Размещено на сайте 11.04.2008.
ТПАнализ: задача об автобусе
Эдуард Курги (Россия)
Материал поступил в редакцию Методолога 9 апреля 2008г.
Автобус (сокращение от «автомобиль-омнибус») — автомобиль, предназначенный для перевозки 8 и более пассажиров.
Самый первый автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик, а демонстрация его состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне, Корноулл (Англия). Это была машина с паровым двигателем, которая могла перевозить 8 пассажиров.
Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894-1895 годах на заводе «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц.
Первый городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне.
В настоящее время основная масса городских автобусных перевозок приходится на автобусы средней вместимости (70-80 пассажиров).
Словесная формулировка задачи
Для увеличения объемов пассажирских перевозок предлагается удлинить корпус автобусов, что позволит увеличить их вместимость (то есть увеличить количество пассажиров). Но при этом автобус теряет в маневренности (то есть возникают проблемы с поворотом на перекрестках).
Объекты задачи – Автобус, Водитель, Пассажиры, Перекресток.
Цель задачи (ЦЗ) – улучшение параметров «вместимость» и «поворачиваемость» автобуса.
Надцель задачи (НадЦЗ) – увеличение объемов автобусных пассажирских перевозок.
Наднадцель задачи (НадНадЦЗ) – решение проблем городского пассажирского транспорта, связанных с ростом пассажирского потока.
Графическая формулировка задачи
Диаграммная формулировка задачи
Проходной путь решения задачи
Как достичь ЦЗ за счет изменения Автобуса?
Направления решения
Концепции решений
НР
|
Суть КР
|
КР
|
НР1
|
|
|
НР2
|
Автобус-гармошка.
|
КР1
|
НР3
|
Двухэтажный Автобус.
|
КР2
|
НР4
|
Удлиненный до пределов Поворачиваемости Автобус с автоматической системой вписывания в поворот (или без автоматической системы, но с укорочением корпуса, достаточным для возможных отклонений при повороте Автобуса в ручном режиме).
|
КР3
|
Обходной путь решения задачи
Как достичь ЦЗ и НадЦЗ за счет изменения неузловых объектов задачи (Водитель, Пассажиры, Перекресток) и внеобъектов задачи (ПДД, Маршрут)?
Направления решения
|
Объекты задачи
|
Внеобъекты задачи
|
Водитель
|
Пассажиры
|
Перекресток
|
ПДД
|
Маршрут
|
ПП
|
L↑↓
|
|
|
|
|
|
L↑
|
|
|
НР3 – Как с помощью Перекрестка достичь хорошей Повора- чиваемости длинного Автобуса (ЦЗ)?
|
|
НР5 – Как с помощью Маршрута достичь (не выходя за рамки длинного Автобуса) увеличения объемов автобусных пассажир- ских перевозок (НадЦЗ)?
|
L↓
|
НР1 – Как с помощью Водителя короткого Автобуса достичь увеличения объемов автобусных пассажир- ских перевозок (НадЦЗ)?
|
НР2 – Как с помощью Пассажиров короткого Автобуса достичь повышения Вместимости (ЦЗ)?
|
|
НР4 – Как с помощью ПДД достичь (не выходя за рамки короткого Автобуса) увеличения объемов автобусных пассажир- ских перевозок (НадЦЗ)?
|
|
L↑↓
|
|
|
|
|
|
неПП
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. Ячейки матрицы НР заполнены выборочно для удобства восприятия данной статьи.
2. ПДД – Правила дорожного движения.
Концепции решений
НР
|
Суть КР
|
КР
|
НР1
|
Ускорение скорости движения коротких Автобусов за счет роста мастерства Водителей.
|
КР4
|
НР2
|
Увеличение числа стоячих мест за счет уменьшения числа сидячих мест в коротком Автобусе.
|
КР5
|
НР3
|
Закругленные края Перекрестка.
|
КР6
|
НР4
|
Разрешение правых поворотов на красный цвет светофора (после пропуска пешеходов).
|
КР7
|
НР5
|
Маршрут без поворотов на «плохих» Перекрестках.
|
КР8
|
Отходной путь решения задачи
Как достичь НадЦЗ и НадНадЦЗ за счет изменения внеобъектов задачи (Дом, Работа, Микроавтобусы, Такси)?
Направления решения
|
Внеобъекты задачи
|
Дом
|
Работа
|
Микроавтобусы
|
Такси
|
...
|
ПП
|
L↑↓
|
|
|
|
|
|
L↑
|
|
|
|
|
|
L↓
|
|
|
|
|
|
L↑↓
|
|
|
|
|
|
неПП
|
НР1 – Как с помощью Дома решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?
|
НР2– Как с помощью Работы решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?
|
НР3– Как с помощью Микроавтобусов решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?
|
НР4– Как с помощью Такси решить проблемы городского пассажирского транспорта, связанные с ростом пассажирского потока (НадНадЦЗ)?
|
|
Примечания:
1. Ячейки матрицы НР заполнены выборочно для удобства восприятия данной статьи.
Концепции решений
НР
|
Суть КР
|
КР
|
НР1
|
Содействие в поиске работы вблизи Дома, чтобы снизить время поездки на автобусах (вплоть до полного отказа от автобусных поездок).
|
КР9
|
НР2
|
Сдвиг графиков Работы, чтобы разгрузить автобусы в часы пик.
|
КР10
|
НР3
|
Микроавтобусные перевозки, в том числе, по маршрутам, где есть «плохие» для поворачиваемости длинных автобусов перекрестки.
|
КР11
|
НР4
|
Радиотелефонное диспетчирование работы Такси с целью минимизации платы за проезд, что, в свою очередь, «оттянет» часть пассажиров с автобусных маршрутов.
|
КР12
|
Техно-экономическая оценка решений
Примечания:
1. Для удобства восприятия данной статьи приведена только диаграмма для параметра «Вместимость Автобуса» с концепциями решений (КР1, КР2 и КР3), полученными в рамках проходного пути решения задачи.
ТПАнализ предполагает одновременное видение целого спектра направлений решений. При этом выявляются как направления, связанные с изменением рассматриваемой ТС, так и направления, связанные с изменением других систем, прямо или косвенно связанных с данной ТС.
Появляющиеся в процессе ТПАнализа решения (особенно это касается идеальных решений) не всегда реализуемы на практике, поэтому рекомендуется отсеивать их сразу, чтобы не «захламлять» поле решений. Но можно также учитывать их с последующим более детальным анализом на реализуемость и патентоспособность. Так как первая критическая оценка таких решений может быть поверхностной и даже при практической нереализуемости возникает много случаев целесообразности их патентования.
Литература
1. Курги Э.Э. ТПАнализ: основные положения. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.
2. Автобус. Сайт «Википедия», 2008.
В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.
|