Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ 1,95    Люблю!

>Люблю!

В. Б. Крячко

Валентина Борисовна Крячко Инженер-акустик, ныне пенсионер.

Выпускница (второй выпуск), преподаватель и член методсоаета ВНУТТ. Обучает все возрастные категории слушателей.

Интересы в ТРИЗ: методика преподавания АРИЗ.

Член Ассоциации ТРИЗ.

Увлечения: педагогика, садовый участок, человеческое общение.

195268, Россия, Санкт-Петербург, Апрельская 6, корп. 2, кв. 46

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

Библия, 1 Кор.13:2

В середине семидесятых годов в коридоре института, где я тогда работала, я увидела плакат, рекламирующий обучение ТРИЗ. Известные слова: «история техники», «системный анализ», «развитие творческого воображения» — не особенно зацепили, зато - слова «алгоритм решения изобретательских задач» поразили то ли нелепостью сочетания, то ли нахальством обещания. Поскольку я тогда была уже «свободной женщиной» (муж ушел пару лет назад), мне показалось, что стать немного погениальнее значительно интереснее, чем осваивать вязание шарфиков и кофточек; я сразу же записалась в университет и с трудом дождалась начала занятий — 1 октября 1977 года.

Как всегда, к началу первого занятия я опоздала — Волюслав Владимирович Митрофанов уже начал первую лекцию. Небольшая аудитория на Невском проспекте в НТО «Машпром» была забита до отказа. До сих пор не понимаю, почему я пришла на второе занятие — может быть, потому, что Митрофанов упомянул о том, что после окончания НУНТТ можно преподавать, а я уже давно хотела попасть преподавателем в ПТУ.

От первого курса в памяти остались несколько ярких моментов. После того как В. В. Митрофанов закончил занятия о простых приемах фантазирования, один из слушателей привел пример использования инверсии из своей практики. Для того чтобы не срывать парообразование в электротитане при подливе свежей воды, он поменял местами подвод воды и нагреватель, что дало хороший результат. Было очень ярким занятие по оператору РВС. Митрофанов «зашвыривал» задачу, как теннисный мяч, то в одну, то в другую бесконечность, и как-то параллельно с этим, как будто независимо, в голове один за другим возникали образы с конкретной идеей решения. Я и дома и на работе рекламировала этот оператор и решала все мыслимые и немыслимые проблемы с его помощью.

Пошел второй год обучения. В моем тогдашнем восприятии это был фейерверк мыслей, эмоций, экспромтов. Я не пропустила ни одного занятия. Попробуйте съездить в командировку в Богом забытый Богучар, упросить производственников сверхурочно (!), за сутки починить мешок калькуляторов, пробиться через заносы на автобусе, придвинуть, чуть ли не вручную, уже отодвинутый самолетный трап для того, чтобы прямо с самолета успеть на лекцию Злотина.

В год моего окончания НУНТТ был организован третий курс, где занимались в основном ФСА. На эти занятия Борис Злотин впервые принес контактор, ставший потом очень известным в ФСА-шной литературе — на учебных занятиях мы сделали до полусотни усовершенствований этого изделия. Одно предложение было внедрено чуть ли не мгновенно, на моих глазах, что произвело на меня сильное впечатление.

Тогда же я училась и у Володи Петрова, организовавшего «Школу молодого изобретателя» у нас на предприятии. В этой школе- я скоро осталась практически в одиночестве, но не бросала ее — мне очень нравился стиль преподавания Петрова. Он читал лекции очень четко, в то же время - вдохновенно. Впоследствии я пыталась копировать этот стиль, как и манеру Митрофанова,— но безуспешно.

Дипломную работу по окончании НУНТТ я писала, применив АРИЗ для педагогической задачи: «Необходимо обучать абитуриентов физике, но они не ощущают такой необходимости». В результате решения задачи мною был переоткрыт метод проблемного обучения, о котором я к стыду своему, но к чести АРИЗ, узнала только после защиты. С оценкой работы выступила Нина Петровна Линькова, уверенная в том, что в основе моего диплома лежала ее книга «Откуда берутся изобретатели» — парадокс состоял в том, что я с книгой Линьковой не была знакома, а вышла на контрольные решения педагогических задач сама, с помощью АРИЗ.

В 1977-80 годах Петров и Литвин перекинули на меня школу на нашем предприятии. Я оказалась лицом к лицу перед настоящим ТРИЗ. Работать оказалось сложнее, чем на подготовительных курсах. Вместе с Ариадной Николаевной Гариной-Домченко опубликовала первую статью о ТРИЗ в журнале «Профтехобразование» (№ 12, 1980). В том же году начала преподавать и в НУНТТ.

Мне поручили новый практикум по решению задач на первом курсе. Напутствие я получила от Бориса Злотина, ввалившегося на одно из первых моих занятий, а позже резюмировавшего так: «Шел мимо, зашел на огонек, а тут Валя с деловым видом на память приемы по номерам шпарит».

Со следующего учебного года я начала в НУНТТ практику каждую пятницу, с октября по май. В 1981-82 гг. моя деятельность уже не ограничивалась НУНТТ. Одним из первых, независимых от родного НУНТТ, мероприятий было длительное сотрудничество с родительским клубом «Росток». Активные родители сами нашли меня на традиционном ежегодном Ленинградском семинаре, я предложила учить ТРИЗ родителей, чтобы не перекладывать творческое общение со своим ребенком на чужих теть.

После первых занятий осталось шестеро самых дотошных, которые учились два года: два инженера (мама и папа), филолог (папа), аспирант (папа), биолог-химик (мама), учитель немецкого языка (мама). Двое позже поступили в НУНТТ, папа-филолог оставил филологию и вернулся к профессии своей юности (настройщик автоматов), мама-инженер, имея трех детей, без отрыва от работы родила четвертого (в воду). Когда началась перестройка, она нашла еще одну работу, соответствующую ее убеждениям, взяла патент, а потом освоила с подросшими детьми дачный участок.

. Мы начали с РТВ и постепенно усвоили весь ТРИЗ. Мы стали скорее друзьями, чем обучающейся группой. Когда, заболев, я потеряла голос, мои ученики помогли мне найти врача, который сделал, по мнению специалистов, невозможное. Когда пьяные бульдозеристы перепортили мне садовый участок, переломали и смешали с грязью заготовленный лес, именно эта компания выручила меня: то один, то другой, иногда с детьми, ездили со мной и спасали то, что еще можно было спасти. В этой группе я нашла один методический прием: поскольку окончательной кашей целью было обучение детей ТРИЗ (через родителей), на каждом занятии мы разбирали отчеты по домашним беседам с детьми, что не исключало заданий взрослым.

Начиная с 1982 года начались «вылазки» в другие города. Первое выступление спровоцировал Генрих Саулович. Он узнал, что я собираюсь в командировку на большое предприятие вблизи Феодосии, и написал об этом феодосийским тризовцам. Когда я пришла в первый день на работу, в бюро пропусков для меня лежала записка — мне подготовили группу. У меня с собой не было ничего: ни книжек, ни записок, ни пособий. В библиотеке их тоже не было, но все-таки я справилась. Запомнился случай, как во время рассказа об обнаружении течей в холодильниках двое слушателей заволновались, а потом поехали срочно искать по Крыму люминофор, т.к. их мучила та же проблема. Они проездили три дня, явились на последнее занятие и выразили мне «громадную благодарность за практическую помощь в работе».

Каждая группа, с которой я работала, вносила что-то свое в методику моего преподавания. От учеников я этого никогда не скрываю. Поэтому все группы в конце обучения хотят узнать, что же новенького внесли они. Я отвечаю. Благодаря этому я отдаю себе отчет в тех изменениях, которые появились. В течение нескольких лет вела в НУНТТ на втором курсе ликбез по педагогике, ораторскому искусству, психологии и педагогике. Я регулярно каждый год давала слушателям одинаковые анкеты, где неизменно фигурировал вопрос: «Должен ли учитель любить ученика?» (Имелось в виду — для качественного обучения.) Как правило, подавляющее большинство педагогов отвечало на этот вопрос отрицательно. Был один выпуск, когда все 100% ответили отрицательно. На мой взгляд, это страшно. Может быть, даже указывает на вырождение основных нравственных устоев общества. Анкетирование проводилось с 1983 по 1990 год — до перестройки в ее ранней стадии. Не пришло ли время жатвы?

...Что сеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.


Главная    ПРОЕКТЫ    Журнал ТРИЗ 1,95    Люблю!