Главная    Работа    Из рабочих журналов    Подсказки для импровизации

Предлагаемый материал представляет собой высказывания ученых о науке, проведении экспериментов. В.В. Митрофанов собрал их и использовал в своей программе "Машина открытий". В этой программе можно обратиться к машине не за информацией, а за вдохновением. Нажимаешь соответствующую кнопку - и на экране возникает фраза, будящая воображение, иногда подталкивающая к творчеству, иногда заставляющая остановиться и переосмыслить то, что ты делал ранее. Например, такая: "Если не хочешь, чтобы над тобой смеялись потомки, никогда не смейся над предками" (А.А. Любищев). Впоследствии из работы с этими высказываниями, родились и приемы проведения научных исследований, уже опубликованные у нас на сайте.

В.В. Митрофанов согласился предоставить собранный материал вниманию читателей "Методолога".

Я благодарю его и выношу собранную мудрость на всеобщее обозрение.

Редактор

Подсказки для импровизации

В.В. Митрофанов

1 "Я не люблю играть по нотам. Я веду тему и импровизирую. Тема присутствует всегда"

Р. Пауэлс

Когда я впервые прочел эти слова, я подумал , что при решении научных задач бывают безвыходные ситуации, когда не знаешь что делать, не к кому обратиться и надо как-то импровизировать. А как? И я решил привести ряд рекомендации и высказывании достойных людей, которые тоже бывали в таких условиях. Я полагаю, что навредить они не могут, а психологически помочь - могут.

2 "Вопрос: почему Бродский состоялся как один из величайших русских поэтов ХХ века?

Могу вспомнить одну его любимую фразу. Он говорил, что в любой ситуации надо взять тоном выше! Это, кстати, одна из его главных идей! Она заключается в том, что если у тебя что-то не получается, то не надо отступать ни в коем случае. А надо ту же цель взять крупнее, больше! Стрелять с перелетом. Тогда цель будет поражена""

(По материалам газеты "24 часа")

Если перевести эту мысль на язык решения научных задач, то это означает использовать принцип компенсации - глубже узнать процесс, а также рассмотреть другие цели, другие проблемы, другие задачи, имея гипотезу.

3 "Чтобы научиться плавать, нужно войти в воду. Чтобы стать ученым, нужно не только знать свое дело, нужно уметь думать, нужно гореть. Нужна мечта, такой идеал, что для его достижения человек может выложиться весь, до последней молекулы"

(П. Амнуэль)

4. Необходимо вести дневник с фиксированием: когда, от чего родилась мысль, идея.

5.Помните, что Вы первый, кто начал решать эту задачу. А те, кто решал ее - не решили. Если Вам трудно и хочется бросить, не решать, вспомните о великих исследователях - Л. Пастере, И. Мечникове, И. Павлове и т.д. В ходе решения Вы доказываете сами себе, на что Вы способны! Верьте - Вы решите эту задачу!

6. Начав исследование, установите - что, где, когда, как и почему осуществляется взаимодействие и что в результате происходит. Что происходит до, во время, после взаимодействия. Ищите аналогии и проводите сравнения. Смотрите поверхностные и объемные силы, свойства. Ищите силу, разность или сумму сил, полей, концентрации. Напишите несколько портретов, сценариев эффекта, используя творческое воображение. Повторите несколько раз полученный брак, наберите статистические данные.

7. Не отвергайте интуицию и появившиеся вдруг мысли записывайте, не ленитесь, даже ночью.

Анализируйте записи. Опытный исследователь видит процессы и явления шире, помнит много аналогий.

8. Следует все время помнить девиз: "Пошел в Индию - открыл Америку!"

9. "Но, чтобы быть детективом (исследователем), надо в первую очередь помнить тысячу мельчайших подробностей и автоматически подгонять любую теорию под имеющиеся факты"

(Р. Стаут)

10. Нужно развивать боковое зрение: видеть то, на что не обращают внимание другие.

11. Что возможно - измеряйте! Что возможно - считайте! Стройте графики так, чтобы они сами подсказывали решение. Рисуйте и старайтесь делать рисунки динамичными и в масштабе.

12. Ищите место, где неясный эффект происходит в первую очередь.

13. Открытые элементы более активны, чем закрытые (вспомните ДНК).

14. Можно выдвинуть концепцию с допущениями, решить, что может быть эталоном, снять зависимости увеличения и уменьшение значений параметров от изменения причины.

15. Проводите сбор фактов и артефактов.

16. Рассмотрите систему, подсистему, надсистему, с которой Вы работаете

17. Если обнаружено, что в опыте сделана ошибка, все равно доведите его до конца - ни в коем случае не бросайте эксперимент.

18. Рассмотрите взгляды других авторов на эволюцию изучаемого явления.

19. Исследователь должен быть готов к встрече с непонятным, неясным, новым для себя и не бояться работать в других областях науки, техники, технологии

20. Не проходите мимо встреченного непонятного эффекта, явления, либо неясных экспериментальных данных. Наоборот - ищите такие данные. Фиксируйте их - где, когда, кто автор?

21. Что Вас заинтересовало в задаче? Выпишите все следствия от неизвестной причины. Постройте схему причинно-следственной связи.

22. Что обнаружено достоверно? От чего зависит достоверный факт? Воспроизводим ли эффект?

23. Если эффект воспроизводим, представьте его в общем виде:

24. Найдите высказанные гипотезы различных авторов. Смело критикуйте их, исходя из Ваших представлений, опыта, знаний, здравого смысла. Цепляйтесь за каждое упущение. Разберитесь до тонкостей. Был ли проведен противоположный эксперимент? Возможно ли осуществить обратный эксперимент? Посмотрите, расположение границы качества. Если нет, то можно смело не соглашаться с автором.

25. Пообсуждайте проблему со специалистами или с сотрудниками, которые интересуются исследовательской работой. Рассказывайте им о проделанной работе, попытайтесь их заинтересовать. В процессе разговора могут появиться интересные мысли, идеи. Помните, что многие люди вовсе не питают к Вам чувство любви, а возможно, и наоборот. Помните, что многие люди даже независимо от себя, завистливы. Поэтому желательно иметь для диалога тех, кто хочет помочь, поучаствовать

26. Собрав все данные, представив процесс эффекта, создайте себе обстановку "момента истины", то есть заставьте себя, буквально, в течение нескольких минут выдвинуть гипотезу.

27. Профессор, у которого я работал в молодости, раз в месяц приходил к нам в комнату и говорил: "Японцы отстают от нас, но наступают на пятки. Я получил последний журнал - они вот-вот догонят". И мы старались. Соревнование содействует появлению идей, гипотез

28. Теперь можно представить весь процесс с помощью принципа эквивалентности, вепольного анализа и принципа компенсации. Посмотрите - нет ли веществ и полей, которые Вы ранее не учитывали, не видели. Это чрезвычайно важный шаг. Обязательно воспользуйтесь учебниками, которые Вы любите, учебниками, в которых понятно описаны явления, процессы, с которыми Вы встретились в работе.

29. Не надейтесь на память - все, что непонятно, читайте и пишите, записывайте и читайте. Ищите, что непонятно, объясняйте сами себе и другим. Не бойтесь спорить.

30. Представьте весь процесс, полученный по п.29, в химических терминах, реакциях, что уходит, что остается, что образуется.

31. Рассмотрите систему, в которой наблюдается эффект, с позиции законов (тенденции) развития технических систем

32. Поставьте вопросы и попробуйте на них ответить. Что сделать, чтобы этот эффект получился? Что сделала бы природа, чтобы этот эффект осуществился? Используйте для ответов все ресурсы, которые Вы сможете найти.

33. Посмотрите, есть ли внешние воздействия: изменения температуры, давления, g-излучения, гравитационного поля, электромагнитного поля, магнитного поля земли и т.д.

34. Посмотрите дозы воздействия - локальные, общие на взаимодействующую пару.

35. Какие эффекты могут быть использованы - физические, химические, биологические

36. Исследуйте проблему вглубь - на уровне молекул, атомов.

37. Рассмотрите выбор дополнительного объекта, удобного, дешевого, информационного..

38. Рассмотрите регуляцию, саморегуляцию, синхронизацию.

39. Кто осуществляет контроль процесса: синтеза, расстояния, давления и т.д.?

40. Проведите сравнение элементов между собой, а не только с эталоном.

41. Выберите модель, наиболее простую и, если можно, прозрачную, звуковую, запаховую.

42. Посмотрите, каков будет обратный эффект.

43. Выявите все диссимметрии. Рассмотрите взаимодействие диссимметрии элементов, полей

44. Рассмотрите взаимодействие в точке, на линии, плоскости, объеме.

45. Сформулируйте ИКР.

46. Сформулируйте идеальный эксперимент.

47. Рассмотрите на всех уровнях - организм, клетка, ядро, диссимметрию, дисбаланс, дискомфорт, особенно в выбранной паре:

48. Не задерживайтесь в мыслях на одном явлении, процессе. Если мысль перешла на другой объект, думайте об этом объекте, вопросе. Через некоторое время мысли опять вернутся к начальной задаче

49. Если Вы родили прекрасную мысль, зафиксируйте ее и дайте голове отдохнуть.

50. Заставляйте себя думать, особенно когда Вы находитесь в некомфортабельных условиях.

51. Если известно следствие, то следует составить таблицу параметров следствия от скрытой причины Х и выбрать такой параметр, который бы позволил произвести противоположный эксперимент.

52. Уточните и проведите идеальный эксперимент

53. Имея результаты двух противоположных и идеального экспериментов, выполните п.26 - "момент истины".

54. Имея гипотезу, следует найти решающий эксперимент, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Это может быть эксперимент на другом объекте, на другом материале; с другим индикатором и т.д. Здесь широкое поле деятельности. Главное - правильность гипотезы и достоверный показ доказательств ее очевидности

55. При выдвижении гипотезы можно:

· воспользоваться, помимо полученных результатов, представлением о протекании процесса в динамике с рисунками;

· рассмотреть проявление эффекта в обоих элементах

· рассмотреть диссимметрию по массе, структуре и т.п.;

· рассмотреть, возникают ли сверхэффекты, которые Вы не предвидели до проведения второго эксперимента;

сравнить результаты с эталоном и друг с другом

56. Рассмотрите по цепочке: свойство - две противоположности и их диссимметрию - противоречие. Сформулируйте противоречия:

· по предмету - существительному,

· по действию - глаголу,

· по свойствам - прилагательным.

Уже в процессе формулирования противоречия должны появиться идеи, мысли, гипотезы. По всем трем элементам может быть несколько противоречий, особенно по свойствам. Полученную систему противоречий попытайтесь так сформулировать и разрешить, чтобы получился ответ-решение, удовлетворяющее всем сформулированным противоречиям. Если ответа нет, не огорчайтесь - Вы сделали еще один шаг к ответу

57. Не забывайте, что даже ответ, не подтверждающий Вашу гипотезу, есть результат противоположного эксперимента какого-то параметра. Поищите его, возможно, он может дать подсказку.

58. "Полноту свойств любого физического объекта можно в принципе определить только при постановке, по крайней мере, двух взаимоисключающих экспериментов, а не одного, как обычно принималось в физике. Сущность этого подхода заключается в том, что гипотезу, объясняющую новое явление или новую закономерность, существующую в природе, следует выдвигать только после того, как проведен второй, взаимоисключающий эксперимент"

(Н. Бор)

Уже в процессе формулирования противоречия должны появиться идеи, мысли, гипотезы. По всем трем элементам может быть несколько противоречий, особенно по свойствам. Полученную систему противоречий попытайтесь так сформулировать и разрешить, чтобы получился ответ-решение, удовлетворяющее всем сформулированным противоречиям. Если ответа нет, не огорчайтесь - Вы сделали еще один шаг к ответу.

59. Не забывайте, что даже ответ, не подтверждающий Вашу гипотезу, есть результат противоположного эксперимента какого-то параметра. Поищите его, возможно, он может дать подсказку

60. Не жалейте бумагу, пишите каждый Ваш шаг при решении задачи, рисуйте, рисуйте и ничего не выбрасывайте. На каждом этапе пишите маленькую статью, в которой сами ставьте вопросы, критикуйте себя сами и отыскивайте ответ. Вы сами должны для себя найти "метод", который Вам помогает. Это важно, так-как это будет наиболее продуктивно: сердце должно лежать к работе, и она не должна давить, а должна доставлять радость.

"Наука - баба веселая" - говорил Н.В. Тимофеев-Ресовский и был прав.

61. "Ключом, который послужил Ньютону для отгадки проблемы движения, было ускорение тела, пропорциональное силе, действующей на тело. Ключом для открытия Гиббса стала скорость частички, пропорциональная ее энергии"

(Митчел Уилсон)

Ключом для нас должна быть диссимметрия ("ключ" Ди), которую ввел Л. Пастер. Ди - это неравенство и следует выявлять ее и искать ее влияние на рождение новых эффектов и явлений.

62. При чтении каждого пункта имейте ввиду понятие диссимметрии по всем свойствам рассматриваемых взаимодействующих элементов.

63. Человек тем умнее, чем быстрее он поймет, как он глуп, думая, что он быстро найдет решение или уже нашел его.

64. "Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряда вон, есть закон природы для всякой личности, это право ее, ее сущность, закон ее существования"

(Ф.М. Достоевский)

)

65. 66. "Мир един - это мы расчертили его на сферы влияния и огороды. Но, чтобы ни было сделано в любой области, оно продвигает вперед всю цивилизацию. Одни науки опережают другие, могут помочь отставшим. Конечно, нельзя механически переносить законы с одной почвы на другую. Но почему не проверить, не соотнести?

Недавно мне по работе пришлось заниматься остыванием металлов. Сопоставил данный процесс с деградацией в биологии, с инфляцией в экономике, с регрессом в социологии, с редукцией в языкознании. Удалось найти кое-что новое для металлургии."

(Виктор Жигунов, "Интегральное скерцо")

67. "Ведь я достаточно сообразителен для того, чтобы улавливать в вещах сходство (а это самое главное), и в то же время не настолько опрометчив, чтобы не замечать между ними тонких отличий, я чувствовал, что от природы наделен страстью исследовать и сомневаться, находить и вновь искать, глубокомыслием, неспешностью суждений, стремлением приводить все достигнутое в стройный порядок; я человек, который не склонен обольщаться всем, что ново, но и не цепляться за старое, и я презирал всяческую недобросовестность"

(Френсис Бэкон, "Вступление к истолкованию природы")

68. "Формирование пространственной организации начинается с создания асимметрии: будущая голова должна отличаться от хвоста, спина от живота"

(Молекулярная биология клетки, Т. 3, с. 77)

69. Если высказано несколько гипотез, посмотрите, нельзя ли их объединить по методу объединения альтернативных систем и гипотез.

70. "Казалось бы, факты сами лезли нам в руки, но мы не обращали на них внимание"

(Эрл Стэнли Гарднер)

71. Человек сделал себя объектом научного исследования. Наблюдайте за собой и записывайте, как и какие мысли у Вас появляются.

72. "Известно, что если раскрыть человеку его истинную природу, то непременно наживешь себе врага. Это в полной мере относится и к наукам. Их представители часто ведут себя как капризные примадонны, думающие только о себе и занятые только собой. Подобно избалованным детям, они требуют к себе постоянного внимания и хотят играть только главные роли на сцене мировой науки"

(Е.С. Мэкси, "Биометеорология как наука")

73. "Мне кажется, что дело не в том, чтобы найти самый лучший или самый эффективный способ делать открытие, а в том, чтобы найти хоть какой-нибудь"

(Р. Фейнман

74. Допустить недопустимое, а затем смотреть, что можно сделать.

75. Заведите себе критика.

76. Используйте аналогию, даже полагая, что она "хромая богиня".

77. Если мы будем казаться будущим людям дураками, а это произойдет обязательно, то не только за низкий коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания. Они будут удивлены вопиющей бесхозяйственности в расходовании мозговой энергии. Миллионы тонн мозгового вещества в головах человечества работает вхолостую. Представьте себе Азовское море, заполненное до краев серым человеческим мозгом, и вся эта масса мозга решает вечером вопрос: пойти в кино или нет?

И эта планета мозга родила за миллион лет атомную бомбу и несовершенную ракету, и это нам представляется космическим достижением человеческого гения! Гора, родившая мышь, работала производительней в бесконечное число раз. Простой станка на заводе или судна у причала мы считаем видом аварий. Тогда простой мозга надо почитать катастрофой, но мы укладываем миллионы неотработанного мозга в могилы или сжигаем в крематориях. Вот отчего будут рвать на головах волосы будущие люди, если, конечно они сохранят волосатость"

В. Конецкий, "За доброй надеждой

78. "Бернет любил не так решать, сколько придумывать загадки. Бернет каждым своим предложением, гипотезой опережал исследовательский потенциал своего времени"

(Говалло)

79. Швейцарская фирма "Сандоз" выделила из найденного в почвах Норвегии грибка новый антибиотик циклоспорин А. Он дает хорошие результаты для белков совместимости. Всем сотрудникам из этой фирмы предписано привозить образцы почвы, где бы они не были. Где бы Вы не были, ищите методы научного творчества и фиксируйте их.

80. Оправдание раздела "Импровизации".

"Главным достоинством (или пороком, если хотите) моей жизни были поиски оригинального, совершенно собственного языка в музыке. Я чувствую отвращение к подражанию, я ненавижу привычные методы. Я не хочу быть переодетым в кого-то. Я хочу быть самим собой всегда"

(С. Прокофьев)

81. "Мы, возможно, истратим немало миллионов долларов впустую, пока доберемся до конца работ, но это будет плата за преодоление невежества."

(Дж. Сайдботен

82. "Господи, дай мне душевный покой в делах, которые я изменить не могу, дай мне мужество изменять то, что я могу, и мудрость отделить одно от другого"

(Молитва)

83. "Всякое искусство стремится к музыке"

(Н. Михалков)

Если наука в какой-то степени искусство, например, синтез молекул, то для нас этот тезис также подходит.

84. "На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание метода, которым они были сделаны"

(Готфрид Лейбниц)

85. Отличие ТРИЗ от метода решения научных задач в том, что при решении технических задач есть много ответов и хороших, и дешевых, а в конце решения научной задачи должен быть один известный ответ. Я его не знаю, но знаю, что он есть! Его надо отгадать.

86. Ждите осенения! 8 марта 1995 г. в 20-10 я подошел к окну и вдруг осенило: можно не обязательно делать два противоположных эксперимента последовательно, а результаты 2-х противоположных экспериментов присутствуют на всех технологических операциях, где есть "годен-не годен". Это дает ключ к сравнению и выводу.

87. "Казалось бы, все симметрично, но на самом деле не до конца. По этому вопросу сейчас существует две различные точки зрения. Одна утверждает, что на самом деле все просто, что на самом деле все симметрично и что все дело в небольших осложнениях, немного нарушающих идеальную симметрию. Другая школа, у которой всего один последователь - это я, (и Я - В.М.). не согласна с этим и верит, что все очень сложно и что простота достигается лишь через сложность... Очень может быть, что в глубине души природа совершенно не симметрична, но в хитросплетениях реальности она начинает выглядеть почти симметричной, и эллипсы начинают походить на окружности"

Р. Фейнман

88. "...например, неопытные студенты, высказывают очень сложные догадки, и им кажется, что все правильно, но я знаю, что это не так, что истина всегда оказывается проще, чем можно было предположить. Что нам действительно нужно, так это воображение, но воображение в надежной смирительной рубашке"

(Р. Фейнман, "В поисках новых законов")

89. "...можно было бы приписать Полю правило: "Никогда не решай более одной единственной проблемы зараз", тогда как я утверждал нечто прямо противоположное: "Никогда нельзя решать только одну проблему, всегда приходится иметь дело сразу с несколькими".

Нильс Бор любил говорить: "Противоположность верного утверждения - ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истины может оказаться другая глубокая истина""

(В. Гейзенберг, "Физика и философия, часть и целое")

Продолжение "Подсказки для импровизации-2"


Главная    Работа    Из рабочих журналов    Подсказки для импровизации