5. В существующей системе эффектов отсутствует определение границ действия эффектов, что значительно снижает эффективность их применения на практике.

    1.2.6. Недостатки приемов

      1.2.6.1. Нет единой системы приемов, а существуют разные системы (их количественный и качественный состав не обоснован). Существуют следующие системы приемов:

        1.2.6.1.1. основные приемы - 40;

        1.2.6.1.2. дополнительные приемы - 10;

        1.2.6.1.3. приемы-антиприемы (парные приемы);[8]

        1.2.6.1.4. приемы разрешения физических противоречий.

      1.2.6.2. Приемы не однозначны (имеются общие и очень специфичные, и даже устаревшие приемы).

      1.2.6.3. Нет единой системы использования приемов.

      1.2.6.4. Недостатки таблицы устранения технических противоречий:

        1.2.6.4.1. нет обоснования количества универсальных параметров. Необходимо выявить все возможные универсальные параметры и структурировать их.

        1.2.6.4.2. приемы, указанные в таблице, не всегда наилучшие для разрешения конкретного противоречия.

    1.2.7. Недостатки теории развития творческой личности (ТРТЛ)

      1.2.7.1. Не определены соотношения ТРТЛ и ТРИЗ. Входит ли ТРТЛ в ТРИЗ или это самостоятельная теория?

      1.2.7.2. Нет обоснования полноты и качества инструментов ТРТЛ

      1.2.7.3. Имеются некоторые несоответствия ТРТЛ и биографий современных творческих личностей.

    1.2.8. Недостатки методики развития творческого воображения (РТВ)

      1.2.8.1. Нет теоретического обоснования методов развития творческого воображения.

      1.2.8.2. Не определены составляющие творческого воображения.

      1.2.8.3. Нет методик развития творческого воображения по всем сенсорным каналам (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, температура, восприимчивость других полей и т.д.) и комплексного их развития.

      1.2.8.4. Нет методик развития пространственного воображения.

      1.2.8.5. Нет методик выявления новых закономерностей, использования существующих закономерностей и отказа от этих закономерностей.

2. Недостатки методики преподавания

2.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по каждому из направлений ТРИЗ.

2.2. Недостаточное количество учебных центров.

2.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

3. Недостатки подготовки преподавателей

3.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по подготовке преподавателей ТРИЗ.

3.2. Недостаточное количество учебных центров по подготовке преподавателей.

3.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

4. Недостатки развития ТРИЗ - движения

4.1. Недостаточная информированность ТРИЗ (ТРИЗ недостаточно известен).

4.2. Недостаточное количество центров ТРИЗ.

4.3. Недостаточное количество информационных органов ТРИЗ.

5. Недостатки развития научных школ

5.1. Отсутствие теории создания научных школ.

5.2. Малочисленность теоретиков ТРИЗ (недостаточно высококвалифицированных научных кадров).

5.3. Малочисленность научных школ.

5.4. Разрозненность научных школ.

5.5. Отсутствие системы подготовки научных кадров.

Будущее теории ТРИЗ

При решении задач пользователю ТРИЗ сложно самостоятельно выбрать подходящий для решения его задачи тип инструмента. Он вынужден выбирать его наугад или последовательно применять каждый из инструментов. В целом инструменты дополняют друг друга, но отдельные из них содержат повторяющиеся элементы.

Первая попытка решить данную проблему была предпринята в середине 70-х годов XX века группой исследователей ленинградской школы ТРИЗ (Б.Злотин, Э.Злотина, С.Литвин, В.Петров). Был разработан адаптивный АРИЗ. Он состоял из блоков и, в зависимости от решаемой задачи, алгоритм подсказывал как, когда и в какой последовательности нужно использовать отдельные блоки. АРИЗ адаптировался под степень сложности задачи. Самые простые задачи решались с помощью основной цепочки АРИЗ (АП - ТП - ИКР - ФП - решение). С увеличением степени сложности задачи, увеличивалась степень сложности (подробности) АРИЗ. Самые сложные задачи решались по алгоритму значительно подробнее АРИЗ-85-В.

Следующим шагом развития был "Комплексный метод", разработанный горьковской школой ТРИЗ под научным руководством Б.Голдовского. Все элементы ТРИЗ были разбиты на операторы, которые применялись в соответствии с разработанным алгоритмом.

В конце 80-х годов XX века Б.Злотин и А.Зусман разработали систему операторов, которая была использована в компьютерной программе IWB.

Л.Певзнер разработал концепцию создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ [5].

Все эти работы значительно облегчили использование инструментов ТРИЗ при решении задач. Однако они полностью не избавили ТРИЗ от указанных недостатков. Отдельные части ТРИЗ дублируют друг друга, и нет однозначности в использовании инструментов ТРИЗ.

Сегодня ТРИЗ содержит богатейший материал, накопленный путем исследования миллионов патентов и многолетней апробации ТРИЗ во время обучения и решения практических задач. Этот материал нужно использовать для построения нового поколения ТРИЗ.

По мнению автора, разработка новой теории может вестись теоретическим и/или экспериментальным путями по направлениям:

1. Создание теоретических основ.

2. Синтез новой теории из имеющихся в ТРИЗ ресурсов.

3. Разработка специализированных ТРИЗ.

4. Формализация и кибернетизация ТРИЗ (использование современной математики, разработка экспертных систем и систем искусственного интеллекта).

Требования к теоретической разработке ТРИЗ изложены в [7 и 8].

Прежде всего, предстоит проанализировать имеющиеся ресурсы ТРИЗ и выявить все мельчайшие части инструментов. Необходимо сформулировать, что является элементарной составляющей ("атомом") ТРИЗ и определить все возможные "атомы".

На следующем этапе, необходимо разработать концепцию построения новой системы ТРИЗ и синтезировать новую теорию.

Концепция должна рассматривать как общую систему построения новой теории ТРИЗ, так и адаптивную систему синтеза ТРИЗ из имеющихся "атомов", "молекул" и более сложных инструментов ТРИЗ. Кроме того, должна быть разработана система пополнения и развития самой ТРИЗ.

Вид будущей ТРИЗ будет также существенным образом зависеть от способа использования. Предназначенность ТРИЗ:

  • Только для использования человеком (без применения компьютеров).
  • Использование ТРИЗ человеком с использованием компьютеров.
  • Полностью автоматизированный (компьютеризированный и кибернетизированный) ТРИЗ. Человек может только задавать (вводить) задачу.

    По мнению автора, нужны все три вида теорий и каждая из них будет существенно отличаться.

    Специализированные ТРИЗ могут разрабатываться, например, по следующим направлениям:

  • техническое;
  • естественное;
  • бизнес;
  • социальное и политическое;
  • гуманитарные направления, искусство, музыка и литература.

    На следующем этапе происходит обобщение особенностей специализированных ТРИЗ, тем самым, происходит уточнение теоретических основ и инструментов ТРИЗ.

    Автор считает, что будущая ТРИЗ должна включать:

    1. Философскую составляющую (системный подход в широком смысле, логическое мышление, аксиоматический метод, дедукция и индукция).

    2. Законы развития систем.

    3. Инструменты для решения проблем.

    4. Методика выявления и разрешения противоречий.

    5. Методика прогнозирования развития систем.

    Для развития ТРИЗ неоднократно предлагалось использовать сами инструменты ТРИЗ, например: использование законов и АРИЗ.

    Продемонстрируем использование некоторых законов.

    Полнота частей системы - каждая часть ТРИЗ должна быть необходимой и достаточной, а все вместе составлять жизнеспособную саморазвивающуюся систему.

    Идеальная теория - теории нет, а ее функции выполняются. Система искусственного интеллекта.

    Динамичная теория - теория адаптируется под систему (под проблему).

    Согласование теории под систему (под задачу). Тоже что и динамизация.

    Переход в надсистему - объединение ТРИЗ с другими науками, с другими научными и общественными структурами.

    Как уже отмечалось ранее, автор сделал отдельные попытки устранить некоторые из указанных недостатков. Автор разработал новую систему законов развития объектов, включающую два новых раздела: законы развития потребностей и законы развития функций. В качестве механизмов осуществления законов автор разработал новую систему стандартов на решение изобретательских задач, включающую более 250 стандартов. Кроме того, доработаны закон увеличения степени вепольности и закономерности развития веполей.

    Развитие других направлений ТРИЗ

    1. Будущее методики преподавания и подготовки преподавателей

    1.1. Разработка учебно-методических комплексов.

    1.2. Разработка автоматизированных систем обучения.

    1.3. Создание интерактивного сайта обучения с возможностью доступа к нему с использованием современных средств связи (спутники и сотовые телефонные сети).

    1.4. Создание учебно-методического центра с высококвалифицированными специалистами.

    2. Будущее развития ТРИЗ - движения

    2.1. Разработка системы саморазвития ТРИЗ - движения.

    2.2. ТРИЗ - обязательный предмет во всех дошкольных и школьных учреждениях, университетах, системах переквалификации и повышения квалификации.

    2.3. Проведение серьезных маркетинговых исследований.

    2.4. Привлечение высококвалифицированных менеджеров.

    3. Будущее развития научных школ

    3.1. Разработка теории развития наук.

    3.2. Создание научных центров с высококвалифицированными учеными.

    3.3. Элитные конференции-семинары.

    3.4. Элитные журналы и сайты.

    Выводы

    В статье представлен анализ существующей ТРИЗ как теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Показаны возможные пути усовершенствования каждого из направлений ТРИЗ.

    Библиография

    1. Альтшуллер Г.С. О работе В.Р. Фея по изучению истории и логики эволюции ТРИЗ. 12.07.89. (рукопись).

    2. Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ: Запись выступления на 3-ем Совете Ассоциации ТРИЗ (Петрозаводск, 30.10-3.11.1990г.) - Журнал ТРИЗ. - 1990. - № 1.2. - с. 4-5.

    3. Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ: (Конспект) - Журнал ТРИЗ. - 1992. - №3. 1. -

    с. 38-40.

    4. Злотина Э.С., Петров В.М. Тенденции развития АРИЗов. - Теория и практика обучения техническому творчеству. Челябинск, УДНТП, 1988.

    5. Певзнер Л.Х. Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ. - Журнал ТРИЗ, Т. 1, № 2, 1990, с.44-49.

    6. Злотин Б. ТРИЗ: Прошлое и будущее. 1999. (рукопись).

    7. Salamatov Y. TRIZ today and in the Future. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2002.

    6-8 November 2002.

    8. Петров В. Будущее ТРИЗ. - Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 24-26 июня 2002 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002.

    9. Petrov V. TRIZ - Past, Present and Future. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2003. November 12-14, 2003


    [1] Подробный анализ истории развития законов описан в работе: Петров В. История разработки законов развития технических систем. - Тель-Авив, 2002. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-01-history.pdf Некоторые из путей устранения, описанных недостатков законов, приведены в работе: Петров В. Серия статей "Законы развития систем" http://www.trizland.ru/trizba.php?id=108

    [2] Частично эти законы разработаны автором в работах: Петров В. Закономерности развития потребностей. - Тель-Авив, 2002. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-04-potrebnosti.pdf и Петров В. Закономерности развития функций. - Тель-Авив, 2002. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-05-function.pdf

    [3] Свою модель эволюции систем автор представил в работе: Петров В. Прогнозирование развития систем. - Тель-Авив, 2002. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/zrts-19-prognoz.pdf

    [4] Работы проводились постоянно, начиная с 1973 года. Наиболее детально анализ был проведен в работе Э.Злотиной и В.Петрова, представленной на Петрозаводской конференции в 1985 году.

    [5] Некоторые из путей устранения, описанных недостатков вепольного анализа, приведены в работе: Петров В., Злотина Э. Структурный вещественно-полевой анализ http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/vepol.pdf

    [6] Детальный анализ всех систем стандартов приведен в работе: Петров В. История развития системы стандартов. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/trizba-6-24.pdf. Детальный анализ недостатков системы 76 стандартов и пути их устранения приведены в приложении 23 указанной работы (с. 130-133). Свою интерпретацию системы стандартов автор представил в работе: Petrov V. New system of standard of solution of inventive problem. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2003. November 12-14, 2003.

    [7] Один из путей решения этой проблемы показан в работах: Петров В. Гипервеполи http://www.trizland.ru/trizba.php?id=110; http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/gipervepoli.pdf и Петров В. Гравиполи http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/gravipoli.pdf

    [8] Авторская версия этих приемов изложена в работе: Петров В. Парные приемы http://www.trizminsk.org/e/212002.htm

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


  • Главная    Конференция    Перспективы развития ТРИЗ. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА