Главная    Конференция    Диалектика как метод познания процесса развития общества

Диалектика как метод познания процесса развития общества

Евгений Маслов

e-mail: masloff@post.afps.chel.su

июнь-июль, 2004 г., г. Челябинск

(начало)

Существуют ли объективные законы развития отдельных общественных организмов и общества в целом? Если, да, то как выявлять и исследовать эти законы? Какую методику исследования выбрать? Что такое диалектика? Как использовать диалектику как метод познания процессов развития общественных организмов? Законы развития технических систем - подчинены ли они также диалектическим принципам развития? Является ли политическая

экономия наукой? Что и как изучает политическая экономия? У кого и как учиться диалектике?

Марк Твен рассказывает...

За яркой иллюстрацией для освещения вышеперечисленных вопросов обратимся к знакомому многим с детства американскому писателю Марку Твену. В молодости он был лоцманом, и даже его псевдоним происходит от выражения "mark twain"- "отметь два", которое применялся речниками на Миссисипи для обозначения глубины фарватера в две морские сажени (двенадцать футов). Это достаточная глубина для прохождения самых больших речных судов.

Миссисипи - основная транспортная артерия для огромной части страны. До появления пароходов сельскохозяйственные продукты со всей долины реки сплавлялись вниз по течению на больших баржах. Вверх по течению суда приходилось тянуть бечевой. Дорога в оба конца занимала порою весну, лето и осень. Пароходное движение вызвало подъем сельского хозяйства на всем протяжении Миссисипи. Пароходные линии стали нуждаться в лоцманах, капитанах, матросах. Река стала источником существования для тысяч и тысяч людей.

В книге Марка Твена "Жизни на Миссисипи" прославлена "великая лоцманская наука". Труд и знания лоцманов оплачивались в те времена очень хорошо, а самые маститые получали просто фантастические деньги.

Привилегированное положение, в котором оказались лоцманы в канун Гражданской войны в США, было, разумеется, временным и объяснялось сложившимися тогда обстоятельствами. Пароход в тех краях еще был единственным дешевым средством транспорта на большие расстояния, а Миссисипи еще не оборудовали сигналами - бакенами, необходимыми для вождения судов. Лоцманы же знали фарватер реки, умели читать ее язык, по каким-то секретным признакам определять, новообразовавшуюся мель. К тому же русло Миссисипи очень изменчивое, и немало судов садилось на мель в тех местах, где еще в прошлом году проходил фарватер. Опытные лоцманы, знавшие реку, были наперечет. А в прибрежных городках не было мальчишки, не мечтающего стать крутым лоцманом. Марк Твен в своей книге упомянул "об организации, созданной некогда лоцманами для защиты своих интересов. Она была тем замечательна и любопытна, что стала одной из самых спаянных, крепких и деловых коммерческих организаций, когда-либо создававшихся людьми.

Долгое время оклад лоцмана равнялся двумстам пятидесяти долларам в месяц; но, как ни странно, с увеличением числа пароходов и с ростом торговли оклады стали постепенно падать.

Причину угадать нетрудно. Слишком много лоцманов было "настряпано". Каждому было приятно иметь "щенка" - рулевого, который годика два бесплатно делал самую трудную работу, в то время как его учитель сидел на высоком табурете и курил; у всех капитанов и лоцманов были сыновья и племянники, желавшие стать лоцманами". Получилось так, что почти у каждого лоцмана на реке был свой рулевой и вот эта постепенно

"...растущая стая новых лоцманов стала сбивать цены, чтобы заполучить место. Рыцари штурвала, по-видимому, слишком поздно поняли свою ошибку. Было ясно, что надо что-нибудь предпринять, и притом поскорее; но что же можно было сделать?

Сплоченная организация. Только она могла помочь. Но создать ее казалось немыслимым... Но в конце концов с десяток самых смелых и частью самых лучших лоцманов решились на этот шаг и взяли на себя весь риск. Они получили специальное разрешение на организацию облеченного широкими полномочиями общества под названием Лоцманская ассоциация взаимопомощи, выбрали правление, собрали капитал, определили размер оклада для членов Ассоциации в двести пятьдесят долларов в месяц и разъехались по домам, так как их всех немедленно уволили...

Однако в их уставе были две-три незаметные, пустяковые статьи, в которых крылся залог роста этой Ассоциации. Например, каждый член союза, имевший хорошую репутацию, получал во время безработицы пособие в двадцать пять долларов в месяц...

Вдовы членов союза получали - в том случае, если умерший пользовался хорошей репутацией, - также двадцать пять долларов в месяц и некоторую сумму на каждого ребенка. Кроме того, Ассоциацией оплачивались расходы по похоронам...

Мало-помалу все бесполезные, беспомощные лоцманы и с десяток первоклассных вошли в Ассоциацию, а девять десятых лучших лоцманов не вошли в нее и над ней потешались".

Однако подошел зимний сезон интенсивного судоходства, и количество торговых сделок увеличилось. "На лоцманов сразу появился громадный спрос, не соответствовавший предложению... Горькую пилюлю пришлось проглотить капитанам и судовладельцам, когда они увидели себя вынужденными принимать на работу членов Ассоциации, но иного выхода не было..."

Вскоре посмеиваться могли только судовладельцы и команды тех пароходов, где лоцманы были не членами Ассоциации.

"Но их триумф длился недолго. И вот почему: одно из строжайших правил Ассоциации гласило, что ее члены никогда, ни при каких обстоятельствах не должны давать информацию о фарватере "посторонним". К этому времени половина пароходов обслуживалась исключительно членами союза, а другая только исключительно "посторонними". На первый взгляд казалось, что если разговор идет о запрещении давать сведения, то обе партии окажутся в одинаковых условиях. Но дело обстояло иначе. В каждом большом городе, по всей реке, пароходы причаливали не непосредственно к пристани, а к специальной "причальной барже". В ней складывался груз для транспорта, а в каютах ее ночевали ожидающие пассажиры. На каждой такой барже-пристани правление Ассоциации поместило ящик, типа почтового, с особым замком; такие замки употреблялись исключительно почтовым ведомством Соединенных Штатов. Это был замок почтовых сумок, неприкосновенный государственный атрибут. После долгих просьб и уговоров правительство разрешило Ассоциации ввести у себя такие замки. Каждый член Ассоциации имел ключ, отпирающий упомянутые ящики... От секретаря Ассоциации каждый член союза получал пачку прямо-таки роскошных бланков - на отличной бумаге..."

В этих бланках во время рейса изо дня в день необходимо было заполнять информацию о переходах, промерах, знаках и опускать их в ящики на баржах-пристанях.

"Представьте себе все преимущества этой замечательной системы на реке в тысячу двести, тысячу триста миль длиной, русло которой ежедневно меняется. Лоцману, вынужденному раньше довольствоваться тем, чтобы видеть мель раз или два в месяц, теперь помогала сотня зорких глаз, наблюдавших за нею, и великое множество умных голов, - все сочлены по Ассоциации подсказывали ему, как обойти трудное место. Вся информация была совершенно свежей, не более чем суточной давности...

Но "посторонним" пришлось туго...

С неумолимой логикой последовали результаты: "посторонние" стали сажать суда на мель, топить их, вообще влипать во всяческие неприятности, тогда как с членами Ассоциации никаких аварий, как нарочно, не случалось. Поэтому даже судовладельцы и капитаны, которые комплектовали свои суда исключительно "посторонними" и прежде считали себя совершенно от Ассоциации независимыми, разрешая себе утешаться бахвальством и насмешками по ее адресу, - теперь стали чувствовать себя несколько неуютно. И все-таки они продолжали делать вид, будто это их нимало не касается, покуда не наступил роковой день, когда каждому капитану в отдельности формально предписано было немедленно рассчитать "посторонних" и взять на их места членов Ассоциации. Но кто же осмелился так поступить? Увы, это исходило от сил, стоявших за официальной властью и, пожалуй, более мощных, чем сама власть. Это сделали страховые компании!

Не время было "бряцать оружием". Каждому "постороннему" пришлось незамедлительно убраться с вещами на берег. Конечно, все решили, что Ассоциация столкнулась со страховыми компаниями, но это было неверно. Просто страховые компании поняли превосходство системы "бюллетеней", поняли, насколько она обеспечивает безопасность, и решили это дело между собой на чисто деловых основаниях.

Теперь лагерь "посторонних" наполнился стоном... Но делать было нечего - для них оставался только один выход, и они пошли на это. Они приходили попарно и группами... и просили принять их в члены Ассоциации..."

Через короткое время "посторонних" больше не было ни одного.

"...Появилась статья устава, запрещавшая брать "щенков"-учеников в течение пяти лет, после чего должно было быть принято ограниченное количество - и не отдельными лицами, а всей Ассоциацией - на следующих условиях: кандидату должно быть не меньше восемнадцати лет; он должен происходить из хорошей семьи и иметь хорошие рекомендации; он должен сдать экзамен по общеобразовательным предметам и внести тысячу долларов аванса за право стать учеником; он должен находиться в распоряжении Ассоциации, пока многие ее члены (кажется, чуть ли не больше половины) не согласятся подписать его прошение о выдаче ему лоцманского аттестата.

Все ранее принятые ученики теперь были отобраны от своих патронов и поступили в распоряжение Ассоциации. Председатель и секретарь распределяли их по своему усмотрению на тот или другой пароход и переводили с одного судна на другое, согласно выработанным правилам. Если лоцман мог доказать, что он по состоянию здоровья нуждается в помощнике, с ним отправляли такого "щенка".

Рос список вдов и сирот, но росла также и финансовая мощь Ассоциации. Ассоциация пышно провожала своих умерших и хоронила их на свой счет. Когда требовалось, Ассоциация посылала своих людей по всей реке - искать тела братьев, погибших во время аварии; иногда такие поиски обходились в тысячу долларов.

Ассоциация добыла разрешение и занялась страхованием. Она страховала не только жизнь своих членов, но отважилась и на страховку пароходов.

Организация казалась несокрушимой. Это была самая неуязвимая монополия в мире. По закону Соединенных Штатов, ни один человек не мог стать лоцманом без подписи на его прошении двух дипломированных лоцманов, а теперь не существовало вне Ассоциации никого, кто мог бы дать такую подпись. Поэтому прекратился выпуск новых лоцманов. Каждый год кто-нибудь умирал, другие выходили из строя по возрасту и по состоянию здоровья, а новых на смену не было. Со временем Ассоциация могла бы повысить оклады до любой суммы по своему усмотрению;

и пока она не дошла до того, чтобы вынудить правительство изменить систему лицензий, владельцы судов должны были подчиняться, так как выхода не было...

Лоцманская ассоциация стала крепчайшей монополией чуть ли не из всех существующих; она казалась прямо-таки непоколебимой. И все же дни ее славы были сочтены. Во-первых, новая железная дорога, проходившая через штаты Миссисипи, Теннесси и Кентукки к северным железнодорожным центрам, начала отвлекать пассажирское движение от пароходов; потом пришла война и почти совершенно уничтожила пароходный промысел на несколько лет, оставив большинство лоцманов без работы при все растущей дороговизне жизни;... и, наконец, железные дороги вторглись повсюду, и по окончании войны пароходам почти нечего было делать, если не считать перевозки грузов. В ту же пору какой-то гениальный человек с Атлантического побережья придумал способ вести двенадцать грузовых барж за кормой паршивенького буксирчика, - и тогда в одно мгновенье ока и Ассоциация и благородное искусство лоцмана стали мертвым прошлым, трогательным воспоминанием"

Почему рассказ об Ассоциации был выбран в качестве примера?

Во-первых. Этот рассказ позволяет ярко проиллюстрировать закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Он был сформулирован К. Марксом в предисловии "К критике политической экономии" и по существу является одним из основных в материалистическом понимании истории. Рассказ Марка Твена позволит нам наполнить этот закон реальным содержанием и позволит придти к интересным обобщениям.

Во-вторых. Нам необходимо будет провести детальный анализ процесса развития (возникновения, становления и падения) Ассоциации, как общественного организма. Выберем в качестве инструмента (метода) нашего анализа диалектическую теорию развития, тем более наш пример этому благоприятствует. Это не будет простым пересказом истории другими словами, это будет действительно анализ, с помощью которого мы увидим гораздо больше, чем нам показал Марк Твен.

Главные особенности ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ отражены в основных законах ДИАЛЕКТИКИ - ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Существенную характеристику процессов развития составляет время.

Всякое развитие осуществляется в реальном времени. И только время выявляет направленность развития.

В-третьих. Использование инструментов диалектики, в виде ее трех законов, позволит нам раскрыть в нашей истории об Ассоциации лоцманов суть возникновения и преодоления противоречий, как источника любого развития. А также выявить связь между изменениями в производительных силах и соответственно изменениями в производственных отношениях.

Но, прежде всего, определимся о понятиях и наполним их предметным содержанием.

Возникновение Ассоциации лоцманов. Устав

Что в истории, так подробно рассказанной Марком Твеном, являются производительными силами, а что производственными отношениями?

Производительные силы - это всегда люди, овладевшие силами и явлениями природы.

Для того чтобы производить, необходимы орудия производства, то есть инструменты, машины, средства транспорта и т. п. Однако орудия производства сами по себе ничего не производят. Именно люди изготовляют орудия производства и используют их. Без людей, обладающих навыками изготовлять и использовать орудия производства, невозможно производство.

Поэтому производительные силы состоят из а) орудий производства и б) людей, обладающих производственным опытом и навыками к труду и использующих эти орудия производства.

То есть лоцманы с их знанием и опытом, ученики лоцманов - это главные производительные силы нашей истории. Вещественные элементы наших производительных сил - это пароходы. Мы к ним еще позднее вернемся.

Люди не изготовляют и не используют орудий производства, равно как не приобретают и не применяют производственный опыт и навыки к труду, не вступая при этом во взаимные отношения. Изготовляя и используя орудия производства, приобретая и применяя производственный опыт и навыки к труду, люди вступают в отношения друг с другом, посредством которых они объединяются и организуются в процессе общественного производства.

Производственные отношения нашей истории - это система отношений сложившаяся:

- между лоцманами и их учениками;

- между лоцманами и судовладельцами, как собственниками;

- между судовладельцами и страховыми компаниями.

Каждая пара этих отношений характеризуются единством и противоположностью интересов сторон, которые в них участвуют.

Существует латинская пословица "Cui prodest?" ("Кому выгодно?"). Этот вопрос задают, когда хотят разобраться в запутанном деле, выяснить побудительные мотивы действий, понять, чьи интересы скрываются за совершенными поступками.

Итак, что мы имеем? Нами выявлено два взаимосвязанных ряда различных отношений. Отношения людей к природе - производительные силы. Отношения людей друг к другу (производственные отношения), в которые они вступают в процессе общественного производства.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИСХОДИЛИ ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИИ В НАШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ: В ЧЕМ ИХ ИСТОЧНИК И ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ?

Основной движущей силой развития производительных сил является естественное стремление человека - это облегчение условий своего труда. Но это не просто стремление - а противоречие, заключенное между желанием облегчить свой труд и желанием достичь большего результата.

Это развитие производительных сил, включая развитие людей, как наиболее важного элемента производительных сил, составляет коренную причину всего общественного развития.

Из чего оно проистекает?

Оно проистекает из того, что люди постоянно стремятся покорить природу. Это проистекает из основной противоположности между человеком и природой, которая возникает с того самого момента, когда люди

начинают изготовлять орудия и сотрудничать между собой, используя эти орудия, то есть с момента рождения человечества.

Люди, желая лучше жить, стремятся улучшить свое техническое мастерство, свои орудия и свои навыки к труду - иначе говоря, свои производительные силы. Отсюда "наиболее подвижным и революционным элементом производства" являются производительные силы.

Изменение и развитие производства никогда не начинается с изменений в производственных отношениях, оно всегда начинается с развития производительных сил. Только тогда, когда возникают новые производительные силы, люди начинают чувствовать необходимость изменения производственных отношений.

Не были исключением и лоцманы - "каждому было приятно иметь "щенка" - рулевого, который годика два бесплатно делал самую трудную работу, в то время как его учитель сидел на высоком табурете и курил".

Что же было источником развития наших производительных сил? Этим источником было развитие производственных отношений между лоцманами и их учениками. Интерес первых - это облегчение условий своего труда. Личное тщеславие не в счет, тем более ученикам приходилось лоцманам еще и приплачивать "за науку". Интерес вторых - получить в будущем высокооплачиваемую работу.

Со временем недостаток в лоцманах был удовлетворен - слишком много их было "настряпано". Бывшие ученики стали конкурентами лоцманам при найме на работу. И этот изменившийся уровень развития производительных

сил пришел в противоречие с другой стороной производственных отношений. Между лоцманами и судовладельцами. Интересы первых были в сохранении высоких заработков. Интересы вторых были прямо противоположны - нанять лоцманов как можно дешевле.

Противоречие требовалось устранить. Инициатива должна была исходить от лоцманов, так как, прежде всего, пострадали их интересы. Что для этого было необходимо? Нужно было изменить производственные отношения таким

образом, чтобы они соответствовали теперешнему уровню развития производительных сил. Так и возникла Ассоциация - объединение лоцманов. Был принят Устав. В этом Уставе и были письменно закреплены условия новых производственных отношений.

Прежде чем приступить к рассмотрению тех новых качеств, которые возникли в производственных отношениях лоцманов, объединившихся в Ассоциацию, отвлечемся и сделаем несколько существенных замечаний.

Во-первых. Обратим внимание на диалектическую сторону процесса развития. А именно рассмотрим развитие как процесс перехода количественных изменений в качественные. А также развитие как процесс возникновения и преодоления противоречий.

Количественное увеличение числа лоцманов привело к новому качеству производственных отношений, а именно созданию Ассоциации. Следовательно, процесс развития с диалектической точки зрения, надо понимать не как простой процесс роста, а как такой процесс, в котором количественные изменения ведут к открытым, коренным качественным изменениям. Мы говорим о развитии в том случае, когда шаг за шагом возникает что-то новое.

Требования лоцманов, объединенных в союз, судовладельцам пришлось учесть. Результат объединения лоцманов можно сравнить с рекой, вбирающая в себя бесчисленные ручейки, сливающиеся в мощный поток, с силой которого приходится считаться. Произошло отрицание старых производственных отношений, и они были заменены новыми.

Что диалектика подразумевает под отрицанием? Когда диалектика говорит об отрицании, она имеет в виду не всякое отрицание, а лишь такое, которое служит предпосылкой, условием дальнейшего развития. Будучи условием развития, отрицание есть вместе с тем выражение беспрерывности, преемственности развития, связи между различными стадиями и моментами развития, между тем, что отрицается, и тем, что отрицает. Это важнейшая сторона отрицания. Диалектическое отрицание нельзя понимать как разрыв в развитии, отрицание связи между старым и новым. Связь между ними имеется уже в силу того, что новое рождается не из ничего, а только из старого. Ассоциация родилась в лоне развившихся производительных сил.

Диалектическое понимание отрицания ничего общего не имеет со скептицизмом и нигилизмом, которые подвергают все сомнению и не видят ничего положительного в том, что было и что есть, а все рисуют мрачными красками.

Обратим также внимание еще на один вопрос.

МОГЛО ЛИ РАЗВИТИЕ НАШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ПЕРЕЙТИ В СОБСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, ТО ЕСТЬ СТАТЬ ТОРМОЗОМ В РАЗВИТИИ?

Можно было бы ответить положительно, и зачатки этого были, так как "у всех капитанов и лоцманов были сыновья и племянники, желавшие стать лоцманами". Увеличение числа лоцманов могло бы привести к профанации этой престижной профессии. Но этого не случилось, так как возникшая Ассоциация ограничила доступ в свои ряды новичков. Но, я думаю, этого не произошло бы и без возникновения Ассоциации. Сдерживающим фактором

тогда бы выступили производственные отношения между лоцманами и судовладельцами. Судовладельцы вряд ли рискнули бы нанять для этой ответственной работы плохо подготовленного человека, пусть даже и собственного сына или племянника, а если бы это был посторонний - не решились бы даже и за низкую заработную плату. Себе дороже.

Во-вторых. Условия новых производственных отношений были закреплены в документе - Уставе.

Оказывается так, что на определенном этапе развития производительных сил возникает потребность документального закрепления производственных отношений - придать юридическую силу всем сторонам экономических отношений между людьми. Отразить интересы сторон и ограничения этих интересов. Но это уже мы затрагиваем область права. А если быть более точным - область гражданского права.

Таким образом, понятие производственных отношений вбирает в себя и всю правовую сторону, которая отражается в законотворчестве. Не следует подменять производственные отношения только юридическими законами.

В-третьих. Также и мораль, как и право - общественная надстройка, всего лишь следуют за изменениями в базисе - производственных отношениях в обществе.

Вполне можно представить себе, как изменялась мораль лоцманов.

До создания Ассоциации не было никаких запретов на информирование коллег о новых особенностях реки, требование помогать каждому лоцману закреплялось требованиями морали.

А после создания Ассоциации возникла новая ситуация - члены Ассоциации перестали делиться информацией с посторонними коллегами, хотя бы это и противоречило ранее принятой морали. Но, изменившиеся производственные отношения неизбежно сделали старую мораль устаревшей и ввели новую, согласно которой рассказывать о мелях и особенностях реки можно было только своим.

Если у нас есть идеи об абсолютных критериях хорошего и плохого, верного и неверного, добродетели и порока, то эти идеи суть отражения не какого-либо объективно существующего свойства тех или иных лиц или действий, а продуктом определенных производственных отношений, в которые люди вступили и в рамках которых протекает их личная деятельность. Не удивительно поэтому, что суждения о морали меняются по мере того, как происходят коренные сдвиги в производственных отношениях.

"...люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, - писал Энгельс, - т. е. из экономических отношений, в которых происходят производство и обмен ...всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества" (Ф. Энгельс "Анти-Дюринг").

Таким образом, существуют глубинные, лежащие в основе процесса общественного производства отношения - это базис - отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства и надстройка, прочие отношения (например, право и мораль) в обществе, которые тем или иным образом оформляют, закрепляют производственные отношения и всецело зависят, определяются ими.

Становление Ассоциации лоцманов

... ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой
определяется материальными условиями жизни вашего класса

К. Маркс "Манифест Коммунистической партии"

Какое качество получили старые производственные отношения, и какие возникли новые после создания Ассоциации и отраженные в ее Уставе?

Между Ассоциацией и правительством.

От правительства было получено разрешение на использование особых замков, которые закрывали ящики на баржах-пристанях.

Получение Ассоциацией лицензии на страхование членов союза и пароходов. Этот вид деятельности должен был делать Ассоциацию с каждым годом финансово все сильнее и независимей.

Какие выгоды были от этого вида деятельности для Ассоциации, судовладельцев и для общества в целом? Лоцманы, входившие в союз, были напрямую заинтересованы в бережной эксплуатации пароходов, сохранении их в целости и сохранности, а также в повышении собственного мастерства и развитии взаимовыручки. Потому что в случае аварии, выплаченная судовладельцу страховая премия уводила деньги из общего фонда страхования, который был в ведении Ассоциации. Можно смело предположить, что существовали определенные выплаты лоцманам, работающим "безаварийно". Судовладелец, платя страховку и нанимая лоцмана из Ассоциации, был за того уверен, потому что последний относился бы к пароходу как своему собственному. Не было у лоцманов и интереса "протаскивать" в свою компанию непрофессионалов, будь те хоть трижды свои.

Подобная система экономического стимулирования сама по себе очень интересна и требует дальнейшего изучения, когда результаты труда напрямую зависят от профессионально исполненного Дела. Подобный подход может стать одним из мощных источников развития производительных сил общества;

Между членами Ассоциации.

Обмен и использование информации о фарватере с помощью системы "бюллетеней". Следует заметить, что эта

система, обеспечивающая безопасность - это та качественно новая черта, которая характеризует развитие наших производительных сил, когда обмен информацией был превращен с хорошо отработанный и слаженный механизм;

Между Ассоциацией и судовладельцами.

Определялся размер оклада для членов Ассоциации.

Между членами Ассоциации и "посторонними".

Запрещение давать информацию о фарватере.

Между Ассоциацией и учениками.

Усложнилась процедура вступления в Ассоциацию в качестве ученика лоцмана. Ни один человек не мог стать лоцманом без подписи на его прошении двух дипломированных лоцманов;

Между Ассоциацией ее членами и их семьями.

Внесение членами союза ежемесячных денежных взносов. Выплата пособий по безработице. Финансовая помощь вдовам и сиротам.

Изменившийся уровень в развитии производительных сил - становление и укрепление Ассоциации - пришел также в противоречие с другой стороной производственных отношений: между судовладельцами и страховыми компаниями. "Страховые компании поняли превосходство системы "бюллетеней", поняли, насколько она обеспечивает безопасность..." Это уже было в их интересах. Проблема разрешена была просто - "каждому капитану в отдельности формально предписано было немедленно рассчитать "посторонних" и взять на их места членов Ассоциации".

А теперь вспомним еще раз все существующие до возникновения Ассоциации

производственные отношения - это отношения между лоцманами и их учениками; между лоцманами и судовладельцами, между судовладельцами и страховыми компаниями.

Изменилась абсолютно вся система старых производственных отношений, то есть пришла в соответствие с новым уровнем развития производительных сил в лице Ассоциации.

Причины падения Ассоциации лоцманов. Создание акционерных обществ

Начнем с небольшой экскурсии в историю техники, когда человек научился подчинять себе силу пара, и как результат этого производительные силы общества получили в свое распоряжение пароход и паровоз.

Паровая машина как универсальный двигатель впервые создана Дж. Уаттом в 1774-1784 годах.

Будучи первым и до конца 19 в. практически единственным универсальным двигателем, она сыграла исключительную роль в прогрессе мировой промышленности и транспорта.

Развитие паровой машины шло в нескольких направлениях. Это создание: стационарных паровых машин для фабрично-заводских предприятий и электростанций; паровозных - для железнодорожного транспорта; судовых

- для торговых судов и военных кораблей; локомобилей для нужд сельского хозяйства и местной промышленности.

Главной сферой промышленного переворота первоначально являлись хлопчатобумажная и шерстяная промышленность.

С конца 90-х гг. 18 в. в текстильной промышленности стал широко использоваться запатентованный в 1784 паровой двигатель "двойного действия" Дж. Уатта.

В 1807 году Роберт Фултон создал первый в мире пароход. А первый паровоз в США был создан Дж. Стефенсоном - в 1814 году. И только в 1830 году была открыта первая железная дорога в США.

Как так произошло, что старт промышленному перевороту на основе паровых машин был дан одновременно для всех направлений, а система перевозок, основанная на судоходстве и так романтично описанная Марком Твеном, хоть и не значительно, вырвалась вперед, по сравнению с железнодорожным транспортом на паровозной тяге?

Во-первых. Железнодорожный транспорт - это результат длительного процесса развития сети железных дорог.

Во-вторых. Организация строительства железных дорог требовала от капиталиста громадных капиталовложений, значительно превышающих как собственный капитал, так и те заёмные средства, которые он мог привлечь. Даже строительство небольшой ветки было под силу лишь отдельным миллионерам.

Потребовалось изменить производственные отношения в обществе между капиталистами, чтобы разрешить противоречие между тенденцией ко всё большему расширению предприятий и ограниченностью индивидуальных

капиталов.

Это противоречие разрешилось путём образования акционерных обществ, которые объединили индивидуальные капиталы капиталистов-пайщиков (акционеров) в один ассоциированный капитал. Громадная централизация

капитала в акционерных обществах позволила организовать крупные предприятия, требующие капитальных вложений, которые не по силам отдельным капиталистам.

Акционерные общества стали господствующей формой капиталистического предприятия сначала именно в области железнодорожного транспорта.

Акционерные общества стали быстро расти, как развитие новой системы производственных отношений в кредитной сфере. На этот рост оказывало влияние машинной индустрии и железнодорожного строительства, что было

новым достижением в развитии производительных сил.

К. Маркс писал: "Мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведет некоторые отдельные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив, централизация посредством акционерных обществ осуществила это в один миг" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 23, С. 642). Едва рабовладельческий Юг, тормозивший экономическое развитие страны, потерпел поражение, невиданными темпами развернулось строительство железных дорог, и резко

возросла добыча железной руды и угля, золота и серебра. Лишь в период с 1867 по 1873 год было сооружено 54 тыс. км железных дорог.

Изменившийся уровень развития производительных сил общества, владеющих теперь и судоходством и бурно развивающейся системой железнодорожного транспорта "в один миг" уничтожил, созданные Ассоциацией лоцманов,

производственные отношения. Но они не исчезли окончательно. Они перешли на качественно другой уровень. Их границы расширились, а система связей усложнилась. Правительство стало на путь раздачи государственных земель компаниям, прокладывающим железные дороги. Новые законопроекты и законы о централизованной системе банков, защите имущественных прав, высоких протекционистских тарифах - все это в корне меняло производственные отношения в обществе, и были на руку интересам капиталистов, то есть опять пришли в соответствие с

производительными силами.

Причины падения Ассоциации лоцманов. Преодоление технических противоречий, как источник развития производительных сил

Даже формальная логика представляет, прежде всего, метод для отыскания
новых результатов, для перехода от неизвестного к известному; то же самое, только
в гораздо более высоком смысле, представляет собой диалектика.

Ф. Энгельс

Рождение, процесс развития и совершенствования техники, также является источником развития производительных сил. Этот процесс развития техники также осуществляется диалектически, то есть через преодоление противоречий.

И в этом случае движущей силой развития производительных сил является также - естественное стремление человека - это облегчение условий своего труда. Ранее этот вопрос был подробно рассмотрен.

Советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер (также писавший увлекательные, насыщенные идеями научно-фантастические произведения под псевдонимом Г. Альтов) первым в мире осознал, что техника, которую создает человечество для своих потребностей, развивается не случайным образом и не по прихоти пусть самых талантливых изобретателей, а по особым законам и закономерностям, которые нужно познать и использовать. Эта мысль была впервые изложена им еще в 60-е годы 20-го века. Позже высказанные положения автор развил в ряде книг и в научных работах. Так зародилась наука, получившая впоследствии название Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ.

Анализ многих тысяч изобретений выявил, что при всем многообразии технических противоречий большинство из них разрешается 40 основными приемами. Работа по составлению списка таких приемов была начата Г. С. Альтшуллером еще на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Приемы эти и сейчас представляют для изобретателей большую эвристическую ценность. Их знание во многих случаях позволяет облегчить поиск ответа.

Приемы указывают лишь общее направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа останется за человеком.

Покажем, что в нашей истории об Ассоциации лоцманов найденный способ вести двенадцать грузовых барж за кормой паршивенького буксирчика, который упростил грузоперевозки по Миссисипи, также являлся закономерностью в развитии.

В чем в нашей технической задаче заключалось противоречие? Оно вытекает из двух следующих взаимоисключающих утверждений:

- водоизмещение водного транспортного средства должно быть большим для возможно большей транспортировки груза;

- водоизмещение должно быть маленьким ввиду сложности навигации по Миссисипи.

В общем виде, показывающего физическую сущность рассматриваемых явлений, это противоречие звучит так: увеличивая вес подвижного объекта, ухудшаются условия его эксплуатации.

В ТРИЗ существует таблица выбора приема устранения технических противоречий. Воспользуемся ей.

В вертикальной колонке находим тот параметр, который нужно изменить: вес подвижного объекта.

В горизонтальной колонке параметр, который недопустимо ухудшается, если использовать известные способы: удобство эксплуатации.

На пересечении выбранных колонок выберем номера приемов, рекомендованных в этом случае. То есть разложением технического противоречия на две части - находим прием его преодоления.

Выберем подходящие к нашему случаю приемы:

Вынесение: Отделить от объекта "мешающую" часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство.

Местное качество: а) перейти от однородной структуры объекта или внешней среды (внешнего воздействия) к неоднородной; б) разные части объекта должны выполнять различные функции; в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

"Посредник": а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие; б) на время присоединить к объекту другой (легкоудалимый) объект.

Посмотрите внимательно на возможности каждого приема применительно к нашей задаче. Вы увидите, что некоторые решения дают нам результат, предложенный гениальным человеком с Атлантического побережья.

Например, используем прием местное качество - разные части объекта должны выполнять различные функции. Пароход выполняет две функции, как средство передвижения по реке и как контейнер для груза. А согласно приему "посредник" получаем легкоудаляемый объект в виде буксирчика, берущий на себя функцию средства передвижения и баржу, берущую функцию контейнера.

Далее, опять воспользуемся приемом местное качество - замена структуры объекта.

Заменим один контейнер (баржу) на несколько - получим гибкость, водоизмещение каждой баржи в этом случае можно уменьшить. А за счет увеличения количества барж, можно груза транспортировать не меньше, а даже больше чем позволяли пароходы.

Еще раз отмечу, что сами приемы еще не дают конкретного решения и не освобождают от обязанности думать.

Кроме того, необходимо отметить, что крест на системе "бюллетеней" был поставлен преодолением еще одного противоречия - административного, говоря языком ТРИЗ. Сформулируем его:

- для безопасного вождения судов лоцман должен обладать всей полнотой информации о фарватере;

- с точки зрения психологии человеческого восприятия, объем информации о фарватере у лоцмана должно быть не больше, чем нужно для оперативного принятия решения.

В этот раз таблица нам не нужна.

Существует два основных принципа разрешения противоречивых требований

- разделение противоречивых свойств в пространстве и времени.

В общем виде решение будет выглядеть так: в каждый текущий момент времени двигаясь по реке, лоцман должен получать необходимую информацию о фарватере.

Результат - оборудование всей протяженности реки сигналами - бакенами, которые необходимы для обозначения опасностей и для ограждения фарватера.

Обслуживание этой системы может осуществляться специальной наземной службой, работа которой заключается в разбиении всей длины реки на маленькие участки, за которыми в состоянии следить один-два человека,

с закреплением за ними ответственности за правильность промеров и ограждение фарватера.

Окончательный промышленный переворот в США

Марк Твен в своем рассказе упомянул о Гражданской войне в США (1861-1865 гг.). Не обойдем ее и мы вниманием. Покажем, что движущей силой этой войны также явилось всепроницающая сила пара, прирученного человеком.

Гражданская война в США явилась закономерным результатом резкого обострения экономических и политических противоречий между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом.

Изначально на судьбы рабовладельческого Юга сильно повлияли рост текстильной промышленности в Англии в период промышленного переворота и появление новой товарной культуры - хлопка.

В 19-м веке в Англии была самая развитая в мире, а значит, и наиболее экономически эффективная промышленность, в том числе текстильная. И Англия выступала сторонницей свободной мировой торговли - фритредерства. И фермеры Юга США без проблем продавали свой хлопок в Англию.

Это дало толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. Промышленный переворот вызвал резкое увеличение спроса на хлопок.

Число негров-рабов на Юге увеличилось с 678 тыс. в 1790 до 4 млн. в 1860. В 1790 в США было произведено около 3 тыс. кип хлопка (по 1000 фунтов каждая), к 1860 производство хлопка выросло до 3841 тыс. кип.

Но промышленники Севера сами желали создать свой единый национальный рынок, желали развивать собственную текстильную промышленность на основе использования паровых машин и местного хлопка. Но они, естественно, не могли так же хорошо за него платить, как англичане, вернее поставлять Югу недорогие потребительские товары, как это делала Англия.

Но зато Юг входил в Соединенные Штаты, и его торговлю с Англией можно было осложнить и сделать дороже. Для этого промышленники Севера добились введения протекционистских тарифов для ввозимых товаров. Англия ответила тем, что перестала импортировать хлопок с Юга. В результате южные штаты оказались в двойном финансовом капкане - их заставили платить больше за большую часть потребительских товаров, в то время как доходы от экспорта хлопка резко снизились.

Результатом конфликта интересов Севера и Юга стала четырехлетняя война.

То есть существующий уровень развития производительных сил вступил в противоречие с существующими производственными отношениями. Сила пара стремилась окончательно распрямить плечи производительным силам.

В 1860 президентом США был избран кандидат Республиканской партии А.Линкольн. Для Демократической партии, в которой было очень сильно влияние рабовладельцев, это означало потерю власти в национальном масштабе. В ответ на избрание Линкольна рабовладельцы объявили о выходе южных рабовладельческих штатов из Союза штатов и начали подготовку к гражданской войне. В феврале 1861 в Монтгомери (штата Алабама) была создана Конфедерация рабовладельческих штатов, в которую вошло 11 из 34 штатов США.

В то же время президент Линкольн сразу же понял, что Конфедерация, обладавшая значительно более низким промышленным потенциалом, будет вынуждена обратиться за помощью к другим странам, в первую очередь к

Англии и Франции. Поэтому важным элементом этой войны была морская блокада всего побережья южных штатов - от Южной Каролины до Техаса.

Сейчас многие почему-то ошибочно считают, что война велась за права негров. Но причем же здесь были негры?

Еще до начала гражданской войны негритянский вопрос стал причиной многообразных форм борьбы и в переносном и в прямом смысле слова, объективно став органической частью интересов буржуазии северных штатов, ибо процветавшие на Юге рабство и крупное землевладение сковывали развитие страны по капиталистическому пути.

После введения морской блокады Линкольн получил повод издать предварительную Прокламацию об освобождении рабов. Она провозглашала, что с 1 января 1863 г. все рабы в мятежных штатах станут свободными. Они получали право поступления в армию и флот. Хотя фактически с самого начала Гражданской войны беглых рабов принимали в армию Севера. К ним относились как к "военной контрабанде". Но после издания прокламации начался регулярный призыв и обучение чернокожих бойцов, которые отличились во всех битвах от Виржинии до Миссисипи. Негры оказали ожесточённое сопротивление наступлению бывших рабовладельцев.

То есть республиканцам и буржуазии северных штатов было на руку использовать борьбу негров и революционное движение на Юге и иметь их в качестве опоры для укрепления своей политической власти.

Обе стороны начали войну, рассчитывая на быстрый успех. У Севера был решающий перевес в материальных ресурсах. 23 штата с 22 миллионами человек противостояли 11 южным штатам с 9 миллионами жителей.

Превосходство индустрии Севера было еще более ощутимым, чем перевес в живой силе, и это давало возможность обеспечивать армию оружием, боеприпасами, одеждой - всем необходимым. Разветвленная железнодорожная сеть также облегчала северянам ведение военных действий.

Юг, затовариваясь хлопком, так до конца войны и не создал ни ткацкой ни какой другой промышленности, и солдаты-южане ходили в обносках и рыжих штанах из домотканой материи. Будете еще раз смотреть фильм "Унесенные ветром" - обратите на это внимание, там детали соблюдены точно. Рекомендую также прочесть по этой теме интереснейшую книгу Жуль Верна "Война Севера и Юга".

Подрыв власти южных плантаторов открыл дорогу для быстрого капиталистического развития уже в 1-е десятилетие после окончания Гражданской войны.

В эти годы в США заканчивался промышленный переворот. Паровые машины теперь были всюду...

Производственные отношения пришли в соответствие на этом этапе уровню развития производительных сил.

Выводы

Итак, к каким обобщениям мы подошли в результате нашего диалектического анализа?

Изменения производственных отношений. На протяжении всего рассказа мы с вами шаг за шагом убеждались, что изменения производственных отношений зависят от развития производительных сил. Таков закон общественного развития. Ибо условием всякого общественного производства является то, что отношения, в которые вступают люди,

осуществляя производство, должны соответствовать типу производства, которое люди осуществляют. Следовательно, общий закон экономического развития состоит именно в том, что производственные отношения должны необходимо соответствовать характеру производительных сил.

Почему же, следовательно, развитие производительных сил вызывает необходимость изменения производственных отношений?

Производственные отношения, не могут не иметь влияния на развитие производительных сил. Они либо ускоряют, либо замедляют их развитие.

Как мы видели, люди стремятся развивать свои производительные силы. Следовательно, существует тенденция прогрессивного развития производительных сил. Последние являются "наиболее подвижным и

революционным элементом производства". С другой стороны, что касается производственных отношений, то, раз возникнув, они стремятся остаться неизменными: экономическая структура общества, формы собственности, общественный строй являются консервативным фактором, противящимся изменениям.

По этой причине отношение между производственными отношениями и производительными силами является противоречивым. В то время как производительные силы имеют тенденцию изменяться, производственные отношения имеют тенденцию оставаться неизменными. Следовательно, те же самые производственные отношения, которые некогда способствовали развитию производительных сил, теперь начинают препятствовать этому развитию и превращаются в его оковы. Когда это происходит, то, очевидно, что между производственными отношениями и производительными силами существует не соответствие, а конфликт.

Прогрессивное развитие производительных сил является законом человеческой истории, действующим, несмотря на все зигзаги и попятные движения. Все, что препятствует этому неодолимому развитию, обречено рано или поздно на исчезновение. Таким образом, когда производственные отношения перестают ускорять и начинают замедлять развитие

производительных сил, тогда приближается время, когда общественный строй, основанный на этих отношениях, погибает.

Общая картина общественного развития от одной системы производственных отношений к другой следующая.

Прежде всего, производственные отношения возникают в соответствии с уровнем развития производительных сил и служат формами развития производительных сил. Однако наступает время, когда дальнейшее развитие производительных сил приходит в конфликт с существующими

производственными отношениями. Из форм развития общественных производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Затем наступает период революционного изменения, когда один тип производственных отношений заменяется другим.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Нам с вами пришлось убедиться, что диалектический метод есть не что иное, как метод изучения и понимания вещей в их действительном изменении и развитии.

Диалектический метод, прежде всего, требует, чтобы мы рассматривали вещи не каждую саму по себе, а всегда во взаимосвязи с другими вещами. Принцип изучения предметов в их взаимосвязи и взаимообусловленности является также очень важным принципом науки. Ученые, которые

анализируют предметы и рассматривают их различные свойства, очень часто забывают, что предметы, которые они могут рассматривать изолированно, не существуют изолированно. А это ведет к серьезным недоразумениям.

Иногда воображают, что диалектика - это предвзятая схема, под шаблон которой будто бы должно подходить все, что угодно. Это прямо противоположно правде о диалектике. Применять диалектический метод -это не значит пользоваться предвзятой схемой и пытаться подогнать под

нее все, что угодно. Нет, это значит изучать вещи такими, каковыми они являются в действительности, в их действительной взаимосвязи и движении.

Теперь можно попытаться подытожить главные выводы относительно диалектики. Диалектика обращает внимание на взаимосвязь, изменение и развитие. Толкуемая материалистически диалектика - это "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".

Диалектический метод - это такой метод подхода к явлениям, применяя который мы обогащаем свое материалистическое понимание природы и истории и всех отдельных процессов природы и истории. Это - метод, а не общая формула и не абстрактная философская система. Он служит

руководством при изучении вещей с целью их изменения.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

Везде, где действует противоречие, существует источник развития. Эту глубокую мысль впервые высказал Гегель.

Мы можем понять процессы природы и общества, контролировать эти процессы и господствовать над ними, только благодаря пониманию их противоречий и следствий этих противоречий, только благодаря пониманию способа разрешения этих противоречий.

Противоречие является движущей силой изменения. Так, если мы хотим понять, каким образом изменяются вещи, и контролировать и использовать эти изменения, мы должны понять их противоречия.

Почему мы можем сказать, что противоречие есть движущая сила изменения? Потому, что только наличие противоречий в процессе создает те внутренние условия, которые с необходимостью вызывают изменение.

Процесс, в котором не содержалось бы никаких противоречий, просто продолжался бы все время одним и тем же образом до тех пор, пока какая-нибудь внешняя сила не прекратила бы или не видоизменила бы его. Движение без противоречий представляло бы собой беспрестанное

повторение одного и того же движения. Именно наличие противоречий, то есть противоречивых тенденций движения, или единства и борьбы противоположностей, вызывает изменения движения в ходе процесса.

Представьте себе, если сможете, общество без противоречий. Это было бы общество, где люди, постоянно выполняя одни и те же операции одним и тем же способом, удовлетворяли бы все свои потребности. Такое общество никогда не изменялось бы. В этом обществе постоянно бы происходило движение, однако это движение всегда было бы тем же самым, поскольку люди все время выполняли бы известные операции. Происходил бы процесс, но это был бы процесс повторения. Однако подобное общество не существует и не могло бы никогда существовать потому, что вследствие самой природы условий человеческой жизни всегда должны быть

противоречия в обществе.

Удовлетворяя свои потребности, люди создают новые неудовлетворенные потребности, а, развивая свои производительные силы, они создают такое положение дел, когда им необходимо изменить свои общественные отношения и учреждения в соответствии с этими производительными силами. Вот почему происходят изменения в обществе. Общественный

процесс не есть процесс повторения, напротив, он представляет собой процесс, в котором происходят новые вещи и явления.

Политическая экономия - интересная наука...

Посмотрим, какое определение дают энциклопедии и справочники политической экономии.

Политическая экономия - это наука, изучающая производственные отношения людей в их взаимосвязи с производительными силами. Она выясняет законы, управляющие производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества.

Мы с вами подробно рассмотрели историю, рассказанную нам Марком Твеном, и даже вышли за ее рамки с целью рассмотрения Ассоциации лоцманов не как изолированного общественного организма.

На примере этой истории мы выявили значимость закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

С помощью диалектического анализа этот закон получил предметное наполнение.

То, что мы так подробно рассматривали на страницах этой статьи - это была попытка научного анализа в рамках такой интересной и захватывающей науки, как политическая экономия.

Диалектике учимся у К. Маркса.

В "Капитале" Карла Маркса дана диалектика буржуазного общества. Анализируя капиталистический способ производства, исследуя диалектику его возникновения, развития и гибели, Маркс обогащает диалектику, т.е. те принципы диалектики, которые имеют значение для изучения любой формы общественной жизни, для метода всякого познания и которые не

умирают вместе со смертью буржуазного строя.

Научное изучение общества показывает, что человеческая история развивается от стадии к стадии в соответствии с определенными законами. Сами люди представляют собой действующую силу в этом развитии. Познавая законы развития общества, мы, следовательно, можем направлять нашу деятельность и творить наше собственное будущее.

Смотри ЧЕМУ УЧИТ СУДЬБА АССОЦИАЦИИ ЛОЦМАНОВ МИССИСИПИ


Главная    Конференция    Диалектика как метод познания процесса развития общества