Главная    Теория    Эволюция и изобретатель
Описание работы с изобретением в стиле "научный туризм с разговорчивым гидом"
Новые идеи, которые появились в процессе поиска продуктов-родственников
Новые идеи, которые появились при составлении первой иерархии АТИ
Новые идеи, которые появились при составлении второй иерархии АТИ
Глава 6. Сборное тело составленное из малых тел соединенных молекулярными мостиками (ТММ)
Глава 7, Глава 8
Часть 3. Инкубатор первичных изобретений интегрирует интеллектуальную собственность
Глава 10. Три подхода к работе с будущим

Эволюция и изобретатель

Г. Зайниев

Глава 11. Применение брэйнсторминга для работы с инкубатором первичных изобретений

Брэйнсторминг исторически появился как инструмент поиска выхода из тупика, когда нужна любая одна работающая идея. По этой причине критики работают с каждой идеей по отдельности не пытаясь объединить их. Другими словами, традиционно брэйнсторминг позиционирован как штурм в тупике, для того чтобы не умереть.

Концепция инкубатора первичных изобретений позволяет рассматривать применение брэйнсторминга не в конце, а в начале пути с целью создания новых концепций, которые будут окружены ресурсами развития как зародыш в яйце. Запрет на критику на первой стадии сработает как скорлупа яйца, под которой возникает и выживает зародыш.

На первой стадии осуществляется генерация любых идей в ответ на поставленные вопросы. На второй стадии - гибридизации этих идей без их предварительного отбора и на третьей стадии все эти идеи надо рассмотреть как популяцию совместимых с друг другом идей и внутри нее путем объединения идей построить концепции.

После этого полученные сырые и предварительные концепции под названием "первичное изобретение" можно поместить в инкубатор первичных изобретений для дальнейшего развития, например, с помощью алгоритма исследования первичного изобретения.

Я согласен с призывом Жванецкого: "Давайте переживать неприятности по мере их поступления". Но я не согласен, что любая поблема это неприятность, которую надо сначала дождаться, а потом преодолевать.

Проблемы регулярно появляются, их решают, и жизнь идет своим чередом. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается очень большое "но". По случаю каждой проблемы возникает много интересных идей, но для решения нужна только одна. Остальные идеи в конце концов забываются и теряются. На следующем брэйнсторминге их надо переизобретать заново. Это явные потери и времени и денег

Инкубатор первичных изобретений может стать камерой хранения идей полученных брэйнстормингом, если эти идеи еще немного дожать до состояния "первичного изобретения". Я не говорю, что это просто, но мне кажется, что это возможно.

Концептуально структура инкубатора позволяет записывать не только первичные изобретения, но и комментарии, пояснения и дополнения к ним таким образом, что при любом обращении к данному первичному изобретению можно будет легко найти все придуманное и записанное ранее по поводу данного первичного изобретения.

Если первичные изобретения сделаны на тему, которая жизненно важна для процесса или сервиса, которым занимается компания, или для продукта, который она выпускает, то все эти разрозненные первичные изобретения накапливаясь превратятся в интеллектуальный капитал, который повлияет на дальнейшее развитие компании.

ТРИЗ и брэйнсторминг

Хорошее слово "brainstorming"

За последние 30 - 40 лет хорошее слово "brainstorming" стало интернациональным. Интересно, что одновременно с этим оно практически утратило то содержание, которое в него вкладывали разработчики метода. Сегодня брэйнстормингом называют любую посиделку, на которой ищут и предлагают новые идеи. Это означает, что потребность, для реализации которой была предложена эта процедура, является реальной и общечеловеческой. Именно поэтому термин выжил и легализовал процедуру, которая стала частью интеллектуальной культуры общества.

Одно из доказательств этого - результаты сравнения частот употребления на Google этого искусственного и молодого слова brainstorming (1,9 млн), и таких древних слов как paradigm (8,3 млн.) и invention (11,5 млн.).

С другой стороны, практика показала, что в процессе обычного разговора поиск идей получается не настолько хуже, чтобы морочить себе голову специальными правилами. Фактически выжило только одно правило: нельзя сразу критиковать чужую идею, надо подождать пока это в другом месте сделают другие люди. Почему ? Потому что критика не просто разрушает творческое состяние человека, но создает дискомфорт от того, что он оказался несостоятельным в глазах других людей. Гораздо надежнее глубокомысленно думать и молчать.

ТРИЗом по брэйнстормингу

Рассмотрим идеальность, противоречия и эволюционные ресурсы брэйнсторминга как метода поиска новых идей

Идеальность

Идеальный конечный результат брэйнсторминга не в том, чтобы в конце сессии получить много идей, а в том, чтобы проблема была решена.

На первый взгляд странно, но участники брйнсторминга не могут принять эту цель, потому что проблема может быть неразрешимой по причинам не зависящим от них. Мы все живем в обществе, где каждый делает свое дело, поэтому прямая задача участников как положено нагенерировать побольше любых (!) идей. Такое понимание цели брэйнсторминга порождает противоречие.

Противоречие

С одной стороны, надо продемонстрировать свои творческие способности, которые в данный момент измеряются количеством идей. Значит не бойся предлагать сырые идеи. Заметим в скобках, что любой участник, включая автора идеи, мог бы тут же (и если бы разрешили, то вслух ! ) раскритиковать эту идею, однако нельзя - терпи и мучайся.

с другой стороны, нельзя выглядеть некомпетентным специалистом, потому что брэйнсторминг кончится, а "разговоры о том, что он не компетентен, потому что предложил глупость" останутся. Значит лучше молчи.

Весь опыт развития классического брэйнсторминга показывает, что такое противоречие не имеет прямого решения. Там, где люди доверяют друг другу и не боятся за свою карьеру, никакая критика не мешает, потому что там люди не демонстрируют свой ум путем топтания чужих идей.

Поэтому фактически так сложилось, что продуктивный брэйнсторминг - это просто обсуждение, в котором прямое возражение не используется для критики идеи, но и не откладывается "на потом". Оно превращается в косвенный вопрос или проблему, которые оппонент предлагает для обсуждения

Эволюционные ресурсы

Примем "гейзер" в качестве рабочей модели процесса генерации идей одним человеком, имея в виду спонтанный выброс одной или нескольких идей подряд. Известно, что существуют разные способы ускорить и спровоцировать выброс жидкости гейзером, однако между двумя выбросами всегда есть промежуток времени, в течение которого вода натекает в "жерло гейзера" из основного резервуара и "созревает".

Искусство лидера, который проводит брэйнсторминг, в том и состоит, чтобы количество таких выбросов за время сессии было максимальным. Поскольку каждый специалист обладает разными знаниями, которые в терминах нашей модели, хранятся в разных резервуарах, лидер пытается последовательно подключать резервуары с разной информацией и стимулировать выбросы разных идей

В качестве первого ресурса мы рассматриваем наблюдение, что никогда брэйнсторминг не бывает единственным этапом работы. И до него и после него интеллектуальная деятельность имеет место быть.

Компания Ideation в работе со своими клиентами применяет "Systematic Ideation Brainstorming", который по двум пунктам отличается от классического

Во-первых, Ideation разработала софтвэр (www.ideationtriz.com) , который позволяет заранее перед брэйнстормингом аналитически и графически описать проблему таким образом, что она оказывается разделенной на большое количество маленьких конкретных задач. Каждая задача сформулирована как прямой вопрос, в ответ на который участники брэйнсторминга предлагают идеи.

Во-вторых, "Systematic Ideation Brainstorming" требует и приветствует немедленную критику каждой предлагаемой идеи, причем автор идеи, как правило, делает это первым, что позволяет ему "сохранить лицо". Каждое критическое замечание формулируется в виде вторичной проблемы, которую необходимо решить. На следующем этапе, если необходимо, эта вторичная проблема будет описана с помощью того же софтвэра и решена. Такой подход позволяет удовлетворить потребность критики чужих идей, которая развита у каждого специалиста, и снизить стресс, возникающий от того, что нельзя обругать чужую идею.

Другим ресурсом развития идеологии брэйнсторминга является следующее наблюдение.

Почти всегда изложение идеи автором сопровождается примерами, т.е. описанием случаев, когда предлагаемая или аналогичная идея сработала.

Обычно предполагается, что такие примеры и аналогии возникают в голове у автора как вторичный продукт в результате его попыток объяснить или оправдать идею. Возможны три варианта связи между идеей решения проблемы и аналогичным случаем, в котором такая идея сработала.

Гипотеза 1

В ответ на информацию о проблеме появляется идея, после этого в качестве подтверждения появляются примеры и аналогии описывающие случаи, когда эта или подобная идея сработала Гипотезе 1 соответствует классический брэйнсторминг, потому что в качестве результата он рассматривает только идею

Гипотеза 2

В ответ на информацию о проблеме появляется аналогия т.е. воспоминание о похожем случае и только после этого появляется идея решения. Гипотезе 2 соответствует один из софтвэров компании Ideation. Он помогает провести систематический анализ проблемы и выводит пользователя на изобретательские решения, которые были успешно использованы в разных случаях аналогичных данному. После этого пользователь самостоятельно придумывает идею, которая, в частности, вытекает из этих аналогий.

Гипотеза 3

В ответ на информацию о проблеме появляется неделимая пара "идея и аналогия", потому что они равноправны как две стороны медали и одной без другой не бывает.

Каждый знает, что вербализовать идею нелегко. Почему вербализация аналогии должна быть более простым процессом ?

Обратите внимание, что идея нужна, а аналогию в большинстве случаев даже слушать не хотят. Им (коллегам и критикам) сразу все ясно (или не ясно) и они начинают обсуждать идею! А аналогия остается невостребованной.

Поэтому идея предложенная без аналогии - это, по нашей гипотезе, случай, когда "аналогия умерла при родах".

Гипотезе 3 соответствует разработанный нами "рикошетный брэйнсторминг".

Сравнение результатов "классического" и "Ideation brainstorming"

Основной недостаток идей, найденных методом классического брэйнсторминга в том, что они сироты от рождения, бедные, несчастные, одинокие, безродные подкидыши. Родители их неизвестны, родословной у них нет, репутация семьи и родственников не может помочь им выжить. Такие идеи очень легко отвергнуть и очень трудно развить, потому что не понятно, какие ресурсы можно использовать для их развития.

Весь смысл Ideation/TRIZ Methodology (www.ideationtriz.com) в том, что это пошаговый процесс, в результате которого появляется не одна идея, а целое семейство идей. Каждая идея имеет свою историю, обоснование, почему и в каких условиях она может сработать, примеры и аналогии, которые показывают как эта или похожие идеи сработали в других случаях . В таком семействе известно какие идеи являются основными, базовыми, а какие хороши для частных случаев или при наличии определенных ресурсов и условий.

Практически каждая идея в семействе сопровождается объяснениями, на основе каких ресурсов эта идея может быть далее развита, какие вторичные проблемы могут возникнуть в процессе её внедрения, какие противоречия разрешает эта идея, как изменяется идеальность системы, какие аналоги этой идеи есть в других видах технологий и т.д. Очень важно, что многие идеи дополняют друга. Практически каждая идея имеет альтернативные варианты, которые помогают понять сильные и слабые стороны этой идеи

Все это означает, что в случае изменения условий задачи, в этом семействе либо найдутся готовые варианты решений, либо подсказки в каком направлении искать новые идеи. Естественно, что глубина проработки каждой идеи зависит от затраченного времени и необходимости делать это, которые определяются совместно с заказчиком.

Несколько слов о рикошетном брэйнсторминге.

Идея, согласно Гипотезе 3, неотделима от аналогии, поэтому не надо пытаться придумать идею, которую не знаешь, надо вспомнить аналогию, которую знаешь, а идея всплывет сама собой в процессе изложения и обсуждения аналогии или, другими словами, прилетит рикошетом.

Главный и очень сильный ресурс развития такого подхода в том, что поиск идеи не является прямой целью рикошетного брэйнсторминга. Прямой целью является поиск и накопление аналогий. Такой подход резко увеличивает количество людей, которые могут продуктивно и с удовольствием участвовать в такой командной работе.

Метафоры

Брэйнсторминг - это охота на идею

" Случайная встреча на охоте ( классический брэйнсторминг)

" Погоня по следу (Ideation systematic brainstorming)

" Сиди в засаде и приманивай (Ricochet brainstorming)

Идеи - это пища для ума

" собирательство (накопление в "Банке идей")

" охота (брэйнсторминг)

" одомашнивание и разведение (работа с "Инкубатором первичных изобретений")

Гибридизация идей полученных брэйнстормингом

Фрагмент работы от 8 Апреля 2001

Популяция "диких идей".

Первичную популяцию идей, полученных в процессе брэйнсторминга с софтвэром можно называть популяция "диких идей".

Принципиальной особенностью этих идей должна быть их конкретность и локальность, которая выражается в том, что идеи записаны в таком виде, как они родились. Перед записыванием эти идеи не обобщают и не причесывают, убирая "узкие" или "мелкие", "локальные" подробности, отражающие происхождение этих идей.

Например: Предметом работы является эволюция дома. Составляется популяция идей связанных со входом - выходом в дом. Предложены идеи:

" Дверь как люк в подводной лодке, который сделан в потолке, имеет симметричную форму и герметичен.

" Дверь как в самолете - сбоку, откидная и отъезжающая, продолговатая, герметичная.

" Дверь как в спортивном автомобиле - вся крыша поднимается и закрывается герметично, обеспечивает, в частности, работу кондиционера

Будет большой ошибкой вместо трех "узких и конкретных" идей, которые я предлагаю называть "дикими", написать одну "бесплодную" идею в общей формулировке - герметичная дверь. Это потеря ресурсов для будущей гибридизации и селекции.

Одним из способов сохранения первичной оригинальности идей может быть записывание их на диктофон авторами, которым объяснили ценность сопутствующих подробностей. После этого команда сама распечатывает эти записи, сохраняя стиль изложения.

Концепция "диких идей", в частности, оправдывает большое количество похожих задач, которые предлагает рассматривать один из софтвэров, который выпускает компания Ideation (www.ideationtriz.com). После формулирования проблемы этот софтвэр многократно из разных формулировок выводит пользователя практически на "одни и те же идеи".

Так вот, они "одни и те же" только с абстрактно-бесплодной точки зрения. Необходимость накопления ресурсных подробностей в описании идей для последующей гибридизации и селекции оправдывает занудство многократного рассмотрения похожих задач, накоплением мелких, но важных для гибридизации, отличий между "дикими идеями" одной группы.

После того как составлена большая популяция "диких идей", ее надо рассортировать по однородным группам. Это интуитивно понятная работа и команда специалистов легко может это сделать. После этого можно рапортовать о завершении этапа построения популяции "диких идей".

Популяция "домашних идей".

Следующий этап - гибридизация и селекция "диких идей", в основном принадлежащих одной группе, с целью получения одной или нескольких "домашних идей", которые согласованы с требованиями, возможностями и ожиданиями заказчика.

Аналогия: домашняя корова, выведенная путем гибридизации и селекции диких коров, имеет характеристики, которые хотя и в меньшей мере, но присутствуют и у диких коров, за исключением одной характеристики - одомашненности, т.е. согласованности с человеком

Например, "домашняя идея" входа в дом может быть гибридом многих "диких идей" описывающих экзотические свойства специализированных дверей. "Домашняя идея" будет описывать такую дверь, дизайн и материалы которой доступны домостроителю, приемлемы для хозяина дома, удобны и безопасны для жильцов и тп.

Каждая идея в популяции разнородных "домашних идей" имеет родословную, которая демонстрирует, что хотя бы по частям, но эта идея уже была воплощена, и это увеличивает шансы того, что эту идею можно внедрить.

Популяцию "домашних идей", каждая из которых увязана с ранее найденными "дикими идеями" можно позиционировать как результат завершающий данный этап.

Популяция концепций, полученных путем гибридизации разнородных "домашних идей".

Следующий этап - построение популяции концепций, представляющих собой гибриды разнородных "домашних идей".

Комбинацию идей имеет смысл называть концепция, если она обеспечивает новое системное свойство, такое, например, как изображение на экране телевизора.

Например, концепцию гаража, встроенного в дом, можно рассматривать как интеграцию двух "домашних идей":

" навеса, под которым можно ставить автомобиль и

" двери, которая представляет собой целую стену, убирающуюся, например, вверх и с помощью дистанционного управления.

Новое качество этой концепции - уличная вещь превращается в домашнюю (автомобиль подобно мебели стоит в одной из комнат дома и в него можно сесть не выходя из дома.)

Концепции построенные из "домашних идей", приобретают самостоятельную ценность, потому что это концепции продуктов и процессов. Популяция концепций также может быть представлена как результат завершения этапа.

Примечание

На всех этапах надо помнить об иттеративности работы и непрерывности процесса нахождения новых идей и концепций.

Еще одна метафора по поводу брэйнсторминга.

Сидят умники на стульях (для наглядности). Всё знают, всё помнят и сочиняют новое. А вокруг спиной к ним стоят другие умники, но ничего не сочиняют, потому что заняты еще более важным делом. Они бдят и охраняют сидящих умников (так и хочется написать - узников) от возможного нападения. Будет оно или нет неизвестно, но опыт жизни требует быть начеку. Им скучно, они слышат разговоры сидящих, и рады бы свое слово вставить, но от бдения отвлекаться нельзя. Но вот сидящие устали и жизнь объявляет перерыв. Тут то наши освободившиеся стражники и начинают предлагать наперебой свои идеи. Только кому? Заказчик то ушел.

Попытка использовать такой эффект "лестничного остроумия" породила брэйнстроминг. Он предполагает, что именно страх показаться глупым или, политкорректно выражаясь, "некомпетентым в данном вопросе" заставляет наших метафорических умников не сидеть на стульях и умничать, а стоять в круговой обороне.

И действительно нетрудно играючи предлагать глупости, когда от тебя по правилам игры ожидают способности предложить глупость как проявление смелости мысли. А ну как если на эту глупость взгромоздить другую и построить целую теорию исходя из такой глупости?! Хорошо что правила брэйнсторминга не разрешают и не требуют так поступать, а не то бы выяснилась печальная картина - одноразовые выплески безумно глупых, извините, безумно смелых идей еще не означают смелых и хотя бы в два шага продолжительных мыслей.

Ощущение интеллектуальной и эмоциональной безопасности "думания вслух" должно быть не по договоренности только на время игры, а "по жизни".

И все же я думаю, что брэйнсторминг можно использовать как инструмент для работы с инкубатором первичных изобретений.

Глава 12. Неопределенность, противоречие и "визуальный ресурс"

"Визуальный ресурс" представляет собой один из инструментов работы с инкубатором первичных изобретений.

Неопределенность, противоречие и "визуальный ресурс"

Неопределенность, вот ключевое слово в описании точки начала "изобретательской работы". "Локальная неопределенность" - это противоречие, "системная неопределенность" - это "визуальный ресурс"

"Визуальный Ресурс"

Мы вводим понятие "Визуальный Ресурс" опираясь на следующее наблюдение. Ситуация неопределенности (особенно в виде картинки) для мозга создает неустойчивое равновесие, которое мозг старается стабилизировать и сделать устойчивым. Для этого он пытается эту картинку опознать, подогнать под какой-нибудь из образов, которые ему известны или достроить ее так, чтобы можно было считать, что это просто недостроенный образ, который мозгу известен.

В известном клиническом тесте Роршаха, мозг использует для достройки и в качестве шаблонов те элементы и образы, которые его навязчиво преследуют и достраивает неопределенные образы до неких символических рисунков, которые выражают его навязчивые идеи.

В нашем случае мы рисуем "Визуальный ресурс" из таких элементов, которые как "строительные материалы для достройки картинки", являются "эволюционно прогрессивными". Можно сказать, что мы подсовываем их мозгу, а мозг, естественно, достраивает картинку из того, что есть под рукой (под мозгой) и поэтому использует эти элементы

Фактически, что мы делаем?

Мы сначала настраиваем мозг на работу в определенном режиме. Для этого мы предлагаем мозгу задачу-разминку в построении образов из простых элементов и достраивании комбинаций элементов до определенных стандартных образов. А затем даем ему сложную картинку, которая ему непривычна, и для того чтобы она стала для него нормальной, мозг должен ее переделать. Эта переделанная картинка и будет его изобретением.

Образное описание пары понятий "противоречие - визуальный ресурс"

Противоречие это "локальная неустойчивость", которая устраняется тем, что "вместо одной точки опоры ( в пространстве или времени) создаются две или больше. Визуальный ресурс это "неустойчивая конструкция собранная из устойчивых элементов" и задача эксперта изобретателя в том, чтобы сделать ее "устойчивой" за счет любых изменений: добавить или убавить элементы, ввести или убрать относительное движение этих элементов и тому подобное.

Предполагаемый механизм работы визуального ресурса

Визуальный ресурс адресован специалисту, который понимает данную техническую систему и уже пытался улучшить ее. Механизм работы визуального ресурса состоит в том, что он изменяет направление хода мыслей специалиста, в результате чего они оформляются в виде новых идей. Если специалист плохо знает систему или не думал о ней до разглядывания картинки и не пытался решить какие-то проблемы связанные с ней, то у него скорее всего никаких новых идей не появится.

Образно выражаясь, в голове у специалиста в русле, по которому движется вода его мыслей, должен быть затор, который он самостоятельно без толчка извне преодолеть не может ( никто не может). В этом случае визуальный ресурс взорвет этот затор и идеи хлынут потоком.

Даже рискуя уменьшить значимость и ценность визуального ресурса, надо подчеркнуть, что это прежде всего "взрывчатка, которая может взорвать преграду на пути мыслей и направить движение массы еще не оформленных идей в наиболее оптимальном направлении". Именно в процессе этого движения идеи сформируются и обрастут необходимыми деталями за счет новых возможностей использования тех ресурсов, которые обозначены на рисунке. Если затора в мыслях нет, то и взрывать нечего, соответственно потока идей не будет.

"Неопределенность создает неустойчивое равновесие"

Идея о том, что "неопределенность создает неустойчивое равновесие" позволяет под другим углом посмотреть на "аналитическую" и "синтетическую" работу с эволюционными ресурсами.

Анализ противоречия направлен на разделение одного неустойчивого равновесия на два (или больше) устойчивых, с которыми надо дальше работать.

В отличие от этого, построение визуального ресурса это предварительное обострение неопределенности и создание напряженной ситуации, из которой выходами являются только изобретения на уровне целой системы. Неопределенность обостряется не потому, что схема представленная на "визуальном ресурсе" не работает, а потому что она нова и непривычна специалисту; он не может сразу сказать будет это работать или нет, он должен сначала подумать.

Противоречие, визуальный ресурс и перебор вариантов

Противоречие это локальная неопределенность выраженная словами

Визуальный ресурс это системная неопределенность выраженная рисунком

С локальной неопределенностью надо работать аналитически, в частности, применяя АРИЗ и другие алгоритмы.

Системная неопределенность устраняется синтезом недостающих элементов или другими вариантами соединения элементов. Это комбинаторика

При правильно выбранном визуальном ресурсе все варианты ТС будут иметь смысл и ценность как члены популяции. Работа по перебору вариантов перестает быть потерей времени, потому что нужна вся популяция, а не один вариант. Работа с одним вариантом важна "сейчас и здесь" для исправления ТС, а работа с популяцией это способ описать и направлять эволюцию ТС.

Работа с противоречием и АРИЗ исключают перебор вариантов и постепенно шаг за шагом создает одно решение, которое необходимо "сейчас и здесь".

Работа с визуальными ресурсами, эволюционными ресурсами, с комбинаторикой и популяциями ПТИ-ПТС и с построением инкубатора первичных изобретений это основа описания эволюции в рамках подхода, который утверждает, что единицей эволюции является не одна ТС, а популяция ТС.

Противоречие, "оценка неопределенности на опасность" и юмор

Механизм юмора, по-видимому, в том, что мозг слышит одно (фразу, в которой происходит объединение или столкновение двух систем), но мысленно, для того чтобы понять и среагировать на сказанное, должен увидеть другое (объединение или столкновение ниш, которые за этими системами стоят, ниш, в которых эти системы существуют)

В результате сравнения того, что он слышит и того, что он при этом мысленно видит, мозг должен устранить неопределенность, которую слышит. Если "опасности" нет, он реагирует положительно и человек смеется, если есть - он реагирует отрицательно. Если же мозг ничего "мысленно не видит", то и человек не реагирует.

Например, в антисоветском анекдоте человек приходит в больницу и гворит "мне нужен доктор ухо-глаз". Его поправляют: ухо-горло-нос. Он говорит: нет, ухо-глаз. А что с вами? Слышу одно, а вижу другое.

Почему ответная эмоциональная реакция, не возникает на информацию о непосредственном столкновении этих ниш? А потому что тогда нет неопределенности, мозг ничего не домысливает на свой страх и риск.

Другими словами, эту информацию не перерабатывают механизмы оценки опасности, которые включаются в двух случаях, если в поступающей информации есть неопределенность, и если мозг сам домыслил или вспомнил что-нибудь.

Можно так неправильно рассказать анекдот, что он не будет смешным для того, кто при правильном рассказе смеется. Но бывает и так, что при любом рассказе человек не смеется: он мысленно не достраивает и не дополняет рассказ (не важно по какой причине - либо тупой, либо не знает, о чем идет речь)

И что это нам дает?

Надо использовать "неопределенность информации" для стимулирования изобретательности

Разнообразие тем анекдотов позволяет ожидать, что любая информационная неопределенность пропускается через механизм оценки опасности, который есть у всех людей, поэтому этот механизм надо сознательно эксплуатировать в процессе обучения изобретательству.

При таком подходе юмор и карикатуры это изобретения, которые подаются в два шага. Первый шаг - это пародоксальная постановка задачи, которая заставляет мышление слушателя или зрителя начать поиск решения независимо от его воли. Второй шаг это зародыш концентрированного концептуального решения. Принципиально важно, что в этом зародыше нет конкретных деталей, потому что заранее предполагается, что все эти детали есть в голове у слушателя и они сами мгновенно по механизму самосборки объединятся вокруг зародыша. (Если в голове деталей нет, то и не смешно)

Противоречие и "визуальный ресурс", юмор и карикатура

Противоречие явно работает по тому же механизму, что анекдоты и юмор.

В идеале мы хотим научится создавать "визуальные ресурсы" так, чтобы они работали по тому механизму, по которому срабатывает карикатура. Тогда можно будет сказать, что юмор и карикатура это конретные варианты воплощения концепций противоречия и "визуального ресурса"

Три уровня представления визуальных ресурсов

Абстрактная схема ТС:

Прорисованный фрагмент ТС, а остальная часть ТС в двух вариантах

" Ничего не нарисованно (просто "черный ящик")

" Нарисована абстрактная схема

" Прорисована вся ТС

Черный ящик:

В черный ящик входит все то, что необходимо, дополнительно к выбранному фрагменту ТС, для обеспечения главной функции, но на данном этапе не рассматривается. Если рассматривать два фрагмента одной ТС вместе, то по определению, вместо двух рисуем один черный ящик. Примеры:

" вертолет можно представить как

o горизонтальный пропеллер плюс черный ящик

o (горизонтальный пропеллер и хвостовой пропеллер) плюс черный ящик

o (горизонтальный пропеллер и хвостовая струя воздуха вбок) плюс черный ящик

o …

" самолет можно представить как

o два крыла плюс черный ящик

o …

Обучение:

Можно разработать упражнения для тренировки такого видения, когда объект представляется в следующем виде: то, что выбрал для рассмотрения плюс черный ящик

Все черные ящики по определению совместимы и согласованы друг с другом

в результате объединения любого количества черных ящиков опять получается один черный ящик; они как бы все исчезают внутри одного самого большого черного ящика.

Благодаря понятию "черный ящик" на первом этапе работы гибридизация превращается в простое слияние любого количества систем в одну систему, в которой все необходимые нам подсистемы соединены друг с другом через черный ящик

Работа с материалом

Вначале надо собрать все картинки и тексты описывающие ТС

Каждую картинку обработать, выделяя в ней ту подсистему, которая годится без поправок и улучшений. Далеко не для каждой из существующих ТС это легко сделать, потому что в угоду компромисному соединению многие подсистемы изуродованы и обчекрыжены

Второй заход работы с этой же популяцией ТС - это выбор нужной тебе подсистемы и доведение ее до максисмального улучшения в ущерб целой системе. Главное, чтобы эта подсистема в таком виде действительно хорошо работала. После этого вся остальная часть системы превращается в черный ящик

Что интересно - мы таким образом вначале до гибридизации, "на чужом поле" за счет чужих ресурсов придумываем как улучшить одну подсистему и рассматриваем всю систему как питательную среду для нужной и подходящей нам подсистемы

После того как мы собрали популяцию промежуточных "производителей" каждый из которых описан как одна подсистема плюс черный ящик начинаем их объединять

Сравнение теста Роршаха и "работы с визуальным ресурсом"

Тест Роршаха

Тест Роршаха заключается в том, что испытуемый глядя на изображение пятна неопределенной формы мысленно достраивает его и опознает в нем некие образы. Утверждают, что при этом человек видит образы, которые отражают то, что подсознательно его беспокоит.

Я приведу два интересных фрагмента из работ, в которых обсуждается тест Роршаха

Первый фрагмент взят из публикации (http://www.aquarun.ru/med/dmb/pril1p1.html)

Шаманский проективный тест очень похож на широко используемый сегодня в клинической психологии тест, известный как тест Роршаха. Суть теста Роршаха, известного еще как тест чернильных пятен, заключается в том, что пациенты смотрят на серию чернильных пятен и описывают то, что они видят. Как шаманский, так и тест Роршаха - оба основываются на тенденции ума из неопределенных изображений структурировать лично значимые образы. Эти образы особенно соотносятся с мотивами и эмоциями, действующими в данный момент. Ум проецирует символические репрезентации этих мотивов и эмоций на неопределенные, неясные, двусмысленные изображения.

Изображения, в зависимости от состояния ума испытуемого, представляются волнующими или спокойными, несущими угрозу или любовь, грешными или святыми. Эти тесты наглядно подтверждают древнюю мудрость евреев и греков, заметивших по этому поводу: "Мы видим вещи не такими, какими они являются, а какими являемся мы сами" и "Людей волнуют не вещи, а представления о них". Они подтверждают также истинность более позднего высказывания, принадлежащего Карлу Юнгу: "Проекции превращают мир в копию нашего собственного, неизвестного нам лица".

Шаманский проективный тест на первый взгляд кажется простым. Пациент, у которого есть вопрос или проблема, находит камень и приносит его шаману. Шаман просит пациента сосредоточиться на вопросе, рассматривать камень и сообщать обо всех образах, которые он увидит. После того как описание полностью завершено, шаман просит пациента сказать, какие ответы на вопрос эти образы подсказывают.

Прелесть этой техники заключается в ее простоте и мощной способности вскрывать бессознательные мотивы. Даже в наши дни она может принести огромную пользу, и уже многие западные медики и психологи убедились в ее эффективности

Второй фрагмент (http://www.bekhterev.org/Opisan_Popsh.doc):

Теоретической основой теста Роршаха на основе Интегративной Системы является экспериментально подтвержденная концепция проблемно-решающего поведения.

В соответствии с этой концепцией в ходе исследования данным методом моделируются различные сложные проблемные ситуации и регистрируются решения этих ситуаций испытуемым. Так как решения испытуемого отражают различные стороны его личности, то можно говорить о том, что в плане валидности метод Роршаха представляет собой генератор информации о различных аспектах функционирования личности в проблемной ситуации…

Показатели данного метода комплексно отражают эффективность функциональной адаптации субъекта к различным ситуациям. В этом состоит специфическая особенность получаемых с помощью метода данных. Его показатели отражают не просто личностные особенности испытуемого, а именно такие, которые оказывают прямое влияние на процесс принятия решения и адаптации к проблемной ситуации…

С помощью данного метода могут определяться как различные психологические переменные, влияющие на эффективность взаимодействия с проблемной ситуацией, так и оцениваться общий уровень эффективности проблемно-решающего поведения.

На основе полученных данных возможно с большой долей вероятности прогнозировать функционирование индивида в тех или иных проблемных и стрессовых ситуациях. Наконец, показатели метода позволяют описать основные сферы личности испытуемого, выделить наиболее значимые психологические особенности и концептуализировать полученные данные в виде функционального психологического диагноза

"Лечение" изобретателя

Если изобретель пытается мысленно увидеть решение изобретательской задачи и у него не получается, то его подсознание явно озабочено. Вот и надо рассматривать изобретателя как "невротика" обеспокоенного не понятно чем, но понятно на какую тему. Надо дать ему подсказки, не вербализованные, но нарисованные в виде картинки для достройки. Когда он увидит искомые образы, ему сразу станет легче

Другими словами, если идея близка, но ее не удается поймать, то она человека мучает и беспокоит. Поэтому разглядывая и интерпретируя картинку, на которой нарисовано нечто близкое к тому, о чем он думает, человек придумает и свою идею.

В этом смысле работа с визуальным ресурсом это лечебная процедура

Причины беспокойства больного выявляет врач, потому что больной сам не может. После того как диагноз поставлен, образы, которые больной придумал не нужны. В этом смысле изобретатель работающий с визуальным ресурсом - сам себе врач и диагноз ему не нужен, цель его работы именно новые идеи и образы

Популяция визуальных ресурсов

Никто не знает, что именно есть у изобретателя в подсознании, поэтому одной картинки, одного визуального ресурса не достаточно - нужна целая популяция картинок мало отличающихся друг от друга. Какая-нибудь да сработает

Идеология работы с банком визуальных ресурсов опирается на то, что в голове у изобретателя уже есть заготовки или зародыши идей, но они недооформлены. Причем речь идет не о разрозненных мелких идеях, а о синтезе целой системы, в которой разные части соединены друг с другом концептуально в целостную структуру и согласовано взаимодействуют, обеспечивая выполнение определенной функции.

Когда речь идет о конкретных решениях, позволяющих преодолеть проблему, например, устранить недостаток или поломку, такой способ едва ли будет эффективным. В таких случаях скорее нужны аналитические подходы

Неоднозначность интерпретации визуального ресурса

Таким образом, преимущество картинки, благодаря которому она превращается в визуальный ресурс - это "неоднозначность интерпретации"! Обычно это рассматривают как недостаток и компенсируют его текстом, который объясняет рисунок.

Это противоречие:

" полностью не понятная картинка не рождает идей, потому что ничего не понятно

" полностью понятная картинка не рождает новых идей, потому что подробности убивают все возможные отклонения

Тест Роршаха это клиническое использование этого феномена, а визуальный ресурс его применение для изобртательства.

Визуальный ресурс это стимулятор для придумываения популяции вариантов и импровизаций на заданную тему. Любая идея существует в виде популяции возможных вариантов исполнения и воплощения этой идеи. Чертеж с текстом убивает все варианты, кроме одного, представленного на чертеже.

Разные стили и цели представления визуальной информации

Возможны разные стили представления визуальной информации

" Точные чертежи с текстовыми объяснениями обеспечивающие точность и однозначность воплощения идеи

" Слайдовые презентации, цель которых - передача информации наиболее компактным и быстрым способом. При этом максимально используются отсылки к информации, которая слушателю уже извстна

" У визуального ресурса другая цель - существующую картинку, описывающую некое воплощение некого набора идей, надо использовать для того, чтобы продвинутся дальше и придумать свою новую идею.

В последнем случае, даже если человек глядя на визуальный ресурс, не поймет, что это такое и как работает, но придумает свой новый вариант, который будет принадлежать ему, то цель достигнута.

В первом и втором случае главная цель в другом, цель - точное понимание того, что представлено

Некоторые моменты в изображении визуального ресурса

" Не должно быть надписей и подписей объясняющих детали

" Изображение должно быть нечто среднее между чертежом и общим видом, не надо мелких деталей

" Должен быть общий стиль, который объединяет детали одного класса и создает основу для подсознательных попыток объединить эти детали в целое Это хорошо делает цвет, который легко распознается

Заключение. Вспомним о живых системах

Я начинал эту книгу с декларации интереса к сравнению эволюции техники и жизни. До сих пор в этой части я обсуждал только технические системы, и у меня уже не осталось никакого другого места, кроме заключения, для того чтобы немного затронуть живые системы.

В первой части при обсуждении понятия ПТИ-ПТС я упоминал атомы и гены как элементарные единицы и прямым текстом утверждал, что атом это ПТИ-ПТС, а про ген умолчал.

После того как в этой части мы подробно обсудили понятия макро- и микро- эволюция технических систем можно вернутся к вопросу о генах. С чем сравнивать гены живой клетки, которые в то же время прекрасно работают в составе вирусов, которые уже были названы в этой книге техническими системами?

Я думаю, что наилучшим будет сопоставление ПТИ не с одиночным геном, а с группой взаимодействующих генов, которые описывают некое "биологическое явление природы".

Забегая вперед, я рискну указать на возможности построения биологического аналога понятия ПТИ.

В качестве первого шага надо будет проработать идею существования "простых генетических идей", которые представляют собой комбинацию генов и регуляторной ДНК (участки ДНК, которые в состав гена отвечающего за синтез определенного белка не входят, но участвуют в регуляции работы разных генов), взаимодействие которых обеспечивает качественно новый эффект.

Другими словами, надо проверить идею, что "простая генетическая идея" (аналог простой технической идеи) представляет собой программу воспроизведения определенной последовательности преобразования молекул теми средствами, которые есть в живой клетке, при условии, что реализация этой программы дает результат недостижимый при разрозненной работе тех же генов.

Например, уже лет тридцать известный, так называемый, "двухоперонный молекулярный триггер" может оказаться одной из таких "простых генетических идеей".

В рамках такого подхода, появление в геноме новой "простой генетической идеи" является причиной макроэволюции генома и организма, аналогично тому как изобретение новой ПТИ-ПТС является актом макроэволюции технической системы.

Кроме того, при таком подходе можно предположить, почему исследователям макроэволюции жизни не удается найти так называемые промежуточные формы организмов. Их и не должно быть. Должны быть промежуточные формы "генетических идей", представляющие собой попытки построить или, другими словами, открыть новую "простую генетическую идею".

Это значит, образно говоря, что в геноме среди прочего записана также "программа выполнения научной работы по перебору разных комбинаций совместной работы групп генов и отслеживания последствий". Другими словами, промежуточные формы должна искать не наука палеонтология, а наука геномика и искать их в виде "недоделанных" групп взаимоотношений между генами.

В этом месте уместно привести аналогию с электроникой. Мало иметь набор необходимых деталей радиоаппаратуры, надо правильно соединить их в работающую схему.

Точно также, можно предположить, что в геноме возникновение новых "простых генетических идей" происходит не столько за счет построения новых генов, сколько за счет поиска и открытия новых комбинаций связей между генами.

Трудно удержаться и "не примазаться" к этим результатам со своей гипотезой о "простых генетических идеях". Согласно ей различия в сложности эволюционно далеких организмов возникли за счет различий в наборах "простых генетических идей", построенных из практически одного и того же набора генов (подробнее об этом в главе 15).

Продолжение следует


Главная    Теория    Эволюция и изобретатель