Главная    Инструменты     ТПАнализ: задача об автобусе

Размещено на сайте 11.04.2008.

ТПАнализ: задача об автобусе

Эдуард Курги (Россия)

Материал поступил в редакцию Методолога 9 апреля 2008г.


Автобус (сокращение от «автомобиль-омнибус») — автомобиль, предназначенный для перевозки 8 и более пассажиров.

Самый первый автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик, а демонстрация его состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Это была машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894-1895 годах на заводе «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц.

Изображение:Erste Benzin-Omnibus der Welt.jpg

Первый городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне.

В настоящее время основная масса городских автобусных перевозок приходится на автобусы средней вместимости (70-80 пассажиров).

ТП-формулировка задачи

Словесная формулировка задачи

Для увеличения объемов пассажирских перевозок предлагается удлинить корпус автобусов, что позволит увеличить их вместимость (то есть увеличить количество пассажиров). Но при этом автобус теряет в маневренности (то есть возникают проблемы с поворотом на перекрестках).

Объекты задачи – Автобус, Водитель, Пассажиры, Перекресток.

Цель задачи (ЦЗ) – улучшение параметров «вместимость» и «поворачиваемость» автобуса.

Надцель задачи (НадЦЗ) – увеличение объемов автобусных пассажирских перевозок.

Наднадцель задачи (НадНадЦЗ) – решение проблем городского пассажирского транспорта, связанных с ростом пассажирского потока.

Графическая формулировка задачи

Диаграммная формулировка задачи

Проходной путь решения задачи

Как достичь ЦЗ за счет изменения Автобуса?

Направления решения

Концепции решений

НР

Суть КР

КР

НР1

 

 

НР2

Автобус-гармошка.

КР1

НР3

Двухэтажный Автобус.

КР2

НР4

Удлиненный до пределов Поворачиваемости Автобус с автоматической системой вписывания в поворот (или без автоматической системы, но с укорочением корпуса, достаточным для возможных отклонений при повороте Автобуса в ручном режиме).

КР3

Обходной путь решения задачи

Как достичь ЦЗ и НадЦЗ за счет изменения неузловых объектов задачи (Водитель, Пассажиры, Перекресток) и внеобъектов задачи (ПДД, Маршрут)?

Направления решения

 

Объекты задачи

Внеобъекты задачи

Водитель

Пассажиры

Перекресток

ПДД

Маршрут

ПП

L↑↓

 

 

 

 

 

L↑

 

 

НР3 – Как с помощью Перекрестка достичь хорошей Повора-
чиваемости длинного Автобуса (ЦЗ)?

 

НР5 – Как с помощью Маршрута достичь (не выходя за рамки длинного Автобуса) увеличения объемов автобусных пассажир-
ских перевозок (НадЦЗ)?

L↓

НР1 – Как с помощью Водителя короткого Автобуса достичь увеличения объемов автобусных пассажир-
ских перевозок (НадЦЗ)?

НР2 – Как с помощью Пассажиров короткого Автобуса достичь повышения Вместимости (ЦЗ)?

 

НР4 – Как с помощью ПДД достичь (не выходя за рамки короткого Автобуса) увеличения объемов автобусных пассажир-
ских перевозок (НадЦЗ)?

 

L

 

 

 

 

 

неПП

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Ячейки матрицы НР заполнены выборочно для удобства восприятия данной статьи.

2. ПДД – Правила дорожного движения.

Концепции решений

НР

Суть КР

КР

НР1

Ускорение скорости движения коротких Автобусов за счет роста мастерства Водителей.

КР4

НР2

Увеличение числа стоячих мест за счет уменьшения числа сидячих мест в коротком Автобусе.

КР5

НР3

Закругленные края Перекрестка.

КР6

НР4

Разрешение правых поворотов на красный цвет светофора (после пропуска пешеходов).

КР7

НР5

Маршрут без поворотов на «плохих» Перекрестках.

КР8

Отходной путь решения задачи

Как достичь НадЦЗ и НадНадЦЗ за счет изменения внеобъектов задачи (Дом, Работа, Микроавтобусы, Такси)?

Направления решения

 

Внеобъекты задачи

Дом

Работа

Микроавтобусы

Такси

...

ПП

L↑↓

 

 

 

 

 

L↑

 

 

 

 

 

L↓

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

неПП

НР1 – Как с помощью Дома решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?

НР2– Как с помощью Работы решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?

НР3– Как с помощью Микроавтобусов решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?

НР4– Как с помощью Такси решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?

 

Примечания:

1. Ячейки матрицы НР заполнены выборочно для удобства восприятия данной статьи.

Концепции решений

НР

Суть КР

КР

НР1

Содействие в поиске работы вблизи Дома, чтобы снизить время поездки на автобусах (вплоть до полного отказа от автобусных поездок).

КР9

НР2

Сдвиг графиков Работы, чтобы разгрузить автобусы в часы пик.

КР10

НР3

Микроавтобусные перевозки, в том числе, по маршрутам, где есть «плохие» для поворачиваемости длинных автобусов перекрестки.

КР11

НР4

Радиотелефонное диспетчирование работы Такси с целью минимизации платы за проезд, что, в свою очередь, «оттянет» часть пассажиров с автобусных маршрутов.

КР12

Сводная матрица

Техно-экономическая оценка решений

Примечания:

1. Для удобства восприятия данной статьи приведена только диаграмма для параметра «Вместимость Автобуса» с концепциями решений (КР1, КР2 и КР3), полученными в рамках проходного пути решения задачи.

Заключение

ТПАнализ предполагает одновременное видение целого спектра направлений решений. При этом выявляются как направления, связанные с изменением рассматриваемой ТС, так и направления, связанные с изменением других систем, прямо или косвенно связанных с данной ТС.

Появляющиеся в процессе ТПАнализа решения (особенно это касается идеальных решений) не всегда реализуемы на практике, поэтому рекомендуется отсеивать их сразу, чтобы не «захламлять» поле решений. Но можно также учитывать их с последующим более детальным анализом на реализуемость и патентоспособность. Так как первая критическая оценка таких решений может быть поверхностной и даже при практической нереализуемости возникает много случаев целесообразности их патентования.

Литература

1. Курги Э.Э. ТПАнализ: основные положения. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.

2. Автобус. Сайт «Википедия», 2008.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Инструменты     ТПАнализ: задача об автобусе