Главная    ПРОЕКТЫ     Учебный курс

Учебный курс МОИТТ

А.В. Кудрявцев

Московский общественный институт технического творчества

ПРОГРАММА подготовки по курсу: "Методы поиска новых технических решений"

Цель обучения: курс предназначен для подготовки специалистов с высшим инженерным или естественно -научным образованием к применению методов поиска новых технических решений (специализированных алгоритмов выполнения мыслительных операций) при проектировании и модернизации техники, а также совершенствовании технологий.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Режим обучения - в теч учебного года.
Всего 220 учебных часов.
Защита - 6 часов.
Итого: 226 учебных часов

Темы Всего час Теория Практика ДЗ
1. Введение в предмет 45 26 19 1 ДЗ
1.1. Понятие поисковой задачи 1 1 - -
1.2. Классификация возможных типов задач 1 1 - -
1.3. Характеристики стратегий мышления, применяемые при решении поисковых задач 1 1 - -
1.4. Собственные ресурсы, используемые человеком при решении поисковых задач 1 1 - -
1.5. Средства и принципы планирования творческой деятельности 6 4 2 -
1.5.1. Язык описания 1 1 - -
1.5.2. Принципы планирования 2 1 1 -
1.5.3. Информационное обеспечение 1 1 - -
1.5.4. Психофизиологическая подготовка 2 1 1 -
1.6. Система логических средств поиска новых технических решений 3 3 - -
1.6.1. Расширение поискового поля при исследовании проблемы 1 1
1.6.2. Операторы уточнения цели исследований 1 1 - -
1.6.3. Операторы формулирования задачи 1 1 - -
1.7. Информационное обеспечение творческой деятельности 21 9 12 -
1.7.1. Виды информационного обеспечения 1 1 - -
1.7.2. Принципы построения фондов физических эффектов 1 1 - -
1.7.3. Работа с фондами физических эффектов 4 1 3 -
1.7.4. Работа с фондами химических и геометрических эффектов 3 1 2 -
1.7.5. Принципы построения фондов приемов 1 1
1.7.6. Практическая работа с фондом приемов Эйлоарта 2 1 1 -
1.7.7. Практическая работа с фондом приемов Альтшуллера 3 1 2 -
1.7.8. Применение таблицы выбора приемов Альтшуллера 3 1 2 -
1.7.9. Формирование новых приемов 3 1 2 ДЗ
1.8. Обзор стандартных методов поиска новых технических решений 11 6 5 -
1.8.1. Методы интуитивного поиска 3 1 2 -
1.8.2. Методы систематического поиска 4 2 2 -
1.8.3. Методы упорядоченного (логического) поиска 4 3 1 -
2. ТРИЗ 98 47 51 13 ДЗ
2.1. Введение в ТРИЗ 1 1 - -
2.2. Структура ТРИЗ 1 1 - -
2.3. Противоречия - технические 6 2 4 ДЗ
2.4. Противоречия физические - принципы построения 4 2 2 -
2.5. Основные механизмы снятия ФП 4 1 3 ДЗ
2.6. Понятие идеальности 7 3 4 -
2.6.1. Идеальная машина 1 1 - -
2.6.2. ИКР - их виды и применение 6 2 4 ДЗ
2.7. Алгоритм решения изобретательских задач 28 10 18 -
2.7.1. Общая схема алгоритма 1 1 - -
2.7.2. Формирование модели задачи 5 1 4 ДЗ
2.7.3. Работа с ресурсами 4 1 3 ДЗ
2.7.4. ФП на микроуровне 2 1 1 -
2.7.5. Использование типовых моделей конфликтов 3 1 2 -
2.7.6. Практика применения первых частей АРИЗ 7 2 5 ДЗ
2.7.7. Завершающие части АРИЗ 2 1 1 -
2.7.8. Типовые ошибки при использовании АРИЗ 4 2 2 ДЗ
2.8. Вепольный анализ 14 5 9
2.8.1. Понятие веполя 1 1 - -
2.8.2. Принципы построения вепольных схем 3 1 2 -
2.8.3. Основные механизмы вепольных преобразований 5 2 3 ДЗ
2.8.4. Практика применения вепольного анализа 5 1 4 -
2.9. Стандарты на решение изобретательских задач 21 6 15 -
2.9.1. Понятие стандарта, структура стандартов 1 1 - -
2.9.2. Стандарты первой группы 4 1 3 ДЗ
2.9.3. Стандарты второй группы 4 1 3 -
2.9.4. Стандарты третьей группы 4 1 3 -
2.9.5. Стандарты четвертой группы 4 1 3 ДЗ
2.9.6. Стандарты пятой группы 4 1 3 -
2.10. Законы развития технических систем (ЗРТС) 32 12 20 -
2.10.1. История создания ЗРТС 1 1
2.10.2. S-образные кривые 1 1 - -
2.10.3. Этапы жизни технических систем 10 5 5 ДЗ
2.10.4. Закон повышения идеальности 2 1 1 -
2.10.5. Увеличение динамизации 2 1 1 -
2.10.6. Усиление координации 2 1 1 ДЗ
2.10.7. Переход на микроуровень 2 1 1 -
2.10.8. Вытеснение человека 2 1 1 -
2.10.9. Закон полноты частей системы 2 1 1 -
2.10.10. Переход к надсистеме 2 1 1 ДЗ
2.10.11. Увеличение гибкости системы 2 1 1 -
2.10.12. Согласование потоков 2 1 1 -
2.10.13. Комплексное применение законов 2 1 1 -
2.11. РТВ 10 1 9 -
2.12. ТРТЛ 3 3 - -
3. Методы систематического поиска 51 22 29 4 ДЗ
3.1. Метод морфологического анализа 16 7 9 -
3.1.1. История развития морфологических методов 1 1 - -
3.1.2. Основные этапы и процедуры МА 1 1 - -
3.1.3. Определение объекта исследования 3 1 2 -
3.1.4. Выявление основных характеристик модели 3 1 2 -
3.1.5. Заполнение морфологической матрицы - принцип соразмерности 3 1 2 <ДЗ
3.1.6. Работа с полученной информацией - синтез полученных вариантов 5 2 3 -
3.2. Методы комплексного анализа исходной ситуации 15 5 10 2 ДЗ
3.2.1. Компонентный анализ 3 1 2 -
3.2.2. Структурной анализ 3 1 2 -
3.2.3. Генетический анализ 3 1 2 -
3.2.4. Функциональный анализ 3 1 2 ДЗ
3.2.5. Потоковый анализ 3 1 2 ДЗ
3.3. Функционально стоимостной анализ (ФСА) 20 10 10 -
3.3.1. Цель, этапы и процедуры ФСА 1 1 - -
3.3.2. Подготовительный этап 1 1 - -
3.3.3. Информационный этап 2 2 - -
3.3.4. Аналитический этап 3 1 2 -
3.3.5. Творческий этап 2 1 1 -
3.3.6. Исследовательский этап 3 2 1 -
3.3.7. Этап внедрения 3 2 1 -
3.3.8. Практика применения ФСА 5 - 5 ДЗ
4. Методы интуитивного поиска 24 8 16 2 ДЗ
4.1. Метод мозгового штурма 16 4 12 -
4.1.1. Основные этапы и правила 2 2 - -
4.1.2. Этап генерации - практика участия 6 - 6 -
4.1.3. Этап анализа - основные механизмы 4 2 2 ДЗ
4.1.4. Использование МШ для решения реальных задач 4 - 4 -
4.2. Синектика 8 4 4 -
4.2.1. Основные механизмы метода 4 3 1 -
4.2.2. Практика применения аналогий и формирования ВАВ 4 1 3 ДЗ
5. Обзор иных методов решения задач 2 2 - -
Всего: - 220 107 113 20 ДЗ
6. Практическое выполнение выпускной работы 6 - 6 Защита выпускных работ
Итого: - 226 - - -

В июле 2006 года состоялась защита выпускных работ в Московском общественном институте технического творчества. Объем курса составлял 226 часов.

Предлагаю вниманию читателей сайта разборы практических задач, выполненные слушателями. В качестве средства решения слушателям было рекомендовано использовать АРИЗ-85В с добавлениями, касающимися оперативной зоны и оперативного времени, введенными в АРИЗ-91. Прогнозы развития выполнялись с помощью системы законов развития технических систем (ЗРТС) в версии GEN3 (по работе "Trends of engineering systems evolution guide" С. Литвин, А. Любомирский, Gen3 2003)
Редактор

РАБОТЫ слушателей

А. Химюк "Уменьшение гидросопротивления хроматографической колонки. Разбор по АРИЗ"

А. Химюк "Высокоэффективная Жидкостная Хроматография. Разбор по ЗРТС"

М. Ксенофонтова "Задача об измерении озона" Разбор по АРИЗ

М. Ксенофонтова "Оптические измерительные приборы.Спектрофотометры. Разбор по ЗРТС"

А. Алтуфьев "Опора высокомачтовая, граненая с мобильной короной Разбор по ФСА и АРИЗ"

А. Алтуфьев "Опора высокомачтовая, граненая с мобильной короной Разбор по ЗРТС"

А. Блинов "Высокотемпературный калориметр растворения Разбор по АРИЗ"

А. Блинов "Высокотемпературный калориметр растворения Разбор по ЗРТС"

С. Егоров "Юстировка газового лазера Разбор по АРИЗ"

С. Егоров "Функционально - идеальное моделирование системы визуализации пучка ИК лазера"

Е. Буш "Датчик давления в эхолоте Разбор по АРИЗ"

Е. Буш "Эхолот Разбор по ЗРТС"

Д. Зайцев "Повышение ресурса погружных горелок Разбор по АРИЗ"

Л. Пустов"Задача о перегрузках сети" Разбор по АРИЗ

Л. Пустов"Эволюция услуг мобильного контента Анализ по ЗРТС"

А. Рожнов "Повышение износостойкости наждачной бумаги - закрепление абразива Разбор по АРИЗ"

А. Рожнов "Повышение износостойкости наждачной бумаги - снижение перегрева клея Разбор по АРИЗ"

А. Ромащук "Формирование эксперимента при исследовании "спонтанного" мышления Разбор по АРИЗ"

А. Ромащук "Средства повышения экологической валидности психологических исследований Разбор по ЗРТС"

А. Токарев "Разработка легкого козырька для защиты от снега Разбор по АРИЗ"

А. Токарев "

Примеры применения приемов устранения технических противоречий"

А. Соскин "Детектирование изменения форматирования страниц Интернет-источника Разбор по АРИЗ"

Д. Лаптев "Мебель для аудио-видео-теле-аппаратуры.(тумба) Разбор по АРИЗ"


Главная    ПРОЕКТЫ     Учебный курс