Главная    От редактора     Внутренние ресурсы творца

Размещено на сайте 28.11.2007.

Внутренние ресурсы творца

А.В. Кудрявцев



Уже давно меня интересует, с помощью чего решают изобретательские задачи люди, которые не знают методов. Затрагивал пару недель тому назад эту тему («Про ошибки, чужие и свои») и хочу вернуться к ней вновь. Придумали мы себе однажды простенькое объяснение, что в процессе поиска решений «тыкает» народ, хаотично перебирает варианты, да этим разъяснением и успокоились. Но представление это можно назвать схоластическим, ведь оно совершенно не корреспондируется с реальной практикой. А практика эта состоит в том, что человек способен на весьма эффективную деятельность и быстрые результаты даже при решении задач, которые по теории относятся к наиболее сложным, многопереборным. Конструктивная изобретательность весьма быстро проявляется у широких масс граждан, как только у них проявляется свой интерес к делу или жизненная необходимость в преодолении проблемы. Сколько раз наблюдал, как человек, пассивный во время своих обязательных рабочих часов, буквально преображается во время занятий любимым делом. Творит, создает, совершенствует, причем невооруженным глазом видно, что слепым перебором здесь и не пахнет. Так какие же внутренние инструменты люди самопроизвольно используют для своей творческой работы?

Ответ на этот вопрос представляется мне важным хотя бы потому, что методы наши, по большей своей части фактически предполагают использование и развитие тех внутренних механизмов порождения нового, которые уже есть в человеке.

И вот какой набор разнородных черт, свойств и умений мне пока удалось собрать.

  • умение видеть барьеры и выходить за них
    Задачи не существуют вне человека, а представляют собой несоответствие внутренней планки и реального положения дел. Внутренняя готовность поднимать эту планку и дает миру нонконформистов, людей, «желающих странного», мечтателей.

  • умение строить планы, назначать цели
    Великое качество, дающее возможность буквально видеть внутренним зрением то, что еще отсутствует.

  • метафоричность и избыточность языка
    Метафоричность важна как средство порождения многообразия. Избыточность и нечеткость языка позволяет порождать требуемое многообразие, моделировать мир потенциальных возможностей.

  • умение видеть аналогии
    Аналогия – это сходство, выявленное между несхожими объектами или явлениями. Через аналогию мы оперируем отдельными свойствами, параметрами, моделируя и предвосхищая.

  • Умение приравнивать
    Это великое свойство, обеспечивающее человеку умение судить, то есть приравнивать одно явление другому.

  • моделирование
    Модели – это идеализации, упрощение, выхолащивание лишнего, неважного, вторичного. Наше мышление прекрасно владеет этими инструментом, проявляя его во множестве практических реализаций. Мы постоянно работаем с моделями – функциональными, физическими, графическими, ситуационными. да фактически и живем внутри моделей.

  • способность работать с неясной ситуацией, с неполной информацией.
    Умение начинать работу не имея всего необходимого комплекса данных, разбираться в ситуации по ходу дела.

  • научаемость - способность приобретать опыт
    Это активная часть наших кладовых памяти, выработка из залежей памяти правил.

  • способности обобщать и делить, вычленять, выделять, увеличивать
    Процедуры, непрерывно задействованные в мышлении.

  • интуитивное видение
    Упрощенно говоря, это способность искать внутренние симметрии там, где их еще фактически нет, достраивать незавершенные модели,. Тема интуиции чрезвычайно сложна и многогранна. Интуитивному видению имеет смысл посвятить специальную работу.

  • способность вносить первичную идею, затравку для дальнейших размышлений
    крайне важное свойство истинного творца – умение сделать первый шаг, не мотивированный внешними обстоятельствами. Та самая свобода воли, о которой все слышали.

  • чуткость к появляющемуся новому
    Умение отойти от ранее принятых моделей, увидеть мир, конкретную ситуацию не через них, а «здесь и сейчас».

  • умение откладывать, (например, вынесение окончательного суждения)
    Это умение позволяет человеку не стать рабом первой же своей идеи. По сути это один из коренных механизмов, сводящих на нет примитивную модель «проб и ошибок», потому что при серьезных размышлениях сами по себе пробы просто откладываются до прояснения ситуации.

  • воля, настойчивость, упорство в достижении цели
    Крайне важное качество, обеспечивающее длительную концентрацию ресурсов человека на решаемой проблеме.

  • включенность, причастность
    Внутренний интерес дает возможность использовать для работы такие ресурсы, о наличии которых человек равнодушный и не подозревает.

  • способность становиться причастным
    Одно из ключевых отличий профессиональных решателей, изобретателей, от обычных граждан. Умение вызвать в себе причастность к рассматриваемой ситуации и тем самым активизировать весь комплекс внутренних ресурсов, связанных с волей.

* * *

Понятно, что список этот далек от того, что хотелось бы видеть. Но также понятно и то, что продуктивное мышление человека обеспечивается сложным комплексом разноуровневых внутренних «механизмов». Это сложный комплекс и я полностью отдаю себе отчет в совершенной недостаточности проделанной выше инвентаризации. Цель, которая может оправдать мои непрофессиональные попытки – попытаться уйти от примитивизма агрессивного незнания и нежелания знать к незнанию как осознанному нами состоянию.

Просто сопоставить. соразмерить вклад наших методических механизмов с реально существующим в каждом человеке массивом средств. (Когда-то я «знал». что люди не умеют правильно мыслить и наше знание позволяет им обрести настоящую творческую жизнь. Сейчас мне интересно увидеть, как ворочается внутри человека его внутренняя глубинная вселенная и как помогают (а иногда и мешают) ее работе предлагаемые нами инструменты.

Попробуем нырнуть в эту внутреннюю бесконечность настолько глубоко, насколько хватит дыхания. Сразу предупреждаю – это будет сложное путешествие. Его цель – не дать знания (их по большому счету у меня нет), а пришласить к совместному размышлению.

Что же вообще можем мы помыслить о мышлении?

Мышление на определенном уровне оперирует образами, которые только при необходимости, преобразуются в некую символьную форму, в язык, а затем и в речь. (Кстати, мощь метода «Синектика», состоит не в том, что это мозговой штурм, исполняемый профессионально, как о том часто пишут люди, сами У. Гордона не читавшие. Генеральная идея Гордона в том, что он заменил обмен идеями на обмен образами и получил за счет этого огромное отличие от штурма).

Попробую и я поработать с неким образом, раскрывающим для меня процесс мышления. Органы чувств создают потоки сигналов, постоянно омывающие некое внутреннее пространство. Мышление обрабатывает приходящие извне сигналы настолько, что может по праву считаться еще одним (или многими?) органами чувств. Эти преобразованные приходящие данные сортируются ситом доминирующего состояния, основной озабоченности и развешиваются на созданную, выращенную человеком структуру его личности. (Наиболее сложный процесс нашей жизни - это наращивание или изменение существующей структуры своей личности. Это выращивание себя).

Конкретный материал, говорящий о действительности, приходящий от органов чувств, преобразуется в идеи на этой генеральной структуре личности человека. Идеи, которые образуются - это как бы копии отдельных участков структуры личности, собранные из материала, данного чувствами сейчас или извлеченного из старых запасов, из памяти.

Понятно, что Идея и идея выраженная, «изреченная» отличаются принципиально. Идея остается сама в себе, вернее в высказывающем, остается в нем во всей полноте потенций. А судится она снаружи по выраженному речью, «по лжи».

Сильные эмоции встряхивают структуру, заставляют уйти с нее все загромождающее, мешающее. (Она может быть засорена, закрыта наброшенными ранее иными содержаниями). Освобожденная от наносов, она быстрее взаимодействует с новым материалом.

Вернусь к образу, представлению процесса мышления. Самое важное для нас в этой работе, в мышлении - это создание условий для легкого порождения нового (идей как преобразованных впечатлений, удивлений, как понимания неполноты существующей структуры, образов как проектов наращивания производящей, творящей структуры). В человеке очень многое противится порождению нового. Не специально, но как следствие задавленности рассудком. Мы, люди, являемся всего лишь этапом на пути полного становления некоего своеобразного единства противоположностей, объединяющего в себе рассудок (логику) и разум, творческое мышление. С присущей этим неслившимся противоположностям борьбой.

В мышлении все вращается между нечаянным, произвольным и случайным. Попробую прояснить этот тезис.

Логика, как совокупность заданных правил, выводит решающего из размышления, задавая ему роль контролера при применении правил. Итоги таких размышлений становятся для решающего нечаянными, они получились как бы сами по себе, «нечаянно». Тем не менее, он принимает результаты, так как контролировал процесс.

Правильность результата считается вытекающей из правильности правил, которые могут уже не контролироваться. (На этом, в частности, строятся многочисленные логические ловушки). Пирамида правил, уже неконтролируемых использующим их человеком, пришедших из прошлой жизни. где они были кем -то подтверждены, эта пирамида растет и в пределе может выглядеть как простая инструкция по нажатию кнопки, запускающей невообразимо сложную процедуру расчетов и действий, приводящих к изменению мира.

Поэтому логика в пределе предстает, как попытка получить ответ, используя накопленный опыт, без подключения к этому разума. По этому проекту внешние ощущения должны вызвать простые реакции, включающие уже отобранные ранее механизмы. Использование структуры личности, самостоятельных размышлений в этом проекте не предполагается.

Самостоятельные размышления, в таком контексте, это не обязательно размышления вне правил или вопреки им. Но самостоятельные размышления по определению произвольны - зависят от воли решающего, порождаются, движутся волей. Чистая произвольность не реализуется по команде, она происходит затуманенная обстоятельствами, случившимся и тем самым может предстать как случайность даже самому творцу. Интуиция - это вброс итогов такой внутренней работы в логизированное сознание как затравки для выращивания нового.

Но как же выращивать новое в сознании, заполненном «правильной», законченной картиной мира? Для строительства требуется пустота. Умение специально не увидеть уже существующее (структуру, элементы, связи, отношения), потерять его в хаосе, рассмотреть хаос в организованном - это умение найти ту самую пустоту в заполненном для других пространстве. Идея вбрасывается в эту пустоту, в хаос, которые созданы только решающим. Именно поэтому игра его интуиции непредставима для внешнего наблюдателя. Вопросы, которые он ставит, уже производны от имеющихся у него Идей, расположившихся в представленном им пустом пространстве, вырастившем его по новому. Субъективность процесса состоит в том, что каждый преобразует в хаос свою часть пространства, вбрасывает в него свою затравку, сделанную из его внутренней структуры. Так рождается произвольное – мысль, образ, замысел, схема.

Критично важно, как происходит переход к выращенному человеком произвольному от первичной затравки. Заданность чего либо начального совершенно необходима для логики. Эта «затравка» вносится в сознание тайком, часто ночью, «подбрасывается», внедряется иным способом. (Способы этого внедрения - отдельная тема).

Итак, Случайное ограничивает произвол, задавая ему поле действия из того, что «случилось», что есть в наличии. Произвол вводит в эту случайность свои абстрактные конструкции, абстрактные тела. Нарастающее на них является функцией как от вброшенного произвольного (выросшего или выращенного внутри человека), так и от случайного, случившегося в конкретных обстоятельствах. Так рождается произведение, представляющее собой уравнение мира, решенное для данной точки, для данных. конкретных обстоятельств.

Эта зависимость от мира, от случайного. делает произведение независящим от его автора (во всяком случае не зависящим целиком).

Но конечно, исходная конструкция, исходная точка в произведении зависит от автора, является сама частью этого автора. Человек постоянно плодит фантомы себя из любого подручного материала, из любого случая. Эта постоянно идущая работа – попытки непрекращающейся самореализации. Клонируется, повторяется человек в разговорах, в поступках, в своей деятельности, в том, как он организует под себя окружающую среду. (Там, где ничего не случается, где нет новых внешних обстоятельств, это повторение может стать невыносимым для окружающих, превратиться в штамповку).

Подведем промежуточные итоги нашего моделирования. Изобретательность - это чаще всего умение реализовать себя в конкретном случае, приспособить случившееся под свою структуру, повториться в случившемся («остаться в книгах и пароходах»). Реже изобретательность состоит в выращивании в себе новой структуры, во внутреннем росте.

Продолжение следует.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    От редактора     Внутренние ресурсы творца