Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 3`92 2`90    Выявление новых потребительских свойств

Выявление новых потребительских свойств

Никитин В.Н., Г.И.Иванов

Ангарск

Формула статьи:

Выявление новых потребительских свойств товаров путем функционально-идеального моделирования и анализа нежелательных явлений, отличающееся тем, что с целью повышения эффективности анализируют действия потребителя с товаром при его эксплуатации, определяют все эти действия как нежелательные и устраняют их путем повышения степени идеальности самого товара как технической системы.

Рыночные отношения диктуют потребность не только в новых товарах, но и в придании новых потребительских свойств уже известным товарам. И если для поиска нового товара Генри Форд давно вывел универсальную форму: "Ищите потребность и реализуйте ее!", то поиск новых свойств для старых товаров остается пока не вполне ясен.

В среде профессионалов-тризовцев бытует выражение: "Дадим заказчику не то, что он просит, а то, что ему необходимо". Очень оптимистичное заявление. Но, все же, что нужно заказчику? Это трудный вопрос, и он еще более усложняется, если дело касается уже известных товаров народного потребления, но которые должны быть новыми...

В ТРИЗ известны законы приближения технической системы к идеалу, вытеснения из нее человека и другие, которые позволяют достаточно уверенно вести прогнозирование любой технической системы. К сожалению, эти понятия еще не были использованы для формирования новых потребительских свойств товаров.

Данная статья является попыткой восполнить этот пробел.

Как и Генри Форд, мы можем сказать, что новые свойства товара определяются потребностями пользователя. А это значит, что новый товар должен иметь такие свойства, при которых у потребителя обязательно должны сократиться затраты времени, энергии при использовании данного товара, и в нем должны быть устранены нежелательные явления, сопровождающие выполнение главной функции.

В качестве примера рассмотрим известный товар - чайник. Какими новыми свойствами должен обладать старый товар, чтобы потребность в нем увеличивалась и становилась массовой?

Для приготовления чая в домашних условиях необходимо выполнить следующие операции: налить воду в чайник, включить плиту, поставить на нее чайник, не пропустить момент, когда вода закипит, и выключить плиту, отмерить порцию заварки, залить ее кипятком, настоять заварку, разлить в чашки, поставить на стол, достать печенье и сахар и, наконец, пригласить к столу гостей. Перечисленные операции требуют определенных затрат времени и энергии.

Тут и появляется простор для творчества: предложите такой чайник, который все или, хотя бы, часть из перечисленных операций делал бы сам. И совсем здорово, если этот же чайник будет приглашать всех к столу насвистыванием последнего шлягера. Думаем, что у вас не будет проблем со сбытом такого товара.

Еще один пример - бытовой электрический выключатель. Как сделать его новым? Для этого необходимо поднять его потребительские свойства, т.е. он должен взять на себя функции, которые делает человек, входя в темную комнату.

Первое, что мы делаем, желая включить свет, - шарим рукой по стене в поисках выключателя. Пусть выключатель сам "отыскивается": его корпус может светиться. Или, что еще лучше, он сам ищет человека и чувствует его приближение.

Следующая операция - нажатие клавиши. И эту работу пусть выполняет выключатель - почувствовав приближение руки, он сам включает цепь. При включении лампы яркий поток света раздражает глаза, поэтому пусть выключатель сам производит плавное включение света. Это не только щадит глаза, но и значительно продлевает срок службы лампы, т.к. основная причина выхода ее из строя - тепловой удар в момент включения. Кроме того, выключатель может сам "чувствовать" величину светового потока и сам включать свет в комнате. Мы не разбираем технические вопросы реализации такого выключателя, они вполне разрешимы. Для нас сейчас главное выяснить, каким должен быть выключатель, чтобы он повысил свои потребительские свойства. В дальнейшем требования к нему могут повышаться, но по-прежнему сумма его потребительских свойств будет возрастать путем увеличения количества выполняемых функций. При этом должно соблюдаться условие идеальности - эффект от новых потребительских свойств или функциональных возможностей должен превышать затраты на их создание.

Итак, еще раз подчеркнем главную мысль - новые потребительские свойства известных товаров создаются путем анализа действий потребителя при эксплуатации товара и передачи этих действий непосредственно самому товару.

В качестве источников новых потребительских свойств также отметим сокращение дополнительно привлекаемых средств и устранение нежелательных явлений, сопровождающих использование товара.

Данный подход применим и к выявлению новых потребительских свойств технологий производства, для которой потребителем выступает весь обслуживающий персонал. А новые возможности технологии будут приводить к снижению трудоемкости выполнения работ, устранению нежелательных явлений в процессе производства и снижению расходов на привлечение дополнительных средств.


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ т.2, N 3`92 2`90    Выявление новых потребительских свойств